Агентство по физкультуре и спорту администрации Красноярского края

Красноярская краевая федерация спортивного туризма

ОТЧЕТ

о горном туристском походе четвертой категории

сложности по Горному Алтаю (Северо-Чуйский хребет),

совершенному с 1 по 15 июля 2006 г.

 

Руководитель группы: Попов В.Н.

Адрес руководителя: г. Красноярск,

Академгородок, д. 17 б, кв. 27

 

2006 год


полный отчет в формате PDF


 

I. Паспорт спортивного похода

1. Проводящая организация. Красноярский Государственный Университет.

Юридический адрес: г.Красноярск, пр. Свободный 79.

2. Место проведения: Россия, Республика Алтай, Северо-Чуйский хребет.

3. Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней  
горный четвертая 127 15 12 1.07 - 15.07. 2006г.

4. Подробная нитка пройденного маршрута

г.Красноярск - п.Чибит - р.Чуя (МенскаяГЭС) - устье р.Машей - р.Маашей - истоки. р.Маашей - пер.Ниж.Шавлинский 1Б (3300м) - оз.Шавлинское - оз.В.Шавлинское - пер.Орбита 1Б (3000м) - пер.Москвич 1Б (3000м) - пер.Молодых 2А (3100м) - пер.Горьковский 2Б (3200м) - р.Пр.Камрю - р.Лев.Камрю - пер.Сюрприз 2Б (3300м) - пер.Абыл-Оюк 1Б (3100м) - р.Шавла - р.Шабага - пер.Орой н/к - р.Чуя - п.Чибит - г.Красноярск

5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Название

Категория трудности

Характеристика препятствия (характер,высота ит.п.)

Путь прохождения

1 Пер. Ниж. Шавлинский 3300м, юго-восточный склон снеж., северо западный скал.- осып., снеж.-лед. Подъем по юго-восточному склону. Спуск по северо-восточному скал.-осып. гребню с выходом на фирн.
2 Пер. Орбита - пер. Москвич 1Б 1Б 3000м, снежно-осыпной, 3075м, снежно-осыпной Подъем по восточному склону пер Орбита, переход до пер. Москвич, спуск по юго-западному склону.
3 Пер. Молодых 3070м, снежно-осыпной Подъем по северо-западному склону, спуск по юго-восточному.
4 Пер. Горьковский 3250м, ледово-скальный Подъем по западному склону, спуск по восточному.
5 Пер. Сюрприз 3300м, скально-осыпной Подъем по северо-западному склону, спуск по юго-восточному.
6 Пер. Абыл-Оюк 3220м, снежно-осыпной Подъем по южному склону, спуск по северному.

6. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail руководителя и участников

Ф.И.О

Год рожд.

Место учебы

Домашний адрес

Туристский опыт

Обязанность в группе

1 Попов Вячеслав Николаевич 1963 Предприниматель Красноярск 5 г.у. Памир 4 г.р. Фаны Руководитель
2 Филатов Руслан Валерьевич 1987 КрасГУ Красноярск 2 г.у. З.Саян Медик
3 Суханов Александр Петрович 1956 КрасГУ, Красноярск 3 г. р. Алтай Завхоз
4 Гелецкий Владислав Михайлович 1951 КрасГУ, Красноярск 3 г. р. Алтай Видеоператор, фотограф
5 Лочехин Александр Валерьевич 1984 КрасГУ Красноярск 3 г.у. Алтай, 2 г.р. З.Саян Завснар, реммастер, хронометрист

7. Выпускающая МКК. Адрес хранения отчёта

Маршрут рассмотрен МКК Красноярской краевой федерации туризма, маршрутная книжка №25-06 г.

Группа была поставлена на учёт в ПСС в г. Горно-Алтайск, республика Алтай.

Отчет содержит фотоматериалы.

