Страна: Финляндия
Карта масштаба 1:50000 (zip-архив, 152 Mb)
Сроки проведения сплава:
Состав группы:
Стандартно и без приключений, на своей машине доехали из Питера до г\л курорта Ruka и чуть далее – до лесной парковки на левом берегу р.Оуланкайоки ниже порога Kiutakongas. К парковке ведет замечательная лесная дорога в сосновом бору (фото 01).
Утром пристегнули велосипед рядом с парковкой в сосновом лесочке и поехали на мост через Оуланку на трассе 950.
На южном берегу реки Оуланка справа от дороги 950 есть оборудованное место для парковки с хорошим спуском к воде. Река здесь имеет ширину около 20 метров, заметное течение. Воды немного, глубина небольшая. Вода темная, что выдает болотные истоки реки. Оставив машину на парковке, отчалили.
Почти сразу начинается озеро Iso-Sarvisuvanto с высокими скалистыми берегами (фото 02). Примерно через 3 км озеро вновь переходит в речные плесы и вскоре начинает ощущаться течение, а затем следует цепочка мелководных шивер-перекатов (фото 03), постепенно усложняющихся. Участки каменистых шивер, требующих разнообразных маневров, разделены небольшими плесами и озерами со скалистыми берегами. После характерного препятствия, где река делает очень резкий зигзаг с несильным (при низкой воде) навалом на крутую скалу правого берега, начинается знаменитый каньон Оуланки. Падение заметно увеличивается, много камней. Глубина каньона в средней его части составляет несколько десятков метров (фото 04). В большую воду прохождение каньона может оказаться достаточно сложным: река теряет в каньоне не менее 30 метров (судя по карте 1:50000). Кульминационный момент на этом участке — выраженный порог в скальной узости, издалека заметный как резкое падение русла (фото 05, фото 06). Требуется осмотр, удобнее с правого берега. Слив общей высотой примерно 1,5 метра, разделенный несколькими большими скальными выходами. Обнос очень труден из-за отвесных стен каньона. Мы проходили препятствие по правому сливу, причем я умудрился со всей дури выскочить на разделяющий поток камень и потом долго и коряво с него соскребался в каяке, пытаясь поаккуратнее свалиться сверху в косую бочечку. В итоге это удалось, благо вода при нашем низком уровне была совсем мягкой. Аня прошла чисто.
После этого ключевого отрезка река еще несколько сот метров бурлит в живописном каньоне, образуя довольно бодрую шиверу, проходит под подвесным пешеходным мостом на тропе Karhunkierros (фото 44) и через мелководье вливается в озеро Savilampi. У нас этот выход в озеро был осложнен лежащей через все русло елкой (через месяц елки уже не было).
В озере Оуланка принимает левый приток Savinajoki, не сильно уступающий по водности. Приток впадает в озеро бурной шиверой. Далее примерно 3 км до порога Taivalkongas тянется плес с высокими берегами. Перед порогом прямо посредине плеса установлен указатель, рекомендующий делать обнос препятствия (фото 07). В пороге Taivalkongas река делится на три протоки: в центральной воды нет (фото 08), и именно из ее залива начинается обустроенная тропа обноса; левая наиболее полноводная и по всей видимости самая сложная для прохождения; правая самая простая, - и для просмотра, и для преодоления. Мы проходили правой протокой. Она начинается коротким каньончиком под подвесным пешеходным мостом (рядом на правом берегу хижина для туристов и обустроеное кострище) (фото 09), затем после поворота налево следует второй слив (фото 10, 12, 13), и после небольшого участка ровной воды прижим под скалу правого берега (фото 11) и финальная мелководная «горка» (фото 14, 15). В прижиме торчала свалившаяся сверху сухая сосна, которая на наш взгляд делала это место весьма уборочным (скорее всего, после неминуемой встречи с бревном гребец вместе с лодкой отправится в неприятный карман под правой скалой, дальнейшее зависит от везения), поэтому решили после второго слива останавливаться и чалиться налево к тропе «официального» обноса. Препяствие проходили по очереди со страховкой. Благодаря небольшой мощности воды, сложностей не возникло.
