LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

лыжный поход по Севро-Западному Алтаю (Коргонский хребет)

ОТЧЕТ

о лыжном туристическом путешествии

второй категории сложности,

совершенном  с 3 по 11 февраля 2007 г.

в районе Северо-Западного Алтая

I. Справочные сведения. 3

1. Район путешествия. 3

2. Данные о маршруте. 3

4. Подробная нитка маршрута. 3

5. Определяющие препятствия маршрута. 3

6. Сведения об участниках похода. 5

II. Содержание отчета. 6

1. Район путешествия. 6

2. Общая смысловая идея похода. 6

3. Варианты подъезда и отъезда. 6

4. Аварийные выходы и запасные варианты маршрута. 7

5. График движения. 8

6. Техническое описание маршрута. 9

7. Расчет категории маршрута по методике, предложенной ТССР.. 13

8. Потенциально опасные участки маршрута. 13

9. Дополнительные сведения о походе. 13

10. Стоимость питания, средств передвижения, транспортное обеспечение. 14

11. Итоги, выводы и рекомендации. 14

Принятые в тексте сокращения:

·         в. - вершина

  • восх.- восхождение
  • г. - гора
  • ГЗЛ - граница зоны леса
  • л.- левый
  • н/к - некатегорийный
  • оз. - озеро
  • ор. - орографический
  • ПХД - по ходу движения
  • п. - правый
  • пер. - перевал
  • пос. - поселок
  • р. - река
  • руч. - ручей
  • ЧХВ – чистое ходовое время

·         З, В, С, Ю – Запад, Восток, Север, Юг

I. Справочные сведения.

1. Район путешествия 

Северо-Западный Алтай: Коргонский, Бащелакский хребты.

2. Данные о маршруте

  • вид туризма—лыжный;
  • категория сложности—вторая;
  • протяженность активной части, км:

- по карте – 150

- с коэффициентом 1,2 – 180

- эквивалентная – 233,5

  • продолжительность похода, дней:

- общая – 9

- ходовых дней – 8

  • сроки проведения — с 3 по 11 февраля 2007 г.

4. Подробная нитка маршрута

С. Усть-Кан – р. Кутерген – траверс отрога Коргонского хребта (н/к) – р. Красноярка – в. 2490 (восх., н/к) – траверс водораздельного хребта рр.Кумир – Чарыш (1А) – р. Березовка – р. Кумир – р. Талица – р. Правая Талица – пер. 2200 (1А) – р. Бащелак – пер. Тележихинское седло (н/к) – р. Черновой Ануй – с. Тележиха – с. Солонешное

5. Определяющие препятствия маршрута

Траверс н/к

отрогов Коргонского хребта. От верховий р. Кутерген (бассейн р. Чарыш) до верховий р. Красноярка (бассейн р. Кумир) через вершину 2306 м. Это наиболее простой путь к вершине 2490 – главной цели нашего путешествия. Протяженность траверса около 7 км. На всем протяжении идет выше зоны леса, высота 2000-2200 м, максимальная – в. 2306. Хребет плосковерхий, широкий, с небольшими уклонами и перепадами высот. Снежный покров (достаточный для лыж) есть у границы леса р. Кутерген, на склонах в. 2306 и в верховьях р. Красноярка. Основная часть бесснежна. Идет хорошо набитая тропа, местами переметенная снегом, по травянистым и мелкоосыпным склонам. Подъемы и спуски не превышают 10-15 гр.

Подъем от верховий р. Кутерген на лыжах. Выше ГЗЛ лыжи сняли – пошли по травянистому склону. После выхода на хребет наткнулись на  скотогонную тропу. На склонах в. 2306 м тропа уходит под снег. Он достаточно плотный поднимаемся на вершину пешком. С горы хороший обзор. На последних 2 км траверса  снега достаточно - одели лыжи, спустились в левый исток Красноярки под в. 2490. Всего на траверс затратили 4 часа.

Вершина 2490 м н/к

является высшей точкой Алтайского края. Находится на участке Коргонского хребта в верховьях рр. Красноярка, Кызылгая (притоки Кумира), Тургунсу (исток Чарыша). К северу гора обрывается двумя цирками, в которых расположены озера, дающие начало левому истоку р. Красноярка. Цирки окаймлены гребнями. По самому западному из них мы и проложили свой путь восхождения. Он выводит на северо-западное плосковерхое плечо вершины. Траверсируя плечо около 1 км на ЮВ,  попадаешь к вершинной пирамиде. Весь путь представляет собой травянистые и мелкоосыпные склоны крутизной от горизонтальных площадок до 20 гр. И лишь на вершинную пирамиду надо подниматься около 150 м по средней осыпи 30 гр. Это, наверное, наиболее легкий вариант восхождения. С вершины отличный обзор на многие хребты Алтая.

Мы на лыжах от границы леса поднялись на сколько можно на гребень и далее пешком без труда одолели подъем, затратив на это 2 ч. На спуск ушло около 45 мин.

