Отчет о сплаве по "спортивной" реке Полометь (Валдай, Новгородская область)

 

Дата: 29 апреля - 01 мая 2006 года

 

Автор отчета: Дмитрий Алексеев (Москва)

 

Маршрут похода: с. Дворец - с. Яжелбицы (спортивный участок сплава ~30 км) - д. Заречье (~25 км). Нитка: с. Дворец - шивера перед порогом № 1 - порог №1 - порог № 2 - шивера перед порогом № 3 - порог №3 - заключительная шивера - устье р. Гремячая -д. Яжелбицы - с. Поломять - д. Заречье.

 

Даты похода: 29 апреля - 01 мая 2006 года; с субботы по понедельник. Мы не случайно выбрали именно весеннее время. Дело в том, что Полометь - речка исключительно паводковая. Время паводка приходится на апрель-май.

 

Категория: многие сходятся на 3-й (для байдарок), но кто-то оценивает и двойкой; некоторые эксперты из-за экстремального участка данной реки называют ее одной из самых "спортивных" (иногда, "техничных") в Новгородской области. В принципе препятствия смахивают на 2-ю категории, однако их количество и расположение заставляет присудить реке слаломную 3-ку. Сразу стоит повторить и сейчас неоднократные предупреждения водников, прошедших Полометь, - для неопытных и беззаботных П. может представлять "смертельную" опасность (существует немало сообщений о трагедиях)! По рассказам местных, в пик паводка П. представляет из себя самый настоящий клокочущий "ад". Сильное течение, прижимы, валы, бочки, ветки в русле, сплошных завалов нет, вода холодная. Линия движения очевидна, все препятствия проходятся с наплыва и, как правило, без просмотра. Любой киль таит в себе высокую опасность - выбраться на берег будет весьма проблематично. Суда и весла уносит быстро и далеко. Спасработы здесь серьезно затруднены бурным течением П.

Чистое ходовое время: приблизительно 5-6 часов.

 

Плавсредства: катамараны - самодельный 6-и местный, 4-х и 2-х местные.

 

Состав группы и водный опыт участников сплава: 12 человек - это автор (0-1 и элементы 3-й категории) и Елена Меляшинская (0-2), Ольга, Александра и "адмирал" Василий (трое - Коптеловы (0-3), Виктор Прокофьев (без/к), Ольга и геолог Роман (оба - без/к), фотограф Серж Кирдин (байдарка по Белому морю) и Стелла (без/к), бизнесмен Дмитрий (без/к) и Денис (0-3).

 

Заброска: от Ленинградского вокзала (Москва) до станции Бологое поездом дальнего следования заняло часа 4 (к сожалению, прицепной вагон из Москвы до Дворца отменён); там наняли случайного частника, в машину которого влезли с грехом пополам все сразу со всеми вещами; ехали ночью часа три; остановились в каком-то полулеске между нужной нам рекой и железнодорожным полотном недалеко от намеченного поселка Дворец; а тут и стапель близко оказался.

 

Выброска: проплыв некоторое расстояние за село Яжелбицы до д. Заречье бросили наш ночлежный бивак, тут же и антистапель; на утро в близрасполагавшейся деревеньке отыскали трактор с прицепом; на нем доехали всей гурьбой до места встречи (Яжелбицы) с заказанной по сотовому машиной, на коей добирались до стапеля; назад ехали с пересадкой на электричках от Бологого до Твери, потом от Твери до Москвы (Ленинградский вокзал).

