Отчет о лыжном походе 2 к.с. в районе Хибинских Тундр

21-30.03.1996 г.

руководитель Корнев И.В.


ст.Нефелиновые Пески - пер.Хибинпахчорр (рад.) - пер.Юмъекорр - руч.Меридианальный - пер.Ю.Чоргорр - база КСС - р.Партомйок - {радиально: р.Партомйок - пер.Умбозерский - траверс горы Рисчорр - пер.Сев.Рисчорр - траверс горы Каскасньюнчорр - пер.Ю.Рисчорр - база КСС -р.Партомйок} - р.Партомйок - оз.Пайкунъявр - р.Лявойок - пер.С.Лявочорр - траверс до пер.Обманный - р.Кальйок - пер.Олений - р.Майвальтайок - гора Вост.Партомчорр -р.Тульйок - {радиально: вверх по р.Тульйок - пер.Щель - р.Тульйок} - р.Тульйок - отрог Тревеснюн - пер.Эвеслогчорр - рудник - гор.Апатиты

график движения

день маршрут хар-ка препятствий погода ходовое время км
1 ст.Нефелиновые Пески - пер.Хибинпахчорр (рад.) - пер.Юмъекорр - руч.Меридианальный движение полесной дороге, по лыжне. Подъемы и спуски по заснеженным склонам и плотному насту. солнце, слабый ветер 6 19
2 руч.Меридианальный - пер.Ю.Чоргорр - база КСС - р.Партомйок движение по лыжне, подъем пешком по крутому снежному склону, спуск на лыжах по плотному снегу, движение по лыжне, по дороге. солнце, наверху сильный ветер 5,5 21
3 радиально: р.Партомйок - пер.Умбозерский - траверс горы Рисчорр - пер.Сев.Рисчорр - траверс горы Каскасньюнчорр - пер.Ю.Рисчорр - база КСС - р.Партомйок движение по дороге, подъем по крутому снежному склону, траверс (крутой, 30-45 гр.) по плотному снегу. Спуск по фирну, движение по лыжне, дороге. солнце, позже облачность, ветер 7 22
4 р.Партомйок - оз.Пайкунъявр - р.Лявойок - пер.С.Лявочорр - траверс до пер.Обманный движение по припорошенной лыжне, подъем и спуск по плотному снегу облачность, слабый ветер 6,5 19
5 руч.Обманный - пер.Обманный - р.Кальйок - пер.Олений - р.Майвальтайок - гора Вост.Партомчорр - р.Тульйок движение по плотному снегу. Подъем на перевал пешком, спуск с самостраховкой пешком облачность, на перевале сильный ветер со снегом, оттепель 7 20
6 радиально: вверх по р.Тульйок - пер.Щель - р.Тульйок движение по припорошенной лыжне, подъем и спуск по плотному снегу облачно, ветер со снегом 5 28
7 р.Тульйок - отрог Тревеснюн - пер.Эвеслогчорр - рудник - гор.Апатиты движение по припорошенной лыжне, подъем и спуск по плотному снегу, участок глубокого тропления, затем дорога солнце, ветер 6 21


Краткая характеристика района путешествия

Район Хибинских Тундр был выбран нами не случайно. В этом районе наряду с простыми расположены участки, требующие дополнительной подготовки. Переход из одной долины в другую возможен как через простые перевалы, так и через технически сложные, или вообще через некие перевальные точки. Если уровень подготовки группы позволяет, то вместо хождения по долинам можно пройти "верхами". В марте, если с погодой везет, можно в долины спускаться только для ночевок.

Наш маршрут, задуманный с целью пройти двойку в минимальные сроки (7-8 дней), не упускает из внимания и красивейшие места Хибин (Рисчорр, озеро Пайкунъявр) и технически сложные (пер.Хибинпахкчорр, траверс Рисчорров, предполагаемый проход верхами над пер.Обманный, пер.Олений, пер.Щель (не пройден из-за непогоды)). В целом маршрут удался, несмотря на неудачу на 6-й день.