Траверс 1А

водораздельного хребта рр. Кумир – Чарыш. От истоков р. Красноярка до верховий р. Березовка. На протяжении траверса (10 км) идет широкий (100-500 м гребень). Характерны осыпные, травянистые, снежные склоны, полки, плато, кое-где скалы-останцы и небольшие вершинки из разрушенных скал. Трудностей для передвижения не представляет. Наиболее сложные участки: подъем на в. 2432 (снежно-осыпной склон, протяженность 300 м, около 30 гр.), спуск в цирк р. Б. Кайсын (снежно-осыпной склон до 35 гр.).

Из верховий р. Красноярка поднялись на лыжах, далее пешком, в обход скалистых вершинок слева по ходу. Затем вышли на широкий травянистый гребень и по нему подошли к подъему на вершину 2432. Снежно-осыпной склон этой горы одолели достаточно быстро с самостраховкой палочками и вышли на ее плоскую вершину. С вершины спустились на большую платообразную снежную площадку с засругами и надувами размером 1,5Х1,5 км. Пересекли ее на лыжах и подошли к спуску в цирк р. Б. Кайсын. С самостраховкой лыжными палочками по крутому (до 35 гр.) снежно-осыпному склону спустились до озера на дне цирка. На лыжах траверсировали склон и преодолели плоский водораздел Б. Кайсына и Березовки, спустились в Березовку по снежным склонам, катание приносит большое удовольствие.

Перевал 1А (2200 м)

Ведет через Бащелакский хребет. Соединяет долины рек Правая Талица и Бащелак. Ориентация Ю-С. Самое низкое седло в цирке в верховьях Правой Талицы ведущее на С. Седловина широкая.  С Ю – снежно-осыпной склон 15-20 гр. около 300 м. На С карнизы и наддувы, затем снежный склон до 40 гр. около 200 м.

Со стороны р. Пр. Талица поднялись на лыжах. Спуск через вершинку к З от седла в обход карнизов. На спуске крупные камни, плотный снег на склоне с уклоном до 30 гр. 300 м. Самостраховка лыжными палками.

Перевал н/к

Тележихинское седло. Ведет из долины р. Бащелак в руч. Токаревский (пр. приток Чернового Ануя). Высота 950 м. От дома на берегу Бащелака, где ютятся мужики, обслуживающие маральник, перелезли несколько высоких маральих заборов и двинулись в ЮВ направлении по травянистому склону с небольшим набором высоты. Через 2 км уперлись в забор маральника, вдоль которого идет дорога. По этой дороге, местами переметенной снегом, и достигли перевала. Весь этот путь прошли пешком – снега либо мало, либо нет вообще. С перевала покатили на лыжах – появился снежный покров. Траверсируя склон в северном направлении около 1 км, достигаем долины руч. Токаревский и далее по нему дороги вдоль Чернового Ануя, где снег опять закончился.

6. Сведения об участниках похода.

Ф., И., О. участника

Адрес

E-mail

Валяев Денис

г. Барнаул,

ул. Герцена 6-60,

тел. (3852) 67-06-46

olgavalyaeva1

@rambler.ru

Назаров Андрей

г. Барнаул,

ул. Кавалерийская 30-15

nazar_69@mail.ru

II. Содержание отчета.

1. Район путешествия.

Северо-Западный Алтай – система веерообразных хребтов, к северу спускающихся к равнинным участкам и степям Алтайского края. Наиболее высокие из них – Коргонские и Тигирекские белки, а также Бащелакский хребет. Их высотные отметки уходят за 2200 м. Высшая точка района – в. 2490 расположена в Коргонском хребте. Она же является и высшей точкой Алтайского края. Основная водная артерия района – р. Чарыш, имеющая многочисленные притоки, наиболее крупные из них – Кумир, Коргон, Иня и др. Восточные хребты района разделяют реки Ануй, Песчаная.

Бащелакский хребет находится в междуречье Ануя и Чарыша. Длина около 120 км, высота до 2423 м. Сложен гранитами и кристаллическими сланцами. В невысоких массивах северо-западной части хребта горная лесостепь, на С. и С.-В. темнохвойная тайга, на Ю. лиственничные леса. Выше 2000 м — альпийские луга и горные тундры.

Коргонский хребет – сложная система гребней и отрогов с длиной осевой части около 100 км, высота 2200 м, наибольшая — 2490 м. Сложен туфами и туфогенными породами, песчаниками и сланцами. Склоны хребта крутые, расчленены глубокими долинами рек Кумира, Коргона и др. (бассейн р. Чарыш). До высоты 1900 м — темнохвойные леса с участками парковых лиственничников, выше, на плоских вершинах — субальпийские и альпийские луга.

Наш маршрут охватывает восточную часть Коргонского хребта, с З примыкающую к Канской степи (верхнее течение Чарыша), заходит на его высшую отметку (2490 м), и долиной Кумира уходит к Чарышу, пересекает Бащелакский хребет и выходит в систему Ануя.

2. Общая смысловая идея похода.