 

Справка о Поломети: река Полометь имеет длину 150 километров и протекает на северо-западе европейской части России, в Новгородской области. Она - правый приток реки Полы. Крупнейший приток самой Поломети (правый) - река Ярыня. Площадь бассейна - 2 770 кв. км. Расход воды - 7,74 м3/сек. Полометь вытекает из озера Русское на Валдайской возвышенности (на территории Валдайского района Новгородской области) на уровне 188 метров и впадает в реку Полу на уровне 28 метров. На первых километрах Полометь весьма извилиста и довольно узка, течение ее очень быстрое. В русле встречаются перекаты и пороги. В верхнем течении протекает несколько небольших озёр. В среднем течении, начиная от села Яжелбицы (Валдайский район Новгородской области), стоящего на шоссе Москва - Санкт-Петербург ширина увеличивается до 20 метров, скорость течения по прежнему высока, большое число каменистых порожков, берега высокие, иногда обрывистые. Такой характер течения сохраняется до большого посёлка Лычково на железной дороге Бологое - Псков. В нижнем течении за Лычковым, река слегка успокаивается, хотя отдельные перекаты по-прежнему встречаются. Полометь впадает в реку Полу около деревни Костьково Демянского района. Бассейн этой реки включен в Международный перечень малых рек, подлежащих особой охране. Для охраны водосборной территории верховьев реки Полометь, являющейся гидрологическим эталоном малых рек, была установлена зона с режимом гидрологического заказника относящегося к Валдайскому национальному парку. На Поломети существует передвижная русловая эстакада - арматурный мостовой переход, перемещающийся по рельсовым путям вдоль русла реки Полометь на расстояние до 110 метров для детального измерения геометрических характеристик русла и подробной съемки скоростного поля речного потока. Считается, что Полометь - одна из самых сложных водных трасс между Москвой и Санкт-Петербургом.

 

Поиметь Полометь, или "валдайский" экстрим

интертекст

"Здесь вам не равнина…"

Поначалу я испытывал необъяснимый страх. Ведь нам предстоял сплав по одной из самых спортивных рек в новгородской области. Здесь каждый год по неопытности или из-за легкомыслия гибнут люди. Кроме того, мне, как и некоторым другим из нашей группы, прошедшим ни одну речку в Средней России, не доводилось ранее участвовать в сплавах по экстремальным рекам с серьезными препятствиями и сложными условиями прохождения. Этой валдайской реке асы экстремального сплава присудили ни много, ни мало - 3-ю категорию сложности! Не меньше тревожил и тот факт, что сплавляться нам предстояло на катамаранах. Все эти эмоции могут показаться странными, если не принять во внимание то, что до сегодняшнего дня я был знаком только с байдарками и надувными лодками, а самые сложные речки, которые мне удавалось пройти, имели всего лишь 1-ю спортивную категорию (один раз я, правда, участвовал в соревнованиях в Лосево'93, где мне довелось испытать каяк и "скат" на кате по категорийному и порожистому участку реки)! Но, пересилив свои страхи, я все же решился…

Со станции Бологое наша шумная и разношерстная компания в тесноте "Газели" добралась до предполагаемого старта. Восстановив наши силы в разбитом наскоро палаточном лагере, мы начали наши приготовления к сплаву. На берегу относительно спокойной реки (именно такой предстала перед нами река Полометь; однако, все ее спокойствие было обманчивым) часа за два мы на удивление споро собрали наши судна.

Наша компания - это 12 человек. Кто-то из нас впервые видит друг друга. Возрастной диапозон сплавщиков от 20 до 50. Тревожило больше всего то, что больше половины из нас в подобном экстремальном действе ранее замечены не были никогда - на языке водников такие люди автоматически приобретают статус "чайников". В данном случае такая "честь" выпадала и на долю рассказчика. Те же, кто считался в нашей компании опытным по большей части, увы, казался безответственными (хотя не все). Все эти факты несколько пугали. Ведь предстоял сплав с серьезными препятствиями!

