Отчет

О лыжном туристском походе

VI категории сложности по

Приполярному, Полярному Уралу

Совершенном с 31 марта

по 26 апреля 2002 года.

 

 

Руководитель группы Стенькин С.Н.

Адрес руководителя г. Инта ул. Мира 35-29

 

Оглавление

1 Справочные сведения о походе

2 Сведения о районе похода

3 Организация похода

4 График движения и техническое описание маршрута

5 Итоги, выводы, рекомендации

6 Приложения:

6.1. Список личного, группового снаряжения

6.2. Рацион питания

6.3. Перечень фотографий

1. Справочные сведения о походе

1.1 Организатором данного похода, явилось Интинское Городское управление народного образования, в лице директора Станции юных туристов Стенькин Сергей Николаевич, адрес: 169840, г. Инта, ул. Куратова, СЮТур. Т. 3-08-88

 

1.2. Сведения об участниках:

 

Фамилия, имя, отчество Год рож. Место работы Домашний адрес Туристская подготовка
1 АгарковВалерий Александрович 28.05.76 Оператор нефтескважин“ Северная нефть”, г. Усинск 169840, г. Инта, ул. Мира 34, кв.36, т. 6-78-67 Участие Vкс
2 Гедрович Ромуальд Адольфович 02.02.76 Служба охраны“ Северная нефть”, г. Усинск 169840, г. Инта, ул. Спортивная д. 120,кв. 9т. 2-48-93 Участие Vкс.
3 Ивановский Александр Александрович 29.02.80 Студент 144000, Московская область, г. Электросталь ул. Николаева, д.3, кв.9: Участие Vкс.
4 Ляшок Вячеслав Алексеевич 25.09.57 г. Инта,Директор СШ №2 169840, г. Инта, ул. Куратова 18, кв. 15, т. 6-41-42 Участие Vкс.
5 Малышев Вадим Викторович 8.06.68 г. Инта, зам. нач. ВТБ,ш. “Капитальная” 169840,г. Инта, ул. Мира 37, кв. 85, т. 6-63-95 Участие Vкс.
6 Стенькин Сергей Николаевич 09.01.61 г. Инта,Директор СЮТур, т.р.3-08-88 169840, г. Инта, ул. Мира 35, кв. 29, т. (код 82-145) 6-49-96. Рук-во Vкс.

 

1.3. Поход проходил по Приполярному и Полярному Уралу, южной точкой маршрута была вершина г.Защита, северной ст. Елецкая. Были пройдены: центральная часть Исследовательского кряжа, хребет Росомаха, Народо-итьинский кряж, Войкар-сыньинский массив, Сомкепайский массив, Хойлинско-Лагортинский массив, Хордьюзский массив, Пальник-Шорский массив.

1.4. Нитка маршрута:

г. Инта – база Желанная , 620,0м.– р. Балбань-ю - пер. Кар-Кар, 1240,0м. (1А) – р. Манарага 721,9м.– г. Попова, 1608,0м 1А (восх.) – отм. 1620,0м (восх.). - руч. Олений (601,9м.) – п/л950,0м. н/к - р. Кось-ю-вож 700,0м. - г. Защита, 1809,0м. 1Б (восх.) – р. Кось-ю–вож - г. Блюхера, 1680,0м. 2Б (траверс) – п/л № 19, 1460,0м, 1А - г. Манси-ньёр, 1779,0м., 1Б (восх.) – руч. Манси-шор, 800,0м. - п/л № 20, 1600,0м. 1Б - г. Дидковского, 1673,0м 1Б - п/л № 21, 1550, 1Аг. Югра, 1578,0м., 2А - р. Народа, 876,5м. – плато Руин, 1221,7м. – руч. Карпин-шор, 139,1м. (оз. Голубое) – п/л № 23, 1360, 1А – урочище Дела-гладь, 680,0м. - р. Сюразь-Рузь, 760,0м. - п/л. 1020,0м., (н/к) – р. Николай – шор - р. Кузь-пуа-ю, 400,0м. – р. Кожим-ю – р. Сэлэмъ-ю, 380,0м. - п/л. 980,0м., 1А – р. Б.Тыкатлова, 315,9м. –п/л. 420,0м. н/к - р. Петра-вож 360,0м.– руч. Войвис, 605,2м. – р. Грубе-ю, 352,8м. -п/л. 807,0м., (н/к) – р. Хоймадъ-ю, 526,7м. – п/л 682,0м. н/к. - руч. Молонья вож, 540,8м. – п/л 632,0м. н/к - р. Грубе-вож, 520,0м. - – п/л 583,9м н/к. – р. Хулга, 418,6м. – руч Югыд-шор – г.Грубе-из, 1435,0м. 1А(восх) – руч. Пайды-вож, 759,1м. вож - п/л, 980,0м., (н/к) – р. Колокольня, 539,6м. - п/л, 646,3м., (н/к) – руч. Пожемавис, 600,0м. - п/л. 840,0м., (н/к) – р.Мокрая Сыня, 386,0м. - п/л. 520,0м., (н/к) – р. Халмер-вож - п/л. 626,3м., (н/к) – руч. Вораш-вож – р.С.Харута, 289,4м. - п/л. 520,3м., (н/к)– р. С.Чигимхарута, 300,2м. - п/л. 697,3м., (н/к) – р. Игядейеган, 473,6м. - п/л. 686,6м., (н/к) – р. Кокпела, 380,0м. - п/л. 400,0м., (н/к). - р. Тумбялава-вож300,0 - п/л. 400,0м., (н/к) – р.В.Кокпела, 297,1м. - п/л. Кокпельский 338,3м., (н/к) – руч. Перевальный – г. Погурей, 889,1м. (восх.) – р.Погурей, 385,2м. – п/л580,0м. (н/к) - р. Пага, 400,0м. - п/л. 460,0м. (н/к) – р.М.Лахорта,204,8-п/л. 420,0м, (н/к) – р. Б Лагорта, 319,5м. - п/л. 468,3м., (н/к) – р. Лагорта - п/л. Каньонный, 700,0м, (н/к) – 286,6м. - п/л. Параллельный, 840,0м, (1А) – р. Б. Хойла-ю 405,3м. Оз. В.Хойла – п/л Географов, 990,0м. (1Б)– г. Географов, 1130,9м(восх.) 1А.– р.Л.Кёч-Пель, 280,0м. – р.Ср.Кёч-Пель, 238,0м. – р.Пр.Кёч-Пель, 360,0м. – ст. Елецкая

1.5. Определяющие препятствия маршрута, перевалы:

“Кар-кар”

Высота: 1240,0м.
87
Категорийность зима / лето 1А/1А
Экспозиция склонов Северо-восток – юго-запад
Что соединяет р. Балбань-ю – р. Манарага
Техническое описание Подъем по руслу ручья, уклон 10-15 градусов. Справа по ходу движения скальный цирк ледника Балбан. От развилки ручья, обходя озеро с права покинув русло. Поднимаемся к широкому седлу пер.Кар-Кар по наклонному плато, слева, внизу остаётся озеро с характерным моренным островом. Заключительная часть подъема - траверс на лыжах к низшей точке седла. Протяженность участка 120-140 м, крутизна склона до 20-30 градусов, много камней.Спуск в долину Манараги двухступенчатый. Первый участок - осыпной склон крутизной до 30-35 градусов. Осыпь образована большими скальными обломками, поэтому снегопады не закрывают ее полностью. Спуск на лыжах невозможен из-за обилия камней. Между камнями глубокий снег. На дне обширного цирка моренные валы с крутыми склонами, снег жесткий, задут ветрами, движение на лыжах. Вторая ступень - спуск с ригеля на дно долины Манараги. В ригеле выработан неглубокий широкий желоб, вдоль которого удобно спускаться серпантином на лыжах. Крутизна склона не превышает 20 градусов.

 

“Манси”

Высота: 1380,0м.
 
Категорийность зима / лето 1Б/1Б
Экспозиция склонов Север - юг
Что соединяет Р. Кось-ю – руч. Манси-шор
Техническое описание Спуск начинается с наклонного плато соединяющее вершины г. Манси-нёр и г. Блюхера в глубокий левый приток ручья Манси-шор, уклон до 35° , перепад высот до 100 метров, далее по широкий желобу притока до ручья, крутизна уклона не превышает 10-20 градусов.

“Прямой Кось-ю”

Высота: 1600,0м.
20
Категорийность зима / лето 1А/1А!
Экспозиция склонов Восток юго-восток – северо-запад
Что соединяет руч. Манси-шор - р. Кось-ю
Техническое описание Подъём начинается от устья последнего левого притока ручья Манси-шор, первый набор высоты 200 метров уклон от 20° до 30° , далее до закрытого снегом ледника Манси. Первые 100 метров уклон 20° , дальше возрастает, последний перевальный взлёт уклон до 40° , камни большими блоками. Спуск крутизна уклона местами превышает 30 градусов.

