LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Ергаки
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Приполярный Урал, лыжный поход 4 к.с. , 1989 год

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ И ЭКСКУРСИЯМ

СПОРТИВНЫЙ КЛУБ " Фотон"

 

ОТЧЕТ

о лыжном туристском путешествии четвертой категории сложности по Приполярному Уралу совершенном с 7 марта по 21 марта 1989г.

 

Руководитель группы:Путилин С.Э.

 

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участниками и руководителю.

Маршрут имеет 4 категорию сложности

 

Ленинград 1989.

 

1.СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ.

 

МАРШРУТ ГРУППЫ: пос.Приуральский - г.Сабля (2А) - пер. Аранецкий(н/к) - р. Седью - пер.(н/к) - р. Вой-Вож – пер. (н/к) - р. Вангыр - пер. Медвежий(1А) - р. Юнко-Вож - г. Манарага (1Б) - пер. Студенческий(1Б) - р. Манарага - пер. Кар-Кар(1Б) - г.Народа (1А) - пер. Лимбеко-Ю(1А) - база Таврота.

 

Протяженность маршрута - 278 км

 

Продолжительность маршрута -  16 дней

 

    Фамилия,имя     отчество         Год  рожд.   Туристкая       подготовка      Обязанности в  группе      
Путилин Сергей   Эдуардович        1962        5-Л-У-87 Алтай    З-л-р-88 Кольский 5-г-у-83 Памир    3-г.-р-86 Тянь Шань  руководитель
Павлов Александр Борисович         1959         З-л-у-88 Кольский 5-г-у-86 Памир     ремонтник
3. Малышев Сергей   Адуальтович      1965        З-л-у-88 Кольский 5-г-у-88 Кавказ    фотограф
4. Дубнов Дмитрий   Александрович    1965         З-л-у-86 Кольский 4-г-у-88 Кавказ     завхоз
5. Кеменов Леонид   Анатольевич       1965         З-л-у-88 Армения  З-г-у-87 Кавказ    Фотограф
6. Сергеев Виктор   Владимирович      1966         5-л-у-88 Саян  медик
7, Андрианов Василий Германович  1969         2-л-у-38 Кольский             участник
9 Капитонов Александр Владимирович   1970        З-л-у-88 Кольский З-г-у-88 Кавказ     участник
9 Митальчук Елена   Михайловна      1970         З-л-у-88 Кольский                     участник  
Ю. Кизиляева Ольга   Арнольдовна      1967         З-л-у-88 Кольский                     участник

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ.

 

Основу группы составили участники похода по Кольскому полу­острову 1988 года. Из десяти  участников шеста имели предварительную схоженность. В предсезонную подготовку, входили кроссы и специальная подготовка - по отработке техники, организации бивуака и спасательных работ. Было  изготовлено самодельное бивуачное снаряжение.

 

При выборе района мы остановились на Приполярном Урале, т.к. в этом районе не был никто из участников и также потому, что подъезды удобные и дешевые. Основной целью похода было ознакомление с районом и восхождение на вершины Сабля, Манарага, Народная. В связи с этим маршрут был построен по линейной схеме и окончательно выглядел следующим образом: Приуральск - г Сабля (восх) - р. Седь Ю - р. Вангыр - пер. Медвежий - пер. Крутой - пео. Неприступный - г. Манарага (восх) - г. Народная (восх) - пер. Лимбеко - Ю - база Таврота.

 

Запасные варианты предусматривали вместо перевалов Крутой и Неприступный выход напрямую к г. Манарага и вместо выхода на базу Таврота - выход на базу Балбан-ты.

Аварийные варианты предусматривали или возвращение по нитке маршрута в Приуральск, или выход по долинам рек Вангыр, Косью к Северной железной дороге.

Группа в городе изучила район похода и имела описание и фотографии заявленных перевалов и вершин, что существенно упростило ориентирование и выбор пути. Перед походом группа прошла контрольную проверку на УКП Капитолово 26 февраля .

1989 г. по следующим вопросам: организация бивуака, знание маршрута, общественное и личное снаряжение, оказание первой помощи и транспортировка пострадавшего, лыжная техника. По результатам проверки группа была допущена к походу 4 к.с.

 

Контрольные сроки контролировались КСО Ленинграда и Печоры. Телеграмма о выходе была послана из г. Печоры 6 марта 1989 г., об окончании маршрута со ст.Кожим 23 марта 1989 г. 6 марта группа встала на учет в Печорском КСО. Следует отметить что адрес КСО изменился, новый адрес,

Печора, Лесная,11, телефон 51591, начальник КСО Анидин В.В

До г.Печора можно доехать поездом с пересадкой в Вологде. От г. Печора до пос.Приуральск можно долететь за 20 мин самолетом АН-2 или доехать попутным автотранспортом по зимнику. Билеты лучше заранее забронировать в Ленинграде.

