Сроки проведения: с 06.04. по 19.04.1992 года.
Руководитель: Бекетов К.Н.
НИТКА МАРШРУТА: ст.110 км - руч.Сев.Нырд-Вамэн-Шор - пер.Неожиданный( н/к ) - р.Енга-Ю - пер.Геологов(1А ) - плато Енга-Ю-Из - р.Енга-Ю - пер.Грандиозный(2А) - траверс сев. склонов массивов в.1150 м, в.1039 м( дол. р.Собь ) - пер.Собский( н/к ) - р.Макар-Рузь - пер.Рузский(н/к) - р.Степан-Рузь - р.Б.Хара-Маталоу - руч.Та-Шор - перевал- р.Бур-Хойла - перевал - р.М.Хара-Маталоу - р.Хара-Маталоу - р.Орех-Юган - р.Енга-Ю - ст.Харп.
Маршрут проходил по южной части Пол.Урала, в условиях безлесной зоны. Лес растет только в долине Хара-Маталоу. Маршрут пройденпо основному и запасным вариантам. Вместо предполагавшегося вос-хождения на в.Пай-Ер ( 2А, 1499 м ) было совершено сквозное про-хождение пер. Грандиозный ( 2А, 1150 м ), самого сложного в массиве Рай-Из. Маршрут проходил при отличной солнечной погоде и слабом ветре, что позволило составить подробные описания и фото-материалы перевалов и долин. Маршрут закончен нестандартным вы-ходом через р.Орех-Юган, практически туристами не посещавшуюся.
В тексте понятия "правый" - "левый" используются в орографичес-ком смысле, кроме специально оговоренных случаев.
ФИО | г.р. | работа / учеба | опыт на момент похода | обязанность |
---|---|---|---|---|
1. Бекетов Константин Николаевич | 1971 | СТК С-ПбГУ инструктор | 5-у Кодар, 2-р Кольский, 4-пеш. Алтай | Руководитель |
2. Кузнецова Мария Валентиновна | 1973 | Реставрац. лицей | 2-у Кольский 2-горн. Фаны | Казначей, медик |
3. Тюньков Владимир Валерьевич | 1966 | НОО "Земля и Вселенная" | 2-у Кольский, 2-горн. Кавказ, 4-пеш. Алтай | Начпрод, Фотограф |
4. Заваровский Михаил Игоревич | 1971 | МП "Тандем" | 3-у Кольский, 4-пеш. Алтай, 2-спелео | Бензовоз, Массовик-затейник |
5. Танюхин Игорь Михайлович | 1972 | 2-у Кольский, 4-пеш. Алтай | ремонтник |
Полярным Уралом принято считать отрезок Урала от истоков рекиХулги на юге до горы Константинов Камень на севере. Площадь горной области района около 25000 кв.км. Города и поселки расположены в основном вдоль Северной железной дороги между г.Инта и с.Хальмер-Ю, а на ее ответвлении - от ст.Сейда до ст.Лабытнанги. Северная ж/д и ее ответвления имеют станции и разъезды, откуда можно быстро попасть в горы.Полярный Урал - один из наиболее сложных в туристком отношении районов Урала. Но здесь, как ни в каком другом районе, имеются возможности для составления новых водных, пеших и лыжных маршрутов. Полярный Урал по рельефу делиться на северную и южную части. Северная часть (от г.Константинов Камень до долины р.Собь) представляет собой сложную систему коротких хребтов и массивов северного и северо-восточного направления, разделенных продольными и поперечными долинами рек. В рельефе особенно выделяются хребты Оченырд, Большой и Малый Пайпудынский, Ханмейский, Борзова, Енганэпэ, имеющие относительные высоты над долинами рек 800-1000 м. Ширина горной области резко увеличивается к югу (от 5-7 км у Константинового Камня до 125 км в районе хребта Енганэпэ). Наряду с платообразными вершинамиздесь развиты хребты альпийского типа. В карах и цирках залегают озера и ледники. Склоны хребтов прорезаны ручьями, падающими в глубокие ущелья.