LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Беспута 2003. Закрытие сезона

Пограничная река
или
Сказание о закрытии водного сезона 2003 года, о том, к чему могут привести несбывшиеся надежды, о пользе топографических карт, а также о том, как хорошая погода может изменить судьбу (хотя бы ненадолго)

7.11.03 — 8.11.03

Текст: Фёдор Могилевский

Рассказ о железнодорожно-водном путешествии по маршруту

г. Москва — ст. Жилево — пос. Псарево — ст. Жилево — г. Москва — ст. Кашира — дер. Иваньково — р. Беспута — р. Ока — ст. Кашира — г. Москва
(Планировалось: г. Москва — ст. Жилево — дер. Лапино — р. Лопасня — р. Ока — дер. Иваньково — р. Беспута — р. Ока — ст. Кашира — г. Москва)

Состав:

Федор МогилевскийреммастерЛасточка-21
Иван Моралевноситель домаКНК

График движения

7.11.03
6:25 Павелецкий вокзал г. Москвы
8:57 ст. Жилево
~11:00 пос. Псарево
12:15 ст. Жилево
14:00-17:00 г. Москва
19:30 ст. Кашира
~22:00 дер. Иваньково
8.11.03
0:30 Отбой
6:30 (7:00) Подъем. Стапель. Сборы
9:30 Выход
12:30-13:10 Перекус за мостом у деревни Тарасково
14:** Устье Беспуты
17:00 ж/д мост через р. Оку около ст. Кашира. Антистапель
18:30 ст. Кашира
21:40 Павелецкий вокзал г. Москвы

Введение

Этот текст получил такое длинное название не просто так. Вообще, я редко пишу тексты по мотивам ПВДшек. Но более экстремального и поучительного путешествия у меня не было еще никогда. До этого я всего лишь один раз сплавлялся вдвоем, да и то по простой реке (тогда, кстати, под конец тоже получился небольшой экстрим). Я никогда до этого не путешествовал на одних перекусах. И вообще, очень давно у меня не было двух таких насыщенных впечатлениями и эмоциями дней…

Беспута оказалась весьма интересной речкой, к тому же с очень простой заброской — везде ходят автобусы (до самой реки и почти до всех истоков). Бассейн у нее огромный, так что все ее притоки в паводок, скорее всего, проходимы и, возможно, довольно интересны. Но сейчас совсем не весна, так что шли только нижнюю часть реки, от моста у деревни Иваньково до впадения в Оку — километров двадцать.

Если кого интересует только сплав, то можно сразу переходить ко второй части данного повествования.

Пролог

«… Приглашаю желающих получить немного приключений на свою задницу на ноябрьские праздники, а заодно и закрыть водный сезон …». Так начиналось письмо, которое я получил накануне ноябрьских праздников от своего хорошего знакомого по водному турклубу МГУ Димы Шварца. Обещались красивые леса, не очень простая вода, Ока… Ну, закрыть водный сезон — это святое. Да и прошлый опыт подобных мероприятий в компании Димы был весьма удачен. Правда, тогда было не так холодно :) А приключения… Летом у меня никуда выбраться не получилось, посему вся моя водная сущность требовала реванша. В общем, я тут же согласился. Из разговоров с Димой стало ясно, что можно позвать еще народ. Народ, как обычно, не звался. Отказались все, кроме Вани Моралева, знатного каякера из Москвы, с которым я побывал уже не в одном походе.

План мероприятия был следующий. Рано утром мы доезжаем до станции Жилево и идем пешком до деревни Лапино. Там собираем суда и сплываем по Лопасне до Оки, переплываем ее и по асфальту добегаем до деревни Иваньково. На следующий день — Беспута и Ока до Каширы.

