ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ
И ЭКСКУРСИЯМ ЛОС СДСО "БУРЕВЕСТНИК"
Маршрутная книжка
5/87
Руководитель группы: Смарышев В.М.
ВИД туризма : лыжный;
Категория сложности: четвёртая;
Район похода : Прибайкалье, хр. Хамар-Дабан;
Время проведения : с 28 января по 10 февраля 1987 г.;
Пройденная нитка маршрута: ст.Выдрино - р.Снежная- р. Ара-Буректай - пер.Нукен-Дабан - р.Нукен - р.Барун - Юкунцук-г.Хан-Ула /восх./ - пер.2240-2260 /связка/ - р.Дзун-бойча - р.Хара-Мурин - оз.Патовое - пер. к р.Шубутуй - р.Утулик - р.Спусковая - пер.Чертовы ворота - р.Подкомариная-р.Слюдянка - ст.Слюдянка
Пройдены перевалы: Нукен-Дабан, 2240-2260, Чертовы ворота
Совершено восхождение на в.Хан-Ула(2374 м)
Протяженность маршрута: 240 км
104 ходовых часа
Средняя скорость: 2.3 км/час
Количество полевых ночлегов: 18
Организатор похода: ЛОС СДСО "Буревестник"
Заключение по заявочным материалам дала МКК ЛОСТиЭ
Шифр МКК: 137-00-5555554
Маршрутная книжка №5/87 выдана 21.01.87:
Состав группы:
ФИО | Год рождения | Домашний адрес | Место Работы | Пох. опыт | Обязан. в группе | |
---|---|---|---|---|---|---|
1. | Смарышев Владимир Михаилович | 1958г | ул.Рубинштейна д.38,кв.6 | ЦНИИ "Морфизприбор" | 5ЛУ П.Урал 5ЛРАлтай 4ГР Матча |
руков. |
2. | Аксенов Сергей Николаевич | 1967 | ул. 7-Красноармейская д.10, кв.1 | ЛИТМО студ. | ЗЛУ Кольск | начфин |
3. | Зубарев Владимир Юрьевич | 1966г. | ул.Манчестерская д.6, кв.59 | ЛЭТИ ст-т | ЗкЛУ Кольск | ремонтн. |
4. | Колесников Николай Дмитриевич | 1966г | Тверская д.23,кв.41 | ЛПИ ст-т. | ЗЛУ | завхоз |
5. | Кузнецов Александр | 1957г. | ул.Купчинская д.11, корпус 2, кв.4 | з-д."Гипроникель" | ЗЛУ | медик |
6. | Панов Алексей Викторович | 1969г. | ул.Блюхерад.61,корп. 1 кв.144 | ЛТТ ст-т. | ЗЛУ | начпрод |
Горный массив Хамар-Дабан расположен с юга от Байкала. Он тысячекилометровым рукавом охватывает его с юга и юго-востока тока. Хамар-Дабан - один из древнейших массивов Земного шара Еще один из первых исследователей Байкала И.Д.Черский обнаружил здесь выходы докембрия. На Хамар-Дабане мало гор альпийского типа в основном вид его хребтов -скругленный Хребет ассимитричен. Он круто вырастает с юга и более полого сбегает к северу,к оз.Байкал. В состав его входят хребты Хангарульский,Большой и Малый Хамар-Дабан, Хамбинский и др.
Высшая точка района - в.2753 м./голец Уругдеевский/,расположенная в юго-западной части хребта. С северу-востоку прослеживатеся тенденция к понижению хребта до высот не более 1500-1600км, где хребет оказывается целиком в зоне леса. На Хамар-Дабане берут своё начало около сотни рек, впадающих в Байкал, составляя примерно третью часть дебита озера. Во многом чистоте Хамар-Дабанский рек обязан Байкал своей чистой водой На хребте нет ледников и реки имеют снеговое, дождевое и подземное питание.
Здесь много озёр больших и маленьких, расположенных в карах долинах рек и платах, иногда прямо на перевалах.
Одно из наиболее крупных - Патовое озеро - дало название уникальному природному образованию - Патовому плато, раскинувшемуся на десятки километров в верховьях рек Утулик, Снежная, Хара-Мурин на высоте около 1900 м. Слегка наклонённое на северо-запад, окружённое зубчиками гор, плато представляет собой высокогорную тундру с зеркалами озёр.
