LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

водное путешествие четвертой категории сложности по р.Тимптон (Якутия)
фрагменты ОТЧЕТа
о водном путешествии четвертой категории сложности
по р. Тимптон (Якутия)
совершенном в июле 1982г.

1. Справочные сведения о путешествии

2. Сведения о районе путешествия

3.Состав группы

4. Техическое описание маршрута

5. График движения

6.Общие замечания по маршруту, выводы и рекомендации

Руководитель группы:
Лысенко В.И.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ
  1. Организатор путешествия - Институт теоретической и прикладной механики СО АН СССР.
  2. Район путешествия - Якутия.
  3. Время путешествия - с 9 июля по 1 августа 1982г.
  4. Вид туризма - водный.
  5. Категория сложности - четвертая.
  6. Средства сплава - ПСН-10 и плот на поперечных гондолах
  7. Число участников - двенадцать.
  8. Нитка маршрута: г.Новосибирск - п.Нагорный - р.Тимптон (сплав) - р.Алдан - г.Томмот - г.Новосибирск.
  9. Продолжительность путешествия - 23 дня,
    из них: подъезд и отъезд - 8 дней,
    сплав по р.Тимптон - 14 дней
  10. Протяженность маршрута - 575 км,
  11. Маршрутная книжка - 0-94-82, выдана Новосибирской зональной МКК 22 июня 1982г
  12. Шифр ЗМКК - 5555343А(2А).
СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Якутия. Большую часть территории Якутии занимают обширные горные системы и плоскогорья. Территорию Якутии по рельефу можно разделить на три части: Западную, Южную и Восточную. Западная Якутия занимает Среднесибирское плоскогорье (средняя высота - 500-700м). В Южной Якутии расположено Алданское нагорье (средняя высота 650-1000м). К югу от него - Становый хребет, к северу - Приленское плато. В Восточной Якутии преобладают крупные горные системы. Вдоль правого берега р.р.Лены и Алдана тянется Верхоянский хребет, к востоку от него - хребет Черского (высшая точка Якутии - пик Победа, 3147м).
В недрах Якутии - алмазы, золото, уголь, природный газ, руды черных, цветных и редких металлов, олово.
Климат - резко континентальный. Зима продолжительная, суровая и малоснежная. Средняя температура января на всей территории Якутии от -400 до -500С. Район Оймякона и Верхоянска - "полюс холода" Северного полушария (до -700С). Лето короткое, теплое. Средняя температура июля в центральной части Якутии 18-190С.
Якутия - край вечной мерзлоты, где летом почвенный слой оттаивает только на 1-2м.
Внутренние воды. На территории Якутии насчитывается около 0,5 млн. рек, общая протяженность которых свыше 1,5 млн. км. Все реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. 65% территории республики приходится на бассейн р.Лена и её притоков - Алдана, Вилюя и Олёкмы.
Якутия расположена в зоне многолетнемерзлых горных пород, мощность которых достигает 600-800м и более.
Флора и фауна. Около 80% территории Якутии входит в зону тайги. Преобладают даурская лиственница (89% лесопокрытой площади), растут также кедровый стланик, ель, береза и др.
В тундре и тайге обитают: песец, соболь, заяц-беляк, горностай, лисица, ондатра и др.; из птиц - розовая чайка, белый журавль-стерх и др.; из копытных - северный олень, лось. В реках Якутии водятся сиг, щука, окунь, осётр, налим, таймень, ленок.
Население. В республике живет более 700 млн. человек. Из них 43% якутов и 47% русских.
Становый хребет. Расположен в юго-восточной части Якутии. Его длина около 700 км, ширина 100-180 км. Преобладающие высоты 1500-2000м (наибольшая - 2412м). Типичны куполовидные и плосковершинные хребты и широкие долины. Климат суровый, континентальный. Лето относительно теплое, период со среднесуточными температурами воздуха выше 100С длится около двух месяцев. Зима холодная, продолжительная (обычны морозы -300-400С). Осадков около 500мм в год (до 80% их выпадает в теплое время года). Питание рек главным образом дождевое; характерны летне-осенние паводки. На склонах - горная лиственничная тайга; встречаются леса из аянской ели. Выше 1200м тайга сменяется поясом кедрового стланика, верхние части хребтов заняты горными тундрами; самые большие вершины - гольцы. По долинам рек - мари, вейниково-осоковые луга, торфяные болота.
Река Тимптон - правый приток р.Алдан (бассейн Лены). Длина 644 км, площадь бассейна 44400 км2. Берет начало в Становом хребте, течет по Алданскому нагорью. Питание дождевое и снеговое. Замерзает в середине октября, вскрывается в первой половине мая. На своем протяжении Тимптон неоднократно пересекает отроги Станового и Алдано-Учурского хребтов. На реке около 170 препятствий.
За исключением полузаброшенного поселка Дорожный и домиков для рыбаков в устье Чульмана, маршрут проходит практически в ненаселенной местности.

