LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Отчет о водном походе по рекам Тутока-Явосьма

Отчет о водном походе по рекам Тутока-Явосьма

1. Общие Сведения

1.1.            Паспорт маршрута

Наименование

Определение

1.

Время проведения похода

29. 04. 98-10.05.98

2.

Количество дней

Подъезд – 1

На маршруте – 8

Отъезд - 1

3.

Протяженность маршрута

Общая 167,5 км

В том числе:

-         водной части 132,5 км

-         пешей части 35 км

4.

Уровень воды

Половодье (+ 1,3 м)

5.

Препятствия определяющие техническую сложность маршрута

Река Тутока:

-         шиверы и перекаты у ур. Амбарные Нивы I к.с.

-         шиверы в 5,6 км ниже правого ИльмасаII к.с.

-         Опоко-Никульский каскад порогов II-III к.с. отдельные части каскада IV к.с. для байдарок.

 

Река Явосьма:

-         порог на выходе из д. НикульскоеII к.с.

-         ниже 1,5-2 км д. Ушаково каскад порогов I-II к.с.

-         недоходя до д. Довыдовщина цепь порогов II к.с.

 

Река Паша:

-         после д. Заборовье порог II к.с.

-         недоходя до д. Усть-Капшашиверы и перекаты I к.с.

-         в 4 км от д. Усть-Капша порог I к.с.

На всем протяжении маршрута сильный навал реки на затопленный лес

6.

Средства сплава

Катамаран 2-ка – 2 шт.

Байдарка «Таймень-2» – 2 шт.

Каяк каркасно-надувной – 2 шт.

7.

Природа:

-         флора

 

 

 

- фауна

 

Смешанный лес с преобладанием осины, березы, ели.

 

Кабан, заяц, косуля, волк, лось, медведь, бобер, разнообразие уток.

Окунь, щука, судак, плотва.

 

График прохождения

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

29.04.98

0,5

Г. Москва – ст. Волховстрой 1

664

поезд

30.04.98

1

Ст. Волховстрой 1 – ст. Ефимовская

Ст. Ефимовская – поворот на д. Печная Нива

Поворот – погост Пятница

153

45

7

Поезд

Автобус

пешком

31.04.98

1

Стапель, полудневка

-

-

01.05.98

1

Погост Пятница – впадение безымянного ручья слева

5,8

Сплав

02.05.98

1

Впадение ручья – ур. Исаковское

18,2

Сплав

03.05.98

1

Ур. Исаковское – Опоко-Нестеровский каскад

Разведка р. Ильмас

25

10

 

Сплав

Пешком

04.05.98

1

Дневка, разведка р. Ретеша

18

пешком

05.05.98

1

Опоко-Нестеровский каскад – д. Максово

15

сплав

06.05.98

1

Д.  Максово -  правый берег р. Паша

29

Сплав

07.05.98

1

Р. Паша – д. Каливец

39,5

Сплав

08.05.98

1

Д. Каливец – г. Тихвин 

Г. Тихвин – ст. Волховстрой

Ст. Волховстрой – г. Москва

28

76

664

Автобус

Поезд

Поезд

Итого активными способами передвижения

167,5 км

1.2.            Состав группы.

Фамилия Имя Отчество

Год рождения

Подготовка, опыт

Обязанности в группе

1.

Офицеров С.А.

1961

Ока-ИяV; ТериберкаIII рук.

руководитель

2.

Офицерова С.А.

1974

Катунь V

Медсестра

3.

Дьячков Д.М.

1975

Териберка

Фотограф

4.

Шульга Д.В.

1979

Териберка

Завхоз

5.

Савва  К.А.

1976

Нара I

Фотограф

6.

Прусов С.И.

1960

УруштенIII

Штурман

7.

Муквич В.В.

1972

Нара I

Ремонтник

8.

Ушаков С.Н.

1976

Нара I

Ремонтник

9.

Федцов В.В.

1973

Териберка

Ремонтник

Путешествие проводилось силами клуба туристов «Фортис» Московского Государственного технического университета «МАМИ».

Средства сплава: - катамаран 2-ка (1,2 м.куб) – 2 шт.

                              - байдарка «Таймень 2»        - 2 шт.

                              - каяк каркасно-надувной     - 2 шт.

Цель путешествия:

1.      Повышение спортивно-туристской квалификации.

2.      Составление отчета для МГЦКТ.

1.3.            Распределение по средствам сплава.

Фамилия Имя Отчество

Средства сплава

Должность

1.

Офицеров С.А.

Ушаков С.Н.

Катамаран 2-ка (1)

Капитан

Матрос

2.

Дьячков Д.М.

Савва К.А.

Катамаран 2-ка (2)

Капитан

Матрос

3.

Муквич В.В.

Шульга Д.В.

Байдарка «Таймень 2» (1)

Капитан

Матрос

4.

Федцов В.В.

Байдарка «Таймень 2» (2)

Капитан

5.

Прусов С.И.

Каяк каркасно-надувной

 

6.

Офицерова С.А.

Каяк каркасно-надувной

 

1.4.            Общая характеристика района путешествия.

Район Вепсовской возвышенности незаслуженно забыт и мало посещаем туристами. Это самая незаселенная часть Ленинградской области. Маршрут пролегает через нетронутые просторы лесных угодий. Редкие малозаселенные деревни не оказывают «давления» на окружающий мир. По берегам рек в изобилии видна деятельность бобров – срезанные стволы осины. Из леса на водопой выходят кабаны, косули, волки. Появляется и хозяин лесов - медведь. Изобилие птиц, в том числе я водоплавающих. В реках и озе­рах водятся окунь, плотва, щука, судак. Весной из Ладоги в верховья рек на нерест поднимается красная рыба.