Южная часть Полярного Урала (от долины Соби до истоков Хулги) уже чем северная (до 25-30 км). Водораздельный хребет простирается на юго-запад более чем на 200 км.Поперечными долинами хребет разделен на массивы (Рай-Из, Пай-Ер, Войкар-Сыньинсикй) с абсолютными высотами 1100-1200 м. Только некоторые вершины поднимаются выше 1400 м (Пай-Ер - 1499м, Лемва-Из - 1473 м). Характерная особенность Полярного Урала, наряду с глубоким ра-счленением хребтов и массивов сквозными поперечными долинами, незначительная высота перевалов. Абсолютные высоты большинства перевалов через главный водораздел, отделяющий Европу от Азии, не превышает 300 и над уровнем моря; в тоже время относительные высоты хребтов близ перевалов достигают 1000 м. Южная часть Полярного Урала носит характер плато, расчлененного глубокими (600-800 м) ущельями, долинами рек и карами, заполнеными небольшими ледниками. Перевалы здесь расположены на высоте 300-500 м над у.м.,подъем на них до 300 м на протяжении 10-15 км. Климат ПолярногоУрала, особенно его северной части, очень суровый. В декабре-феврале на предгорных равнинах морозы бывают иногда до -54'. Высоко в горах, где зима примерно на месяц длиннее, чем на равнине, морозы слабее и редко достигают -45'. При ясной безветренной морозной погоде в горах наблюдается температурная инверсия, когда наверху на 15'-25' теплее, чем и долинах и на равнинах. Средняя температура зимних месяцев несколько ниже, чем в других районах края, но сильные ветра и метели делают путешествие сложным и изнурительным. Особенно часты снежные бураны в горах,где скорость ветра доходитдо 50-60 м/cек.С октября до мая здесь дуют в основном западные, северо-западные, юго-западные и северные ветра. Наибольшей средней скоростью обладают северо-западные (12 м/сек), наименьшей - западные и юго-западные (8 м/сек). В различных местах горной области бывает от 56 до 118 дней с буйным ветром, дующим со скоростью более 15 м/сек. По количеству метелей горная область Полярного Урала занимает одно из первых мест в нашей стране. Ежегодно в северной части района бывает в среднем 165 дней с метелью, в южной - 137. Особенно много метелей с ноября по март (ежемесячно в среднем от 14 до 24 дней с метелью). В некоторые годы в северной части района метет почти ежедневно, но и в такие дни обычно можно идти. На равнинах обычно метелей в 2-3 раза меньше, они менее продолжительны и ветер не достигает такой большой скорости как в горах. В начале марта солнце стоит выше горизонта почти 10 часов, в середине апреля - 15 часов, а в начале мая наступают белые ночи. Температура воздуха в марте и апреле редко опускается ниже -30',на равнинах в течении апреля бывает около 10 дней с метелью, а в большинстве горных районов от 14 до 18. Зимняя погода, особенно в горах, непостоянна: быстры переходы от ясных тихих дней к снегопадам, метелям, буранам. Растительность Полярного Урала беднее других районов края. Таежные леса имеются лишь в южной части: в Зауралье - ель и листвиница, в Предуралье - пихта и береза.