Прорезая хребет Хамар-Дабан реки соорудили величественные каньоны в которых встречаются водопады. Крутизна склонов хребтов сталь велика, что зачастую солнце не заглядывает на дно этих мрачных долин.
На Хамар-Дабане нет современного оледенения, многолетние льды не образуются ни из снегов, ни из наледей на реках.
Снегоотложение в горах Хамар-Дабана связано с Байкалом. Стена хребта от Хангарульских вершин до Хан-Улы сдерживает движение туч и дожди /летом/ и снега оседают на северных склонах Хамар-Дабана. В иные годы глубина снежного покрова в верховьях рек достигает 2-2.5 метра. Климатические условия не дают снегу слежаться и он остаётся рыхлым до февраля-марта Большой слой рыхлого снега утепляет реки, не давая образовывать ся толстому слою льда, так характерному для рек Сибири.
В месте с тем лавино-опасности в горах Хамар-Дабана практически нет. Наша группа не видела даже намёка на это. Все склоны хребтов выше зоны леса выдуты до травы и камней сильными ветрами, налетающими с Байкала. Благодаря округлой форме хребтов нигде не создаётся условий для снегонакопления выше зоны леса.
В этом районе хорошо уживается устойчивость зимней погоды,' связанная с монгольским антициклоном, и ненастность муссонного климата побережий.
Средняя температура января - 19°, а минимальные около -40°3. Март теплее, средняя температура марта -15°, но уже в апреле она резко переваливает через 0°. Но приход весны сопровождается тяжёлыми тучами, укрывающими в этот период Хамар-Дабан и весна здесь затяжная. Лето сырое, с частыми возвратами холодов и даже в июне на гольцах Хамар-Дабана может выпасть снег.
Растительный и животный мир этих гор черезвычайно богат. Здесь в изобилии встречаются все породы леса, характерные для Сибири. Благодаря глубоко прорезанным долинам рек по ним далеко в горы забираются такие породы, как берёз а, осина, тополь, ива.
Граница зоны леса почти повсюду представлена кедром, а чуть ниже подступают пихта и сосна. Даже вездесущая лиственница несколько теряется в этих лесах. Самые верхние этахи растительности остаются за кедровым стланником и карликовой берёзой. Выше расстилается зона высокогорной тундры, красота которой неведома туристу - лыжнику. Зимой здесь только камень и жухлая трава с небольшими пятнами снега.
В лесах много всевозможной дичи. Судя по следам здесь живут и копытные: олень, антилопа, лось, так и хищные: россомаха, волк, лисица, встречаются заяц, белка, много птиц : кедровки, куропатки, дятлы. Зайцы встречаются в изобилии, иногда "выпархивая " из снега почти под ногами впередиидущего. В одном маете мы видели разбившуюся в каньоне олениху.
Административно хребты Хамар-Дабана относятся к Иркутской области и к Бурятской АССР. К Иркутской области относится и прилегающее побережье Байкала от Слюдянки до ст.Выдрино восточно-сибирской железной дороги, проходящей по берегу Байкала. Из Иркутска добраться до Слюдянки проще всего на электричке / ходит два раза в сутки /, а дальше вдоль Байкала либо автобусом /три рейса в сутки/, либо местными или пассажирскими поездами. Места в общих вагонах есть всегда. Следует отметить, что поезд №1 Москва-Владивосток идет от Слюдянки до Москвы ровно трое суток, что в сочетании с льготным студенческим тарифом делает этот вариант подъезда вполне приемлимым для студенческих групп. Если же торопиться, то можно выйти на маршрут на следующие сутки после отъезда из Ленинграда и за сутки вернуться в Ленинград. Этот вариант позволяет осуществить надёжная связь электричками с Иркутском в сочетании с самолётом до Ленинграда.
Поскольку начало и конец маршрута находятся в Иркутской области, а не в Бурятии, то не требуется пограничных пропусков хотя в соседних районах они необходимы.