На всем протяжении маршрута смешанный лес: с преобла­данием осины, березы, ели.

Погода в данное время года обычно балует. Солнечные дни, лишь изредка проходят непродолжительные дожди.

Пройденный нами маршрут можно квалифицировать II категорией сложности с элементами III - IV категории сложности для байдарок и каяков. Имеет удобные варианты подъезда и выезда.

Общая характеристика водной части

Водные маршруты Ленинградской области малопосещаемы туристами водниками, особенно это относится к рекам, ниспадающим с Вепсовской возвышенности. Несмотря на то, что мест­ность, где протекают реки, имеет небольшую высоту относительно уровня моря (около 200 м), они имеют характер горных рек. Сплав по ним возможен с мая по ноябрь, но особенно интере­сен в период половодья (с 20 апреля по 10 мая). Реки проходят преимущественно в глинистых грунтах., местами преодолевая каменистые гряды, где образуют перекаты и пороги. Длина маршрутов колеблется от 140 до 210 километров.

Поход был разработан с целью восстановления забытых маршрутов в данном регионе.

Общая протяженность сплава до д.Каливец составляет 132,5 километров. Из них по:  р.Тутока - 43 км

р.Явосьма- 57 км р. Паша   - 26,5 км

Попутно была произведена разведка притоков реки Тутока на предмет возможного сплава по ним.

Река Тутока вытекает из озера Тутока и, слившись с р. Ретешей, дает начало левому притоку Паши — Явосьме, впадает в Пашу. Через 18 км в р.Паша впадает правый крупный приток р.Капша. Р.Тутока у погоста Пятница представляет собой лес­ную речку шириной 3-4 метра, глубиной около 1 метра. Первые 6; километров пути часто преграждаются завалами. Необходимо иметь под рукой топор и пилу.   Река сильно петляет, течение быстрое» Ориентиров впадения левого притока - реки Глубокой нет (примерно 20 км от погоста Пятница). Через 4 км - нежи­лая деревня Исаковская. На 27 км , справа, впадает самый круп­ный приток Ильмас после чего ширина рки увеличивается до 17 м а глубина до 1,5 м. Встречаются короткие, проходимые перекаты 1 к. с. На 36 км, на левом берегу, бывшая деревня Нестерове. в районе деревни перекат. Начиная с 42-го км до д.Никульское цепь мошьныхшивер и порогов 2-4 к.с. для байдарок. Русло - плиточник-известняк. Мест для аварийной высадки почти нет. Учас­ток опасный. Между порогами две безлюдные деревни. На левом бе­регу Опока, а напротив на правом Манково. Через один километр русло раздваивается. Левое - более узкое и глубокое, с сильным течением. На выходе опасный порог. Правое более широкое и мел­кое изобилует завалами. На 48 км д.Никульское. Отсюда начинает­ся ряд населенных пунктов. Сразу же ниже деревни Тутока слива­ется с р.Ретешей и получает новое название Явосьма. Река расши­ряется до 20 м, течение сильное, начинается цепь сильных пере™ рекатов и шивер 2 к. с. проходимых по глёш-ной струе. На 49 км слева впадает река Сарнги В районе д.Тришкино, 58 км, ряд мощных шивер 2-3 к. с. для байдарок. дальше река спокойнее, но не надолго. Начиная с 74 км по 79 км очередная серия сложных шивер 2 к.с. На 82 км большая д.Абрамово. С 87 км, полтора километра не доходя до д.Ключниково, сложный порожистый участок 2-3 к.с. С 95 по 103 км (до д.Довыдовщины) участок наиболее мощных шивер и порогов. На 104 километре - демонтированная ГЭС. Ниже Довыдовщины, у д.Новинка, Явосьма впадает в Пашу. После д.Заборовье на 110 км порог 2 к. с. За 4 км перед впаде­нием в р.Пашар.Капши серия несложных шивер и перекатов, кото­рые местные жители называют порогами. Около пос.. Усть-Капша расположенного с: правого берега реку пересекает шоссе Тихвин-Лодейное Поле. Сразу после него с права впадает самый крупный приток Паши река Капша. В 4 км от моста на р.Паша находится несложный порог 1 к.с. Около д.Каливец удобно закончить мар­шрут. От реки до шоссе 300 -400 метров и автобусом или попут­ным транспортом доехать до Тихвина или Лодейного Поля.

1.5.            Подходы и сходы с маршрута .

1.6.1. Подъезд

В пути от г. Москва до ст. Волховстрой 10 часов для фирменного поезда N 18 сообщением Москва - Петрозаводск Прибытие на ст. Волховстрой 1 в 4.25. Отсюда же с платформы N 3 отходит поезд сообщением Волховстрой 1 - Бабаеве. При­бытие на ст. Ефимовская в   .   часов. В поселке можно дого­вориться с автобусом ддо поворота на бывшую д. Печная Нива или лутше с автомобилем типа ГЛЗ 66 до лесной делянки рас­положенной в 10О метрах после развилки лесной дороги на бывшую д. Печная Нива и погостом Пятница (ехать на право) . От начала лесной делянки по малозаметной дороге уходящей под углом 90 градусов направо до реки Тутока 1,5-2 км.