II. Содержание отчёта

1. Организация похода и его специфичность

Основной целью похода было повышение технико-тактического мастерства спортсменов секции спортивного туризма Красноярского госуниверситета. Одновременно с этим, планировался сбор фото и видеоматериалов по данному району для подготовки методических пособий для студентов обучающихся на специализации "Спортивно-оздоровительный туризм" факультета физической культуры КрасГУ.

Также планировался сбор сведений по перевалам, описаний которых нет в сети Internet Двое из участников данного похода уже были в этом районе. Поэтому при планировании маршрута исходили из следующего: маршрут должен соответствовать четвертой категории сложности, проходить через наиболее интересные и красивые районы Северо-чуйского хребта и, по возможности, отличаться от предыдущего маршрута.

2. Описание района путешествия

Удалено из-за частой повторяемости

3. Варианты подъезда и отъезда

Подъезд: Из г. Красноярска заказным автобусом до р. Чуя.

Отъезд: Заказным автобусом от пос. Чибит до г. Красноярска

4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

В данном маршруте было запланировано два аварийных выхода:

1-й по р.Маашей, затем по дороге вдоль р.Чуя до п.Чибит;

2-й вдоль р.Шавла, р.Шабага через пер.Орой до п.Чибит.

В обоих случаях от центра района до населённого пункта 2-3 дня пути, поэтому группа должна предусмотреть и исключить все случайности.

Запасных вариантов изменения маршрута также было предусмотрено два. Они позволяли в зависимости от состояния участников и от погодных условий, изменять маршрут не в ущерб сложности:

1. вместо перевала Туманный С 2А - перевал Горьковский2Б;

2. вместо перевала Крутой В.2А - перевал Абыл-Оюк 1Б;

3. исключение из маршрута дополнительного двухдневного кольца.

5. Изменение маршрута и их причины

Основной причиной изменения маршрута явились погодные условия. Из-за обильного снегопада пришлось исключить двухдневный радиальный выход.

Вместо пер Туманный С. 2А был пройден запланированный в запасном варианте пер. Горьковский 2Б. Поскольку на перевал отсутствовало описание, а участники похода находились в хорошей физической форме, то на месте была проведена оценка взлетной части препятствия и принято решение. Из-за продолжительного по времени прохождения перевала Сюрприз 2Б, вместо пер. Крутой В. 2А был выбран запасной перевал Абыл-Оюк 1Б.

6. График движения

Дни пути

Дата

Участок пути

Км

Чистое ходовое время

Определяющ. препятствия на участке

Метеоусловия

1 2.07 Р.Чуя (Менская ГЭС)-устье р.Маашей 4 1:30 тропа Небольшая облачность, кратковременный дождь
2 3.07 Р. Чуя - р. Маашей - оз. Маашей 10 5:43 Тропа Небольшая облачность, после обеда кратковременный дождь
3 4.07 Оз. Маашей - истоки р. Маашей 10 3:30 Тропа, морена Солнечно, облачность, небольшой дождь
4 5.07 Пер. Ниж. Шавлинский (1Б) - оз. Шавлинское 10 5:44 Закрытый ледник, мокрый снег, забитый бергшрунд, спуск осыпной, затем снежный морена, тропа Небольшая облачность, солнечно
5 6.07 Оз. Шавлинское - стоянка под языком ледника 5 2:50 Тропа, морена Солнечно, облачность, дождь
6 7.07 Вынужденная дневка       Снег, туман
7 8.07 Пер. Орбита (1Б) - пер. Москвич (1Б) - пер. Молодых (2А) 5 4:33 Морена, закрытый ледник Облачность, солнечно, жарко
8 9.07 Пер. Горьковский (2Б) - стоянка у слияния Пр. и Лев. Камрю 5 8:45 Натечный лед, скалы, закрытый ледник, морена, теряющаяся тропа Облачность, снег, пасмурно, снег, дождь
9 10.07 Стоянка у слияния Пр. и Лев. Камрю - ледник под пер. Сюрприз (2Б) 5 2:00 Тропа, луговина, морена Небольшая облачность
10 11.07 Сюрприз (2Б) - пер. Абыл-Оюк (1Б) - оз. Шавлинское 10 7:12 Закрытый ледник, снежно-осыпной кулуар, разрушенные скалы, мульда. Закрытый ледник, снежный и снежно-осыпной кулуар, полузакрытый ледник, торная тропа Небольшая облачность, кратковременный дождь
11 12.07 Оз. Шавлинское - р.Шавла- р. Шабага 24 4:17 Торная тропа Солнечно, небольшой дождь
12 13.07 Р. Шабага - пер. Орой (н/к) - устье р. Орой 17 3:44 Тропа, грунтовая дорога, тропа. Утром облачность, после обеда небольшой дождь, град
13 14.07 Устье р. Орой - п. Чибит 5 1:00 Грунтовая дорога Солнечно, жарко

