LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



На перевале к северу от Пайера
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Отчет о водном походе по рекам Оять и Капша

ОТЧЕТ О ВОДНОМ ПОХОДЕ 3 К.С.

по рекам ОЯТЬ и Капша

1-12.07.2001

 

Оглавление:

1. Справочные сведения о походе
  1.1 Запасные варианты
  1.2 Аварийные варианты
  1.3 Состав группы
2. Сведения о районе похода (временно отсутствуют)
3. Маршрут похода
4. Дневник похода
5. Заключение и рекомендации по маршруту
6. Материалы о районе похода

1. Справочные сведения о походе


Данный поход проходил по рекам Ояти и Капше, протекающим по Подпорожкому и Тихвинскому районам Ленинградской области. Из Санкт-Петербурга группа выехала поездом СПб - Петрозаводск до ст. Подпорожье, от нее на заказанном заранее из Петербурга автобусе доехали до д. Курба (примерно 120 км), откуда и начали активную часть маршрута. По реке Оять прошли 160 км до поселка Алеховщина, откуда на "пойманном" микроавтобусе доехали до д. Хмелезеро( до оз. Капшозера 10-12 км). К нашему сожалению, дорога до озера не пригодна к движению любого транспорта, наполовину затоплена и обильно заросла кустами и молодыми деревцами. Совершив радиальный выход по описанной дороге, отказались от пешего волока на озеро и переехали на рейсовых автобусах утром следующего дня в д. Тервеничи, а вечером - в д. Ребовичи, находящююся на р. Капша, в 17 км от истока. По реке Капше прошли 100 км до устья. Всего за 00 ходовых дней пройдено 260 км. От устья р. Капша - п. Усть -Капша на рейсовом автобусе доехали до города Тихвин. От него на местном поезде Тихвин-Волховстрой доехали до Волховстроя, оттуда на электропоезде до Санкт-Петербурга.

  1.1 Запасные варианты:

  1. При очень низком уровне воды начинать маршрут не от д. Курба, а от п. Винницы.
  2. Закончить маршрут в п. Алеховщина и не переезжать на Капшу.
  3. Переезжать на Капшу не в д. Ребовичи, а в д. Пирозеро, что сократит маршрут по Капше на 50 км.
  4. Продолжить плавание от устья реки Капша - места впадения в р. Паша - по р. Паша до ж/д станции Паша, что удлинит маршрут на 100 км.

  1.2 Аварийные варианты:

  1. Прервать маршрут по р. Оять можно в: - Д. Шондовичи(10 км от начала), д. Лукинская (23), Кармановская (45) - от устья р. Тукша() до Алеховщины по левому берегу идет грунтовая дорога с интенсивным движением
  2. Прервать маршрут по р. Капша можно в : - д. Чидово(6 км от д. Ребовичи) - от д. Пирозеро (50) до д. Усть-Капша вдоль берега идет шоссейная дорога на Тихвин. В походе приняло участие 6 человек, данные об участниках приведены в на стр. 4.

  1.3 Состав группы

Фамилия, Имя, Отчество Год рождения Обязанности в группе

Штейнварг Алексей Владимирович

1974 руководитель
Евстафьев Валентин Андреевич 1978 медик
Анисимов Пётр Викторович 1981 начпрод
Яничев Дмитрий Павлович 1981 завхоз
Грандашевская Анжелика Иосифовна 1977  
Мосякина Ирина Анатольевна 1980  

 

3. Маршрут похода

Дата День пути Участки маршрута Км
30.06 1 Отъезд из Санкт-Петербурга  
01.07 2 Ст. Подпорожье - д Курба (авт.) - д. Ожеговская 15
02.07 3 Д. Ожеговская - руч. Логручей 35
03.07 4 Логручей - п. Винницы - д. Кузра 35
04.07 5 Д. Кузра - устье р. Ащина 45
05.07 6 Р. Ащина - с. Алеховщина 40
06.07 7 Переезд на р. Капша  
07.07 8 Д. Ребовичи - руч. Лавкас 28
08.07 9 Лавкас - д. Пирозеро - д. Гуреничи 30
09.07 10 Дневка  
10.07 11 Д. Гуреничи - д. Грузино 25
11.07 12 Д. Грузино -д. Усть-Капша 17
12.07 13 Д. Усть-Капша - г. Тихвин(авт) - отъезд в Санкт-Петербург  
  Итого 270

 

Километраж указан приблизительно, поскольку масштаб карты 1:100000 не позволяет указать все изгибы рек, особенно в верховьях.

