М О С К О В С К И Й

Г О Р О Д С К О Й Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й

Т У Р И С Т С К И Й К Л У Б

 

 

О Т Ч Е Т

 

о водном (катамараны) туристском путешествии

3 категории сложности в районе

Западного Кавказа по маршруту:

Пос. Отдаленный - р. Пшехашка - р. Пшеха - г. Апшеронск – ст. Пшехская

совершенном с 26 апреля по 7 мая 2001 г.

Руководитель группы: Потапенко А.А.

тел. 493-06-28

 

Москва 2001 г.

 

 

Содержание

  1. Паспорт маршрута
  2. Состав группы
  3. График движения
  4. Средства сплава
  5. Общая характеристика района
  6. Общая характеристика рек Пшехашка и Пшеха

  7. Заброска. Выброска
  8. Техническое описание
  9. Итоги, выводы, рекомендации
  10. Приложения

 

ПАСПОРТ МАРШРУТА

 

Вид туризма ............................................................... водный

Категория сложности ................................................. третья

Район проведения похода ........……….. Западный Кавказ

Нитка маршрута .........…............ пос. Отдаленный - р. Пшехашка - р. Пшеха – г. Апшеронск – ст. Пшехская

Средства сплава ................................. четырехместные и двухместные катамараны.

Протяженность активной части маршрута ............. 180 км

Сроки проведения похода .. с 26 апреля по 07 мая 2001г.

Количество участников ..................................... 14 человек

Уровень воды ............................................................. низкий

 

 

СОСТАВ ГРУППЫ

NN

п/п

Фамилия,

имя, отчество

Год

рождения

Адрес, телефон

Туристский опыт

Обязанности в группе

1

ПОТАПЕНКО

Андрей Анатольевич

 

1965

Москва, Химкинский б-р, д. 7 кор.1 кв. 103,

Р. 591-55-46

Чаткал 5р

Карагем-Аргут 6у

Руководитель

капитан К-4-1

2

ФЕДОРОВ

Максим Станиславович

 

1969

Москва ул. Пестеля д.8 кв. 283

Тел. 403-55-95

Умба 3р

Отв. за снаряжение

Матрос К-4-1

3

БУРОВА

Ксения Александровна

 

1982

Москва ул. Металлургов д. 62 кв. 173

Тел. 304-96-19

Умба 3у

Казначей

матрос К-4-1

4

ПАНКОВА

Анастасия Геннадиевна

 

1982

Москва Зеленый просп.

д. 79/18 кв. 13

303-06-20

Умба 3у

Летописец

матрос К-4-1

5

ЛОГУНОВ

Дмитрий Валериевич

1964

Москва, Открытое ш. д.26, кор.1 кв.22

тел. 167-23-18

Б. Черемош 3у

Реммастер

капитан К-2-1

6

КАРПОВА

Ирина Юрьевна

1977

Москва ул. Новогиреевская д.13 кв. 142. Тел. 304-01-51

Китой 2у

Медик

матрос К-2-1

7

ШВЕЦ

Сергей Владимирович

1975

Москва Б. Тишинский пер.

д.26 кв. 368

тел. 252-00-03

Мста 2у

Зав. Хоз.

капитан К-4-2

8

НОВИКОВА

Марина Сергеевна

1979

Московская обл. пос. Андреевка

д.26 кв.45

Мста 2у

Фото

матрос К-4-2

9

БРЕХОВА

Екатерина Владимировна

1980

Москва ул. Краснодарская д. 60 кв. 141

Тел. 358-96-89

Мста 2у

матрос К-4-2

10

ЛЕБЕДЕВ

Алексей Сергеевич

1979

Москва ул. Кооперативная д 5 кв.16

Мста 2у

матрос К-4-2

11

ФРОНТОВ

Александр Юрьевич

1983

Московская обл. г. Королев ул. Космонавтов д. 35а кв. 84

Тумча 3у

Капитан К-2-2

12

КАЛИНИНА

Наталья Геннадьевна

1982

Москва ул. Саратовская д.14/1 кв. 265

Тел. 173-53-92

Умба 3у

Фото

Матрос К-2-2

13

ПОТАПЕНКО

Наталья Борисовна

1975

Москва, Химкинский б-р, д. 7 кор.1 кв. 103,

493-06-28

Б. Зеленчук 3у

Белая 2 с эл. 6 у

Капитан К-2-3

14

ДРОЖЖИН

Дмитрий Юрьевич

1977

Московская обл.