Населённых пунктов на маршруте нет, хотя в горах можно встретить охотников и есть люди на метеостанции в верховьях Слюдянки. С туристской точки зрения в этом районе есть свои "изюминки". Это и упоминавшееся уже Патовое плато и пик Черского в верховьях реки Слюдянки, с которого должен открываться прекрасный вид на Хамар-Дабан, Саяны, Байкал; пик Порожистый в верховьях р.Бабхи. это и Уругдеевский голец - высшая точка района и массив альпийского типа в районе г.Сохов. Одна из наиболее популярных вершин района - г.Хан-Ула /2374 м/, находящаяся в верховьях реки Дзун-Бойчи / пр.приток р.Хара-Мурин/. С неё открывается прекрасный вид на окрестные горы от Патового платона западе до массива Обручева и г.Сохов на востоке.
Классифицированные маршруты Хамар-Дабана:
Выбор хребта Хамар-Дабана в качестве района для лыжного похода червертой категории сложности обуславливался следующими факторами:
При построении нитки маршрута были проанализированы маршруты предшественников и классифицированные маршруты района /см.п.2/. Выбранная нитка строилась по традиционной схеме /начало /конец на ж/д / для маршрута четвёртой категории сложности с набором препятствии / один из перевалов - 1А и две вершины/ соответствующим "пятерке" в этом районе. Поскольку классифицированная "четвёрка" имеет протяжённость около 200 км, то пришлось её увеличивать за счёт перенесения начала маршрута из Мурино в Выдрино. Так была сформирована нитка маршрута.
Запасные варианты предусматривали случаи непогоды и предполагали : отказ от восхождения на вершины Хан-Ула и/или/ пик Черского, и непрохождение Патового плато насквозь, а спуск в любой из притоков р.Утулик с выходом в дальнейшем к р.Спусковой ж даже по маршруту.
Два из трёх запасных вариантов пригодились: - из-за недостатка времени группа
была вынуждена отказаться от сквозного прохождения Патового плато, а уйти
в ближайший приток р.Утулик - р.Шубутуй - и спускаться по ней; - Из-за плохой
погоды не состоялось восхождение на пик Черского. Аварийный
варианты предусматривали выход с маршрута по рекам Лангутай или Хара-Мурин:
в пос.Мурино; по р.Утулик в пос.Утулик и использованы не были.
Сроки похода были жестко заданы студенческими каникулами.
Предпоходная подготовка проходила в составе и по плану работы турсекции ЛЭТИ и состояла из тренировок по обще-физи ческой подготовке, проводимых два раза в неделю на базе комплекса ЛЭТИ и стадионе "Зенит", из тренировок по спортивному ориентированию, проводимых секцией ЛЭТИ или участий в соревнованиях
по спортивному ориентировании по выходным.Проводились также выезды на скалы. а по выпадении снега для отработки техники тропления и привыкания к тяжелому рюкзаку.
Своевременно была проведена подготовка снаряжения /которая
заключалась в"доводке", комплектации и ремонте имеющегося в
секции снаряжения/ и продуктов питания, которые были расфасо-
ваны, упаковок "п варкам" / такая практика подтверждается
многолетним опытом /.
Кроме того, изучался район проведения похода по имеющимся литературным источникам и готовился маршрут по имеющимся материалам.
Подготовка к маршруту завершилась прохождением проверки КСС в январе.
Дата | Дни пути | № уч Дн. пер. | Участок пути | км | Чис. Ходов.время | Характер пути естественн. препятствия | Метеоусловия |
---|---|---|---|---|---|---|---|
28.01 | 1 | 1 | пос. Выдрино - р.Снежная | 16 | 6 | 7км заснеж. дор. Тропл. 10-20см вдоль русла | Пер.об.Ту=-25Тд=-18Тв=-25 |