1.6.2. Отъезд

При окончании маршрута у д. Усть-Капша необходимо дойти до автомобильного моста шоссе Тихвин ~ Ладейное Поле. Воз­можно встать на расстапелевку сразу после моста на правом берегу у дороги на впадении правого притока Паши реки Капша, нолучше пройти 50 м ниже слияния и встать на левом бе­регу. Хотя от него до остановки автобуса 1,5-2 км, но это компенсируется отсутствием пристального внимания жителей деревни. Для подхода к остановки автобуса необходимо выйти на шоссе, повернуть налево, пройти мост через р. Паша и ид­ти в направлении центра деревни.

при окончании маршрута у д.Каливец необходимо дойти по Р.Паша до левого притока в 8 км ниже моста и сразу после него встать на расстапелевку. Отсюда до остановки автобу­са примерно 300-400 метров.

За час с небольшим автобус довозит до г. Тихвин. В 14.25 от вокзала отходит поезд Пикалево - Волховстрой 1. На Моск­ву от ст. Волхове трои 1 вечером отправляются два поезда: Мурманск - Москва прибытием в Волховстрой в 22. О1 Петрозаводск - Москва в 22.35

Стоит отметить что билеты "охотнее" продают на Петрозавод­ский.

.6.2 Аварийный сход с маршрута. Река Тутока:

- мост узкоколейки с последующем выходом на д. Алешины Нивы

- от нежилой д. Опока и д. Никульское автобусное сообщение с пос. Шугозеро и далее до г. Тихвин

Река Явосьма :

- практически из любой деревни от Микульской до д. Чуганово с выездом до пас.Шугозеро и дальше до г.Тихвин

Река Паша 2

-         аварийный сход с реки возможен на участке д. Новинка ~ д. Щекотовичи.

-          

2.           Техническое описание и график прохождения маршрута.

2.1. День первый - отъезд (29.04.98)

Весна. Теплый ветерок донес до Москвы запах странствий и приключений. То здесь, то там встречаешь группы отправляющиеся за туристским счастьем. Вот и наша группа собралась на север. На вокзале мы назначили встречу в 17.20 за час до отхода поез­да, В последний момент отказались Балееков и Нечаева К-2. Поэ­тому мы решили произвести замену одной байдарки на катамаран для обеспечения большей безопасности молодого экипажа. Ведь там куда мы едем обещают большой паводок. В 18.20 по расписа­нию отходит поезд N18 Москва - Петрозаводск.

2.2. День второй — подъезд, стапель (30.04.98)

Сколько хожу в походы, такое встретилось впервые. Наш поезд прибыл на станцию Волховстрой 1 раньше времени обозначенного в расписании. Вместо 4.25 в 4.12. Через час с небольшим, в 5.35, от платформы N 3 отходит поезд на Бабаево. До платформы нужно пройти вдоль состава к головному вагону и напротив 3 этажного здания красного кирпича слева взять левее. Билеты продаются внутри состава, либо их можно купить на вокзале. Однако если на вокзале брать билеты до ст.Ефимовская это будет стоить 22 рубля, а в поезде при покупке билетов до ст.Тихвин 9 рублей и от ст.Тихвин до ст.Ефимовская 9 рублей. В поезде несколько плацкартных вагонов, один прицепной купейный вагон N17 от по­езда N18 Москва-Петрозаводск и один сидячий (как в электричке) в который мы и погрузились, рассудив, что с нашим багажом нам здесь будет комфортнее. Пассажиров в нашем вагоне набралось не много, видимо остальные предпочли спать в плацкартных. По расписанию в 9.30 мы прибыли на ст.Ефимовская, где уже ждал наш товарищ, прибывший сюда заранее.

Во время обследования поселка на предмет попутного авто­транспорта зашли в местный продуктовый магазин. Есть все, что необходимо для похода и встречи праздников. Договорились с во­дителем автобуса (за 10 рублей с носа) который довез нас за 1 час до поворота на бывшую деревню Печная Нива. Ориентиром по­ворота может служить съезд с дороги направо на оз.Лидское в 400 метрах ранее и пересечении ручья протекающем по трубам под дорогой.

Отсюда начинается наш пеший семикилометровый переход. Не­большой перекус и в путь. Лесная дорога в отличии от сведений в Интернете оказалась проходимой для автомобилей типа ГАЗ 66. Идти по ней приемлемо. Через 70 метров после начала дороги спра­ва открывается вид на старую делянку. Дорога пересекает ее и скрывается в лесу. В нескольких местах дорогу пересекают неглубо­кие? ручьи с шумом уносящие талую воду в р.Тутоку. Ярко светит солнце. Тепло. Щебечут птицы. Весенний ветерок доносит до нас запахи пробуждающейся природы.

К 12.20 дошли до ручья (по Интернету), представляющего неглу­бокую речку. Движение застопорилось. Пришлось прокладывать парал­лельно дороге мостки, проходить самим и проносить вещи. Вслед за речкой в 10-30 метрах подъема с правой стороны открывается вид на лесную делянку, в конце которой находится развилка доро­ги. Влево дорога уходит на бывшую деревню Печная Нива. Дорога к погосту Пятница уходит вправо. Через 70—100 метров она приво­дит на очередную делянку. На срезе делянки, в начале, нужно по­вернуть направо и идти как бы пересекая ее по диагонали налево. Дорога едва заметна, теряется в вырубке. Но на срезах леса вид­на явно. После пересечения вырубки идти по ней 50-70 метров, да­лее нужно взять немного левее и пройти небольшой ручей. В нашем случае небольшую речку из снеговой каши вперемешку с талой водой. На счастье на делянке мы встретили группу из 8 человек из Санкт-Петербурга. Совместными усилиями где по поваленным деревьям, а где и в брод преодолели и это препятствие. Небольшой подъем и ока­зываемся на большой солнечной поляне. Питерцы встали на срезе по­ляны ближе к реке, а мы подобрали место не доходя до остатков за­брошенной узкоколейной дороги.

