LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Ергаки
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ 1 (С ЭЛ. 5) К. С. ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ

ТУРИСТСКИЙ КЛУБ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ 1 (С ЭЛ. 5) К. С. ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ

С 22 МАРТА ПО 1 АПРЕЛЯ 2004 Г.

РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ: САЛТЫРЕВ А. Н.

 

I Справочные сведения

1 Проводящая организация

Московский Государственный Строительный Университет

2 Место проведения

Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика КОМИ

Полярный Урал, южная часть, массивы Собский и Рай-из

3 Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части (км) Продолжительность Сроки проведения (активная часть)
Всего дней Ходовых дней
Лыжный Первая с эл. пятой 112 км 11 9 + 2 дня пурги С 22 марта по 1 апреля 2004 г

4 Подробная нитка маршрута

Ст. 110 км (пос. Полярный) - пер. Водопадный (1Б, 690 м) - пер. Неожиданный (1А, 1120 м) - связка (1Б; подъем на пер. Сложный (1010 м) - спуск с плато на р. Лев. Макар-Рузь) + траверс (1А; пер. Сложный - подъем на в. 1176 м - по плато на Ю.-З.) - связка (1А; подъем на в. 1276 м - спуск с пер. С. Леквожский (~900 м) в долину р. Собь) + траверс (1Б; в. 1276 м - ее С. гребень (Леквожская стена) до З. гребня в. 1168 м - пер. Ю. Леквожский (910 м) - пер. С. Леквожский) - пер. С. Каровый (1А, ~950 м) - пер. Ложный Грандиозный (1Б, ~1000 м) + восх. на в. 1213 м (н/к) - пер. Озерный 1 (н/к, ~650 м) - . Собь - ст. Собь.

5 Определяющие препятствия маршрута

* Вид препятст-вия Катего-рия слож- ности Дли-на (км) Характеристика препятствия, название Путь прохождения
1 Четыре замерзших водопада - Четыре замерзших водопада под пер. Водопадный.1 ступень - 2 м высотой 30о льда;2 ступень - 3 м 40о снега, 4 м 60о льда, 1,5 м 45о льда;3 ступень - 3 м 30о снега, 4 м 45о льда;4 ступень - 3 м 30о льда Вверх по р. С. Нырдвомен- Шор;кошки, ледобур, ледобур на каж- дого; перила на 2 и 3 ступени
2 Перевал + траверс 1Б+1А 8 Пер. Сложный - 100 м до 40о снежно-фирнового склона;в.1176 м - 200 м до 25о снежно-фирнового склона;движение по плато в Ю.-З. направлении - пологие фирновые поля с выходами скал и осыпей;спуск с плато - длинный снежно-фирновый склон до 20о Из цирка под В. склонами в. 1176 м до р. Лев. Макар-Рузь; кошки, ледоруб или лыжные палки на каждого
3 Вершина + траверс 1А+1Б 12 В. 1276 м - длинный снежно-фирновый склон до 25о;траверс С. гребня в. 1276 м - снежно-фирновый гребень с выходами скал и осыпей;обход в. 1168 м и выход на пер. Ю. Леквожский* снежно-фирновые склоны до 30о;траверс: пер. Ю. Леквожский - пер. С. Леквожский - широкий снежно-фирновый гребень крутизной до 15о;спуск с пер. С. Леквожский - снежно-фирновый склон до 20о От первого правого притока р. Макар-Рузь до первого левого притока р. Собь;кошки, ледоруб или лыжные палки на каждого
4 Перевал + вершина 1Б+н/к 7 Пер. Ложный Грандиозный - снежно-фирновый склон с выходами осыпей до 30о;подъем на плато - пологие фирново-осыпные склоны до 15о; выход на в. 1213 м - 100 м перемычка, в одном месте шириной до 1,5 м;спуск с перевала - снежно-фирновый кулуар до 25о, 2 заснеженных водопада 3-4 м высотой, крутизна до 40о От пер. С. Каровый до балков на р. С. Нырдвомен-Шор;кошки, ледоруб или лыжные палки на каждого

6 Участники похода

Салтырев Александр Николаевич (1966 г. р.) - уководитель

Адрес: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 16, корп. 2, кв. 83, тел. 8-910-440-04-53

Опыт: 2 (с эл. 4) л. у. Пол., Припол. Урал

4 (с эл. 5) л. у. Кольский

3 (с эл. 5) л. р. Кольский

4 г. у. Кавказ

3 г. р. Кавказ

Тюриков Александр Евгеньевич (1967 г. р.)