29.01 | 2 | 1 | р. Снежная- р. Ара-Буректай | 10,3 | 4 | Тропл. 20-30см откр.вода обходы по бер. | Пер.об.снегТд=-15Тв=-25 |
2 | р.Ара-Буректай | 8,5 | 4 | Тропл. 20-30см откр. вода | |||
30.01 | 3 | 1 | р.Ара-Буректай | 15 | 8,5 | Тропл 20-30см движ. по руслу | Пер.об. снегТд=-10Тв=-20 |
31.01 | 4 | 1 | р.Ара-Буректай | 12 | 8 | Тропл 40-50 см. | Пер.обл. Тв= -15 |
1.02 | 5 | 1 | р.Ара-Буректай | 10 | 7,5 | Тропл 40-60 см. | Ясно Тд=-8 |
2.02 | 6 | 1 | р.Ара-Буректай - пер.Нукен-Дабан- р.Барун-Юкунцук | 17 | 8,2 | Подъем и спуск пологие, тропл до 20см. | Ясно Тд=-3Тв=-18 |
3.02 | 7 | 1 | р.Барун-Юкунцук-г.Хан-Ула | 10 | 5 | Бесснежные склоны крут до30 гр | Тд=-3Тв=-18 |
2 | г.Хан-Ула-р.Дзун-бойча | 7,5 | 2,2 | Снег до 20см крут. до 40гр. | Ясно | ||
4.02 | 8 | 1 | р.Дзун-Бойча-р.Хара-Мурин | 10 | 4 | Каньоны, снег до 30см, лед | Тд =-0Тв =-18 |
8 | 2 | р.Хара-Мурин | 7,5 | 4 | Тропл. 30-40см | Пасм. | |
5.02 | 9 | 1 | р.Хара-Мурин | 16 | 8,3 | Тропл. 40 см | Пер. обл.Тд=0 |
6.02 | 10 | 1 | р.Хара-Мурин | 9 | 4,4 | Каньоны,лед | Пер.обл. снег Тд=0 |
2 | пер. на р.Шубутуй | 10,2 | 3 | Спуск до 40 гр | Пер.обл Тув=-5 | ||
7.02 | 11 | 1 | р.Шубутуй | 24 | 8 | Стар. Лыжня | Пасм.Тув=-6 |
8.02 | 12 | 1 | р.Шубутуй-р.Утулик | 7,5 | 2,2 | Стар. Лыжня | Пасмр.Тд=-2 |
2 | р. Спусковая | 10 | 5 | Тропа в снегу | Снег Тв=-6 |
||
9.02 | 13 | 1 | пер.Чертовы ворота | 7 | 3 | Тропа, лыжня | Тув=-7 |
2 | р.Слюдянка | 2,5 | 2 | Снег 50см | Пасм.СнегТд=0 | ||
10.02 | 14 | 1 | Р.Слюдянка-ст.Слюдянка | 30 | 7 | Лыжня по руслу и вдоль реки | Пасм. Дождь снег Тув=-9Тд=0 |
Итого: | 240 | 104,3 |
Средняя скорость: 2,3 км/ч
Указанное в техническом описании время - это чистое ходовое время, при необходимости указывается полное время.
Термины "правый" и "левый" применяются в орографическом смысле, в противном случае в описании есть оговорка /пх/- по ходу.
Группа прошла реку Снежную от её устья до усвья р.Ара-Бурек-тай и р.Ара-Буректай от её устья до истока под пер.Нукен-Дабан. Описание дано по ходу движения группы.
Река Снежная. Пройдена группой за 10 часов.
Начав путь вечером на ст.Выдрино группа вышла к мосту, спустилась на реку и, пройдя 400 метров вверх по реке, встала лагерем уже в полной темноте. Уже в этот первый короткий день нас неприятно поразила глубина лыжни. Она была более 20 см. Всю ночь падал снег и добавил ещё 10-15 см свежего слоя.
С утра, оглядевшись, нашли дорогу, идущую по левому /ор./ берегу вдоль реки. На дороге лежит слой свежего снега до 15 см. Через 6 км дорога кончается возле турбазы "Снежная", где нас отчаянно облаяли. Здесь второй раз выходим на реку. Турбаза с реки видна хорошо по плакатам на берегах, но сама она в этот период, похоже, нежилая.
На реке встречаются промоины, глубина лыжни от 15 до 20 см. Пройдя несколько поворотов реки мы увидели впереди скальный "лоб" - первый предвестник гор. Около него река делает свой первый крутой изгиб.
После этой встречи с горами река ещё около 7 км течёт по широкой долине, в русле - галечник, много промоин, глубина лыжни около 15 см.
Через 2 км после впадения крупного правого притока характер реки меняется и река входит в каньон. Каньон выглядит весьма внушительно. Стены его поднимаются вверх на 50-100 м. В каньоне много открытой воды, лёд очень слабый и мы часто проваливаемся.
В каньон впадает из узкой щели река Зун-Буректай. Каньон р.Снежная заканчивается за 3 км до устья р.Ара-Буректай, которая впадает в р.Снежная, как вполне равноправная река.
Река Ара-Буректай. Пройдена группой за 32 ходовых часа.