“Кривой Кось-ю”

Высота: 1550,0м.
21
Категорийность зима / лето 1А/1А!
Экспозиция склонов Юго-запад – северо-восток
Что соединяет р. Народа – р. Кось-ю
Техническое описание Подход с долины р. Кось-ю начинается от слияния ручьёв берущие начало от вершин г.Югра (на северо-востоке) и г. Защита (на юго-востоке), подниматься необходимо к г.Югра до второго левого притока, далее по руслу ручья вдоль северного гребня г. Югры. Пройдя скальный каньон на северо-восток, 250 метров набора высоту, уклон до 30° , последний взлёт уклон до 40° , с восточной стороны камни большими блоками. Спуск к предвершинному озеру уклон до 40° , перепад высот 120 метров, далее по левому берегу (гребню) ручья до р. Народа крутизна уклона местами превышает 30 градусов, перепад 280 метров.

 

“Надежд”

Высота: 1360,0м.
23
Категорийность зима / лето 1А/1А
Экспозиция склонов Юго-запад – северо-восток
Что соединяет р. Балбань-ю, оз. Верх. Балбан-ты – оз. Голубое, руч. Карпин-шор
Техническое описание Подъём начинается от северного берега озера Голубое, 600 метров, перепад высот 100 метров, уклон до 10-15° . На перевале тур. Спуск, первые 40 метров крутой, западная сторона – обломки скал, восточная сторона - плита южного гребня вершины г. Карпинского, на спуске необходимы кошки, самостраховка. Далее спуск между хаотически разбросанными обломками плит, уклон до 10-15° .

Название неизвестно

Высота: 890,0м.
Категорийность 1А/1А
Экспозиция склонов Юг - север
Что соединяет р. Сэлэмь-ю – р. Б.Тыкотлова.
Техническое описание Подъём на север по основному руслу, представляет собой заснеженный осыпной склон, крутизной 300, в верхней части до 45° . Под перевальным взлётом озеро. Поднимались на лыжах. С перевала спускаемся на лыжах, уклон 30-20° . После перевального спуска, в русле начинается каньон.

“Параллельный” (Ноябрьский, Среднелахортинский)

Высота: 890
Категорийность
Экспозиция склонов Север - юг
Что соединяет р. Сред. Лахорта - р. Хойлавис
Техническое описание Подъём на север, представляет собой заснеженный осыпной склон с выходами скал, крутизной до 300, в верхней части до 45° . Под перевальным взлётом большая мульда. В верхней части склона одни камни. Пол-склона поднимались на лыжах, дальше в кошках с самостраховкой. С пер. спускались 20 минут. С перевала спускаемся на лыжах, уклон 30-20° .Ниже слияния с восточным истоком долина сужается, в русле начинается каньон.. На север видна г. Географов и прилегающие горы.

Пер. Географов

Высота: 990
Категорийность
Экспозиция склонов Север - юг
Что соединяет р. Хойла – левый приток р. Лев. Кечь-Пель -
Техническое описание От озера Вер. Хойла по ручью на север. Четыре километра подъём на лыжах, крутизна до 300, далее в кошках до гребня, 200 метров набор высоты, потенциально лавиноопасный склон. Седло перевала - это широкий каменистый гребень, снег сдут. Северная часть перевала огромный цирк. Спуск технически сложнее, уклон до 350, склон каменистый. Восточнее, ниже - перевал между левым притоком р. Лев. Кечь-Пель и р. Хойла, Азия. Западнее, выше г. Географов, Спуск с вершины 2км. севернее по цирку, на самостраховке Выше нас на дне цирка остатки балка.

Вершины:

п/п Наименование Высота м. Кат. сл. Техническое описание
1 г. Попова 1608,0 Подъем на вершину отм.1608м. (г. Попова) начинаем по первому правому притоку р. Манарага. До предвершинного плато. Уклон примерно 250 градусов, на некоторых участках до 35° . На предвершинном, наклонном плато оставляем лыжи. В кошках и с ледорубами, продолжаем подъем. Склон лавинноопасен. На вершине установлена табличка. Северо-западнее вершина отм.1620м., гребень, соединяющий вершины сложен из больших каменных блоков, есть несколько жандармов – обходим их снизу (по южной стороне). Тур на этой вершине не занесён снегом. На севере под вершиной ледник “Манарага”. Спуск по пути подъёма
2 г. Защита, 1809,0 Подъём по левому берегу р. Кось-ю. Движение на лыжах по холмам, плавно набирая высоту, уклон 10° -20° , далее по северо-западному гребню, на высоте 900 метров необходимы кошки, очень жесткий фирн, местами ледяная корка, уклон до 30° . Прошли переход и начали сожалеть об оставленных лыжах, снежно-ледяная корка не держит, проваливаемся, скорость резко снизилась. Гребень удобоходимый, лавинно безопасный, который заканчивается большим наклонным, предвершинным плато, вершинный гребень, состоит из больших блоков, снег между камнями не держит, местами ледяная корка, фирн, движение на самостраховке, средний уклон 45°
3 г. Блюхера 1680,0 Подъём начинается от слияния ручьёв – рек, которые берут своё начало из под перевалов №№ 17, 18, 19, 20 в этом месте долина почти плоская, уклон слабо заметен. При недостаточной видимости идти нужным гребнем достаточно проблематично. Подниматься по западному северо-западному гребню, уклон 20° -30° , который заканчивается наклонным платом, по нему до основного северо-западного гребня, уклон 30° -40° . Необходимы кошки, движение на самостраховке. Выше по гребню скальных участков, обходимы по северной стороне, ширина гребня 2-5 метров, снег между камней рыхлый. Южный склон круче северного, на гребне снег между камнями не держит. Вершина это очень узкий гребень идущий с запада на восток, есть табличка. Спуск на плато Манси 50 метров по вертикали, уклон 30° .
4 г. Манси-ньёр 1779,0 Подъём с плато Манси, уклон 20° -30° только в начале подъёма метров 100, дальше увеличивается до 40° , у вершины начинаются скалы (20м.), проходимы с восточной стороны, выход на саму вершину через 50 см. камин, длиной 5-6 метров. На вершине Манси–ньёр есть памятная пластина Сев.Ж/Д.
5 г. Дидковского 1673,0 Подъём с перевала “Прямой Кось-ю” по северному гребню, каменистый, крутизна до 30° . Последние 10-20 метров скалы необходима страховка – перила, у самой вершины жандарм, обходимы его с юго-востока.
6 г. Югра 1578,0 Подъём с перевала “Кривой Кось-ю”, гребень почти без снега, уклон 20-30° ,предвершинный взлёт очень узкий и крутой 40° , вершина – крупные камни, скалы.
7 г. Грубе-из 1435,0 Подъём по правому берегу первого левого притока ручья Югыд-шор до предвершинного плато, далее два взлета, много каменистых участков, камни маленькие, уклон 20-30° , местами до 40° , движение в кошках. На вершине триангуляционный знак подъём не технически несложный.
8 г. Погурей 889,1 Подъём по ручью Перевальному, в ручье много надувов. Выход на перевальную седловину в лыжах, далее в кошках, 100м. по вертикали подниматься на предвершинное плато, уклон 30° , Предвершинный гребень каменистый 50 метров набор высоты, уклон до 45° , , торчат иглообразные камни из под снега, местами валимся. Вершина платообразная, в центре трех метровый заснеженный камень. На вершине триангуляционный знак
  г. Географов 1130,9 Подъём с перевала Географов, на запад-север, по гребню северного кара. Набор высоты 150 метров, на вершине тур. Спуск с вершины на север: 1.5 км. по каменистому плато, с востока крутая стена кара, в маленький цирк, уклон в верхней части 45° , далее выполаживается, необходима самостраховка.

 

2. Сведения о районе похода.