4. Дневник похода

01.07.2001. Воскресенье

Ст. Подпорожье - д. Курба (авт.) - д. Ожеговская - 15 км Из Санкт-Петербурга мы выехали поездом № 657 Санкт-Петербург - Петрозаводск, который прибывает на станцию Подпорожье в 3.45. Нас встретил автобус, заранее заказанный из Санкт-Петербурга, на котором мы приехали в 6.30 к началу маршрута - д.Курба. Места для сбора лодок много, особенно удобно - на левом берегу выше моста. В деревне можно купить у местных жителей сыр, молоко, зелень и овощи. Отплыли только в 11.40. Ширина реки 10-15 м, по берегам луга и кусты. Течение слабое. Довольно мелко. Примерно через 2 км к воде подошел лес, в русле появились первые камни. Еще через 500 м - первая шивера. Очень мелко. На некоторых участках приходится проводить лодки, где-то протаскивать. Далее весь день, ехали по шкуродёру. Большинство шивер можно пройти по главной струе. Реально во многих местах приходилось проводить байдарки. Около 17 часов проехали деревню Шондовичи. Через 2,5 км после неё впадение левого притока - р. Нижняя Курба, после которой уровень воды немного повысился. Число проводок уменьшилось. На стоянку встали около 20 часов на правом берегу на изгибе реки. Причал - песчаный пляж. Стоянка наверху. Много дров, ровное продуваемое место.

02.07.2001. Понедельник

Д. Ожеговская - руч. Логручей - 35 км На воду вышли в 10.30. Высокие берега, смешанный лес. Правый берег покрыт кустарником, за ним - луг. Мест для стоянок нет. Редкие камни в русле. 11.00. На правом берегу деревня Ожеговская. В ней можно купить молоко, овощи. В соседней деревне (около 0,5 км от воды на левом берегу) есть магазин. Выходить нужно у наплавного моста. Через него пришлось перетаскивать байдарки. Глубина позволяет встать выше и ниже прямо в воду и "перекинуть" лодки через мост. Через 1,5 км после наплавного - автомобильный мост (дорога Винницы - Курба). Далее лес отошёл от берегов. Через 1 км первое приличное место для купания - глубокий омут с песчаным пляжем (правый берег). 13.00. Подошли к остаткам плотины. При данном уровне воды плотина представляет непроходимое препятствие. Можно сделать осмотр по левому берегу. Левая половина плотины представляет деревянную ступень с перепадом 60-70 см, справа лежит пологий бревенчатый настил, по которому можно перенести байдарки на другую сторону. 13.50. Порог с островом. Остров удобно обойти по правому рукаву, за порогом начинается шивера. После порога остановились на перекус. Порог. 4 ступени - падение на каждой 40-60 см, основная струя переходит от одного берега к другому. Проход по ярко выраженным сливам. 17.00. Въехали в деревню Кармановская. В деревне работает почта, есть 2 магазина, лесничество. По левому берегу идёт дорога на Винницы. После деревни череда перекатов. 18.30. Началась гроза. По берегам густой еловый лес. Река петляет. Встречаются острова. Много перекатов. 20.10. Порог. Несколько ступеней на прямом участке. Проход по основной струе. Просмотр не требуется. Сразу после прохождения порога встали на стоянку на правом берегу. Песчаный пляж, много дров, много места.

03.07.2001. Вторник

руч. Логручей - п. Винницы - д. Кузра - 35 км С утра дождь. Подъём в 9 часов. 12.00. Выход на воду. Характер реки не меняется: по берегам хвойный лес, берег высокие. Река представляет собой сплошную многокилометровую шиверу. Приходится постоянно маневрировать, выискивая основную струю. 13.15. Остановка для ремонта одной из байдарок. Встали на галечном острове. 14.00. Правый приток - река Сондала. Сразу после неё первый содержательный порог - много воды, ярко выраженный слив, валы. 14.15. Порог. Три ступени. Общее падение 1-1,5 м. Прохождение по основной струе, меняющей своё направление от берега к берегу. Просмотр с воды. 14.45. Крупный порог. Требуется предварительный просмотр по правому берегу, так как окончание порога воды не видно. Перед порогом длинная шивера, затрудняющая подход к его началу. Прохождение порога вдоль левого берега, на последней ступени уход к середине. 15.10. Правый приток - река Тукша. Вскоре начало посёлка Винницы. По правому берегу идёт дорога на Подпорожье. В Винницах для выхода в магазин удобно причалить у автомобильного моста. Магазин на правом берегу. Почта ниже по течению у церкви, также на правом берегу. 17.00. Справа устье реки Шокша. Примерно через 1 км два переката. Каждый с падением 60-70 см, много воды. Путь очевиден. Далее спокойная речка. 19.00. Встали на стоянку на левом берегу у оборудованного (рыбачьего) причала. Вверх уходит тропка к поляне. Метров 50 ниже по реке слева устье ручья.