Техническое описание

23.03.96

Приехали на ст.Нефелиновые Пески. Вместе с нашей из поезда вышло 4 группы. Одна ушла вдоль ж\д на юг, вторая на север, а мы с еще одной начали подъем к пер.Юмъекорр через низ Аку-Аку (пер.Звездочка, н\к). Прямо от домиков ст.Нефелиновые Пески нужным азимутом идет летняя дорога, по ней была набита лыжня. Из-за неподогнанных под крепления бахил одного из участников мы вышли позже второй группы. После первого перехода нам удалось нагнать их на ЛЭП, где лыжня раздваивалась - одна шла по ЛЭП, другая вверх по лесу. Так как мы хотели войти в Аку-Аку, мы выбрали путь по лесу. благо тропить было не нужно. Очень скоро лыжня вышла к ГЗЛ, и тут выяснилось, что мы уже выше Аку-Аку, да еще и на другой стороне ручья. Особенно сильную досаду вызвало то, что спуск оказался довольно крутой (30-35 гр.) и не раскатанный. Рыхлый снег глубиной 50-70 см не дал нам возможности лихо скатиться. Группа, шедшая за нами следом, у входа в Аку-Аку встала на стоянку, планируя после перекуса радиальный выход. Мы же. продолжив движение, вошли в Аку-Аку. Склон слева почти освобожден от снега. Справа видны сходы лавин, по-видимому от падения карнизов. Я в Аку-Аку был далеко не первый раз, но такое видел впервые.

Дойдя до пересечения ущелья с ручьем с пер.Юмъекорр, мы устроили третий привал и совещание. Было принято решение совершить радиальное восхождение на пер.Хибинпахкчорр (1А). Дойдя до поворота ручья (перед первым "взлетиком"), мы оставили рюкзаки и начали подъем. На этом восхождении к нам присоединился турист-одиночка из осквы. Скорость подъема у всех разная, поэтому первый из поднявшихся провел наверху полчаса (фото 1).

После спуска (удалось прокатиться с ветерком), начали подъем на пер.Юмьекорр, пройдя который, на солнечной стороне, остановились на перекус в живописной яме (летом здесь мелое озерцо с талой водой) (фото 2).

После перекуса начали спуск в долину руч.Меридианальный правее кулуара. Скатившись вниз, обнаружили накатанную лыжню и по ней добежали до Меридианального. На слиянии стояла ггруппа Грачевой (Ленгорсютур), которая подтвердила наши опасения, что выше по течению дров нет. Несмотря на это, мы поднялись до .Часнайок итам встали почти у самой границы леса. После чего полгруппы осталось на постановке лагеря, а вторая половина поехала вниз за дровами. Сушины удалось найти только на левой стороне ручья, от лагеря примерно полчаса хода. За один раз удалось принести достаточное для ночлега кол-во дров. Погода хорошая.

24.03.96

Мы проспали. К моменту выхода нас обошло 6 групп. Все шли на Ю.Чоргорр. Ветер дул постоянно, а порывы сдували с вершин такие флагию. что можно было залюбоваться. При подходе к перевалу мы обогнали 3 группы. Собрались в яме под перевалом (летом здесь озеро), сняли лыжи. Подъем проходил пешком по набитой тропе. Сфотографировались возле перевального тура (фото 3). Из-за ветра перекусывать перед взлетом мы не стали, а на перевале удалось обнаружить иглу на 4-х человек. Оставив рюкзаки на улице, мы с комфортом перекусили. Спуск с перевала всем понравился, а при подходе к границе леса кончился ветер и вообще захотелось кататься. Неленивые поднялись к озеру (200-300 м) и повторили последнюю часть спуска без рюкзаков.

По лесу прокатана лыжня к базе КСС. Наш путь пролегал дальше, под пер.Умбозерский (н\к), к старой базе геологов. На базе КСС поставили отметку о прохождении. С базы пошли по дороге на оз.Пайкунъявр. На развилке под пер.Умбозерский вставать не стали, хотя стоянка очень удобная (дрова, вода). Встали на старой базе. Единственный раз за маршрут ставили лагерь на старой стоянке.

