Комитет по физической культуре, спорту и туризму правительства Хабаровского края
ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Руководитель группы Мельников В.Ф.
ХАБАРОВСК. 2002 г.
1. ПАСПОРТ ПОХОДА
1.1. Проводящая организация – Комитет по физической культуре, спорту и туризму правительства Хабаровского края при участии Дальневосточного клуба путешественников и партии “Кедр” (зеленые).
Адрес Крайспорткомитета: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 32, тел. 32-41-75.
1.2. Место проведения похода: Россия, Кур-Урмийский район Хабаровского края, Баджальский хребет.
1.3. Справочные сведения о маршруте.
Вид туризма |
Категория сложности похода |
Протяженность активной части, нитка маршрута |
Продолжи-тельность |
Сроки прове-дения |
|
Об-щая |
Ходо-вых дней |
||||
Лыжный |
Пятая |
330 км., п.Догордон – р.Урми – п.Талакан - устье р.Сынчуга -исток р.Сынчуга - перевал р.Сынчуга - кл.Каменный - р.Урми - База старателей артели “Амгунь” - р.Омот - восхождение на г.Улун (2221 м.) - перевал р.Омот - кл.Левый Ус - оз.Омот - р.Герби - ст.Герби ( Рис.1.1 ) |
19 |
17 |
с 19.02 по 07.03.2002. |
1.4. Определяющие препятствия маршрута.
Вид препятствия |
Кате-гория труд-ности |
Длина препят-ствия, км. |
Характеристика препятствия |
Путь и метод прохождения |
Тропление лыжни по глубокому снегу, Н0,5 м |
~ 60 |
Глубина снежного покрова в горной части маршрута от 0,5 до 1,5 м |
Тропление методом “карусель”, ведущий без рюкзака |
|
Траверс крутых обледене-лых склонов |
~ 25 |
Жесткий фирн. “Зарубание” окантованными лыжами невозможно, крутизна склонов до 40гр. |
Прохождение без лыж в “кошках” со страховкой лыжными палками |
|
Преодоле-ние стланнико-вых зарослей |
~ 5 |
Стланник, частично покрытый рыхлым снегом |
Пешком, без лыж |
|
Подъем на предпола-гаемый перевал р. Сынгуга – р. Урми |
1А |
6 |
По данным карты (М 1:100000) из цирка истока р. Сынчуги поднялись на хребет на высоту около 1900 м. к месту предполагаемого перевала. Однако спуск оказался невозможным из-за крутизны скального сброса. По гребню хребта прошли около 500 м до характерной вершины. Перевал не обнаружили. Спустились обратно в долину р. Сынчуги в зону леса, разбили лагерь. Подъем со всем снаряжением занял 2,5 час. Спуск 2 час. Погода хорошая |
Завершающая часть подъема пешком в “кошках” по фирну и камням. Движение по гребню и спуск до рыхлого снега тоже. Дальше на лыжах с “тормозилами” |
Подъем на хребет для поиска и разведки перевала р.Сынчуга – р. Урми |
1А |
5 |
Участники И. Ольховский и А. Базанов от базового лагеря “налегке” поднялись к другому характерному месту хребта цирка р. Сынчуги. Подъем был крутым и сложным. Его продолжительность составила 2 часа. Спуск в данном месте оказался невозможным. Противоположный склон представлял отвесный скальный сброс с большим снежным карнизом. |
То же |
Перевал р. Сынчуга -кл. Каменный- р. Урми. Первопро-хождение |
2А |
6 |
Это была третья попытка найти перевал. Она оказалась успешной. Из цирка р. Сынчуги вернулись по своей лыжне примерно на 3 км и, в характерном месте, определенном по карте, пройдя зону леса и стланника, вышли на видимость седловины перевала. Высота 1900 м., подъем на седловину крутизной до 40гр., продолжительность подъема от базового лагеря на высоте 1500 м. – 3 часа, спуск технически сложнее – 4 часа. Погода ясная, ветер умеренный, до 10-12 м/с. Температура –15 гр.С |
Подъем в зоне рыхлого снега на лыжах с “тормозилами” траверсированием склона. Далее по фирну до седловины пешком в “кошках”. Начальный участок спуска длиной около 25 м. крутой, до 70гр.. Спуск снаряжения на веревке, участники в “кошках” по ступеням в обвязке со страховкой при протравлива-нии веревки страхующим через плечо. Дальнейший спуск до плато – пешком в “кошках”, до зоны леса на лыжах с “тормозилами” |
Восхож-дение на г. Улун |
1Б |
5 |
Высота вершины 2221 м. Это высшая точка хребта Баджал. Ребра горы и вершина острые, крутизна перед вершиной до 50гр., средняя на подъеме 40-45гр.. Лавинная опасность минимальна. Продолжительность подъема от базового лагеря на высоте 1700 м. составила 2 часа, спуск в базовый лагерь 1,5 часа. Погода ясная, ветер умеренный, температура – 20 гр.С. Снята записка группы под руководством Облукова В. |
Подъем и спуск по рыхлому снегу на лыжах с “тормозилами” в зоне фирна и камней пешком в “кошках”. Линия движения легко определяется на местности |
Перевал р. Омот – р. Герби |
1А |
6 |
Высота перевала 1900 м. Время подъема от базового лагеря на высоте 1700 м. составило 2 часа. Спуск до зоны леса занял 3 часа. Погода ясная, ветер слабый, температура – 15 гр.С. |
Подъем на перевал траверсированием склона на лыжах. Выход к седловине на 15-20 м. выше нее. Седловина и начало спуска – фирн. Прохождение пешком в “кошках”. Далее до леса на лыжах с “тормозилами” |
“Сухие” и “мокрые” наледи |
~30 |
Большинство наледей “сухие”, глубина “мокрых” наледей 3-10 см. |
Наледи преодолевались на лыжах, часть “мокрых” наледей обходились |
|
Завалы деревьев, камней по Сынчуге, кл.Каменный, Омоту |
~20 |
Русло рек и ключа во многих местах перекрыто упавшими деревьями, камнями. Глубина снега до 1,5м. |
Расчистка проходов обход “верхом”,много разовое снятие рюкзака |
|
Бурелом– ный лес перед пер. Каменный, на участке оз.Омот– р. Герби. |
~12 |
Беспорядочное нагромождение упавших крупных деревьев. Глубина cнега 0.5м. |
Преодоление пешком, мане– врирование, частое снятие рюкзака.
|
|
Песчаные косы, камни, пустолед, промоины на р.Урми, и Сынчуга |
~15 |
Бесснежные песчаные и каменистые участки реки. Многочисленные провалы пустоледья. |
Местами движение пешком. |
1.5. Руководитель и участники.