Приполярный Урал находится между р. Лемва с севера и р.Щугор с юга на западном склоне и р. Хулга (сев.), р.Волья (юг) на восточном склоне, севернее р. Хулга и до хр. Пай-Хой находится Полярный Урал. У подножий склонов Приполярного Урала распространена северная разряженная и заболоченная тайга. На склонах гор она сменяется горными редкостойными лесами. Долины рек и ручьёв Полярного Урала распространены горные тундры осоково-лишайниковые с кустарниками (полярная ива, карликовая береза и т.д.) и травами. Западный макросклон одет в основном преимущественно еловыми лесами с примесью пихты и березы, восточный – лиственничными с примесью кедра и ели. Этот основной пояс горно-лесной высотной зоны поднимается до 400-500 м., где сменяется нешироким поясом редколесий и рощиц из угнетенных лиственниц, чередующихся с высокотравными луговинами. С высоты 500-700 м. начинаются гольцы в нижней гольцовой зоне. В зоне гольцовых пустынь (800-1000м.), или каменистых горных пустынь со снежниками, преобладают голые каменистые россыпи – курумы и полигональные грунты. Здесь развиты нагорные террасы, характерна большая подвижность покровного каменного материала. Асимметричность ландшафтных профилей Полярного и Приполярного Урала учитывается помимо осевой горной полосы провинций западного и восточного макросклонов. Альпийские формы рельефа находятся лишь на наиболее приподнятых участках Приполярного Урала, и в верховьях рек Б. и М.Тыкатлова, хр. Хардьюс на Полярном Урале. Здесь же распространены небольшие современные ледники, имеются кары, цирки, троги, морены, образованные плейстоценовым оледенением. Уральские Горы не достигают снеговой линии, но вершины Приполярного Урала поднимаются близко к ней. Климат также изменяется с высотой и при переходе с западного на восточный макросклона. В общем, климат континентальный. Зимы отличаются значительной суровостью, морозы достигают –50° С. А средние январские температуры до –22° С и ниже. Годовая сумма осадков в горах более 800-1000мм. Наиболее увлажнен западный макросклон и осевая полоса гор. Максимум осадков летом, но, толщина снежного покрова более 90 см. обилие снега увеличивает весенний сток рек, делает половодье более длительным.

3. Организация похода

Основная идея похода, из-за большой протяжённости и длительности, пройти маршрут, следуя за “зимой” на север. Посетить традиционные, туристские районы Приполярного Урала, с восхождением на мало посещаемые вершины: г. Попова, г. Дидковского, г. Югра и более уделяемые вниманием г. Защита, г. Блюхера. Пройти и описать очень красивый Народоитьинский кряж, выяснить туристские возможности данного района.

Учитывая, что устойчивый снежный покров в горах держится до конца мая, а световой день достигает 12-14 часов, в дни с хорошей погодой возможны большие переходы, этим можно корректировать любые сюрпризы природы.

Базовым вариантом подъезда для данного похода являлась заброска в верховья р. Балбань-ю, так как там находится действующая база Желанная с постоянно эксплуатирующимся зимником. В аварийном случае, на этом технически сложном этапе маршрута, возможен выход на базу в течении 1-2 суток. Далее (севернее) по маршруту аварийные выходы можно совершить на р. Кожим-ю, там проходит зимник старателей артели “Комсомольская”, на базу горно-геологического предприятия “Марганец Коми” - Пач-вож (левый приток р. Парнока-ю). Остальные варианты выхода с маршрута севернее г. Грубе-из возможны только на железную дорогу в течение 2-3 дней (до 60км.).

Запасные варианты прохождения южного, технического участка включают в себя прохождение по более простым перевалам, № 16 (Плато оленеводов), перевал Некрещеный, или перевал № 23, урочище Дела гладь, перевал № 20, с выходом на северную часть маршрута, где вариантов обхода намного больше из-за маленькой “ширины” горного массива.

4. График движения и техническое описание

Первый день 31.03.02, t = - 20° С утром, -35° С вечером.

С машиной смогли договориться на 9.00 утра, и благополучно выехали, с таким комфортом мы ещё не забрасывались – 6 человек на всю вахтовку. До 31 марта, почти неделю стояли морозы, дорога в превосходном состоянии, движение как в Москве – через 20-30мин. встречные самосвалы, которые идут с Пач-вожа. На Желанном были в 15.00, все рвутся в бой. За три перехода по 40мин. дошли до балков на оз. М.Балбан-ты, это летняя стоянка Саранпаульских оленеводов, четыре низеньких домика сколоченные из доски и крытые рубероидом, один в приличном состоянии, в нём и остановились. Начало смеркаться, дальше идти нет смысла. У Сани неупакованны продукты по дням, этим он и занимался до двенадцати ночи. Прошли 8 км. Время в пути 3 часа.

Второй день 1.04.02, = -35° С утром, -30° С днём.

Подъем в 6:00. Отличная погода: легкий северо-восточный ветерок, ясно. Выходим в 7:00. Идем вверх по р. Балбань-ю. Плотный снег, местами фирн. Идем до ручья берущий начало из озёр В. Балбан-ты (под перевалом № 23), три перехода по 40 минут. Дежурный остаётся готовить обед, остальные, взяв продукты, бензин, ушли относить заброску на северную часть маршрута. До озера, местное название “Восьмёрка” поднимались час, уклон до 20° . На перешейке, у большого камня оставили заброску, тщательно привалив камнями, приоткрыли одну бутылку с бензином – т.к. очень много свежих следов росомахи. Вернулись за 15 минут, пообедали и за час дошли до верхнего озера под Кар-Каром (1133,5м.) поднимались по основному руслу реки, плавный набор высоты, закрыты от ветра, хорошо держит снег. Снега на озерах нет, наст. За 40 минут поднялись на перевал, подъём на лыжах, траверсом с набором высоты, уклон до 40° , мелкие камни закрыты плотным снегом, лыжи устойчиво держатся, скалы торчат только у перевала. Тур на перевале разбросан, записки нет. Вадя пробовал снимать на видео – камера отказывается работать. Упаковали лыжи в рюкзаки, одели кошки, так как спуск круче подъёма, до 45° , спускаемся с первой ступени 30 минут, перепад высот 150 метров. Весь спуск по колено в снегу, дальше на лыжах, почти не валимся. Второй сброс прошли на лыжах, серпантином. Спуск занял 2 часа. Встали на слиянии трёх ручьев, у подножья г. Попова в кустарнике. В 19:00 ужин, готовим на костре, все жмутся к огню, не жалея свои мембранные ткани: Gore-tech, Omnitech и т.д., в 21:00 ложимся спать. За день прошли 30 км. Поднялись на высоту 720,0м., спустились на 640,0м. Чисто ходовое время 7 часов 40минут.

Третий день 2 .04. = - 35° С утром, - 25° С днём.

Подъем в 6.00. Ясно, ветер восточный, слабый. Тент сильно обмёрз, замок палатки плохо открывается, для таких морозов лучше тубусы. В 7:30 позавтракав, собрав два рюкзака с перекусами, ледорубами, кошками, аптечкой, лавинной лопатой, взяли даже ремнабор и уходим на вершину. Подъем на вершину отм.1608м. (г. Попова) начинаем по первому правому притоку р. Манарага. Уклон примерно 250 градусов, на некоторых участках до 35° . Двигаемся переходами по 30 минут. В 10:00 снимаем лыжи и оставляем их на предвершинном плато. В кошках и с ледорубами, продолжаем подъем. Делаем небольшие переходы, так как поднимаемся вертикально вверх, от камней к камням, снег глубокий проваливаемся до середины бедра. В 12:30 поднялись на вершину г. Попова (1608м.). Откопать тур не удалось; слишком много снега, докопались только до таблички и сфотографировались. В 13:00 поднимаемся на вершину отм.1620м. гребень, соединяющий вершины сложен из больших каменных блоков, есть несколько жандармов – обходим их снизу (по южной стороне). Тур на этой вершине не занесён снегом, но записки нет, оставляем в туре свою, в целлофановом мешочке. На севере от вершины где-то под нами ледник “Манарага”. Спускались по пути подъёма. В 14:00 подошли к лыжам. Вниз прекрасный лыжный спуск, в 15.00 у палатки. Борщ и целый котёл компота давно готовы. Пообедав и собрав лагерь, в 16.00 уходим вниз. Идём вдоль реки, местами лыжи проваливаются под корку снега, через час встали на старый лыжный след, идти стало ещё легче, в 18:00 пришли на балок. За день прошли 26 км. Поднялись на высоту 900,0м., спустились на 1020,0м. Чисто ходовое время 7 часов

Четвертый день 3.04. = - 40° С утром, - 30° С днём.