Адрес: г. Москва, ул. Херсонская, д. 12, корп. 3, кв. 210, тел. 8-910-451-64-26

Опыт: 2 (с эл. 4) л. у. Пол., Припол. Урал

3 (с эл. 5) л. у. Кольский

4 г. у. Алтай, Кавказ

7 Адрес хранения отчета

Библиотека Московского Городского Центрального Туристского Клуба (МГЦТК). Во время похода были отсняты около 150 фотографий и 45-минутный видеофильм.

I I Содержание отчета

1 Общая идея похода

Несмотря на то, что данный район часто посещается лыжниками, а в библиотеке МГЦТК и в Интернете находится много отчетов и обзоров, все же есть неописанные перевалы, траверсы, вершины, существуют различные названия одного какого-то перевала, есть одно название, относящееся к различным перевалам, некоторые перевалы вообще не упоминаются ни в отчетах, ни в обзорах по данному району.

Главной целью этого похода был сбор информации о неописанных препятствиях района.

Проведя анализ найденных отчетов и обозрений, а также используя данные, полученные в этом походе и походе 2001 г., мы выработали свою версию названий и категорий сложности некоторых перевалов Собско-Райизского массива.

2 Подъезд и отъезд (все время московское)

Подъезд: поезд - 376 Москва - Воркута (ежедневно), прицепные вагоны ст. Сейда - ст. Лабытнанги. Отправление из Москвы в 13 ч 26 м, прибытие на ст. 110 км (пос. Полярный) в 16 ч 40 м.

Отъезд: поезд - 375 Воркута - Москва (ежедневно), прицепные вагоны ст. Лабытнанги - ст. Сейда. Отправление со ст. Собь в 11 ч 10 м, прибытие в Москву в 15 ч 12 м.

Следует учитывать, что поезд идет по тундре, через перевал Европа - Азия (хотя и не высокий, около 160 м), и в случае пурги движение может быть задержано до нескольких суток.

3 Стратегия похода. Аварийные выходы и запасные варианты

Поход изначально планировался исследовательским (максимум неописанных препятствий при минимуме километража), участвовать должны были 4 человека. Но за неделю до выхода на маршрут двоих не отпустили с работы. Учитывая достаточно большой полярный опыт двоих оставшихся (порядка 5-6 походов на Кольский (перевалы до 2А) и 3-4 похода на Полярный и Приполярный Урал (перевалы и вершины до 1Б*), поход в 2001 г. в этот район), горный опыт 4 к.с. и 10 лет совместных походов, было принято решение все же провести поход по намеченному плану.

Нитка маршрута проходила невдалеке от ж/д Сейда - Лабытнанги (станции Полярный Урал, 110 км (пос. Полярный), Собь, Харп) и двух зимников: один ведущий от ст. Харп на рудник на пер. Геологов (постоянно ходят самосвалы и вахтовки), второй от ст. Полярный Урал через некатегорийный пер. Собский мимо подножия пер. Геологов и далее на юг к базе геологов. Из любой точки маршрута можно было за один ходовой день выйти в *цивилизацию*. Достаточно большое количество перевалов в данном районе позволяло в зависимости от состояния группы и погодных условий заменять их или обходить по долинам.

4 Изменения маршрута и их причины

Маршрут пройден по намеченному плану с одним изменением: вместо достаточно сложного пер. Люблинский (1Б) и пройденного в 2001 г. пер. Каровый (1Б), прошли некатегорийный пер. Озерный 1 с дальнейшим движением вдоль р. Собь до ст. Собь. Так как на руках были обратные билеты, то хотелось подстраховаться на случай ухудшения погоды за счет движения по лесу и пройти еще один неописанный перевал.

5 Техническое описание

Понятия *правый* и *левый* даны оррографически, кроме отдельно оговоренных случаев.

Хронометраж времени на маршруте не производился, продолжительность дневных переходов порядка 8 ч чистого времени (4 ч до обеда, 4 ч после). Темп движения средний. На обед устанавливали внутреннюю палату.

На большее количество пройденных нами перевалов, вершин и траверсов описаний найти не удалось, возможно это были первопрохождения:

- подъем с пер. Сложный на в. 1176 м;

- спуск с плато в долину р. Лев. Макар-Рузь;

- траверс: Леквожская стена - З. Гребень в. 1168 м - пер. Ю. Леквожский - пер. С. Леквожский;

- подъем на пер. С. Каровый;

- прохождение пер. Ложный Грандиозный и подъем с него на в. 1213 м;

- прохождение пер. Озерный 1.