Перед продолжительным и сложным путешествием, которое было запланировано на март 2007 г, мы хотели провести ряд подготовительных тренировочных выходов. Основная цель этого похода, являющегося одним из этих выходов, обкатка снаряжения и втягивание в режим зимней работы.

Выбор района обусловлен желанием побывать на высшей точке Алтайского края – в. 2490 м, расположенной в Коргонском хребте. После беглого изучения орографии, выбрали нитку маршрута с заходом из республики Алтай (с. Усть-Кан) и выходом в Алтайский край (с. Солонешное). Участки хребтов, по которым мы должны пройти, преимущественно малоснежны, поэтому можно было рассчитывать на преодоление большого расстояния и перепадов высот в короткие сроки.

3. Варианты подъезда и отъезда

До с. Усть-Кан, в общем, как и до любого другого райцентра Республики Алтай,  проще всего добираться на такси, которое можно легко нанять у автовокзала в Горно-Алтайске. Цены очень умеренные и мало отличаются от рейсовых автобусов и маршруток. К тому же до многих населенных пунктов рейсовый транспорт идет не каждый день.

Из Солонешного уехать до Барнаула не составляет труда. Ходит несколько маршруток как до самого Барнаула, так и до г. Бийска.

Кроме используемых нами вариантов заброски – выброски, маршруты по этому району можно начинать и заканчивать со стороны с. Чарышского. От него можно проехать до с. Сентелек, либо с. Покровка – традиционные стартовые - финишные точки маршрутов по Коргонским и Тегерецким белкам. От Усть-Кана можно углубиться по долине Чарыша до сел Усть-Кумир и Коргон и начинать путь оттуда.

На Бащелакский хребет проще попадать из долины Ануя. От Солонешного  дорога идет вверх по долине Ануя через  села Топольное, Тог-Алтай, Черный Ануй. От с. Топольного по л. притоку Ануя – р. Щепета идет дорога до с. Елиново и Рыбное. Рейсовым сообщением эти села не связаны, добираться до них лучше на наемном транспорте. Также из с. Чарышское ходит рейсовый автобус до с. М.Бащелак, откуда замечательно можно подойти к хребту по р. Бащелак.

4. Аварийные выходы и запасные варианты маршрута.

Чтобы обезопасить себя на случай непогоды, был запланирован запасной вариант. Он заменял длительное нахождение выше зоны леса на траверсе водораздела рр. Кумир-Чарыш на движение по долинам рр. Красноярка – Кумир.

Аварийные выходы проблем не вызывали, т.к. маршрут не автономен и проходит через населенные пункты и оживленные долины (Кумир, Талица, Бащелак). С каждой точки маршрута дойти до людей не представляло труда, поэтому о своей безопасности мы особо не беспокоились.


5. График движения

День пути

Дата

Участок пути

Протяженность

(км)

Чистое ходовое время (ч)

Перепад высот

(м)

Абсолютная высота (м)

Определяющие препятствия

на участке

Метео

условия

1

03.02

г. Барнаул – с. Усть-Кан – р. Кутерген

5

1,5

+300

1000

1300

-

Ясно, вечер -5 -7.

2

04.02

р. Кутерген – траверс отрога Коргонского хребта через в. 2306 (н/к) – р. Красноярка

20

7

+1000

-400

2306

1900

траверс отрога Коргонского хребта через в. 2306 (н/к)

День ясно, к вечеру облачно. Утро – 15, день -10.

3

05.02

в. 2490 восх. (н/к)

4

2 ч

45 м

+590

-590

2490

1900

в. 2490 восх. (н/к)

Ясно. Утро – 18, день-7.

4

06.02

р. Красноярка – траверс водораздельного хребта рр. Кумир – Чарыш (1А) – оз.  в истоках р. Б. Кайсын – р. Березовка

23

8

+530

-1230

2432

1200

траверс водораздельного хребта рр. Кумир – Чарыш (1А)

Ясно. На хребте – 10, в долине

- 4

5

07.02

р. Березовка – р. Кумир – р. Чарыш– с. Талица – р. Талица

30

8,5

-470

730

-

Ветер, снег. День 0, -2. Вечером разъяснилось.

6

08.02

Р. Талица- р. Пр. Талица

25

8,5

+720

1450

Труднопроходимый лес, крупноглыбовая россыпь, камни в долине Правой Талицы

Ясно. Утро – 12, день – 5.

7

09.02

р. Пр. Талица – пер. 2200 (1А) – р. Бащелак

17

8

+750

-1050

2200

1150

Пер. 2200 (1А), крутопадающее русло Бащелака

Утро ясно, -12. День облачно – 2, -4

утро t -17, день t  –5 -7

8

10.02

р. Бащелак – пер. Тележихинское седло (н/к) – руч. Токаревский – р. Черновой  Ануй – с. Тележиха – с. Солонешное

26

8,5

-450

+250

-370

700

950

580

Крутопадающее русло верхнего течения Бащелака, Перевал Тележихинское седло (н/к)

Часть пути на автомобиле

Облачно, после обеда снег.

-2, -4.