Утром, С.С.Н. вынимал пружину из крепления, от мороза она лопнула, сразу отремонтировали в тепле. В 8.00 вышли из балка, взяв сразу направление на водораздельный хребет между р. Манарага и р. Кось-ю. Густой березовый лес, много распадков, лыжи валятся на 30-40 сантиметров. На границе леса уклон до 30° , снег стал плотнее, пересекли один лавинный конус. В 10.30 на хребте, прекрасный обзор, все вершины открыты, к сожалению видео камера которую “лечили” в балке продолжает барахлить. За 30 минут спустились на границу леса правого притока р. Кось-ю, спуск на лыжах, серпантином, уклон местами до 40° , за час дошли до границы леса р. Кось-ю, удобная площадка, редкие лиственницы, закрыты склоном от ветра, прекрасный вид на массив Колокольни, на Манарагу. С 12.00 до 14.00 поставили лагерь, заготовили дров, приготовили обед, собрали рюкзаки со всем необходимым, и вышли на г. Защита. Подъём начали по левому берегу р. Кось-ю. Первый час шли на лыжах по холмам, плавно набирая высоту, уклон 10° -20° , пройдя ещё час, по северо-западному гребню пришлось оставить лыжи и надеть кошки, очень жесткий фирн, местами ледяная корка, уклон до 30° . Прошли переход и начали сожалеть об оставленных лыжах, снежно-ледяная корка не держит, проваливаемся, скорость резко снизилась. Гребень удобоходимый, лавинно безопасный. В 18.00 вышли к предвершинному взлёту, средний уклон 45° , состоит из больших блоков, снег между камнями не держит, местами ледяная корка, фирн, все идём на самостраховке. Появился очень свежий, северо-западный ветер, при температуре 30° это, наверное, лишнее. В 19.00 на вершине, желание искать и писать записку в туре не у кого не возникает. Фотографируемся и в низ. За 40 минут спустились до лыж 19.40. Солнце начинает садиться, на лыжах спускаемся очень медленно, что бы не разогнаться. В 21.30 в лагере дежурный встречает пяти литровым котлом компота и разварившимся до однородной массы сырным супчиком.

Прошли 25 км. Поднялись на высоту 1459,0м., спустились на 1359,0м. Время в пути 10 часов.

Пятый день 4.04. = - 30° С утром, - 20° С днём

В 9.30 вышли, идём по руслу Кось-ю, через 30 минут проходим слияния ручьёв – рек, которые берут своё начало из под перевалов №№ 17, 18, 19, 20. в этом месте долина почти плоская, уклон слабо заметен. При недостаточной видимости идти нужным гребнем достаточно проблематично. В 10.30 у подножья г. Блюхера, плотный снег, уклон 20° -30° . Три перехода поднимаемся по западному северо-западному гребню который заканчивается наклонным платом, по нему шли два перехода. В 14.00 дошли до основного северо-западного гребня, уклон 30° -40° . Снег жёсткий фирн, сняли лыжи, надели кошки, идём на самостраховке. Через два перехода дошли до скальных участков, обходим по северной стороне, ширина гребня 2-5 метров, снег между камней рыхлый. Южный склон круче северного, на гребне снег между камнями не держит, проваливаемся на 50см., в кошках ноги вытаскивать большая морока. На вершине в 16.00, это очень узкий гребень идущий с запада на восток. Очень много снега, докопались только до таблички, тур искать не стали, сфотографировались и пошли вниз. На плато Манси приготовили обед, в 17.40 на лыжах прокатились через перевал № 19, в туре записка группы из Москвы маршрутная книжка № ½-302 от 15.03.02 руководитель Бек И.В. В 18.20 надели кошки и пошли вверх. Плотный снег, почти не проваливаемся. Уклон 20° -30° только в начале подъёма метров 100, дальше увеличивается до 40° , у вершины начинаются скалы, проходим их с восточной стороны, выход на саму вершину через 50 см. камин, длиной 5-6 метров. На вершине Манси–ньёр в 19.00, наша памятная пластина которую мы подняли в 2000 году ещё жива, к ней привязана записка от 10.03.02 группы из Великого Новгорода, руководитель Павлов Геннадий, совершают поход 5к.с. За двадцать минут спустились к лыжам, проехали на них по плато 5 минут и пришлось опять надеть кошки. Спуск в ручей 50 метров, уклон 30° -40° , фирн и голые камни. Пробовали на лыжах спускаться по руслу ручья, но на фирне очень сильно разгоняешься, пришлось до руч. Манси-шор спускаться пешком. В долине ручья снега почти нет, в 21.30 встали на р. Народа.

Прошли 16 км. Поднялись на высоту 1299,0м., спустились на 1123,0м Время в пути 10 часа.

Шестой день 5.04. = - 20° С утром, - 10° С днем.

Всё ночь был сильный ветер, теплеет, и сразу портится погода, утром слабая метель, ветер западный. В 9.30 вышли без лыж, оставили на растяжках палатку, груза минимум: перекус, всё железо, сегодня взяли верёвку, так как на г. Дидковского из нас никто не был. До нижнего озера дошли за 30 минут, плотный снег, местами фирн, озёра прошли за 20 минут. Выше озер начинается подъём на перевал № 20, первые 100 метров уклон 20° , дальше возрастает, последний перевальный взлёт уклон до 40° , камни большими блоками. На перевале ничего нет, только очень сильный ветер, западный 10-15 м/с, видимость – чуть проглядывают контуры гор. Прямо с перевала по северному гребню поднимаемся к вершине. Последние 10-20 метров необходима страховка – перила, у самой вершины жандарм, обходим его с юго-востока. На вершине в 11.30, пурга в своём апогее, писать записку не возникает ни какого желания, кое как сфотографировались и вниз. К 21 перевалу подходим по Европейской стороне, потеряв примерно 75 метров высоты, с перевала на г. Югра поднимались два перехода, гребень почти без снега, предвершинный взлёт очень узкий и крутой 40° , встречный ветер заставляет идти почти на четвереньках, порывы наверное, до 20 м/с. В туре записки нет, оставляем свою записку и в 13.15 начинаем спуск. В 15.30 в лагере, палатка стоит, ветер или пурга продолжает свирепствовать, готовим обед, идти сегодня желания нет, готовим ужин, Вадим пытается реанимировать видео камеру.

Прошли 12 км. Поднялись на высоту 957,0м., спустились на 957,0м Время в пути 6 часа.

Седьмой день 6.04. = - 15° С утром, - 10° С днем.

Метель рвала палатку всю ночь, ветер западный. В 9.00 надев кошки начали подъём на плато Руин, уклон до 40° , поднимались 1,5 часа, на плато снега вообще нет. Ветер на плато в лицо, или обтекает Народную или сменил направление на северный. Идём без лыж в низкой облачности, или снежной пыли. С плато подниматься на вершину не рискуем – потом не найдём свои рюкзаки. За три перехода подошли к озеру Голубое, спускались в кошках снег очень плотный, из за плохой видимости вышли слишком близко к г.Народа, напротив перевала №23, спуск крутой до 40° , много больших камней, . На озере поставили палатку для обеда, крепили на ледобуры. Облачность поднялась, испортив нам настроение – весь юго-восточный склон г. Карпинского вообще без снега. Командир принимает решение обойти по р. Балбань-ю и через урочище Дела гладь выйти снова на нашу нитку, так как взяв заброску на 21 день с лыжами идти по курумнику 15 км. - это нереально. За тридцать минут поднялись на 23 перевал, плавный набор высоты. На перевале в 14.30 в туре записка от 11.03.2002г. Москвичей, руководитель Бек И.В. маршрутная книжка №1/2-302. спускались в кошках, на самостраховке, прижимаясь к г. Карпинского. С перевального сброса спустились за 30 минут, в низу снег очень глубокий, надели лыжи и между обломками камней, которые обрушились с южного склона 23 перевала, петляя, продолжили спуск к озёрам В.Балбанты. Через переход дошли заброски, всё цело. Перепаковали продукты, снаряжение, и пошли в низ. В долине плотный снег – наст, прекрасное скольжение, но сильный северо-западный ветер, три перехода по 45 минут и мы пришли к становищу оленеводов, 19.30.

Прошли 20 км. Поднялись на высоту 566,0м., спустились на 800,0м. Время в пути 7 часа.

Восьмой день 7.04. =-15° С утром, -10° С днем.

Встали в 8:00. Утро началось с небольшой неприятности: попытки открыть дверь оказались затруднительными, снаружи ее замело снегом. На улице пурга, опять сильный ветер, юго-западного направления до 15-20 м/с., t=-150C. К 9:00 приготовили завтрак. Решение одно: имеем право отдохнуть. К вечеру появилась надежда на улучшение погоды: ветер стих до 10 м/с., пурга утихает. Ужин в 18:00. Спать ложимся в 20:00.

Девятый день 8.04. =-10° С утром и днем.

В 9.00 вышли, идём переход без лыж – нет снега, дальше с переменным успехом на лыжах. Ветер в спину, западный 5 м/с, это направление кроме неприятностей ничего хорошего не приносит. Пасмурно, сильная дымка слепит глаза. За два перехода по 50 минут дошли до р. Сюрась-Рузь, снег лежит только в тракторной колее, потому что недавно прошёл трактор с базы Желанная. Дорога переходит с одного берега р. Сюрась-Рузь-вожа на другой, часто приходится снимать лыжи. Не доходя два километра до базы, на правом берегу (крутой поворот реки на северо-запад) стоит памятник – погиб артельщик, говорят что на бульдозере сорвался со склона. Появились наледи, начали проваливаться под натекший лёд, неприятные ощущения – знаешь, что не утонишь, но нервничаешь. На базе в 13.40, от базы остался в живых один дом, остальное разобрали и увозят на Желанную. Обед готовим в доме, сегодня первый раз готовим обед, используя воду. В 15.00 села плотная облачность, идёт снег – это всё западный ветер. Остаёмся на ночёвку, спать будем на кроватях.

