ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ 3 (С ЭЛЕМЕНТАМИ 4) К/С ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ С 22 МАРТА ПО 2 АПРЕЛЯ 2009 Г.


1 Проводящая организация
Туристский клуб *Плющиха* (ЛКТ)

2 Общие сведения о походе
Вид туризма: лыжный
Место проведения, карты: Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика КОМИ, Полярный Урал, массив вершин Блюхера и Пай-Ёр, карты Q-41-33,34 и Q-41-45,46.
Категория сложности: третья с элементами четвертой
Общая протяженность маршрута: 183 км; к зачету: 172 км
Перепад высот: 7,3 км (3,65 км вверх и 3,65 км вниз)
Продолжительность: 11 ходовых дней + 1 вынужденная дневка
Количество участников: 4 человека
Руководитель группы: Салтырев А. Н.

3 Общая идея похода
Основными целями этого похода было:
1) просто отдохнуть;
2) познакомить двоих участников с зимним Пол. Уралом;
3) изучить и собрать информацию о районе между пер. Хара-Матолоу и в. 1427 м (Блюхера).
В изученной литературе (библиотека Московского городского центрального туристского клуба (МГЦТК) и Интернет) данный район описан крайне скудно. Нашлись только следующие материалы:
1) описание сквозных прохождений перевалов Бурхойлинский и Обманный в 1977 г. - (2);
2) траверс: пер. Пайтанёлский + в. Пайта-Нёл + пер. Обманный + в. 1375 м (Лох по (4)) + пер. Высокий + в. Блюхера и далее к в. Пай-Ёр в 1981 г - (1). Есть описание спуска с пер. Высокий на юг на ночевку с последующим подъемом на перевал и продолжением траверса;
3) траверс: пер. Блюхера - в. Блюхера - ее С-З гребень до пер. Зап. Хара-Матолоу - руч. Харута-Шор в 2002 г. - (3);
4) траверс: пер. Блюхера - в. Блюхера - ее С-З гребень - руч. Харута-Шор в 2003 г. - (5). Группа спустилась с С-З гребня в. Блюхера видимо немного севернее пер. Зап. Хара-Матолоу.
5) краткий обзор района - (4).
Сведений о прохождении пер. Высокий с севера и пер. Зап. Хара-Матолоу с востока не найдено.
При внимательном изучении карты к северу от в. Лох видны безымянные перевал (не ниже 1Б к. с.) и вершина (высотой около 1300 м), про которые не было найдено никаких упоминаний.
Такой пробел возник, видимо, вследствие того, что этот район лежит в стороне от обычных туристских путей и перевалы Обманный и Высокий находятся в Азиатской части гор. При связывании Собского и Рай-Изского районов с районом вершин Блюхера и Пай-Ёр группы пользуются обычно перевалами Хара-Матолоу или Блюхера, ведущими из Азии в Европу.

4 Нитка маршрута
Заявленный в городском турклубе маршрут:
Ст. Елецкая - пер. Хара-Матолоу (н/к) - р. Бол. Хара-Матолоу - траверс (н/к): пер. Пайтанёлский + в. 1156 м (Пайта-Нёл) + пер. Обманный + в. 1375 м (Лох) - спуск с пер. Обманный (1Б) - правый исток р. Бол. Хара-Матолоу - пер. Высокий (1А-1Б, в режиме первопрохождения северного склона) - р. Мал. Хара-Матолоу - пер. Бурхойлинский (н/к) - в. 1427 м (Блюхера) + в. Хойла (1Б, траверс) - пер. Блюхера (1Б) - пер. Сев. Пайёрский (1Б) + в. 1217 м (Сев. Пай-Ёр (1А, рад) - пер. Седло (н/к) - оз. Кёч-Пель-Ты - в. Пай-Ёр (1Б*, трав) - пер. Зап. Пайёрский (1Б, рад. по неопред. стор. 1А) - в. 1330 м (Зап. Пай-Ёр) (1А-1Б, рад) - ст. Елецкая. 205 км, 4 (с эл. 5) к/с.
Пройденный маршрут:
Ст. Елецкая - пер. Хара-Матолоу (н/к) - р. Бол. Хара-Матолоу - траверс (н/к): пер. Пайтанёлский + в. 1156 м (Пайта-Нёл) + пер. Обманный + в. 1375 м (Лох) - спуск с пер. Обманный (1Б) - озеро 513 м - правый исток р. Бол. Хара-Матолоу - пер. Высокий (рад., 2А, в режиме первопрохождения) - пер. Зап. Хара-Матолоу (рад., 1А, в режиме первопрохождения) - пер. Арка-Матолоу (н/к) - р. Харута - пер. Сев. Пайёрский + в. 1217 м (Сев. Пай-Ёр) (рад.,1А) - пер. Седло (н/к) - оз. Кёч-Пель-Ты - ст. Елецкая

