Министерство по делам молодежи и спорту РТ.

Профессиональный туристский клуб "Траверс"

турклуб КГУ “Альтер Эго”

 

Отчет

о лыжном спортивном походе

четвертой категории сложности

по Кольскому п-ву (Хибинские и Ловозерские Тундры)

совершенному с 7 по 24 марта 2005 года.

руководитель: Вадим Семин

адрес: Казань, Калинина 3 - 11.

тел.: 8-903-388-24-02 (моб)

маршрутная книжка №1-ПТК

 

Казань 2005


I Справочные сведения.

1.1. Проводящая организация:

Турклуб “Альтер Эго” КГУ.

1.2. Место проведения:

Россия, Мурманская область

Кольский полуостров, Хибинские и Ловозерские Тундры.

1.3. Общие сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

лыжный

четвертая

211

18

12

07.03.05 г – 24.03.05 г.

1.4. Нитка маршрута:

Кировск – оз. Мал. Вудъявр – р. Поачйок – пер. Рамзая (н/к) – р. Мал. Белая – пер. Петрелиуса Зап. (1А) – З цирк г. Крестовая – пер. Петрелиуса Зап. + г. Петрелиуса (1142 м) + пер. Петрелиуса Вост. (1Б–2А) – р. Петрелиуса – З цирк г. Крестовая – пер. Орлиный + г. Крестовая (2А) + пер. Ферсмана (2А) – пер. Крестовый (2А) – З цирк г. Крестовая – р. Петрелиуса – р. Кунийок – база КСС – пер. Сев. Чорргор + хр. Индивичвумчорр (1Б) + пер. Юж. Чорргор (1Б) – база КСС – пер. Юж. Рисчорр (1А) – ист. р. Каскаснюнчорр – пер. Сев. Рисчорр (1А) – база КСС – оз. Гольцовое – р. Сев. Лявойок – пер. Ц. Лявочорр (1Б) – р. Кальйок – оз. Умбозеро – руч. Лопаритовый – г. Аллуайв + пер. Геологов (вдоль, 1Б) + г. Кедыквырпахк + г. Ангвундасчорр (1А) + пер. Сенгисчорр (1Б) – оз. Сенгисъявр – отрог Сенгиснюн – Умбозеро – м. Тульинъярк – зал. Тульилухт – р. Тульйок – р. Эвеслогйок – пер. Щель (2А) – р. Вуониемйок - пер. Юкспоррлак (н/к) – р. Юкспоррйок – Кировск

1.5. Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия

Кате-гория труд-ности

Характеристика препятствия

перевал Рамзая

н/к

снежно - фирновый

перевал Петрелиуса Западный

снежно - фирновый

траверс г. Петрелиуса (1142 м)

1Б-2А

снежно-фирново-осыпной

связка пер. Орлиный + пер. Ферсмана

снежно-фирново-скальный

траверс г. Крестовая от пер. Орлиный до пер. Ферсмана

снежно-фирново-скальный

перевал Крестовый

снежно - фирновый

связка пер. Сев. Чорргор + пер. Юж. Чорргор

снежно-фирново-осыпной

траверс хр. Индивичвумчорр

снежно-фирново-скальный

перевал Южный Рисчорр

снежно - фирновый

перевал Северный Рисчорр

снежно - фирновый

перевал Центральный Лявочорр

снежно - фирновый

перевал Геологов (вдоль)

снежно - фирновый

траверс г. Ангвундасчорр (1116 м)

снежно - фирновый

перевал Сенгисчорр

снежно-фирново-скальный

перевал Щель Эвеслогчорра

снежно - фирновый

перевал Юкспоррлак

н/к

снежно - фирновый

1.6. Состав группы:

Ф.И.О.

Год.рожд.

Опыт

Обязанности

Семин Вадим

vadim_semin@mail.ru

1982

3У (Сев. Урал); 5У (п) (Ц. Алтай);

3Р (Ю. Урал); 3*3Р (п) (Сев. Урал)

руководитель

Бикушев Артем

artem.manaraga@rambler.ru

1985

2У (Ю. Урал); 3У (п) (Сев. Урал);

3Р (п) (Сев. Урал)

ремонтник

Горинов Максим

mgorinov@rambler.ru

1982

3У (Ю. Урал); 3У (п) (Сев. Урал);

3Р (п) (Ц. и З. Кавказ)

фотограф, хронометрист

Гусев Иван

1982

3У (Ю. Урал); 3У (п) (Сев. Урал);

3Р (Сев. Урал)

завхоз, штурман

Смирнов Алексей

1982

3У (п) (Сев. Урал)

видеооператор,

3-й фотограф

Фархутдинов Рамиль

1982

2У (Ю. Урал)

отв. за аптеку,

2-й фотограф

 

1.7. Адрес хранения отчета, наличие видеоматериалов.

Отчет хранится в библиотеке МКК ПТК “Траверс” г. Казани, а так же

http//tourism.intat.ru/

http//tourism.ru/

Видеоматериалы имеются у участников и руководителя, а так же приложены к отчету.

1.8. Отчет рассмотрен:

МКК ПТК “Траверс” г.Казани (116-00-54554000)

II Содержание отчета.

2.1. Общая смысловая идея похода.

Группа ставила перед собой задачи пройти маршрут, соответствующий по протяженности лыжному походу 4 к. с., а по набору препятствий сильно превышающий нормы для 5 к. с. в условиях ограниченного отпусками времени. Кроме этого мы постарались пройти наибольшее число наиболее сложных перевалов. Кроме того, район был ранее не хожен большинством участников группы.

Еще одной идеей был стратегически грамотно спланированный маршрут, а так же тактически правильное прохождение его участков. Исключение – направление прохождения кольца Сев. Чорргор – Индивичвумчорр – Юж. Чорргор, причиной того является неадекватное категорирование его участков в перечнях. Тактика на остальных участках была идеальной и позволила легко, быстро и , самое главное, безаварийно пройти интересный, насыщенный маршрут. За первую половину маршрута (6 дней) мы прошли в полной загрузке всего 31 км, что позволило отказаться от использования саночек.

Кроме того, мы весь поход прошли на примусах, по полярному варианту. За поход не было разведено ни одного костра, и лишь пару раз мы приготовили еду на печке на КСС. Это дало нам возможность ночлега практически везде, не имея ограничений в тактике прохождения препятствий. 5 раз за поход мы ставили стенку вокруг палатки, 2 раза ночевали в лесной зоне. Печку мы в своих походах никогда не использовали, она нам не нужна. у нас есть качественное легкое снаряжение для сна, а вещи у нас не намокают. Исключение – спальники, но мы сушим их на ветру.