г. Железнодорожный

ул. Прямая д.44 кв. 5

Мста 2у

матрос К-2-3

 

 

 

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ

День пути

Дата

Участок маршрута

Расстояние

в км

Способ

передвижения

Погодные

условия

1-3

26.04 - 28.04

г. Москва - г. Краснодар – г. Армавир – пос. Отдаленный – устье р. Тугупст

-

ж/д

автобус

А/М

-

4

29.04

Устье р. Тугупст – пор. “Бегемотик”

8

пешком

днем +15

ночью +8

пасмурно

5

30.04

Стапель, пор. “Бегемотик” - пор. “Водопадный”

4

сплав

днем +15

ночью +8

пасмурно

6

01.05

Пор. “Водопадный”– последний пор. перед устьем р. Тугупст , полудневка

 

4

сплав

днем +17

ночью +10

переменная облачность

7

02.05

Последний пор. перед устьем р. Тугупст – Урочище “Нижние Волчьи Ворота”

 

55

сплав

днем +17

ночью +10

переменная облачность

8

03.05

Урочище “Нижние Волчьи Ворота”

6

прохождение

днем +17

ночью +10

Кратковременные дожди

9

04.05

Урочище “Нижние Волчьи Ворота” - станица Ширванская

51

сплав

днем +18

ночью +12

Ночью и утром дождь, днем ясно

10

05.05

Станица Ширванская – станица Пшехская

52

сплав

Днем +20

ночью +14

ясно

11 - 12

06.05 – 07.05

Ст. Пшехская – г. Краснодар – г. Москва

-

автобус

ж/д

 

Итого: активными способами передвижения - 180 км.

СРЕДСТВА СПЛАВА

 

Наша группа вышла на маршрут, имея в своём составе пять судов:

Все катамараны были оборудованы запасными веслами и спасконцами. Вязку рам проводили с помощью полос резины из автомобильных камер и ПВХ лент (кембрик).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ

В географической литературе Западным Кавказом принято называть часть Большого Кавказа к западу от Эльбруса. Стержень горной системы Западного Кавказа составляет Главный Кавказский Хребет. Цепь массивов в многочисленных северных отрогах ГКХ, примерно в 20 км от него, называют Передовым (Боковым) хребтом.

Западный Кавказ в значительной части представляет собой лесистое среднегорье. Характерной особенностью Западного Кавказа является сочетание пышных лесов по долинам и склонам гор с островерхими пиками и башнями вершин, покрытых снегом.

Реки северного склона Западного Кавказа относятся к бассейну Кубани, которая начинается от ледников Эльбруса. Из всех горных районов нашей страны Западный Кавказ отличается наибольшими природными контрастами – от ледников альпийского высокогорья до субтропиков. Особенность климата – высокая влажность.

В горах Западного Кавказа много памятников истории, представляющих интерес для туристов: стоянки каменного века, на лугах многочисленные следы древнего пастушества, ряд мест связан с событиями Кавказкой войны (XIX в.), пребыванием на Кавказе выдающихся деятелей культуры, перевалы хранят свидетельства о боях Великой Отечественной войны.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕК ПШЕХАШКА И ПШЕХА.

Истоки рек Пшехашка и Пшеха находятся на склонах горы Фишт (2878 м.). Питание рек смешанное – ледниково-дождевое. Долины рек, в верховьях Пшехи и Пшехашки до их слияния, достаточно узкие, поэтому небольшие дождевые паводки заканчиваются быстро (в течении одного дня). В верховьях по берегам рек растет лиственный лес.

Река Пшехашка от порога “Бегемотик” до слияния с Пшехой течет в очень узкой долине похожей на лесистое ущелье. Расход воды на этом участке в конце апреля - начале мая 15-30 м3/сек (в зависимости от погодных условий), средний уклон 18 м/км. Русло реки хорошо разработано и имеет на этом участке пять явно выраженных порогов, разделенных быстротоками. При сплаве по Пшехашке нужно быть очень внимательным, т.к. мало характерных ориентиров порогов и возможны завалы.

Пшеха до слияния с Пшехашкой очень узкая, русло забито камнями, при достаточно сильном уклоне, расход воды составляет 10-20 м3/сек. Теоретически возможен сплав для опытного каякера, но при тщательной разведке. После слияния с Пшехашкой имеется два несложных порога, далее до поселка Отдаленный долина реки сильно расширяется и скорость течения падает. Средний уклон от пос. Отдаленный 9,5 м/км до станицы Черниговской, в районе станицы Самурской 3,4 м/км, от станицы Ширванской до г. Апшеронска 1,7 м/км, далее до устья 1,68м/км. В районе станицы Черниговской максимальный расход воды в августе - 91м3/сек, минимальный в январе – 3м3/сек.

