Отчет о водном путешествии на каяках по рр. Оуланкайоки и Киткайоки (Oulankajoki, Kitkanjoki), июль 2010

Страна: Финляндия

Схема маршрута

Карта масштаба 1:50000 (zip-архив, 152 Mb)

Сроки проведения сплава:

Состав группы:

  1. Бекетов Константин
  2. Михайлова Анна

20 июля

Стандартно и без приключений, на своей машине доехали из Питера до г\л курорта Ruka и чуть далее – до лесной парковки на левом берегу р.Оуланкайоки ниже порога Kiutakongas. К парковке ведет замечательная лесная дорога в сосновом бору (фото 01).

21 июля

Утром пристегнули велосипед рядом с парковкой в сосновом лесочке и поехали на мост через Оуланку на трассе 950.

На южном берегу реки Оуланка справа от дороги 950 есть оборудованное место для парковки с хорошим спуском к воде. Река здесь имеет ширину около 20 метров, заметное течение. Воды немного, глубина небольшая. Вода темная, что выдает болотные истоки реки. Оставив машину на парковке, отчалили.

Почти сразу начинается озеро Iso-Sarvisuvanto с высокими скалистыми берегами (фото 02). Примерно через 3 км озеро вновь переходит в речные плесы и вскоре начинает ощущаться течение, а затем следует цепочка мелководных шивер-перекатов (фото 03), постепенно усложняющихся. Участки каменистых шивер, требующих разнообразных маневров, разделены небольшими плесами и озерами со скалистыми берегами. После характерного препятствия, где река делает очень резкий зигзаг с несильным (при низкой воде) навалом на крутую скалу правого берега, начинается знаменитый каньон Оуланки. Падение заметно увеличивается, много камней. Глубина каньона в средней его части составляет несколько десятков метров (фото 04). В большую воду прохождение каньона может оказаться достаточно сложным: река теряет в каньоне не менее 30 метров (судя по карте 1:50000). Кульминационный момент на этом участке — выраженный порог в скальной узости, издалека заметный как резкое падение русла (фото 05, фото 06). Требуется осмотр, удобнее с правого берега. Слив общей высотой примерно 1,5 метра, разделенный несколькими большими скальными выходами. Обнос очень труден из-за отвесных стен каньона. Мы проходили препятствие по правому сливу, причем я умудрился со всей дури выскочить на разделяющий поток камень и потом долго и коряво с него соскребался в каяке, пытаясь поаккуратнее свалиться сверху в косую бочечку. В итоге это удалось, благо вода при нашем низком уровне была совсем мягкой. Аня прошла чисто.

После этого ключевого отрезка река еще несколько сот метров бурлит в живописном каньоне, образуя довольно бодрую шиверу, проходит под подвесным пешеходным мостом на тропе Karhunkierros (фото 44) и через мелководье вливается в озеро Savilampi. У нас этот выход в озеро был осложнен лежащей через все русло елкой (через месяц елки уже не было).

В озере Оуланка принимает левый приток Savinajoki, не сильно уступающий по водности. Приток впадает в озеро бурной шиверой. Далее примерно 3 км до порога Taivalkongas тянется плес с высокими берегами. Перед порогом прямо посредине плеса установлен указатель, рекомендующий делать обнос препятствия (фото 07). В пороге Taivalkongas река делится на три протоки: в центральной воды нет (фото 08), и именно из ее залива начинается обустроенная тропа обноса; левая наиболее полноводная и по всей видимости самая сложная для прохождения; правая самая простая, - и для просмотра, и для преодоления. Мы проходили правой протокой. Она начинается коротким каньончиком под подвесным пешеходным мостом (рядом на правом берегу хижина для туристов и обустроеное кострище) (фото 09), затем после поворота налево следует второй слив (фото 10, 12, 13), и после небольшого участка ровной воды прижим под скалу правого берега (фото 11) и финальная мелководная «горка» (фото 14, 15). В прижиме торчала свалившаяся сверху сухая сосна, которая на наш взгляд делала это место весьма уборочным (скорее всего, после неминуемой встречи с бревном гребец вместе с лодкой отправится в неприятный карман под правой скалой, дальнейшее зависит от везения), поэтому решили после второго слива останавливаться и чалиться налево к тропе «официального» обноса. Препяствие проходили по очереди со страховкой. Благодаря небольшой мощности воды, сложностей не возникло.