Прошли 12 км. Поднялись на высоту 200,0м Время в пути 4 часа.

 

Десятый день 9.04. =-15° С утром, днем –10° С.

В 7.30 выходим, чистое небо, северный ветер. За два перехода по 50 минут доходим по руслу ручья до плато. Плотный снег, идём на лыжах, со стартовым весом подъём 20° , очень чувствуется. На плато ураганный ветер, снега почти нет, идём без лыж. Сане приходится вставлять их в рюкзак – у лыж нет отверстий носках. Все запакованы по полной программе. Один переход идём по плато, видимость упала до 50 - 100 метров, приходится идти медленнее, чтобы не растягиваться. Спускаясь по р. Николай–шор у С.С.Н. оторвалась лямка рюкзака,12.00 ставим палатку, готовим обед, С.С.Н. шьет. В 14.00 начинаем подъём на перевальную седловину, плавный набор высоты. Ветер слабый северный, почти стих, солнце, t -10° С. На водораздел поднялись без лыж за 30 минут, огляделись по сторонам, 2 км. южнее по р. Николай-шор виднеется база геологов, несколько балков. На север простирается широченная долина реки Кузь-Пуа-ю, три перехода по 50 минут прекрасной лыжни. Начались кусты, начались проблемы – стали валиться. Четвёртый переход уже тропим без рюкзаков, с верху снежная корка, ниже крупа. На очередном перекуре в 18.00 Валера сообщил при неприятнейшее известие – он где-то потерял стойки от палатки. У всех тихий шок, хотя все его подбадривают, что завтра найдём. В лиственницах, кое-как растягиваем палатку - полубочку без каркаса, оказывается, ставить проблематично, стоит в два раза ниже. Готовя ужин, ССН решил: три человека идут вниз тропить лыжню, три добровольца искать стойки.

Прошли 24 км. Поднялись на высоту 320,0м., спустились на 620,0м. Время в пути 8 часа.

Одиннадцатый день 10.04. =-10° С утром, днем –5° С

В 8.00 С.С.Н., Вадим и виновник торжества – Валера, пошли вверх. На легке без остановок, за три часа подошли под перевал. Прекрасный солнечный день, яркий чехол со стойками увидели за 500 метров, там Валера надевал лыжи (шёл последний) и из боковой стяжки чехол выпал – ротозей одним словом. Перекусили и почти без остановок катили вниз. Пообедали, собрались и в 16.00 пошли дальше. Если выше границы лесной зоны долина реки Кузь-Пуа-ю широкая, то в лесной зоне узкая склоны близко расположены, лес густой, ель, берёза, по берегам ивняк. Ребята попотели тоже как следует, канава, а не лыжня. Они 6км. тропили 4 часа, мы прошли за 55 минут. Радости не было предела, когда вышли на дорогу “Комсомольцев” - артель старателей. Прошли ещё час по дороге в густом лесу, дошли до открытого ручья, по карте дальше начнётся кустарник. Почти на обочине ставим палатку, вдруг повезёт с машиной. С машинами повезло, три одиночные и колонна из четырёх, но все идут в горы. Угостили нас сигаретами. Устроили маленький праздник в честь каркаса к палатке.

Прошли 32 км. Время в пути 8 часа.

Двенадцатый день 11.04. =-15° С утром, днем –5° С

В 9.00 смогли выйти, два перехода по 40 минут и мы перешли р. Б.Каталамбия, вездеходный след идёт вверх по реке, основная дорога в низ по Кожиму. Через тридцать минут доходим до летней стоянки оленеводов, она находится на левом берегу Кожима, метров 200 от берега, большая поляна. Три домика, сколоченные из досок и фанеры, крыша из венттрубы и рубероида. В принципе в них можно, если их модернизировать, переночевать 4 - 5 человекам, во всех стоят печки “буржуйки”. Откушав там чаю, ещё два по 40 шли по дороге до устья р. Cэлэмь-ю, навстречу прошла “Вахтовка”, движение как в Москве. При плохой видимости определить, где какая река проблематично, долины рек очень широкие, нет чётких ориентиров, но по карте – киллометровке привязаться можно. Правый берег р. Cэлэмь-ю обрывистый. Чуть выше устья, приготовили обед, в 15.30 вышли, через десять минут начали тропить челноком, лыжи заваливает сырой крупой. За три часа прошли 4км, в 19.00 встали выше границы леса. По реке местами идёт вода.

Прошли 20 км. Время в пути 7 часов.

Тринадцатый день 12.04. =-3° С утром, 0° С днем.

С утра низкая облачность, идёт мокрый снег, видимость 200-300 метров, ветер западный, порывы до 10 м/с. Пройдя переход, видим разваленный балок, не заходя идём дальше. В 6 км. от границы леса кончаются кусты, до них шли три перехода по 40 минут. Метель усиливается, ещё через переход вышли на развилку реки, ветер стал дуть с севера, некоторые порывы останавливают, видимость 50 метров, идём медленно. Ещё через два перехода пришлось вставать по двум причинам: главная – куда идти, не понятно, видимость 0

вторая – обед. Пока обедали, дождались оперативной видимости, увидели перевал. Пушистый снежок продолжает валить, t  0° С. В 15.30 вышли, до перевала по карте 1,5км. шли три перехода по 40 минут, плавный набор высоты, полого. Лыжи валятся 30-50 см. перевальный взлёт до 40° и сильный ветер. 18.00 на перевале ветер ураган, в туре сняли записку туристов из г. Снежинск от 01.08.2001г. под руководством Карлыханова Н.Г. Первый сброс крутой 40° , перепад высот 100 метров, дальше по руслу р. Б.Тыкотлова, река течёт в узком ущелье, с обеих сторон чёрные скалы, до 10-15 метров. Очень живописно. Ветер уменьшился, но порывы всё равно ещё сильные. За час прошли примерно 4-5км.

Прошли 22 км. Поднялись на высоту 580,0м., спустились на 335,0м. Время в пути 10 часов.

Четырнадцатый день 13.04. =-5° С утром, =-1° С днем.

Всю ночь был сильный ветер или пурга, иногда под сильными порывами ветра дуги палатки почти ложились, но “Полюс-6” фирмы “СИНТО” показала себя прекрасно, есть некоторые предложения по модернизации, но в целом очень хорошая палатка. В 8.00 пошли, видимость 500 метров, с права и с лева в белую мглу уходят черные гребни. Лыжи по участкам с настом катят с “отдачей”, где переметённый снег почти подлип. Местами чистый лёд. Через переход дошли до кустов, мы где-то у подножья г. Лемва-из, ещё через два перехода мы на границе лесной зоны, переход 50 минут, дошли до большого правого притока, открытая вода, готовим обед. Ветра почти нет, облачность поднимается. Берега река – заросли кустарника, всю дорогу лучше идти прямо по реке. В 13.30 пошли дальше, через 40 минут выглянуло солнышко, и мы начали прилипать к лыжне, некоторые её “несут” с собой. Этот кошмар прекратился только на водоразделе в 15.30. Весь подъём в густом лесу, много подроста, кустов, на водоразделе растёт только лиственница. В 16.30 с тропежом подошли к р. Петра-вож, берег крутой, к реке не могли долго спуститься, по реке так же сильно валимся, остановились на левом берегу, не доходя до устья руч. Войвис 500 метров. Много сушняка, открытая вода. Вадим и С.С.Н., сбросив рюкзаки, сразу уходят тропить на завтра, пришли к ужину через 1.40.

Прошли 20 км. Поднялись на высоту 120,0м., спустились на 455,0м Время в пути 8 часов.

Пятнадцатый день 14.04 =-1° С утром, днем +1° С.