От поселка "110 км"вниз по долине реки Собь до руч.Сев.Нырд-Вамэн-Шор 5 км по слабопересеченной местности. Всюду плотный снег много застругов.Имеет смысл двигаться не вдоль железной дороги, а срезать к горам, ориентируясь на холмы правого берега р. Сев.Нырд-Вамэн-Шор (долина ручья не видна за увалами). В принципе выйти к верховьям ручья можно по вездеходной дороге, ведущей от пос."110 км" через пер.Озерный к станции Харп. Дорога пересекает ручей выше границы зоны леса. В низовье ручья растет довольно чахлый лес, много кустов, среди которых при необходимости можно укрыться от ветра. Местами ручей течет в широком несплошном каньоне. Вверх по долине открывается вид на массив г. Рай-Из (пр.борт).Орографически справа подходят залесенные отроги г.Пурнеу (876 м.). У слияния с правым притоком (с пер.Озерный) последняя лиственничная роща, руч.пересекает вышеупомянутый зимник. Выше широкая наледь, практически сухая. За пологим каменистым участком ручей делает несколько поворотов и втягивается в каньон. Протяженность его около 1 км, препятствий нет. Выше ручей разветвляется : налево п/х к пер.Водопадный ( 1А, 710 м. ) и Неожиданный (н/к,1100 м),напрово к пер.Грандиозный (2А, 1150 м ). На широкой правой (ор. ) террасе расположены два балка, один из них в жилом состоянии. В качестве дров можно использовать остов третьего балка. Прямо под балком расположена седловина в отроге г. Рай-Из, ведущая параллельно пер. Озерный в долину реки Южный Нырд-Вамэн-Шор. Снизу седловина читается довольно отчетливо. Выше слияния долина ручья с пер. Водопадный перекрыта скальным ригелем высотой около 100 м. Ручей пропилил в ригеле глубокий каньон, в котором две ступени ледопада. От балков до начала каньона 0.5 часа ходу. Нижняя ступень ледопада высотой около 20 м., шириной до 10 м.,почти полностью занесена снегом. Крутизна подъема до 30', преодолевается в кошках с самостраховкой. Почти сразу за ней вторая ступень 10 м., на ней голый лед,но небольшая крутизна и выступающие камни облегчают подъем.Препятствие преодолевается также в кошках с самостраховкой. Выше второй ступени ледопада стены каньона поднимаются, следует еще один крутой участок с плотным снегом и каньон кончается. Судя по имеющимся данным, в другие годы для преодоления каньона требуется применение альпинистской техники: навеска перил на ледобурах или вдоль стен на скальных крючьях. Видимо, это связано с отсутствием наметенного снега на льду. За каньоном русло ручья сильно петляет среди морен, местами жесткий наст чередуется с рыхлым снегом. Через 0.5 км. влево п/х открывается широкая (0.5 км.) седловина пер.Водопадный, ведущего в среднее течение р.Енга-Ю. Продолжаем движение по руслу к пер.Неожиданный. Борта долины снова повышаются, долина резко сужается. Следуют один за другим два снежных взлета, крутизной 20'-25',с плотным снегом. За вторым взлетом открывается цирк под в.1316 м. Левее п/х видна явно выраженная сед., но подъем к ней довольно крут и,видимо,лавиноопасен,а спуск в долину р.Енга-Ю представляет собой скальный сброс. Пер.Неожиданный находится слева п/х, в правом ор.борту долины. Седловина очень слабо выражена,снизу не видна. Пер.взлет 200м.,25',преодолевается серпантином на лыжах. Местами выходы камней, крупные снежные заструги. С широкой и ровной сед.открывается вид на массив г.Черной (1022 м.), пер.Геологов и пер.Черный,на в.правого борта долины р.Енга-Ю - г.Енга-Ю-Из, в. 1297 м.,в.1309 м., на горизонте виден массив г.Пай-Ер.
Соединяет верховья руч.Сев.Нырд-Вамэн-Шор и дол.р.Енга-Ю.Тура на перевале нет.Подъем описан в предыдущей главе.Спуск в дол.р.Енга-Ю состоит из двух частей,разделенных слабонаклонным участком трога. Первая часть крутизной 20', около 80 м., плотный снег, затем 1-1.5 км 5'-10'. Впереди хорошо видна небольшая горка "жандарм", влево она обрывается в большой скальный цирк, правее есть возможность простого спуска в дол.р.Енга-Ю.Если спускаться траверсом горки -"жандарма", то крутизна спуска постепенно увеличивается до 35', очень много камней, возможен спуск на лыжах боковым соскальзыванием, но предпочтительнее в кошках.Важно не забирать слишком сильно влево,там выходы скал круто обрываются к дну долины. Более простой спуск возможен справа, правее неглубокого, забитого камнями, каньона-промоины. Это видно при продвижении по дну дол.р.Енга-Ю. Группа спускалась по первому варианту.