После раскидывания общественного снаряжения мне достался ремнабор и пила-цепь, а Ване — палатка на 4-5 человек и топор. Т.е. практически все, кроме аптечки… Из еды были только перекусы и «к чаю»…

Часть первая — пешеходно-железнодорожная
(о том, как плохо опаздывать на работу, и как плохо не брать с собой топографических карт)

Выезжать мы планировали на электричке 6:20 от Павелецкого вокзала. Для этого нам с Ваней надо было ехать на первом поезде метро. Здесь и началась череда событий, круто изменившая все планы. Первым таким событием было опоздание поезда метро на двадцать минут, благодаря чему мы приехали на Павелецкий вокзал только в 6:25. Следующую электричку (6:39), естественно, отменили, так что нам пришлось ждать час до 7:24. В Жилево мы никого не нашли (оно и понятно, график весьма напряженный получался, задержка на час могла сильно все испортить. На самом деле все было несколько не так, но тогда мы об этом ничего не знали!). Постояв на платформе и немного подумав, решили, что уезжать так сразу не правильно (зря ехали что ли? К тому же у нас много нужного общественного снаряжения), и решили попробовать догнать ребят. Тут выяснилось, что ни у меня, ни у Вани нет карты Подмосковья… Не, ну понятно, что предполагалось идти одной группой, но все же… В общем, теперь я без карты в лес не пойду никогда. Мало ли что…

Дома я карту смотрел и кое-что запомнил. А кое-что не запомнил. Поэтому, вместо того, чтобы быстренько добежать до начала красивых лесов по асфальту, мы ломанулись по азимуту (ну зачем Ваня взял компас?! :)) Болото, распаханное кукурузное поле, переправа через ручей по тоненькому мелкому деревцу, канализационные канавы, туман, в котором проступают контуры отдельных деревьев и полная неопределенность с направлением движения… Когда мы вышли к огромному шоссе (Каширскому), которого я вообще не помнил, было принято решение перекусить и повернуть назад. Как выяснилось позже, нам оставалось пройти буквально метров 100-200 до начала лесной дороги, выводящей прямо к деревне Лапино — нашей цели…

В совершенно расстроенных чувствах вернулись мы на станцию Жилево по той самой асфальтовой дороге, которую пару часов назад по незнанию обходили через кукурузное поле. Электричка подошла сразу, и мы поехали обратно в Москву. Первый круг замкнулся…

В довершении к нашему поганому настроению разошлись тучи, выглянуло солнце. Погода просто издевалась, демонстрируя, как нам было бы хорошо, дойди мы до реки… От Жилево до Москвы ехать довольно долго — около полутора часов — так что к концу поездки настроение исправилось и было принято решение попробовать догнать группу на второй реке (благо это упоминалось в описании маршрута), а если не догнать, то хотя бы самим поплавать и закрыть, наконец, водный сезон. А вдруг завтра будет такая же классная погода? Но, наученные горьким опытом, мы решили заехать домой и взять карту Подмосковья, а также распечатать единственный отчет по Беспуте, найденный мною в интернете.

Часть вторая — водная
(о реке Беспута)

Заброска

На электричке 17:28 мы выехали с Павелецкого вокзала и в половине восьмого были в Кашире. Автобусная станция располагается прямо около платформы. До Иваньково автобусы вечером ходят раз в два часа, последний идет в половине девятого (смотри приложение). Час проторчали на ветру, попивая чай из термосов, в ожидании автобуса, размышляя на тему «встретим мы группу или нет». Местные, как обычно, пытаются понять, чего мы тут делаем, моментально определив в нас москвичей, и совершенно не принимают версии о сплаве. Все что угодно — на дачу, на рыбалку, водку жрать, но только не плавать просто так по речке! :) Пока ехали, наблюдали шикарную сценку. Сидят мама с сыном лет двенадцати, сзади — двое молодых парней. По какой причине возник диалог я не отметил, но все довольно быстро переросло в перепалку с переходом на личности, даже кондуктор подходила, пыталась утихомирить. А закончилось все забавно. Выяснилось, что и женщина и оба молодых человека из одного поселка — Тарасково. После этого перепалка прекратилась, а из автобуса они выходили лучшими друзьями, договариваясь о встрече на местной дискотеке :)