18.З0 теплый вечер. Поставили лагерь. Начали собирать сплав-средства.

2.3. День третий - продолжение стапеля, полудневка

(01.05.38)

Из-за пешки осложненной высоким половодьем график прохождения приходится несколько корректировать. Продолжение стапеля. Выясня­ем подходы к реке. Вместо узкой речки обнаружили водное поле про­текающее сквозь деревья. Жарит солнце. Вода в реке прибывает на глазах.

Справа от нашего лагеря сосновый лес. Это погост Пятница. В основном это старое захоронение. На территории по­госта остатки развалившейся церквушки. По всей видимости узкоко­лейка шла именно сюда. Некоторые могилы либо кем-то поддержива­ются, либо здесь продолжают хоронить.

Группа из Питера ушла в 11.00. Подошедшая вчера вечером группа из Москвы ушла в 16.00. Мы же останемся здесь до утра.

2.4. День четвертый - начало сплава (02.05.98)

Подъем в 7.00. Завтрак, суматошные сборы. От поляны до реки метров 50 по снежным буграм. Шаг в сторону и ты по колено в жиже. В первый день у экипажей встает трудноразрешимый вопрос "Куда рас­пихать эту гору вещей на берегу ?". Наконец места найдены и в 10.00 мы на воде. В начале сплава в нашем случае река Тутока пред­ставляет собой водное "поле" текущее через лес. Четкого русла нет. Как тут не вспомнить деда Мазая и зайцев. Только мы и деды и зайцы одновременно. Нередки завалы. Часто встречаются деревья поперек "русла", преграждающие путь. Приходится углубляться в затоплен­ный лес. На 3,5 км такого сплава мы затратили 4 часа. Встали на обед по правому берегу на сухом пяточке. До этого мешали болотис­тые берега и затопленный лес. Отход через 40 минут. Русло уже чет­ко читается. Оно расширилось до 6-10 метров, стали попадаться ле­дяные поля, затормозившие свое движение о поваленные деревья. Это результат деятельности бобров. Групп, ушедших до нас, не видно. Мож­но только догадываться какие усилия прилагает экипаж катамарана 4-ки питерцев в этом древесном аду. Здесь и 2-ке развернуться сложно. Светит солнце. Дует слабый западный ветер. Из-за отсутст­вия четких ориентиров свое местонахождение определяем примерно, исходя из скорости передвижения и времени. Часам к 16 вышли к за­ломам верхового льда. Льдины толщиной 20-30 см лежат в русле, пре­граждая всякое движение, байдарки и каяки идут по лесу залитым па­водком вдоль русла. Катамараны с особой осторожностью перетаскива­ем зигзагами от одного разводья к другому по льду, иного пути нет. Группа изрядно выметалась. Встали на ночевку перед небольшим пле­сом в 800 м с левого берега, не доходя до впадения безымянного ручья слева. Догнали группу москвичей стоящей на впадении ручья. Ужин. Горячая пища подняла настроение и настроила группу на новые свер­шения. В итоге за первый день мы прошли только 5,8 км по карте.

2.5. День пятый - продолжение сплава (03.05.98)

Подъем в 7.00, завтрак. Выход в 9.00. Борьба предыдущего дня не прошла бесследно, ледовый плен кончился. Впереди чистое русло, лишь изредка в нем плывут льдины оторвавшиеся от ледяных полей. Дошли до лагеря московской группы, в нем тишина. Идет дождь. Все сидят по палаткам. После небольшого плеса больше похожего на про­точное озеро русло реки сужается и вода зажатая с обоих сторон вы­сокими берегами стремительно несется петляя и извиваясь. Ширина ре­ки в этих местах не превышает 5-8 метров. Много мест для стоянок. После быстротоков встречаются завалы, но они или обходятся или про­ходятся с хода. Лес пообоим берегам смешанный, в основном осина и ель. Через час из облаков выглянуло солнце. Потеплело. Только иногда нас поливает короткий дождик. Кажется здесь вот-вот увидим оживших персонажей картины Шишкина "Мишки в лесу".

На обед встали в 13.00 не доходя 2 км до железнодорожного моста узкоколейки. Ориентироваться в этих местах уже можно довольно четко. На солнечном берегу нашли несколько первоцветов. Набухли почки. Поют птицы. Природа пробуждается от зимней спячки.

Отход в 14.00. Через 20-30 минут после крутого левого поворота мост узкоколейки. Проход в левую струю. Это единственно возможный путь. Под ним быстротока. Дальнейшим группам необходимо быть внима­тельными, мост из-за поворота не виден. Проход не вызывает осложне­ний, однако в 1987 году здесь сломали катамаран 4~ку. Вероятнее всего расклинило между "быками". Это реальное место для аварийного схода с маршрута. Выход на д.Алешины Нивы. Ширина реки в этих мес­тах 10-15 метров. Живописнейшие берега сопровождают нас на всем про­тяжении Тутока. Река в течении так же жива, однако сильно петляет. Ориентиров впадения реки Глубокой нет. Еле заметная канава с еле заметным течением. К шести часам борьбы с поворотами решено встать на ночевку на правом пологом берегу напротив нежилого урочища Исаковское. С северо-запада надвигается гроза. Необходим ремонт одного из катамаранов, внутренний баллон которого стал нещадно травить. Места здесь дикие. Недавно сюда полакомиться муравьями приходил медведь. Поставили лагерь. Ужин. Начался ремонт К-2.