Значения высот на неописанные перевалы примерные, определяли по карте и относительно соседних перевалов и вершин, требуют уточнения.

Названия перевалов, категория сложности, высота.Названия перевалов по другим отчетам. Источники информации
Где расположен(по карте-километровке Q41-47,48)
С. Леквожский (наше название) (Шлем [8], без названия упоминается в [7]) (1А, 900 м) Южнее в. 1069,0; между истоком правой составляющей первого правого притока руч. Лек-Вож и истоком левой составляющей первого левого притока р. Собь
Ю. Леквожский (наше название) (Леквожский [1], [2], без названия упоминается в [7]) (1Б, 910 м) Севернее в. 1168,0; между истоком крайней правой составляющей руч. Лек-Вож и истоком правой составляющей первого левого притока р. Собь
Собский (н/к, 509 м) Между истоками р. Собь и р. Макар-Рузь
Спортивный стиль (1А, 1000 м, [7]) Между в. 1168,0 и 1043,0; между озером с отметкой 632,0 и истоками первого левого притока р. Собь
Сложный [1] (Спортивный [1], Лев. Макар-Рузь [8], без названия упоминается в [2], [7]) (1Б, 1010 м) Южнее в. 1176,0; между истоком первого левого притока р. Макар-Рузь и истоком первого правого притока р. Енга-Ю
Геологов (1А, 720 м) Южнее г. Енга-Ю-Из; между р. Макар-Рузь (отметка 291,1) и истоками левой составляющей второго правого притока р. Енга-Ю (отметка 369,0)
Топографов [8] (без названия упоминается в [2]) (2Б, несколько седловин, 1100 м) Западнее в. 1287,0 (пик Топографов); между истоком первого правого притока р. Собь и истоком первого правого притока р. Енга-Ю
С. Каровый [8] (1А, 1000 м) (без названия упоминается в [3]) Между в. 1213,0 и в. 1038,0; между истоком второго правого притока р. Собь и истоком правой составляющей ручья впадающего в р. Собь напротив пос. Полярный
Каровый [8] (С. Каровый [1], [2], [7]) (1Б, 1100 м) Между в. 1309,0 (пик Пол. Урал) и в. 1213,0; между истоком второго правого притока р. Собь и истоком р. Енга-Ю
Люблинский [8] (Неизвестный [1], Ю. Каровый [1], [2]) (1Б, 1100 м) Между в. 1309,0 (пик Пол. Урал) и в. 1287,0 (пик Топографов); между истоком первого правого притока р. Собь и истоком р. Енга-Ю
Грандиозный (2А, 1150 м) Между в. 1213,0 и в. 1316,0; между истоком р. Енга-Ю и истоком первого левого притока руч. С. Нырдвомен-Шор
Ложный Грандиозный [3] (1Б, 1100 м) Западнее в. 1159,0; между истоком первого правого притока правой составляющей ручья впадающего в р. Собь напротив пос. Полярный и истоком второго левого притока руч. С. Нырдвомен-Шор
Неожиданный (1А, 1120 м) Между в. 1316,0 и в. 1177,0; между истоком правой составляющей руч. С. Нырдвомен-Шор и истоками второго (не показанного на карте) левого притока р. Енга-Ю
Водопадный (1Б, 690 м) Между верховьями руч. С. Нырдвомен-Шор и истоком руч. Кэр-Доман-Шор
Озерный 1 [3] (н/к, 650 м) (без названия упоминается в [8]) Севернее в. 942,0 (северная оконечность массива Рай-Из); между балками на руч. С. Нырдвомен-Шор и истоком первого правого притока руч. В. Нырдвомен-Шор
Озерный (н/к, 350 м) Между верховьями первого большого правого притока руч. С. Нырдвомен-Шор и верховьями руч. В. Нырдвомен-Шор
Шлем [2] (н/к, несколько седловин, 510 м) В районе в. 548,0 (г. Шлем); между верховьями руч. Хребет-Шор и истоком северной составляющей первого правого притока руч. Лек-Вож
Первоапрельский [2] (2Б, несколько седловин, 1100 м) Между в. 1276,0 и 1168,0; между истоками руч. Лек-Вож и озером с отметкой 632,0
Обходной [3] (1А, 720 м) Северо-восточнее в. 1316,0; западнее системы водопадов на руч. С. Нырдвомен-Шор; между верховьями руч. С. Нырдвомен-Шор и его первого левого притока
Логичный [5] (Хиповый [4]) (н/к, 600 м) Между в. 1177,0 и в. 755,0; между руч. Кэр-Доман-Шор и истоком левой составляющей первого левого (после поворота на восток) притока р. Енга-Ю
Ю. Логичный (наше название) (н/к, 400 м) (без названия упоминается в [4]) Между в. 755,0 и безымянной двуглавой вершинкой высотой ~560 м; между руч. Кэр-Доман-Шор (отметка 260,0) и р. Енга-Ю