(Описание дается снизу вверх ) Р. Енга-Ю берет начало из цирков в. 1309 м и в.1213 м, из-под пер. Каровый и впадает в р.Собь возле пгт.Харп.Длина реки около 60 км. В долину ведут след.перевалы: Черный,Геологов, Каровый, Грандиозный, Неожиданный, Водопадный (перечисление с юга на север). В верховье река течет в глубокой долине шириной около 0,5 км, имеющей характер горного ущелья. Окружающие хребты имеют альпийский облик - это наиболее возвышенная часть массива Рай-Йз (высшая точка - 1316 м, левый борт долины ). В низовье вдоль реки идет зимник от южных склонов массива г. Черной в пгт. Харп, выше по реке идет старая дорога на пер. Геологов (см.описание перевала).На участке, расположенном между г.Черная (1022 м) и отрогом г.Рай-Из (в.1173 м в верховье руч.Кэр-Дамэн-Шор) река петляет среди широкого (2-3км) плоского дна долины. Под последней вершинкой в водораздельном гребне верхнего течения Енга-Ю и руч. с пер.Водопадный (это южный отрог в 1173м), напротив отметки 901 м в массиве г.Черной расположен балок, нежилой,частично занесенный снегом. Дров нет. Выше долина поворачивает на север, перегорожена множеством морен и имеет ступенчатый характер. Встречаются наледи, местами много камней, отдельные выходы скал. Чем выше, тем ощутимее уклон.Снег повсеместно плотный. Не доходя в. 1297 м влево ( п/х ) уходит крутая висячая долина, в несколько крупных ступеней, заканчивающаяся скальными и осыпными цирками. Возможно, здесь можно перевалить в исток р.Собь. Справа п/х , напротив долинки, чуть выше, спуск с пер. Неожиданный.Долина р.Енга-Ю немного поворачивает влево п/х, следует небольшой каньон ( его можно обойти по моренам ), ряд высоких увалов - и открывается вид на перевалы Каровый и Грандиозный. Взлет на Каровый снежный, наверху висит карниз. крутизну подъема снизу оценить сложно, но видно,что довольно круто. Слева п/х напротив седловины Грандиозного хорошо видна высокая седловина между в 1297м и в.1309м. Туда вели следы некоей группы, спустившейся перед этим с Карового. Ведет в истоки р.Собь.Нам перевал неизвестен, упоминания о нем нигде не встречались.Взлет от дна долины Енга-Ю около 250 м, снежный, очень крутой, по ровному широкому склону. Неизвестная нам группа брала взлет в лоб.Хотелось бы отметить явную ошибку в оценке абсолютной высоты пер.Каровый.Она обычно указывается равной 1115 м, а пер.Грандиозный 1150 м.Но при подъеме на Грандиозный прекрасно видно, что седловина Карового ниже как минимум метров на 150. С гребня Грандиозного видно даже дно долины на той стороне.
Соединяет верховья правого притока р.Енга-Ю и дол. р.Макар-Рузь. Из дол. р. Енга-Ю на перевал Геологов идет вездеходная дорога помеченная вешками. Возможны два варианта подъема: по дол. ручья и по дороге. Мы поднимались по второму варианту где путь длинее в два раза, но значительнее положе и красивее. На первом участке дороги крутизна до 20', дорога хорошо видна почти не переметена снегом ( по ней ездят крайне редко, т.к. балки геологов в нежилом состоянии ). Движение на лыжах. Взобравшись на юго-восточный отрог г. Юнга-Из поворачиваем вправо по гребню отрога, огибая по плато Енга-Ю-Из узкую глубокую долину. Склоны ее очень круты местами видны следы лавин. По плато идем на лыжах дорога почти не видна, но вешки кое-где сохранились. На восток открывается панорама долины р.Енга-Ю. На горизонте видна лесная зона за пределами гор. Видны дымы Салехарда. На запад видна широкая ровная седловина пер.Геологов с группой балков на склоне г.Енга-Ю-Из. Дорога подходит к ним и теряется. Балки в нежилом состоянии, забиты снегом. Расчистка одного из них заняла 4 часа. Есть сведения, что балки вскоре перевезут в другое место ( возможно увезут вовсе ). Тур расположен южнее группы балков, в начале спуска в дол. р.Макар-Рузь. Спуск в долину реки Макар-Рузь представляет собой каменистый склон крутизной до 30', прорезанный неглубокими крутопадающими каньонами с участками ледопадов. Левее каньонов остатки вездеходной дороги, идущей серпантином. В верхней части спуска покосившаяся недействующая буровая. Общий перепад до русла р.Макар-Рузь 400 м.