Руководитель:
Мельников Валентин Федорович,
680038, г. Хабаровск, ул. Л. Толстого, 36, кв. 15, тел. 34-37-12,
E-mail: Melnikov@engine. khstu.ru
Участники:
680000, г. Хабаровск, пер. Студенческий 66-а, кв. 4, тел. 31-59-79
680040, г. Хабаровск, укл. Трехгорная 88, кв. 35.
680032, г. Хабаровск, ул. Машинистов 40, кв. 85.
682324, г. Хабаровск, пос. Князе-Волконское-1, ДОС 36, кв. 13.
680036, г. Хабаровск, ул. Руднева 6, кв. 4.
1.6. Отчет хранится в МКК ТСС Хабаровского края. Негативы фотографий и видеофильм находятся у их автора Ольховского И.Б.
1.7. Поход рассмотрен МКК ТСС Хабаровского края.
2. Описание похода
2.1. Идея похода и его особенности.
Район хребта Баджал является весьма популярным у туристов Хабаровского края. Здесь проложены многочисленные лыжные и пешеходные маршруты от II до V категории сложности. Бывают здесь и водники, а последние годы и альпинисты. Туристов привлекают природные красоты района, прежде всего суровые горные хребты с острыми гребными, крутыми склонами и остроконечными вершинами. Горы Баджальского хребта самые высокие на Дальнем Востоке и, говорят, что они похожи на Альпы. Район перспективен для разработки пешеходных и лыжных маршрутов VI категории сложности.
За предыдущие четыре года наша группа трижды совершала лыжные походы на северную и южную части хребта Сихотэ-Алинь (район г. Тордоки-Яни, III кат. сложности и г. Ко, IV кат. сложности), а так же на хребет Дуссе-Алинь (район Горных озер, III кат сложности). Выбор на этот раз Баджала явился логичным продолжением наших туристских интересов, которые, на будущее, устремлены на Север: Становой хребет, хребет Черского, хребет Сунтар-Хаята … Сказалось и то, что два участника нашей группы раньше уже бывали на Баджале. В. Мельников был здесь трижды: сплав по р. Амгунь от Могды до Березового, лыжный поход II к.с. р. Баджал - р. Герби, и пеший поход V к.с.: р. Могды - р. Урми - р. Ярап - р. Баджал. И. Ольховский работал на Баджале в геодезической партии.
Освоение Баджала туристами-лыжниками началось в 1966 г. (более ранние сведения нам не известны). Группа под руководством мастера спорта Ю. Конькова начав маршрут V к.с. от п. Могды намеревалась преодолеть Баджальский хребет по р. Герби и далее по р. Омот и р. Урми выйти к метеостанции “Верховье Урми”. Из-за сложных условий движения (глубокий снег, наледи, лесные завалы) и недостаточной подготовленности группа была вынуждена сойти с маршрута.
На следующий год, учтя свой опыт, группа Ю. Конькова успешно прошла маршрут V к.с.: пос. Талакан - р. Урми – р. Омот – оз. Омот – р. Геоби – р. Амгунь – пос. Могды. Этот маршрут был утвержден ЦМКК как эталонный лыжный маршрут пятой категории сложности.
С открытием железнодорожного движения по БАМу район хребта Баджал стал легкодоступным, и это послужило причиной его активного освоения туристами. Большинство выполненных лыжных и пеших маршрутов имеют кольцевой вид: начало и окончание маршрутов привязываются к станциям БАМа: Баджал, Талиджак, Герби, Оракот, Могды. Заход и выход с маршрута планируется по одноименным рекам. Продолжительность подхода к горам занимает всего 2-3 дня.
Разрабатывая свой маршрут, мы решили проложить его по классическому линейному виду. В отличие от маршрута Ю.Конькова подход к Баджалу мы запланировали по р. Сынчуга, левому притоку р. Урми. В связи с этим нам предстояло разведать и преодолеть неизвестный перевал р. Сынчуга - р. Урми с тем, чтобы далее выйти на БАМ к ст. Герби традиционным путем.
Линейный вид нашего маршрута с продолжительным подходом к горной части позволил хорошо адаптироваться участникам к условиям похода и нагрузкам, а также существенно “разгрузиться” за счет съеденных продуктов. На 6-7 день похода группа вошла в горы в хорошей физической форме и без необходимости у отдельных участников использовать “волокушу” (“выходной” вес рюкзаков составлял 33-35 кг).
2.2. Условия подъезда на маршрут и отъезда с него.
Наш маршрут начинался от пос. Догордон на р. Урми. Это крупный таежный поселок, в котором проживают лесозаготовители. Регулярного рейсового сообщения с поселком нет. Поэтому добраться до него достаточно сложно. Мы арендовали вездеход ГАЗ-66 с кунгом, на котором выехали 18.02.02. около 24 часов из Хабаровска через г. Биробиджан и пос. Кукан. Спустя 7 часов, преодолев около 300 км, добрались до места. На подъезде к Догордону (было еще темно, группа “сладко” похрапывала в спальниках) водитель свернул не на ту дорогу. Рассвело, мы почувствовали неладное и включили спутниковый навигатор - GPS. Выяснилось, что уже километров 20 как едем не в ту сторону. Пришлось возвращаться, зато доверие к чудесному прибору с именем GPS стало абсолютным.
Что касается выезда с маршрута, то это сделать достаточно просто и надежно. Пассажирский поезд № 964 от ст. Герби отправляется в Комсомольск в 0 часов 40 мин. по местному времени. Необходимо учесть, что поезд не ежедневный. В промежуточные дни он следует на Чегдомын. Стоимость плацкартного билета до Комсомольска 150 руб., постель 26 руб. В Комсомольск поезд прибывает около 10 часов. Не дожидаясь вечернего поезда, в Хабаровск удобно выехать рейсовым или коммерческим автобусом. Билет на коммерческом микроавтобусе – 300 руб. Около 15 часов 8 марта наша группа вернулась в родной Хабаровск.
2.3. Аварийный выход с маршрута и его запасные варианты.
Аварийный выход с линейных маршрутов, проходящих в ненаселенном районе, организовать сложно. В зависимости от того, где случилось ЧП, следует выходить к населенным пунктам в начале или конце маршрута, к делянам лесозаготовителей или зимовьям охотников. В нашем случае на участке до перевала с р. Сынчуга на р. Урми аварийный выход возможен в пос. Догордон или на деляну лесозаготовителей в районе левого кл. Кедровый, впадающего в р. Сынчуга около 15 км от ее устья.
После перевала в долину р. Урми аварийный выход предусмотрен на крупную базу старателей артели “Амгунь”, расположенную на левом берегу р. Урми примерно в 5 км выше устья ручья Каменный. На базе постоянно проживает сторож, у которого имеется регулярная радиосвязь с г. Комсомольском. По автозимнику база связана с пос. Сулук. Имеется вертолетная площадка.