Итого: 110 км.

7. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Время, указанное в описании местное. Оно отличается от Московского на +3 часа.

Обозначения сторон "левый" и "правый" следует понимать орографическим, за исключением, если явно не указано относительно чего-либо, или со словосочетанием "по ходу".

Время движения приводится чисто ходовое.

02.07.06 (первый день)

Участок пути: р. Чуя (Менская ГЭС) - устье р. Маашей.

Фото 1. Начало маршрута.

Во время подготовки к путешествию в качестве транспортного средства планировался автобус ПАЗ. Он должен был довезти нас по плато вдоль р. Чуя до моста возле устья р. Машей. Но так как мы поехали на автобусе ЛАЗ, то смогли подъехать только к Менской ГЭС, откуда в тот же день и начали маршрут.

Стартовали в 16 ч, 30 мин. Пройдя 20 мин по левому берегу р. Машей, ушли не на ту тропу, решив заранее обходить прижим, быстро вернулись. Лагерь установили в 19 ч, 40 мин на поляне после моста через р. Карасу.

Метеоусловия: небольшая облачность, после обеда кратковременный дождь.

Чистое ходовое время: 1 ч 30 мин. Пройдено 5 км.

03.07.06 (второй день)
Фото 2. Путь по долине р. Маашей.
Фото 3. оз. Маашей.
Фото 4. Разливы р. Маашей.

Участок пути: р. Чуя - р. Маашей - оз. Машей

Вышли в 7 ч, 36 мин. Погода ясная.

От лагеря по крутому взлету поднялись на плато, затем пошли по дороге вдоль р. Маашей. За два перехода (1 ч, 07 мин.) дошли до кошары. Далее дорога перешла в тропу. После ещё четырех переходов (2 ч, 41 мин.) подошли к устью р. Каракабак, где и остановились на обед.

После обеда шли по изредка теряющейся тропе. За два перехода (1 ч, 04 мин) подошли к водопаду, который находится недалеко от озера Маашей. От водопада тропа выводит на морену. С нее открывается вид на озеро Маашей (Фото 3). Затем тропа проходит вдоль кромки берега. Когда озеро заканчивается, начинаются разливы. Там есть места для стоянок. Чистую воду можно набрать в ручье, который перед рекой уходит под осыпь (Фото 4).

От водопада до стоянки шли 53 мин.

Метеоусловия: небольшая облачность, после обеда кратковременный дождь.

Чистое ходовое время: 5 ч, 43 мин

Пройдено 10 км.

04.07.06 (третий день)
Фото 5.
Фото 6.
Фото 7.

Участок пути: оз. Машей - истоки р. Машей

Вышли в 7 ч, 50 мин. Погода ясная.

Вначале тропа идёт вдоль русла реки по левому берегу, затем перед языком ледника переходит на боковую морену, где периодически теряется (Фото 5).

До границы зоны леса дошли за 1 ч, 45 мин. Перевалив боковую морену, вышли на маленькое озерцо, где остановились на обед. Переход от границы зоны леса до этого места занял 33 мин.