Действующие нормативы не предполагают в полной мере классификации таких маршрутов, а новая методика вообще ограничивает лыжные маршруты по набору препятствий. Считаем данную концепцию неправильной в корне, она направлена против сильнейших спортивных групп. Мы никогда не будем строить маршруты так, как нам говорит методика, считаем возможным дополнить методику согласно рекомендациям г. Носкова (г. Миасс), который рекомендует набирать ТС маршрута по желанию группы, по Т + В + П, и не ограничивать какой либо из этих параметров.

Руководитель группы видит в будущем огромное развитие таких, “горно-лыжных”, маршрутов, являющихся хорошей альтернативой бэккантри и ски-альпинизму. Группа очень довольна пройденным маршрутом. Он получился легким, насыщенным и принес спортивное и эстетическое удовлетворение. Желаем всем того же!

2.2. Варианты подъезда и отъезда.

Подъезды в район и отъезды из района осуществимы по ж.-д. ветке Петрозаводск – Мурманск. Основными пунктами можно считать станции Апатиты, Хибины, Нефелиновые пески, Имандра, Оленегорск. Ст. Апатиты связана автодорогой и автобусным сообщением с г. Кировск и пос. Коашва, ст. Оленегорск – с пос. Ревда и пос. Ловозеро. Автобусы ходят очень плохо. поэтому лучше ориентироваться на частника. Цены относительно не высокие.

В г. Кировск имеется аэропорт, 1 – 2 раза в неделю есть сообщение с Москвой и Санкт-Петербургом, сообщения с Казанью нет.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные выходы с маршрута возможны в вышеуказанные населенные пункты, а так же на пост КСС на р. Кунийок и рудник “Умбозеро”. Достаточно большое покрытие имеет мобильная связь. Время выхода не превышает 2-х суток (в марте).

Запасным вариантом группа оставляла за собой право сократить маршрут до минимальных норм 4 к. с. Возможностей для этого в районе много, а квалификация руководителя и участников позволяет сделать это оптимально.

2.4. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден по основному варианту с опережением установленных сроков, чему сильно способствовала прекрасная погода. Сколь - нибудь значительных изменений не было. Самое значительное: на 9-й день группа вместо подъема по р. Азимут и выхода на С плечо г. Ангвундасчорр (пер. Кедыквырпахк) вышла туда по “классическому” варианту, поднявшись по З склону г. Аллуайв и пройдя перемычку Геологов, повторив тем самым в обратном порядке маршрут группы Ванюшина, наших земляков и напарников по мини-туриаде.

Очень большое недоумение вызывают запреты членов МКК на прохождение траверса хр. Индивичвумчорр и пер. Трещина (2Б) – фактически альп. маршрута на в. Бастион. Выполнить первое указание мы просто не смогли, т. к. руководитель не относит себя к людям, которые готовы по указанию кого бы то ни было повести группу на прогретый солнцем, предельно лавиноопасный склон-лавиносборник. Для прохождения пер. Трещина, запрещенного нам по убежденности в недостатке времени, мы со зла и по молодости не взяли достаточного количества скальных крючьев, так же у руководителя был рецедив травмы ахиллесова сухожилья. Заметим, что для прохождения этого перевала у нас в запасе было 4! дня.

2.5. – 2.6. График движения и техническое описание маршрута.

1 день (10 марта)

Участок пути

км

dH

ЧХВ

Техническое описание маршрута

Кировск – уст. р. Поачйок

6

0

1:40

Движение до бот. станции пешком, далее на лыжах по дороге, потом через озеро М. Вудъявр.

- пер. Рамзая

7

+450

3:00

Сначала по руслу, далее по чужой лыжне (ф1) траверсом пр. склона долины.

Итого:

13

+450

4:40

2 день (11 марта)

Участок пути

км

dH

ЧХВ

Техническое описание маршрута

- ист р. М. Белая

2

-100

0:30

Скатываемся небольшим траверсом вправо, потом вниз.

- пер. З. Петрелиуса

2

+250

1:30

Подъем на лыжах.

- З цирк г. Крестовая

2

-250

0:20

Спуск в кошках, далее в З цирк, немного тропим.

- пер. З. Петрелиуса

(2)

+250

0:40

Подъем обратно по своим следам.

- г. Петрелиуса

2

+300

1:00

Подъем в кошках по пятнам фирна среди осыпи, на плато тропим 20 – 25 см.

- пер. В. Петрелиуса

1

-300

0:40

Спуск в кошках по крутому снежно-фирновому склону по ЛПВ.

- слияние ист. р. Петрелиуса

3

-350

0:30

Приятное катание на лыжах.

- З цирк г. Крестовая

3

+250

1:00

По лыжне, далее по плотному насту.

Итого:

15 (16)

+1050/ -1000

6:10

перевал Рамзая (н/к, 800 м).

Подъем от оз. Мал. Вудъявр лучше всего по руслу р. Поачйок. Но мы вместо этого поймали следы лыж и, пройдя полчаса по руслу, ушли с ними на пр. борт долины. Вместо перевала н/к словили боковой траверс 1А, местами “!”. Крутизна фирнового склона 20 – 25, местами до 35 град. В результате траверсом 35 град. склона в 17.00 попадаем в начало перевального ущелья (ф2). Там и ночуем, поставив стенку вокруг палатки. ЧХВ подъема: 3:00.

Спуск. С утра проходим перевальное ущелье и спускаемся в ист. р. Мал. Белая (ф3) траверсом на лыжах вправо склона, крутизной 20 – 25, местами до 30 град. Далее прямо вниз 15 – 20 град по направлению к пер. Зап. Петрелиуса. ЧХВ спуска: 0:30 .

перевал Западный Петрелиуса (1А?, 840 м, сн-фирн).

Соединяет ист. р. Мал. Белая и Л. ист. р. Петрелиуса. Определяющая сторона – северная.

Подъем от ист. р. Мал. Белая на лыжах сначала траверсом пр. склона, затем по кулуару. Крутизна 15 – 20 град. ЧХВ подъема: 1:30.

На седловине – плотный фирн, в туре записки нет. Оставляем лыжи, 2 веревки, системы.