9

11.02

С. Солонешное – г. Барнаул

-

-

-

-

автобус

 

Всего пройдено        150х1,2=180 км за 52,45 ч. Средняя скорость – 3,4 км/ч.

Суммарный перепад высот – 8,7 км


6. Техническое описание маршрута.

Система Коргонского хребта. Вершина 2490 – высшая точка Алтайского края

3 февраля. 1 день. Барнаул – Усть-Кан. Вверх по р. Кутерген

В 7-00 выехали из Барнаула на первом автобусе до г. Горно-Алтайска и в 11:40 уже были на месте. Услугами рейсовых автобусов из столицы республики Алтай я не пользовался уже лет 5, в основном забрасывался наемным транспортом прямо из Барнаула. А ситуация тут за эти годы в корне поменялась. Большинство рейсов по райцентрам региона либо отменили, либо они ходили крайне редко (до 2 раз в неделю). Инициативу перехватили частные извозчики. Притом, по разговорам, такси предпочитают и местные жители, и приезжие. Тем более цены держатся в весьма умеренных рамках, не говоря уже о скорости и комфорте.

Чтобы проанализировать всю эту обстановку на вокзале Горно-Алтайска, времени много не понадобилось. Тут же нашлась машина, идущая в Усть-Кан. Весьма не дорого сторговались с водителем и выдвинулись.

2007 год на Алтае выдался аномально теплым и бесснежным. По дороге настораживало и  удивляло отсутствие снежного покрова, незамерзшие реки. Уже возникали грешные мысли – а не зря ли мы взяли лыжи. В самом Усть-Кане, по разговорам с водителем снега в этом году еще не было.

Доехали засветло. Выгрузили нас в центре села. Лыжи вызвали большой восторг у аборигенов. Шуток и насмешек выслушали порядком, что нас даже немного смутило. Решили не задерживаться и выходить на маршрут сегодня и отойти на максимальное расстояние от населенного пункта. После недолгого ориентирования и расспросов местных жителей  о дороге, тронулись. Время 15:30. В ближайшие 15 минут мы попали в долину Кутергена - наледь в бесснежном облачении.  

Через пару километров грунтовая дорога перешла в широченную скотогонную тропу. Бодро сделали пару переходов и наткнулись на незамерзший ручей. В общем-то, это удача, т.к. топить лед из наледи Кутергена не улыбалось, а тут чистая водичка. 17:10 – первая ночевка. Мозаично стал появляться снежный покров мощностью 1 – 2 см.

Метеоусловия: вечер -5, -7, ясно.

За 1,5 ч ЧХВ прошли 5 км.

4 февраля. 2 день. Траверс отрога Коргонского хребта. Верховья р. Красноярка  

Вышли 7:35. Несмотря на приличный набор высоты, темп не плохой. Ландшафт пока не меняется. Наледь по руслу, снег небольшими пятнами. Идем по отличной тропе. С набором высоты появляется и увеличивается мощность снежного покрова. Через пару километров после резкого поворота долины направо ПХД стали на лыжи – с этого места, натоптанные кем-то следы, перешли в лыжню. По этой полузасыпанной лыжне быстро выходим к ГЗЛ.  Лыжня пропадает, но и снег очень плотный, тропежки не требуется. Через 150 м  набора выше ГЗЛ снег закончился. Пошел травянистый склон. Встречаются симпатичные скалы-останцы. Идем опять же пешком. Счастье лыжника было не продолжительным.

По склону к 13:00 поднялись на хребет – один из многочисленных отрогов сложной системы Коргонского хребта. Траверсируя его по нитке летней тропы, мы рассчитывали выйти в верховья р. Красноярка. Т.к. снега не было, тропа была видна на всем протяжении траверса до в. 2306 – высшей точки траверса, после которых надо было спускаться в истоки р. Красноярка (бассейн Кумира). На склонах горы тропа ныряла под снег. Хребет пологий и травянистый с высотами 2000 - 2200 м. Очень быстро подошли к в. 2306 м. По плотному снегу взобрались на ее высшую точку. Прекрасный обзор на верхний бассейн р. Красноярки, Коргонские  белки, в. 2490 – одной из цели нашего путешествия. Просмотрели большую часть запланированного траверса хребта – водораздела рр. Кумир – Чарыш, ничего удивляющего не обнаружили. Дальнейшие просторы, обозреваемые на запад, в т.ч. верховья Красноярки гораздо заснежаннее Кутергена и Канской степи. То пешком, то на лыжах по пологим склонам спустились до кедрового лесочка, находящегося у подножия широкого гребня, выходящего на северо-западное плечо в. 2490. Время 17:10. Неплохой результат для первого дня похода. Довольные разбиваем бивак.

Метеоусловия: День ясно, к вечеру облачно. Утро – 15, день -10.

За 7 ч ЧХВ прошли 20 км.

5 февраля. 3 день. Восхождение на вершину 2490 м.