После обеда погода начала портиться. От озерца поднялись на боковую зелёную морену и, перейдя через разливы ручья, поднялись вдоль правого склона конечной морены (25 мин), (Фото 6). Но тропа также есть и вдоль левого склона.

Пройдя два перехода (34 мин) под непрекращающимся дождем поставили лагерь между левой боковой мореной главного ледника и конечной мореной его левого бокового притока (Фото 7).

Чистое ходовое время: 3 ч, 30 мин.

Пройдено 10 км.

05.07.06 (четвёртый день)

Участок пути: истоки р. Маашей - пер. Нижний Шавлинский 1Б - оз. Шавлинское.

Вышли в 5 ч, 32 мин. Погода ясная.

От места ночёвки перевалили через боковую морену на ледник (52 мин).

Фото 8.
Вид на перевал при подходе из долины р. Маашей.

По нему шли к перевалу (Фото 8). По леднику пришлось идти, выбирая путь, так как под снегом из-за тёплой погоды текли потоки воды. Однако можно было идти и по гребню боковой морены.

Подойдя к перевальному взлёту (еще 1 ч, 11 мин) надели системы и каски. За 15 мин по глубокому снегу поднялись к забитому бергшрунду и еще через 15 мин зашли на перевал.

Перевал Нижне-Шавлинский 1Б

Находится в северном отроге центральной части Северо-Чуйского хребта.

Связывает бассейн реки Машей с Шавлинскими озерами.

Ориентация: северо-восток - юго-запад.

Характер перевала снежно-осыпной.

Категория сложности 1Б.

Высота пер. 3300 м н.у.м.

Пройдена с северо-востока на юго-запад.

Время подъема по северо-восточной стороне пер. 31 мин.

Время спуска до пологой части 41 мин.

Полное время прохождения перевала 1 час 45 минут.

Фото 9.
Путь подъема на пер. Нижнее-Шавлинский 1Б

Под перевальным северо-восточным взлетом забитый снегом бергшрунд, который легко пройти.

Подъем по правому борту снежного склона до открытых скал с троплением маршрута. Крутизна склона 30-35°, протяженность взлета примерно 200 метров.

Фото 10. Карниз на пер. Нижний Шавлинский

На гребне карниз, поэтому зашли на седловину через выходы скал правого борта склона (фото 10).

Фото 11. Снимок с обеденной стоянки.

Седловина неширокая и протяженная, с невысокими скалами. Тур находится в ее юго-западной части. Сняли записку от 09.06.06 группы из г. Северодвинска под руководством Я. Дьячкова. Но оказалось, что на перевальной седловине два тура. Следующая за нами группа скальный выход обходила не слева (по ходу) как мы, а справа, и там обнаружила другой тур с запиской.

Пройдя по седловине в северо-восточном направлении, начали спуск по мелкой и средней осыпи между скальными выходами рядом с правым бортом ледника. Склон камнеопасен. Можно было спуститься по краю заснеженного ледника. Выйдя на некрутой снежный склон, продолжили спуск на ледник к мульде.

Спуск занял 41 мин.

Пологая часть ледника открыта, поэтому сняли системы и, пройдя 47 мин. остановились на обед между правым бортом ледника и боковой мореной (фото 11).

После обеда вначале шли по гребню боковой морены, а затем появилась торная тропа. Пройдя три перехода, вышли на озеро Шавлинское и на оборудованных стоянках в устье правого ручья встали лагерем. От места обеда до озера шли 1 ч, 44 мин.

Чистое ходовое время: 5 ч, 44 мин.

Пройдено 10 км.

06.07.06 (пятый день)

Участок пути: оз. Шавлинское - ледник под пер. Орбита.

Вышли в 12 ч, 53 мин. В этот день наша задача была отдохнуть, а затем как можно ближе подойти к пер. Орбита.