От базы Таврота нерегулярно ходят грузовые машины до ст.Кожим. От базы Балбан-ты вездеходы до ст. Инта.

 

3.ГРАФИК МАРШРУТА

 

день пути
N участок маршрута протяженность чистое ход. Время характер пути метеоусловия
1
1 пос.Приуральск - р.Печора 5 1:20 переход через открытое пространство и по льду реки -10, -5, переменная облачность
2 профиль №702 2 0:30 движение по просеке
2
1 профиль №702 11 2:40 движение по просеке с отдельными участками открытых болот -3, -5, дымка, пасмурно
2 профиль №203 8 1:30
3 профиль №701 11 2:40
3
1 подход под Саблинский хребет 17 4:00 движение по болотам и лесу средней проходимости -8, -10, ктром облачность, днем и вечером ясно
2 рад. Выход в С-З и Ю-З цирки г.Сабля 5 2:30 фирн с выходами камней, крутизна склонов до 15 гр.
4
1 подъем в Ю-З цирк г.Сабля 2 1:00 фирн с выходами камней, крутизна склонов до 15 гр. -12, переменная облачность, ветер. При выходе на С.гребень временами снижениеие видимости до 50 м
2 подъем на гору Сабля 2 3:15 движение в связках, в кошках. Средняя крутизна контрфорса 25-30 гр. Фирн, отдельные скальные стенки 3-4 м. При движении по гребню траверс снежных склонов крутизной до 45 гр, простое лазание. Выход на вершину по скалам средней трудности, с переменной страховкой (40 м)
3 спуск по пути подъема   1:40  
5
1 подъем на пер.Аранецкий 6 1:40 движение по редкому лесу с незначительным набором высоты -15, -20, переменная облачность, вечером снег
2 спуск в дол.р.Седью 6 1:30 движение по руслу ручья
3 дол.р.Седью 16 3:20 движение по руслу реки
6
1 подъем на перевал 3 0:50 движение по редколесью -3, -7, утром пасмурно, вечером ясно, ветер
2 спуск в дол.р.Вой-Вож 9 2:30 движение по среднепроходимому лесу
3 подъем на перевал 6 1:40 движение по среднепроходимому лесу
4 спуск в дол.р.Вангыр 3 1:00 движение по среднепроходимому лесу
7
1 дол.р.Вангыр 18 3:20 движение по руслу реки и легкопроходимому лесу -1, +2, пасмурно, ветер, вечером снижение видимости до 100 м
8
1 дол.р.Вангыр 5 1:20 движение по руслу реки и среднепроходимому лесу 0, +3, снегопад, видимость выше границы леса 50 м
9
дневка +2, снегопад, видимость 50 м
10
1 подъем на пер.Медвежий 4 2:40 подъем по руслу ручья, крутизна в верхней части до 30 гр. -5, -6, утром облачно, днем солнечно
2 спуск до границы леса 4 1:00 фирн, крутизна до 15 гр
3 дол.р.Юнко-Вож 8 1:45 движение по легкопроходимому лесу и руслу реки
4 дол.р.Манарага 4 1:00 движение по легкопроходимому лесу и руслу реки
11
1 дол.р.Манарага 7 1:30 движение по легкопроходимому лесу и руслу реки -21, солнечно, на вершине порывистый ветер
2 подъем на С-В плечо г.Манарага 5 1:40 движение по руслу ручья, выше ГЗЛ фирн, крутизна 20 гр.
3 подъем на г.Манарага 2 1:40 фирн с выходами камней, крутизна склонов до 30 гр., скальные полки, скалы средней трудности 10 м. Кошки, перила.
4 спуск через пер.Студенческий 8 2:00 фирн с выходами камней, легкопроходимый лес
12
1 дол.р.Манарага 10 2:40 движение по среднепроходимому лесу -2, -4, пасмурно, днем снег
13
1 подъем на пер.Кар-Кар 6 2:30 фирн с выходами камней, крутизна до 25 гр. -8, -10, облачно, слабый ветер, на плато снижение видимости до 100 м  
2 подъем на г.Народа 4 2:30 простые скалы, перила 10 м
3 спуск к пер.Кар-Кар 6 1:20 фирн с выходами камней, крутизна до 15 гр.
4 спуск в дол.р.Манарага   1:15  
14
1 подъем на пер.Лимбеко-Ю 6 3:00 движение по руслу ручья, крутизна до 15 гр. -23, ясно 
2 дол.р.Лимбеко-Ю 20 3:45 фирн, крутизна 10 гр.
15
1 дол.р.Лимбеко-Ю 30 6:00 движение по границе леса, фирн -2, -6, пасмурно, утром снег
16
1 дол.р.Лимбеко-Ю 7 1:20 движение по границе леса, фирн -10, -15, солнечно
2 Кожимский тракт - база Таврота 7 1:20 зимник

