Р. Большая Саръюга - р. ШаръЮ. Республика Коми

Маршрут:
ст. Косью - р. Изъяю - р. Косью - р. Большая Саръюга - волок - р. Правая Шаръю - р. Шаръю - р. Уса - ж/д мост

Категория сложности 2

Сроки 08.08.1999 утром на реке (ст. Косью)

24.08.1999 вечером у моста.

Ходовых - 15

Дневок - 2

автор Олег Федоренко

источник http://www.boatswain.narod.ru

Длина маршрута и километраж - общая протяженность около 240 км. В скобках примерное количество ходовых дней.

р. Изъяю ~ 1 км

р. Косью ~ 40 км (2)

р. Бол. Саръюга ~ 70 км против течения

До первой развилки ~ 35 км (3)

До второй развилки ~ 25 км (3 + 1 дневка)

До начала волока ~ 10 км (1 вместе с волоком + 1 дневка)

Волок ~ 5 км

Р. Шаръю ~ 90 км (5)

Р. Уса ~ 30 км (1)

Подъезд

Из Москвы до ст. Косью идет два поезда. Лучше ехать на поезде №22 Москва-Воркута - он уходит из Москвы около 21.00 и прибывает на ст. Косью через 33 часа около 7.00. От станции до р. Изъяю около 1 км направо перпендикулярно путям между "новым" 5-этажным домом и водокачкой, а дальше по тропе, выложенной досками, через болото.

Отъезд

Мост на р. Уса - остановка местного поезда Усинск - Печора. Поезд проходит по два раза в каждую сторону. В сторону Печоры около 6.00 и около 15.00 (во втором поезде есть прямые вагоны до Москвы). В сторону Усинска около 11.00 и 21.00(?).

Технический дневник

08.08.99 20.30 Солнечно, ветер. Сегодня в 6.53 мы сошли с поезда № 22 Москва - Воркута на станции Косью. Благодаря описанию Вяжлинского и расспросу местной тетки мы, не плутая, дошли до р. Изъя-Ю, туда, где находятся лодочные гаражи местных. Идти от станции до реки надо направо от ж/д, перпендикулярно путям, между "новым" пятиэтажным домом и водокачкой. Дальше по уходящей в болото тропе, устеленной досками. Собрались за рекордно короткое время - в 11.00 мы уже отчалили. Пока собирались, к нам подошел местный мужик - пообщались. Как выяснилось, здесь все залило дождями. Сегодня всего второй солнечный день. Весна поздняя, река вскрылась только 10 июня. Тепла нет, поэтому ягоды только пошли, да и то их мало. Грибы есть, но тоже немного. Заброска вверх по р. Косью до устья р. Вангыр стоит около 300 р. за лодку (~ 12$). Рыбнадзор и парковские охранники совсем озверели, но нас это не касается, так как за мостом свободная зона. Дошли до моста через 30 минут после отплытия и пошли дальше. Река несет очень неплохо, но, не смотря на это, мы двигаемся не очень быстро, так как гребется пока плохо. Управляемость "Щуки" на большой воде, да при ветре, практически нулевая, поэтому к каждым пяти километрам мы прибавляем еще по километру. Я хотел дойти до устья р. Кожим или хотя бы до совхоза "Косью". За пять ходовых часов мы прошли не меньше 25 км, а совхоза все нет и нет. После расспроса местных, у которых мы узнали, что до совхоза 9 км, а до устья Кожима 15, прошли еще час с небольшим. Я думаю, что сейчас мы стоим за 2-3км до совхоза. Надеюсь завтра дойти до устья р. Большой Саръюги. Хорошо бы такая погода как сегодня - солнечно и ветрено, продержалась хотя бы несколько дней. С реки мы периодически видим уральский хребет - то справа, то за спиной. Очень жалко, что в этот раз мы туда не идем.