С пер. Геологов можно попасть в верхнее течение р. Енга-Ю, траверсировав платообразные склоны г. Енга-Ю-Из. Для этого от балков в начале нужно двигаться по вешкам вездеходной дороги,а затем,в месте поворота дороги на юг,сойти с нее и идти, ориентируясь на хорошо видный крупный кар под пер.Неожиданный на другой стороне дол Енга-Ю. Направление движения - северо-восток. Гора Енга-Ю-Из при этом остается слева п/х. От дороги до начала спуска к реке около 1 км. Плотный снег, крупные (по пояс) заструги затрудняют движение на лыжах. При спуске забирать вправо, т. к. чем левее, тем круче склон. Спуск на лыжах длинными серпантинами.Снег очень плотный, заструги. Можно спуститься в кошках по линии падения воды.
Соединяет верховья р.Енга-Ю и верховья лев. притока руч.Сев.Нырд-Вамэн-Шор.Крутизна подъема со стороны р. Енга-Ю 25'-35',около 300 м. Удобнее и безопаснее подниматься не на пер.седловину, снизу плохо читаемую в изрезанном скальном гребне,а на правую п/х часть гребня. Подъем здесь несколько положе, лавинная опасность минимальна. Характер подъема - плотный снег,огромное кол-во камней. Подъем целиком просматривается с морен дна долины. Подниматься в кошках, с самостраховкой лыжными палками или ледорубом. В середине подъема скальные выходы,на которых можно передохнуть. Гребень первала сильно изрезанный, обледенелые скалы. Спуск в сторону руч.Сев.Нырд-Вамэн-Шор представляет собой крутые,местами отвесные скалы,рассеченные снежными кулуарами.Наиболее пологий кулуар уходит от перевальной точки, расположенной левее ( п/х ) на 250 - 300 м. Движение по гребню в кошках, с самостраховкой. Придется преодолеть несколько жандармов.Местами ширина гребня 1 м. Внимание! - в сторону Сев.Нырд-Вамэн-Шора свисают большие снежные карнизы. Пер. точка отмечена железной кочергой, воткнутой в камни. Записка затыкается в изгиб кочерги.Вправо вниз уходит широкий снежный кулуар крутизной 45 градусов.До дна цирка с большими наледями более 300 м перепада высоты.Спуск с пер.по вертикальнам перилам - 6 веревок по 50 м. Первая веревка крепится за выступы скал на гребне, дальше - на скалах по бортам кулуара. спуск в кошках. Лавиноопасность кулуара,несмотря на большую крутизну, невелика,т.к. повсюду плотный снег. Ориентирован кулуар на северо-восток, солнце практически не освещает склон и снег не раскисает. Возможно, летом здесь лежит снежник или ледничок. В нижней части кулуара появляются камни, крутизна уменьшается до 30'-35'. Спуск кончается на крупных наледях дна цирка. По ним движение в кошках еще 2 км. Наледи сухие, с ледяными горбами и валами до 10 м высотой. Далее спуск на лыжах до слияния ручьев требует хорошей техники. Сквозь ригель (тот же,что и по пути на пер.Водопадный, пер.Неожиданный) вода пропилила каньон, довольно широкий. Выше каньона крутой участок спуска по насту.Ниже борта долины резко расходятся, до слияния (примерно 1 км) слобонаклонная пойма, очень каменистая. Возле слияния на правой береговой террасе балок. При спуске с пер.Грандиозный можно, не выходя к слиянию ручьев и не преодолевая ледопада, пройти к пер. Водопадный и Неожиданный.Для этого через 2 км после конца наледей в цирке Грандиозного нужно траверсировать правый борт долины (осторожно! - кое-где видны старые лавинные выносы ) с выходом на террасу выше скального ригеля. Терраса выводит к моренам выше ледопадов, почти к сед. пер.Водопадный. Возможен другой вариант спуска с пер.Грандиозный. При этом сложность прохождения уменьшится.Для этого нужно от пер. точки продолжить траверс гребня до платообразной вершины 1213 м. Гребень сохраняет свой характер до самого выхода на плато, общая крутизна подъема до 30', протяженность - 0,3 км. С плато открывается широкая панорама сев.части Полярного Урала, долины р.Собь. По плато вдоль обрыва в цирк (карнизы!) около 2 км (пешком),здесь левый борт выполаживается до 30-35 градусов, возможен путь в кошках с самостраховкой. Он приведет в конец наледей на дне цирка.