После перевала с р. Омот на р. Герби аварийный выход возможен на турбазу авиакомпании “Восток” на озере Омот (зимой без постоянного персонала) или на ст. Герби.
Запасной вариант маршрута по р. Сынчуга предусматривается только в части поиска и прохождения перевала в долину Урми (см. изменение маршрута). Из долины р. Урми возможен упрощенный вариант маршрута по р. Лаки – р. Могды на ст. Могды. Однако необходимость такого запасного маршрута маловероятна.
2.4. Изменение маршрута и их причины.
График и нитка маршрута в основном соответствовали запланированному, за исключением перевальной части Сынчуга-Урми. Изменения произошли по следующим причинам.
После ночл.8 (см. рис. 2.1) тщательно проанализировав карту мы решили, что целесообразно преодолеть перевал вместо запланированного в точке 1 – набирая более плавно высоту в точке 2. Кроме того, в точке 2 на перевале стоял знак “стланик”, что говорило о легкости его прохождения. Однако подойдя к перевалу, мы увидели в точке 2 двухсотметровые непроходимые сбросы. Карта совершенно не соответствовала действительности. Оценив ситуацию, группа поднялась на хребет в точке 3, решив пройти по нему. Дойдя до безымянной вершины 4 (ориентировочно 1900 м), и убедившись, что дальнейшее прохождение по хребту невозможно, мы спустились в долину р.Сынчуга, где остановились на ночлег 9.
На следующий день двое участников – И. Ольховский и А. Базанов провели разведку первоначально планируемого перевала 1. Подъем был достаточно крутой и сложный и продолжался 2 часа. Погода испортилась, ветер усилился, и хребет затянуло облаками. Разведка показала, что по ту сторону перевала скальные сбросы, а на самом хребте большие снежные карнизы, представляющие значительную опасность. По результатам разведки было принято решение искать перевал в долину р. Урми ниже по р. Сынчуге. Поднявшись по стланиковым зарослям до границы леса, группа остановилась на ночлег 10 (на отметке 1500 м.). На следующий день мы поднялись на перевал 5 (2 часа) и преодолели его со страховкой. На веревке спустили рюкзаки и снаряжение, в обвязке со страховкой и в кошках спустились сами в долину руч. Каменный. Перевал был как на ладони и было хорошо видно, что самое легкое для прохождения место – седловина в точке 6. На ночлег 11 группа встала в невероятно заваленном деревьями и валунами ключе Каменном 9.
Далее, выйдя на р.Урми, группа обнаружила не указанную на карте базу старателей артели “Амгунь”, где у сторожа остановилась на обед. Преодолев после обеда 9 км, на ночлег остановились в зимовье, информацию о котором получили у сторожа. Дальнейший наш путь проходил по запланированной нитке.
Таким образом, в результате несоответствия топографических карт реальной ситуации на местности, мы изучили перевальную часть р.Сынчура – р.Урми, и “накрутили” дополнительно 30 км, потеряв при этом резервный день, заработанный в начале маршрута.
2.5. График движения.
Дни пути |
Дата |
Участок пути |
Протяж. в км |
Ходо- вое время общее |
Определяющие препятствия на участке |
Метеоусловия, примечания |
1. |
19.02. |
пос. Догордон – устье р. Сынчуга |
28 |
8 |
Снежный покров – 30 см, изредка наледи |
-15,-20 гр.С, ясно |
2. |
20.02. |
Устье Сынчуга – устье кл. Расканджа |
27 |
7 |
Снежный покров 10-15 см, сухие наледи |
-10,-15 гр.С, ночью –30гр.С, |
3. |
21.02. |
Кл. Расканджа – уст.р. Пошоен |
25 |
8 |
Снег – 10 см, большое количество сухих наледей |
-10, -15 гр.С, ясно |
4. |
22.02. |
Уст. р.Пошоен Бручничный |
27 |
7 |
Снег до 40 см, наледи, протоки с валунами |
-10, -15 гр.С, |
5. |
23.02. |
Кл. Брусничный – устье ручья Быдырь |
28 |
9 |
Наледи, в т.ч. мокрые валуны |
-20 гр.С, морозно, ясно, ночью –32 гр.С, |
6. |
24.02. |
Уст.кл.Быдырь– кл. Джанкоя Полудневка |
16 |
5 |
Наледи, валуны, промоины |
– 23 С, солнечно |
7. |
25.02. |
Устье кл.Джанкоя – кл. Корейканна |
22 |
9 |
Валуны, наледи, снег до 50 см, разбои на реке |
-15, -20 гр.С |
8. |
26.02. |
Кл. Корейканна – верховье р.Сынчуга |
18 |
9 |
Валуны, снег 50-60 см, завалы |
-10, -15 гр.С, пурга, снег, сильный ветер |
9. |
27.02. |
Верх. р. Сынчуга – перевал 1900 м |
10 |
10 |
Снег 50-80 см, завалы, валуны, на перевале фирн |
-15, -20 гр.С, ясно |
10. |
28.02. |
Перевал 2000 м – поиск перевала – граница леса |
11 |
8 |
Разведка перевала, завалы, бурелом стланиковые заросли |
-15, -20 гр.С, облачно, сильный ветер |
11. |
01.03. |
Граница леса – перевал 1950 м – руч. Каменный |
11 |
9 |
Перевал –спуск на веревках, снег 1 м, траверс cклона стланик, сильные завалы на руч. Каменном |
-10, -15 гр.С, ясно, ветер на перевале |
12. |
02.03. |
руч. Каменный – р. Урми – устье р. Омот |
23 |
9 |
Завалы, валуны на руч. Каменном, валуны на р. Урми, наледи |
-10, -15 гр.С, ветер, метель к вечеру |
13. |
03.03. |
Устье р. Омот – исток р. Омот |
16 |
9 |
Снег 50-80 см, завалы |
Снег, сильный ветер, 15-20 м/сек. |
14. |
04.03. |
Восхождение на г. Улун – 2221 м, разведка перевала 1900 м Полудневка. |
6 |
7 |
Наст, каменистая осыпь, фирновый снег |
Утром –30гр.С, днем –15гр.С, солнечно, на вершине ветер 10-15 м/сек. |
15. |
05.03. |
Базовый лагерь – перевал 1900 м – база на оз. Омот |
12 |
8 |
Снег 50-70 см, на перевале фирн, крутые склоны |
-15, -20гр.С, солнечно |
16. |
06.03. |
Оз. Омот – р.Омот – Макит – р. Герби – уст.р. Муннах |
28 |
8 |
Наледи, в .т.ч. мокрые |
Утром –32гр.С, днем –20 гр.С, солнечно |
17 |
7.03. |
Уст.р. Муннах– рГерби–ст.Герби |
22 |
6 |
Наледи |
–20 C, солнечно |
Высотный график маршрута представлен на рис. 2.2. Суммарный набор высоты на маршруте составил 8600 м.