 

22 марта

Стартовали от ст. 110 км (пос. Полярный). Перешли через р. Собь, по берегам которой растут только редкие кустики и вышли к вездеходной дороге, которая переваливает через начало С. гребня в. 1159 м (несоответствие с картой) и через пер. Озерный ведет к ст. Харп. Встречный ветер. Вдоль дороги дошли до седловинки, где заночевали под прикрытием одиноко стоящего скального гребешка.

Пройдено 6,2 км. Перепад высот 200 м.

23 марта

Съехали по пологому склону в долину р. С. Нырдвомен-Шор и оказались чуть ниже большой наледи. Прижимаясь к левому склону, прошли мимо нее и вошли в широкий пологий каньон. Местами в ручье встречаются небольшие промоины. Выйдя из каньона, оказались в огромном цирке, из которого расходятся пути на перевалы Озерный 2, Водопадный, Обходной, Грандиозный и Ложный Грандиозный. На террасе правого борта стоят 2 балка, один жилой, есть печка. Наш путь в каньон к пер. Водопадный. По сравнению в 2001 г. водопады сильно изменились. Видимо сказалось меньшее количество выпавшего снега. Ширина каньона 10-15 м. Все движение в кошках, системах. На второй и третьей ступени первый шел с айсбайлем и ледорубом, провешивая веревку, первую и четвертую ступень прошли индивидуально. Значения высот водопадов даны по вертикали.

1 ступень. В 2001 г. ее не было. 2 м 30о льда. Через 50 м пологого снега

2 ступень. Проход по центру. Внизу 3 м 40о снега, затем 2 крутых (~60о) ледовых ступени по 2 м с узкой покатой полочкой между ними и после метровой ровной полки еще 1,5 м 45о ледовая ступень. Наверху наледь, по краям проступает вода. Провешена 1 веревка. Далее через 50 м пологого снега

3 ступень. Проход справа п/х. Внизу 3 м 30о снега, затем 4 м 45о льда. Наверху сухая наледь. Провешена 1 веревка. Далее через 100 м пологого снега

4 ступень. Проход слева п/х. 3 м 30о льда между скальными выходами.

Далее по пологому каньону на лыжах вышли к развилке на перевалы Водопадный и Неожиданный. К пер. Неожиданный поднимаемся по пологой долинке. Встали на ночевку под В. цирком в. 1316 м.

Пройдено 14,6 км. Перепад высот 500 м.

24 марта

Подъем на перевал на лыжах по правому борту долины по склону до 20о. Седловина явно не выражена. Слева п/х ограничена небольшим повышением гребня, справа п/х сбросами З. цирка в. 1316 м. Наверху огромное плоское поле, ветер. Спуск на лыжах по пологому расширяющемуся кулуару. Скальные сбросы в узком кулуаре перед выходом в долину р. Енга-Ю обошли без лыж справа по присыпанной снегом крупной осыпи до 25о 150-200 м.

На С., в верховьях р. Енга-Ю видны пер. Люблинский, Каровый, Грандиозный. Перешли через долину и начали подниматься на лыжах по пологой долинке в направлении пер. Сложный. Ветер. На среднюю часть широченной седловины перевала можно подняться в лоб по склону с постепенно увеличивающейся крутизной (вверху 30о-35о), но ровных площадок для ночевки не видно, поэтому пришлось подняться по склону до 25о на левый борт долины, который представляет собой систему из нескольких расположенных на разной высоте цирков, разделенных пологими моренными валами. Заночевали в цирке под В. склонами в. 1176 м.

Пройдено 12,2 км. Перепад высот 1200 м.

25 марта.

Пурга средней силы.