После короткого (40 метров) обноса выходной части порога перекусили и сходили посмотреть на левую протоку. К ее верхней части можно подойти пешком по тропе; через протоку перекинут еще один, гораздо более протяженный подвесной мост. Но с него ничего толком не видно, кроме самого факта наличия сурового каньона и большого перепада высот в русле. Поэтому, вернувшись к лодкам, мы переплыли по озеру к устью левой протоки и поднялись пешком ее правым берегом до скального прижима. Отсюда уже видно основную часть препятствия, представляющую собой серию водопадных сливов, суммарной высотой порядка 5 м (всего должно быть 6 м, еще один метр теряется на выходной шивере) (фото 16, 17).

После порога Taivalkongas следует держаться левой стороны, чтобы не уплыть в глухой озерный залив. Через пару км ситуация повторяется, снова нужно держаться левого берега на очередном озере. Плес с отдельными быстротоками и симпатичными высокими берегами тянется до автомобильного моста возле визит-центра национального парка, что на дороге 8693 Kayla – Liikasenvaara. Под мостом натянута некая сетка, видимо для того чтобы свободно плывущие предметы не попадали в расположенные ниже пороги. Сетка свободно преодолевается. Далее после правого поворота слышен шум падающей воды и виден небольшой перепад в русле. Река делится островом на два рукава: широкий левый и более узкий и многоводный правый. Идти лучше направо, где по центру преодолевать простой слив 0,5 м. Далее быстроток и после резкого левого поворота видно как река уходит в скальный каньон. Туда не надо, посколько это начало весьма сложного порога Kiutakongas. Необходимо зачалиться к правому берегу к началу прорубленного в скалах рыбоводного канала. В большую воду часть потока уходит к этот канал; летом у нем воды нет.

Осмотр и обнос порога Kiutakongas — по набитой тропе ПБ. Порог состоит из 5 сливов, на которых река теряет в сумме 12 (по другой версии 14) метров. Первые два слива представляют основную сложность; мы отказались от их прохождения ввиду объективной опасности (фото 18, 19). Далее следует весьма фотогеничный каньон, совсем не похожий на Карелию, а скорее вызывающий ассоциации с реками Саян (фото 20). Для прохождения каньона приходится спускать лодки в суводь по крутым скалам (фото 23) (может оказаться не лишней веревка). В каньоне структура препятствий следующая: широкий слив 1 м, далее наиболее узкое место с менее выраженным сливом, но сложной и мощной струей, затем быстроток с валами и финальный слив не более 1 м, хорошо проходимый вплотную к левой скале (фото 21, 22, 24, 25).

После порога Kiutakongas небольшой плес, надо держаться основной струи, уходящей вдоль левого берега к следующему порогу, представляющему собой метровую ступеньку через все русло. В сливе большой камень ближе к правому берегу, слева от него и нужно проходить. Все это великолепие изливается в обширный омут (фото 26), на противоположной стороне которого облюбованная нами стоянка и тропа к парковке, где мы утром оставили велосипед. Ниже по течению препятствий на Оуланке нет, и река представляет интерес только для ценителей северной природы. Всего на преодоление вышеописанного сплавного участка у нас ушло около 7 часов «грязного» времени, включающего разведки, просмотры, фотографирование, обед и т.д.

Переодевшись, я тут же отправился на велосипеде за машиной, к месту сегодняшнего старта. По расстоянию получилось 35 км (14 до Kayla и 21 до моста через Оуланку), дорога хорошая, особенно шоссе 950, где получается держать скорость порядка 30 км\час (если нет встречного ветра, который может случиться весьма и весьма сильным). Таким образом, маршрут по Оуланке получается одновневным даже с автономным перегоном транспорта.