При планировании графика прохождения данного маршрута нами был учтен опыт предыдущих походов по Сихотэ-Алиню и Дуссе-Алиню, опыт прохождения заснеженных равнинных, а также трудных предгорных участков. Была также информация об охотничьих избушках по р. Сынчуга. Успешному продвижению группы в первые дни пути способствовали небольшой снежный покров на р. Сынчуга (на р. Урми он составлял около 30 см, на р. Сынчуга - 10-15 см), а также большое количество сухих наледей протяженностью по 300-700 м.
Таким образом, в первые дни пути группа преодолевала 25-28 км, вместо запланированных 20-22, что позволило к 6 дню пути опережать график движения на один день.
На 5 день пути условия продвижения группы значительно усложнились. На р. Сынчуга начались разбои, мокрые наледи. Неглубокие наледи преодолевались на лыжах, глубокие обходились по берегу. Большую трудность представляли камни и валуны, которые обильно покрывали русло реки до самых верховьев. За время похода были сломаны одна лыжа “Бескид”, 5 дюралевых палок, стерты канты лыж, наконечники лыжных палок.
В верховьях р. Сынчуга, кл. Каменный, р. Омот наблюдался толстый снежный покров – до 1 м и более, что значительно усложнило продвижение группы. В этих условиях мы пользовались проверенной в прошлые походы тактикой. Вечером, пока группа ставит лагерь – 2 сильных участника тропят лыжню. Утром, пока снимается лагерь – первые двое – трое уходят вперед и дойдя до конца лыжни прокладывают лыжню дальше без рюкзаков. Также группа действует во время обеда. Таким образом, благодаря слаженной работе всех участников похода, удавалось проходить в день до 20 км по заваленным снегом и буреломом таежным распадкам. С ориентированием во время похода проблем не возникало, т.к. группа имела комплект карт масштаба 1:100000, а также GPS-навигатор.
Самый сложный участок (см. п. 2.4) из-за которого группа потеряла 2 дня – поиск и преодоление перевала из бассейна р. Сынчуга в р. Урми. Из лагеря 8 группа поднялась на перевал 3 (рис. 2.1), на безымянную вершину 1900 м, а затем спустилась вниз в долину р. Сынчуга. Уклон во время подъема составлял 45-60гр.. Склон местами обледеневший был преодолен с помощью кошек. Подъем на вершину 1900 м по острому гребню хребта составлял около часа. Далее в направлении вершины 2002,1 м открылись непроходимые острые скалы и группа вынуждена была вернуться в бассейн р. Сынчуга. Спуск был в кошках в начале по фирновому обледеневшему снегу, далее на лыжах до ближайшего удобного для ночлега места.
28 февраля после разведки перевала в т.5, который тоже оказался непроходим, мы спустились вниз по р. Сынчуга и, пройдя несколько километров по склону, заросшему кедровым стлаником, остановились лагерем на границе леса.
1 марта к обеду группа зашла на перевал. Спуск был гораздо сложнее, чем подъем. Срубив снежный карниз, мы на веревках спустили по почти отвесной стене вначале груз, затем спустились сами. На перевале установили тур с запиской. Последний с самостраховкой спустился ответственный за безопасность – спасатель МЧС Борис Исаев.
После прохождения легкого для продвижения плато начался спуск вначале по стланиковым зарослям, далее по хаотично заваленному ельником ручью Каменному. Таким образом, опережая график движения на один день, группа прошла лишних 30 очень сложных километров и вышла к устью р. Омот, уже с отставанием от графика на 1 день. В дальнейшем нам удалось “нагнать” отставание, совершить восхождение на г. Улун и завершить поход согласно графика 7 марта на ст. Герби БАМ ЖД.
2.6. Техническое прохождение маршрута.
День первый, 19.02.02.
Около 10 часов проехав пос. Догордон выехали на берег р. Урми. Движение на ГАЗ-66 по р. Урми, из-за промоин и малой толщины льда (зима 2001-2002 гг. выдалась аномально теплой), было не безопасным. Местные жители в п. Догордон сказали, что около бывшего п. Талакан (27 км выше по Урми) провалился УАЗик. В 10-40 начали движение по льду р. Урми. Снежный покров небольшой, изредка наледи. Скорость движения 6-7 км/час. Солнечно, температура –12, -15 гр.С. Если бы не тяжелые рюкзаки (32-35 кг), то окружающее можно назвать земным раем. Впрочем, для руководителя похода, у которого половина груза находилась на волокуше, ощущение рая было острее.
Около 14-00 подошли к остаткам п. Талакан. Он расположен на высоком левом берегу р. Урми. Сейчас это около десятка “развалюх”. В одной из них следы проживания. Однако хозяин отсутствовал. Кто этот современный Робинзон?
Чуть выше Талакана наткнулись на большую “майну” - последствие “купания” УАЗика. Кругом следы больших трудов по его вызволению из ледяного плена.
В 14-30 остановились на обед. После обеда стал ощущаться слабый “подлип”. Это, к счастью, было единственный раз за весь поход. Около 18-00 подошли к устью р. Сынчуга. Немного выше устья на левом берегу Сынчуги увидели хорошее зимовье, в котором комфортно переночевали.
Прошли за день 28 км.
День второй и третий, 20-21.02.02.
Второй и третий дни технически не отличались от первого. Прекрасная солнечная погода, легкий морозец – 12-15 гр.С, и небольшой снежный покров на Урми. Прошли соответственно 27 и 25 км. Ночевали в зимовьях, которые отстоят друг от друга примерно на 10 км. Все зимовья добротные, при некоторых и банька имеется. Это говорит о том, что по р. Сынчуга активно ведется пушной промысел. К сожалению, с “хозяевами” тайги встретиться не удалось – сезон охоты закончился, и они уже вышли из угодий. В нескольких зимовьях обнаружили записки. В одной из них охотник сообщает своему товарищу, что он заболел – загнила нога, выбирается на делянку к лесозаготовителям. Каким тяжелым и опасным трудом добывают эти мужественные люди свой “хлеб насущный”!
Увы, стремление создать “временной задел” для сложной горной части маршрута не позволило нам “расслабиться” в таежной парилке. Дальнейшее подтвердило правильность нашей тактики создания резерва времени.
Дни четвертый – шестой, 22-24.02.02.