В 7:20 налегке вышли на восхождение. Пересекли русло одного из истоков Красноярки и сколько можно на лыжах поднялись на широкий гребень, под которым мы ночевали. Сняли лыжи и по травянистому, мелкооспыному очень пологому гребню поднимаемся на северо-западное плечо горы. По плечу подошли к вершинной пирамиде. По средней осыпи (около 150 м до 30 гр) поднялись на вершину. На вершине  тригопункт. По пути встретили очень красивый рассвет. Сделав несколько снимков, пошли вниз. Отличные панорамы на Теректинский, Катунский хребты, вершины Северо-Западного Алтая – Тигирекские, Коргонские белки. На подъем ушло около 2 часов. Спускались по пути восхождения меньше часа. В 10:25 были в базовом лагере. Решили на сегодня закончить и сделать полудневку.  

Метеоусловия: Ясно. Утро – 18, день -7.

За 2ч 45 мин ЧХВ прошли 4 км (расстояние в одну сторону)

6 февраля. 4 день. Траверс водораздельного хребта рр. Кумир – Чарыш (1А). Верховья – р. Березовка.

Выходим в предрассветных сумерках в 7:10. Траверсируем верховья Красноярки по некрутым склонам, многочисленным руслам истоков. Выходим в самый северный ее цирк. Из цирка на хребет ведет пологая снежная ложбина с травянисто-снежными бортами. Хороший ориентир при подъеме – в. 2429. В 9:50 вылезли на хребет. Отличные виды.

Снега мало, далее идем пешком. Характер хребта – травянисто-осыпной, иногда снег. Хребет широкий. Небольшие скальнички в начале траверса обходим слева ПХД по снежным полкам. На одном из привалов пытаемся ловить сотовую связь – ведь с. Усть-Кан практически в прямой видимости. Безуспешно.

К в. 2432 хребет понижается с потерей высоты около 100 м. Затем подъем на вершину по снежно-осыпному склону до 30 гр. Вершина – ровное каменистое плато 500х500 м. Стоит древний разваливающийся тригопункт. С вершины по осыпи спускаемся на снежное плато 1,5х1,5 км на севере обрывающимся в цирк с озером – истоком р. Кайсын. Спуск к озеру по снежно-осыпному склону до 35 гр около 300 м. В цирке одели лыжи. С озера не набирая высоты, траверсируем склон хребта в СЗ направлении. Выходим на седло – перевал между Б. Кайсыном и Березовкой. Отличный лыжный спуск к истокам Березовки около 3 км. У первых деревьев обед. Солнышко пригревает совсем по весеннему.

В 13:50 двинулись вниз по Березовке. Чем ниже в лес, тем тяжелее продвижение, вначале – глубокая тропежка, затем трудоемкая труднопроходимая тайга. Буреломы, узкая крутопадающая долина. Скорость резко упала. За оставшееся световое время прошли около 4 км. С потерей высоты количество снега уменьшилось. В конце дня вышли на поляны – зимние пастбища лошадей. Самый простой способ передвижения здесь – снять лыжи и передвигаться по набитым конским тропам, идущим по правому борту долины. Снега 10-15 см, на границе леса было около 1 м. в 17:20 встали на ночевку.

Метеоусловия: Ясно. На хребте – 10, в долине – 4.

За 8 ч ЧХВ прошли 23 км.

7 февраля. 5 день. Вниз по р. Кумир до р. Чарыш. Вверх по р. Талица.

Всю ночь ветер. На утро пошел снег. Продолжаем спуск по Березовке. Идем пешком по конным тропам, выбитым в снегу. Хорошо, что здесь паслись кони. Иначе по такой труднопроходимой долине идти было бы очень тяжело. Река все также сильно теряет высоту. К 10:20 вышли к р. Кумир. Почти вся река вскрытая. Около километра шли по заберегам правого берега, пока не нашли более менее надежную переправу. Снега здесь немного – позволяет идти пешком, мощность его 5-7 см.

В устье р. Подъемного пасека, судя по всему обитаемая и сейчас. От нее идет санный след вниз по долине. Пытаемся идти по следу на лыжах – не получается, сильный подлип, тепло, где-то +2. Идем пешком. Скорость высокая. След идет то по льду реки, то меняет берега. Вскоре санный след перешел в дорожную колею и пошел по правому берегу. В районе места под названием Девичий плес – оборудованные туристические стоянки, туалеты, мусорные ящики, видно что летом место пользуется популярностью. Кумир течет в каньонном ложе, необычайно живописном. У меня это первая сплавная река, нахлынули ностальгические воспоминания. В каньоне виднеются нагромождения ледяных глыб. Далее долина расширяется. Видно борт р. Чарыш.