Спуск (ф6) в кошках с самостраховкой ледорубом по плотному фирну 300 м, крутизна 30 – 35, местами до 40 град. Идем траверсом чуть вправо, к камням, местами лицом к склону. Далее склон выполаживается, снег до 30 см, видна линия отрыва старой лавины. ЧХВ спуска: 0:20.

Вызывает сомнение принятая категория трудности данного перевала. По характеристикам это больше похоже на 1Б. “Обуви на нескользкой подошве”, даже вкупе с альпенштоком, тут явно недостаточно.

От р. Петрелиуса, не снимая кошек, поднимаемся в З. цирк г. Крестовая. Там обедаем, закапываем заброску. Остальное заворачиваем в палатку, забрасываем снежными кирпичами. Поднимаемся обратно на пер. Зап. Петрелиуса.

траверс г. Петрелиуса (1142 м, 1Б–2А“!”, сн-фирн-ос).

На перевале забираем снаряжение, убираем лыжи за стропы рюкзака.

Подъем (ф7) на плато с пер. Зап. Петрелиуса по фирново-осыпному склону, 25-30, местами 35 град. Стараемся идти по фирну. Далее по плато, не снимая кошки, тропим 20 – 25 см около 1 км. ЧХВ подъема: 1:00.

Спуск с плато севернее седловины пер. Вост. Петрелиуса 500 – 600 м по противному, но не сильно перегруженному снегом склону 30 – 35, местами до 40 град, от камней к камням, максимально близко к ЛПВ, соблюдая дистанцию (ф9). ЧХВ спуска: 0:40.

Траверс оцениваем 1Б-2А к.т. Спуск к пер. Вост. Петрелиуса умеренно лавиноопасен.

Далее приятный спуск на лыжах по мягкому снегу. Те, кто похитрей и поленивее, не стали спускаться к слиянию истоков, а прошли траверсом пологих склонов выше кустов. Другие получили порцию общения с группами в долине р. Петрелиуса. К 16.30 все собрались у заброски.

Итого участок 1: 28 (29) км; 2 дня; ЧХВ: 10:50; 2.8 км/ч; +1500/-1000; перевал 1А; траверс 1Б.

ЭП участка = 55.5 км.

3 день (12 марта)

Участок пути

км

dH

ЧХВ

Техническое описание маршрута

- под пер. Орлиный

1.5

+100

0:20

Движение на лыжах, ГТЛ 5 – 10 см.

- пер. Орлиный

0.5

+300

1:00

В кошках с ледорубом, внизу снег, выше – плотный фирн.

- плато г. Крестовая

1

0

0:20

Движение в кошках.

- пер. Ферсмана

0.5

-100

0:50

Спуск в кошках, с ледорубом, лицом к склону.

- С цирк г. Ферсмана

0.5

-200

3:00

50 м дюльфера по скалам, далее по снегу 400 м по ЛПВ.

- под пер. Крестовый

2

+100

0:30

Движение на лыжах, ГТЛ 15 – 20 см.

Итого:

6

+500/ -300

6:00

перевал Орлиный + перевал Ферсмана (2А, 1100 м, сн-фирн-ск).

траверс г. Крестовая (2А, 1100 м, фирн-ск).

Подъем на пер. Орлиный (ф10, 11, 12) в кошках, с самостраховкой ледорубом, с выпущенными лавинными шнурами. В нижней части лавиноопасный снежный склон 30 – 35 град. 250 м. Далее по плотному фирну 250 м 40 – 45 град до выхода на седловину, где можно – бьем ступени. В верхней части – небольшое выполаживание. ЧХВ подъема: 1:00.

Подъем на плато г. Крестовая с пер. Орлиный трудности не представляет, 30 м 20 – 25 град. Далее идем по плато с едва заметным набором высоты. ЧХВ: 0:20.

К седловине пер. Ферсмана плато обрывается нешироким скально-фирновым гребнем, с карнизами на север.

Спуск с плато на седловину пер. Ферсмана траверсом чуть влево 70 – 80 м 30 – 40 град., лицом к склону, до резкого сброса (ф15). После недолгих поисков спуск (ф16) по одному по забитому снегом кулуару 40 – 50 м 45 – 50 град., далее траверсом к камням и на седловину 100 м 40 – 30 – 20 град. ЧХВ 0:50.

В туре записки нет. На перевале сильный южный ветер.

Спуск с пер. Ферсмана. Долгие поиски и разведки упомянутых в описаниях камня и полки с крючьями ни к чему не привели. Ну и ладно, сами можем. От первого понравившегося камня с петли из 6 м основы бросаем веревку 50 м. Ее вроде хватает, но не совсем. Первый уходит (ф17) с оставшимися 49 м третьей веревки, спустившись, надвязывает. Спускались долго, сред. крутизна около 80 град, 2 раза по 7 – 8 метров нависание (ф18). Почти все на спуске что-нибудь отмочили. Последний спустился по сдвоенной веревке, спустил по надвязанной веревке рюкзак. Подготовил сдергивание, прошел оставшиеся 3 м заснеженных скал, веревка сошла “как по маслу”. Далее 450 м по глубокому снегу 30 град. по ЛПВ (ф18). ЧХВ спуска: 3:00.

Итого пройдена связка перевалов, каждый 2А к. т., оба по определяющим сторонам. Траверс г. Крестовая (участок спуска на пер. Ферсмана) так же соответствует 2А к. т. По причине качественного снаряжения, крепкого фирна и высокой тех. подготовке группа ограничилась 50 м перил и оставленной петлей на спуске с пер. Ферсмана.

Норма по катег. препятствиям для 4 к. с. выполнена.

4 день (13 марта)

Участок пути

км

dH

ЧХВ

Техническое описание маршрута

- пер. Крестовый

0.5

+200

2:00

Подъем в кошках, 150 м перил в кулуаре.

- З цирк г. Крестовая

1.5

-400

0:30

С перевала – в кошках, далее – на лыжах.

- база КСС “Куэльпорр”

14

-400

1:40

Приятное движение вниз по лыжне, “с ветерком”.

Итого:

16

+200/ -800

4:10

перевал Крестовый (2А, 1100 м, сн-фирн-ск).

Соединяет ист. р. Меридианальный и Л. ист. р. Петрелиуса. Имеет 2 пути подъема со стороны р. Меридианальный: по букве У и по кулуару, севернее седловины (пройден группой).