04.07.2001. Среда

Д. Кузра - устье р. Ащина. 45 км 9.50. Выход со стоянки. Погода солнечная. 10.35. Деревня Кузра, далее одноимённый приток справа. Через километр порог с падением около метра. Ещё через 1,5 км следующий такой же. 12.30. Деревня Ярославичи. Через реку перекинут навесной пешеходный мост. Справа удобный песчаный пляж. Слева высокий холм, с которого открывается красивая панорама пройденного участка реки. Подъём по тропе около 500 метров. 13.30. Порог 14.00. Левый приток. Речка Тянукса - много камней, воды не видно. Сразу за поворотом порог. Перепад 1-1,5 м, протяжённость около 500 метров. 17.00. Надпорожские пороги. Обязателен просмотр первой ступени. Желателен просмотр четвёртой ступени. Всего 6 ступеней. Вместе с просмотром первой ступени рекомендуется страховка или сигнальщик. Начало первой ступени порога определяется глинистой обрывистой стенкой над поворотом налево (~900). При данном уровне воды оценивается третьей категорией. После Надпорожских порогов река расширилась и стала мельче. Появились песчаные острова. На стоянку встали на правом берегу напротив места впадения реки Ащины. Высокий обрыв, наверху поляна. От поляны уходит дорога. Дров много, хотя стоянка, видимо, достаточно популярна у местного населения. На краю поля есть земляника.

05.07.2001. Четверг

Р. Ащина - с. Алеховщина - 40 км - дер. Хмелезеро (авт.) 10.30. Выход на воду. До самой Алёховщины препятствий нет, плывём без перерыва до самого посёлка. В посёлке Алёховщина есть магазины, почта. Имеется регулярное автобусное сообщение с Санкт-Петербургом и Лодейным Полем. Причалить удобно к правому берегу выше автомобильного моста. В Алёховщине удалось договориться о микроавтобусе, который доставил насв д. Хмелезеро, откуда до Капшозера 10-12 км. К нашему сожалению, дорога до озера не пригодна к движению любого транспорта, наполовину затоплена и обильно заросла кустами и молодыми деревцами. Совершив радиальный выход по описанной дороге, отказались от пешего волока на озеро. Остановились на ночлег в одном из деревенских домов.

06.07.2001. Пятница

Переезд на реку Капша (авт.) Утром следующего дня переехали на рейсовых автобусах в д. Тервеничи, а вечером - в д. Ребовичи, находящуюся на р. Капша, в 17 км от истока. Вечером собирали байдарки. Ночевали прямо в деревне, на берегу Капши под зданием лесничества. Ширина реки в этом месте менее 10 метров, глубина в пределах посёлка невелика - примерно по колено. Очень много мошки.

07.07.2001. Суббота.

Д. Ребовичи - руч. Лавкас - 28 км. 11.30. Встали на воду. Река узкая, извилистая, местами очень мелкая. По берегам преимущественно кустарник, местами смешанный лес. 12.30. Левый приток р. Нижняя Явка. Через 200 м. Автомобильный мост, не отмеченный ни на каких картах. Просёлочная дорога. По берегам поля, в русле много топляков. Вскоре после моста многочисленные несложные шиверы и перекаты, требующие только внимания и постоянного маневрирования. Днём останавливались у высокого обрыва (правый берег), собирали землянику. 16.00. Деревня Калинино (нежилая). 4 дома, в которых изредка ночуют рыбаки. 17.40. Деревня Дмитровка (нежилая). После деревни лес отошёл от берега. Кустарник, луга, мест для стоянок нет. В начале седьмого остановились на стоянку на левом берегу перед резким левым поворотом. В русле остров. Берег песчаный обрывистый. Наверху поляна, заросшая травой. По краям земляника, дрова.