25.03.96

Радиальный выход на пер.Умбозерский, пер.С.Рисчорр, пер.Ю.Рисчорр. На Умбозерский (фото 4) легко взбежали по дороге, за перевалом начали забирать вправо, траверсируя склон. Через 5 минут крутизна склона надоела, мы сняли лыжи и пошли вверх. Выйдя на плечо (плотный снег) одели лыжи, продолжили траверс. Ручей из-под г.Рисчорр представляет собой довольно глубокий каньон, но спуск и подъем пологие, можно пройти на лыжах. На траверсе начала портиться погода (ветер, низкая облачность). Но перевал С.Рисчорр виден отлично, можно даже разглядеть группу, идущую на перевал (фото 5). Решили продолжить траверс с выходом непосредственно на перевал. Склон крутой (35 гр.), снег плотный. без Бескидов на нем делать было бы нечего. Более опытный руководитель подстраховал наименее подготовленную участницу, остальные шли с самостраховкой (фото 6). Падение было бы неопасным (склон снежный и постепенно выполаживается), но потребовалось бы много сил для повторного набора высоты.

На перевале нашли яму, которую выдуло ветром, и перекусили. Продолжив траверс, через плато без особого труда вышли на пер.Ю.Рисчорр. Ветер еще более усилился. поэтому спуск начали сразу. Удалось отлично прокатиться по накатанным лыжням почти до базы КСС. На спуске внимательно следили за тем, чтобы не растерять друг друга из виду. От базы КСС до лагеря по накатанной лыжне первый участник добежал за 1 час, остальные - за полтора.

26.03.96

Собрав лагерь, по дороге, а затем по просеке спустились на лед оз.Щучьего по старой лыжне вышли с него на Пайкунъявр. Подошли к устью ручья с перевалов Партомчорр. Произвели разведку лыжней, расходящихся в разные стороны, и в итоге пошли по лыжне на Лявочорры. Лыжня хорошо видна, но присыпана снегом. Лыжня вывела нас на дорогу, ведущую к перевалам. Неприятным оказался переход ручья - каньон н глубок, но очень крутые склоны. Лыжня выше границы леса сильно заметена снегом (фото 7). На слиянии ручьев с перевалов Ц.Лявочорр и С.Лявочорр стояла иглу, по всей видимости одноместная. Т.к. ветер ощущался уже здесь, а дальше планировался траверс хребта на пер.Обманный, решили перекусить. В иглу не дуло, но было очень тесно для шестерых. После перекуса мы были приятно удивлены, поскольку нас успели обогнать 5 групп. Четыре из них радиально ходили на пер.С.Лявочорр, а одна (наши знакомые из Питера) в цирк Ц.Лявочорра. К моменту нашего вызода 2 группы уже спускались сверху. Через полчаса и мы были наверху с группой из Москвы, но их ветер сдул обратно. Мы перешли на другую сторону перевала, пытаясь найти защиту от ветра.

Группа, шедшая нам навстречу с пер.Обманный, произвела удручающие впечатление. Отсутствие снедного покрова не позволяло им пройти на лыжах, а пешком они проваливались между камней, шли медленно, под сильным ветром. При выходе на пер.С.Лявочорр они умудрились подрезать лавину, которая, к счастью, никого из них не зацепила (лавина сошла с вершины правее перевала С.Лявочорр и нашего движения, мы видели ее выше). После увиденного и услышанного (фото 8), мы решили идти тундрой, к границе леса под пер.Обманный. Спустившись по целине, начали блуждать среди моренок, выбирая путь к ручью. Нам повезло, навстречу попалась группа, которая подсказала нам, где искать стоянку. После встречи мы за три перехода добежали до чьей-то стоянки под пер.Обманный. Ветер не прекратился, но в сравнении с тем, что было наверху, казался ласковым.