Ночью шёл дождь, с утра пасмурно. В 7.30 вышли, прошли 40 минут, у Славы сломалось крепление, запасное было С.С.Н., но у него ходки по 50мин., потеряли полчаса. Через переход кончались кусты, начались глобальные пространства, горы только слева – западнее нас, с права какой-то бугор. Поднимается ветер – северо-западный, порывами до 5 м/с. Снег твёрдый идти легко. Через переход, напротив озера Войты, Валера стал ремонтировать лыжные палки – сломались кольца, поэтому так отставал, потеряли 30 минут. Ветер крепчает, пока ждали замерзли. Через два перехода по 40 спустились к р. Грубею, шли вдоль хребта и бугра параллельно реке, спускаться нужно по руслу ручья. Только спустились к реке, начали валиться, зато нет ветра. В 13.00-14.10 обед, остановились на чей-то стоянке, открытая вода, много сухой ивы. В этом месте проходили в апреле 1999 года, место не узнать – сейчас нет снега. Пока ждали обед, намазали лыжи, походили вокруг костра босяком, это последний костер, дальше дров уже нет. Поднимаемся по ручью, который берёт начало у подножья г. Хайма-из (1414,6м.). Первый переход плавный подъём 10° , местами по руслу ручья идёт вода, дошли до развилки, пошли по левому притоку. Набор высоты стал сильнее, начали идти галсами, благо ручей широкий. Пройдя переход, полакомились ягодами, погода стоит превосходная, ветра нет солнце. В конце третьего перехода ручей закончился, весь четвертый переход поднимались на широкую водораздельную седловину, в 18.00 начали спуск. Целый час катились, не толкаясь палками. Встали на ночёвку на р. Хойма-ю, в устье ручья берущий начало из озера Б.Хойма-то

Прошли 30 км. Поднялись на высоту 745,0м., спустились на533,0м. Время в пути 9.30 часа.

Шестнадцатый день 15.04. =-2° С утром, днем 0° С

Плотная облачность, падает снежок, видимость 50-100 метров, идём по приборам – карта + компас, С.С.Н. здесь был в 1999г., сверяется на каждую скалу. Идём по каким-то плавным холмам, благо снег плотный, не надо тропить. Облака поднялись чуть-чуть, стало видно подножья гор, пройдя 5х40 встаем на обед на р. Грубе-ю, выше устья руч. Югыд-шора. Мастерство растёт, на весь обед затратили 1.10, в 14.10 срезая петлю, идём напрямик к руч. Югыд-шор. Снега очень мало, большие каменистые поля, приходится идти без лыж. За час дошли до ручья, час шли до левого притока, уклон 10-20° . Устье притока очень узкое, правый берег – снежный надув, но иначе как по нему подниматься не получается, левый берег – каменистый склон. Прошли вверх ещё переход, и на более - менее ровной площадке поставили лагерь, что там выше не видно, видимость 100м., опять поднялись до уровня облаков.

Прошли 26 км. Поднялись на высоту 356,0м., спустились на 254,0м. Время в пути 8 часа.

Семнадцатый день 16.04. =-7° С утром, вечером -10-15° С

Сплошная, плотная облачность, не видно даже бортов ручья, сидим ждём, к обеду северо-западный ветер меняется на северный, это добрый знак, может быть к утру растащит облачность. К 18.00 t -12 С, видимость 500м.

Вынужденная днёвка.

Восемнадцатый день 17.04. =-18° С утром, 0° С днём

В 8.00 вышли, за сутки выпало 15см. снега, переменная облачность, ветер северный порывами до 5-7 м/с. За час поднялись до предвершинного плато, шли в кошках, ясное небо, видимость 100км., но ветер усиливается. В 10.00 на вершине г. Грубе-из, подъём не сложный, уклон 30-40° , местами фирн, много каменистых участков, камни маленькие, записки не нашли, сфотографировались в разных ракурсах и бегом в низ, спустились к рюкзакам за 35 минут. Поменяли кошки на лыжи, поднялись на водораздел – перевал и по широкому распадку спустились в долину р. Пайды-вож. Валера на спуске упал, результат – опухшее колено. Встали, 12.30-14.30 готовили обед, развесили спальники, просушить на солнышке. Валере наложили на колено мазь, тугую повязку, разгрузили его рюкзак и пошли дальше. Прошли переход, на смешном спуске упал Саня, ободрал себе локоть до крови, измазали его зелёнкой, перебинтовали. Через переход вышли к р. Колокольня, отличная погода идём в одних футболках, свежий снег, идеальная “катуха”, небольшие, по нашим меркам перепады высот. Ещё через переход вышли к ручью Пожема-вис, далее трех километровый тягун на водораздел. Спускаться нужно по ручью, который берёт начало с юго-восточного склона г. Магнитная, так как северные склоны ручья без снега. Весь левый берег ручья сплошной снежный надувной карниз, в русле лежат обломки карниза до 3м. в поперечине. Встали в 20.45 в устье ручья Вескыдъюив.

Прошли 32 км. Поднялись на высоту 1170,0м., спустились на 1246,0м. Время в пути 10 часов 45 минут.

Девятнадцатый день 18.04. =-12° С утром, 5° С днём.

Идеальная погода, с утра ясно. За переход дошли до р. Мокрая Сыня, все долины широкие, снег плотный, идти легко. Ещё два перехода идем вверх по р. М. Сыня до границы Европа – Азия, перевал не выразительный. По первому правому притоку р. Халмер-вож поднимаемся ещё на один перевал, набор высоты небольшой 120 метров, у Сани отвязались лыжи и он метров 60 (по вертикали) догонял их. Спуск в р. Вораш-вож 20-10° , 6 километров прокатили за час, по реке идёт чья-то лыжня. На обед встали 13.30, сушим сухие спальники – впрок. В 15.30 вышли, прошли переход по р. Сев. Харута и по правому притоку, который берёт начало между г. Верх. Харута (676,4м.) и г. Харутапэ (736,2) пошли без лыж на перевал. Плавный тягун преодолели за два перехода, спуск к р. Сев. Чигимхарута такой же пологий. В 18.20 остановились на реке, в этом месте на пару километров абсолютно ровная площадка, снег как бетон. Палатку на всякий случай закрепили за все оттяжки.

Прошли 36 км. Поднялись на высоту 481,0м., спустились на 557,0м. Время в пути 8 часа.

Двадцатый день 19.04. =-10° С утром, -5° С днем.

Третий день хорошая погода, с юго-запада идут высокие облака. В 8.00 пошли покорять бескрайние холмы Полярного Урала, на все подъёмы идём без лыж, такой твёрдый наст, спускаемся на лыжах. В верховьях Сев. Чигимхарута очень много скал останцев, они чёрными зубьями торчат из снега. Перейдя в Сибирь в 12.45 на р. Игядейеган готовим обед, проветриваем спальники. Через 1.30 вышли. Через три перехода опять перешли в Европу. Ещё два перехода, и остановились в двух километрах, не доходя Кокпельского перевала. Не считая скал, целый день ничего интересного.

Прошли 34 км. Поднялись на высоту 501,0м., спустились на 530,0м. Время в пути 9 часов.

Двадцать первый день 20.04. =-2° С утром, +10° С днем.

Пасмурно, в 8.15 вышли, снег плотный, местами наст. Прошли перевал так и не поняли где он именно, здесь всё так не выразительно. Начали подъём по ручью Перевальному, в ручье много надувов. На перевальную седловину поднялись на лыжах за три перехода. Берём ледорубы и втроём идём на г. Погурей, 11.40. Тридцать минут поднимаемся на предвершинное плато, уклон 30° , проваливаемся на 50 см. в снег, слегка жалеем, что рано надели кошки. По гребню, уклон до 45° , поднимаемся 20 минут, торчат иглообразные камни из под снега, местами валимся. Вершина это здоровенное плато, в центре трех метровый заснеженный камень. Из-за пасмурной погоды масштаба нет, и нам казалось, что на саму вершину не поднимемся. На вершине в 12.20, сильный ветер. От триангуляционной пирамиды из по снега торчит только одна деревяшка. Попробовали откапать, через 10 минут бросили эту затею, оставили свою записку, привязав её к верхней части. Сфотографировались на фоне Карского массива (стена вдоль правого берега ручья Манси-шор больше впечатляет). За 30 минут спустились к рюкзакам,13.15. Пообедали и в 14.45 траверсом, что бы не терять высоты пошли дальше. Вышло солнышко температура +10° . Река Пага течёт в узкой долине, что бы не спускаться в русло, приходится идти по границе Европа – Азия. Хоть и пришлось пройти по трём 100 метровым горушкам, но не зря – река берёт своё начало с крутого кара. Левый приток Европейской Паги такой не выразительный, что при отличной видимости трудно угадывается уклон. В 19.00 опять уходим в Азию, это самая не выразительная граница, абсолютно плоская. В 19.30 встаём в русле р. М. Лагорта.

Прошли 41 км. Поднялись на высоту 990м., спустились на 827м. Время в пути 9 ч. 45 мин.

Двадцать второй день 21.04. =+2° С утром, +5° С днем.