Ара-Буректай встретила нас увеличением глубины снега. Тропление 20-30 см. Более отчётливо стал чувствоваться набор высоты
Из-за тяжёлого тропления стали применять тропление "челноком"
Река течёт практически без перегибов русла, изредка прорезает незначительные скальные стенки. Лес на всём протяжении реки хороший, много сушин, практически лагерь можно разбить в любом месте.
На реке слабый лёд и в нижнем и среднем течении реки в районе промоин приходилось быть очень осторожными. Не обошлось и без купаний.
Долина реки узкая, извилистая, склоны хребтов спускаются к самой реке.
В среднем и верхнем течении глубина лыжни возрастает до 40-60 см, тропление очень тяжёлое даже без рюкзаков. Высота окрестных хребтов понижается, долина слегка расширяется. Здесь уже солнечные лучи днём достигают дна каньона / в отличии от низовий / .
Ориентирование на реке очень тяжёлое, так как из-за узкости долины и большого петляния реки плохо читаются глобальные изгибы долины. Хорошим ориентиром уже в верховьях реки являются два притока, впадающие точно напротив друг друга. Приток, текущий из-под пер. Лангутайские ворота, впадает очень узкой долиной и определяется с большим трудом. Основной алгоритм - нужно идти по реке с наименьшим падением русла. Это единственный способ не ошибиться. На подходах к пер. Нукен-Дабан долина ощутимо расширяется и круто поворачивает влево /пх/. После поворота долины лес расступается и мы оказываемся на озере, за которым виден глубокий провал перевала Нукен-Дабан. Здесь снег проваливается меньше, видна занесённая лыжня.
Перевал Нукен-Дабан соединяет долины рек Ара-Буректай и Нукен / Барун-Юкунцук /. Перевал находится в зоне леса.
В верховьях основного истока р.Ара-Буректай есть озеро. Описание подходов к нему дано в п.4.2.1. От этого озера подъём на перевал занимает 15 минут и проходит по снежному склону около 30 метров высоты и крутизной до 10-12°.
На одном из деревьев на пер.Нукен-Дабан висит предупреждающее объявление.
Спуск с перевала к реке Барун-Юкунцук проходит по долине ручьи Нукен. Крутизна спуска в верхней части до 10 гр , дальше - выполаживается. Снега довольно много. В среднем и нижнем течении ручья лучше двигаться по его руслу - снег мельче. При впадении ручья в р.Барун-Юкунцук на ней большая наледь единственная на всей реке. С реки Барун-Юкунцук перевал Нукен-Дабан не виден, но его провал в хребте совершенно отчётли.
Весь участок пройден группой за 4.5 часа.
С р.Барун-Юкунцук группа, взойдя на вершину г.Хан-Ула /2374 м/, прошла перевалами 2240 и 2260 /второй из них - перво-прохождение для Ленинграда и Москвы/ в долину р.Дзун-Бойча и далее в Хара-Мурин. На всём участке описание даётся в направлении прохождения.
Спустившись с пер.Нукен-Дабан к р.Барун-Юкунцук группа встретила наледь - первую и последнюю на всём маршруте. Наледь была длиной около 400 метров. Дальше двигаясь вверх, группе пришлось уйти с реки, так как глубокий снег /до колена/ время от времени проминался до воды и тропящему приходилось подолгу очищать лыжи.
В верховьях р.Барун-Юкунцук находится г.Хан-Ула, восхождение на которую было запланировано как полуднёвка. Но из-за отставания от графика было решено полуднёвки не делать, а штурмовать перевал 2240 и оттуда радиально подняться на вершину.
Подъём на перевал 2240 решили производить не по реке, а с выходом на плечо г.Хан-Ула и последующим траверсом её склонов. Это решение оказалось совершенно правильным, так как жёсткий наст, с пробивающейся сквозь него травкой, встречена ный группой после подъёма из зоны леса по склону крутизной 20-30°, на плече г. Хан-Ула позволил быстро пройти к перевалу 2240. Подъём на перевал 2240 занял 5 часов от наледи на р.Барун-Юкунцук.
С перевала 2240 мы сделали восхождение на г.Хан-Ула, на которой установлен триангуляционный знак, и сделали панораму.
На всё восхождение было затрачено около часа.