ЗАБРОСКА. ВЫБРОСКА.

Заброска

Заброску к началу активной части лучше начинать от г. Апшеронск, до которого можно добраться автобусом из г. Краснодар (3 часа), или из г. Белореченска электричкой или автобусом. Далее есть несколько вариантов попасть в пос. Отдаленный (местные жители называют его “Шпалорез”):

  1. Узкоколейным поездом до пос. Отдаленный (5 часов в пути, ходит только по выходным, два раза в день утром в 9.00 и днем в 16.00);
  2. Автобусом до ст. Черниговская (40 мин), далее попутной дрезиной до пос. Отдаленный;
  3. Автобусом до ст. Черниговская (40 мин. в пути, днем ходит регулярно, один раз в 2-3 часа), далее попутным лесовозом “Урал” по объездной дороге до пос. Отдаленный (2,5 часа).

Мы забрасывались третьим вариантом. Водитель “Урала” завез нас выше поселка Отдаленный примерно за 4 км. до конца дороги по левому берегу Пшехи.

Выброска

От станицы Пшехская ходит рейсовый автобус до г. Белореченска. От Белореченска до Краснодара также ходит рейсовый автобус.

От станиц Самурская, Ширванская, Сурежская можно доехать рейсовым автобусом до Апшеронска. Автобусы в дневное время ходят регулярно, примерно один раз в 2-3 часа.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Данное описание составлено для уровня воды в реках Пшехашка и Пшеха, ниже среднего. Руководитель данного похода, ходил по этому маршруту в большую (1993г.) и среднюю (1995г.) воду, поэтому в описании будут даны ссылки на характер некоторых участков реки при большем уровне воды.

ПЕШАЯ ЧАСТЬ.

Протяженность – 8 км.

От конца дороги, тропа идет по полке левого берега, до последнего порога на Пшехе, перед пос. Отдаленный. Иногда тропа спускается к самой воде (фото 1). Далее тропа уходит вверх обходя два бома. Сверху с тропы хорошо видно место слияния Пшехи и Пшехашки, пороги ниже устья и в устье Пшехашки. После спуска вниз к реке, тропа идет вдоль берега до порога “Водопадный”, который с тропы не виден. Перед порогом тропа уходит вверх, обходя бом над “Водопадным”, спускается вниз и опять уходит вверх обходя скалу у берега. В месте, где тропа обходит скалу, мы провесили для страховки перила (фото 2), т.к. в этом месте приходится подниматься по достаточно крутому склону.

От “Водопадного” вверх тропы практически нет. Идти приходится по камням вдоль берега, периодически выходя на полку левого берега. Выше порога “Змейка” - осыпь, осложненная завалами из деревьев, поломанных лавинами, и льдом под тонким слоем земли и камней. После осыпи, по камням левого берега, идти примерно 500 метров до удобной стоянки над порогом “Бегемотик”, стапель лучше делать здесь. Выше “Бегемотика” на протяжении 1 км. удобных мест для лагеря нет. Дальше мы разведку не делали, т.к. выше Пшехашка имеет заметно меньший расход, становится мельче и для сплава на катамаранах не интересна.

При высоком уровне воды, последние участки пешки приходится идти не по камням у берега, а по полке левого берега продираясь сквозь заросли рододендрона.

СПЛАВНАЯ ЧАСТЬ.

Для удобства описания, будем придерживаться условного разделения сплавной части маршрута на 3 участка, характеризуемых примерно одинаковым уклоном русла, характером препятствий и однородностью долины.

Порог “Бегемотик” – поселок Отдаленный

Протяженность - 10 км.

Средний уклон - 15 м/км.

Порог “Бегемотик” находится на крутом левом повороте, справа впадает крутопадающий приток. Просмотр порога лучше делать по левому берегу с места стапеля. Для прохождения порога катамараны нужно занести на 50-100 метров выше по течению.

В пороге река разбивается на три протоки. В правой много полуобливных камней, центральная перегорожена упавшим деревом, через которое переливается вода, узкая левая протока протекает между левым берегом и островом и круто падает через завал (непроход). В нашу воду, центральная протока наиболее подходила для прохождения, хотя на выходе из порога все равно пришлось лавировать между камней (фото 3).