Пасмурно, восточный ветер. Вышли в 8.00, р. М. Лагорта в верхнем течении 4км. течёт в извилистом каньоне высотой до 10 метров, далее плоская долина. До обеда идём 4 перехода по 50 минут, начинаем спешить, погода меняется к худшему. В 12.30 обедаем на правом притоке, который берёт начало под г. Пальник-шор. Ветер поменялся на северо-западный, начался дождь со снегом, обедали, ждали до 14.30. так под дождём и пошли на перевал, подъём по руслу ручья, уклон 10-20° . С подлипом за 2х40 поднялись на перевал Где то на левее нас на северо-западе г. Скальная, но из-за низкой облачности видим только подножье, ветер гонит тучи в Азию . 200 метров перепад высоты и 3км. прошли за 15 минут – вот это скорость. Поднялись на отрог Скальной, 100м. вертикали за 30 минут и спускаемся сверху к Лагортинскому перевалу, 17.30. По перевалу идёт буранный и вездеходный след. Идём по Европе 30 минут и поворачиваем на восток, поднимаемся по крутому распадку, что бы где-нибудь за поворотом спрятаться от всё усиливающего северо-западного ветра. По ручью вверх идёт лыжня, за надувом в 18.30 останавливаемся, ветер озверел.

Прошли 36 км. Поднялись на высоту 565,0м., спустились на 377,0м. Время в пути 8 часа.

Двадцать третий день 22.04. =-0° С утром, +1° С днем.

Всю ночь метель, результат – нас сильно засыпало, дуги палатки имеют сложное положение, откапали палатку, вытащили из карманов дуги – они в норме. Ветер северо-западный, снег + дождь. В 8.00 пошли, за 30 минут вышли на перевальную седловину, тур увидели случайно, в ней записка нашего приятеля Сергея Чижика из г. Воркута, от 6 апреля 2002г. Перевал носит название “Каньонный”. Через 1.30 были на границе Азия – Европа, видимость 100 метров. Прошли ещё переход, дошли до ручья, по которому нам нужно идти на следующий перевал. Видимость опять снизилась до 10 метров, встаём на обед. У Валеры на спуске лопнула лыжа и стала расслаиваться, ремонтируем. 12.00 - 15.00 пообедали, ждем погоду. Видимость 100 метров, выходим, прошли час видимость 0, останавливаемся. Северо-западный ветер 5-7 м/с, идёт снег. Ставим палатку, ждём, через час ветер стал ещё жёстче, вылезаем из палатки, и впервые строим стенку.

Прошли 17 км. Поднялись на высоту 250,0м., спустились на 354,0м. Время в пути 3,5 часа.

Двадцать четвёртый день 23.04. =0° С утром, +5° С днем.

Снег, дождь, ветер западный, видимость 0. Перевала не видно, ждём погоду. К вечеру поворачивает на северный, появилась надежда.

Вынужденная дневка

Двадцать пятый день 24.04. =0° С утром, +5° С днем.

С.С.Н. встал в три часа ночи (час ночи по Московскому времени), и радостно сообщил, что перевал виден, мы прямо под ним. В 7.00 вышли на перевал, ветер южный. 30 минут поднимались на лыжах, когда уклон достиг30° , надели кошки. Плотный снег, наст, под верхом скалы жёлтого цвета. Последний перевальный взлёт крутой 40-50° , плюс сильный ветер в спину, на перевал почти все забежали. В туре записка С. Чижика от 7.04.2002. Надеваем лыжи и галсами спускаемся, 2км. за 15 минут, в долине ветра почти нет. На левом берегу ручья стоят два балка геологов, добывали бариты. От балков идти лучше по левому берегу, сильно не срезая изгиб реки. За поворотом река течёт на север, долина широкая, вся как будто перекопана. Через два перехода перешли через оз. Верх. Хойла, дальше стали подниматься по правому берегу ручья к подножью г. Географов два перехода поднимались на лыжах, далее надели кошки, уклон 20° . Поднялись на гребень западнее перевала, С.С.Н. подошёл к краю посмотреть как спуск, назад отходил на четвереньках – такой сильный ветер. В 13.40 на г. Географов, в туре самая вкусная записка – группа из Екатеринбурга, рук. Демидов Е.В. от 28 июля 2001г. Вершина как большинство вершин Полярного Урала – плоские плато, плавный набор высоты с одной стороны, кар с другой. Спустится с вершины смогли 2км. севернее по одному из цирков, по одному на самостраховке. Сильный южный ветер несёт дождевые тучи, идём вниз ищем место потише, чтобы пообедать. К 16.00 дошли до р. Лев. Кёч-Пель (заячье ухо – по коми), поставили палатку, приготовили обед и в 17.30 пошли вниз по реке. С.С.Н. сказал, что нам сегодня надо дойти до р. Сред. Кёч-Пель это ещё 10км. по карте. Река 2км. течёт в каньоне, вода во многих местах идёт верхом, Слава с разгона въезжает по колено под воду, С.С.Н. совсем озверел – посмотрел, что ничего страшного не произошло, погнал остальных дальше. Уходим с реки, на тундре снег есть только островками, приходится периодически идти без лыж. 20.30 останавливаемся на правом берегу Сред. Кёч-Пель. Дождь идёт по полной программе.

Прошли 45 км. Поднялись на высоту 1088,0м., спустились на 849,0м. Время в пути 12 часов.

Двадцать шестой день 25.04. =+2° С утром, +2° С днем.

Всю ночь шёл дождь, все сырые, всё сырое. Изменений в погоде нет. Ромка сорвал резьбу на примусе, потеряли час времени. Аксакалы посовещались, ещё день - два и мы не сможем перейти р. Елец, С.С.Н. решил – надо уносить ноги, бог с ним с Пай-Ером, он не куда не уйдёт. Все рады такому решению, всем уже хочется домой. За 8 часов надо пройти 38 км., что бы успеть к поезду. В 8.00 выходим, идём вниз по реке до р. Сред. Кёч-Пель. Через два перехода, снег на реке кончается, вода идёт сверху. Правый Кёч-Пель переходим по колено в воде, ноги в идеальной чистоте, выжимаем носки, одеваем и идём дальше. 11.00 прошли руч. Лёк-шор (Плохой ручей), осталось 5 часов и 25км. Садится туман, идём по приборам, С.С.Н. тропит всё время с большим отрывом. Через два перехода выходим на зимник, повеселели, не нужно заниматься ориентированием. Но идти по зимнику в такую погоду свои нюансы, лыжи по снегу с соляркой не катят, пешком проваливаешься. В 15.00 встречаем два бульдозера, трактористы подтвердили, что поезд 14.10 по Москве отправляется. 15.50 подошли к р. Елец, вода открытая, намороженная переправа с трубами для пропуска воды уже залита полностью. 16.10 первые на расстоянии 100 метров от станции, 16.20 поезд с опозданием уходит, без нас. С.С.Н. у дежурной по станции узнал обстановку: следующий поезд в 14.10, ближайший локомотив в 23.30. Он сразу договорился с машинистами, наш внешний вид растрогает кого угодно. В 5.00 в Инте, в 6.00 все дома.

Прошли 38 км. Спустились на 200,0м. Время в пути 8.20 часов.

МАРШРУТ ПРОЙДЕН!

График движения

Дни пути Дата Участок пути Прот-ть Чистое ход.время, час. Характеристика пути, опасные участки Метео-усл.
1 31.03 Инта – б.Желанная 150 6 Движение на лыжах -20°
1 31.03 б.Желанная – оз. Мал. Балбан-ты 8 3 -“- -35°
2 1.04 оз. Мал. Балбан-ты – р. Манарага 30 7,6 Перевал Кар-кар -20°
3 2.04 р. Манарага – балок Оленний 26 7 Вершина г. Попова, отм.1620 -35°
4 3.04 балок Олений – р. Кось-ю 25 10 Вершина г. Защита -40°
5 4.04 р. Кось-ю – р. Народа 16 10 г. Блюхера, г. Мансиньёр -30°
6 5.04 р. Народа - р. Народа 12 6 г. Дидковского, г. Югра -20°
7 6.04 р. Народа – оз. Мал. Балбан-ты 20 7 Перевал №23 -15°
8 7.04 ДНЕВКА 0 0   -15°
9 8.04 оз. Мал. Балбан-ты – б. Сюрась-Рузь-вож 12 4 Движение на лыжах -15°
10 9.04 б. Сюрась-Рузь-вож – р. Кузь-Пуа-ю 24 8 -“- -15°
11 10.04 р. Кузь-Пуа-ю – р. Кожим-ю 32 8 -“- -10°
12 11.04 р. Кожим-ю - р. Cэлэмь-ю 20 7 -“- -15°
13 12.04 р. Cэлэмь-ю - р. Б.Тыкотлова 22 10 Перевал б/н- -3°
14 13.04 р. Б.Тыкотлова - р. Петра-вож 20 8 Движение на лыжах -5°
15 14.04 р. Петра-вож - р. Хойма-ю 30 9,50 -“- -1°
16 15.04 р. Хойма-ю - руч. Югыд-шор 26 8 -“- -2°
17 16.04 ДНЕВКА 0 0   -7°
18 17.04 руч. Югыд-шор – р. Мокрая Сыня 32 10,75 Вершина г. Грубее-из -18°
19 18.04 р. Мокрая Сыня - р. Сев. Чигимхарута 36 8 Движение на лыжах -12°
20 19.04 р. Сев. Чигимхарута - Кокпельский перевал 34 9 -“- -10°
21 20.04 Кокпельский перевал - р. М. Лагорта 41 9,75 Вершина г. ПОгурей -2°
22 21.04 р. М. Лагорта - Лагортинский перевал 36 8 Движение на лыжах +2°
23 22.04 Лагортинский перевал – пер. 840м. 17 3,5 Перевал “Параллельный” 0
24 23.04 ДНЕВКА 0 0   0
25 24.04 пер. 840м - Сред. Кёч-Пель 45 12 Перевал, вершина г. Географов 0
26 25.04 р. Сред. Кёч-Пель – ст. Елецкая 38 8,30 Движение на лыжах +2
    ИТОГО 602   Средняя скорость 3,3км/ч.  