К 15:40 подошли к мосту через Кумир, по которому проходит автомобильная трасса Усть-Кан – Коргон. Прошли около 500 м  по дороге и свернули на лед Чарыша. Снега в долине Чарыша нет вообще. Утренний снегопад прекратился еще на Кумире и до сюда не дошел. По льду дотопали до долины правого крупного притока Чарыша – р. Талица. И вышли на окраину с. Усть-Кумир. Попытались найти магазин, побаловать себя чем-нибудь вкусным, но оказалось далеко идти. Плюнули на эту затею и пошли вверх по Талице. Грунтовая дорога, бесснежная долина, на реке наледь. Глядя на окрестные горы с трудом вериться, что февраль месяц. Совершенное отсутствие снега. Прошли небольшую деревню Талицу, затем еще меньшую деревню Санаровку. Конечно, проход по дороге через населенные пункты не прибавляет красоты маршруту. Уже в темноте (18:50) встали на ночевку на берегу Талицы.

Метеоусловия: Ветер, снег. День 0, -2. Вечером разъяснилось.

За 8,5 ч ЧХВ прошли 30 км.

Бащелакский хребет

8 февраля. 6 день. Вверх по р. Талица и р. Пр. Талица.

В 7:15 вышли по дороге вверх по долине Талицы. С постепенным набором высоты появляется снег. После левого притока р. Чурилка дорога кончилась и по снегу идут конные следы. В 12:40 по этой тропе подошли к слиянию р. Правая Талица и р. Талица. Уходим в долину Правой Талицы. Конная тропа здесь кончилась. Далее передвигаемся на лыжах. Труднопроходимый лес. Поваленные деревья, густой подлесок. Неожиданно для себя попали на каменную россыпь, движение по которой крайне не приятно с таким количеством снега, с большими усилиями удалось ее преодолеть. Долина сузилась, превратившись в ущелье с крутопадающим руслом реки. По бортам труднопроходимый лес. Встречаются участки крупных осыпей.

Время к сумеркам, а места для палатки не наблюдаем – либо крутые склоны, либо камни. Пришлось напрягаться, забирать вверх от русла на правый борт около 100 м высоты. В результате нашли узкую полочку, достаточную для палатки. Встали в темноте в 18:05. Лагерь ставили долго, за день сильно устали. Высота около 1500 м.

Метеоусловия: Ясно. Утро – 12, день – 5.

За 8,5 ч ЧХВ прошли 25 км.

9 февраля. 7 день. Пер. 2200 (1А) – р. Бащелак.

Вышли в 7:20. Также поднимаемся правым бортом Правой Талицы все выше. Вышли на широкую наклонную полку с редколесьем. Ущелье реки идет рядом, далеко внизу русло. По редколесью идти проще и быстрее. С легкой тропежкой выходим к зоне леса, где снег еще более уплотнился. Заворачиваем в нужный нам цирк под вершиной Загрихи. В этом месте мы были уже в прошлом году. Сориентировались и сразу увидели седло нашего перевала – с этой стороны он не сложный – пологий снежно-осыпной склон с набором высоты около 300 м. Обходим моренноподобное образование справа ПХД и, траверсируя склон цирка, двинулись на седловину.

В 12:00 мы на перевале. Обедаем. В сторону р. Бащелак висит карниз, затем крутой снежный склон. Решаем обходить карниз через небольшую вершинку западнее перевальной седловины и спускаться по ее осыпному гребню. Набрали около 50 м высоты среди крупных камней, выходов скал на вершину и обнаружили, что спуск в соседний цирк проще. Плотный снег, крупные камни на уклоне 30-35 гр. Склон длиной около 300 м постепенно выполаживается ко дну. Вообще верховья р. Бащелак представляют собой систему из нескольких больших цирков, разделенных между собой разной высоты гребнями.

На дне цирка встаем на лыжи и катимся вниз. Проезжаем 2 озера. Рассматриваем перевальную седловину со стороны Бащелака. Спускаемся в зону леса. Долина Бащелака постепенно сужается. Уклоны русла не только не  уменьшаются, но и возрастают. Полки по берегам отсутствуют. В русле много камней. Борта долины крутые с труднопроходимым лесом. Так движемся почти до темноты. На последнем километре перед ночевкой уклон русла стал меньше, по берегам появились полки. В 17:15 встали на ночевку. От перевала прошли 8,5 км.

Метеоусловия: Утро ясно, -12. День облачно – 2, -4.

За 8 ч ЧХВ прошли 17 км.

10 февраля. 8 день. Вниз по р. Бащелак. Перевал в бассейн Ануя. с. Солонешное.

Вышли в 7:30. Характер пути на протяжении 3 км от вчерашнего не отличается. Узкая долина и крутопадающее русло, забитое камнями.

Лишь после этих километров долина несколько расширилась, уклон у русла уменьшился, появились терраски с редколесьем. Это нас вдохновило. В 10:00 вышли к охотничьей избе. Отличная изба в хорошем  состоянии.

От избы идем террасой левого берега. Очень скоро откуда-то вынырнул буранный след. Чем дальше идем, тем меньше снега. В 11:00 мы в местечке под названием «Вершина Бащелака». Это большая печальная изба без окон и дверей. Дальше идем также по буранному следу.