За мостом через Беспуту были уже около половины десятого. Довольно прохладно и ветер. Полная луна отлично освещает серебристым светом пустынный берег оврага, в глубине которого шумит наша река. Идем вдоль края оврага, периодически выкрикивая ребят — тишина… Дорога некоторое время идет вдоль реки, но потом уходит в сторону. В этом месте небольшой лесок, у которого мы свалили рюкзаки в кучу и сделали несколько поисковых вылазок в разные стороны — никого. Ваня звонит домой Диме — тот еще не возвращался, значит они где-то в пути, но где?.. Около половины двенадцатого прекращаем поиски, ставим палатку на опушке леса, стараясь спрятать её от любопытных глаз прохожих/проезжих. Разводим костер и тут понимаем, что еды у нас нормальной нету, только перекусы да всякие шоколадки… Ну в первой части (радиальный выход в районе Жилево) ладно, тогда не предполагалось автономного проживания, а сейчас то чего? Ведь только что из Москвы, сложно что ли было купить каких-нибудь макарон или чего-то такого?.. Перекусываем бутербродами с жареным на костре мясом, запивая чаем из термосов (даже заварки никто взять не догадался) и в половине первого ночи ложимся спать, запихав предварительно все вещи под тент, а самые ценные в палатку… (Я, например, кроме фотоаппарата и денег/документов положил под бок вёсла и каску :)) К ценным вещам были приравнены также и немногочисленные продукты, по причине большого количества собак, которые как-то уж очень недалеко и гОлодно выли :)

Сплав

Поскольку оценить реальное время, нужное для прохождения Беспуты мы не могли, то решили встать пораньше чтобы иметь запас. Будильник поставили на 6:30, но утром решили поспать еще и перевели его на пол часа вперед :)

Когда вылезли из палатки — пасмурно. Так было до самого вечера. Хорошо хоть дождь не пошел…

За ночь у нас ничего не сперли, что радует. Так как еды, которую надо готовить, у нас нет, то и тратить время на этот долгий и мучительный процесс не надо, поэтому мы смогли все силы направить на сбор судов. Правда, канчик чая все-таки вскипятили — у Вани в термосе оказалось немного заварки, от которой мы взяли очередную производную. (Хорошо хоть кан взять додумались) Стапель и упаковка вещей заняли у нас два с половиной часа — много. Особенно меня порадовал процесс запихивания вещей в Ласточку. Обычно у меня два гермомешка: один — со всеми шмотками — перед ногами, а второй — со спальником и мелочевкой — за спиной. В этот раз пришлось взять все продукты и Ванин спальник. Поэтому второй герм за спину не влез и его тоже пришлось пихать в нос лодки… В общем, процесс залезания меня в Ласточку с проталкиванием вещей дальше в нос, чтобы поместились ноги, наверно, со стороны выглядел забавно :) Зато посадка получилась очень жесткая, что положительно сказалось на управляемости лодки :)

Несколько слов о снаряжении. На Ване был неопреновый гидрокостюм, на мне сухой. Мы оба были без перчаток вообще. У меня только к концу сплава по Беспуте начали мерзнуть руки. У Вани они не мерзли вообще — но он морж, ему можно :) В остальном — все нормально, тепло и сухо :) Каска нужна — иногда приходилось пролезать под свисающими ветками. Вообще, каска на этой реке может понадобиться — в случае киля есть вероятность достать головой до каменистого дна реки…

Наконец, после полутора суток мучений мы встали на воду! Речка довольно бодро струячит между крутыми берегами оврага. Иногда над водой свисают кусты, но они легко обходятся. В общем, довольно приятно. Но долго наслаждаться сплавом нам не позволили. Сразу за красивым мостом дороги Кашира-Иваньково находится отвратительный завал, устроенный рабочими, строящими второй мост через Беспуту. Над рекой лежит доска, по которой переходят с берега на берег, плюс к этому далее в реку зачем-то брошены, спиленные в процессе расчистки стройплощадки, деревья, которые полностью перекрывают русло. Кроме этого, оба берега реки так изрыты бульдозерами, что тащить груженую лодку, утопая по щиколотку в перепаханной глине, сущее мучение… Мы с Ваней там корячились минут 20 если не полчаса :( Хуже чем бобры, честное слово… Кроме этого завала на реке больше не было ни одного препятствия, которые требовали обноса или проводки — русло очень чистое.