Условия движения стали значительно труднее. Снежный покров увеличился до 50 см., пришлось “каруселью” тропить лыжню. Добровольцы-ударники (Ольховский, Базанов, Исаев) тропят лыжню также утром, в обед и вечером, пока остальные сворачивают или ставят лагерь, готовят обед. Это заметно ускоряет наше движение.
Начались многочисленные “разбои”, в которых протоки были плотно “заминированы” большими валунами. Облегчение доставляли наледи – по ним катились как на коньках, отталкиваясь палками. Мокрые наледи глубиной 3-5 см. проходили ходом. Более глубокие обходили. В целом преодоление многочисленных наледей в эти дни и далее по маршруту не явилось сложным препятствием.
К концу шестого дня завершился равнинный участок маршрута. Мы прошли 151 км (в среднем 25,2 км/день) и плавно набрали 300 м высоты. Суммарное ходовое время составило 43 часов, среднее дневное 7,2 час/день, средняя скорость движения 3,5 км/час. Шестой день закончили полудневкой и отдыхом в добротном зимовье.
Охотничьи зимовья встречались почти до истоков Сынчуги, но с пятой ночевки комфортно устраивались в палатке, поскольку местоположение избушек не согласовывалось с нашими дневными переходами.
Ориентироваться по карте М 1:100000 не представляло трудностей. Только в местах “разбоев” приходилось задумываться, какой протокой пойти, чтобы не “упереться” в залом, который обойти по завалам и метровому снегу не легкая прогулка.
День седьмой и восьмой 25–26.02.02.
Началась горная часть маршрута. Наша задача за следующие два дня подойти под планируемый перевал. Сынчуга повернула на север и идет одним руслом. Справа остался ее большой приток Налдынжа. Глубина снега более полуметра. Лыжню тропим “каруселью” без рюкзаков. Движение также затрудняют завалы деревьев и множество больших валунов по руслу реки. Погода резко ухудшилась. Оба дня идет плотный снег, сильный ветер. С трудом за 9 ходовых часов в день проходим 22 и 18 км, набрали 300 м. высоты. 26.02 достигнув верховьев реки лагерь поставили в зоне леса в намеченной точке. К вечеру ветер и снег усилились. Пока ставили палатку и натягивали над ней тент, порывы ветра оборвали несколько растяжек. Их заменили, усилили остальные, и ночь прошла благополучно. Палатку “полоскало” так, что трубу выдергивало из печки. Пришлось связать их проволокой. При такой погоде идти завтра на неизвестный перевал представлялось проблематичным.
День девятый, 27.02.02.
Наши опасения, что вчерашнее ненастье затянется, к счастью, не подтвердилось. Утро выдалось ясным, солнечным. Ничто не напоминало вчерашнюю пургу.
Нам предстояло взять перевал и выйти в долину р. Урми. Визуальный осмотр цирка Сынчуги и привязка карты к местности убедили нас изменить место прохождения перевала. Что за этим последовало подробно описано в п. 2.4. Здесь отметим технические особенности движения.
Продвижение к предполагаемому перевалу в зоне леса сильно затруднялось глубоким, до метра, снегом, завалами из крупных деревьев и большими валунами. Лыжню тропили без рюкзаков, скорость продвижения не превышала 1 км/час. Выше границы леса начался жесткий фирн. Крутизна склона достигала 40-45гр.. Лыжи пришлось снять и одеть “кошки”. Склон перед хребтом и его гребень – голые крупные камни. Гребень хребта острый, движение вдоль него возможно только по склону. Местами с гребня свисают снежные карнизы. При движении по рыхлому снегу на подъеме и спуске на лыжи одевали “тормозилы” из капронового шнура. У двоих участником лыжи оборудовались специальной камусной лентой.
Лавинная опасность минимальна. Погода хорошая. Температура на хребте была не ниже –20 гр.С.
Не найдя перевала, спустились по другому склону хребта в долину Сынчуги и в зоне леса поставили лагерь. За 10 ходовых часов прошли 10 км и набрали 370 м высоты.
День десятый, 28.02.02.
С утра пасмурно, сильный ветер. Решили разведать перевал по заявленной нитке маршрута и, если вновь будет неудача, то искать перевал ниже по Сынчуге. Дополнительное изучение карты позволило надеяться, что перевалить в Урми возможно с выходом в кл. Каменный.
Два участника, Ольховский и Базанов, вышли раньше основной группы. Рюкзаки оставили на нашей вчерашней лыжне по руслу Сынчуги, и налегке начали подъем на предполагаемый перевал (см. п. 2.4). Подъем к перевальной точке продолжался 2 часа. В результате установили, что спуск по противоположному склону невозможен – там снежные карнизы и скальные сбросы.
Основная группа, свернув лагерь, вышла на встречу с возвращавшимися разведчиками. Приступили к выполнению второй части намеченного плана – поиску перевала ниже по р. Сынчуге.
По своей лыжне быстро скатились примерно на 3 км в район кл. Каменный и начали подъем. Основное препятствие здесь – полоса буреломного леса и стланниковых зарослей. Лыжи пришлось снять и после двух часов продвижения на “карачках” этот природный бастион был взят. Мы вышли на границу леса. Перед нами открылся вид на перевал, что приподняло наше настроение и вселило уверенность на завтрашний успех. Лагерь поставили на высоте 1500 м. Прошли за день 8 км, ходовое время составило 11 часов, набор высоты 370 м.
День одинадцатый, 01.03.02. Первый день Весны!
Погода солнечная, настроение приподнятое. Уверены, что сегодня перевал будет взят! Быстро свернули лагерь и на лыжах с “тормозилами” начали подъем. Прошли зону рыхлого снега, пошел фирн, крутизна склона увеличилась до 40-45гр.. Лыжи сняли, одели “кошки” и продолжили подъем. Через два часа вышли к перевальной точке. С гребня хребта на противоположный склон свисает снежный карниз. Палками и лыжами обрушили карниз и сделали в нем проход шириной около 2 м. Открылся спуск – сложный, но проходимый. Первая часть – очень крутой, примерно под 60гр., снежный фирновый спуск длиной около 25 м. В конце него маленькая площадка, на которой могли уместиться не более двух человек с рюкзаками. Далее шел крутой, длинный снежный склон (до 45гр.), который заканчивался обширным, ровным плато. Было ясно, что для преодоления первой части спуска требуется набить ступени и организовать страховку. Страховку осуществил Б. Исаев, профессиональный спасатель МЧС. Первый спускаемый набил ступени и принял два рюкзака и лыжи. Затем спустился второй участник, после чего оба продолжили спуск в “кошках”, освободив площадку. Таким же образом спустились все участники. Последним спустился Б. Исаев на самостраховке, снял веревку. Спуск на втором участке оказался сложнее и опаснее. Снег был глубокий, наст не держал. Утопая в снегу, участники очень медленно спустились вниз. В какой-то момент впереди нас сошла небольшая лавина. Попытка одного из участников прокатиться на “пятой точке” едва не закончилась происшествием. Скорость его спуска стремительно нарастала, впереди камни. К счастью ему удалось перевернуться на живот и “зарубиться” лыжными палками. Все обошлось!