Группа осуществила траверс прав. борта дол. р. Собь от руч.Сев.Нырд-Вамэн-Шор до истоков Соби с пер. Собский. Путь проходит по увалистым склонам, пересеченным долинками прав. притоков Соби, стекающих с сев. склона массива в. 1239 м. На этих ручьях развиты каньоны, мы обходили их ниже по течению. Справа п/х постоянно видна железная дорога Сейда-Лабытнанги, пос."110 км", чахлая растительность ниже по долине Соби.За рекой встают хр.сев. части Полярного Урала - Ханмей, Харбей и др.Снег в основном плотный, но кое-где корка наста не выдерживает веса человека с рюкзаком. Спуски и под'емы пологие. Напротив пос."110 км" пересекли целую цепочку фанерных будок неизвестного назначения, через равные промежутки расставленных по склону по линии падения воды. Будки без печек,но от ветра в них спрятаться можно. Через 5,5-6 км после будок внизу справа становятся видны строения крохотной станции "Пол.Урал", расположенной на пер. Европа-Азия, перед ней р.Собь поворачивает на 90' на юго-юго-восток, уходя к пер.Собский. Долина выше поворота широкая, более 1 км, плоская, по дну проходит зимник к перевалу. спускаясь на зимник траверсом склона г.1056, пересекли участок крупной осыпи с выдутым ветрами снегом. Через 2 км Собь принимает крупный прав. приток с пер. Каровый, южнее его долины хорошо виден обширный цирк вышеупомянутого неизвестного перевала в дол. р.Енга-Ю (см.раздел "Пер.Грандиозный"). С этого места фактически видна седловина Собского перевала - она угадывается за грядами морен. В верховье Соби движение на лыжах по зимнику.
Соединяет истоки р. Собь и истоки р. Макар-Рузь.Пер. расположен между массивами Рай-Из и Собским. Пер. несложен,через него идет санно-тракторная дорога. Долины рек Собь и Макар-Рузь широкие и плоские, набор высоты очень пологий.Перевальное плато длинное и неровное, много выходов камней.Подъем со стороны р. Собь нудный, много невысоких морен. Слева п/х возле дороги тур, хорошо видный издали. спуск в долину р.Макар-Рузь аналогичен подъему.
Макар-Рузь - крупный лев.приток Хара-Маталоу, берет начало с пер.Собский. Длина реки 48 км. В верхнем течении долина безлесная, лес растет лишь ниже левого притока - руч.Покойник-Шор. По реке проходит санно-тракторная дорога от пос.Пол. Урал через пер.Собский до р. Хара-Маталоу и далее в район Пятиречья. Ездят редко. Под пер. Геологов, в 1,5 км. ниже впадения пр. притока руч.КузьТы-Вис на лев. берегу развалины базы геологов, один балок поддерживается вездеходчиками в жилом состоянии. Ниже расположена крупная наледь, образующаяся на этом месте из года в год. Ниже долина расширяется, склоны выполаживаются, дно долины широкое,много продольных старых морен. Снег местами сдут. Перед гр. леса небольшой каньон
Соединяет прав. приток р. Макар-Рузь и дол. р. Степан-Рузь. Через пер. проходит зимник, тянущийся с Собского перевала. Подъем и спуск очень пологие, со стороны р. Макар-Рузь почти под перевальную точку подходит лиственничная роща. Сам пер. выражен неявно, это целое плато, в пределы которого зимник входит через узкую щель с гигантским снежным надувом справа п/х. На плато растет несколько чахлых лиственниц, кусты, всюду плотный снег; четкий ориентир - зимник. Далее он идет по долине р.Степан-Рузь и пройдя по широкой наледи слияние Хара-Маталоу, через М. Хара-Маталоу и Бур-Хойлу, оканчивается в районе Пятиречья, под восточными отрогами массива Пай-Ер.