27.03.96

Поднялись о лыжне выше границы леса, вышли на озеро, где лыжня окончательно потерялась. Перешли озеро, под перевальным взлетом сняли лыжи (фото 9) и начали подъем на пер.Обманный (н\к - 1А). С этой стороны перевал прост, встречный ветер обнажил камни и затруднял движение еще на озере, поэтому мы поднимались пешком (фото 10). Ветер на перевале сильный, порывистый (фото 11). Спускаясь с перевала, будьте осторожны! Спуск лучше производить направо в верховья р.Кальйок - там он более пологий. Каньон же крут и лавиноопасен. На слиянии с р.Кальйок обнаружили следы стоянки, здесь не дуло, мы перекусили. Было принято решение (не очень удачное) идти на пер.Зап.Суолуайв азимутом.

Взяв азимут, начали подъем. ыйдя из каньона ручья, ощутили ветер, и чем выше мы поднимались, тем сильнее он становился. Подойдя к пер.Олений (1Б по нашим оценкам), я как руководитель пережил несколько неприятных минут. Вниз уходила крутая щель (фото 12), а вправо и влево, на сторону спуска, до предела видимости скалы. Смотрелось это все не радостно. Организовав точку страховки, я произвел разведку (фото 13). Склон оказался положе, чем почудилось вначале, а внизу обнаружился наметенный снежный карман (фото 14). Дальнейший выход из ущелья - пологий, лыжный спуск. Крутой участок преодолевали по одному, с самостраховкой лыжными палками. Рюкзаки спускали на веревке. Выйдя из ущелья, продолжили движение (тропежка) к р.Майвальтайок, где в зоне леса устроили горячий, с костром, обед. В ручь можно набрать воды.

Повалил снег. Из-за глубокой тропежки и отсутствия лыжни решили преодолеть гору Вост.Партомчорр в юго-зпадной части. Это оказалось тактически правильным решением, потому что после обеда мы легко поднялись выше ГЗЛ, а там плотный снег. На спуске (мелколесье на склоне 25 гр.) тормозили падением в рыхлый снег. Нашли лыжню вдоль р.Каскасньюнйок, на слиянии с р.Тулийок встали лагерем.

28.03.96

Вышли по Тульйоку вверх. Старая лыжня хорошо видна, но завалена вчерашним снегопадом. Легкий подлип. Пройдя около полутора часов (2 перехода), взяли азимут на невидимый за облаками пер.Щель. Переправа через Тульйок оказалась сложной: мало снежных мостов, они ненадежны. Подлип усилился. Выйдя из зоны леса, очистили лыжи и продолжили движение под перевал. Через полчаса движения встречный ветер окончаельно разрушил енаши иллюзии о взятии перевала. Южный ветер держался уже третьи сутки, последние 24 часа температура колебалась около отметки 0. Сильный туман, низкая облачность. В такую погоду подъем на пер.Щель опасен. Перевал не виден (фото 15). Поэтому мы вернулись в лагрь по своей лыжне.

29.03.96

Вышли из лагеря по разведанной вчера лыжне на отрог Твереснюн. Лыжня вывела нас на первый "лесной" перевал, откуда ушла вниз в ручей. Мы же продолжили путь по отрогу. Ветер встречный, умеренный. Дойдя до в.Твереснюн (фото 16), мы были обрадованы открывшейся панорамой. Далее двигались на пер.Эвеслогчорр (1А), по возможности прячась от ветра за гребнем. На перевале бросили последний взгляд на "туристские" Хибины (фото 17), и двинулись в сторону "промышленных" Хибин (фото 18). Перекус устроили прямо на склоне, на солнышке, где не дуло. На спуске двое участников спустили по микролавинке.

После перекуса продолжили тропежку вниз к дороге на Коашву. Дорога на пер.Юкспорлак хорошо видна, но совершенно не наезжена. Пересекли ее, вышли к вагончикам рабочих,где узнали, что автобус на Апатиты в 20:45 от рудника, что на 5 км выше по течению ручья. По наезженной дороге, обгоняемые Белазами, за час добежали до рудника, где получили подтверждение про автобус. Устроили прощальный ужин в лесу рядом с рудником.

31.03.96

Прибыли в СПб, завершив путешествие (фото 19).