Всеобщий восторг вызвала окружающая картина, когда мы спустились на плато. Суровые горы обступили нас со всех сторон, день склонялся к концу, и длинные тени легли на ослепительно белый снег обширной равнины. Ни дуновения ветерка и “звенящая” тишина кругом. Подумалось, это и есть реальный образ мистического “Белого безмолвия”.
После плато продолжился многоступенчатый, сложный спуск до зоны леса на кл. Каменный. Особенно пришлось побарахтаться в снегу одному из участников, который, чтобы ускорить ход по плато поспешил снять камус. Дальше вновь поставить камус было невозможно – требовалось разогреть у костра клейкий слой камусной ленты. Группа уже сварила обед, когда этот “спринтер” подошел к привалу.
Движение по кл. Каменному сопровождалось троплением лыжни в очень глубоком рыхлом снегу, преодолением многочисленных завалов из крупных деревьев и валунов. Проход по кл. Каменному – один из наиболее тяжелых участков маршрута. Лагерь разбили на ключе. “Ударники” тропили лыжню до темноты. За 9 ходовых часов прошли 11 км с набором высоты 200 м.
По нашим оценкам категория пройденного перевала 2А. На седловине перевала поставили тур и заложили записку. Можно предположить, что наша группа сделала первопрохождение перевала Сынчуга - Урми по кл. Каменный.
День двенадцатый, 02.03.02.
Продолжили трудный спуск по кл. Каменный. Препятствия те же. Через 10 км вышли на р. Урми. По Урми снега не много, но камни, бесснежные косы, проваливающееся пустоледье и наледи сильно затрудняют движение. Пройдя по Урми около 5 км, на ее правом берегу увидели строения. Это была производственная база старателей артели “Амгунь”. Мы подошли к базе со стороны склада “ВВ”, поэтому сторожевые вышки приняли за остатки бывшего лагеря заключенных. К счастью мы ошиблись. Дальше за складом “ВВ” открылись большая производственная площадка и жилой поселок. База работает летом. Здесь добывают оловянную руду. По словам сторожа в хорошие времена здесь работали более 200 человек. Сейчас производство в упадке. Летом работают не более 60 человек. Мы воспользовались гостеприимством сторожа, сварили на его жаркой печи обед, часа два отдохнули. Всё требовало остаться здесь на ночлег, помыться в бане. Увы, перевал “съел” два резервных дня, завоеванных на равнине. Никакого запаса времени не осталось, а впереди еще было восхождение на г. Улун и перевал на р. Герби. С большим сожалением мы распрощались с мыслью об отдыхе, гостеприимным сторожем и продолжили путь по Урми к устью р. Омот, где как мы узнали, имеется зимовье. Зимовье стоит выше устья Омота на 0,5 км на правом берегу Урми. Избушка добротная, но маленькая. Троим пришлось спать на полу.
За 9 часов прошли 23 км.
День тринадцатый 03.03.02.
Движемся вверх по р. Омот до истоков, где необходимо поставить базовый лагерь, из которого совершить восхождение на г. Улун, 2221 м.. Это высшая точка Баджальского хребта.
Погода испортилась. Снег и сильный ветер 10-15 м/с. Ясно, что если завтра будет такая погода на Улун идти нельзя. Остается только просить небо о снисхождении. Набор препятствий по Омоту аналогичен кл. Каменный.
За 9 ходовых часов прошли 16 км, набрали 300 м высоты. Лагерь поставили в намеченной точке.
День четырнадцатый, 04.03.02.
Хоть и тринадцатый, но удачный. Погода как по заказу. Небо вняло нашим мольбам. На рассвете – 30 гр.С, днем - 15 гр.С, яркое солнце, внизу ветер слабый, на вершине 10-15 м/с. Сегодня нам предстоит из базового лагеря подняться на г. Улун и разведать перевал на р. Герби. Улун хорошо просматривается. Рядом две вершины, правая чуть выше – это Улун. Подъем из базового лагеря налегке (в рюкзаках только необходимое: кошки, веревка, теплые вещи, фото-видеоаппаратура, сигнальные ракеты, перекус), начинаем на лыжах с “тормозилами” и “камусом”. По мере подъема крутизна увеличивается. Идем, траверсируя склон, попеременно меняя направление. Участки фирна чередуются с рыхлым снегом. Без лыж пройти трудно. Впередиидущие “ударники” (Отльховский, Базанов) “набивают” лыжню, по которой идут остальные, страхуясь палками. Крутизна склона до 35-40гр.. Примерно на середине подъема начался сплошной фирн. Лыжи пришлось снять и надеть “кошки”, в которых поднимались до вершины. Перед седловиной между вершинами камни. Вышли на седловину. До вершины Улуна еще метров 30 подъема. По камням медленно двигаемся вверх. И вот – вершина! Высота 2221 м.! Улун взят! Это наибольшая высота нашей команды! До этого были г. Тордоки-Яни – 2092 м., г. Ко – 2004 м., высшая точка Дуссе-Алиня – 2175 м.!
Зажгли фальшфаер, фотографируемся с флагом ХГТУ (он с командой все последние пять лет!) и флагом МЧС. Потом каждый позирует с ледорубом в руке на фоне памятной таблички, которую мы оставили на вершине. Видео- и фотосъемки окружающей красоты Баджала – его великолепных, суровых, крутых, остроконечных гор. Действительно это Дальневосточные Альпы!
Под пирамидой, стоящей на вершине (установлена туристами-лыжниками т/к “Горизонт” ХГТУ в 1998 г.) нашли записку группы японских туристов, совершивших восхождение на Улун в 2001 г. под руководством Виктора Аблукова, известного Хабаровского туриста. Заложили свою записку.
Ветер быстро выдувает радость победы и неумолимо “сдувает” нас вниз. Через 1,5 часа мы вернулись в базовый лагерь, как раз к обеду.Полудневка была нам заслуженной наградой за успешное восхождение на высшую вершину Баджала– Дальневосточных Альп!
После обеда И. Ольховский и А. Базанов совершили разведку перевала на р. Герби. Выяснилось, что “заманчивая” седловина расположенная метров на 700 правее планируемой, ничего хорошего не сулит. Спуск с нее очень крутой. Осмотр перевала в заявленном месте показал, что его сложность не превышает 1Б к.т. и группа его уверенно преодолеет.
День пятнадцатый, 05.03.02.