Через 4 км от Вершины Бащелака началась тракторная дорога, возник забор маральника. Правый борт долины отгорожен 5-метровой стеной из сетки-рабицы и бревен. Так грустно мы прошли лог, по которому надо было подниматься на наш последний перевал. Перелазить через забор желания не возникло. Через 1,5 км подошли к нескольким строениям, в одном из которых угадывался жилой дом. Зашли. Оказалось – жилище, где ютятся мужики, обслуживающие маральник. Хозяин оказался очень гостеприимным, напоил чаем, быстро вел в курс дела, как нам выйти на Тележихинское седло – перевал в систему Ануя. Мы перезлезли через два очень высоких  забора из толстых бревен. Дальше траверсируя склон подошли к сетке, идущей поперек долины. Вдоль нее выходим на наш перевал – лесистое понижение в невысоком хребте. 15:30. Делаем перекус из оставшихся запасов, и пытаемся катится на лыжах вниз, встречаются довольно приличные участки снега, поэтому можно периодически неплохо скатываться. Так на лыжах мы быстро докатываемся до Чернового Ануя. Здесь накатанная колея от дороги. Снимаем лыжи, идем пешком. В 18:30 по темноте дошли до с. Тележихи. Здесь остановили машину и доехали до Солонешного. Познакомились с водителем – местный тренер по лыжам. У него и переночевали. Очень гостеприимный человек. Истопил баню, накормил. В общем, хорошие люди всегда приятны.

Метеоусловия: Облачно, после обеда снег. -2, -4.

За 8,5 ч ЧХВ прошли 26 км.

11 февраля. 9 день. Отъезд в Барнаул.

Утром без труда купили билеты на маршрутку и к вечеру были уже в Барнауле. Поход оставил самые приятные впечатления.

7. Расчет категории маршрута по методике, предложенной ТССР

Протяженность маршрута по карте  Д=150 км;

с коэффициентом 1,2: П=180 км

Продолжительность активной части t=8 дней.

Общий перепад высот В (из высотного графика маршрута, высотный коэффициент не учитывается, т.к. выше 2000 м проходит ничтожная часть маршрута) – 8,7 км.

Составляем таблицу категорированных препятствий и высчитываем совершенную работу Т:

Препятствия

Траверс

1

Перевал

1

Баллы Т

2

Получаем, что Т=2

Сравниваем с таблицей методики

  1. Соответствие минимальной продолжительности t=8, tmin=8
  2. Соответствие минимальному количеству КП=2, КПmin=0
  3. Соответствие минимальной протяженности П=180, Пmin=150
  4. Совершенная работа Т=2
  5. Соответствие минимальной технической сумме:

ТС=В+Т=8,7+2=10,7>ТСmin=2

  1. Соответствие эквивалентной протяженности:

ЭП=П+5ТС=П+5(В+Т)= 180+5(8,7+2)=233,5

ЭП>ЭПmin

Из этого следует вывод, что маршрут соответствует второй категории сложности.

8. Потенциально опасные участки маршрута

Зима 2006-2007 гг. выдалась аномально теплой и малоснежной. Поэтому традиционная для лыжных путешествий лавинная опасность в районе путешествия отсутствовала. Все другие виды опасных природных явлений, вероятность которых в лыжных путешествиях обычно высока, на нашем маршруте были в норме и не требовали особого внимания.

9. Дополнительные сведения о походе.

Групповое и личное снаряжение было стандартно для несложных лыжных путешествий:

- палатка «Полубочка» с  тентом, оборудованная под установку печки, для двоих тяжеловатая, весила около 6 кг; нераскладная печка облегченный вариант 2,5 кг, «лесные» лыжи, тросиковые крепления конструкции Пермякова, ветрозащитные маски,  средний топор, лучковая пила.

- два котла, оборудованы так, что их можно подвешивать на печку, что позволяло исключить приготовление пищи на костре, всю еду мы готовили на печке, получалось немного медленнее, зато в комфорте.

- специальное личное и групповое снаряжение не брали.

- фотоаппараты у каждого – у одного цифровой, у другого – пленочный. Оба работали безотказно.

- аптечка (0,5 кг) минимальна и состояла в основном из медикаментов и средств для травматологии, ремнабор (1 кг) для мелкого ремонта, т.к. больших нагрузок на лыжи не предполагалось.

Продуктовая раскладка (700 гр. на человека в день), ничего экстраординарного  собой не представляла. Обычный набор продуктов. Схему питания использовали следующую: завтрак и ужин горячие, обед - перекус с чаем из термоса, что позволяло экономить световое время.

Погода особого влияния на передвижение по маршруту не оказывала. Как правило, она была солнечная и нехолодная. Лишь один день шел снег, и была ограничена видимость.

10. Стоимость питания, средств передвижения, транспортное обеспечение.

Питание в походе осуществлялось из расчета 80 рублей на человека в день. Всего на продукты потратили 720 рублей на человека.

Транспортные расходы:

автобус Барнаул – Горно-Алтайск – 280 руб. (билет+багаж)

такси Горно-Алтайск – Усть-Кан – 600 руб. с чел.

автобус Солонешное – Барнаул – 320 руб. с чел.