Ночевка второй раз подряд в полюбившемся нам месте Matalaniemi.

22 июля

Утром, повинуясь солнечной погоде, не менее часа лазали над левым берегом каньона Kiutakongas, фотографируя новые ракурсы порога. Попутно стали свидетелями мужественного труда людей редкой профессии: работники нацпарка специальной сеткой вылавливали под верхним сливом здоровенных рыбин (кумжа?) и после всевозможных измерений переносили в специальном тазике в суводь выше порога. Типа, помогали рыбе проходить препятствие. У нас с Анной тут же возник нешуточный спор: понимает ли кумжа, что обнесла конкретно этот порог?

Затем мы съездили в низовья Оуланкайоки к месту окончания маршрута по Киткайоки, оставили там велосипед и вещи для ночлега. Дело в том, что Киткайоки впадает в Оуланку буквально в нескольких сотнях метров от российской границы, и для выхода на дорогу нужно подняться пару км вверх по реке до местечка Jakalamutka. Здесь есть небольшая парковка и навес-«лаава» с кострищем.

От Jakalamutka 38 км по грунтовым дорогам до населенного пункта Juuma (Юма), откуда начинается нижний сплавной участок реки Киткайоки. Есть также верхний участок Kayla - Juuma, который включает несколько порогов (см.отдельное описание). При наличии времени имеет смысл не брезговать данным участком реки, тем более что до Kayla возвращаться за машиной ближе.

В Juuma оставили машину на людной парковке у начала тропы Pieni Karhunkierros, то есть «Малый Медвежий круг». Тут же рядом офис рафтинговой конторы, сплавляющей клиентов по реке. Буквально через сотню метров на протоке между озерами Ala-Juumajarvi и Jyravanjarvi первый порог Niskakoski, международная II к.с. Перепад урезов воды в озерах составляет 3 метра. Сразу становится понятно, что Киткайоки кардинально отличается от Оуланки: вода прозрачная, более холодная, и ее ГОРАЗДО больше. Препятствия мощнее и жестче. Порог прошли без просмотра по основной струе, через серию больших валов (фото 27).

После Niskakoski примерно 1 км гребли по озеру, из южного конца которого река вытекает двумя рукавами: основной правый и маловодный левый. Сразу же на выходе порог Myllykoski (Мельничный), который надо смотреть, так что приставать необходимо еще на ровной воде к правому берегу, к деревянным мосткам. Порог устроен достаточно прозаично: первый слив с поворотом и мощной бочкой (фото 28), далее валы и второй слив с бочкой поменьше. На ПБ деревянная мельница, не мешающая прохождению, над быстротоком между сливами подвесной мост. После второго слива омут и из него формируется струя к следующему порогу. Категория сложности — международная III. Пока мы осматривали препятствие, прошло 2 коммерческих рафта, задавивших бочки своими габаритами (фото 29). Решили поступить следующим образом: я обнес первый слив и сел в лодку сразу за мельницей, чтобы страховать Анну и фотографировать, и в случае необходимости вылавливать ее или лодку за вторым сливом, дабы не случилось несанкционированного прохождения следующего сложного порога Aallokoski.

Аня в соответствии с утвержденной траекторией прошла слив (фото 30), ее «без вопросов» положило в бочке, тут же промыло, она встала и уже без проблем прошла оставшуюся часть порога. Сразу за ней стартовал из своей точки и я, тоже без проблем пройдя вторую часть.