Подъем от места ночевки под перевалом поднимаемся 300 м 30 град. в кошках (ф20) в карман к правой части скальных ворот. Снег в кулуаре (ф21) местами ломается на плитку, поэтому выпускаем первого с двумя молотками и набором крючьев на все 150 м веревки. Связь поддерживаем по рациям Connect. 100 м хватает, чтобы пройти кулуар. Еще 50 м по выполаживанию направо по ходу до каменной пирамиды, за нее крепление веревки (ф22). Поднимаемся по двое с помощью жумаров по веревке, первая пара бьет ступени, 150 м 40 – 45, при выходе вправо у скального борта (первый там не шел) 55 град. Далее на гребень 50 м 30 – 35 град. (ф23) и спуск на седловину (ф24) 70 м скалы до 30 – 40 град. ЧХВ: 2:00.

На седловине тура с запиской не обнаружено. Выход с буквы У – пологие скальные плиты, покрытые снегом. Хорошо, что там не пошли.

Спуск (ф25) по освещенному солнцем, в нижней части умеренно лавиноопасному склону, с выпущенными шнурами, соблюдением дистанции. 500 м 30 – 25 – 20 град. Сначала траверсом влево, далее по ЛПВ, ближе к камням. Внизу надели лыжи и докатились до заброски. ЧХВ спуска: 0:30.

Итого участок 2: 22 км; 2 дня; ЧХВ: 10:10; 2.2 км/ч; +700/-1100;

перевалы: 2А(св) + 2А; траверс: 2А. ЭП участка = 76 км.

 

5 день (14 марта)

Участок пути

км

dH

ЧХВ

Техническое описание маршрута

- пер. Сев. Чорргор

5

+700

3:00

Подъем на лыжах, наверху 200 м в кошках.

- г. Индивичвумчорр

4

+200

1:30

Движение в кошках, по плато кто как.

- пер. Юж. Чорргор

2

-350

0:40

Спуск по раскисшему снегу на осыпи, местами лицом к склону, по вчерашним следам.

- р. Петрелиуса

4

-450

0:40

Сначала 300 м по осыпи, далее на лыжах по целине.

- база КСС

(4)

-100

0:30

По знакомой лыжне.

Итого:

15 (19)

+900/ -900

6:20

перевалы Северный Чорргор + Южный Чорргор (1Б, 1020 м, сн-ос)

траверс хр. Индывичвумчорр (1178 м, 1Б, сн-ск)

Подъем на пер. Сев. Чорргор (ф28) от базы КСС на лыжах по широкому лавиносборнику между 2-х отрогов (ф29). Крутизна 15 – 20 – 25, местами, возможно, 30 град., но я что-то этого не припомню. Склон светит с самого утра и до обеда, поэтому не поддавайтесь провокационным рекомендациям проходить его до обеда. Последние 200 м в кошках, но можно и на лыжах. Технической сложности – никакой. ЧХВ подъема: 3:00.

Седловина (ф30) – ущелье, много табличек. Сняли вчерашнюю записку белорусов (г. Минск, рук. Беспалов В. М.), оставили свою. Спуск к р. Маннепахкуай (ф31) еще проще, чем к КСС.

Подъем на хребет (ф32) начинаем, пройдя ущелье, 50 м фирн 30 град. Далее движение по хребту с небольшими спусками и подъемами к г. Индивичвумчорр, кто пешком, кто на лыжах. Снег с хребта сдут. В узких местах наблюдаем карнизы в обе стороны. На вершине (ф34) тренога, перекус с чаем, звонки домой. Сняли записку тех же белорусов, оставили свою. ЧХВ до вершины:1:30.

Спуск с вершины к пер. Юж. Чорргор сначала по гребню (ф35) 15 – 20 град. до сбросов. Далее по следам белорусов, которые шли как-то предельно криво (ф36), а местами просто поперек снежного склона. Но спуск не просматривается, поэтому нам лень искать другой путь. Около 400 м по раскисшему снегу на разрушенных скалах 30 – 35, местами до 45 град., порции искренних русских выражений в адрес белорусов, и мы на пер. Юж. Чорргор. ЧХВ спуска: 0:40.

В туре записки не обнаружено.

Спуск с пер. Юж. Чорргор (ф37) 300 м 25 – 30 град. по смеси осыпи и раскисшего снега, далее на лыжах в дол. р. Петрелиуса. На склонах много снега, стараемся не подрезать. ЧХВ спуска: 0:40.

Вызывает сомнение категорийность пер. Сев. Чорргор, 2А, по новому перечню 1Б к. т. Перевал очень лавиноопасен, но тех. сложности не представляет. Логично его категорировать 1А-1Б*“!”, чтоб МКК не выпускали туда детские группы, а опыт записывать по факту прохождения. Пройденная связка едва ли соответствует 1Б к. т.

А вот траверс хребта наоборот (со стороны пер. Юж. Чорргор) превышает 1Б к. т., но будем осторожны с раздачей высоких категорий.

Вывод: это радиальное кольцо лучше зимой проходить в обратном порядке, а не быть обманутым категориями из перечня. Да и опасность схода лавин при этом минимальна.

6 день (15 марта)

Участок пути

км

dH

ЧХВ

Техническое описание маршрута

- сл. ист. р. Рисйок

4

+100

0:40

Движение по буранному следу

- пер. Юж. Рисчорр

6

+500

1:50

По плотному насту, на перевал – пешком.

- сл. ист. р. Каскаснюнйок

3

-200

0:30

Траверсом влево по плотному фирну, с небольшой потерей высоты.

- пер. Сев. Рисчорр

2

+200

0:50

Плавно набирая высоту, потом траверсом по одному. выходим к пер. ущелью.

- сл. ист. р. Каскаснюнйок

3

-500

0:30

На лыжах вниз. Заструги. Стиральная доска.

- база КСС

(4)

-100

0:30

По буранному следу.

Итого:

18 (22)

+800/ -800

4:50

перевал Южный Рисчорр (1А, 890 м, сн-фирн).

Соединяет Ю ист. р. Рисйок и р. Каскаснюнйок.

Подъем от слияния ист. р. Рисйок (ф38) по плотному насту, траверсом пр. склона долины (ф40). На перевал так же траверсом (ф41) кто – пешком, кто в кошках. 150 - 200 м 25 – 30 град. ЧХВ подъема: 1:50.

На перевале несколько табличек. В туре записки нет.

Спуск к слиянию ист. р. Каскаснюнйок на лыжах (ф42) траверсом левого склона 20 – 25 град., с небольшой потерей высоты. Далее по лыжне. ЧХВ спуска: 0:30.