Берет начало с одноименного пер. севернее массива Пай-Ер. В районе слияния и на 10 км выше по долине растет хор. лес, настоящая тайга. Основные породы - лиственница, ель, береза.В 7 км выше слияния река принимает прав.приток - руч.Та-Шор, по долине которого возможен простой переход в дол. р.Бур-Хойла. Этим путем летом пользуются геологи. Правый борт долины Б.Хара-Маталоу высокий, скалистый, левый - увалы, склоны которых покрыты каменными россыпями, внизу двухсторонняя плоская пойма. Ширина долины 0,5 км,русла в среднем 20-30 м. Идти удобнее всего по руслу,где снег более плотный; промоин мало, иногда из-под снега торчат камни. Примерно в 4 км выше слияния на лев. берегу есть полуобвалившаяся землянка с печью.
Та-Шор - прав. приток р. Хара-Маталоу. Из ее долины хорошо видны две характерные горки, образующие лев. борт дол.ручья. В среднем течении протекает по дну глубокого каньона с довольно крутыми лавиноопасными склонами. Зона леса кончается под каньоном,выше лишь кусты взбираются по прав.склону, делая его менее лавиноопасным.Группа двигалась на лыжах по руслу, соблюдая меры безопасности. В каньоне путь преграждают 3-4 сухих наледи,прошли их на лыжах. На снегу слабо читается старый вездеходный след. Протяженность каньона 0,8-1 км. Выше дол.расширяется, еще через 300м. крутизна подъема резко возрастает с 5-10'до 20'. Преодолев 100 м. взлета, вышли к группе нежилых балков. От них вешки старой вездеходной дороги ведут через пологий, но достаточно высокий увал в дол. р.Бур-Хойла. На перевале плотный снег, заструги. Спуск на лыжах серпантином. На Бур-Хойле растут отдельные чахлые лиственницы,в широкой плоской долине вешки геологов теряются. Нас это обстоятельство не смущает, по плотному снегу катимся вниз по руслу, по прибрежным моренам. В итоге достигаем зимника: направо в район Пятиречья, к Пай-Еру, нам же налево через пологий водораздел в р.М.Хара-Маталоу. По зимнику идем медленно, лыжи не вписываются в переметенные снегом колеи.
Преодолев простой пологий перевал, с реки Бур-Хойлы вышли по зимнику в верховье Малой Хара-Маталоу, в район впадения руч. Оникшор (прав. приток). Здесь уже попадаются отдельные лиственницы высотой по пояс. Попробовав идти по руслу реки, пришли к выводу, что зимник удобнее - он здесь очень прямой. От устья руч.Оник-Шор до слияния около 13 км, последние 5 дорога тянется среди отдельных густых лиственничных рощ. На стрелке Большой и Малой Хара-Маталоу некогда была стоянка геологов, от нее осталось отсутствие дров в радиусе 250 м. В русле огромная по уральским масштабам наледь, прав. берег теперь уже просто Хара-Маталоу образован красивой скалой. От этого места началась заключительная часть маршрута: выход в пгт.Харп.