5 Участники похода
Салтырев Александр
Опыт: 3 (с эл. 5) лр Кольский (2А); 1 (с эл. 5) лр Пол., Прип. Урал (1Б); 3 лр Вост. Саяны (1Б*); 3 гр Кавказ

Тюриков Александр
Опыт: 3 (с эл. 5) лу Кольский (2А); 1 (с эл. 5) лу Пол., Прип. Урал (1Б); 3 лу Вост. Саяны (1Б*); 3 (с эл. 4) гу Кавказ, Алтай

Шамин Максим
Опыт: 3 лу Вост. Саяны (1Б*)

Минкин Илья
Опыт: 4 лу Вост. Саяны (1Б*); 1 гу Зап. Кавказ; 2Б альп. у.



6 Подъезд и отъезд
Подъезд: поезд * 22 *Полярная Стрела* Москва - Лабытнанги. Отправление из Москвы в пятницу в 19 ч 20 мин, прибытие на ст. Елецкая в воскресенье в 13 ч 54 м http://www.tutu.ru/poezda/view_d.php?np=ffb85bf9. Годовой график движения поезда [http://www.tutu.ru/poezda/view_times.php?np=ffb85bf9].
Отъезд: поезд * 21 *Полярная Стрела* Лабытнанги - Москва. Отправление со ст. Елецкая в пятницу в 11 ч 14 м, прибытие в Москву в воскресенье в 4 ч 55 м http://www.tutu.ru/poezda/view_d.php?np=b2142576. Годовой график движения поезда [http://www.tutu.ru/poezda/view_times.php?np=b2142576].
Возможен также подъезд/отъезд на прицепных вагонах к поезду Москва-Воркута ** 376/375.

7 Подробная нитка маршрута по дням
22 марта
Ст. Елецкая - ур. Вылыс-Хановей
За день пройдено 10,2 км. Перепад высот 100 м --> 200 м = 100 м

23 марта
Место ночевки (МН) - руч. Бабья-Вож - слияние руч. Янас-Шор с р. Харута
За день пройдено 18,7 км. Перепад высот 200 м --> 150 м --> 250 м = 150 м

24 марта
МН - руч. Янас-Шор - пер. Хара-Матолоу (500 м, н/к) - оз. Монта-Лор - р. Бол. Хара-Матолоу
За день пройдено 24,6 км. Перепад высот 250 м --> 500 м --> 250 м = 500 м

25 марта
МН - водораздел на правый приток р. Бол. Хара-Матолоу - пер. Пайтанёлский (680 м, н/к) - Ю-В гребень в. Пайта-Нёл
За день пройдено 12,1 км. Перепад высот 250 м --> 350 м --> 300 м --> 800 м = 650 м

26 марта
МН - траверс: Ю-В гребень в. Пайта-Нёл + в. Пайта-Нёл (1156 м) + пер. Обманный (1100 м) (н/к) - радиальный выход на в. 1375 м (Лох) (н/к) - спуск с пер. Обманный на север (1Б) - озеро 513 м
За день пройдено 10,9 км + 4 км рад. Перепад высот 800 м --> 1156 м --> 1100 м --> 1375 м --> 1100 м --> 513 м = 1550 м

27 марта
МН - обход безымянной вершины 1300 м озеро в истоках р. Бол. Хара-Матолоу
За день пройдено 9,3 км. Перепад высот 513 м --> 450 м --> 750 м = 350 м

28 марта
МН - исток левой составляющей р. Бол. Хара-Матолоу - пер. Высокий (рад., 1100 м, 2А, в режиме первопрохождения) - пер. Зап. Хара-Матолоу (рад., 1100 м, 1А, в режиме первопрохождения)
За день пройдено 5,3 км + 3 км рад. Перепад высот 750 м --> 950 м --> 1100 м --> 950 м --> 1100 м --> 950 м = 1200 м