После короткого (40 метров) обноса выходной части порога перекусили и сходили посмотреть на левую протоку. К ее верхней части можно подойти пешком по тропе; через протоку перекинут еще один, гораздо более протяженный подвесной мост. Но с него ничего толком не видно, кроме самого факта наличия сурового каньона и большого перепада высот в русле. Поэтому, вернувшись к лодкам, мы переплыли по озеру к устью левой протоки и поднялись пешком ее правым берегом до скального прижима. Отсюда уже видно основную часть препятствия, представляющую собой серию водопадных сливов, суммарной высотой порядка 5 м (всего должно быть 6 м, еще один метр теряется на выходной шивере) (фото 16, 17).
После порога Taivalkongas следует держаться левой стороны, чтобы не уплыть в глухой озерный залив. Через пару км ситуация повторяется, снова нужно держаться левого берега на очередном озере. Плес с отдельными быстротоками и симпатичными высокими берегами тянется до автомобильного моста возле визит-центра национального парка, что на дороге 8693 Kayla – Liikasenvaara. Под мостом натянута некая сетка, видимо для того чтобы свободно плывущие предметы не попадали в расположенные ниже пороги. Сетка свободно преодолевается. Далее после правого поворота слышен шум падающей воды и виден небольшой перепад в русле. Река делится островом на два рукава: широкий левый и более узкий и многоводный правый. Идти лучше направо, где по центру преодолевать простой слив 0,5 м. Далее быстроток и после резкого левого поворота видно как река уходит в скальный каньон. Туда не надо, посколько это начало весьма сложного порога Kiutakongas. Необходимо зачалиться к правому берегу к началу прорубленного в скалах рыбоводного канала. В большую воду часть потока уходит к этот канал; летом у нем воды нет.
Осмотр и обнос порога Kiutakongas — по набитой тропе ПБ. Порог состоит из 5 сливов, на которых река теряет в сумме 12 (по другой версии 14) метров. Первые два слива представляют основную сложность; мы отказались от их прохождения ввиду объективной опасности (фото 18, 19). Далее следует весьма фотогеничный каньон, совсем не похожий на Карелию, а скорее вызывающий ассоциации с реками Саян (фото 20). Для прохождения каньона приходится спускать лодки в суводь по крутым скалам (фото 23) (может оказаться не лишней веревка). В каньоне структура препятствий следующая: широкий слив 1 м, далее наиболее узкое место с менее выраженным сливом, но сложной и мощной струей, затем быстроток с валами и финальный слив не более 1 м, хорошо проходимый вплотную к левой скале (фото 21, 22, 24, 25).
После порога Kiutakongas небольшой плес, надо держаться основной струи, уходящей вдоль левого берега к следующему порогу, представляющему собой метровую ступеньку через все русло. В сливе большой камень ближе к правому берегу, слева от него и нужно проходить. Все это великолепие изливается в обширный омут (фото 26), на противоположной стороне которого облюбованная нами стоянка и тропа к парковке, где мы утром оставили велосипед. Ниже по течению препятствий на Оуланке нет, и река представляет интерес только для ценителей северной природы. Всего на преодоление вышеописанного сплавного участка у нас ушло около 7 часов «грязного» времени, включающего разведки, просмотры, фотографирование, обед и т.д.
Переодевшись, я тут же отправился на велосипеде за машиной, к месту сегодняшнего старта. По расстоянию получилось 35 км (14 до Kayla и 21 до моста через Оуланку), дорога хорошая, особенно шоссе 950, где получается держать скорость порядка 30 км\час (если нет встречного ветра, который может случиться весьма и весьма сильным). Таким образом, маршрут по Оуланке получается одновневным даже с автономным перегоном транспорта.