26 марта

В кошках по 100 м склону до 40о поднялись на С. часть перевала, затем по склону до 25о вышли на в. 1176 м. Сам пер. Сложный представляет огромное поле, спуск в другую сторону - пологий 8 км тягун до долины р. Макар-Рузь. Без вещей прошли по краю плато до в. 1216 м, от которой начинается спуск к пер. Топографов. Вернувшись обратно, пошли с небольшим сбросом высоты по плато на Ю.-З., затем по длинному склону до 20о спустились в долину р. Лев. Макар-Рузь за 2 км до слияния ее с долиной р. Макар-Рузь. Перед заключительной частью спуска одели лыжи. Вышли в долину р. Макар-Рузь (ветер с пер. Собский) и, перейдя через нее, хотели зайти в долину р. Кузь-Ты-Вис, но ураганный ветер с пер. Макар-Рузь вынудил повернуть обратно. Зашли в начало распадка к Ю.-В. от в. 1276 м (почти безветрие), где и заночевали.

Пройдено 16 км. Перепад высот 1300 м.

27 марта

По широкому длинному склону до 25о поднялись на в. 1276 м. После короткого спуска по 15о склону вышли к началу Леквожской стены. В. склон - скальные сбросы со снежными кулуарами крутизной более 45о, З. - снежный склон до 30о с выходами скал и осыпей. Гребень - скалы покрытые изморозью, карнизы на В. Шли по З. стороне гребня несколько метров ниже его с небольшим сбросом высоты до явно выраженной седловины (пер. Первоапрельский). Затем в связи с ухудшением погоды без сброса высоты подошли под в. 1168 м и спустились по ее З. гребню до двурогого скального жандарма (300 м до 30о). Заночевали на небольшой ровной площадке под прикрытием жандарма. Крутизна гребня при подъеме с седловины на в. 1168 м до 20о.

Особенностью траверса является постоянная смена плотности снега с рыхлого глубиной по колено до жесткого фирна и переходы на крупную осыпь и скальные выходы. Все движение в кошках.

Пройдено 8,4 км. Перепад высот 1100 м.

28 марта

Пурга средней силы.

29 марта

От места ночевки траверсом 30о склона в обход в. 1168 м в С.-В. направлении вышли на пер. Ю. Леквожский (2 седловины, разделенные небольшим бугорком). Далее по пологому широкому гребню прошли до пер. С. Леквожский (также 2 седловины, разделенные небольшим бугорком). С С. седловинки по 20о склону спустились на В., прошли слияние с долинкой пер. Ю. Леквожский и по широкому кулуару до 15о съехали в долину р. Собь. Со стороны пер. Собский сильный ветер.

По пологой долине начали подъем под перевалы Каровый и С. Каровый. Крутизна перевального взлета на пер. С Каровый (слева п/х) в *лоб* 30о-35о. Мы прошли дальше по долине (пологие невысокие моренные валы) под в. 1213 м, где встали на ночевку.

Пройдено 15,2 км. Перепад высот 1200 м.

30 марта

По 20о склону вышли метров на 200 к Ю. от седловины, до которой пологий тягун. Сама седловина напоминает кратер вулкана. Посредине небольшое понижение (видимо замерзшее озерцо), с З. и В. ограничено седловинками. Спуск с В. седловинки - чередование ровных участков с невысокими моренными валами до 20о.

Далее долина уходит на С. в каньон, а на В. отходит долинка под пер. Ложный Грандиозный. Подъем на него проходит по склону с постоянно увеличивающейся крутизной (вверху до 30о). Седловина - огромное, немного всхолмленное поле, с которого в Ю.-З. направлении по склону до 10о вышли на плато к В. от в. 1213 м. Переход с плато на вершину разделен 100 м снежно-скальной перемычкой, шириной местами до 1,5-2 м. Сама вершина - поле диаметром около 100 м, с разных краев которого расходятся гребни на перевалы Грандиозный, Каровый, С. Каровый. Вернувшись обратно на перевал, начали спуск: 100 м 25о склона, затем длинный пологий участок, после чего начинается постепенно ссужающийся кулуар до 15о, в конце которого две полузаснеженные 4-5 м ступени замерзших водопадов крутизной до 40о. Заночевали: один в балке, другой в палатке около балка.

Пройдено 14,6 км. Перепад высот 1600 м.