10.08 7.20 Вторник, солнечно. Вчера проснулись в 7.00 и вышли в 10.00. Сегодня Лена пересела из середины вперед, грести и управляться стало гораздо легче. Через час с мелочью гребли я увидел справа место, очень напоминающее устье р. Кожим. ГК смотался на разведку, и мое предположение подтвердилось. Значит совхоз "Косью" к реке не выходит. После устья ориентироваться легко. Прошли два длинных острова. За ними слева, за песчаной косой, впадает здоровое старое русло р. Косью. Сначала мы решили, что это и есть Б. Саръюга, но потом, посмотрев карту, засомневались. Пошли дальше. И через час-полтора гребли дошли до здорового острова. В левой протоке, у песчаного обрыва, устье Б. Саръюги, что нам и подтвердили местные мужики, чьи сети стоят в устье. От них также узнали, что вверх по реке, четыре дня назад, ушло две группы - девять и семь человек. Еще они сказали, что река "куплена", значит надо прятать снасти. (Как впоследствии выяснилось, на реке браконьерит шибко блатной егерь, к которому ездит рыбнадзорное начальство из Инты). По реке поднимались около двух часов на веслах. Я думаю, прошли 6-8 км. Течение спокойное и 3-4 км в час мы делаем. Встали на очень комарином месте. Вечером КУ поймал на донку неплохого окуня - наш первый улов, к сожалению, единственного. Сегодня идем дальше, надеюсь пройти километров 15-18.

11.08 7.20 Среда, солнечно. Погода, похоже, собирается нас еще немного побаловать - сегодня четвертое солнечное утро. Вчера мы вышли в 11.00 и шли до 17.00. После перекуса течение стало усиливаться, появились тягунки с быстрым течением, пробиваться через них довольно тяжело. На дне стали появляться камни. Река во многих местах перегорожена сетями. За вчерашний день видели шесть штук. В 16.00 увидели на берегу людей - эта та самая группа из семи человек. Они стоят рыбачат. Рыбалка у них не очень удачная, хотя и у них есть сеть. Через 500м после их лагеря левый приток. Встали напротив него на левом по ходу берегу. Вчера я поймал пару хороших хариусов. За день прошли около 12 км. Я думаю, что дальше мы будем идти не быстрее, чем 10 км в день.

12.08 8.00 Солнечно, безветренно. Погода - просто подарок. Опять солнечное утро. Представляю, насколько бы тяжелее нам было идти в дождь. Хотя по ночам довольно холодно. Днем тучи комаров слепней и мошки. Вчера шли довольно успешно и дошли до первой развилки, пройдя за день около 15 км. Возле развилки хорошая стоянка. На стрелке стоит хариус, правда, довольно мелкий. У меня дурное чувство, что мы не успеваем, хотя по карте около 35 км подъема и времени у нас достаточно, но все же... По описанию Вяжлинского они поднимались от развилки 6,5 дней(!). До первой развилки мы поднимались примерно столько же, сколько и они. Даже не знаю, что и делать. Наверное сегодня мы сделаем ходовой день, а завтра встанем на дневку - все устали от подъема. А дальше пойдем как пойдется. В крайнем случае сэкономим время при спуске.

15.08 9.30 Пасмурно, ветер. 12 августа мы вышли около 11.00 и стали подниматься дальше. Чаще я тащил байдарку на веревке, чем мы шли на веслах. Наша скорость около 2км/ч. Дно песчаное, местами мелко-галечниковое, река мелкая, течение быстрое. Поднимались мы нормально, и к вечеру прошли 10-11 км. Встали чуть-чуть не доходя левого притока, вскоре после острова, находящегося на крутом правом (по ходу) повороте реки. На следующий день - 13.08 была дневка, абсолютно бездарный день. Грибов и ягод нет, рыба не ловится. Вчера начался дождь. Вышли в 11.00 под дождем, и шли тоже под мелким дождиком, практически непрекращающимся, до 19.00. Река убыстряется. Перекаты становятся мощней. Дно каменистое, и камни чем выше, тем крупней. По дороге прошли несколько островов. Стали попадаться высокие песчаные обрывы, в основном справа по ходу. Прошли 3-4 правых притока, хотя на карте обозначен только один. Я думаю, что мы поднялись на 13-15 км. Надеялся дойти до скал, но не получилось. Видимо, дойдем сегодня.