После моста Беспуту можно разбить на два участка — до деревни Ледово и от Ледово до Оки. На первом участке река не очень интересна. Длинные нудные плесы, где русло расширяется метров до 15 сменяются короткими каменистыми перекатами, которые, впрочем никакой сложности и опасности не представляют. Камни встречаются и на плесах, очень красиво смотрятся и несколько сглаживают общее впечатление. По берегам видны следы работы бобров. На некоторых участках почти все деревья подгрызены. Если эти животные повалят в реку хотя бы половину того, что я видел… В общем, что будет на Беспуте через год-два я предсказать не берусь. За несколько километров до Ледово, когда уже видны опоры ЛЭП, в середине реки остров. Беспута огибает его двумя протоками. Слева — чистый заход, а потом жестокий завал, справа — менее чистый заход, зато потом узкая «труба» шириной метра два без препятствий. Слева проход при каком-то уровне воды возможен, надо смотреть. Под ЛЭП у деревни Ледово начинается самое интересное место на нижней Беспуте — Ледовый (Ледовский) каньон. Его апофеозом является порог «Пятнистый слон» или «Куропатка». Порог расположен метрах в 100-150 ниже моста на левом повороте реки и представляет собой горку длиной метров пять с общим перепадом около полуметра. Он образован огромным пятнистым камнем, лежащим посередине русла реки, по которому скатывается вода. За камнем стоит небольшой вал, а у правого берега, где падение круче — маленькая бочка. В нескольких метрах после слива из воды торчит бревно на которое валит. Смотрится довольно внушительно даже издалека. По большой воде здесь может быть довольно интересно! «Пятнистым слоном» порог можно назвать в честь похожего на него порога «Розовый слон» (правой его протоки), расположенного на реке Уксунйоки, а «Куропаткой» — потому что большой камень похож на маму-куропатку, а множество пятнистых камней по всей реке — на её птенцов. После порога некоторое время река остается довольно интересной. Почти нет плесов, быстрое течение, повороты с кустами, требующие некоторой техники для чистого прохождения. В общем, отрезок от ЛЭП до устья мы просвистели где-то за час. Причем, довольно интересного сплава. На этом участке видели еще и ласточкины гнезда в обрыве на левом берегу реки, но уже без хозяев — осень…

Ока открывается внезапно. После очередного поворота берега оврага расходятся и огромные окские просторы поглощают два маленьких суденышка… Огромная, по сравнению с крохотной Беспутой, река лениво течет на восток, на встречу Москве-реке, Волге, морю…

Поскольку времени еще было вагон то решили дойти по Оке до Каширы, чтобы замкнуть и вторую часть нашего двухсерийного путешествия. Но не все так просто. Практически все время (а это около трех часов) нам с Ваней приходилось «играть в каноистов», т.е. грести только с одной стороны (с левой): у Вани травил баллон, а меня просто безумно парусило. Ветер дул все время с северо-северо-запада. В начале это было еще хоть немного в спину и даже слегка помогало, но у Каширы Ока поворачивает к северо-востоку и ветер стал дуть прямо в лицо… На воде и по берегам огромное количество рыбаков. Один раз я даже снимал с весла чью-то леску, хотя и старался держаться подальше от берегов. А вообще — красиво. После моста трассы М-6 мы даже догнали небольшой кусочек синего неба, правда, солнца увидеть не успели — оно полностью ушло в тяжелые, черные, осенние облака. За ж/д мостом были около пяти вечера, еще засветло, но очень быстро стемнело и рюкзаки мы паковали уже на ощупь при свете фонарика. Собрались очень быстро и в 18:30 были уже на станции. Электричка на этот раз оказалась далеко не экспрессом и шла более двух часов, так что на ставший уже родным за эти два дня Павелецкий вокзал мы приехали только в 21:40…

Итоги и выводы

Я больше никогда не выйду из дома в сторону леса без карты, котелка, минимума еды, чая и спичек (компас тоже не помешает). Я больше никогда не буду договариваться о встрече, если для этого мне придется ехать на первом поезде метро или электричке, расписание которой я узнал из интернета, а не на вокзале (по крайней мере постараюсь). Я теперь всегда буду договариваться о времени встрече и времени до которого я жду, после чего уезжать… Слишком много проблем для всех возникает при несоблюдении этих правил…