После короткого участка быстротока впадение левой маловодной протоки, и тут же начинается порог Aallokoski, категория сложности IV (международная) (фото 31). Порог надо смотреть, хотя бы для того, чтобы понять — идти в него или не идти. Он очень длинный, и запомнить все локальные препятствия все равно не получится, но общее впечатление будет яркое. Сильно смахивает на порог Пушка на Зеленчуке в период майских праздников. Большое падение, большие валы, жесткие держащие бочки. На ЛБ из-за левой протоки попасть затруднительно (мост есть выше по течению), обнос же по ПБ — сущее мучение. Тропы нет, но есть курумники, упавшие стволы и даже скальный бом (то бишь прижим). Суть препятствия заключается в следующем: каждое отдельно взятое место в этом пороге мы пройти можем, но вот их непрерывная цепь на протяжении 900 м заставляет сомневаться в успехе. Достаточно ошибиться в начале, отстрелиться, и обеспечен самосплав по очень неспокойной воде на приличное расстояние. Вдобавок, заканчивается весь этот участок водопадом Jyrava высотой 9, не то 12 метров, где можно продолбать заплывший каяк.

В итоге мы обнесли первые метров 400, сев в лодки в середине порога. Это оказалось очень мудрым решением: оставшейся части нам хватило для получения нужной дозы адреналина и четкого понимания, как же правильно мы поступили. В заключительной части порога Aallokoski реку сжимают отвесные скалы (фото 32), но зато сложность воды сильно понижается. От водопада Jyrava отделяет расширение русла с выраженным течением. Через реку здесь переброшена сетка для улавливания предметов, пассивно сплавляющихся по течению. Необходимо пристать к правому берегу к штатному месту обноса — с воды видна деревянная лестница, поднимающаяся на скалу ПБ. Рафты по ней не поднимают, а скидывают в водопад (жаль, мы это шоу пропустили). С менее габаритными плавсредствами приходится корячиться. Нам немного помогли поднять лодки клиенты рафтинга (фото 33), а заодно мы пообщались с англичанином-инструктором. Он рассказал, что порог Aallokoski пугает всех, и местные каякеры обычно подгадывают прохождение параллельно с рафтами, чтобы иметь страховку с воды.

После трудного подъема по лестнице следует не менее утомительный спуск к подножию водопада (тоже по лестнице, но не такой крутой) (фото 34). Сверху водопад виден плохо, зато снизу открывается во всей своей красе (фото 35, 36, 37). На правом берегу в 300 метрах ниже водопада стоит туристская хижина; а на левом есть хорошая стоянка с кострищем. По ЛБ можно подойти к водопаду вплотную.

После 300-метрового плеса река поворачивает влево и начинается очень красивый и протяженный порожистый участок. Категория сложности - I международная. По берегам скалы высотой в несколько десятков метров, в русле валы и небольшие бочки (фото 38, 39, 42). Попадается очень фотогеничный скальный островок посредине потока (фото 40, 41). Участок бурноводинга заканчивается характерным ориентиром – подвесным мостом (фото 43). Отсюда можно совершить радиальный пешеходный выход к горе Kallioportti (но если быть до конца честным, то ничего интересного в этой самой горе нет) (фото 44, 45, 46). Ниже встречается еще несколько локальных порогов, проходимых сходу, и течение продолжает быть весьма ощутимым, кроме последних 3 км, напоминающих что мы все же в Карелии со всеми тяжкими вытекающими (скорее наоборот, никуда не текущими) последствиями.

За считанные сотни метров до русской границы Киткайоки наконец-то сливается с Оуланкой. Теперь предстоит подъем верх по течению этой достаточно мощной реки с лесистыми берегами и обширными песчаными пляжами (фото 47, 48, 49). Встречное течение на удивление сильное, пару раз мы осознали, что не в силах бороться с ним, и провели каяки вдоль песчаных пляжей. Наконец, через спокойную протоку вошли в озеро, на берегу которого в местечке Jakalamutka оставляли велосипед и свои шмотки.

Теоретически, можно было бы в тот же вечер съездить за машиной, но ветренная погода и сильная усталось вынудили никуда не дергаться. Тем более, мы специально оставляли здесь баул с бивуачным снаряжением. На следующее утро я спокойно съездил за машиной, это около 40 км по грунтовым дорогам (фото 50).