17.08 7.30 Дождь. Позавчера вышли поздно - около 13.00 и через час увидели скалы - каменные "бойцы" по обеим берегам реки. Залезли на один из них - полюбовались видом. Лена сказала - "Конец мира". Пошли дальше, через 2-3 км скалы, образующие что-то типа ущелья заканчиваются и начинаются высокие берега с каменистыми обрывами. По реке стало возможным подниматься на веслах по лопухам. Пройдя от скал 4-5 км, встали на левом берегу во мхах. Нашли немного подосиновиков - получился неплохой супчик. За день прошли стандартные 8-10 км. Вчера вышли в 11.00 и к 14.00 дошли до второй развилки. На развилке небольшое глубокое озерцо диаметром метров 50-70. Две реки уходят дальше одна напротив другой. Встали на перекус. Я решил половить и дело пошло! За десять минут десять хариусов, из них пара грамм по 800-1000 и пара чуть поменьше. Остальные тоже неплохие. Мой улов вызвал оживление, я отдал удочку Лене, и она поймала несколько штук, потом АВ вытащил пяток рыбин, потом опять Лена. Я же поехал на место, где Саръюга вытекает из озерца, и там тоже поймал несколько хариусов. В общем, мы встали на развилке. Вечером рыбу пожарили, но смогли съесть только половину, еще полный кан остался на завтрак. Вчера прошли всего 5-6 км. Сегодня надо дойти до волока и хорошо бы его разведать.

19.08 8.00 Пасмурно, дождь. Позавчерашний день получился очень нелегким, а вчерашний очень неудачным. 17 августа мы вышли от развилки около 11.00, и к 14.00 дошли до болотистых верховьев Большой Саръюги. Справа большая болотистая равнина. Увидели место, где предыдущая группа начала волок - вытоптанная трава и от берега тропа через болото, которая выводит метров через 200 на небольшой сухой островок и еще через 200 м на старую вездеходную колею. Начали волок. С рюкзаками пошли по тропе, а затем по колее. Путь легко прослеживается по примятой траве, да и так ориентироваться несложно: колея идет почти строго на север, вдоль опушки леса, находящегося по правую руку. Через час дошли до пересечения колеи с Правой Шаръю, перебродили реку и встали. Минут за пять до этого прошли мимо глубокой излучины Шаръю, но там неудобный спуск к воде. Немного передохнули и пошли вчетвером за лодками, Лена осталась в лагере. Обернулись за два с половиной часа, но жутко устали - я уж точно. Весь волок составляет около 4 км. Вчера с утра стали готовиться к отплытию, все было нормально, и вдруг громкий хлопок. Взорвался левый баллон на нашей "Щуке" - совершенно беспричинно, она лежала надутая уже около двух часов, никто по ней не прыгал, солнца не было, даже наоборот было весьма прохладно. Дыра длинной около 1 м в баллоне и чехле. Я и ГК стали срочно заклеивать баллон. Заклеили, потом я зашил шкуру. Не знаю что получится, сегодня будем надувать. Если шов будет держать воздух плохо, то соорудим из колькиной байды и одного нашего баллона катамаран. Во всем этом только один плюс - на излучине, которую мы проходили на волоке, я наловил неплохих хариусов.

21.08 9.45 Прохладно, солнце. Позавчера, 19.08 мы надули свежезаклеенный баллон и поняли, что на нем идти нельзя. Попытались закрутить хвост и сделать из нашей тройки двойку - опять не помогло. Тогда мы надули правый хороший баллон и привязали нашу лодку к колькиной левым бортом, соорудив таким образом катамаран, и пошли. И начался кошмар и ужас! Река шириной около 1 м, ивняк смыкается над водой, глубина выше пояса. Протаскивать через это (!) катамаран не самое веселое занятие. Через пару часов мы не выдержали и сделали следующее: разобрали байду ГК и засунули его баллоны в нашу шкуру вместо пробитого баллона, а его пересадили в лодку к КУ и АВ. Так идти можно. Вскоре р. Правая Шаръю, по которой мы шли, слилась, на правом повороте, с р. Левой Шаръю, образовав собственно реку Шаръю. Вскоре река приняла довольно крупный правый приток и расширилась до 15-25 м. Теперь можно совершенно спокойно плыть. Встали мы около 18.00 на правом берегу. Пока мы занимались дровами, Лена поймала несколько хариусов, которых мы с АВ вчера попытались замариновать - сегодня вечером узнаем что получилось. Вчера вышли поздно, около 13.00, но шли быстро - река несет очень прилично. Дошли до первых скал и встали. За позавчерашний день, я думаю, прошли километров 10-15, а вчера 25-30.