перевал Северный Рисчорр (1А, 900 м, сн-фирн).

Соединяет р. Каскаснюнйок и С ист. р. Рисйок.

Подъем по лыжне траверсом пр. борта долины. Далее 300 м лавиноопасного горизонтального траверса (ф44) 30 град. склона С экспозиции по лыжне по одному, с выпущенными шнурами, к началу перевального ущелья. ЧХВ подъема: 0:50.

Тура с запиской не обнаружили.

Спуск (ф46) к слиянию ист. р. Рисйок сначала траверсом вниз лев. склона, далее по дну долины. Плотный фирн и заструги, перемежаясь с пятнами переносного снега – муки, сильно мешают катанию. ЧХВ спуска: 0:30.

Пройдено 2 перевала, каждый 1А к. т. Расценивать их как связку не стоит, т. к. пройдены от реки до реки. Не рекомендуется проходить пер. Сев. Рисчорр нашим путем при перегруженности склонов снегом и отсутствии лыжни. (без лыжни мы бы и сами там не пошли).

Итого участок 3: 33 (41) км; 2 дня; ЧХВ: 11:10; 3.7 км/ч; +1700/-1700;

перевалы: 1Б(св) + 1А + 1А; траверсы: 1Б. ЭП участка = 80 км.

7 день (16 марта)

Участок пути

км

dH

ЧХВ

Техническое описание маршрута

- оз. Гольцовое

7

-100

1:10

По буранному следу.

- ГЗЛ р. Сев. Лявойок

6

+200

1:40

ГТЛ 20 – 30 см. На реке поймали лыжню.

- под пер. Ц. Лявочорр

5

+300

1:20

По лыжне.

- пер. Ц. Лявочорр

0.5

+200

1:00

В кошках, с ледорубами.

- р. Кальйок

0.5

-100

0:30

В кошках.

Итого:

19

+700/ -200

5:40

перевал Центральный Лявочорр (1Б*, 925 м, сн-фирн-ос).

Соединяет Л ист. р. Сев. Лявойок и верх. течение р. Кальйок.

Вариантов подъема (ф49) с р. Сев. Лявойок много, штук 5 – 6. Все примерно равноценны. Мы выбираем тот, что точно в ближайший час не будет освещен солнцем. В нижней части склон противный, но завтра он будет еще хуже.

Подъем сначала “в лоб” по снегу (ф50) глуб. 30 – 40 см. с коркой наста, 150 м 30 – 35 град. по одному, с выпущенными лавшнурами. Далее (ф51) в кошках с ледорубом 200 м 40, местами 45 град. по фирну вдоль скал. Где возможно, бьем ступени. Наверху (ф52) выполаживание, затем небольшой карниз, легко проходится. ЧХВ подъема: 1:00.

Тура с запиской не обнаружено.

Спуск осуществляем на 150 м севернее выхода на седловину. 200 м 30 град. по осыпи, покрытой снегом до дна долины (ф53). ЧХВ спуска: 0:30.

При оценки к. т. перевала он больше похож на 2А, но чего-то не хватает. Крутизны склона или плотности фирна. И что-то очень быстро мы его прошли. Остановимся на 1Б в наших условиях.

8 день (17 марта)

Участок пути

км

dH

ЧХВ

Техническое описание маршрута

- устье р. Кальйок

24

-600

3:30

По старой лыжне, ближе к устью по буранке (ф55).

- м. Горелый

8

0

1:20

По озеру, небольшие заструги.

- рудник “Умбозеро”

5

+300

1:30

По дороге

Итого:

37

+300/ -600

6:20

Итого участок 4: 56 км; 2 дня; ЧХВ: 12:00; 4.7 км/ч; +1000/-800; перевал 1Б.

ЭП участка = 75 км.

9 день (18 марта)

Участок пути

км

dH

ЧХВ

Техническое описание маршрута

- г. Аллуайв

5

+600

3:00

До 900 м на лыжах, далее в кошках.

- пер. Геологов

1

-100

0:10

Движение в кошках.

- г. Кедыкварпахк

1

+100

0:20

Движение в кошках.

- пер. Ангвундасчорр

2

0

0:30

Движение в кошках.

- г. Ангвундасчорр

1.5

0

0:20

На лыжах.

- пер. Сенгисчорр

1.5

-150

0:20

На лыжах.

- оз. Сенгисъявр

1

-150

0:50

В кошках, с ледорубом.

Итого:

13

+700/ -400

5:30

перевал Геологов (вдоль, 1Б, 990 м, сн-фирн).

траверс г. Ангвундасчорр (1116 м, 1А, сн-фирн).

перевал Сенгисчорр (1Б, 950 м, сн-фирн-ск).

Подъем на г. Аллуайв от рудника по склону (ф58) 15 – 20 – 25 град. на лыжах до высоты 900 м. Далее в кошках 200 м 30 град. до плато. На плато снег сдут, рюкзаки оставляем в 50 м от вершины. В туре (ф60) записки нет. ЧХВ подъема: 3:00.

Перевал Геологов (вдоль). От г Аллуайв в кошках спускаемся к перемычке Геологов (ф61). 20 – 25 град, плотный фирн, карнизы в обе стороны. Подъем по гребешку от ист. р. Азимут на вид не сложен, 300 м 30 – 35 град., из цирка – 200 м скал, 2А* - 2Б* к. т. Путь помечен вешками. Тура нет. Далее с небольшим набором высоты проходим г. Кедыквырпахк и выходим на пер. Ангвундасчорр. ЧХВ: 1:00.

На перевале становимся на обед (ф62). Ждем группу М. Ю. Ванюшина из г. Казани, которая, в случае старта без задержек, могла к этому времени выйти на перевал. Пообедав, мы так их и не увидели. Более того, спустя 8 дней, погода переставала быть отличной, стало ясно, что Ванюшину на перевал выходить не стоит, а нам пора сваливать.

Траверс г. Ангвундасчорр. Быстро собравшись, выходим на лыжах в сторону пер. Сенгисчорр. 20 – 25 град., снег, местами фирн. Часть группы прошла вершину горы, записки не обнаружено. Спуск на перевал – траверсом вниз правого склона, 20 – 25 град. На седловине одеваем кошки. ЧХВ: 0:40.

Перевал Сенгисчорр.