Спустившись на пер.2240 и забрав рюкзаки, мы решили дальнейшее движение в сторону реки Дзун-Бойча осуществить траверсом с небольшим подъемом на пер.2260, за которым находится долина р.Дзун-Бойча. Выбранный путь движения к этому перевалу состоит из незначительных набора и потери высоты и траверса склона г.Хан-Ула, который проходит по травянистому склону крутизной около 20гр. "Традиционное" же прохождение, связанное со спуском в цирк между перевалами проходило бы по склонам 30-35гр и сопровождалось бы перепадами высот около 300 м. Переход на перевал 2260 занял 25 минут. Спуск с пер.2260 в левый исток р.Дзун-Бойча на чался по крупным камням, глубина снега до 20 см. Первые 70-100 метров крутизна до 40°, но быстро выглаживается Дальше спуск возможен на лыжах. Спуск до зоны леса / около З км/ занял I час. Наст непрочен и время от времени проваливается заставляя "нырять" в снег. Зона леса представлена кедром через 1-1.5 км уже можно вставать лагерем - сушины кедровые и лиственничные.
Дальше река быстро теряет высоту, склоны быстро "сдавливают" реку. Уже в 5 км от зоны леса начинают появляться скальные щёки в русле все больше камней, встречаются ледовые ступеньки Глубина лыжни возрастает до 25 см, много обходов открытых участков воды.
После крутого поворота реки влево, долина совсем сжимается. Каньон сдавливает реку и образует 20-ти метровый двухступенчатый водопад, обходимый по левому берегу над каньоном.
При впадении р.Дзун-Бойча в Хара-Мурин стоит маленький охотничий домик, в эту зиму его не посещали. Здесь удобное место для организации обеда или лагеря.
По реке Хара-Мурин группа поднялась за 16 ходовых часов от устья р.Дзун-Бойча до выхода на Патовое плато.
После обеда в устье р.Дзун-Пойча мы начали подъём по р.Хара-Мурин. Река сразу встретила нас охлаждающими ваннами - льда на ней ещё меньше, чем на Ара-Буректае и двигаться приходится в основном по закраинам. Снег очень глубокий. Тропление челноком без рюкзаков. Движение сильно осложняется частыми выходами на берега в поисках обхода промоин у скальных прижимов или небольших каньончиков с водопадными ступеньками. По берегу двигаться еще тяжелее, так как кроме глубокого снега на пути встают завалы камней, оплетённые кустарником.
Мест для ночлега практически нет. Уде перед самой темнотой нашли сравнительно ровный участок поверхности на галечном мысу у самой воды.
Ещё полдня продолжалось подобное движение, но после крупного правого притока долина Хара-Мурина несколько расширилась и уменьшилось количество камней в русле. Глубина снега гораздо больше метра, но проваливается он всего по колено, поэтому на этом участке ни разу не попадаем в воду.
После крупного левого притока и поворота долины Хара-Мурина на юго-запад русло реки снова оказывается сжатым скальными стенками. Крутизна русла явственно возрастает.
Несколько водопадных участков приходится обходить по берегу. Лес в каньоне довольно чахлый, но сушин много.
Впереди появляется большой чёрный лоб, служащий хорошим ориентиром на реке. До плато остаётся ещё около 10 км. Река Хара-Мурин обходит лоб слева, а в правых притоках уже видны безлесные заснеженные горы.
В этом месте долину пересекает старый моренный вал. Река "пропилила" в нём узкий коридор. Перед мореной встаём лагерем. Здесь лес уже существенно мельче, это - кедр, пихта. До границы леса ещё около 6 км.
Описание даётся от места лагеря в долине р.Хара-Мурин / в 6 км ниже зоны леса/ до зоны леса на р.Шубутуй.
С утра преодолеваем взлёт на моренный вал и снова выходим к руслу реки. Теперь русло реки довольно круто набирает высоту и лес быстро редеет. Глубина лыжни 10-20 см, местами попадаются участки наста. Граница леса представлена кедром с редкими вкраплениями лиственницы.
По мере подъёма преодолеваем два взлёта метров по 100-150. Последний из них выводит на большую заснеженную равнину. Здесь глубина лыжни 20-25 см, снег довольно тяжёлый. Пройдя с километр, понимаем, что идём по Патовому озеру, так как вокруг все берега выше нас. Ещё через 1.5 км уходим вправо /пх/ А=320 и, слегка поднявшись, оказываемся на водоразделе с р.Щубутуй. Здесь снег почти весь сдут.