2.6. День шестой - полудневка, сплав (04.05.98)

Подъем в 8.30. Полудневка. Ремонт К-2 продолжается. С погодой нам пока везет. С утра переменная облачность, обычно без дождя. Ча­сам к 10 сквозь облачность и испарения от земли проглядывает солн­це. Часам к 14.00 начинают идти серийные дожди (дождь-солнце, дождь-солнце) , которые к 18-19 часам прекращаются и природа дарит нам незабываемый по красоте закат.

Ремонт К-2 закончили к 12.00. Решили здесь же сделать обеден­ный перекус. Отход в 12.40. Вдоль левого берега тянуться остатки ур. Исаковская. Река Тутокавзтом месте имеет ширину 10-15 метров и живо течет в берегах, обрамленных смешанным лесом. На выходе из ур.Исаков­ская нас догнала группа москвичей. Они встали с правого берега на перекус, мы же отправились на левый берег осматривать деревянные дома, часть из которых построена по всей видимости в прошлом веке. На 27 км (3 км от деревни) справа впадает крупный приток Ильмас. У нас: перед этой встречей прошел очередной дождь, испарения достигли своего апогея, видимости никакой и вошедши в сужающееся на глазах русло изумились тому, что вода течет в обратную сторону. Подувший ветерок поставил все на свои места.

Отправились на разведку притока. Его ширина в 30 метрах от р.Ту­тока составляет 6-7 метров. Так как Ильмас впадает навстречу тече­ния Тутоки, его как бы подпруживает в устье. Пройти можно как с правого, так и с левого берега. Очень извилистое русло с множеством завалов и растущими прямо из воды кустами вызывают большое сомнение о якобы прохождении этого притока на байдарках. В 5 км от р.Тутока с правого берега р.Ильмас подходит заброшенная линия узкоколейки. Возвращаемся. Отход в 15.40. После притока ширина р.Тутока увеличи­вается до 17 метров. Через 1,5 км начинается цепь коротких перекатов и шивер осложненных навалом реки на затопленный лес (1 к.с.), проход по основной струе. Далее река сохраняет свой быстрый бег. С каждым новым препятствием мощь и падение реки возрастает. Чуствуется что мы приближаемся к чему-то более серьезному. После ур.Нестерове (нежилой), расположенной на левом берегу, необходимо быть внимательными, чтобы после серии быстротоков и шивер не угодить в серию сложных порогов, начинающихся у нежилой деревни Опока. Ориентир: левый высокий берег, резкий поворот реки налево, навал на правый берег в завал. В этом месте на высоком левом берегу стоят питерцы. Здесь же встре­тили группу москвичей, у них небольшие поломки после предыдущих серий шивер.

Осмотр порогов между д.Опока и д.Микульское показал, что на про­тяжении 2-2,1 км страховку с берега наладить нельзя. Этому препят­ствуют разросшиеся вдоль русла густые кусты и деревья. Сильная и мощная струя, наличие 0,7-1,2 метровых косых валов и бочек затруд­няют перемещение по ней. На поворотах реки сильный навал на затоп­ленный лес. В некоторых местах на внешней стороне поворотов река уходит небольшими рукавами в обход основного русла. В 1,4 км от на­чала каскада русло раздваивается. Левая протока глубокая со слож­ной траекторией движения, в ней на выходе сильный порог IV к.с. для байдарок. В средней части которого почти вплотную поперек русла расположена мощная бочка (у левого берега) и пульсирующий вал (у правого берега). В нашем случае на входе в правую более мелкую протоку завал. По левому высокому берегу от нежилой деревни Опока до д.Микульское идет дорога. Возможен обнос. На правом берегу око­ло нежилой д.Мелихово не доходя 200 метров до второго завала на кам­не табличка и не мудрено, при оверкиле выбраться на берег сложно. Решено вести страховку непосредственно с воды силами катамаранов. Для этого группу разбили на 2 части!

1 часть - каяк Прусов.

байдарка "Таймень 2" Муквич, Шульга. катамаран 2-ка Дьячков, Савва. катамаран 2-ка Офицеров, Ушаков.

2 часть - каяк Офицерова.

байдарках "Таймень 2"   Федцов.

катамаран 2~ка         Офицеров, Ушаков, обнос.

катамаран 2-ка         группы из Санкт-Петербурга.

Начало прохождения в 18.00. На входе в первую часть порога байдарку Муквича прижало к навальному берегу — киль. Экипаж силами членов на­шей группы и группы питерцев удалось вытащить на берег до начала ко­ридора из кустов и деревьев. Байдарку сопровождали до второго завала с воды. Попытки зацепить, прижать к берегу оканчивались неудачей из-за очень сильной и мощной струи. Уловов на всем полутора километровом прогоне нет. Последний раз мы ее видели перед ее уходом под завал. Зачалиться удалось при впадении ручья слева в 70 метрах от начала последней ступени. После выяснения последствий крушения разгрузили один катамаран 2-ку и обнесли его на исходную точку. Приготовились к повторному прохождению. Оно прошло без происшествий. Катамаран питерцев страховал каяк, байдарку - мы. Сбор группы на притоке ручья слева перед рыжей осыпью. Время 20.15. Раз­бивка лагеря. Ужин. Завтра начинаем работы по спасению байдарки, возможно ее удастся найти. И хотелось бы провести разведку р.Ретеша на предмет возможного сплава по ней.