08.07.2001. Воскресенье

Лавкас - д. Пирозеро - д. Гуреничи - 30 км. 10.30. Встали на воду 11.00. Правый приток - ручей Лавкас 11.50. Автомобильный мост в деревне Пирозеро. В деревне есть магазин, который работает по понедельникам, средам и пятницам. 12.30. Порог. Проход под левым берегом. Через километр устье левого притока - реки Сарки. Видны ома деревни Усть-Сары. 13.00. Перекат. Через 100 метров порог. Проход слева по плохо выраженному сливу. Резкий уход влево после первой гряды. После впадения Сарки Капша стала заметно шире, спокойнее, появились длинные плёсы. После Усть-Сары несколько раз проехали под ЛЭП. 13.30. серия из двух порогов. Проход по сливам. В конце каждого - крутая ступень около 35 см высотой. При уровне воды ниже среднего, второй порог лучше просмотреть заранее, так как конечный слив с воды не виден. 14.50. Порог. Перепад 1 м. Проход по сливам. Через 300 м деревня Коковичи. В деревне автомобильный мост. В самом конце деревни порог. Проход под правым берегом. Далее мы плыли как-то необыкновенно быстро, хотя течение вроде и не очень сильное. 17.00. Порог. Перепад более полутора метров. Три ступени. 17.40. Порог, требующий предварительного просмотра. Резкий поворот влево после плёса. Оттуда отчётливо слышен шум. Траектория движения с воды не просматривается. Длина порога 150-200 метров. На последних 20 метрах поворот налево ~900. Струя бьёт с левого берега в правый, вынося байдарку на камни. Требуется резкое силовое маневрирование. По рисунку движения напоминает Надпорожский порог. При данном уровне воды порог является одним из определяющих категорию похода. Прямо под порогом большой улов. На высоком левом берегу хорошая стоянка. Единственное неудобство - песчаный подъём около 15 метров.

09.07.2001. Понедельник

Днёвка. Купались, тренировались на пороге, мылись.

10.07. 2001. Вторник

Д. Гуреничи - д. Грузино - 25 км Отдыхать понравилось. Со стоянки вышли только в 13.15. Сразу за поворотом порог из двух частей. В первой проход по центру, по сливу, второй - проход по сливам в центре с резким уходом влево. Через 300 метров ещё один порог. Вскоре слева появляется деревня Токарево. 14.00. Остатки автомобильного деревянного моста. Один из пролётов этого моста мы обнаружили позднее, в двух километрах ниже по течению. 14.15. Наплавной мост. Уровень воды позволил перетащить байдарки через мост. Далее на правом берегу поле. Река начинает постепенно сужаться, появляются признаки "большого" порога. 15.00. Удачно прошли Кривой порог перед Комаровой заводью. Порог сжат брёвноотражательными стенками, следует опасаться прижима к правому берегу. Проход по центру с уходом в крайний правый слив. Струя бьёт прямо в стенку, поэтому следует начинать поворот влево ещё на начальном этапе. Далее проход по центру, большая стоячая волна. Последний, более мелкий и широкий участок порога следует проходить по центру и покидать байдарки при первой же посадке на мель. При данном уровне воды порог является одним из определяющих категорию похода. 17.00. Порог из четырёх ступеней. Общая длина около полукилометра. Необходим просмотр первой и второй ступеней. Первая, наиболее длинная ступень проходится по диагонали от левого берега к правому. Много камней, стоячая волна. Вторая часть чуть короче, но в конце её гряда с перепадом 0,7-0,8 метра. Крутой короткий слив. Возможны проходы по центру и слева (с маневрированием). Далее следует опасаться налёта на брёвноотражательную стенку. Третья часть - небольшая шивера, проход по центру протоки, слева от острова. Четвёртая ступень - перекат. Проход вдоль правого берега. На этом пороге в 1991 году ставились ворота для водного слалома. При данном уровне воды порог является одним из определяющих категорию похода. После порога на левом берегу ощущается приближение большого посёлка (пос. Капшинский, или МехБаза). В посёлке есть магазины. К ним удобно пристать примерно через 1,5 км после порога. Ориентир - бывший совхозный гараж. На стоянку встали на левом берегу через пару километров после деревни. К поляне подходит лесная дорога, выходящая на шоссе. Много дров, есть земляника.