Образуется от слияния Б. и М. Хара-маталоу, впадает через 21 км в р. Собь, течет в предгорьях вост. склона Уральского хр. Ширина русла 20-100 м., развиты наледи, местами мокрые. Между руслами р. Степан-Рузь (1 км от слияния) и р. Макар-Рузь (10 км от слияния) несколько каньонов, без препятствий. На реке часто встречаются участки рыхлого глубокого снега. Течет целиком в зоне леса, русло извилисто, но срезать по тайге с выходами скал крайне невыгодно. В 5 км ниже устья р. Макар-Рузь, у впадения притока слева, группа перешла на левый берег и азимутом 30-45` направилась к р. Орех-Юган, далее к р. Енга-Ю ниже массива г.Черной. Река - лев.приток р. Хара-Маталоу. Ее окрестности представляют собой сложную систему залесенных увалов, резко пересеченный рельеф, очень много скальных выходов. Движение про- изводилось по азимуту, вначале 30'-45', затем лавировкой среди скал 40'-60'.Очень глубокое тропление - приходилось идти челноком т.е. "первый без рюкзака". До р.Орех-Юган около 12 км, долина ее теряется среди увалов. Ближе к реке лес более разряженный, снег плотнее. Встречаются крупные камни. Строго на севере виден массив г.Черной (1022 м). Дальнейшее движение происходило визуально ориентируясь на вост. оконечность массива г.Черной. За Орех-Юганом участок хорошего леса, затем под'ем на безлесный увал,отделяющий дол.р.Енга-Ю. Под'ем пологий, перепад высот около 100м .С верх. точки увала под южными склонами массива виден зимник на ст.Харп, по нему ездят на рудник малого предприятия "Норд-Рифей". До зимника около 3 км по плоскому безлесному плато, на удивление покрытому глубоким снегом. Слабый спуск.Выйдя на дорогу, повернули по ней вправо. Колея хорошо накатана, но смерзшиеся комья снега сильно затрудняют движение на лыжах. По дороге положе под'емы, спуски, затем вышли на русло р.Енга-Ю, видимо ниже обозначенного на карте каньона.Общее направление зимника - на восток. Несколько раз переходили с берега на берег, обходя участки воды. Затем пересекли широкое русло р.Собь, пешком поднялись по зимнику на высокий лев.берег. Вокруг постройки ПГТ Харп.В Харпе есть столовая, два магазина, почта (которая была закрыта). Небольшой вокзальчик на ночь не закрывается, в нем достаточно тепло. Поезда Сейду ходят раз в сутки в 10-11 часов утра (по Москве). В Харпе мы закончили свой маршрут.
Итак, пройден интересный маршрут, сложность которого несколько превышает сложность "эталонной" тройки - в частности, прохождение пер.Грандиозный (2А) пред'являет повышенные требования к горному опыту участников и руководителя. Но с другой стороны, сравнительно компактные горы Пол.Урала позволяют обойтись без характерных для уральских походов длительных подходов.Удобны и сроки, апрель - наилучший сезон в этом регионе. Известные нам лыжные походы в январе - феврале полны леденящими сердце подробностями, так что в студ. каникулы ходить здесь не советуем.
Несколько снижает суровость наличие в некоторых долинах балков, чаще всего они находятся в нежилом состоянии, но в крайней ситуации (пурга и т.п.) ими можно воспользоваться. Для всех участников похода обязательны кошки, количество и характер горного снаряжения зависят от планов группы: при прохождении пер.Грандиозный, восх. на в.Пай-Ер требования - как в горной тройке. При этом следует помнить, что проходить Грандиозный проще из долины Енга-Ю, есть возможность простого обхода цирка по плато (см.соответствующий раздел тех.описания).
Из группового снаряжения следует обратить особое внимание на примусное хозяйство - ведь выход примусов из строя может привести к критической ситуации. Советуем взять с собой хор.топор - лес в дол.р. Хара-Маталоу и остовы балков в некоторых долинах позволяют сильно сэкономить бензин,не говоря уже о чудотворной силе костра. Помните: холодовая усталость развивается за неделю! Хор.ремнабор позволил группе обойтись без "манюни"- за поход была сломана одна лыжа типа "Бескид". При этом следует учитывать, что постоянные заструги и очень плотный снег могут выдержать только лыжи этого типа. "Лесные" и т.п. полностью не пригодны для Пол.Урала. Снег повсеместно позволяет обходиться короткими лыжами (так, Мария Кузнецова прошла поход на лыжах Тиса-Юниор 160 см.); при глубокой тропежке в дол. р. Орех-Юган (см. описание) не спасли бы и лыжи "Тайга".Лавиноопасность района в целом не выше средней, в конце апреля при теплой солнечной погоде возможен самопроизвольный сход лавин в кулуарах. По ходу маршрута отмечали следы лавин в цирке пер.Грандиозный, на склонах г.Енга-Ю-Из, очень лавиноопасен каньон руч.Та-Шор.