Каскад порогов между нежилой д.Опока и д.Нестерово мы оцени­ваем (по большой воде) как:II(у) к.с. с элементами IV к.с. для байдарок II к.с. с элементами III к.с. для катамаранов

На всем протяжении каскада валы и сбойка порядка 0,7-1,2 м, боч­ки 0,7-1,0 м. На выходном пороге бочка 1,1 м, пульсирующий вал 1,5 м, сбойка 0,9-1,2 м. Ориентир его начала: рыжая высокая осыпь с левого берега.

2.7. День седьмой - дневка, спасработы, разведка р.Ретеша.

Подъем в 9.00, завтрак, сборы. Идем на поиски байдарки. От мес­та нашего лагеря до автомоста через р.Тутсжа 1 км. В деревне есть почта, телеграф, автобусное сообщение с пос.Шугозеро. Иногда за­езжает автолавка. Переходим на правый берег и идем верхом на встре­чу течения. Спустившись вниз к затопленному лесу и перейдя много­численные узкие, быстрые и глубокие рукава двинулись к завалу. Байдарку обнаружили сразу за завалом. Она прошла низом под ним и застряла в частоколе деревьев за ним. Разгрузили, слили воду и обнаружили, что она в полном порядке, это порадовало. При более тщательном осмотре выяснилось, что часть продуктов все же намокла. Обнос вещей и байдарки обратно до лагеря занял у нас 1,5 часа. Время 13.40, обед. Развесили вещи для просушки, отремонтировали байдарку. После обеда мимо нас: проходила группа из Москвы. Зас­няли их прохождение выходного порога. Вода в реке постепенно убы­вает. Это стало заметно по оголившейся отмели. К вечеру сделали разведку р.Ретеша на предмет возможного сплава по ней.

Выводы разведки р.Ретеша: Река Ретеша живо течет меж живопис­ных холмистых берегов покрытых смешанным лесом. Поля встречаются только в устье около деревень Верховье и Микульское. Ширина реки в устье 15-18 метров, в среднем течении 6-8 метров. Сильно изви­листа. В русле встречаются быстротоки, шиверы. О порогах судить сложно, очень» высокая вода. Поджимало время и напротив высоты 179 пройдя 9 километров вверх по течению реки, мы повернули назад где нас ждал праздничный ужин по поводу обнаружения байдарки.

2.8. День восьмой - окончание сплава по р.Тутока, нача­ло сплава по р.Явосьма. (06.05.98)

Подъем в 8.30, завтрак. Отход в 10.30. Перед нами выходной порог прошла группа Питерцев. У нас на страховку прошел катама­ран 2-ка. За ним выпустили "Таймень 2" (Федцова). На заходе под осыпь навалило на дерево внешнего радиуса - киль. Человека вы­ловили сразу морковками с берега. Байдарку силами К-2 нашей группы и каяка питерцев удалось убрать со струи на правый берег до третьего завала, где ее привели в рабочее состояние. Проход остальной части группы прошел без происшествий. На заходе к осы­пи страховка осуществлялась с берега морковками, на выходе пос­ле последнего порога с воды катамараном. В начале деревни встре­тили еще одну группу питерцев состоящую из 2-х байдарок. После прохождения этогокаскада они восстанавливали КНБ.

В 12.00 наша группа была готова к дальнейшему сплаву. После окончания каскада река выходит на прямой прогон примерно 800 м. Все ее характеристики, а именно навал воды на затопленные кусты обоих берегов, жесткая сбойка остаются прежними. По правому бере­гу в 40О метрах от конца Опока-Никольского каскада завал. Туда уходит 1/3 воды. После 800 метров (в д. Никольское?) река разбива­ется на 2 рукава. Один широкий с относительно спокойным течением уходит вправо. Другой узкий левый изобилует завалами и низкосидящими мостиками. Идти нужно правым. При подходе к разбою 2 экипажа допустили непростительную беспечность, "Таймень 2 - Федцов, катамаран 2-ка Дьячков - Савва ) пошли левой узкой протокой. На входе в которую навал на бревно, расположенное поперек русла. Возможный проход у левого берега. В результате первой туда вле­тела "Таймень 2", через 2-3 минуты туда же въехал К-2. Киль оба. Опять задержка. Спасработы. Группу собрали в районе почты по пра­вому берегу после автомобильного моста. Отход в 12.40.

После моста река успокаивается, но не надолго. Через 70 метров очередные разбои. Ориентир высокая осыпь слева. Основная струя идет через кусты и мелкие деревья на повороте реки влево. Скорость течения по прежнему высока. Из-за неслаженности действий экипажа "Таймень 2" (Муквич-Шульга) навал на группу кустов и деревьев ~ "галстук". Экипаж остался у остатков байдарки. Основ­ная часть группы начала налаживать спассредства для снятия бай­дарки с дерева расположившись для этого на левом берегу. Эки­паж К2 (Офицеров - Ушаков) зачалившись у правого берега попы­тался добраться по кустам до потерпевших крушение, однако мощная струя это сделать не дала. С левого берега зацепили байдар­ку чалкой и совместно с экипажем потерпевшим крушение сдернули ее с дерева. Экипаж с помощью морковок перечалили к левому берегу. В расческе кустов нашли каячное весло. Но на этом наши спасработы не закончились. Байдарка вверх килем на чалке, раздувшись как пузырь от наполняющей ее воды, встала по струе на середине реки. Для ее транспортировки к берегу нарастили чалку имеющими­ся веревками (55 метров). Однако ее положение по отношению к струе не изменилось. Решили зацепить байдарку К-2 и транспортировать ее к правому берегу. Маневр этот со второго захода нам удался. При детальном осмотре байдарки на берегу стало ясно, что на ремонт потребуется значительное время. Ее разобрали, экипаж расформировали. Ицкевича посадили матросом к Федцову, а Шульгу 3-ей на катамаран 2-ку "Кулик". Вещи разбросали по двум катамаранам. В течении всех спасработ непрерывно шел дождь. Очень большая влажность. Фотоаппараты и видеокамера отказываются работать. Отход после обеда в 15.00.