Дополнительные расходы (обновление и пополнение аптечки, батарейки и др. мелкие хоз. покупки) – 400 руб. с чел.

Общая стоимость путешествия получилась 2320 руб. на 1 человека.

11. Итоги, выводы и рекомендации.

Группой пройден интересный и на наш взгляд логичный маршрут по Коргонскому и Бащелакскому хребтам. 8 дней мы работали в интенсивном темпе, что позволило полностью выполнить тренировочную программу.

Были запланированы и пройдены препятствия, интересные для данной категории сложности. План маршрута, утвержденный МКК, выполнен полностью. Контрольные сроки соблюдены.

В системе Коргонского хребта пройдено два траверса (н/к и 1А) и совершено восхождение на вершину 2490 м – высшую точку Алтайского края. Этим мы хотели удовлетворить чувство патриотизма и любви к своей Малой Родине. Это восхождение, пусть и несложное, явно украсило общий замысел данного путешествия.

На Бащелакском хребте пройден перевал 1А в массиве горы Загриха, что еще раз доказывает перспективность планирования походов в этом районе.

На наш взгляд на Северо-Западном Алтае можно проводить лыжные путешествия до 4 к.с. (включительно). Значительная расчлененность, различные формы рельефа Коргонского, Тигирецкого и Бащелакского хребтов, абсолютные высоты, относительная автономность, большое количество интересных природных объектов – все это привлекательно для туристов-лыжников. Сравнивая территорию с аналогичными популярными лыжными районами – Кузнецким Алатау, Северо-Восточным Алтаем, можно отметить, что по сложности и красоте она нисколько им не уступает.

Для того чтобы увеличить популярность среди спортивных групп, а в дальнейшем и создать мощный поток коммерческого туризма, необходимо систематизировать информацию по району и опубликовать ее в доступных форматах (печать, интернет). Потому как те обрывочные сведения, которые можно найти сейчас создают далеко не полную картину и являются малопритягательными.

Планирующим лыжные маршруты:

- при проведении путешествий в этом районе следует встать на учет в погранслужбе в Барнауле или Чарышском.

- снежный покров крайне неравномерен (ближе к Канской степи и долине Чарыша он либо отсутствует, либо его мало, на Бащелакском хребте мощность его не велика, ближе к верховьям бассейнов Кумира и Коргона снега значительно больше);

- любителям восхождений на значимые вершины, возможно, покажется интересным восхождение на вершину 2490 м – она является и высшей точкой Коргонского хребта и высшей точкой Алтайского края. Мы использовали наиболее короткий и простой заход под вершину и наиболее простой путь восхождения (см. технический отчет);

- в снежные годы лавинная опасность в районе может быть очень высокая, вспоминается один из весенних сплавов по реке Коргон, где несколько гигантских лавинных конусов лежали в русле, слава богу, они были промытые. Лавинные вычесы встречались нам и в бассейне Кумира.

- долины Кумира и Коргона хорошо освоены, здесь находится большое количество пасек. Зимой часто по долинам проходят либо лыжни охотников, либо даже санные дороги (не от снегоходов, а от саней, запряженными лошадьми).

Надеемся, что техническое описание нашего отчета окажется полезным для туристских групп, планирующих путешествия в этом районе.

фото
Северо-Западный Алтай
Тропа по р. Кутерген
Северо-Западный Алтай
На границе леса удалось одеть лыжи
Северо-Западный Алтай
Выше зоны леса снег закончился
Северо-Западный Алтай
Отроги Коргонского хребта
Северо-Западный Алтай
На горах, прилегающих к Канской степи снега нет
Северо-Западный Алтай
Верховья р. Красноярка
Северо-Западный Алтай
Вершина 2490 м – высшая точка Алтайского края
Северо-Западный Алтай
Вершина 2490 м – высшая точка Алтайского края
Северо-Западный Алтай
На вершине 2490 м
Северо-Западный Алтай
На крутых восточных склонах много снега
Северо-Западный Алтай
Выход на хребет – водораздел Кумира и Чарыша
Северо-Западный Алтай
С хребта безуспешно пытались ловить сотовую связь, ведь Усть-Кан почти в прямой видимости
Северо-Западный Алтай
Вершина 2432 м на траверсе
Северо-Западный Алтай
Обход скальных вершинок по заснеженным полкам на траверсе
Северо-Западный Алтай
Перед спуском с хребта мы пересекли небольшое заснеженное плато
Северо-Западный Алтай
Спуск с хребта в истоки Б. Кайсына
Северо-Западный Алтай
Дорога вдоль р. Талица. Снега нет опять
Северо-Западный Алтай
Россыпи камней в долине р. Правая Талица
Северо-Западный Алтай
Прервал 2200 со стороны Правой Талицы
Северо-Западный Алтай
Гребень, ведущий на г. Загриха с пер. 2200
Северо-Западный Алтай
Спуск в р. Бащелак с пер. 2200
Северо-Западный Алтай
пер. 2200 и путь спуска в обход карнизов
Северо-Западный Алтай
р. Бащелак в верхнем течении
 



Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;