 

4.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

 

4.1. ПОСЕЛОК ПРИУРАЛЬСК - ХРЕБЕТ САБЛЯ.

 

От аэродрома движемся в направлении радиомачты, находящейся на берегу Печоры, и далее двигаясь азимутом 100 пересекаем два рукава Печоры и через 1 час выходим к устью ручья Перебор, откуда по старой лыжне через 20 минут выходим на профиль N 702 ( аз.63 ). Через 30 мин. выходим к ручью Перебор. Просека от ручья видна плохо. Через 2 часа 40 минут от ручья просека меняет напра­вление — профиль N 203 ( аз.103 ), пересекает обширное болото и через 1 час 30 мин. пересекается с профилем N 701 ( аз 63 ) Через 2 часа движения профиль теряется среди болот. Рельеф ровный. Обширные болота чередуются с полосами леса. Отсюда уже хорошо видна Сабля. Продолжаем движение ( аз.45 ). При подходе к Саблинскому хребту азимут следует брать несколько севернее направления на Саблю, чтобы выйти в долину реки Лун-вож, не переваливая через отроги Саблинского хребта.

Через 6 часов 40 минут от конца профиля N 203 подходим под  Саблю и ставим лагерь под Юго-Западным цирком  на границе леса.

 От поселка Приуральский до Саблинского хребта 14 часов 40 минут.

 

 

4.2 ВОСХОЖДЕНИЕ НА ВЕРШИНУ САБЛЯ (1425,2А)

 

От базового лагеря, расположенного у границы леса, вышли к ограничивающему холм  с юга, и поднялись левее его в юго-западный кулуар. Крутизна склонов до 15  , плотный фирн с выходами камней, подъем без лыж. От лагеря до озера в юго-запа­дном цирке   1час.

От озера поднимаемся под скалы контрфорса  левее главного кулуара, идущего от вершины, т.к. подъем по кулуару ) лавиноопасен. От первых камней подъем без лыж в кошках. Первые 500 м относительно пологи 20-25  с выступающими из под снега скальными островками. Далее начинаются разрушенные скалы контрфорса, средняя крутизна склона 25-30  , встречаются отдельные скальные стенки высотой 3-4м средней трудности.

Движение в связках со страховкой через выступы.

Через 500м выходим на северный гребень и движемся на юг преодо­левая жандармы в лоб или обходя их справа по полкам. Последний перед предвершинным взлетом жандарм обходится справа под основа­нием жандарма по краю снежного склона крутизной 45 .

Обойдя жандарм попадаем к верхней части главного кулуара, откуда до седловины на гребне 80 метров снежного склона крутизной до 40 .

От седловины до вершины  40м по внутреннему углу по скалам средней трудности. При выходе на вершину использовано три заклад­ных элемента.

На склонах Сабли Фирн порошкообразный страховка через ледоруб ненадежна. Скалы контрфорса сильно разрушены, забивка скальных крючьев проблематична, но имеется достаточное число выступов. Движе­ние по скалам контрфорса и северного гребня одновременное со страховкой через выступы. При выходе на вершину одна веревка попе­ременной страховки через закладные элементы.

Подъем от озера в Юго-Западном цирке  до вершины 3 часа 15 минут. Спуск по пути подъема 1 час 15 минут. Спуск от озера до лагеря на лыжах 25 минут.

От лагеря до вершины Сабли 4 часа 15 минут. Спуск по пути подъема 1 час 40 минут.

 

4.3. ПЕРЕВАЛ АРАНЕЦКИЙ (н/к) - Р.СЕДЬ-Ю – ПЕР (н/к) – Р.ВОЙ-ВОЖ - ПЕР (н/к) - Р.ВАНГЫР

 

Oт лагеря под г. Сабля к Аранецкому перевалу ведет широкая долина, образованная юго-западными склонами массива Сабли и трехглавой горой на юге. Подъем на перевал 1 час 40 минут. Перевал предс­тавляет собой плато, поросшее лиственницей. Тур в юго-восточной части перед спуском. Спуск с перевала до реки Седь-Ю по долине ручья 1 час 30 минут сложности не представляет. Долина веки Седь-Ю широкая, троговая. В средней части долины открывается прекрасная панорама восточных склонов Саблинского хребта.