Наш антистапель находился недалеко от поселка Дворец новгородской области. Перед нашими взорами один за одним проплывали катамараны и байдарки. Честно говоря, такое зримое обилие разнобойной флотилии несколько смущал. И вот, наконец, наступил и наш долгожданный черед. Три катамарана (двухместный, четырехместный и скорее восьмиместный, чем шести) спущены на воду. Каких-то три-четыре километра до "сюрпризов". Фотографируемся, расслаблено болтаем - в общем "готовимся" к трудностям. Постепенно и уже издалека шум реки усиливается - вот он многокилометровый экстремальный участок Поломети. Фотоаппараты прячутся в гермомешки (не дай бог попадет вода!). Двенадцать человек на трех катамаранах не на шутку приготовились ко всяким неожиданностям (никто из нас на Поломети никогда не был, а информацию о ней все черпали из кратких отчетов в Интернете или из устных комментариев "бывалых").

Вскоре началось…

Нет, не то что бы кто-то испугался (хотя, пожалуй, были и такие), заслышав гремящий шум. Сразу после огромного песчаного обрыва на левом берегу внезапно пошли шиверы (наиболее сложные на этой реке; ниже ст. Дворец). Уже скоро берег реки стал являть свои живописные овраги. Здесь основные препятствия - каменистые шиверы (при средней воде) или мощные валы (при высокой воде), идущие друг за другом практически без перерывов.

Вся наша шумная (шумней Поломети) бригада на трех катах ворвалась в бурливый поток без происшествий. Надо признаться, что автор этого повествования стойко выдержал первые экстремальные испытания. Не менее стойко их вынесли и остальные.

Проплываем возле характерного улова-воронки под отвесным обрывом правого берега. В этих местах в Полометь впадает два левых притока, от чего бурления воды начинает добавляться. И здесь же сила потока ощущается еще больше, чем прежде. Потом беспроблемно проходим под автомостом, около которого на правом берегу - остатки каких-то строений. В виду моста - неплохая шивера, в которую свисают тросы - остатки тросового мостика (по паводковой воде - обходятся безо всяких проблем).

Надо иметь ввиду, что, оказавшись в самом потоке следует позабыть о возможности причалиться - скорее всего вам придется разочароваться в этом. Берега после моста начинают понижаться. По берегам видны следы

деятельности военных. Здесь - ровная и чистая струя. Почти сразу - еще один мост (в Загорье), затем - остатки старой плотины. Плесовый участок с локальными быстринами тянется около 2-х километров. На обоих берегах Поломети располагаются строения действующей воинской части. Мы проплыли участок военного городка без забот, хотя, если судить по другим отчетам, здесь часты конфликты с военными.

На реке есть одно довольно опасное место - "тросы" - два стальных троса с остатками железок, натянутые над рекой перед мостом в районе "воинской части". До похода мы много о нем читали, но нам повезло - трос нависал над рекой довольно высоко и мы смогли проплыть, не обнося препятствие.

Следует сказать, что суровая красавица Полометь на своем спортивном отрезке, по которому, собственно, подавляющее большинство сплавщиков и ходят, - речка с очень высокой средней скоростью течения, даже на равнинных участках. Протекает она в очень глубоком многоступенчатом овраге, непрерывный порожистый участок имеет, по разным подсчетам, порядка 20-25 км. Первые десять - натуральный каньон с осыпными песчаными и глинистыми стенками и практически полным отсутствием уловов и плесов. Типичное препятствие здесь - шивера с большим количеством обливных камней и неявно выраженной линией движения. Завалы практически отсутствуют, имеются несколько проходимых расчесок, которые могут стать проблемными по большой воде (середина апреля - первая декада мая). Прижимы часты и попадание под расчески может обернуться сбрасыванием сплавщика в воду, для чего все-таки стоит одевать на себя спасжилеты (у нас людей пару раз расческа-таки сбросила! - Д. А. ).

После серебристой трубы над рекой - мощная шивера с валами около 0.7 м, потом - разбои с береговыми заломами. После капитального острова (идут правая и левая протоки - каждый выбирает на свое усмотрение по какой ему плыть) - мощный лобовой навал на следующий островок. Обойти его можно с любой стороны, важно вовремя среагировать.