29 марта
МН - пер. Арка-Матолоу (650 м, н/к) - исток руч. Вон-Кую-Юган - водораздел на руч. Харута-Шор
За день пройдено 12,2 км. Перепад высот 950 м --> 650 м --> 550 м --> 600 м --> 550 м = 500 м

30 марта
МН - водораздел на р. Харута - р. Харута - пер. Сев. Пайёрский (1000 м) + в. 1217 м (Сев. Пай-Ёр) (рад., 1А) - пер. Седло (840 м, н/к) - оз. Кёч-Пель-Ты
За день пройдено 16,3 км + 4 км рад. Перепад высот 550 м --> 600 м --> 550 м --> 700 м --> 1000 м --> 1217 м --> 700 м --> 840 м --> 725 м --> 750 м = 1550 м

31 марта
Вынужденная дневка

1 апреля
МН - р. Прав. Кеч-Пель - увал Каче-Мыльк - истоки руч. Вёрга-Шор
За день пройдено 31,6 км. Перепад высот 750 м --> 300 м --> 350 м --> 150 м = 700 м

2 апреля
МН - руч. Вёрга-Шор - ст. Елецкая
За день пройдено 9,8 км. Перепад высот 150 м --> 100 м = 50 м

8 Аварийные выходы
Из долины р. Бол. Хара-Матолоу (из-под перевалов Обманный, Высокий и Зап. Хара-Матолоу) аварийный выход возможен через перевалы Хара-Матолоу (н/к) или Арка-Матолоу (н/к) на ст. Елецкая.
Из-под пер. Сев. и Зап. Пайёрские напрямую на ст. Елецкая.
В случае если бы группа продолжила маршрут по заявленному графику, то аварийный выход от южных склонов перевалов Высокий и Блюхера возможен только на ст. Елецкая после прохождения одного из этих перевалов.

9 Изменения маршрута и их причины
В связи с превышением сложности пер. Высокий по сравнению с приведенной в литературе (2А вместо 1А-1Б) и крайне плохой и неустойчивой погодой отказались от сквозного прохождения этого перевала с дальнейшим прохождением перевалов Бурхойлинский (н/к) и Блюхера (1Б) и ограничились радиальным выходом. Также в связи с плохой погодой (29 марта) отказались от прохождения разведанного накануне пер. Зап. Хара-Матолоу (1Б) и прошли пер. Арка-Матолоу (н/к). От сквозного прохождения пер. Сев. Пайёрский (1Б) отказались по причине некоторой нелогичности включения его в нитку маршрута и ограничились радиальным восхождением на него по не определяющей стороне (1А) с дальнейшим подъемом на в. 1217 м (Сев. Пай-Ёр) (1А). От восхождений на в. Пай-Ёр (1Б*) и в. 1330 м (Зап. Пай-Ёр) (1А-1Б) отказались по причине плохой погоды 31 марта и 1 апреля.

10 Техническое описание
Понятия *правый* и *левый* даны орографически, кроме отдельно оговоренных случаев.
Темп движения группы средний.
Понятие *снежный склон* означает как чисто снежный, так и чисто фирновый склон, но чаще всего комбинированный. Могут присутствовать небольшие россыпи камней. В случае не оговоренного характера склона подразумевается именно такой склон. В разные годы он зависит от количества снега, направления ветров, температуры воздуха. В этом году по сравнению с прежними походами в этот район в тундре и на С предгорьях было достаточно малое количество снега. Местами встречались обширные пространства каменных россыпей и пожухлой травы. Количество снега на Ю склонах оценить не смогли, но малоснежных мест не было.

22 марта
Погода: переменная облачность, слабый ветер, над горами висят облака.
От ст. Елецкая по зимнику переходим р. Елец и в прибрежных деревцах зарываем в снег заброску - тапочки и сменную одежду на обратную дорогу. Далее двигаемся по тундре в Ю-В направлении.



Проходим в стороне от пасущихся оленей и двух чумов.





Встаем на ночевку перед ур. Вылыс-Хановей.

23 марта
Погода постепенно портится, к вечеру сплошная облачность, достаточно сильный южный ветер, гор почти не видно.
Продолжаем двигаться в Ю-В направлении по тундре. Пересекаем ур. Вылыс-Хановей, руч. Бабья-Вож, выходим к р. Харута и идем вдоль нее на юг. Проходим несколько рощиц высокого кустарника и лиственниц.