Соединяет оз. Сенгисъявр и ист. р. Чинглунсуай. Каких либо сведений о прохождении перевала в туристских описаниях не имеется. Группой пройден в режиме первопрохождения, на спуск по определяющей стороне, к озеру Сенгисъявр. От истоков р. Чинглунсуай тех. сложности не имеет, мы встретили группу школьников на лыжах, ходивших оттуда посмотреть на оз. Сенгисъявр сверху.

Спуск от седловины 150 м 20 – 25 град., осыпь, покрытая снегом. Далее скальные сбросы цирка оз. Сенгисъявр. После недолгих разведок найден проход в левой части, у самого скального борта г. Сенгисчорр – неширокий кулуар, забитый плотным снегом. Выход в кулуар (ф63) – чуть выше, снежный гребень. Вниз по кулуару 200 м 40 – 45 град., лицом к склону, бьем ступени. Далее 300 м по снегу 30 – 35 град. до озера. ЧХВ спуска: 0:50.

Вариантов подъема и спуска (ф65) на перевал несколько, наш показался нам самым простым, поскольку просматривался сверху. Не очень хорошая видимость скрала качество фото- и видеоматериалов, но информация, собранная нами по перевалу, вполне достаточна, чтоб внести его в перечень. Перевал следует оценить 1Б* к. т., в некоторые годы возможно “!”.

10 день (19 марта)

Участок пути

км

dH

ЧХВ

Техническое описание маршрута

- отрог Сенгиснюн, ГЗЛ

7

-400

1:30

По озеру на лыжах, далее пешком (ф66), снег на отроге сдут.

- оз. Умбозеро

5

-200

1:30

По левому борту долины, ГТЛ 20 – 30 см, лес проходим.

- м. Тульинъярк

6

0

1:30

По озеру, подъем на мыс, поземка (ф67).

Итого:

18

-600

4:30

Итого участок 5: 31 км; 2 дня; ЧХВ: 10:00; 3.1 км/ч; +700/-1000; перевалы 1Б + 1Б; траверс 1А. ЭП участка = 64.5 км.

 

11 день (20 марта)

Участок пути

км

dH

ЧХВ

Техническое описание маршрута

- уст. р. Тульйок

4

0

1:00

По лесу на мысе ГТЛ 20 – 30 см, далее через залив по насту.

- уст. р. Каскаснюнйок

8

0

1:30

2 км ГТЛ 30 – 40 см по реке, там поймали буранку.

- р. Эвеслогйок

9

+100

2:00

Сначала по старой лыжне 4 км, далее по реке и по П борту долины, ГТЛ 15 – 25 см.

- ГЗЛ Л. ист. р. Эвеслогйок

3

+100

0:30

По буранке на пер. Лопарский (или г. Юкспорр).

Итого:

24

+200

5:00

12 день (21 марта)

Участок пути

км

dH

ЧХВ

Техническое описание маршрута

- под пер. Щель

6

+200

1:30

На лыжах по обдутому фирну.

- пер. Щель

0.5

+200

1:20

В кошках с ледорубом.

- ист. р. Вуониемйок

1.5

-200

0:50

Пешком по снегу и фирну.

- пер. Юкспоррлак

1

+100

0:40

На лыжах, по плотному насту и фирну.

- Кировск

8

-300

1:40

На лыжах по насту, затем по дороге севернее пос. Юкспоррйок II.

Итого:

17

+500/-500

6:00

перевал Щель Эвеслогчорра (2А, 820 м, сн-фирн).

Соединяет Ц. ист. р. Эвеслогйок и ист. р. Вуониемйок. К. т. слегка завышена, перевал часто лавиноопасен.

Подъем начинаем рано утром с ГЗЛ Л. ист. р. Эвеслогйок, логично решив, что буран не может проехать пер. 2А к.т. (Сев. Чорргор – исключение) и проверив направление по “тамагочи” (GPS-приемнику). Траверсом отрога входим в цирк перевала (ф70) и через некий прообраз озера за 1:30 подходим под взлет. Картина мерзкая, под кулуаром много переносного снега. По одному по мере готовности с выпущенными лавшнурами (ф71) проходим 250 м 30 – 35 град. по снегу до кулуара в скальном обрамлении. Далее (ф72) 250 м 40 – 45 град. плотный фирн, наверху выполаживание и небольшой карниз. ЧХВ подъема: 1:20.

В туре записки нет, на перевале сильный ветер.

Спуск к р. Вуониемйок (ф74) пешком (некоторые на лыжах) 20 – 25 град, иногда ступени 30 – 35 град. вниз по ущелью. ЧХВ спуска: 0:50.

перевал Юкспоррлак (н/к, 674 м).

Соединяет ист. р. Вуониемйок и ист. р. Юкспоррйок. В прошлом веке через перевал проходила ЛЭП, имеются остатки опор. Трудность представляет обход многочисленных ям в перевальном ущелье и при подъеме.

Подъем от р. Вуониемйок (ф75) на лыжах по фирну 15 – 20 град., траверс склона 30 – 35 град. в обход ямы (ф76), 100 м 25 град. и мы на перевале. ЧХВ подъема: 0:40.

Спуск по ущелью, в обход ям – занятие трудоемкое (ф77), часто приходится снимать лыжи, чтоб вылезти из какой-нибудь из них. Далее на лыжах по снегу 15 – 20 град. 3 км до ГЗЛ (ф78). ЧХВ спуска: 0:40.

Вышли на дорогу, налево – вверх, направо – вниз. Мы, конечно, пошли вниз. Через 1 км дорога ушли вверх по р. Гакмана. Оттуда пришла наша утренняя знакомая буранка (видимо, с г. Юкспорр), по ней мы и проехали еще 50 мин. Перелезли в лыжах через забор какого-то предприятия и бесцеремонно вышли через проходную. Через дорогу была столовая, а за ней через 1 км оз . Бол. Вудъявр, но это уже другая история...

... в той же столовой, кстати, нам сказали, что на Расвумчорр автобус ходит очень редко, так что мы не зря протопали 5 км.

Итого участок 6: 41 км; 2 дня; ЧХВ: 11:00; 3.7 км/ч; +700/-500; перевал: 2А.

ЭП участка = 62 км.

Итого на маршруте: 211 (220) км; ЧХВ: 65:10; 3.4 км/ч; +6300/-6100;

перевалы: 3*2А + 4*1Б + 3*1А; траверсы: 2А + 2*1Б + 1А.

ЭП маршрута = 413 км.