22.08 20.30 Голубое небо, облачка, холодно. Вчера вышли около половины второго, вскоре вошли в скалы, которые впоследствии мы определили как Верхние ворота - не очень впечатляющие. Мы с Леной там остановились и в две удочки надергали пол сумки хариуса - сварили на перекус уху. Плыли как обычно, течение быстрое, перекатики, камни. По берегам скалы. Ближе к вечеру подошли к Средним воротам - вот это настоящие ворота! Огромные скалы по обеим берегам, отвесно обрывающиеся в воду и тишина. Сфотографировались и поплыли дальше. Дошли до известняковых скал и вскоре, на правом берегу, увидели "Окно". Скала "Окно" расположена на правом повороте реки. За поворотом, под скалой, есть стоянка. На ней мы и встали. Вечером, пока мы с АВ и КУ лазили на гору за дровами, а ГК ставил палатку, Лена пошла половить и опять поймала несколько хариусов. Это вызвало нездоровый ажиотаж, КУ и АВ взяли вторую удочку и отправились на рыбалку. Втроем они опять наловили сумку хариуса. Часть улова мы сегодня съели в виде ухи на перекус, а часть я взял "тухлить" до Москвы, конфисковав для этого маленький кан. Сегодня с утра я немного половил, потом мы поднялись на "Окно" - пофотографировались, и без пятнадцати два отплыли. Видели скалу "Шпиль" - она на левом берегу, почти сразу после "Окна". Вскоре прошли Нижние ворота - красиво, но Средние впечатляют больше. Шли до 16.00. Четко видел поворот реки на запад. В этом месте впадает правый приток. Около 15.00 встретили рыбаков - три человека с моторкой и собакой. У них узнали, что до Усы менее 50 км. После встречи прошли еще около часа и встали на перекус. Поели ухи, я поймал пару мелких хариусов. Встали около 20.00. Сегодня прошли все скалы, и сегодня, наверное, последняя стоянка на Шаръю. За вчера и сегодня прошли около 40-50 км. По моим расчетам до Усы километров 20-30. Скорее всего, завтра выйдем в Усу.

25.08 20.30 В поезде. Позавчера мы ушли со стоянки около 11.30. Вскоре окончательно закончились перекаты и началась утомительная гребля по излучинам низовья р. Шаръю с практически отсутствующим течением. К 19.30 вышли в устье и примерно в километре вниз по Усе встали. Вчера проснулись под дождем. Надо идти, поэтому стали собираться, впрочем, дождь вскоре закончился. Отчалили около 11.00. Шли весь день, но устали мало. Около 17.30 были у моста. По дороге вылезали на правый берег - там стоит геологоразведочная партия. От них узнали, что они ищут нефть, а от них до моста 17 км. Мост - сооружение грандиозное, его видно за 5-7 км. По мосту два раза в день, утром и вечером проходит поезд на Печору. В вечернем поезде есть прямые вагоны до Москвы. Также дважды в день поезд идет на Усинск. Переночевали под мостом и в 6.30 уехали в Печору. Туда приехали около 10.00. Ближайший поезд на Москву №119 Лабытнанги-Москва. Без проблем взяли на него билеты, правда, плацкарту, а не купе. Сдали вещи в камеру хранения и поехали в город. В этом году Печоре 50 лет. Город - бывший лагерь, ничего интересного. В Москве будем 27.08 в 4.05.