31 марта

В 100 м к С. от балков начинается широкий до 10о кулуар, выводящий на пер. Озерный 1. Седловина - огромное ровное поле. Спуск - склон до 10о, далее можно спускаться либо влево на С.-В. по ручью, либо перевалив через символическую седловинку спускаться прямо по 5о склону (наш вариант спуска). Начинается долина ручья, вскоре появляются первые кустики, а в месте впадения ручья в р. В. Нырдвомен-Шор начинается лиственничный лес. Глубина тропежки в лесу до 20 см. Выйдя к р. Собь повернули налево на С. и пошли по правому берегу реки, иногда выходя на лед, иногда заходя в лес. По левой стороне реки проходит ж/д. За 1,5 дня движения вдоль нее прошло порядка 5 составов.

Пройдено 19,8 км. Перепад высот 800 м.

1 апреля

Движение по правому берегу реки до горнолыжной базы около ст. Собь. Под вечер стала портиться погода. Заночевали на базе в переделанном для проживания вагоне. 50 р. с человека в день, есть титан, электрические плита и печки отопления, кают-компания. Вечером началась средней силы пурга.

Пройдено 15,2 км.

2 апреля

Утром продолжение пурги. Поезд пришел вовремя, но далее шел очень медленно, подолгу ждал, когда расчистят дорогу. К ст. Елецкая погода улучшилась, стих ветер, появилась видимость. Несмотря на длительную задержку, все-таки успели к воркутинскому поезду.

6 Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Лавины

Малое количество снега в горах обуславливало отсутствие лавинной опасности на маршруте. Большинство склонов были фирновые, с выходами осыпей и разрушенных скал, в направлении которых можно пролагать безопасную линию движения.

Карнизы

Наибольшую опасность на маршруте карнизы представляли при траверсе Леквожской стены (с В. стороны). Линия нашего движения проходила по З. стороне гребня, на несколько метров ниже его. Так же карнизы свисают с большинства плат. При движении по ним нельзя подходить близко к краю.

Пурга

Пурга на Полярном Урале вещь неизбежная, ее может не быть и неделю, а может продолжаться 2-3 дня. В среднем на каждые 4 дня похода надо закладывать один день пурги. У нас было 2 пурги средней силы, причем оба раза мы стояли достаточно высоко, под самыми перевалами. Третья пурга началась, когда мы уже находились на горнолыжной базе около ст. Собь. Там мы узнали, что внизу все 10 дней была хорошая погода и обе наши пурги были локальными.

Палатка у нас была *Высотная* фирмы *Мегатест*, не требующая установки стенки, единственно присыпали снегом юбку. Во время пурги приходилось 2 раза в день расчищать снег по периметру.

Ветер

Ветер в горах не предсказуем, иногда внизу он достаточно сильный, а стоит подняться на перевал или вершину - а там безветрие. Сильные ветра дуют по широким длинным долинам, через низкие перевалы Собский, Кузь-Ты. У нас с этих перпендикулярно расположенных друг к другу перевалов ветер дул одновременно. Изменений маршрута из-за сильных ветров у нас не было, за исключением того, что не смогли войти в долину р. Кузь-Ты-Вис.

Для противостояния ветру требуется психологическая устойчивость и хорошая одежда. Из ветрозащиты у нас были не продуваемые мембранные костюмы, горнолыжные очки, поларовые шарфики.

Подлип

Подлипа на маршруте не было, так как погода была достаточно морозная, постоянно ниже минус 15оС, за исключением второй пурги, когда было минус 6оС.

Реки

На р. С. Нырдвомен-Шор встретились несколько промоин, мокрые наледи. Р. Собь в конце марта еще подо льдом, промоин и выходов воды не видели, в районе горнолыжных домиков около ст. Собь есть висячий мостик через реку.

Выводы

Большинство потенциально опасных участков и явлений можно обойти или избежать при правильной тактической и технической подготовке группы.

Снаряжение, питание

Личное специальное снаряжение: кошки, беседка с самостраховкой, у одного ледоруб, у другого айсбайль, 2 карабина, ледобур, лавинная лента, горнолыжные очки.

Общественное специальное снаряжение: веревка 8 мм 25 м, штыковая лопата с укороченным черенком, ножовка.

Набор личного и общественного снаряжения, а так же продуктов питания стандартные для лыжного похода по горной местности.

8 Расчет категории сложности маршрута

За 11 дней пройдено П = 112 км - соответствует 1 к. с.

На маршруте набран перепад высот В = 7,9 км (подъемы и спуски по 3,95 км).