Вскоре долина разделяется, левая по ходу, идет в долину реки Гоч-Ю, правая - в долину р.Вой-Вож. Правая долина постепенно сужается и, фактически не набирая высоты, выводит к перевалу. По долине р. Седью до перевала 4 часа 10 минут.

Перевал ниже границы лиственничного леса. Спускаемся с перевала придерживаясь правого борта долины и через 2 часа 30 минут выходим в долину о. Вой-Вож.

Затем обходим г. Сундук справа. Подъем на перевал траверсируя слева ( по ходу ) склон горы Сундук 1 час 40 минут. Перевал на границе лиственничного леса, перевальное плато 0/5 - 1 км. Спуск в долину реки Вангыр 1 час по правому распадку, а затем по ручью в зоне леса.

Выйдя в русло реки движемся вверх по течению. Долина широкая, заросшая лесом. Через 3 часа выходим к базе Вангыр. Она расположена на левом берегу у поворота реки на север. База заброшена, домов в хорошем состоянии нет. Через 15 минут выходим на слияние рек Левый и Правый Вангыр. От базы Вангыр до ручья на перевал Медвежий 1 час 40 минут. Движемся по руслу и берегам р.Правый Вангыр.

 

От г. Сабля до р. Седь-Ю 3 часа 10 минут. От р. Седь-Ю до р. Вой-Вож 6 часов 40 минут От р. Вой-Вож до р. Правый Вангыр 7 часов 20 минут.

 

4.4. ПЕРЕВАЛ МЕДВЕЖИЙ (БАРСУКОВА,1А) - р. МАНАРАГА.

 

Подъем на перевал начинается по третьему правому притоку р.Правый Вангыр. От реки поднимаемся по крутому берегу и идем вдоль ручья с ощутимым набором высоты. У границы леса ручей раздваивается (от реки 40 минут). К перевалу идет левый (орфографический) ручей. От границы леса движемся по руслу, т.к. оба склона лавиноопасны. Средняя крутизна подъема 20  , в верхней части до 30. Долина ручья выводит на перевальное плато длиной около 1км.

Перевальный тур в северо-восточной части плато перед спуском в долину реки Юнко-вож.

От границы леса 2 часа. Спуск от тура влево, а затем по руслу ручья. Перед границей леса - каньон с водопадом, который обходится справа. От перевала до границы леса 1час.

Долина реки Юнко-Вож - широкая, лесистая. В хорошую погоду слева видна г. Колокольня, а прямо, как бы замыкая долину, гора Манарага и Медвежья лапа. Спуск от границы леса до реки Манарага занял 1 час 45 минут. Дальнейший путь идет вверх по реке Манарага. Через 2 часа 30 минут подходим к балкам под горой Манарага. балки в хорошем состоянии.

 

Подъем на перевал Медвежий 2 часа 40 минут

Спуск до р. Манарага 2 часа 45 минут

До балков под горой Манарага 2 часа 30 минут

 

4.5. ГОРА МАНАРАГА (1820,1Б) - ПЕРЕВАЛ СТУДЕНЧЕСКИЙ (1б) -  РЕКА  МАНАРАГА.

 

От балков движемся вверх по правому (по ходу) ручью, стекающему со склонов г. Манарага, и за 40 минут достигаем границы леса, откуда через юго-восточное плечо за 1 час достигаем северо-восточного плеча.

Выйдя на северо-восточное плечо, оставляем лыжи и продолжаем движе­ние. На плече фирн с выходами камней, крутизна до 30 . Под скалами вершины берем вправо и по полкам уходим севернее вершины, откуда до вершины 10 метров по заснеженным скалам средней трудности. Вершина представляет собой горизонтальную площадку с триангуляционным знаком. Подъем по гребню 1 час 40 минут. Спуск по северо-восточному гребню по пути подъема и далее по гребню до перевала Студенческий до балков трудности не представляет и занял- 40 минут.

От балков под горой Манарага поднимаемся по реке Манарага и за 2 часа 40 минут достигаем границ лиственничного леса. Сушин нет, но есть много пней.

 

Подъем от балков на гору Манарага 3 часа 20 минут

Спуск через перевал Студенческий 2 часа

Подъем по реке Манарага до границы леса 2 часа 40 минут.