Ночевка второй раз подряд в полюбившемся нам месте Matalaniemi.
Утром, повинуясь солнечной погоде, не менее часа лазали над левым берегом каньона Kiutakongas, фотографируя новые ракурсы порога. Попутно стали свидетелями мужественного труда людей редкой профессии: работники нацпарка специальной сеткой вылавливали под верхним сливом здоровенных рыбин (кумжа?) и после всевозможных измерений переносили в специальном тазике в суводь выше порога. Типа, помогали рыбе проходить препятствие. У нас с Анной тут же возник нешуточный спор: понимает ли кумжа, что обнесла конкретно этот порог?
Затем мы съездили в низовья Оуланкайоки к месту окончания маршрута по Киткайоки, оставили там велосипед и вещи для ночлега. Дело в том, что Киткайоки впадает в Оуланку буквально в нескольких сотнях метров от российской границы, и для выхода на дорогу нужно подняться пару км вверх по реке до местечка Jakalamutka. Здесь есть небольшая парковка и навес-«лаава» с кострищем.
От Jakalamutka 38 км по грунтовым дорогам до населенного пункта Juuma (Юма), откуда начинается нижний сплавной участок реки Киткайоки. Есть также верхний участок Kayla - Juuma, который включает несколько порогов (см.отдельное описание). При наличии времени имеет смысл не брезговать данным участком реки, тем более что до Kayla возвращаться за машиной ближе.
В Juuma оставили машину на людной парковке у начала тропы Pieni Karhunkierros, то есть «Малый Медвежий круг». Тут же рядом офис рафтинговой конторы, сплавляющей клиентов по реке. Буквально через сотню метров на протоке между озерами Ala-Juumajarvi и Jyravanjarvi первый порог Niskakoski, международная II к.с. Перепад урезов воды в озерах составляет 3 метра. Сразу становится понятно, что Киткайоки кардинально отличается от Оуланки: вода прозрачная, более холодная, и ее ГОРАЗДО больше. Препятствия мощнее и жестче. Порог прошли без просмотра по основной струе, через серию больших валов (фото 27).
После Niskakoski примерно 1 км гребли по озеру, из южного конца которого река вытекает двумя рукавами: основной правый и маловодный левый. Сразу же на выходе порог Myllykoski (Мельничный), который надо смотреть, так что приставать необходимо еще на ровной воде к правому берегу, к деревянным мосткам. Порог устроен достаточно прозаично: первый слив с поворотом и мощной бочкой (фото 28), далее валы и второй слив с бочкой поменьше. На ПБ деревянная мельница, не мешающая прохождению, над быстротоком между сливами подвесной мост. После второго слива омут и из него формируется струя к следующему порогу. Категория сложности — международная III. Пока мы осматривали препятствие, прошло 2 коммерческих рафта, задавивших бочки своими габаритами (фото 29). Решили поступить следующим образом: я обнес первый слив и сел в лодку сразу за мельницей, чтобы страховать Анну и фотографировать, и в случае необходимости вылавливать ее или лодку за вторым сливом, дабы не случилось несанкционированного прохождения следующего сложного порога Aallokoski.
Аня в соответствии с утвержденной траекторией прошла слив (фото 30), ее «без вопросов» положило в бочке, тут же промыло, она встала и уже без проблем прошла оставшуюся часть порога. Сразу за ней стартовал из своей точки и я, тоже без проблем пройдя вторую часть.