5. Итоги, выводы, рекомендации.

Поход пройден в установленные сроки по основному маршруту, с использованием однажды запасного варианта: вместо прохождения траверса вдоль г. Карпинского, был пройден, пер. № 23, основанием для решения об использовании запасного маршрута послужила прохождение высокого и бесснежного сложного траверса во штормового ветра по курумнику. Поход получился интересный, удачный. Интинская группа впервые провела поход VI к.с. такой протяжённости, провели достаточную разведку нового района. Несмотря на довольно напряженный график, группа подошла к финишу с запасом сил. Последние годы аномальные погодные условия: раннее наступление весны, сильные ветра, пурга, внесли коррективы – не смогли совершить восхождения на запланированные вершины: г. Народа, г. Карпинского, г. Пай-Ер. Приятный психологический климат сохранялся на протяжении всего похода. Маршрут вобрал в себя многие "изюминки" Полярного и Приполярного Урала, были совершены восхождения на высшие точки района. Это г. Защита (1809,0м.), г. Блюхера (1680,0м. м), г. Манси-ньёр (1779,0м), редко посещаемые вершины г. Дидковского (1673,0м), г. Попова (1608,0м.), г. Югра (1578,0м.). В техническом отношении маршрут соответствовал требованиям, предъявляемым к лыжным походам VI к.с. Наиболее сложным был участок технического кольца по высшей части Исследовательского кряжа. В целях увеличения безопасности и сокращения времени на бивачные работы, восхождения осуществлялись не всей группой, что давало возможность экономить время, отдыхать по очереди, все восхождения совершила тройка Стенькин С.Н., Малышев В.В, Ляшок В.А. На подходах и на линейной части маршрута использовали санки-волокуши, сшитые из ткани, используемые в шахте; на техническое кольцо санки не брали, оставили в них заброску. Санки были сшиты силами СЮТур. Мы использовали примуса: “Шмель – 4”, и “PRIMUS”. Отдельно необходимо коснуться выбора палатки для маршрута славящемуся неустойчивой погодой. Вользовались палаткой фирмы “СИНТО”. Каркас из материала AL 7075, диаметр 8,5мм. Она позволила противостоять ураганным ветрам, которые трепали нас: на р. Народа, в верховьях р. Селэмь-ю, Бол. Тыкотлова, в районе Лагорты. Перспективным вариантом построения новых маршрутов представляется район Народоитьенского кряжа, Войкрасиньинского массива. Крайне редко ходят по участку Уральского хребта южнее Кокпельских перевалов до истоков Кожима на Приполярном Урале, хотя здесь имеются вершины до 1500 м. высотой. Интересные массивы на этом участке - Колокольня (1435), Лемва-Из (1473), Сэлэм-Из (1549). Ещё одно перспективное направление развития лыжных маршрутов на Полярном Приполярном Урале - технически сложные походы, включающие в себя протяжённые траверсы.

За время маршрута были следующие поломки снаряжения:

Наименование Поломка Ремонт
Лыжи: Polsport Расслоился задник Стянули шурупами, щель залили лыжной мазью
Ломается возвратная пружина.  
Трещина на раме крепления Скотчем заклеили места налипания снега
Рюкзак Порвана лямка Зашито
Лыжные палки Лопнули кольца Замена – 5 шт.
Универсальное тросиковое крепление Лопается пружина Скручивается по спирали – 3шт.
Ломаются щечки Замена – 4шт.
Примус “PRIMUS” Срезана резьба между насосом и топливным шлангом Подмотка намыленной нитки
Видеокамера “Panasonic” Не хотела снимать. Ремонт не увенчался успехом.

 

6. Приложения.

6.1. Список снаряжения:

Групповое снаряжение

Наименование Кол-во Вес, кг Примечания
Палатка “Полюс-6” 1 6,3 -
Скороварка 1 1,5 -
Ремонтный набор 1 1,0 -
Медицинская аптечка 1 1,2 -
Лопата лавинная 1 0,6 -
Примус “Шмель” 1 0,8 -
Примус “PRIMUS” 1 0,3 -
Бензин   18,0 -
Фотоаппарат 3 1,0 -
Видеокамера “Panasonic” 1 1,0  
Компас жидкостный 2 0,2 -
Ледобуры 4 0,4 титановые
Веревка 1 1,5 30 метров
Петли расходные 3 0,4 по 3 метра
Карабины титановые 6 0,5 -
Тросиковая пила 1 0,2  
Итого: общий вес / на каждого 34,9 / 5,8

Личное снаряжение

Наименование Кол-во Вес, кг Примечания
Лыжи пластиковые “Бескид”, “Polsport”, “Atomic” пара 4,5 -
Палки лыжные пара 0,6 -
Рюкзак 1 1,5 самодельный
Саночки 1 0,6 самодельный
Спальник 1 2,0  
Коврик 2 0,5 -
Бахилы пара 0,7 Капрон+галоши
Шторм. костюм 1 1,0 -
куртка POLARTEC 2 0,5 -
Белье ниж. к-т 0,8 -
Рукавицы 2 0,3 -
Верхонки пара 0,1 капрон
Носки полиамид. 1 0,1 -
Носки шерсть 2 0,2 -
Личная посуда к-т 0,2 -
Инд. пакет к-т 0,2 -
Кошки 1 0,7  
Ледоруб 1 0,8 -
Беседка 1 0,5 -
Карабины 2 0,3 -
Жумар 1 0,1 -
Спуск. устройство 1 0,1 -
Прусик 1 0,1 8 мм
Лав. лента 1 0,1 15 м
Очки солнцезащитные 1 0,1  
Документы к-т 0,1 -
Спички 5 0,1 -
Прочее - 1,5 -
Итого: 18,3

 

Ремонтный набор: плоскогубцы, отвертка – 2 шт., гвозди, шурупы, крепление (комплект), нитки, шило, иголки, ткань, ЗИП к “Шмелю” 1,0кг.

Аптечка: бинты стерильные, вата, лейкопластырь, йод, нашатырный спирт, жгут резиновый, марганцовка, стрептоцид, борная кислота, анальгин, сульфадемизин 1,2кг.

Весовые характеристики груза при выходе на маршрут

Наименование На 1 чел. кг. На группу кг.
Продукты 15,0 90,0
Групповое снаряжение 5,8 34,9
Личное снаряжение 18,3 19,8
Всего    

 

 

6.2. Рацион питания

Наименование продуктов Нормы гр. Кол-во чел. Кол-во дней Общий вес
1 Бульонные кубики 5 6 30 900
2 Вафли 10 6 30 1800
3 Галеты 50 6 30 9000
4 Геркулес 16,7 6 30 3006
5 Горох 20 6 30 3600
6 Гречка 46,7 6 30 8406
7 Какао 2 6 30 360
8 Конфеты 5 6 30 900
9 Кофе 1 6 30 180
10 Майонез 20 6 30 3600
11 Макароны 22,4 6 30 4032
12 Манка 14,3 6 30 2574
13 Масло слив. 15 6 30 2700
14 Молоко сухое 10 6 30 1800
15 Мясо сухое 30 6 30 5400
16 Орехи 10 6 30 1800
17 Печенье 10 6 30 1800
18 Пшено 33,3 6 30 5994
19 Рис 40 6 30 7200
20 Сало 20 6 30 3600
21 Сахар 60 6 30 10800
22 Соль 5 6 30 900
23 Специи 2 6 30 360
24 Сухофрукты 10 6 30 1800
25 Сыр 10 6 30 1800
26 Фасоль 13,3 6 30 2394
27 Чай 5 6 30 900
28 Шоколад 5 6 30 900
29 Урюк 5 6 30 900
30 ИТОГО 496,7 6 30 89406