Чуть ниже островов река расширяется, начинаются шиверы-перекаты с мощной и равномерной струей - приготовьтесь к реальному слалому, если вы на байдарке или каяке. Нам же на "кате" было практически все нипочем, если не считать застреваний на валунах или падений сплавщиков в воду под расческами. Но прекрасный и шекочащий нервы спортивный участок Поломети обрывается достаточно резко, а после моста в Верницах кончается целиком. После этого долина реки начинает расширяться. Становится слышна дорога, идущая по правому берегу. После впадения крупного правого притока река резко выйдет из лесного оврага. От притока до моста в Яжелбицах - менее часа сплава. Мы прошли несколько дальше Яжелбиц, и зачалили окончательно близ деревеньки Заречье.

Для сведения, перед ст. Лычково (это дальше) русло реки вообще исчезает в болоте. Таким ходом, целесообразно завершить маршрут в селе Яжелбицы (оно расположено на шоссе Москва-С. -Петербург). Отсюда же можно уехать на ст. Валдай. Правда, мы, как уже было выше сказано, ехали несколько иначе.

В заключение небольшой истории приведу упоминание Поломети в мемуарах времен Великой отечественной (П.А. Ротмистров "Стальная гвардия"):

"Когда артиллерия ударила по огневым средствам противника, снова связываюсь с Егоровым.

- Продвигаюсь, - докладывает он, - по лощине реки Полометь. Это снижает эффективность огня противотанковой артиллерии противника, но, с другой стороны, полузаболоченная низина гасит скорость танков. Опасаюсь, как бы не накрыла нас вражеская авиация...

- Атаку не прекращайте, - требую от Егорова и сообщаю ему, что в его распоряжение направлен зенитно-артиллерийский дивизион. Напряжение боя нарастало".

Так что, как видит сам читатель, Полометь и полвека назад оказалась средоточием бурных и вызывающих адреналин событий - ну прямо как в нашем случае!

 

ВЫВОДЫ и ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Река Полометь представляет спортивный интерес лишь на участке от Дворца до Яжелбиц. Выше по течению - озера и завалы. Ниже - разлив в лес, болото и т.д. Еще ниже (от Лычково) - спокойная 1-я категория с парой небольших перекатов. В районе Лычково есть непроходимый участок - на несколько километров завал, обнос которого практически невозможен.

Маршрут довольно короткий, но очень спортивный (вероятно П. - самая техничная река в новгородской области). На П. нет обносов. Ваш поход может затянуться из-за потери друг друга, из-за поисков унесенных потоком весел, каяков и т.д. и т. п. По реке встречаются рваные шкуры и остатки каркасов. Советую держать весла крепче - вырывало постоянно. Правда, тут же к нам в руки приплывали как компенсация чьи-то чужие.

Абсолютное чистое ходовое время – 5-6 часов. Если есть необходимость, то за один день она проходится. Правда, имеет ли смысл так напрягаться? Идеальный поход, ИМХО, - 2-3 дня. Народу в паводковое время очень много - встать не где.

Лучшим судном для прохождения многие считают каяк, хотя скорость струи позволяет использовать и катамараны, главным образом двойку. Есть суждения, что для байдарок (для "Тайменей" скажем) П. опасна. Кстати, нам попадались многочисленные группы "туристов" на надувных плотах с кораблей. По их рассказам, Полометь не для массивных суден - так и будете застревать на камнях или между ними.

Долина реки великолепна. Берега и обрывы зачаровывают. Разные там воинские части таятся в лесу и с реки их не видно и не слышно, если, конечно, самим не делать вылазки за овраг. Раньше эти территории были полностью закрытой зоной, но сегодня все изменилось.

Самое главное, прежде чем собираться на сплав по Поломети, прочтите с добрый десяток толковых отчетов, и посоветуйтесь с кем-то на форумах известных туристических сайтов, дабы ваши приключения не стали для вас последними. Если вы себя считаете "чайником" и сомневаетесь, то отложите ваш сплав до лучших времен.