После короткого участка быстротока впадение левой маловодной протоки, и тут же начинается порог Aallokoski, категория сложности IV (международная) (фото 31). Порог надо смотреть, хотя бы для того, чтобы понять — идти в него или не идти. Он очень длинный, и запомнить все локальные препятствия все равно не получится, но общее впечатление будет яркое. Сильно смахивает на порог Пушка на Зеленчуке в период майских праздников. Большое падение, большие валы, жесткие держащие бочки. На ЛБ из-за левой протоки попасть затруднительно (мост есть выше по течению), обнос же по ПБ — сущее мучение. Тропы нет, но есть курумники, упавшие стволы и даже скальный бом (то бишь прижим). Суть препятствия заключается в следующем: каждое отдельно взятое место в этом пороге мы пройти можем, но вот их непрерывная цепь на протяжении 900 м заставляет сомневаться в успехе. Достаточно ошибиться в начале, отстрелиться, и обеспечен самосплав по очень неспокойной воде на приличное расстояние. Вдобавок, заканчивается весь этот участок водопадом Jyrava высотой 9, не то 12 метров, где можно продолбать заплывший каяк.
В итоге мы обнесли первые метров 400, сев в лодки в середине порога. Это оказалось очень мудрым решением: оставшейся части нам хватило для получения нужной дозы адреналина и четкого понимания, как же правильно мы поступили. В заключительной части порога Aallokoski реку сжимают отвесные скалы (фото 32), но зато сложность воды сильно понижается. От водопада Jyrava отделяет расширение русла с выраженным течением. Через реку здесь переброшена сетка для улавливания предметов, пассивно сплавляющихся по течению. Необходимо пристать к правому берегу к штатному месту обноса — с воды видна деревянная лестница, поднимающаяся на скалу ПБ. Рафты по ней не поднимают, а скидывают в водопад (жаль, мы это шоу пропустили). С менее габаритными плавсредствами приходится корячиться. Нам немного помогли поднять лодки клиенты рафтинга (фото 33), а заодно мы пообщались с англичанином-инструктором. Он рассказал, что порог Aallokoski пугает всех, и местные каякеры обычно подгадывают прохождение параллельно с рафтами, чтобы иметь страховку с воды.
После трудного подъема по лестнице следует не менее утомительный спуск к подножию водопада (тоже по лестнице, но не такой крутой) (фото 34). Сверху водопад виден плохо, зато снизу открывается во всей своей красе (фото 35, 36, 37). На правом берегу в 300 метрах ниже водопада стоит туристская хижина; а на левом есть хорошая стоянка с кострищем. По ЛБ можно подойти к водопаду вплотную.
После 300-метрового плеса река поворачивает влево и начинается очень красивый и протяженный порожистый участок. Категория сложности - I международная. По берегам скалы высотой в несколько десятков метров, в русле валы и небольшие бочки (фото 38, 39, 42). Попадается очень фотогеничный скальный островок посредине потока (фото 40, 41). Участок бурноводинга заканчивается характерным ориентиром – подвесным мостом (фото 43). Отсюда можно совершить радиальный пешеходный выход к горе Kallioportti (но если быть до конца честным, то ничего интересного в этой самой горе нет) (фото 44, 45, 46). Ниже встречается еще несколько локальных порогов, проходимых сходу, и течение продолжает быть весьма ощутимым, кроме последних 3 км, напоминающих что мы все же в Карелии со всеми тяжкими вытекающими (скорее наоборот, никуда не текущими) последствиями.
За считанные сотни метров до русской границы Киткайоки наконец-то сливается с Оуланкой. Теперь предстоит подъем верх по течению этой достаточно мощной реки с лесистыми берегами и обширными песчаными пляжами (фото 47, 48, 49). Встречное течение на удивление сильное, пару раз мы осознали, что не в силах бороться с ним, и провели каяки вдоль песчаных пляжей. Наконец, через спокойную протоку вошли в озеро, на берегу которого в местечке Jakalamutka оставляли велосипед и свои шмотки.
Теоретически, можно было бы в тот же вечер съездить за машиной, но ветренная погода и сильная усталось вынудили никуда не дергаться. Тем более, мы специально оставляли здесь баул с бивуачным снаряжением. На следующее утро я спокойно съездил за машиной, это около 40 км по грунтовым дорогам (фото 50).