Погода продолжает нас радовать. Солнечно, -15, -20 гр.С, ветер слабый. Сегодня задача пройти перевал и выйти на базу авиакомпании “Восток”, расположенную на оз. Омот. Там мы надеялись на гостеприимство ее “хозяина” Виктора Аблукова, который собирался в это время быть на базе.
От места базового лагеря на лыжах с “тормозилами” начали подъем на перевал, траверсируя склон, крутизна которого составила 25-30гр.. Вначале глубокий снег до 70 см. потребовал тяжелой тропежки. Выше рыхлый снег стал чередоваться с фирном. Эти участки проходили, набивая лыжню и страхуясь палками. К седловине вышли по склону немного выше ее. Седловина пологая, покрыта сплошной коркой льда.
Спуск с перевала не сложный. До рыхлого снега шли на “кошках”, дальше на лыжах. Основная сложность при спуске – траверсирование крутых склонов, местами покрытых фирном. Перед зоной леса - стланиковые заросли. Движение по руслу левого ключа было сильно затруднено завалами из крупных деревьев и камней. Примерно за 5 км до базы вышли на свежую лыжню. Как выяснилось позднее, это группа туристов-школьников из г. Комсомольска прокладывала себе путь на г. Улун. С русла ручья на оз. Омот короткий, крутой подъем, заваленный деревьями и камнями. Дальше по глади озера до базы около 1 км.
На базе нас радушно встретил Виктор Авлуков, угостил свежим мясом, из которого наш бессменный повар Андрей Черныш сготовил плов “пальчики оближешь”. Великолепный ужин, баня и задушевные рассказы о походных приключениях затянулись до полуночи.
День шестнадцатый и семнадцатый, 06– 07.03.02.
Задача – выйти на ст. Герби, до которой более 50 км. Обычно этот путь проходят с ночевкой в зимовье, расположенном примерно на половине пути. Вышли около 10 утра. После озера тропа поднимается на склон и более 10 км идет по “крепкому” буреломному лесу. Хотя тропа в основном “пропилена”, но на лыжах идти трудно. Лучше этот участок почти до р. Герби проходить пешком. После выхода на Герби движение на лыжах значительно ускорилось, часто встречаются сухие и мокрые наледи, в основном облегчавшие наш путь.
Около 17 часов, пройдя 28 км, встали на ночевку в устье кл. Муннах. На следующий день продолжили движение по р.Герби. Погода великолепная.Солнечно, тепло, радостно от мысли об успешном завершении маршрута. После обеда вышли на деляну лесозаготовителей. Здесь мы надеялись дальше до станции подъехать на вахтовке. К сожалению ее не оказалось и мы пешком по лесовозной дороге двинулись к станции. Оставалось пройти не более 5 км, когда троих из нас подобрал лесовоз “Урал”, а остальных японский джип-пикап. Около 16 час. мы были на ст. Герби, где до поезда отдохнули и поужинали в конторе лесничества, где нас радушно приняли по рекомендации В. Авлукова. На этом активная часть похода была успешно завершена. Дома нас ждали будни, по которым тоже можно скучать.
2.7. Опасные препятствия на маршруте.
В ходе преодоления опасных препятствий сломаны пять лыжных дюралевых палок и одна лыжа “Бескид” по носку. Лыжа была отремонтирована установкой дюралевого “носка”, имевшегося в групповом ремнаборе. Палки также восстанавливались.
2.8. Природные достопримечательности.
Горы Баджальского хребта – наиболее запоминающийся природный объект на маршруте. Зимнее убранство гор придает особую величественность, суровость и красоту. Это ощущение усиливается также самим рельефом гор: большой крутизной, остротой вершин и гребней хребтов. Этим Баджал сильно отличается от сглаженных гор Сихотэ-Алиня или других хребтов южной части Хабаровского края. “Альпийский” тип Баджала обусловил его привлекательность, в последние годы так же и для альпинистов.
Горное озеро Омот – одна из жемчужин Баджальского хребта. Озеро со всех сторон окружено горами, расположено на высоте 1200 м. Озеро, по-видимому, образовалось в результате заполнения горной котловины водами р. Омот-Макит, которая протекает через него. Озеро большое. Его несколько вытянутое “зеркало” имеет размер около 800х1000 м. Высокие берега озера в основном покрыты лиственницей. В ландшафт западного берега озера живописно вписались добротные строения турбазы авиакомпании “Восток”. Безусловно, летом “ожившее” озеро выглядит красивее. Один вид его хрустально прозрачной, холодной воды многого стоит.
К сожалению, живой мир озера беден. Рыба в нем не водится. По-видимому, из-за скудности кормовой базы. А вот перелетные птицы весной и осенью здесь частые гости.
Маршрут в целом позволяет полюбоваться картинами разнообразных природных ландшафтов центральной части Хабаровского края: пойменные мари и тальниковые заросли в низовьях рек Урми и Сынчуга, кедрово-широколиственная и светлохвойная тайга в среднем течении и горно-таежные и альпийские пейзажи в горах.
Животный мир района, как нам показалось, не богат. Следы копытных (сохатого, изюбря, кабарги) встречаются редко. Воочию наблюдали только одного “косого” и норку.
2.9. Дополнительные сведения о походе.
Успех спортивного похода в значительной степени зависит от высокого качества как группового, так и личного снаряжения. Отметим наиболее удачное снаряжение нашей группы.
В трех последних походах мы использовали палатку, которую сшили в Лесозаводске по нашему эскизу. В плане палатка квадратная 4х4 м, 4-х гранная, 2-х слойная, с полом. Вместимость до 12 человек, сухой вес 6,9 кг. Трехлетний опыт показал ее значительные преимущества перед известной “Зимой”, с которой мы ходили в предыдущие годы. Главные достоинства палатки:
Печка, сваренная из титана, используется нашей группой уже пять лет. Впечатление от ее работы самые наилучшие. Вес печки 3,9 кг, а размеры 20х25х30 см. Для повышения КПД она выполнена 2-х ходовой и снабжена экономайзером. Составная 7-ти коленная труба укладывается во внутрь печки.
В большинстве походов мы использовали двуручную пилу, зауженную для облегчения. Это традиционный и надежный вариант. Очень полезно в качестве вспомогательной, иметь еще и лучковую пилу. Ею может эффективно работать один человек, и это ускоряет оборудование лагеря.
Наша группа имеет очень положительный опыт использования в лыжном походе малогабаритной мотопилы фирмы Alpina. Ее вес с запасом бензина на 16 дней составляет 5,5 кг. С мотопилой все лагерные работы, заготовка дров и прочее, ускоряются в 2-3 раза. Конечно вес !? Но для группы 10 и более человек, это реальная эффективная альтернатива традиционной двуручной “Дружбе”.