После д. Никульское русло реки изобилует разбоями. Основ­ное русло шириной 15-20 метров. Течение сильное. Навал на за­топленные кусты и деревья. В "канализациях" завалы, да и основ­ным русло можно считать условно. Оно расположено в коридоре из кустов и деревьев. Через 20 минут сплава встретили часть 2-ой группы Питерцев. На одном из левых поворотов их КНБ навалило на дерево - "галстук". Ребятам приходится резать шкуру для того чтобы выдернуть остатки. Понемногу разбои сливаются и река обретает одно русло. Встретили вторую часть этой группы. Отдали им их каячное весло, которое при прохождении расчески кустов было выбито из рук. Накрапывает небольшой дождичек. Ветер северо-западный, умеренный. На ночевку встали на правом лесном берегу в прямой видимости д.Максово.

2.9.  День девятый - сплав по р.Явосьма (07.05.98)

Подъем в 7.00, завтрак, сборы. Осмотр и мелкий ремонт плавсредств. Отход в 10.00. Погода наладилась. К 11 часам ветер раз­метал тучи. Светит солнце. Река текущая между полями и перелес­ками временами замедляет свой бег между быстротоками и шиверами. Ширина ее от 15 до 4О метров. Берега густо заселены. Останови­лись на обед на излучине правого берега в видимости д.Ушакове. Обед, отход в 16.00. После нескольких поворотов, другие ориен­тиры указать сложно, скорость течения увеличивается. Чаще ста­ли попадаться быстротоки и шиверы. Входим в очередной каскад порогов. Проход по основной струе. Степень сложности II. После Опока-Никольского каскада валы, бочки не восхищают 0,5-0,7 м. Изредко встречаются обливняки хорошо заметные сходу. Прошли без предварительного просмотра страхуя катамаранами с воды. Каскад заканчивается у д.Чуганово. Здесь же автомобильный мост. Ширина реки увеличивается до 6О-70 метров. Около д.Новинка с правой стороны впадает мощный приток - это р.Паша. Дальше идем по ней. Река втягивается в лесную зону, деревень нет. По­дыскиваем место для ночлега. С востока надвигается "живопис­ная" туча. Нашли место у заброшенного брода по правому берегу.

2.10. День десятый - сплав по р.Паша (08.05.98)

Всю ночь не прекращаясь шел дождь. Мощные потоки воды об­рушивались на наши жилища. В лесу смыло последние остатки сне­га. Подъем произвели позже обычного в 3.00. Завтрак. Сборы. В 10.40 мы на реке. В районе д.Заборовье река выходит на прямой участок. И как это всегда бывает сильный ветер дул в лицо пы­таясь вернуть к месту ночевки не только катамараны, но и бай­дарки. Что может быть хуже такого ветра ? Пологие берега не дают возможности найти хоть какую-нибудь "тень". О, эти 800 метров нас вконец измотали. На обед встали не доходя до д.Заболотье с левого берега в прямой ее видимости. Отход в 14.00. После деревни река поворачивает налево, а затем направо. Здесь нас должен ждать последний каскад порогов. Ширина реки 80 м. Но из-за повышенного уровня воды на их месте мы обнаружили мощные шиверыII к.с. Проход по основной струе. Страховка с воды катамаранами. Ярко светит солнце. К 16.30 подошли к д.Усть-Капша. Здесь же проходит шоссе Тихвин - /1одейное Поле (авто­мобильный мост). Здесь встретились с 1-ой группой Питерцев. Обменялись впечатлениями о реке. Они уезжают сегодня. Сразу после автомобильного моста река Паша принимает в себя еще один крупный правый приток реку Капша. На сбойке рек, у правого бе­рега, неприятные "поганки" и водовороты. Продолжаем сплав до д.Кливец. Расстояние от моста автодороги Тихвин - /1одейное Поле £3,5 км. Примерно в 4 км от моста порог, по нашей воде 1 к.с. Прошли без просмотра по основной струе. Чуть было не пролетели впадение безымянного ручья с левого берега. Это единственный ориентир начала д.Кливец. Расположенная на высо­ком левом берегу с уреза воды не видна. Наш последний лагерь расположился в 600 метрах от деревни. Отсюда до остановки ав­тобуса 700 метров. Антистапель. На прощанье природа нам пода­рила теплый, тихий вечер, пенье соловьев, багряное солнце садя­щееся за лесом.