 

4.6. ПЕРЕВАЛ КАР-КАР(1Б) - ГОРА НАРОДНАЯ (1894, 1А)

 

От границы леса в долине реки Манарага под взлет перевала Кар - Кар 1 час 10 минут Выше зоны леса долина реки широкая, фирн. Подъем на перевал Кар - Кар состоит из двух взлетов.От дна долины до перевала Кар - Кап 1 час 20 минут. Последний взлет крутизной до 25 проходим пешком, без лыж. От перевала Кар-Кар идем направо по гребню на плато горы Народная. Ребро сложено разрушенными скалами, слева карнизы, справа снежный склон крутизной до 40  Перед выходом на плато через 20 минут от перевала - скальная стенка 10 метров. Навешиваем перила.

Существует более простой путь подъема на плато горы Народа - после первого взлета перевала Кар-Кар свернуть вправо (по ходу) и по снежно-осыпному склону крутизной до 25 выйти на плато.

Далее на плато движемся на юг и через 40 минут выходим к моренным грядам у которых оставляем лыжи, откуда пешком по гребню до вершины 1 час 10 минут. Тур у геодезического столбика.

Спуск на плато горы Народной по пути подъема, и далее через плато азимутом 30 попадаем в верховья ручья, впадающего в реку Балбан - Ю. По нему спускаемся на лыжах до озера под перевалом Кар-Кар. Спуск пологий, от вершины 1 час. Подъем на перевал Кар-Кар занял 20 минут. На подъеме снег до 25 , движемся без лыж.

 

Спуск с перевала до долины реки Манарага на лыжах - 30 минут, до лагеря на границе леса - 45 минут.

Подъем на гору Народная 5 часов

Спуск с горы Народная 2 часа 35 минут.

 

4.7. ПЕРЕВАЛ ЛИМБЕКО-Ю (1А) - БАЗА ТАВРОТА

 

От границы леса до ручья, ведущего к перевалу Лимбеко-Ю по долине реки Манарага 1 час 10 минут. Долина ручья узкая, V -образная, западный склон лавиноопасен, крутизна 15 , подъем на лыжах. Через 50 минут движения долина ручья разделяется.

Продолжаем движение по правой (по ходу) долине и через 1 час выходим на перевал Лимбеко-Ю. Спуск в долину реки Лимбеко-Ю пологий долина широкая, фирн. Зона леса начинается у впадения ручья Падежа-вож, от перевала 3 часа 45 минут. Отсюда траверсируем склоны хребта Малды-нырд выше границы леса, так как в зоне леса глубокая тропежка, и через 7 часов 20 минут выходим на Кожимский тракт на 82-м километре.На 78-м кило­метре находится изба, а на 75-м километре база Таврота - конечный пункт маршрута. От базы Таврота до станции Кожим выезжаем на машине

 

Подъем на перевал Лимбеко-Ю 3 часа

Спуск до границы леса 3 часа 45 минут

По долине реки Лимбеко-Ю до базы Таврота 8 часов 40 минут.

 

5. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.

 

За 16 ходовых дней группой пройден интересный, технически насыщенный маршрут, протяженностью 278 километров, в районе Приполярного Урала. Пройдено 7 перевалов различной сложности. Совершены восхождения на вершины Сабля (1425,2А), Манарага (1820,1Б), Народная (1894,1А). В восхождении на Саблю не участвовали Кеменов, Капитонов, Андрианов, Михальчук, Кизиляева, а на Манарагу - Андрианов, Михальчук, Кузиляева.

 

Группа дважды воспользовалась запасными вариантами маршрута из-за лавиноопасности при ограниченной видимости. Ввиду отсутствия видимости и повышенной лавиноопасности 13 и 14 марта выше границы леса группа потеряла 2 дня и отказавшись от прохождения перевалов Крутой и Неприступный после перевала Медвежий по долине реки Юнко-вож вышла к г. Манарага.

 

Из-за неустойчивой погоды 18 марта восхождение на г Народная начали с перевала Кар-Кар, а не с перевала Голубые Надежды.

 

В остальном график движения группы соответствовал заявленному. Группа показала себя достаточно подготовленной физически и технически. Под­бор бивуачного и специального снаряжения себя оправдал, хотя спе­циального снаряжения было взято больше, чем требовалось, т.к. по имевшийся у нас информации восхождение на Саблю оценивалось в 2Б-ЗА к.с.

 

Пройденный маршрут, на наш взгляд, является достаточно логичным и позволяет познакомиться с технически сложными районами Приполярного Урала.

 


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;