Через 10 минут сплава на правом повороте небольшой порог. Ориентир – осыпь по левому берегу. Просмотр по левому берегу. В пороге основная струя несильно наваливает на полуобливную плиту у левого берега, по центру чистый слив (фото 4).

Порог “Змейка” начинается через 150 метров на левом повороте. Для просмотра следует зачалиться на левый берег за 50 метров до поворота. В пороге чистый пологий слив вдоль левого берега (фото 5 и 6). Длина порога 25-30 метров. Для страховки первого катамарана поставили двух человек со спасконцами, остальные катамараны страховали с воды.

Через 10 минут сплава, на правом повороте, сильный прижим к большому камню у левого берега. Перед прижимом необходимо зачалиться на правый берег для просмотра порога “Водопадный”. Выше порога “Водопадный”, на правом берегу, есть удобная стоянка.

Порог “Водопадный” начинается 100 метровой заходной шиверой, от прижима на правом повороте. На левом повороте река сжимается с обеих берегов скалами, здесь и находится главный слив (2 метра). Сложность порога и вероятность его прохождения сильно зависят от уровня воды. При высоком уровне воды – степень сложности порога не выше четвертой. В среднюю воду в главном сливе порога появляется большой обливной камень, основная струя сваливается с него под скалу левого берега, где вероятность переворота катамарана почти 100% (в 1995 году руководитель этого похода присутствовал, когда в этом месте перевернулись 4-х и 2-х местный катамаран). Удачное прохождение возможно, если постараться угрести перед обливником вправо, что вполне по силам опытному экипажу двойки. В среднюю воду порог можно оценить по пятой категории сложности.

В малую воду обливной камень в центре слива открывается и прохождение становится невозможным (фото 7).

Через порог катамараны мы провели на веревках (фото 8). Сразу за сливом, экипажи катамаранов садились по своим местам и перечаливали катамаран в улово за скалой у правого берега.

Через пять минут сплава, ступенька с чистым сливом. Линия движения видна с воды.

Еще через несколько минут сплава порог. Четких ориентиров нет, на прямом участке с воды виден явный перепад. Чалка для просмотра к правому берегу. Для чистого прохождения порога требуется четкий заход между обливных камней (фото 9). Порог заканчивается короткой шиверой.

Ориентирами порога в устье Пшехашки могут служить крутой правый поворот и осыпь по левому берегу. Здесь следует проявить осторожность, за поворотом может быть завал, поэтому чалиться для просмотра порога лучше прямо перед правым поворотом к правому берегу. Длина порога около 100 метров. В большую и среднюю воду порог представляет из себя водяной трек с косыми валами с левого и правого берега. В малую воду появляются обливные камни и линия движения в пороге усложняется (фото 10).

Через 60 метров за левым поворотом следующий порог, заход в который у нас был осложнен упавшим деревом (фото 11). Порог состоит из двух коротких ступеней между которыми 25 метров относительно спокойной воды.

Очередной порог находится после 300 метров прямого участка на левом повороте (фото 12). Чалится для просмотра следует к левому берегу. В большую воду, на выходе из порога могут образовываться высокие стоячие валы. Сразу за порогом на правом берегу удобное место для стоянки.

Через 10 минут сплава на правом повороте, камень в центре русла, в который бьет вся струя. Проход справа от камня, слева возможен завал.

Далее до поселка Отдаленный простые шиверы и прижимы, иногда низко нависающие над водой деревья. Долина реки заметно расширяется, скорость течения в Пшехе становится ниже.

Поселок Отдаленный – станица Черниговская

Протяженность - 53 км.

Средний уклон – 9,5 м/км.

От поселка Отдаленный до поселка Верхние Тубы никаких препятствий нет. Ниже пос. Верхние Тубы начинается участок разбоев. Следует быть очень внимательными при выборе протоки по которой собираетесь идти, т.к. в некоторые из них могут быть перегорожены завалами. В местах где река сливается в одно русло есть несложные порожки и шиверы, линия движения в которых просматривается с воды.