СОСТАВ ГРУППЫ
  1. Лысенко Владимир Иванович (руководитель, капитан ПСНа), максим. турист. опыт: IIIусл-Р(Песчаная),IVусл-У(Она),IV-У(Черная Уба,Уба),V-У(Катунь).
  2. Горб А.И.(матрос на ПСНе)
  3. Забайкин В.А. (матрос на ПСНе)
  4. Гальперин В.Е (матрос на ПСНе)
  5. Хакимов Анвар Махмутович (капитан плота): III-Р(Бухтарма),IVусл-У(Урсул, Катунь).
  6. Пономарев Н.Н.
  7. Дысенко Т.И.
  8. Григорьев П.В.
  9. Медведев А.Е.
  10. Арефьева С.А.
  11. Байбородин С.И.
  12. Хмель С.Я.


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Маршрут по Тимптону можно разделить на 5 характерных участков.
Первый - от Нагорного до правого притока Номины (130 км), где Тимптон течет по плоскогорью, опускаясь к северным отрогам Станового хребта. На этом отрезке реки примерно 15 препятствий: перекаты, нетрудные шиверы, порожки.
Второй, наиболее интересный технически, участок Тимптона между притоками Номиной и Барылласом, имеет протяженность 122 км. Здесь 74 препятствия, причем несколько сложных порогов и шивер. Река во многих местах течет в ущелье, пороги затяжные, нередко следуют непрерывно друг за другом.
Третий отрезок Тимптона - от устья Барылласа до устья реки Атыр - имеет протяженность 115 км. Он значительно спокойней предыдущего, но встречаются достаточно мощные перекаты.
Четвертый участок Тимптона (до правого притока Сеймдже, 46 км) снова встречает порогами, долина реки сужается. Здесь 15 серьезных препятствий.
Последний участок Тимптона - так называемые "Нижние плёсы". До Алдана 160 км. На этом отрезке река значительно проще. Основные препятствия - перекаты.
Так как новосибирские группы ранее по Тимптону не ходили, мы пользовались лоцией и описанием маршрута московской группы Л.В.Владимирова (отчёт No.2262, 1972г.). В библиотеке мостурклуба имеется еще два отчета по Тимптону (No.1271, 1966г., рук.Мельников Ю., и No.2121, 1972г., рук.Гуднов Л.А.), но они менее подробны, чем владимировский. Что касается карт и лоции Л.В.Владимирова, то они оказались вполне удовлетворительными и достаточно подробными. На их базе с учетом некоторых исправлений и построено данное техническое описание.
Главное отличие в характере препятствий, описанных Владимировым и увиденных нами, было из-за того, что мы попали на Тимптон в период "большой воды". Как следствие этого, большая часть камней в русле, замеченных нашими предшественниками, ушла под воду, но на реке образовалось достаточно много двухметровых валов. Сместился акцент сложности с одних препятствий на другие. Некоторые особо сложные пороги ушли под воду и сложности для прохождения не представляли, однако одними из наиболее опасных (большой вал, мощные сливы через большие камни) оказались препятствия, которые числились простыми порогами и которые мы проходили с ходу. Однако т.к. удача с "большой водой" выпадает не часто (мы были первой группой, шедшей в такую воду - все московские группы шли в среднюю и средне-малую воду), то мы будем ориентировать читателей все-таки на среднюю воду.

I. "Верхние плёсы"
п.Нагорный - р.Номина, 130 км, 4 ходовых дня, средняя скорость 3,5 км/час, нумерных препятствий - 13.
Прохождение этого участка в "малую" воду достаточно трудно - кое-где требуется проводка судов. В соответствии с московскими отчетами, "…при малой воде плыть на плоту нельзя…". В "большую" воду "Верхние плёсы" на плоту проходятся достаточно спокойно, однако на некоторых участках в начале маршрута скорость реки падает - приходится подгребать ("идти на галерах").