Перед впадением руч. Янас-Шор встаем на ночевку в большом лиственничном перелеске. Здесь за складками местности почти безветренно. Палатку мы взяли у нашего друга Саши Конощенко, с которой он прошел 2 кайтовых похода по Пол. Уралу-Ямалу.





24 марта
Погода продолжает портиться, после обеда сильный западный ветер и плохая видимость.
Идем вдоль руч. Янас-Шор в Ю-В направлении. Снега мало, местами только камни и пожухлая трава.



Постепенно начинаются горы. Подходим к пер. Хара-Матолоу (500 м, н/к) сначала по небольшому короткому каньону, а затем под левым почти бесснежным бортом долины. На перевал поднимаемся на лыжах по снежному склону крутизной до 20о. Слева п/х виднеется старая тракторная дорога. По ней подъем положе, но мало снега и много камней.





С южной стороны перевал представляет собой немного всхолмленное плато. По короткому 5о склону съезжаем к оз. Монта-Лор и начинаем двигаться на запад по левому истоку р. Бол. Хара-Матолоу. Сильный встречный ветер, видимость падает до 100-200 м. Через 2 км поворачиваем налево, еще через 1 км слияние с правым истоком. Движемся на Ю-В по широкой долине р. Бол. Хара-Матолоу. Теперь ветер почти попутный, видимость немного улучшается, видны борта долины. Проходим красивый необозначенный на карте 500 м каньон. Местами открытый лед, выходов воды нет.





Встаем на ночевку в месте впадения ручья вытекающего из озера с отметкой 513 м.

25 марта
Погода: всю ночь и рано утром сильный ветер, сплошная облачность; часам к 8 выглядывает солнце, небо очищается и постепенно стихает ветер. Весь день тихая солнечная погода.
Через 1 км пути р. Бол. Хара-Матолоу входит в каньон.



Мы по короткому 10о склону начинаем подниматься на водораздел с правым безымянным притоком р. Бол. Хара-Матолоу.



Ручей течет по пологой широкой долине. Правый борт - отвесные стены в. Пайта-Нёл.



Проходим мимо нежилого балка - вагона на полозьях. Нет крыши, окон, внутри все стены разрушены, но печка сохранилась.



Траверсом правого борта долины начинаем подниматься на пер. Пайтанёлский (680 м, н/к). Подъем пологий, до 15о.



Невдалеке виднеются несколько вбитых в склон труб, бочка и сооружение похожее на маленькую буровую. Немного не доходя до седловины перевала поворачиваем п/х направо и начинаем подниматься в сторону в. Пайта-Нёл по ее пологому (~10о) и широченному Ю-В гребню.



Ночуем на полпути к вершине на высоте 800 м. Вечер и ночь звездные и безветренные.

26 марта
Погода: утро и день солнечные и безоблачные, на плато сильный ветер; вечером появляются облака.
Продолжаем поднимаемся на лыжах на в. Пайта-Нёл. Вершина представляет собой вытянутое с востока на запад каменистое плато. Высшая точка 1156 м явно не выражена, на ней стоит триангуляционная вышка.




Вид с в. Лох на в. Пайта-Нёл. Справа пер. Обманный


От вершины идем на запад в сторону пер. Обманный (1100 м, 1Б). На седловине оставляем рюкзаки и на лыжах идем в радиалку на в. Лох по ее пологому (~10о) и широченному Ю-В гребню. До вершины 4 км.


В. Лох, пер. Лох и в. Сев. Лох с края плато Пайта-Нёл


По пути пытаемся разглядеть спуск с пер. Обманный на север, но он идет по кулуару и не просматривается. С в. Лох пытаемся рассмотреть пер. Высокий, но виден только южный не определяющий склон - снег крутизной не более 30о. Северный склон закрыт ребром вершины.



К С-В от в. Лох находится безымянная платообразная вершина высотой 1300 м (далее по тексту будем ее называть в. Сев. Лох), а между ними безымянный перевал ориентировочно 1Б-2А (далее по тексту будем его называть пер. Лох).
Его западный склон - скально-снежно-осыпной крутизной до 35о.



Восточный - внизу снег крутизной до 40о, вверху короткий снежно-скальный пояс
крутизной до 45о.



Перевал не имеет самостоятельного значения. Его прохождение займет примерно столько же времени, что и обход в. Сев. Лох с севера. Логичным представляется траверс: в. Лох - пер. Лох - в. Сев. Лох с последующим спуском на север (ориентировочно 1Б). Спуск с в. Лох м на пер. Лох и подъем с него на в. Сев. Лох - снежно-скальный гребень шириной в несколько метров и крутизной до 30о.



Спуск с в. Сев. Лох на север - скально-снежно-осыпной склон крутизной около 30о. Также можно подняться на в. Сев. Лох из южного цирка по снежно-осыпному склону крутизной до 35о.




Панорама с в. Лох


Возвращаемся на перевал, одеваем кошки, саночки и лыжи убираем в рюкзаки. Спуск с пер. Обманный на север - крутые, присыпанные снегом, камни. Мы прошли в кошках от седловины около 150 м на запад и начали спускаться траверсом вправо по 20о-25о снежному склону от одной каменной россыпи к другой.



Подойдя под седловину (250-300 м), поворачиваем налево и спускаемся по 35о снежному склону напрямую вниз около 100 м до небольшого цирка. В верхней части спуска достаточно плотный фирн, в нижней глубина тропления 25-30 см.



Пройдя небольшой цирк, спускаемся по длинному 10о-25о кулуару. Правый борт - присыпанные снегом камни, левый - достаточно плотный фирн. Непосредственно в кулуаре глубина тропления до 50 см.





В целом лавиноопасность спуска с перевала не высокая. При большем количестве снега он может стать более лавиноопасным. Выходим в долину безымянного правого притока р. Бол. Хара-Матолоу.



Немного не доходя до озера с отметкой 513 м, встаем на ночевку.

27 марта
Погода: с утра и днем сильный южный ветер, плохая видимость; под вечер видимость улучшилась, но сильный ветер остался.
Короткий пологий спуск по долине ручья выводит к озеру с отметкой 513 м.



Далее поворачиваем налево, и не спускаясь в долину р. Бол. Хара-Матолоу начинаем траверсировать восточные и северные склоны в. Сев. Лох. К северу от вершины находится небольшое озерцо. Здесь, где под прикрытием склонов почти не дует, встаем на ночевку.





Подходить ближе под пер. Высокий при таком сильном ветре не рискуем.

28 марта
Погода: до обеда переменная облачность, небольшой ветер; после обеда погода начинает портиться.
По правому борту левого притока правой составляющей р. Бол. Хара-Матолоу (река течет в необозначенном на карте каньоне) поднимаемся под пер. Высокий (отметка 976 м).



У подножия перевала находится не обозначенное на карте небольшое озерцо. Сложность северного склона пер. Высокий явно превосходит указанную в (4) 1А-1Б, скорее это 2А.



Решаем изменить нитку маршрута, и идем на перевал радиально. Поднимаемся на седловину в кошках на 3 такта за 1 ч без навешивания перил. В нижней части снежный склон длиной до 100 м и крутизной до 40о, в верхней части снежный склон между скальных выходов длиной до 100 м и крутизной 45о-50о. Снег достаточно плотный, иногда для формирования хорошей ступеньки требовалось 2-3 удара ноги. Один раз пришлось перелезть через 3-х метровый простой обледенелый скальный выход. Поднимались практически по прямой до скального выхода перед седловиной, далее 20 м траверсом влево. При прохождении перевала с вещами пришлось бы провешивать до 200 м перил. Сложность перевала превосходит сложность таких находящихся неподалеку перевалов 1Б, как Западный, Северный, Восточный Пайёрские и Спартак (перевалы ранее были пройдены некоторыми участниками группы). Считаем, что пер. Высокий имеет сложность 2А. При большем количестве снега перевал станет лавиноопасным.





Седловина перевала большая, шириной и длиной в несколько десятков метров.


Вид с пер. Высокий на в. Блюхера




Вид с пер. Высокий на в. Лох


Рассматриваем варианты подъема на пер. Зап. Хара-Матолоу (1100 м, 1Б). Где находится седловина не понятно * то ли это незначительное понижение длинного С-З гребня в. Блюхера, то ли это седловина между двумя небольшими безымянными вершинками немного севернее. В любом случае подъем по снежному склону с небольшими каменными россыпями крутизной около 30о, сложность 1А.




Пер. Зап. Хара-Матолоу с подходов к пер. Высокий


С пер. Высокий спускаемся по пути подъема за 30 мин.









Ставим около озерца палатку, обедаем.



Затем идем в радиалку на пер. Зап. Хара-Матолоу. По короткому 35о снежному склону поднимаемся в верхний цирк (другой вариант подъема - спуститься вниз по долине не более 1 км и по 15о-20о склону подняться к озеру). Отсюда видим пер. Высокий почти в профиль и можно оценить его крутизну.



Проходим по цирку около 500 м и по 30о снежному склону поднимаемся на С-З гребень в. Блюхера. В этом месте он практически пологий, шириной 5-7 м, снег с небольшими каменными выходами. Ближе к в. Блюхера гребень немного ссужается, возрастает крутизна до 20о, появляются камни.


Вид с пер. Зап. Хара-Матолоу в сторону в. Блюхера


Спуск с гребня на запад к правому истоку руч. Харута-Шор - снежно-скально-осыпной склон до 35о с несколькими неявно выраженными гребнями и кулуарами.



Сложность спуска ориентировочно 1Б. Возвращаемся в лагерь по пути подъема.

29 марта
Погода: весь день сильный западный ветер и плохая видимость.
Из-за плохой погоды отказываемся от прохождения пер. Зап. Хара-Матолоу (1Б) и решаем идти пер. Арка-Матолоу (650 м, н/к). Движемся по левому борту ручья. В месте слияния с ручьем текущим из-под пер. Лох поворачиваем п/х налево и через 1 км практически без набора высоты оказываемся на том месте, что по карте отмечено как пер. Арка-Матолоу. В принципе пер. Арка-Матолоу можно назвать еще 3 седловины находящиеся в 1, 2 и 3 км севернее и соединяющие 2 истока самого левого притока правой составляющей р. Бол. Хара-Матолоу (точка 467 м) с истоками руч. Вон-Кур-Юган. Вокруг невысокие пологие увалы. После короткого 20о спуска движемся по широкой долине руч. Вон-Кур-Юган. В месте поворота долины с С-З направления на северное сворачиваем налево п/х и через пологий гребень переходим в долину руч. Харута-Шор. Постоянно дует сильный встречный ветер. Под левым берегом ручья находим надув, под которым почти не дует. Переходить против ветра следующий гребень совершенно не хочется, решаем вставать на ночевку.

30 марта
Погода: с утра хорошая солнечная, немного ветреная погода; к обеду разгоняются последние облака; к ночи облака появляются опять. На перевале и вершине ветер сильный.
Через пологий гребень переходим в долину р. Харута.


Вид с водораздела в верховья руч. Харута-Шор


По долине р. Харута поднимаемся до подножия пер. Седло.



Здесь оставляем рюкзаки, берем кошки, ледорубы и идем в радиалку на пер. Сев. Пайёрский (1000 м, 1Б) и в. Сев. Пай-Ёр. До перевала 3,5 км, идем на лыжах. Перевальный взлет с этой стороны не определяющий, 1А.



Оставляем лыжи, одеваем кошки. По 100 м фирновому склону до 25о выходим на широкую и протяженную седловину, повсюду торчат большие камни.


Вид с пер. Сев. Пайёрский на вершины Сев. Пай-Ёр, Хойла и пер. Вост. Пайёрский


Далее идем на в. Сев. Пай-Ёр (1А). Подъем идет по широкому фирновому гребню небольшими ступенями до 35о.



Ярко выраженной вершины нет, это гребень шириной 5-7 м, по которому возможен траверс на север до в. 1292 м (ориентировочно 1А, спуск более сложный).


Круговая панорама с в. Сев. Пай-Ёр


По пути подъема возвращаемся к своим рюкзакам, и начинаем подниматься на пер. Седло (840 м, н/к). Для этого необходимо обойти с севера под в. 902 м нависающие снежные надувы.



Подъем на лыжах по снежному склону до 20о. Седловина - ровное плато. На юго-восток отходит гребень к в. Пай-Ёр.



К оз. Кёч-Пель-Ты спускаемся по снежному, с каменными россыпями, склону крутизной до 20о.


Спуск к оз. Кёч-Пель-Ты. Справа в. Зап. Пай-Ёр


Проходим озеро и встаем на ночевку на его Ю-В берегу под скально-осыпным холмом-останцем.



31 марта
Погода ночью испортилась: сильный южный ветер, снег, плохая видимость.
Вынужденная дневка. По плану сегодня должны были быть восхождения на в. Пай-Ёр и в. Зап. Пай-Ёр.

1 апреля
Погода немного лучше вчерашней, но все равно не располагает к восхождениям.



С утра немного ждем, что распогодится, затем собираемся и уходим вниз в сторону ст. Елецкая. В тундре видимость немного лучше и послабее ветер, но он по-прежнему южный и достаточно теплый.



Под вечер начинается подлип (хотя у всех пластиковые лыжи) связанный с постоянно идущим мелким снегом. Встаем на ночевку в районе истока руч. Вёрга-Шор.

2 апреля
Погода с утра аналогична вчерашней, идет небольшой снег; к полудню небольшое прояснение, но остается достаточно сильный ветер, все горы в облаках.





Сильный подлип, последние 10 км до станции идем 3 ч. На вокзале сидит группа из Котласа, сегодня через пару часов она уезжает домой. Билеты нам поменять не удается, нет мест. После долгих прений решаем оставаться ночевать на вокзале.



3 апреля
Погода немного проясняется, слегка похолодало, но по прежнему достаточно сильный ветер и все горы в облаках.
Уезжаем домой.

11 Потенциально опасные участки, препятствия, явления на маршруте
Лавины
Судя по заснеженности тундры и окружающих гор, снега было достаточно мало. На склонах глубина тропления без лыж обычно не превышала 15 см. Лавинная опасность на пройденном маршруте была минимальная. При большем количестве снега она может возрасти.
Карнизы
С большинства хребтов, гребней и плат, круто обрывающихся вниз, свисают карнизы. Надо стараться избегать движения под ними, а в случае невозможности этого идти с соблюдением дистанции, распущенными лавинными лентами, выставлять наблюдателей. При движении по плато нельзя подходить близко к краю.
Пурга, ветер
Пурга на Полярном Урале вещь неизбежная, ее может не быть и неделю, а может продолжаться 2-3 дня. В среднем на каждые 4-5 дней похода надо закладывать один день пурги. У нас была аномально теплая погода (0*-5 оС) с плохой видимостью и достаточно сильным ветром. При этом была возможность двигаться как по тундре, так и через некатегорийные перевалы. Из-за плохой погоды маршрут был частично сокращен и упрощен.
Для противостояния ветру требуется психологическая устойчивость, хорошая не продуваемая одежда, горнолыжные очки, поларовые маски.
Подлип
Достаточно сильный подлип (даже при наличии у всей группы пластиковых лыж) был последние 2, когда температура воздуха была около 0 оС, и шел снег. Возможно, следует брать обычные парафиновые свечки.
Реки
В конце марта - начале апреля все реки и ручьи еще подо льдом. На всем маршруте не видели ни одной промоины или выхода воды поверх льда. В случае более позднего окончания маршрута и ранней весны р. Елец может вскрыться, и будут проблемы с ее переходом (7).
Выводы
Большинство потенциально опасных участков и явлений можно обойти или избежать при правильной тактической и технической подготовке группы.

12 Расчет категории сложности похода
Расчет производится согласно Методике категорирования лыжных маршрутов (8).
Характеристика маршрута: пройденный путь П = 172 км; продолжительность t = 12 полных дней, из них 10 ходовых дней, 2 дня отсидки из-за непогоды; перепад высот В = 7,3 км; число локальных препятствий ЛП = 4 (1А рад = 2, 1Б = 1, 2А рад = 1), из них 1А рад и 2А рад в режиме первопрохождения, ТС > 0. Предварительно оценив маршрут 3 категорией сложности, при Т > 0 (ЭП min-max = 230 - 270 км), просчитаем его сложность.
1. Соответствие минимальной протяженности:
П = 172 км < П min = 180 км;
2. Соответствие минимальному количеству ЛП:
ЛП = 1 + 3 рад > ЛП min = 1 + 1 рад;
3. Совершенная работа:
Т = (2 ? 2) + (1 ? 4) + (1 ? 6) = 14 > Т min-max = 4 - 10 (для *четверки* Т min = 12);
4. Соответствие минимальной технической сумме:
ТС = (В + Т) = 7,3 + 14 = 21,3 > ТС min-max = 7 - 13 (для *четверки* ТС min = 17);
5. Фактическая эквивалентная протяженность пройденного маршрута:
ЭПфакт = П + 5?ТС = 173 + 5?21,3 = 278,5 км > ЭПфакт min-max = 230 - 270 км (для *четверки* ЭП min = 300 км);
Вывод: пройденный маршрут (при Т > 0) по протяженности на 8 км короче требований к 3 к/с; по эквивалентной протяженности превышает максимальное требование к 3 к/с; по совершенной работе и технической сумме соответствует требованиям к 4 к/с; поэтому согласно п. 11.8 Методики, он может быть оценен как маршрут 3 с элементами 4 к/с.

13 Снаряжение, раскладка
Личное специальное снаряжение: система, блокировка, прусик, 3 карабина, зажим tibloc от Petzl, кошки, ледоруб (у одного айсбайль), лавинная лента, ветрозащитная маска. Понадобились: ледоруб, кошки и ветрозащитная маска.
Общественное специальное снаряжение: веревка 8 мм 50 м, 1 лавинный лист, насаживаемый на ледоруб, 1 штыковая лопата, 2 расходных петли, 2 фирновых ледобура, 1 спусковое устройство (восьмерка). Понадобились: лавинный лист и 2 фирновых ледобура (закрепление дополнительных оттяжек палатки), штыковая лопата (заготовка снежных кирпичей для стенки и для готовки еды).
Лыжи у всех пластиковые: 2 пары backcountry с тросиковыми и ski-tour креплениями и 2 пары горных с тросиковыми и ski-tour креплениями. Трое использовали камуса, один мази держания.
Палатка самодельный шестигранный четырехместный шатер. Центральный кол связывали из двух лыж.
Кастрюля 2,5 л и чайник 3 литра. Горелки Kovea KB-9602 и TKB-9703-1. Стеклоткань. По 7 газовых баллонов Kovea*220 г (израсходовали примерно по 5). Ножовка для снега. Ремнабор. Аптечка. GPS.
Съемку проводили тремя цифровыми фотоаппаратами.
Питание общественно-индивидуальное. Общественная часть 230 г, остальное по желанию. На обед готовили только чай.

14 Итоги похода
Из-за очень плохой погоды маршрут был пройден по сокращенному и упрощенному варианту (вместо 4 к/с получилась 3 к/с). Но эти упрощения касаются только хорошо известных и многократно описанных в литературе участков (перевалы Блюхера, Сев. и Зап. Пайёрские, вершины Блюхера, Пай-Ёр и Зап. Пай-Ёр). Исследовательская часть похода выполнена в полном объеме. Пройдены:
1) единожды описанный в 1977 г. пер. Обманный;
2) единожды описанный в 1981 г. траверс: пер. Пайтанёлский - в. Пайта-Нёл - пер. Обманный - в. Лох;
3) совершены радиальные выходы по неописанным сторонам на перевалы Высокий и Зап. Хара-Матолоу.
Кроме того, изучены и сфотографированы нигде не упоминающиеся перевал и вершина к северу от в. Лох (наши названия - пер. Лох и в. Сев. Лох).
В заключении хочется добавить, что, не смотря на погоду, группа просто хорошо отдохнула. Как говориться: лучше дождливый день на рыбалке, чем солнечный на работе.

15 Литература
(1) Отчет * 4220 в библиотеке МГЦТК о походе 5 к/с под руководством Лазарева В. Н. в 1981 г.
(2) Отчет о походе 5 к/с группы г. Набережные Челны под руководством Дятлова Л. М. в 1977 г. http://tourism.intat.ru/reports/69/,
а также отчет * 3293 в библиотеке МГЦТК http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=31836&page=1.
(3) Отчет о походе 5 к/с группы Челябинского городского клуба туристов *Родонит* под руководством Кочурина В. А. в 2002 г. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?278.
(4) Отчет о походе 5 к/с группы Санкт-Петербургского Государственного Университета под руководством Бекетова К. Н. в 1999 г. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?8.
(5) Отчет о походе 3 к/с группы Саратовского областного клуба туристов под руководством Постнова Д. Э. в 2003 г. http://chaos.ssu.runnet.ru/tur/Pajer/paier03/polar-otch03.html.
(6) Отчет о походе 5 к/с группы Воркутинского городского туристского клуба *Дриада* под руководством Чижика С. Л. в 2002 г. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?223.
(7) Отчет о лыжном походе 4 к/с под руководством В. Тюнькова в апреле 2000 г. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?30
(8) Методика категорирования лыжных маршрутов (Вариант 6 от 23.09.05) http://www.tssr.ru/files/materials/588/SkiMetod2006.doc