Спуск в реку Шубутуй крут / до 40°/. На спуске довольно много снега и приходится выбирать гребневые варианты прохождения.
Зона леса сравнительно близко и представлена в основном кедром.
В верховьях долина р.Щубутуй широкая, много снега и завалов. На прохождение этого участка маршрута ушло 5.5 часов.
Долину р.Шубутуй группа прошла сверху вниз за Р.5 ходовых часов. Описание даётся по ходу движения группы.
Первые 4-5 км р.Шубутуй течёт в сравнительно широкой долине, движение лучше осуществлять по руслу, так как здесь меньше снега / глубина лыжни 20-30 см/ и нет завалов, как на берегу. Правда, в русле встречаются камни и промоины.
После впадения крупного правого притока встречаем старую лыжню и дальше до устья р.Шубутуи придерживаемся её. Лыжня заметена, но идти по ней легче, чем тропить.
Ниже устья этого притока русло р.Шубутуй становится круче, в русле много камней. Лыжня скачет с берега на берег, или идёт вдоль берега по руслу. На реке встречаются промоины, иногда прямо посреди лыжни.
В среднем течении реки много скальных прижимов. Долина реки сужается, становится более тёмной.
На всём протяжении реки в долине хороший лес. В верховьях -преимущественно кедр, потом появляется берёза, осина, лиственница. В нижнем течении к ним добавляется пихта, сосна, заросли берёзы. Много кустарника, который вместе с ветроповалом образует на берегах совершенно непроходимую чащобу. Идя по берегу, лыжня зачастую проходит по звериной тропе.
На всём протяжении реки мы встретили три маленьких охотничьих домика с интервалом около 12 км. Они практически непригодны для ночлега группы, так как очень малы / но охотники здесь видимо бывали зтой зимой/. В верхнем из домиков нет печки.
В низовьях р.Шубутуй лыжня идёт по руслу реки. Русло сравнительно широкое, лыжня плотная. Перед впадением Шубутуя в Утулик лыжня выходит на левый берег и, попетляв по руслу, срезает стрелку, выходя на р.Утулик.
Этот участок пути группа прошла за 2,5 ходовых дня.
Срезав узкую длинную стрелку на пути из долины р.Шубутуй, поднимаемся по р.Утулик по лыжне к р.Спусковая.
Если бы ни домики охотбазы, можно было бы проскочить устье р.Спускавая. На базе живёт охотник.
Отсюда вверх по р.Спусковая идёт пешеходная тропа по глубокому снегу по закраинам реки и по берегу. Тропа проходит мимо небольшой избушки, расположенной на берегу левого притока /сюда около 2-х часов хода/.
Ещё 4 км тропа идёт берегом вдоль реки по кедрово-пихтовому лесу, а потом начинает резко набирать высоту серпантином по правому /пх/ склону, покрытому кустарником с выходами камней. Много поваленного леса.
Набрав метров 400 высоты, тропа вползает в скальные ворота и выполаживается. Лес расступается. Видимо, это и есть перевал Чёртовы ворота, но сориентироваться не даёт полное отсутствие видимости. Проверяя азимутом направление, движемся вперёд. Тропа превращается в лыжню и мы одеваем лыжи. Она идёт немного на спуск, но влажный снег не позволяет в этом убедиться, и вскоре лыжня снова втягивается в зону леса. Она здесь представлена преимущественно кедром. Пятна леса перемежаются открытыми пространствами.
Выйдя по пологой лыжне на хребет, разделяющий р.Подкомариную от истоков р.Слюдянка, оставляем рюкзаки и в один из разрывов облаков делаем попытку восхождения на пик Черского. Но уже через 30 минут вынуждены отказаться от этой попытки из-за ещё плотнее севшей тучи. Спускаемся к рюкзакам по своим следам.
На хребте теряем лыжню и, пройдя по нему около 500 м А=310, решаемся на спуск к реке Слюдянка.
Склон очень крутой, много камней и кустарника. Глубина снега около 1 метра, идём без лыж по пояс в снегу. Скинув метров 300 высоты оказываемся в долинке ручья, по которому завершаем спуск к реке Слюдянка.