2.7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Все перевалы и траверсы на маршруте являются потенциально опасными. Особо стоит отметить лавинную опасность. Мы сталкивались с этой проблемой на большинстве перевалов, в основном представляли опасность относительно пологие (20 – 35 град.) перегруженные снегом нижние части перевальных взлетов. Эти участки проходили в часы. когда они были в тени, с выпущенными лавшнурами, соблюдая интервал. Двигаться старались как можно более близко к ЛПВ или по неким подобиям контрфорсов.

Кроме того стоит отметить опасность провала под лед на руслах некоторых рек и опасность движения по плато в отсутствии видимости.

Тактика движения себя оправдала. Принятые меры были достаточными при прохождении данного маршрута.

2.8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

К наиболее интересным моментам на маршруте можно отнести красоту заполярного края: ущелий, рек и озер, незабываемое северное сияние, виденное нами, и спортивный интерес маршрута. Жаль, что многим из нас уже чужда эстетическая красота. Надеемся, что с возрастом все вернется. Каламбур, но в некоторой степени к интересным явлениям можно отнести иностранных туристов. По мнению нашего фотографа, встреченный им недалеко от КСС англичанин, “от которого разило одеколоном на весь лес”, редкость еще большая, чем медведи в Мурманске. Еще одна редкость – группа белорусов, как будто пришедшая из лыжного туризма 70-х годов. Они, кстати, оказались очень интересными людьми.

2.9. Дополнительные сведения о походе.

2.9.1. Перечень специального и группового снаряжения:

Групповое специальное снаряжение:

Наименование

масса, кг

Примечание

веревка d=9 3*50 м

3*3.5

карабины 4 шт

0.4

расх. веревка d=8 20 м

1.0

крючья разные 5 шт

0.5

пригодились 2 шт

лавинка-лист 3 шт

2.0

одна – опорная плита

лавинка-лопата

0.5

ледобуры 2 шт

0.2

не пригодились

Итого:

15.1

Личное специальное:

Наименование

масса, кг

Примечание

система

0.5

карабин 4 шт

0.4

ФСУ

0.1

жумар

0.1

инструмент

0.8

ледоруб или айсбаль

лавинный шнур 20 м

0.1

кошки

0.8

Итого:

2.8

Групповое снаряжение:

Наименование

масса, кг

Примечание

Палатка “Зима”

8.0

с опорным колом

котлы, половник, пила

2.0

примус 2 шт с ЗИП

2.2

оба – Дастан тип-2

ремонтный набор

2.5

мед. аптечка

1.0

фотоаппаратура, камера, батарейки

2.5

GPS-приемник, диктофон

0.3

биперы Ortovox f1 focus 2 шт

0.4

предоставлены МДМС РТ

документация

0.5

термос 2 л

3.0

свечи 5 шт

(0.5)

расход

бензин 11*1.5 л

(12.1)

расход

Итого:

24.2 + (12.6)

2.9.2. Особенности личного снаряжения.

Все участники использовали рюкзаки 80 – 120 л, разных производителей. Поскольку саночек у нас не было, рациональным считаем использование рюкзаков объемом не менее 100 л. Из спального снаряжения у каждого было по 2 ижевских каремата (каждый спал на своих), а так же индивидуальный спальник с утеплителем Hollow Fiber, разных производителей. Ботинки у всех были типа хорошие трекинговые или берцы, бахилы на основе галоши, с верхом из плотного капрона. Кошки мягких конструкций, в основном облегченные и быстроодевающиеся. Использование индивидуальных налобных фонарей избавило нас от необходимости использовать свечи для освещения вечером и во время утренних дежурств.

2.9.3. Особенности питания.

В походе использовалась индивидуалино-групповая система питания. Групповая часть включала 3 горячих блюда в день и чай. Остальная часть раскладки, в том числе спиртное, было индивидуальной частью. Масса групповой части составляла 325 г/день. Рекомендуемая масса личной части – 300 –500 г/день. Никаких минусов данной системы питания выявлено не было.

2.10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

($=28 руб, Евро=37 руб, хлеб=10 руб)

приобретение палатки “Зима”

3600 : 6 = 600 р/чел

страховка

150 р/чел

поезд Казань - Москва

400 р/чел

поезд Москва - Апатиты

700 р/чел

автомашина Апатиты – КСС г. Кировск

100 р/чел

проживание на базе “Куэльпорр” 3 ночи * 80 р

240 р/чел

автомашина г. Кировск - Апатиты

50 р/чел

поезд Апатиты - Москва

700 р/чел

поезд Москва - Казань

400 р/чел

другие расходы (питание в пути, пиво, печать карт, проезд в метро, на автобусах, покупка бензина, камеры хранения)

600 р/чел

раскладка

1500 – 2000 р/чел

Итого:

5500 – 6000 р/чел

2.11. Итоги, выводы, рекомендации.

2.11.1. Расчет маршрута:

  1. П = 211 км > Пмин (для 4 к. с.) = 210 км;
  2. 211 км = 0.88*Пмин (для 5 к. с.) = 240 км.

  3. t = 12 дней = tмин (4 к. с.) = 13 (с 1 дневкой) < tмин (5 к. с.) = 16.
  4. КП = 14 (1А-4; 1Б-6; 2А-4) > КПмин-макс (4 к. с.) = 4 – 8.
  5. 14 > КПмин-макс (5 к. с.) = 6 – 12.

  6. Т = 1*4 + 2*6 + 3*4 = 28 баллов; В = 12.4 км.
  7. ТС = В + Т = 12.4 + 28 = 40.4 > ТСмин (4 к. с.) = 8.

    40.4 > ТСмин (5 к. с.) = 15; 40.4 > ТСмин (6 к.с.) = 22.

  8. ЭП (4 к. с.) = 211 + 5*(12.4 + 15) = 348 > ЭП мин (4 к. с.) = 250;

348 > ЭП мин (5 к. с.) = 315.

ЭП (5 к. с.) = 211 + 5*(12.4 + 26) = 403 > ЭП мин (5 к. с.) = 315.

ЭП (полная) = 211+ 5*(12.4 + 28) = 413 > ЭП мин (6 к. с.) = 410.

Вывод: маршрут по П и t соответствует маршруту 4 к. с., а по Т, ТС и ЭП значительно (Т в 2 раза, ТС в 5 раз) превосходит маршруты 4 и 5 к. с. Очень правильно будет, исходя из п. 8.4. методики, несмотря на всякие ньюансы типа “при малом лыжном опыте группы...”, присвоить маршруту 5 к.с., и выдать справки всем участникам и руководителю с пометкой “малый лыжный опыт”.