2.11. День одиннадцатый - отъезд (03.05.38)

Подъем в 7.00, завтрак. Последние сборы. Наш путь домой лежит от реки вверх на обрывистый берег, через д.Кливец к остановке автобусов. В связи с праздником движение автобусов сократили и мы вынуждены были ждать до 11.45. За час с неболь­шим автобус довез нас до г.Тихвин. Мы попросили водителя довезти нас прямо до вокзала и он любезно согласился. На вок­зал мы прибыли в 13.00. Там же узнали, что поезд на ст.Волховстрой 1 отходит в 14.25. За остаток времени перед отправ­лением закупили продукты в дорогу, пообедали., отправили телеграмму в турклуб об окончании маршрута.

Несмотря на то, что поезд проходной из Пикалево пассажи­ров не много. Сесть в него с нашими вещами не представляет труда. На Москву от ст. Волхов-строй 1 вечером отправляются два поезда: Мурманск-Москва прибытием в Волховстрой в 22.01 и Петрозаводск-Москва в 22.35. По странному стечению обстоя­тельств билеты можно купить только на Петрозаводский поезд. В результате чего у нас появилось время для детального обсле­дования города.

3. Удобные места для стоянок.

Река Тутока:

- поляна у погоста Пятница.

- 100-120 м ниже по течению (от погоста) слева повороте реки направо.

- район ур.Амбарные Нивы, у притока слева.

- район ур. Исаковское с: обоих берегов.

- у правого притока Ильмас.

- от правого притока Ильмас до ур.Нестерове.

- с левого берега на месте бывшей д.Опока.

- на левом берегу у выходного каскада Опока-Никульское (ориентир: недоходя 30 м до рыжей осыпи слева).

Река Явосьма:

- с правого высокого берега после д.Максово до правого притока Болотниковский.

- недоходя до д.Заречье 1,5 км с правого берега

- на нижней Явосьме мест для стоянок много.

Река Паша:

-         мест для стоянок много на всем протяжении рек.

4. Выводы и рекомендации.

Этот маршрут можно рекомендовать туристам имеющим опыт сплава по весенним рекам типа Волгуша, Незнайка и как тре­нировочный поход перед летними экспедициями.

Извилистость, быстрое течение, наличие деревьев поперек русла, навала на затопленный лес, порогов со сложной траек­торией движения -- такой сплав держит экипаж в постоянном напряжении. Некоторые участки реки Тутока для неподготовленных групп можно считать потенциально опасными. К ним в первую очередь относится участок между бывшей деревней Опока и деревней Микульское длинной два километра. На про­тяжении которых при большой воде организация страховки с берега и чалки в промежутке первых 1,5 километров, невоз­можна. Необходим самый тщательный просмотр всех препятст­вий и организация страховки, особенно в среднюю и высокую воду.

Маршрут каячно-байдарочный, однако при высокой воде желательно иметь катамаран 2-ку для страховки с воды. Ос­новные препятствия находятся вблизи населенных пунктов и дорог, поэтому вслучае необходимости можно сняться с мар­шрута.

Так как Вепсовская возвышенность находится на границе "кухни погоды" нельзя рассчитывать на постоянство погоды. Необходимо предусмотреть в личном снаряжении теплые вещи.

При прохождении р.Тутока желательно предусмотреть ре­зервные дни на случай если в верховьях стоит лед. При не­возможности сплава по р.Тутока из-за ее не вскрытия воз­можно перебросится на Тихвинский канал, сплав по которому, по словам членов группы из Санкт-Петербурга, не менее ин­тересен в сезон половодья.

Заготовка леса в этом районе сейчас не ведется. По бе­регам встречаются остатки плотин. Ряжевых стенок нет.

Продукты для похода можно закупить в пос.Ефимовский.

6. Литература и источники информации использованные при подготовки путешествия»

- Информация из Интернета по р.Тутока, Явосьма, Паша

- Отрывочные сведения о прохождении этих рек туристами г.Мытищи в 1997 году.

- Рассказы охотников о природе и реках Вепсовской возвы­шенности.

- Топографическая карта Ленинградской области, масштаб 1:200000.

Примечание:

По итогам турпутешествия были созданы

— видеофильм

- фотоальбомы

Контактный телефон:

Руководитель похода Офицеров Сергей Альбертович тел. (095)144-10-44


Комментарии: Ваш комментарий:
2005-04-08 13:51:40 | Михаил | E-Mail
М-да маршрутик то старый - 98 год....

2005-05-04 13:14:39 | Сергей Гаврилов | E-Mail
Вернулись вчера с Тутоки-Явосьмы. Если кто туда собирается, внимание: в шивере перед основным порогом Опоко-Никульского каскада новый завал. Завала не было еще в прошлом году (см. отчет Гришы Кронина)

Цитирую

skitalets.ru/water/lenoblast/tutoka_kronin2004/index.htm

"В одном месте на левом берегу "непропуск", то есть столь крутой берег, что пройти вдоль воды трудно, лучше взобраться на холм, на вершине которого остатки деревянной беседки, от которой открывается вид на бегущую реку."

Метров за 200 до этого "непропуска" реку от берега до берега полностью перегораживает толстое бревно. При нынешнем (среднем) уровне воды, бревно находится на высоте 20-30 см над водой. Теоретически возможно уйти в канализацию слева перед завалом, но сделать это сможет разве лишь очень опытный каякер, т.к. мешают свисающие в воду деревья. Мы успели зачалиться на правом берегу перед завалом, однако в результате все-таки перевернулись у берега, зацепившись чем-то за кусты (без последствий).

Координаты завала

59 град 46,7525' сш
34 град 20,3917' вд

2008-11-25 18:01:13 | Вячеслав | E-Mail
Деревня называется не Кливец, а Калмвец.



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;