Пройдено: 1 некатегорийный перевал, 1 некатегорийная вершина и 8 категорийных перевалов и траверсов (1А - 4, 1Б - 4).

Совершенная работа Т = 1×4 + 2×4 = 12 баллов.

Техническая сумма ТС = В + Т = 7,9 + 12 = 19,9 баллов - соответствует 5 к. с.

Эквивалентная протяженность маршрута ЭП = П + 5×ТС = 112 + 5×19,9 = 211,5 км.

Вывод: маршрут по протяженности соответствует 1 к. с., а по технической сумме соответствует 5 к. с. Таким образом, маршрут следует классифицировать как маршрут 1 к. с. с элементами 5 к. с.

9 Рекомендации

Из возможно еще не пройденных маршрутов можно порекомендовать прохождение траверса: в. 1276 м - в. 1168 м с дальнейшим спуском либо на пер. Ю. Леквожский, либо через в. 1043 м в долину р. Собь (точка 351,6 м). Предвершинные гребни в. 1168 м достаточно узкие, скально-фирновые. Возможно прохождение траверса и в обратную сторону.

Перевалы С. Каровый и Ложный Грандиозный самостоятельного значения не имеют, но логичным представляется их связывание с перевалами Каровый, Люблинский, Грандиозный, Водопадный.

Маршрут пер. Ложный Грандиозный - в. 1213 м может быть включен в траверс в. 1213 м.

На пер. Геологов последние годы действует рудник, построен поселок, на ст. Харп ведет дорога. Добыча ведется открытым способом: взрывают склон, потом собирают руду. Чтобы не попасть под взрывы, рекомендуем заходить на перевал по долине второго левого притока р. Макар-Рузь, с последующим подъемом на плато по левому борту. Склон до 20о, выходы осыпи. Далее по плато на С. Спускаться с перевала на В. можно либо с седловины по кулуару, либо в случае плохой видимости пройти еще по плато на С., выйти на дорогу, которая серпантином спускается в долину (наш маршрут в 2001 г.). Возможен подъезд на вахтовке.

Начинать маршрут лучше со ст. Собь. Поезд приходит в 17 ч 10 м (московское время) и светлого времени в конце марта остается около часа. Можно встать либо в перелеске в долине р. Сев. Нырдвомен-Шор, либо при плохой погоде в горнолыжных домиках (на майские праздники свободных мест может не быть). При начале маршрута со ст. 110 км (прибытие в 16 ч 40 м) ночевать придется либо на виду поселка, либо идти 1,5 - 2 ч, чтобы выйти из зоны видимости поселка (мы так и поступили, вставали уже по темноте). В пос. Полярном есть большой горнолыжный дом, рядом склон, есть магазин. (Это данные 2001 г. Со слов местных жителей, полученных в походе 2005 г., поселок закрыт, а жители переселены в пгт. Харп и г. Лабытнанги.)

10 Литература

В процессе подготовки к походу и при определении категорий сложности препятствий использовались следующие материалы:

[1] Южная часть Полярного Урала. Обзор туристских возможностей района. Авторы К. Бекетов и О. Чхетиани на сайте www.mountain.ru.

[2] Отчет о лыжном походе 6 к. с. группы Челябинска рук. Пугачев С.Н. 2002 г., на сайте www.tourism.ru.

[3] Полярный Урал. Перевалы. Массив Райиз на сайте www.ktmz.org.ru.

[4] Технический отчет о лыжном походе по Полярному Уралу 3 к. с. 11 - 24 апреля 1998 г. на сайте www.tourism.ru.

[5] Отчет о лыжном походе 4 категории сложности по полярному Уралу совершенном с 11 по 23.04.2000 года на сайте www.tourism.ru.

[6] Отчет о лыжном походе третьей категории сложности в районе Полярного Урала проведенном с 06.04 по 19.04.1992 года на сайте www.tourism.ru.

[7] Отчет о лыжном походе 5 к. с. группы Челябинска рук. Кочурин В.А. 2002 г., на сайте www.tourism.ru.

Отчеты в библиотеке МГЦТК:

[8] - 4379,

[9] - 5411,

[10] - 4480.



Комментарии: Ваш комментарий:
2007-03-11 12:34:08 | александр | E-Mail
Фото www.my-tour.ru/200403-pol-ural/index.htm

2008-01-18 03:38:09 | Slameny Hubert | E-Mail
Фотки отличные



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;