Принадлежность маршрута к классическому лыжному туризму (горно-таежный и горно-тундровый подвиды) сильно сомнительна. Такие, обычно укороченные, с большим количеством КП маршруты, следует выделить в отдельный, горно-лыжный вид.

2.12. Приложения.

2.12.1. Благодарности.

Группа выражает огромную благодарность

МДМС РТ

лыжной комиссии МКК ПТК “Траверс” г. Казани

ПСП г. Кировска Северо-Западного регионального ПСО МЧС России

Гарифуллину И. Ф.

Кулешову О. А.

Мухину Н. П.

Хайруллину И. З.

Шафигуллину Р. Н.

за предоставленное специальное и лавинное снаряжение, а так же за личные консультации по прохождению маршрута;

участникам форума http://tourism.ru, а так же лично Бекетову К. Н. за предоставленные консультации по ключевым участкам маршрута.

Фотоотчет

ф1. К пер. Рамзая (н/к)

ф2. Выход на пер. Рамзая (н/к)

ф3. Спуск с пер. Рамзая (н/к) в ист. р. Мал. Белая

ф4. пер. Зап. Петрелиуса (1А) с р. М. Белая

ф5. пер. Вост. Петрелиуса (1Б) с р. М. Белая

ф6. пер. Зап. Петрелиуса (1А) с р. Петрелиуса

ф7. подъем на г. Петрелиуса (1142м)

ф8. вост. гребень г. Петрелиуса сверху

ф9. путь спуска с г. Петрелиуса (1142 м)

ф10. пер. Орлиный (2А) из З цирка г. Крестовая

ф11. начало подъема на пер. Орлиный (2А)

ф12. выход на седловину пер. Орлиный (2А)

ф13. на седловине пер. Орлиный, вид на г. Ферсмана (1202 м) с юга

ф14. вид на г. Ферсмана (1202 м) с г. Крестовая (1124 м)

ф15. спуск с г. Крестовая (1124 м) на пер. Ферсмана (2А)

ф16. выход из снежного кулуара, вид с пер. Ферсмана (2А)

ф17. начало спуска с пер. Ферсмана (2А)

ф18. спуск дюльфером с пер. Ферсмана (2А), вид снизу

ф19. пер. Ферсмана (2А) с севера, путь спуска

ф20. пер. Крестовый (2А), начало подъема

ф21. подъем на пер. Крестовый (2А), вход в кулуар

ф22. подъем на пер. Крестовый (2А), выход из кулуара

ф23. пер Крестовый (2А), выход на гребень

ф24. пер. Крестовый (2А), спуск на седловину

ф25. пер. Крестовый (2А) из З цирка г. Крестовая, путь спуска

ф26. в долине р. Петрелиуса, ГЗЛ

ф27. база КСС “Куэльпорр”

ф28. вид на пер. Сев. Чорргор (2А) от базы КСС

ф29. подъем на пер. Сев. Чорргор

ф30. на седловине пер. Сев. Чорргор (2А)

ф31. вид с пер. Сев. Чорргор на долину р. Маннепахк

ф32. подъем на хр. Индивичвумчорр с пер. Сев. Чорргор

ф33. на хр. Индивичвумчорр, вид на восток

ф34. на г. Индивичвумчорр (1179 м), пьем чай

ф35. спуск с вершины к пер. Юж. Чорргор (1А)

ф36. по следам “пьяных” белорусов

ф37. пер. Юж. Чорргор (1А) с востока, путь спуска

ф38. у слияния истоков р. Рисйок, вдали – пер. Юж. Рисчорр

ф39. пер. Юж. Рисчорр (1А) с р. Рисйок

ф40. пер. Юж. Рисчорр (1А), подход к взлету

ф41. взлет пер. Юж. Рисчорр (1А)

ф42. спуск с пер. Юж. Рисчорр к р. Каскаснюнйок

ф43. у слияния истоков р. Каскаснюнйок

ф44. участок траверса перед пер. Сев. Рисчорр (1А)

ф45. выход на пер. Сев. Рисчорр (1А)

ф46. спуск с пер. Сев. Рисчорр (1А) к р. Рисйок

ф47. на оз. Гольцовое

ф48. у слияния истоков р. Сев. Лявойок

ф49. пер. Ц. Лявочорр (1Б*), путь подъема

ф50. пер. Ц. Лявочорр (1Б*), начало подъема

ф51. подъем на пер. Ц. Лявочорр (1Б*), верхний участок

ф52. пер. Ц. Лявочорр (1Б*), выход на седловину

ф53. пер. Ц. Лявочорр (1Б*) с р. Кальок, путь спуска

ф54. утро под пер. Ц. Лявочорр

ф55. р. Кальйок, ГЗЛ

ф56. в устье р. Кальйок, вдали – г. Аллуайв

ф57. вид на Хибины от мыса Голкинский

ф58. подъем на г. Аллуайв

ф59. вид на Хибины с плато г. Аллуайв

ф60. Макс на вершине г. Аллуайв (1051 м)

ф61. спуск к перемычке Геологов (1Б)

ф62. обед на пер. Ангвундасчорр (1Б) в ожидании группы М. Ю. Ванюшина

ф63. пер. Сенгисчорр (1Б), начало спуска по кулуару

ф64. пер. Сенгисчорр (1Б), вид на кулуар снизу

ф65. вид на пер. Сенгисчорр (1Б) от оз. Сенгисъявр, путь спуска

ф66. движение по отрогу Сенгиснюн к Умбозеру

ф67. движение по Умбозеру к Хибинам

ф68. на р. Тульйок

ф69. к пер. Щель (2А)

ф70. Макс в цирке пер. Щель (2А)

ф71. пер. Щель (2А), начало подъема

ф72. пер. Щель (2А), подъем по кулуару

ф73. на седловине пер. Щель (2А)

ф74. спуск с пер. Щель (2А)

ф75. подъем на пер. Юкспоррлак (н/к)

ф76. обход одной из ям на пер. Юкспоррлак (н/к)

ф77. а эту яму обойти не удалось

ф78. пос. Юкспоррйок II от пер. Юкспоррлак

Автор отчета: Вадим Семин.

Фото: Максим Горинов, Рамиль Фархутдинов, Алексей Смирнов.