По реке снизу вверх идёт хорошая лыжня. Видимо метеостанция осталась где-то справа по ходу.
По этой лыжне на следующий день за 7 ходовых часов выходим к станции Слюдянка.
Лыжня проходит через участок горелого леса и продолжает спуск вдоль реки, переходя с берега на берег, но придерживаясь, в основном левого берега. Ниже отвалов мраморного карьера река почти не замерзает и лыжня полностью выходит на левый берег реки. Сам карьер не виден из-за плохой погоды. Лыжня переходит в дорогу, которая через 2 км выходит на шоссе, пересекающее реку.
В течении всего дня погода мерзкая - низкие тучи, снег с дождём.
До железнодорожного вокзала ст. Слюдянка от реки по шоссе ещё около 2.5 км.
Вокзал в Слюдянке действительно мраморный, но очень грязный и холодный.
Вечерняя электричка увезла нас в Иркутск.
1. Следует сразу отметить, что хребет Хамар-Дабан "четверочный" район. Технических осложнений в нем поискать Хребты имеют, как правило, пологие формы, спуск с них возможен почти повсеместно. Альпийских форм мало. Практически все "изюминки" могут быть пройдены в походе четвёртой категории сложности на хорошем техническом уровне.
Но для "червёрки" этот район очень тяжёл. Как правило, долины рек, стекающих к Байкалу, очень многоснежны, причём снег не слёживается в течении всего сезона. Из-за этого подходы по рекам становятся тяжелым испытанием, особенно для людей, прошедших поход 3 к.с. в марте по Хибинам.
Нам приходилось особенно тяжело, так как нас было всего шестеро. В этом районе нужно как минимум 9-10 человек в составе групп.
2. Глубокий снег делает проблематичным прохождение требуемого разрядными нормами километража при движении по долинам рек.
Нам видится из этого два выхода:
3. Сроки нашего похода определялись студенческими каникулами, но вообще в этом районе лучшие сроки: конец февраля - начало марта. Так пишут. Что же касается нас, то в целом погода была не очень хорошей. Примерно половину похода над горами висели тучи и шел снег, в последний день - с дождём. Нельзя поручиться, что таких периодов не будет в марте.
4. Лес в этом районе подходит высоко к верхушкам хребтов и у границы зоны лесе всегда есть дрова. Тот факт позволил нам выкраивать максимум светлого времени для движения и ставить лагерь уже в сумерках. В любом месте были хорошие сушины.
5. На протяжении всего маршрута мы не видели ни одной туристкой группы и встретили всего одного охотника в избушке в устье р.Спусковая. Лыжни в верховьях реки Барун-Юкунцук, вдоль реки Щубутуй скорее всего были охотничьи, а по долине р.Слюдянка шла хорошая накатанная лыжня, хоти и подзаметённая свежим снегом В связи с этим хочется предупредить, что группы в этом районе должны полагаться в основном на свои силы. Так выход по аварийному варианту / например по Хара-Мурину в пос.Мурино/ при несчастном случае мог бы занять неделю.
6. Поскольку основной лейтмотив похода - тропление, то лыжинужно брать мягкими и, желательно, подлиннее. Эго может облегчить участь группы. Запасной лыжи не было и она не потребовалась хотя ремонтировать лыжи приходилось. Один "Бескид" хрустнул под грузовой площадкой, но после постановки заплат нормально дошёл до конца маршрута.
7. Распорядок дня на маршруте был таким, чтобы выкроить максимальное время для движения. В долинах в основном тропление производилось челноком без рюкзака. При этом первый проваливался по колено и глубже и мог проходить вперёд не более чем 100-200 метров. В таких условиях мы отказались от коротких привалов всей группой, но после 4-5 троплений впереди каждый участник имел право 5-7 минут отдохнуть. Это обеспечивало большую непрерывность поступательного движения лыжни.
Из лагеря выходили около 8 утра, с первыми проблесками рассвета. Начинал тропить тот, кто первым собирался. Обед состоял из перекуса и чая из термоса и происходил минут сорок /начало около 13 часов дня/. На лагерь становились в 17-17:30, когда начинало темнеть. Таким образом, выкраивалось около 8 часов ходового времени.
8. Все участники прошли маршрут полностью.
При обеспечении безопасности на этом маршруте кроме традиционных мер хочется особо подчеркнуть следующее: