LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



зимние тренировки на скалах
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

ОТЧЕТ о лыжном путешествии пятой категории сложности по Полярному Уралу

КАРЕЛЬСКИЙ ОБАСТНОЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ И ЭКСКУРСИЯМ

ОТЧЕТ

о лыжном путешествии пятой категории сложности по Полярному Уралу.

Маршрут: пос. Хальмер-Ю - р. Кара - оз. Оче-Ты - г. Нэтэм-Пэ - пер. Кривой - р. Нярма-Яха - г. Хауута-Саурей - пер. Вездеходный - пер. Вос. Байдарата - оз. Б. Щучье - р. Ноде-Яга - р. Б. Уса - р. Б. Пайпудына - пос. Полярный

 

Руководитель группы: Красильников С. А.

 

Петрозаводск 1989 г.

Содержание отчета

Аннотация.
1. Справочные сведения о путешествии

2. Сведения об участниках

График движения и метеоусловия на маршруте

Подъезд к начальному пункту и отъезд из конечного пункта маршрута

Часть 1.

1.1.  Общая характеристика района путешествия

1.2.  Выбор и характеристика маршрута

Часть 2.

2.1.  Техническое описание маршрута

2.2.  Обеспечение безопасности на маршруте

Часть 3. Материальное обеспечение путешествия

3.1. Общественное снаряжение

3.2. Личное снаряжение

3.3. Питание на маршруте

3.4. Походная аптечка

3.5. Ремонтный набор

3.6. Смета расходов

3.7. Нагрузка участников на выходе

Часть 4. Итоги путешествия

АННОТАЦИЯ

Лыжный маршрут пятой категории сложности проходит по северной горнотундровой части Полярного Урала. Маршрут включает участки, практически не посещаемые туристами-лыжниками и позволяет ознакомиться с одним из красивейших районов советского Севера. Сочетание мягких форм тундрового рельефа с ярко выраженными альпийскими вершинами, глубокие должны, ледниковые кары, озера, со вздымающимися над ними километровыми скальными стенами, узкие каньоны с ледопадами и снежными надувами оставляют неизгладимое впечатление. Обогащают поход и частые встречи с представителями тавотного мира Полярного Урала - куропатками, зайцами, часто встречаются следы росомахи.

Весь маршрут проходит в безлесной зоне - ночевки в палатке или иглу с применением примусов.

Прохождение отдельных участков требует владения горной тех­никой и знания всеми участниками правил организации страховки и самостраховки на снежно-ледовых склонах.

На маршруте можно ознакомиться с жизнью коренных жителей-ненцев, охотников и оленеводов. Рекомендуемое время проведения путешествия - конец марта-апрель.

I. Справочные сведения о путешествии.
1. Район путешествия - Полярный Урал (северная часть)
2. Время проведения похода 27.03.89 - 16.04.89
3. Маршрут: пос.Хальмер-Ю - р.Кара - оз.Гнееть-ты - руч.Треххвостый-р.Лымбато-Яга - оз.Оче-Ты - г.Нэтэм-Пэ - р.Б.Кара -руч.Тиз-Неза-Шор - пер.Кривой - р.Нерма-Яга - г.Хуута-Саурей - пер.Вездеходный-р.М.Хуута - пер.Вост.Байдарата - оз.Б.Щучье - р.Ноде-Яга- р.Ворча--Шор -р. Б.Уса - р.Пайпудына -пос.Полярный.
4.Способ передвижения - Лыжи.
5. Протяженность маршрута - 301 км
6. Продолжительность - 16 дней
7. Количество участников – 6 человек
8. Всего ходовое время - 70,1 ч
9. Средняя скорость передвижения 4,3 км/ч 10. Общее количество ночевок -15
11. Путешествие организовано и проведено на базе турклуба «Факел» НПО "Петрозаводскбуммаш" г. Петрозаводска
12. Заявочные материалы рассмотрены и утверждены Российской МКК. Маршрутная книжка №21/5.
13. Группа состояла на учете КСС г. Петрозаводска и г. Воркуты.

2. Сведения об участниках.

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Год рожде ния

Место работы

Домашний адрес

Обязанности в группе

туристский опыт

1

Красильников Сергей Александрович

1951

 

 

руководитель

V (у) Западный Саян
IУ (р) Западный Саян
IV (р) Кольский п-ов

2

Смирнов Владимир Геннадиевич

1956

 

 

участник

IV (у) 3ападный Саян
IV (у) Кольский п-ов

3

Югелайнен Владимир Николаевич

1953

 

 

завхоз

IV (у) Кольский п-ов

4

Клименко Евгений Георгиевич

1962

 

 

участник

I У(у)Кольский п-ов
I V (у) Полярный Урал

5

Пикалев Виктор Александрович

1954

 

 

реммастер

IV (у) Кольский п-ов

6.

Коннов Сергей Максимович

1957

 

 

участник

IV (у) Кольский п-ов

3. График движения, метеоусловия.

Дни пути

Дата

Участок пути

км

Ходо­ вое время

(мин .)

Характер основных естественных препятствий

Метеоусловия

Примечание

I

2

3

4

5

6

7

8

I

28.03

Пос . А варийный - р . Б .К ара

28

300

Подъемы и спуски (до 5-Кг)

перепад высот до 30м

T = 18°, 15°, 26°С Ветер воет, слабый, ясно

азимут 62

2

29.03

р . В . Кара - оз . Гнеть -Ты

29

340

-«-

t = 20°, 18°, 20°С Сильный вост . ветер, поземка , ясно

-«-

3

30.03

оз . Гнеть-ы - руч. Треххвостный - р .Л ымбато -Яга - оз. Оче-Ты

23

360

Преодоление склонов до 20

t = 7 °, 5 °, 3°С

Ветра нет, ясно

Вечером дымка , видимость З0 -50м

4

« 51.03

Восхождение на г. Нэтэм -Пэ (1363 м)

13

420

Подъем и спуск по снежно - ледовому склону

t= 15°, 18°, 22°C

Движение по склону в связках с применении кошек и ледорубов

5

01.04

оз. Оче-ы - р. В. Кара - пер. Кривой - р. Нярма-Яга

24

295

Преодоление склонов до 20-30

t = 19°, 18°, 22°С Ясно, ветра нет

 

6

02.04

Восхождение на г. Хуута - Саурей (1345 м )

16

440

Подъем и спуск по снежно - ледовому склону крутизной до 5 О -60 1

t =19 °, 18°, 22°С Ясно, ветра нет

Движение по склону в связках с применением кошек и ледорубов

7

03.04

р. Нярма-Яга - пер. Вездеходный - р.Хуута

21

300

Преодоление склонов до 20-30

t =19°, 18°, 10°C Ясно, ветер слабый после обеда ветер усилился, поземка

*

8

04.04

р.М.Хуута- верховья р.Бай-дарата

11

130

Преодоление склонов до 20- -30*,спуск в истоки р.Бай-дарата 45-50°

t =8°,10°,22°С Утром снегопад, ветер, видимость 50-100м. Вечером ясно, ветра нет

Очень резкое изменение погоды

3

05.04

Верховье р.Байдарата, Южный ручей

2

50

Ночью очень сильный север­ ный ветер около 30-40м/сек

t =24°, 5°, 4°С, снегопад, сильный северный ветер. Видимость 30-50м

Очень резкое изменение погоды. Темпе­ ратура повыси лась от -24°С до -6°С за один час

10

06.04

Верховье р.Байдарата-пер.Вост Байдарата-оз.Б.Щучье

18

330

На спуске с перевала долины ручьев почти полностью за­вешены карнизами

t =16°,18°,20 ° С.Ясно Слабый северный ветер

Движения по долинам ручьев желательно избегать

11

07.04

оз.Б.Щучье

Дневка

t =18°,20 ° ,Ясно, небольшой северный ветер, 5-10м/сек

 

12

08.04

оз. Б.Щучье-р.Ноде-Яга-р.Ворча-Шор

29

270

Преодоление склонов 10-20°

t =19°, 20°, Ясно, ветер северный, слабый

 

13

09.04

р.Ворча-Шор - р.Б.Ходата-р.Б.Уса

21

320

Преодоление склонов крутизной 30-40°. Тропление при подъеме на перевал

t =20°, 15°, 10°С, Ясно, ветер слабый

 

14

10.04

Верховье р.В.Уса

 

"

Очень сильный ветер - 30-50м/сек

Т= 3-5°С, Снегопад сильный северный ветер, пурга

За сутки выпало около 400мм снега

15

11.04

р.Б.Уса -р.Б.Пайпудына

29

350

Движение во время сильной поземки при боковом ветре и ограниченной видимости

T =5°, 6°, 7°С. Сильный западный ветер 20-25м/сек, поземка. Видимость 100-150м

В первой половине дня тропление

16

12. 04

р. Б. Пайпудына - пос. Полярный

41

400

движение на спуск по долине реки по льду по вездеходной дороге

Итого : пройденной расстояние 301 км

общее ходовое время 70,1 часа

Средняя - скорость 4,3 км / час

4. Подъезд к начальному пункту и отъезд из конечного пункта маршрута.

Поезд Москва-Воркута прибивает в 13.00. Поезд Воркута-Хальмер-Ю отправляется ежедневно в 19.40 со станции Примыкание. Переехать с одного вокзала на другой можно на автобусе, остановка «площадь металлистов». Билеты до ст. Хальмер-Ю продаются только при наличии пропуска. На ст. Хальмер-Ю приехали в 22.00. Ночевали в общежитии шахты, рядом есть рабочая столовая. Утром подъехали на автобусе до развилки к пос. Аварийный, прошли около 1 км по дороге, встали на лыжи и 28.03.89 в 10.00 начали маршрут.

12.04.89 в 20.15 вышли в пос.Полярный (ст.110км). Ночевали в рабочей общежитии. 13.04.89 в 13.40 выехали поездом Лабытнанги-Сейда, в его составе есть вагон, который прицепляют к поезду Воркута-Москва.

Часть I

1.1. Общая характеристике района путешествия.
Полярный Уралом принято считать отрезок Урала от истоков реки Хулги на юге до горы Константинов Камень на севере. Площадь горной области района около 25000км2.
Большая часть территории совершенно не заселена, слабо изучена и реже, чем другие районы края, посещается туристами. Города и поселки расположены, в основном, вдоль Северной железной дороги между городом Инта и станцией Хальмер-Ю, а на ее ответвлении - между станциями Сейда и Лабытнанги.
Северная железная дорога и ее ответвления имеют станции и разъезды, откуда модно быстро попасть в горы.
Полярный Урал - один из наиболее сложных в туристском отношении районов Урала.
Характерная особенность рельефа северной части Полярного Урала, наряду с глубоким расчленением хребтов и массивов сквозными поперечными долинами, незначительная высота перевалов. Абсолютные высоты большинства перевалов через главный водораздел, отделяющий Европу от Азии, не превышают 300 м над уровнем моря; в тоже время относительные высоты хребтов близ перевалов достигают 1000 м . Особенно низкие перевалы (от 200 до 300 м) с пологими подъемами, расположены: между истоками реки Изья-Шор (правый приток Усы) и озером Малое Хадата-Юган-Лор, между верховьем Малой Кары и озером малым Щучьим, между верховьем Большой Кары и озером Большим Щучьим, между истоком Малой Усы (оз.Усваты) и верховьем Малой Щучьей.
Климат Полярного Урала, особенно его северной части, очень суровый. В декабре-феврале на предгорных равнинах морозы бывают иногда до -54 С. Высоко в горах, где зима примерно на месяц длиннее, чем на равнинах, морозы слабее и редко достигают -45 С. При ясной безветренной морозной погоде в горах наблюдается температурная инверсия, когда наверху на 15-25 теплее, чем в долинах рек и на предгорных равнинах. Средняя температура зимних месяцев несколько ниже, чем в других районах края, но сильные ветры и метели делают путешествие сложным и изнурительный. Особенно часты снежные бураны в горах, где скорость ветра доходит до 50-60 м/сек.
С октября по май здесь дуют в основном западные, северо-западные, юго-западные и северные ветры. Наибольшей, средней скоростью обладают северо-западные (12 м/сек.), наименьшей - западные и юго-западные (8 м/сек). В различных местах горной области бывает от 56 до 118 дней с буйным ветром, дующим- со скоростью более 15 м/сек.
По количеству метелей горная область Полярного Урала занимает одно из первых мест в нашей стране. Ежегодно в северной части бывает в среднем 165 дней с метелью, в южной - 137. Особенно много метелей с ноября по март (ежемесячно в среднем от 14 до 24 дней с метелью). В некоторые годы в северной пасти района в феврале или в марте метет почти ежедневно, но и в такие дни обычно можно идти. На равнинах метелей в 2-3 раза меньше, они менее продолжительны и ветер не достигает такой большой скорости, как в горах.
В начале марта солнце стоит выше горизонта почти 10 часов, в середине апреля - 15 часов, а в начале мая наступают белые ночи. Температура воздуха в марте и апреле редко опускается ниже -30 С, на равнинах в течение апреля бывает около 10 дней с метелью, а в большинстве горных районов - от 14 до 18. Зимняя погода, особенно в горах, непостоянна: быстрые переходы от ясных тихих дней к снегопадам, метелям, буранам.
Для лыжных походов северная часть района, несмотря на более суровые природные условия, в некоторых отношениях благоприятнее южной: здесь наряду с менее высокими и более пологими перевалами повсеместно очень плотный снег.

1.2. Выбор и характеристика маршрута.
Основная нитка нашего маршрута: пос.Хальмер-Ю - р.Б.Кара -г. Нэтем-Пэ - р.Нярма-Яга - г.Хуута-Саурей- р.М.Хуута- р.Байдарата-оз. Б.Щучье- р.Ноде-Яга - р.Б.Уса - р.Пайпудына - нос .Полярный - является, очевидно, не самой сложной из этого района, но позволяет достаточно полно ознакомиться с особенностями района. Группа впервые выбрала этот район для зимнего путешествия. При выборе нитки был использован отчет А.Разумовского за 1980 год, хотя, как оказалось, мы несколько расходимся с ним в тактических взглядах на построение похода. Район, безусловно, обладает уникальными климатическими особенностями. Ветер Полярного Урала - это просто неповторимая вещь. Наиболее интересными участками маршрута являются восхождения на вершины г.Нэтем-Пэ и г.Хуута -Саурей, а также участок верховья р.Байдарата.
На прохождение было запланировано 16 ходовых дней. Чтобы удержаться в этих рамках, группе пришлось изменить ранее запланированную нитку маршрута. Сквозное прохождение пер. Спартаковский и траверс хребта оз. М.Щучье мы решили не делать после подъема на плато г.Нэтем-Пэ, так как почти полное отсутствие снега наверху и большом количество острых камнем делают невозможным движение с саночками.
Практически маршрут был пройден за 16 дней, как и планировалось.

Часть 2.

2.1. Техническое описание маршрута.
Техническое описание состоит из трех частей:
а) Начальная часть дохода ст.Хальмер-Ю - оз.Оче-Ты;
б) Основная техническая часть похода г.Нэтем-Пэ - г.Хуута-Саурей-система перевалов верховья р.Байдарата - оз.Б.Щучье;
в) Заключительная часть похода. р.Ноде-Яга - р.В.Уса- р.Пайпудына-ст.Полярный .
а) пос. Хальмер-Ю -р.Кара - оз.Гнеть-Ты –руч.Треххвостый-р.Льмбато-Яга- оз.Оче-Ты - Протяженность 80 км, ходовое время 1000 мин.
Утром 28.03, позавтракав в столовой, подъехали на автобусе до развилки к пос. Аварийный. Поселок заброшен, по тракторному следу вышли на остатки строений и азимутом 62° двинулись вперед. Погода отличная, но лыжи почему-то идут «туговато», это .явление мы так и не смогли объяснить, оно сопровождало нас весь поход. Весь день небольшие спуски и подъемы. На ночевку витали перед Большой Карой. Утром поднялся сильный встречный восточный ветер, поземка. При движении пришлось одевать пуховки и маски. К вечеру вышли в район оз.Гнеть-Ты. На третий день вошли по долине Б.Кары в горы, ветер слабый, ясно. Без трудностей прошли руч. Треххвостный, вышли в долину Лымбато-Яги. Здесь видимость резко упала, откуда-то сверху спустился густой туман. Придерживаясь правого склона, двигаемся вперед, в районе перевала круто взяли вправо, поэтому на перевал пришлось спускаться. На спуске туман исчез. Лагерь поставили чуть выше слияния ручьев Правый и левый Оче-Ты-Вист.
б) восхождение на г.Нэтем-Пэ -руч.Правый Оче-Ты-Вист - р.Б.Кара--руч.Тиз-Неза -Шор - пер.Кривой - р.Нярма-Яга - руч.Спартаковский -восх г.Хуута-Саурей - оз.Нярма-То - пер.Вездеходный - М.Хуута -система перевалов верховья р.Байдарата - пер.Вост.Байдарата -оз.Б.Щучье. Протяженность 104 км, ходовое время 2065мин.
В 9 час. утра 31.03.89 вышли из лагеря в сторону оз.Оче-ты. Подход к предполагаемому месту подъема занял около полутора часов. Погода отличная. Наиболее простой путь подъема на вершину с северо-восточной стороны. Здесь крутизна склона 60-70°, снег твердый, кошки, держатся хорошо. Нижняя часть склона - крутой снежник, чем выше, тем больше становится острых сланцевых камней. Плато представляет из себя что-то похожее на домашнюю терку для моркови. Поднимались в связках с одновременной страховкой. На подъем на плато ушло три часа. От плато до вершины еще около трех часов работы на некрутом (45-60) склоне, сплошь усыпанном камнями, мы поняли, что таком объем работы нам сделать будет трудно и на спуск сил и времени не останется. Надо было запланировать на плато промежуточный лагерь с горячим обедом, и выходить раньше из основного лагеря или ставить его ближе к месту подъема. Поэтому, хотя основной, наиболее сложный участок подъема был уже пройден и очень жалко было возвращаться, все же приняли решение спускаться. Спускались тем-же порядком с одновременной страховкой. Спуск занял два часа. В лагерь пришли в 18 часов.
Переход от оз. Оче-Ты до р. Нярма-Яга через перевал Кривой сложности не представляет. Восхождение на г. Хуута-Саурей спланировали с учетом ошибок, оделенных при восхождении на г.Нэтем-Пэ, т.е. через долину ручья Спартаковский вышли на предвершинного плато, сделали промежуточный лагерь с обедом и затем уже осуществили восхождение. Долина ручья Спартаковский очень красива: огромные каменные глыбы, снежные поддувы и голубой лед ручья. С южной стороны висит несколько громадных карнизов. По всей долине тянется цепочка свежих следов росомахи. До левого притоке долина очень узкая, заваленная каменными глыбами с большими поддувами и снежными ямами. Затем долина расширяется, и двигаться становится легче. На плато выходили в. районе крутого поворота долины на юг, дальше она становится просто непроходимой. Очень большое впечатление производит перевал Спартаковский, крутой ступенчатый каменно-ледовый сброс. Промежуточный лагерь установили на одной из площадок северного отрога. Крутизна предвершинного снежно-каменного склона колеблется от 45 до 50, наиболее крута предвершинная часть. Последний участок проходили на кошках в связках с одновременной страховкой. На движение от базового до промежуточного лагеря ушло три часа, на подъем от промежуточного лагеря до вершины ушло еще два часа, на спуск - один час. На спуск по ручью Спартаковскому ушло два перехода по 40 минут.
Движение через перевал Вездеходный до р. М.Хуута сложности не представляет.
Утром 04.04.89 начался снегопад, пошли сильные порывы ветра, поэтому вышли только после обеда, когда видимость увеличилась до 150-200 м. Первый перевальчик в верховье р.Байдарата очень прост- плавный подъем и спуск. Выход на второй перевал осуществляется траверсом склона по границе снежника, ниже вдет традиционная каменная «терка». Спуск с перевала крутой, но короткий, проходить лучше бея лык. Ночевали в долине ручья.
Утром 05.04.89 в 6 часов стоит отличная погода, t=-24 С. К 7 часам утра температура поднялась до -10 С, начался ветер. К 8 часам, когда сняли лагерь, t=-5 С, пошел снег, перевал Вост. Байдарата полностью закрыло, ветер начал усиливаться. Пройдя до долины следующего ручья, остановились, скова поставили палатку. После обеда ветер еще более усилился. Принялись за установку стенки. Место оказалось не очень хорошим для изготовления кирпичей. Я рассчитывал, что в долине ручья, где да остановились, ветер будет не очень сильный, но это оказалось не так. Ночью очередным порывом обвалило часть стенки и оборвало оттяжки у палатки. Пришлось вылезать из палатки и заниматься строительно-монтажными работами в экстремальных условиях. С ветром, такой силы никто из группы ранее не встречался, что-то около 40-45 м/сек. В 5 часов утра порывы начади слабеть и к 8 часам ветер полностью прекратился. Выйдя из палатки, мы не узнали место, где ее накануне ставили. Снег сохранился лишь в том месте, где стояла стенка, все остальное было подметено, словно метлой.
Подъем на перевал Вост.Байдарата занял два часа. Спускались справа от должны ручья, т.к.сама должна полностью завешена снежными карнизами. Затем внизу спустились в долину правого ручья и все же на выходе пришлось проходить под огромным снежным карнизом. В южном конце озера Б.Щучье вышли на балок геологов, где и ночевали.

в) р.Ноде-Яга - р.Б.Уса - р.Пайпудына -ст. Полярный. Протяженность 120 км, ходовое время 1340 минут.
Движение по долинам рек Ноде-Яга и Ворча-Шор сложности не представляет. На р.Б.Уса выходили, поднявшись по долине ручья, впадающего в р.Б.Хадата напротив устья Ворча-Шор. Пройти в долину Б.Уса без потери высоты не удалось, как первоначально мы рассчитывали. Пришлось спуститься полностью в долину р. Хадата и через небольшой перевальчик перелезть на Б.Усу.
Утром 10.04.69 опять -5 С, ветер, снегопад, видимость 20-30 м. Решили подождать улучшения погоды, тем более, что ветер встречный. 11.04.89 погода не изменилась, решили выходить. Первые два перехода пришлось тропить лыжню. Видимость колеблется дот 20 до 100 м. Идем на юг вдоль левого склона. В месте, где долина расширяется, пришлось ждать улучшения видимости, т.к. пошли на подъем, а на какой склон поднимаемся - правый или левый - непонятно.
Погода начала улучшаться только в районе г.Пайпудына. На ночевку встали в долине р.Пайпудына. На следующий день - отличная солнечная погода. Спуск до ст.Полярный особенностей не имеет. Последние 15 км шли по вездеходной дороге.

2.2. Обеспечение безопасности на маршруте.
Обеспечение безопасности на маршруте складывается из многих факторов:
-знание и соблюдение всеми участниками правил организации и проведения спортивных путешествий на территории СССР;
-психологическая, техническая и физическая подготовка всех участников;
-тактически грамотное построение и прохождение маршрута;
-умение ориентироваться в горной местности и в условиях ограниченной видимости;
-наличие соответствующего общественного и личного снаряжения и правильное его применение;
-рациональное питание на маршруте.
Поскольку первый пункт из этого списка комментариев не требует, остановимся вкратце на остальных.
Основой психологической, технической и физической подготовки является участие в предыдущих путешествиях. Группа с небольшими изменениями ходит совместно уже пятый год, есть свои специалисты по горной технике, ориентированию, умельцы по части изготовления снаряжения, на зияем психологические особенности друг друга. Все участники в достаточной степени владели техникой преодоления препятствий как на лыжах, так и с применением горной техники.
Строго соблюдались меры безопасности при прохождении лавиноопасных участков. При движении по долинам ручьев мы старались держаться на достаточном расстоянии от многочисленных карнизов, а при необходимости пересекали опасные участки по одному.
В отношении тактики мы придерживались общепринятых в лыжном туризме положений. День планировался так, чтобы на сон отводилось не менее 8-9 чаев, дневной обед занимал 2-3 часа, а чистое ходовое время 6-8 часов. Все это, конечно, зависело от походных условий и при необходимости варьировалось. Большое внимание уделялось равномерности движения, сохранения наиболее удобного для всех темпа. В условиях плохой видимости группа всегда двигалась очень компактно, хотя и при хорошей видимости интервал между участниками не превышал 50 м. Следует заметить, что при плохой погоде (сильный ветер, отсутствие видимости) мы не выходили на технически сложные участки, а предпочитали выжидать (пер.Вост.Байдарата), хотя хорошее снаряжение и соответствующая подготовка позволяли нам уверенно двигаться по более безопасные участкам (р.Кара, р.М.Уса) даже в условиях сильной пурги.
Для успешного прохождения маршрута на Полярном Урале необходимо умение хорошо ориентироваться в условиях ограниченной видимости.
Хорошее общественное и личное снаряжение, обеспечивающее защиту участников от ветра и низких температур на маршруте и во время отдыха, имеет решающее значение для успеха всего похода, мы использовали промышленную палатку типа "Зима". Каждую ночевку вокруг нее устанавливалась ветрозащитная стенка. Исключительно теплые спальные мешки на синтетическом утеплителе синтепон в сочетании с пенополиуретановыми ковриками обеспечивали полноценный отдых участников. Хорошо отлаженные примусы, кухня и автоклав позволили быстро и качественно организовать приготовление пищи.
Работоспособность участников на протяжении всего похода определяется правильным восполнением энергетических затрат, соблюдением режима питания, раскладка была достаточно хорошо продумана, были взяты высококалорийные питательные продукты.
Таким образом, тщательная подготовка к походу, пристальное внимание к вопросам обеспечения безопасности, строгое выполнение правил - все это способствовало безаварийному прохождению маршрута.


Часть 3. Материальное обеспечение путешествия.

3.1. Общественное снаряжение.

1. Палатка "Зима"

1шт.

3,2 кг

2.Кол палаточный

1шт,

0,8 кг

3.Спальные мешки 2-местные

3 шт.

15,0 кг

4.Примусы "Шмель"

3 шт.

3,8 кг

5. Кухня

1шт

1,5 кг

6.Сухое горючее

60шт.

0,6 кг

7.Автоклав 8л

1 шт.

1,7 кг

8.Кастрюля 6л

1шт.

0,8 кг

9.Дюралевые 10л

2шт.

1;5 кг

10.Бензин

20л

16,0 кг

II .Половник

1шт.

0,3 кг

12.Снеговая лопата

1шт

0,4 кг

13.Ножовки

2шт.

0,8 кг

14.Аптечка

1шт.

2,0 кг

15. Ремонтный набор

1шт

2,5 кг

16.Веревка основная

Зштх40м

7,5 кг

17.Фотоаппараты

Зшт.

2,0 кг

16.Термометр

1шт.

0,1 кг

Общий вес снаряжения 60,5 кг

3.2. личное снаряжение.

1. Лыжи «Бескид» I пара
2. Лыжные палки I пара

3. Ботинки с войлочными стельками и бахилами

I пара

4. Штормовой костюм

I шт.

5. Рукавицы

2 пары

6. Куртка теплая

I шт.

7. Рюкзак

I шт.

8. Очки темные

I шт.

7 Маска ветрозащитная

I шт.

10. Кошки

I пара

11. Обвязка

I шт.

12. Карабин

I шт.

13, Ледоруб

I шт.

14. Саночки

I шт.

15. Посуда

I шт.

Вес личного снаряжения 8,6 кг

3.3. Рацион питания.

грамм

Наименование продукта

Количество на 1 чел. в день

Количество на 6 чел. в день

Завтрак.

 

 

Каша (греча, рис, пшено)

80

480

Сухое молоко

35

250

Соломка (печенье)

35

210

Сахар

35

210

Чай

5

30

Соль

3

20

Масло сливочное

28

200

Перекус

 

 

Глюкозе, конфеты

28

170

Изюм

28

170

Чернослив

28

170

Чай

5

30

Обед

 

 

Суп с добавками

45

270

Тушенка

50

300

Сухари белые

30

210

Сало

50

300

Хадва

40

240

Чай

5

30

Сахар

35

210

Соль

3

20

Ужин

 

 

Макаронные изделия (рожки, вермишель, лапша)

100

600

Тушенка

70

500

Сухари белые

35

210

Сахар

35

210

Чай

5

30

Варенье клюква

20

120

Соль

3

20

Итого:

841

5210

3.4. Походная Аптечка.

Наименование медикаментов

Количество

1. Принадлежности и материалы

 

Бинт эластичный

I шт.

Бинты широкие

2 шт.

Бинты средние

4 шт.

Лейкопластырь

2 шт.

Вата

300 г

Пипетки

2 шт.

Термометр

I шт.

Ножницы

I шт.

2. Наружные средства.

 

Клем БФ 6

I фл.

Йод

I фл.

Перекись водорода

1 фл.

Эмульсия синтомицина 5%

I фл.

Спирт нашатырный

3 амп.

Эфедрин

2 фл.

Марганцовка

5 г

Стрептоцид белый (порошок)

I пачка

Крем «Луч»

2 тюбика

Гигиеническая помада

4 тюбика

3. Внутренние средства

 

Олететрин

I пачка

Тетрациклин

1 пачка

Сульфадимезин

I пачка

Термопсис

3 пачки

Пирамидон

I пачка

Анальгин

3 па чуй

Капли « Дента»(зубные)

I фл.

Энтеросептод

1 пачка

Фталазол

I пачка

Бессалод

I пачка

Валидол

2 пачки

Корвалол

2 пачки

4.Витамины

 

Аскорбиновая кислота

6 лачек

Витамин "С" с глюкозой

36 пачек

Витамин В1

200 шт.

Вес аптечки составил 2,0 кг
Стоимость 8 руб. 50 коп.

3.5. Ремонтный набор.

Наименование инструмента

Количество

Пассатижи

I шт.

Отвертка большая

I штг

Отвертка малая

I шт.

Напильник

I штг

Шило

I шт.

Шины для ремонта лык

4 шт.

Нос-лыжа

I шт.

Набор шурупов крупных

20 шт.

мелких

40 шт.

Гвозди тонкие

20 шт.

Проволока стальная отожженная d = I мм

2 м

d = 1,5 мм

I м

Проволока меднвя отожженная d = 1,5 мм

I м

Проволока титановая отожженная d =0,8 мм

I м

Крепления запасные

1 комплект

Тросы запасные

4 шт.

Ножницы

I шт.

Набор иголок

I комплект

Булавки

20 шт.

изоляционная лента

I моток

Капроновая лента

10 м

Нитки простые, суровые, капроновые

комплект

Пуговицы разные

10 шт.

Резинка

3 м.

Куски капрона, брезента, коет

комплект

Клей 38КА, БФ-2, эпоксидный

по 50 г

Запасные струны для гитары 1 ,2,3

по 2 шт.

Вес ремнабора составил 2,5 кг .

Запчасти и ремнабор для примусов.

Насос в сборе I шт.

Иглы 4 шт.

Рейка иглы I шт.

Манжета насоса 2 шт.

Уплотнительная шайба горелки 2 шт.

Прокладка насоса 1 шт.

Прокладка ручки регулятора I шт.

Форсунка I шт.

Фильтр - сетка I шт.

3.6. Смета расходов

Статья расходов На 1 чел. (руб.)

•  Проезд Петрозаводск - Воркута 32,50

•  Проезд Воркута - Хальмер-Ю 1,50

•  Проезд Полярный - Сеида 1,00

•  Питание 50,00

•  Прочие расходы 20,00

•  Проезд Сеида - Петрозаводск 30,00

Итого : 135,00

3.7. Нагрузка участников на выходе

Вид нагрузки На I чел . ( кг )

•  Общественное снаряжение 10,16

•  Продукты 17,00

•  Топливо 2,66

•  Личное снаряжение 10,00

Итого : 39,82

4.1. Итоги путешествия
Пройденный маршрут является достаточно сложным и эмоционально насыщенным. Группа получила опыт лыжного путешествия в одном из наиболее тяжелых по климатическим условиям туристских районов. Очень сильное впечатление оставляет своеобразная красота этого района.
Группа впервые столкнулась со столь сильным ветром и это, очевидно, характерная особенность данного района.
Время похода, мы считаем, выбрано наиболее удачное.
Тактической ошибкой было планирование выхода "наверх" с полным грузом. Очевидно, нужно планировать двух-трехдневные радиалки частью группы со штурмовой палаткой. Длинные радиальные выходы без бивуачного снаряжения здесь опасны из-за возможного резкого изменения погоды, а перетаскивать все снаряжение по камням тоже неразумно.
В целом район производит очень сильное впечатление.

© Турклуб "Сампо", 2004-2007


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;