Перед поселком Нижние Тубы Пшеха течет уже в одном русле. В 1 км. ниже поселка, где высокие обрывистые берега подступают вплотную к реке, начинается “Урочище Верхние Волчьи Ворота”. В высокую воду основную сложность в “Урочище Верхние Волчьи Ворота” представляют стоячие валы высотой 1-1,5 м. В низкую воду требуется не сложный слалом между обливных и полуобливных камней. Ориентиром окончания “Урочища Верхние Волчьи Ворота” служит мост на скале правого берега (фото 13). Далее до поселка “10-й километр” основными препятствиями являются простые шиверы, нависающие деревья и прижимы. В поселке “10-км” в Пшеху впадает крупный левый приток. Через 10 минут сплава от пос. “10-й км.” на левом повороте несложный порог, сразу за которым следует зачалиться к левому берегу для предварительной разведки “Урочища Нижние Волчьи Ворота”.

После предварительной разведки, мы решили вещи обнести за порог и там встать на ночевку, а катамараны спрятали в кустах у берега.

Утром катамараны перечалили на 100 метров ниже прижима к скале левого берега и пошли просматривать порог.

Порог “Нижние Волчьи Ворота” длиной около 1 км. состоит из 5 ступеней. Первая ступень требует точного захода (фото 14) и правильного маневра – в высокую и среднюю воду проходится обычно слева от большого камня, на который наваливает весь поток, по низкой воде более удобный проход справа. В низкую воду между первой и второй ступенью обнажаются полуобливные камни (фото 15), между которых приходится маневрировать. Вторая ступень проходится через “ворота” по основной струе. В низкую воду в “воротах” появляется полуобливной камень, через который катамаран прыгает без проблем (фото 16). Два двухместных катамарана из нашей группы прошли вторую ступень справа от “ворот”., такое прохождение наверное возможно только при низком уровне воды. Третья ступень – чистый пологий слив со стоячими валами на выходе. Четвертая ступень, тоже пологий слив осложненный несильным прижимом к камню у левого берега. Пятая ступень – простая шивера.

При прохождении порога первый и второй катамаран страховали с берега. Первый катамаран встал на страховку ниже второй ступени, второй катамаран ниже первой, далее страховку остальных катамаранов осуществляли с воды.

На выходе из “Урочища Верхние Волчьи Ворота” еще два несложных порога, линя движения в которых читается с воды. Далее до станицы Черниговская никаких препятствий нет. В станице Черниговская есть магазины, почта, при необходимости можно уехать автобусом до Апшеронска.

Станица Черниговская – Станица Пшехская

Протяженность - 109 км.

Средний уклон – 2,5 м/км.

От станицы Черниговской до станицы Самурской несколько простых шивер. После Самурской за правым поворотом порог, образованный подводной плитой перегородившей всю реку. Ориентир – трубопровод через реку. Порог простой, но за сливом сильный противоток, что для маломерных судов может грозить переворотом. Далее до станицы Пшехская никаких препятствий нет, и сплав в спортивном отношении не интересен.

 

ИТОГИ. ВЫВОДЫ. РЕКОМЕНДАЦИИ.

Поход по рекам Пшехашка и Пшеха очень интересен и может быть рекомендован для прохождения туристам ставящим для себя различные задачи:

К особенностям этого маршрута можно отнести наличие интересной пешей части. Пешая часть в начале маршрута быстрее мобилизует туристов на спортивный настрой. На пешке у всех участников обязательно должны быть нормальные туристские ботинки, в кроссовках или кедах идти будет очень тяжело. При дождливой погоде, тропа может раскиснуть и тогда подняться вдоль Пшехашки станет особенно сложно.

Другой особенностью является то, что первый сплавной участок характерен наибольшей концентрацией препятствий и скоростью течения. Поэтому на всех судах должны быть уже “схоженные” экипажи, в противном случае есть возможность потренироваться на воде выше порога “Бегемотик”, или между порогами “Бегемотик” и “Змейка” (особенно следует уделять внимание чалке катамаранов). На этом участке могут быть завалы и низко нависающие деревья, т.о. следует проявлять осторожность на протяжении всего сплава до пос. Отдаленный.

“Урочище Нижние Волчьи Ворота” являются кульминационной частью маршрута в спортивном отношении. В более высокую воду этот порог можно оценить по 4 категории сложности.

Хотелось бы предостеречь туристов планирующих поставить лагерь недалеко от поселка Отдаленный. Некоторые местные жители не всегда чисты не руку, и поэтому на ночь все вещи лучше убирать в палатки, или назначать дежурных на ночь.

По итогам путешествия, маршрут можно оценить 3 категории сложности для катамаранов. При более высоком уровне воды, при возможности прохождения порога “Водопадный”, маршрут наверное можно оценить как 3 с элементами 4 категории сложности.