11.07. 2001. Среда

Д. Грузино - Усть-Капша - 17 км 10.45. Вышли на маршрут. 11.15. Порог. Далее небольшая шивера. 11.45. Остатки старого автомобильного моста. Перед ними шивера, ниже него небольшой порог. Проход под мостом в левом пролёте, потом уход к середине. Примерно в 14 часов порог на выходе из Капши в Пашу. Прохождение справа от центра. Остановились сразу под порогом. Там готовилась к старту по Паше группа туристов из Санкт-Петербурга. Мы поднялись на шоссе, выяснили расписание автобуса и нашли место для стоянки. Удобно причаливать на левом берегу Паши, чуть ниже впадения Капши, на песчаных отмелях. Там можно втащить лодки на берег. Полезно сначала найти поляну с шоссе. Она расположена сразу за мостом через Пашу, ориентир - схема лесничеств района и декоративный деревянный домик. На поляне есть кострище. С неё можно по тропе выйти к воде. Ночью требуется дежурство.

12.07. 2001. Четверг

Усть-Капша - Тихвин Автобус на Тихвин идёт через посёлок в районе 9 утра. Через час были в Тихвине. Договорились с администрацией местного Дома Творчества Юных, оставили у них вещи и отправились гулять по городу. В Тихвине можно посетить монастырь, музеи. Вечером на местном поезде Тихвин-Волховстрой доехали до Волховстроя, оттуда на электропоезде до Санкт-Петербурга.

5. Заключение и рекомендации по маршруту.

По нашему мнению данный маршрут соответствует III к.с. Для успешного прохождения связки Оять-Капша участникам полезно иметь некоторые навыки водного слалома. При прохождении порогов, нужно находиться в спасательных жилетах. На некоторых порогах желательно иметь каски (довольно мелко, сильное течение, очень много камней). Реки Оять и Капша являются хорошим тренировочным полигоном перед более полноводными реками. С продуктами в местных магазинах проблем нет, цены близкие к городским, что можно учесть при планировании маршрута.

6. Материалы о районе похода

1. Плечко Л.А. "Водные маршруты Ленинградской области" изд.2 Лениздат, 1987 (есть электронная версия на сайте "Диагональный Мир" www.tag.spb.ru
2. Шаскольский И.П. и др. "Тихвин: историко-краеведческий очерк" Лениздат, 1984
3. Северо-Запад РСФСР. Физико-географическое описание. Изд. АН СССР, 1949 
4. Отчёт о водном туристском походе по реке Капша (м./к. 75/91)  рук-ль Штейнварг В.Н. 
5. Отчёт о водном туристском походе по реке Оять (м./к. 1/92) рук-ль Штейнварг А.В. 
6. Восток Ленинградской области (топографический атлас 1:100000) р. Оять - р. Капша . Июль 2001
Комментарии: Ваш комментарий:
2004-05-07 09:41:20 | Валентин Евстафьев | E-Mail
Оригинал отчета (с фото) находится на сайте "СуперЧ@йник" по адресу ctp2r.narod.ru

2004-05-15 21:34:20 | bee | E-Mail
Почему так мало о туризме. Мне курсовую писать, я думала здесь найдётся много интересного, а тут мне подходит, НО ОЧЕНЬ МАЛО !!!

2004-05-15 21:46:38 | Andrew Jelly | E-Mail
To bee (or not to be?)
А о каком туризме Вам надо? И где пишут такие курсовые?

2004-09-23 14:28:35 | William | E-Mail
Кстати: "To be, or not to be?" в переводе с классика означает: "Пчелка, или не пчелка?"

2004-12-30 12:07:47 | Коля | E-Mail
здорово, жаль, что не читал ваш отчет раньше, проходил Капшу в 2004 от Ребовичей до Паши.
Силовое маневрирование требовалось постоянно, хотя некоторые большие пороги были сильно затоплены, превращаясь в слабые шиверы.
Приходите к нам на страницы www.moomin.nm.ru - сайт любителей экологического туризма.

2004-12-30 12:08:07 | Коля | E-Mail
здорово, жаль, что не читал ваш отчет раньше, проходил Капшу в 2004 от Ребовичей до Паши.
Силовое маневрирование требовалось постоянно, хотя некоторые большие пороги были сильно затоплены, превращаясь в слабые шиверы.
Приходите к нам на страницы www.moomin.nm.ru - сайт любителей экологического туризма.

2005-03-16 16:42:54 | Аноним | E-Mail
Простите , а кто Вам закрыл этот поход тройкой ?



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;