Лоция
1 Простой перекат. От "1" до р.Аммуначи еще 10-12 подобных перекатов и шивер (в большую воду - лишь 3)
2 Несложный перекат, много мелких камней в русле
3 не заметили. После п.Дорожный - паром
I Шивера, проход в правой части русла
4, 5 Короткие шиверы
II Шивера, сложная лавировка
III Порог на резком сужении русла, проход справа с выходом в центральные стояки.
Между Иенгрой и перекатом 6 скорость 6 км/час, затем уменьшается.
6, 8, 9 Глубокие перекаты, стоячая волна до 0,8м
7 Порог, сплав справа
IV Порог, сплав центром с лавировкой.

II . "Чульманская труба"
р.Номина - р.Барыллас, 122 км, 3 ходовых дня, средняя скорость 6 км/час (на порогах более 10 км/час), препятствий - 74, из них порогов -31.
Для описания применим более мелкое деление:
(1). р.Номина - р.Бугарыхта, 51 км;
(2). р.Бугарыхта - р.Горбылаах, 26 км;
(3). р.Горбылаах - р.Барыллас, 45 км,
хотя средний уклон реки на протяжении "Чульманской трубы" не меняется. На первом участке преобладают перекаты и шиверы, на втором - сложные пороги, на третьем - мощные шиверы и короткие пороги с камнями в сливах и валами на выходе.
1. р.Номина - р.Бугарыхта, препятствий - 27, из них порогов - 9.
Ниже р.Номина Тимптон входит в глубокое ущелье. Берега - крутые горы с многочисленными узкими распадками. Лес становится гуще и разнообразнее - появляется ель, много кедрового стланика. Прибрежная полоса скрыта водой. Перекаты - глубокие, все проходятся без просмотра. В порогах много крупных камней, но основная струя, как правило, не дробится. На выходе есть четкие чистые сливы. Наиболее опасное препятствие - порог 12. На верхнем участке "Чульманской трубы" хорошие места для ночевки есть ниже р.Бишь - над порогами р.Бугарыхта.

Лоция
V, 11 Простые перекаты
VI, 10 Простые пороги, стоячая волна до 1м
12 Мощная шивера с элементами порога, длина 600м, состоит из трёх гряд (схема 1: здесь - как и далее - приведена схема порога при средней воде):
1-ая гряда - много хаотично расположенных камней, сложная лавировка, сплав в правой трети реки,
2-ая гряда - мощные водоскаты с обратным валом до 1,5м, сплав центром,
3-я гряда - справа много крупных камней, слева высокие валы с крутыми скатами. Сплав центром. В конце гряды у правого берега зона стоячей воды.
13-16 Перекаты, стоячая волна до 1м
17-20 Короткие пороги
21 Длинная шивера, сплав центром, лавировка
22-27, VII Глубокие простые перекаты
28-32 Перекаты, при малой воде - шиверы
33 Порог. На входе - длинная шивера, сплав центром. На выходе справа гряда камней. Стоячая волна до 1,5м. Разведка желательна. В большую воду порог существенно упростился.
2. р.Бугарыхта - р.Горбылаах (с порогами 60, 61, 62), 29 препятствий, в том числе 16 порогов.
Это трудный и один из наиболее сложных участков р.Тимптон. Этот участок с высокой скоростью течения (до 15 км/час) и большой концентрацией самых разнообразных препятствий. Здесь почти нет плёсов. Пороги и шиверы заканчиваются перекатами. Многие пороги имеют мелкий, забитый камнями вход, необходима сложная лавировка. В шиверах - стремительное течение, хаотично разбросанные подводные камни и плиты. Кончаются шиверы водоскатами. Узкая прибрежная полоса закрыта водой. Из порогов этого участка наиболее сложными являются 34, 35, 47, 50, 61, 62. Все они требуют разведки. Удобные места для ночевки: устье ручья Бириказы и район 63 порога.

Лоция
34, 35 1-ый и 2-ой Бугарыхтинские пороги. Плёса между ними нет. Вход в порог 34 - по центру. На выходе у левого берега несколько крупных камней, за ними обратный вал 1,5м. В большую воду порог 34 существенно упростился.
Порог 35 - короткий, представляет собой гряду крупных камней. Сплав у правого берега. Разведка - по правому берегу. В большую воду это очень серьезный порог: 1,5метровый слив воды через большие полуобливные плиты (слив водопадного типа). За порогом длинный плёс.
36 Порог, сплав в правой трети реки, стоячие волны до 1м.
Перед порогом 37 - длинная (длиной более 1 км) шивера, причем в ней много мелких камней даже в большую воду.
37 Порог ниже впадения ручья Ойек-Юрех. Сплав по стоячим волнам в левой трети реки
38 Длинная шивера, струя не просматривается. Необходима сложная лавировка. На выходе у левого берега гряда подводных камней - сплав центром
39-42 Перекаты, стоячая волна до 1м
43, 44 Короткие несложные шиверы
45, 46 Пороги, крупные камни, сплав центром
47, 48 Пороги, разделены коротким плёсом. Здесь нужно пересечь основную струю. На входе в порог 47 - сложная шивера, на выходе - некоторый навал на камни у правого берега
Порог 48, по расположению препятствий - зеркальное отображение порога 47. Проход справа. Разведка порогов 47 и 48 - по правому берегу.
49 Длинный порог из нескольких гряд, сплав центром, выход - под правый берег
50 Шивера с крупным падением и крупными камнями в стрежне течения. Даже в большую воду - очень много камней
51-54 Перекаты, стоячая волна 1м
55 Порог, проход центром
56 Порог на сужении реки. Вход очень мелкий. В малую воду нужна проводка. Простой. Проход центром.
57-59 Перекаты с высокой стоячей волной
60, 61, 62 1-ый, 2-ой и 3-ий Горбылаахские пороги (схема 2). Необходима разведка по правому берегу. В пороге 62 вал более 1,5м. В месте впадения р.Горбылаах происходит сбой струи, а от каменных плит ниже - сильный отбой. Картина водной поверхности постоянно меняется. В устье р.Горбылаах - хорошее место для ночевки.
3. р.Горбылаах - р.Барыллас, препятствий - 18, в том числе 4 порога.
Этот участок находится недалеко от автодороги. Примерно в 20 км вверх по р.Горбылаах находится лесозаготовительный пункт. Но подъем вдоль р.Горбылаах даже без груза сложен. По тропе до поселка Чульман 30-35 км. Наиболее удобная дорога на пос.Угольный идет от впадения р.Чульмакан, в устье которой стоят хорошие новые три избы. Несколько выше впадения р.Барыллас находится водомерный пункт, при котором постоянно живет семья якутов. У них рация, но рассчитывать на связь не стоит.
На входе в 76-й порог у обоих берегов - по огромному камню. На камне левого берега - "указатель" (нечто вроде километрового столба). Порог можно пройти вдоль левого берега (вогнутого), но тут сильный прижим.

Лоция
63, 65-71 Глубокие перекаты
64 Длинный порог с крупными валунами в центре. На выходе вал 1,5м. Сплав у левого берега
67 - вал 1,5-1,7м
68 Еще более мощный перекат, вал 1,5-1,8м, прижим к левому берегу, у левого берега 1,5метровый слив через полуподводную плиту, хаотично расположенный вал
VIII, IХ, 72-75 Глубокие перекаты, много водоворотов, сложное строение потока, стояки до 1м
73 - вал более 1,5м.
После переката 73 через 0,5 км - подводная большая плита, слив 1,5м, вал 1,5-1,8м.
76, 77 Очень мощные опасные пороги, расположены на правом повороте реки (схема 3). В большую воду интересен лишь порог 77 - здесь вал не менее 1,8м. Три ступени.
78 - не обнаружили
79 Короткий порог, разведка по левому берегу.
Х Перекат

III."Барыллаские плёсы"
р.Барыллас - р.Атыр, 125 км, 2 ходовых дня, средняя скорость 7 км/час (вблизи Атыра - 10 км/час), препятствий - 23, порогов нет.

Лоция
80 Перекат "Улитка". Состоит из нескольких гряд. На выходе - сильный прижим
81-89 Перекаты, стояки до 1,5м
ХI-ХIII, ХVI Простые перекаты
ХIV, ХV Перекаты в протоках у островов, мелкие, много острых камней.
В перекатах на участке от Хатымы до Нельгюу в большую воду вал не менее 1,5м
90-93 Глубокие перекаты, сплав центром
ХVII-ХIХ - то же самое
94 Длинный перекат с элементами порога. Две гряды, стоячие волны до 2м
95 Короткий перекат. На отрезке от 94-го до 96-го таких перекатов еще два
96 Длинный перекат из двух гряд, проход по центру с лавировкой, много камней.

