|
Подьезды и отьезды осуществлялись в два этапа: 1) г.Саратов - ст.Вязовая (поезд). В зависимости от конкретной даты число поездов меняется, но в целом - не менее двух ежедневных поездов от Саратова. Более приемлемы ночные поезда, иначе теряется значительное время на заброске. 2) ст.Вязовая - п.Тюлюк, с.Верх.Катав - ст.Вязовая. На этих участках использовались местные рейсовые автобусы. Они ходят из двух основных пунктов: г.Катав-Ивановск и пос.Трехгорье (проходная закрытого города). На зимний период 2000г. автобус на Тюлюк из Катав-Ивановска ходил: вторник: 6-20 и 17-00; пятница: 6-20 и 17-00; воскресенье: 17-00. Из Трехгорья на Тюлюк - в субботу, 6-00. Из Верх.Катава на Катав-Ивановский: пятница 20-00 (как потом выяснилось, может уйти и раньше) 2 февраля -10 - -13С. Облачно, снег. На выходе из п.Тюлюк дорога не прочищена, одиночный след машины. На подьеме встретили заснеженную лыжню другой группы, с которой пересекались несколько раз и частично использовали для движения. Обед - в 13.00, в 40 минутах движения до границы леса. После обеда поднялись под основной взлет вершины Б.Иремель. Оставили лыжи и рюкзаки на границе леса, далее поднимались пешком с лыжными палками. Сильный ветер, видимость 200 - 400м. Вершина г.Б.Иремель нечетко выражена, поэтому поднялись на две наиболее высокие скальные гряды. От вершины двигались в западном направлении. Встали на ночлег около 18.00. 3 февраля -14 - -16С. Солнце в дымке. Со склонов Б.Иремель азимутом 225 - 240 двигались на ЮЗ. Лес вначале густой (подлесок либо плотно стоящие ели), далее - редколесье, удобное для движения. Около 15.00 вышли к основанию скальной части õребта Бакты азимутом 225. Снег довольно рыхлый, тропежка средней трудоемкости. Встали на ночлег в 17.30 в районе г.Березовой. В течении дня постепенно холодало, легкий снегопад был вызван вымораживанием влаги из воздуха. 4 февраля -21 - -23С. Ясно. Весь день двигались азимутом 225. В районе пересекающей хр.Бакты дороги с.Алексанровка - с.Николаевка встречаются неудобные для движения вырубки и участки захламленного леса. Сама дорога оказалась непрочищена и практически незаметна. Далее, до бывшей ст.Арша узкоколейки, лес гораздо чище и приятней для движения. Обедали в 3км за ст.Арша. Встали на ночлег под скальным бугром южного отрога верш.1310 хр.Кумардак на заснеженном курумнике. 5 февраля -26С. Ясно. Первую половину дня продолжали движение по азимуту 225, миновали г.Машак (1265м).
Обедали на водоразделе рек Б.Инзер и Тирлян, затем двигались на запад под хребет
Кумардак. Перевалили хребет южнее вершины 1354, далее продолжили движение на
запад, в долину р.Юрюзань. Встали на ночлег около 18.00. При устройстве лагеря
обнаружили, что глубина снега здесь более двух метров.
6 февраля -24С. Переменно, ветер несет клочья облаков.
Вышли в 9.00. Путь к г.Ямантау проложили через южный гребень г.Узловой
Машак. Встали на обед не доходя 400м до границы леса. На г.Ямантау очень
сильный, но ровный (без порывов) ветер, видимость 4 - 5км. На вершину
поднимались в пуховках, масках, с лыжными палками. Подьем от седловины занял
около 30 минут. В лагерь вернулись около 19.00.
7 февраля -21 - -18С. Облачно с прояснениями. В течении часа двигались на север вдоль хр.Машак, затем поднялись на него и продолжили движение на северо-восток. Обедали под вершиной 1383. Снег жесткий, разнообразных форм. Движение осложняют заструги и сильный ветер с востока. Во второй половине дня прошли траверс склона под г.Широкая. На ночлег встали в 3-х км дальше по хребту.
8 февраля -21 - -18С. Ясно. Движение начали с траверса западного склона очередной вершины хр.Машак, далее подошли под г.Медвежья. Отсюда с постепенной потерей высоты двигались в северном направлении. Пересекли полотно бывшей узкоколейки, в районе бывшей водокачки. Обедали на реке Бол.Катав. После обеда начали подьем по пологому склону, на север, к хр.Зигальга. Около 17.00 подошли к подьему на седловину восточнее г.Бол.Шелом. Подьем на перевал занял около 30 минут. Встали лагерем на северном склоне хребта, под живописными скалами.
9 февраля -15С. Ясно. В 10.00 вышли из лагеря и начали восхождение на г.Бол.Шелом по СВ ребру. Подьем оказался достаточно сложным, бахилы плохо держали на леденистом, очень жестком фирне. Приходилось лавировать между камнями на крутом склоне, выбирая наиболее безопасный путь. Спускались с вершины по более пологому северному склону. После раннего обеда начали спуск с хребта на север, в сторону п.Верхний Катав. Движение вниз сильно осложнялось большим количеством веток на поврхности снега и неоднородной плотностью наста. Через 2 часа движения вышли на полотно бывшей узкоколейки. По нему вышли к поселку в 18.30, за час до прихода автобуса на Катав-Ивановск. Совместно с подошедшей ранее группой г.Пермь (14 чел.) заполнили автобус целиком. Выводы и рекомендации Пройденный нами маршрут, соединяющий три наиболее высокие вершины Южного Урала, является полноценной "двойкой" и может быть рекомендован для повторения другими группами. Наш график движения составлялся в соответствии с учебно-тренировочными целями похода и для средне подготовленной физически группы может оказаться чрезмерно жестким. Для спокойного неторопливого движения следует добавить 1-2 дня. Уверенное движение группы обеспечивается наличием в ней нескольких человек
на широких (охотничьих) лыжах. При этом на жестком снегу они не создают серьезных
неудобств.
Фотографии
|