Очень неприятно получилось с группой. Если они не стали нас ждать в Жилево, значит у них было достаточно снаряжения для компенсации того, которое несли мы с Ваней, но все же… Как выяснилось позже, остальные участники тоже путешествовали не без приключений (на что все, как я понял, и рассчитывали). Вообще, вся группа разделилась на три пары. Первая — Аня Шварц, Маша Корнилова — прошли только Беспуту примерно в таком же стиле как и мы с Ваней, только на день раньше — приехали в четверг вечером, сплыли в пятницу (уж не остатки ли их костерка мы видели в том лесочке? :)). Вторая — Мы с Ваней — шли только Беспуту, но с довольно длительной, полуторадневной заброской :) И третья — Дима Шварц, Олег Мацуев — прошли в пятницу Лопасню, причем доплывали ее при свете фонариков, потом Олег уехал в Москву, а Дима прошел в субботу Беспуту, стартовав с того же места что и мы, но на три часа позже. Самым забавным является то, что не мы опоздали на час в Жилево, а Дима с Олегом приехали туда на 15 минут позже нас (они электричку сначала перепутали), но мы к этому времени уже ушли месить грязь по лесам! Они же быстренько по асфальту добежали до начала дороги к Лопасне, разминувшись с нами совсем чуть-чуть! А по Беспуте мы сплавлялись в один день с Димой с интервалом в пару часов — он даже слегка сократил свое отставание, но не стал идти до Каширы, а уехал по трассе М-6. В общем, все очень напоминает хождения пиратов, крокодилицы и мальчиков из знаменитой сказки «Питер Пэн» :))) Девушки играли роль мальчиков, мы с Ваней — пиратов, ну а Диме с Олегом остается только крокодилица ;)

Беспута очень понравилась. А для закрытия сезона так вообще замечательная речка. По большой воде тот участок, по которому мы шли, не должен сильно измениться. Выше ЛЭП будут все те же плесы, а вот в Ледовском каньоне будет интересно. Куропатка может стать полноценным порогом, возможно, даже с хорошей бочкой внизу. Правда есть вероятность, что там все зальет, потому что, судя по мусору на кустах, вода в Беспуте поднимается метра на два… Что делается выше Иваньково сказать не могу, но наверно тоже интересно. В общем, на Беспуту я еще вернусь! :)

А «Пограничной» Беспута названа мною потому, что почти все время течет по границе Московской и Тульской областей :)

Приложение (расписание автобусов от Каширы на 7.11.03)

№128 Кашира-Иваньково

5:40, 7:15, 8,05, 8:40, 11:20, 12:55, 14:10, 16:15, 18:30, 22:30 (заезд в Тарасково)

№33 Кашира-Серебряные пруды

лето:7:10, 13:00, 18:25
зима:… 7:10, 13:08
пт. 18:25
сб. 13:00
вс. 13:00, 18:25

№28 Кашира-Труфаково

7:10, 13:10, 15:45 (заезд в Ожерелье)

№ 23 Кашира-Корыстово

6:55, 8:20, 10:25, 11:40, 13:40, 15:30, 17:05

№?? Кашира-Вахрушево (Центролит-жилгородок)

будни: 7:00, 9:25, 12:10, 15:00, 15:35, 16:25, 19:13
сб., вс.: 6:42, 7:23, 10:28, 11:55, 14:28, 16:40, 17:20, 19:13

КОНЕЦ


Комментарии: Ваш комментарий:
2004-09-30 18:03:54 | Аноним | E-Mail
Привет

2006-06-13 11:00:41 | Fosgen | E-Mail
Да! Беспута речка красивая, правда мы в неё заходили с Оки (по пути так сказать), но прошли почти до истока и обратно. Одно плохо, ближе к устью на берег вылазить сложно.

p.s. Мы были там летом и мост тогда ещё не строили.
приглашаю посмотреть на моём сайтике grebibla.narod.ru



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;