IV "Пороги четырёх братьев"
р.Атыр - р.Сеймдже, 46 км, 1 ходовой день, средняя скорость 7 км/час (на порогах более 10 км/час), препятствий - 15, в том числе 10 порогов.
На отрезке 46 км Тимптон имеет самый большой уклон 1,46 м/км. Нужно помнить, что на этом отрезке река имеет расход воды почти 1000 м3/сек. "Пороги четырёх братьев" расположены обычно на поворотах. Вогнутый берег - стенка, выпуклый сложен из крупных валунов. В центральной части реки при высокой воде образуются водосбросы с каменных плит и обломков скал. Ширина реки при этом около 100м. Проходить пороги рекомендуется в трети реки, примыкающей к выпуклому низкому берегу.

Лоция
97, 98 Мощные перекаты. Оба состоят из двух ступеней (через гряды камней), причем вторая ступень на каждом перекате имеет характер порога
99 - не обнаружили
100 Простой перекат
101 Порог. Много камней, пульсирующий вал высотой 2м. В большую воду упрощается
102 Перекат. Две или три гряды
103 Порог на левом повороте реки. У правого вогнутого берега высокие валы, у левого - несколько каменных гряд. Сплав центром с выходом под левый берег
104 Порог. Две гряды. В первой - перекат, во второй - ступенька с падением 0,8м
105 Сложный порог. На входе - гряда камней. В центральной части реки три больших камня. Обратный вал за ними до 2м. Сплав - справа
106 Сложный порог длиной 50м (падение - около 1м). В центре и слева много крупных камней. Беспорядочные струи. Пульсирующий вал высотой до 2м. Сплав справа. Разведка необходима
107 Порог длиной 800м на повороте реки (схема 4). В центральной части реки два огромных валуна. Они разрезают струю на две части. Левая выносит на покрытые водой камни низкого левого берега, правая переходит в пульсирующий вал высотой до 2м. За поворотом еще одна ступень длиной 50м. В большую воду вал не менее 1,7м
108 Порог. И в большую, и в среднюю воду - вал 2м. Проще разведывать по левому берегу
109 Порог из трёх гряд. Вход в порог справа. Вторую и третью гряды следует проходить в левой четверти реки
110 Простой перекат
111, 112 (схемы 5, 6). Сложные, опасные пороги. Хаос камней, струй, брызг. По всему руслу - огромные пульсирующие валы. Оба порога проходили по центру ближе к правому берегу. При низкой воде эти пороги лучше проходить под левым берегом.
В большую воду: порог 111 - вал 1,5м; порог 112 - вал до 1,8м; огромный камень в русле - от него идет ударная волна (мощная). В начале порога в центре русла огромная подводная плита - прямой слив 2м.

V. "Нижние плёсы"
р.Сеймдже - р.Алдан, 160 км, 2,5 ходовых дня, средняя скорость 3,5 км/час, препятствий - 22 (1 порог).
Наиболее сложные препятствия - на отрезке р.Сеймдже - р.Б.Неакуя. Ниже р.Б.Неакуя Тимптон освоен местными жителями, а при благоприятной для моторок "средней" воде они добираются до порога 122. В районе реки Так-Хонку сравнительно хорошо ловится рыба. Между перекатами 123 и 125 обнаружили 3-4 порожка. Все они - сразу за левыми притоками Тимптона. Обжитые места начинаются с реки М.Дес. Первых людей встретили в районе устья р.Улунча.
126й Ирилахский перекат (здесь в 1962г. погиб Эпштейн) труднопроходим в условиях низкой воды.
По воскресеньям (как говорят) на Алдане много народа, курсируют моторки.

Лоция
113 Много камней, сложная лавировка, вал 1,2м
114 - вал 1,5м
ХХ-ХХI Много острых камней
121 Обломки скал
122 Простой порог, вал до 1,5м
123-128 Перекаты
125 - вал 1м.
Возле р.Улунча на правом берегу - домик постоянно живущего старика Арбатского. Через примерно 30 км от Улунчи - водомерный пост на левом берегу, от него до Алдана 18 км.
Тимптон после Улунчи имеет еще ряд перекатов, но крайне простых и не очень мощных. Ширина реки 100-150м.
В устье Тимптона на левом берегу Алдана нечто вроде бывшей базы. Там по выходным дням бывают некоторые жители Томмота. Добираются они сюда на своих моторных лодках. В воскресенье днем уезжают обратно. Это нужно иметь в виду, т.к. транспортные суда ходят по Алдану редко (1-2 раза в неделю), не все суда могут пристать к берегу вблизи устья Тимптона. В 1981г. в июле суда по Алдану вообще не ходили из-за малой воды. Поэтому реально добраться в Томмот можно лишь на моторке в воскресенье.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
дни пути даты участок маршрута расстояние (км) чистое время сплава (час) средняя скорость течения (км/час)
1 15.07 п.Нагорный - после р.Колбочи 27 7.7 3.5
2 16.07 - р.Троицкий 37 10.6 3.2 - 3.3
3 17.07 - перед р.Иенгра 42 12 3.5
4 18.07 - преп.14 37 7.4 4 - 6
5 19.07 - пор.43 50 8.3 6 (в пороге 10-12)
6 20.07 - перед р.Горбылаах 25 4.2 6
7 21.07 - пор.77 42 7 6
8 22.07 - перед преп.84 52 8.6 5 - 7
9 23.07 - преп.102 70 10 6 - 10
10 24.07 преп.102 - после пор.108; полудневка 20 2.9 6 - 8 (в порогах более 10)
11 25.07 полудневка; пор.109 - р.Сеймдже 11 1.6 6 - 8
12 26.07 - преп.124 63 10.5 6
13 27.07 - за 7 км до р.Ыллымах 69 12.7 4 - 7
14 28.07 - р.Алдан 28 7 3 - 5
15 29.07 устье Тимптона-г.Томмот (по Алдану) 65 6 11 (на катере против течения)
Итого: сплав на плотах 575 км 111час5,2 км/час

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО МАРШРУТУ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
  1. Природа на протяжении маршрута разнообразна и меняется следующим образом: лиственничная тайга - лесотундра - опять тайга из лиственницы и кедрового стланика - ель и сосна - лиственные деревья (в основном, береза), немного кедра - опять преимущественно лиственница. Особенно красивы берега на III участке ("Барыллаские плёсы") - красивейшие скалы разнообразных форм, ничем не хуже Красноярских и Ленских столбов, куча человеческих "голов" и "лиц" из камня и т.д.
  2. Вода в реке, к сожалению, была мутной из-за работы драг. Но первые километры она была чистая, а дно - красноватого цвета. Затем - мутная, а в конце маршрута - чище, т.к. в Тимптон впадали чистые притоки и ручьи. Рыбалка была лишь в низовьях Тимптона, и то - плохая.
  3. Во время нашего сплава уровень воды в реке был высокий (хотя и не максимальный: по свидетельству экипажа катера, обслуживающего техучасток Алдана вблизи устья Тимптона - на этом катере мы добирались до Томмота - в устье Тимптона в разгар паводка вода бывает еще на 2-3м выше, чем у нас). Но и сейчас большинство камней в порогах ушло под воду, а появились новые двухметровые валы. Изменилась сложность препятствий, причем неравномерно. Пороги 33-34 почти полностью ушли под воду, но очень серьезным и мощным стал слив в 35-ом пороге, где река сужается - поток устремляется через полуподводную большую плиту. Такой же фрагмент возник и на перекате 68 в "Чульманской трубе" (кстати, все перекаты "Чульманской трубы" серьезно усложнились большим валом). Особенно большой вал был в порогах 77, 108 и 112.
  4. Из Томмота можно на попутной машине уехать в Якутск (т.е. "зимник" функционирует и в летнее время). А из Алдана - улететь в Иркутск, Читу и Якутск. Но авиасвязь - ненадежная, а рейсы до Якутска постоянно загружены. В дождь - размывает ВПП, и Як-40 уже не ходит, а летает лишь медленный и маленький Л-410. В Якутск и Иркутск по 3 рейса ежедневно.


Комментарий автора в 2001г.: По технической сложности маршрут по Тимптону соответствовал 3 к.с., однако "четвёрочным" его делала абсолютная "ненаселёнка" (за две недели сплава на протяжении шестиста километров мы не встретили ни одного человека).
Комментарии: Ваш комментарий:
2004-03-28 00:58:08 | Забайкин Вячеслав | E-Mail
Я--Забайкин Вячеслав Алексеевич.Фамилия редкая.ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА Забайкину Василию Алексеевичу связаться.ZAPAL@CHEREDA.NET



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;