Последние два года нашу группу преследует “топорная проблема”. Стремясь к минимальному весу и ажурности топоров и колуна мы оба раза к середине похода оставались без оных – лопался обух, ломались топорища. Выходили из положения, как говориться, с помощью “веревочной петли и палки”! Вывод – на топорах не стоит экономить.
Палаточный тент вещь совершенно необходимая при снегопаде. Мы имели тент 5х7 м, который натягивали над всей палаткой выше среза трубы не менее 0,8 м.
Котлы, костровое (тросик, крючки) без особенностей, хотя обратим внимание на надежность связки стального тросика с веревочной частью. Перекос в сторону эстетичности этого соединения однажды чуть не оставил нас без обеда и с затушенным костром.
Группа также имела два ледоруба, три лавинных лопаты и одну основную веревку 30 м. Все это снаряжение оказалось необходимым.
Надежное и уверенное ориентирование было обеспечено картами района М 1:100000 и навигатором GPS Garmin 12. С последним мы ходим уже четыре года. Случаев отказа не было. Главное обеспечить надежное питание прибора. При периодическом включении GPS одного комплекта алкалиновых батареек на поход хватает.
Фото- и видео- съемку на профессиональном уровне вел И. Ольховский. Использовалась высококлассная аппаратура: малогабаритная видеокамера SONY30 и два фотоаппарата MINOLTA 7 DINAX и MINOLTA 505. Использовали один объектив с целью уменьшения веса аппаратуры. Первым аппаратом съемка велась на негативную пленку, а вторым на слайды.
В числе специфического личного снаряжения каждый участник имел лавинный сигнально-поисковый прибор PIPS (приемно-передающий радиоприбор) с радиусом действия до 50 м и альпинистские “кошки” советского производства.
В группе использовались спальные мешки разного уровня: от обычных синтипоновых весом до 2,5 кг до суперпуховых весом 1,75 кг и морозостойкостью до –20 гр.С. При этом никто из участников дискомфорта в палатке не испытывал. Напомним, что минимальная наружная температура была –33 гр.С.
Группа имела лыжи различного типа. Пять пар – горные пластиковые. Один участник шел на пластике “Фишер” прогулочного типа и еще один на “Бескиде”. Пять участников имели крепление “Salomon” и соответствующие ботинки под них туристского типа. Двое шли на универсальных креплениях с пружиной в рабочих ботинках. У всех защита от снега – “фонарики”.
Пятилетний опыт использования в походах горных пластиковых лыж с металлическим кантом показал их высокую надежность и эффективность. Главный их недостаток – значительный вес (4,3 кг) с лихвой окупается прочностью, хорошим скольжением, стойкость к воде и “подлипу”. У троих участников были лыжи SUSA, FINATEC, Sapporo длиной 193 см. Такие лыжи уже несколько лет продаются в Хабаровске по достаточно умеренной цене: 1200-1500 руб. Отличные лыжи для сложных походов! Против “отдачи” на равнине и умеренной “пересеченке” вполне достаточно обычных лыжных мазей. В горах радикальное и эффективное средство – камус! Он “держит” “лобовой подъем 45гр. и более! Крутые спуски то же не проблема – не разнесет. Движение с камусом по равнине значительно тормозится. Здесь камус необходимо снимать. У нас было два типа камуса по способу крепления камусной ленты к лыже. Один крепился к лыже посредством липкого слоя на не рабочей поверхности, другой механическим способом – оба типа работали отлично. Однако камус с липким слоем не позволяет во время движения оперативно в зависимости от условий снимать и ставить его. Необходимо лыжу и камус подогреть, а это без костра не сделаешь (разве только использовать газовую горелку, но это хлопотно). Камус с механическим креплением данного недостатка не имеет и поэтому предпочтительней. Прочность и износостойкость камусной ленты высокие. У нас они используются уже пять лет, и находятся в хорошем рабочем состоянии. Правда, ощущается, что липкий слой требует “освежающей” профилактики.
Лыжные крепления “Salomon” и соответствующие ботинки мы используем уже 5 лет. Крепления двух типов: автомат и с механической замковой скобой. “Автоматы” удобны – нет необходимости нагибаться при надевании и снятии лыж. Но им присущи два серьезных недостатка. Первый заключается в том, что механизм крепления забивается снегом или еще хуже льдом после мокрых наледей, и снять лыжи бывает невозможно. Приходится “проливать” крепление горячей водой (хорошо, если костер уже пылает) или использовать “физиологические жидкие отходы”, накопившиеся у участников. При отсутствии оных иногда приходилось просто снимать ботинки. Второй недостаток следствие первого, когда крепление держит не надежно, т.к. “недозакрывается”. Особенно это проявляется при траверсировании склонов, когда приходиться “зарубаться” кантом лыж. В этой ситуации случаются “отстреливание” лыжи. В целом крепление удобные, но требуют внимательного контроля его состояния и чистки.
У креплений с механически управляемым замком указанные недостатки не проявляются. Эти крепления с успехом могут использоваться в сложных походах. Достоинством крепления “Salomon” так же является то, что ботинки хорошо фиксируются по оси лыжи и имеют жесткий носок, которым хорошо “набивать” ступени по прочному насту.
Проблемой сложных походов является большой “выходной” вес рюкзака. В нашем случае это было 33-35 кг. Решение здесь известное – использование волокуши. В нашей группе один участник шел с волокушей уже третий поход. Ее особенностью является то, что она вписывается в ширину лыжни, что при глубоком снеге (движение в снежной траншее) значительно облегчает буксировку волокуши. Удачными размерами явились: ширина 300 мм, длина 1100 мм, вес 3,1 кг. Буксировочный двухсторонний фал снабжен двумя резиновыми амортизаторами. В лесу и горах транспортировка волокуши усложняется. При спуске со сложных привалов ее обычно приходится бросать, но к этому времени она уже свою функцию выполнила – рюкзак стал на треть легче и весь груз может занять свое законное место на плечах хозяина. Вывод – волокуша очень полезная вещь при движении по руслам рек в предгорном районе.
2.10 Расходы на поход
1. Питание – 9500 руб.
2. Проезд по ж/д Герби– Комсомольск – 1250
3. Проезд Комсомольск– Хабаровск – 2100
4. Проезд Хабаровск– п. Догордон – 4000
5. Прочие расходы – 2000
Итого – 18850 руб.
Расходы на поход оплачены проводящей организацией – Комитетом по физической культуре, спорту и туризму правительства Хабаровского края. Участники похода выражают иcкреннюю признательность Крайспорткомитету за финансовую и организационную поддержку.
2.11 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Использованные источники.
С рюкзаком по родному Краю. Спутник туриста. Хабаровское кн. изд. 1971г.