За два перехода дошли до перемычки Верхне-Шавлинского озера (1 ч, 10 мин). Далее шли по левому берегу озера и, перевалив через хребтик, обошли прижим и остановились на месте слияния ручьёв (29 мин). Немного подкрепившись, поднялись по тропе на гребень левой боковой морены. За 1 ч, 10 мин под дождем добрались до стоянок под языком ледника, находящихся у ручья. После оборудования лагеря пошел сильный дождь.

Чистое ходовое время: 2 ч, 50 мин.

Пройдено 5 км.

07.07.06 (шестой день)

Вынужденная днёвка. Всю ночь шёл снег, иногда переходящий в дождь. Слышен сход лавин. Утром и в течение всего дня периодически шёл снег, видимость плохая.

08.07.06 (седьмой день)

Участок пути: пер. Орбита 1Б - пер. Москвич 1Б - пер. Молодых 2А.

Вышли в 7 ч, 00 мин.

Ясно и тепло. За 48 мин подошли к перевальному взлёту. Поднимались по снегу и осыпи, засыпанной снегом. На пер. Орбита зашли за 59 мин. Обследовав всю седловину, тур не нашли (фото 12 и 13).

Спуск с седловины до места слияния ледников с пер. Орбита и пер. Москвич по глубокому снегу занял 10 мин. Прошли в связках ещё 15 мин и добрались до перевального взлёта. Через 10 мин поднялись на седловину пер. Москвич.

В туре записка от 06.09.05г. группы г. Новосибирска, под рук. Т. Анишкова.

С перевального седла хорошо просматривается путь на пер. Молодых (фото 15), и пройденный маршрут с пер. Орбита (фото 14).

Связка перевалов Орбита (1Б) - Москвич (1Б)

Находится в северном и северо-западном отрогах центральной части Северо-Чуйского хребта.

Связывает Шавлинские озера и бассейн р. Л. Юнгур.

Экспозиция: восток - запад - север - юг.

Характер связки перевалов снежно-осыпной.

Категория сложности связки 1Б.

Определяющие стороны связки - западная и южная.

Высота пер Орбита (1Б) 3000 м н.у.м., высота пер. Москвич (1Б) 3075 м н.у.м.

Связка перевалов пройдена с востока на юг.

Время подъема по восточной стороне пер. Орбита (1Б) 48 минут, время перехода на перевал Москвич (1Б) 35 минут, время спуска с пер. Москвич (1Б) 22 мин.

Полное время прохождения связки 1 час 45 минут.

Фото 12. Восточная сторона пер. Орбита 1Б

Взлётная часть восточной стороны пер. Орбита (1Б) представляет собой широкий кулуар местами со скальными выходами и с мелкой осыпью, покрытой снегом. Крутизна взлета 35 - 40° и протяжённость около 300 м. (Фото 12).

Недавно выпавший снег облегчил захождение на широкую седловину, но засыпал тур. Поэтому записку найти не удалось.

Фото 13.
Вид с седловины пер. Орбита 1Б на юго-запад.

Примерно 100 метровый участок западного склона крутизной 35-40? также засыпан плотным снегом, что позволило спуститься на ледник с одновременной страховкой за 10 мин.

Движение в сторону перевала Москвич (1Б) продолжили в связках по закрытому леднику с троплением маршрута. Шли на безопасном расстоянии от лавиноопасных крутых западных склонов отрога. Ледник в южном направлении имеет слабый подъем крутизной до 10?. Перед перевалом Москвич (1Б) короткий взлет, выводящий на скалистую седловину шириной около 20 метров. Тур находится в центре.

Фото 14.
Вид на пер. Орбита 1Б с седловины пер. Москвич 1Б
Фото 15.
Вид на пер.Молодых 2А с седловины пер. Москвич 1Б

Спуск с перевала в южном направлении можно начать прямо вниз по узкому осыпному кулуару. Короткий кулуар выходит на широкую осыпь, спускающуюся на пологое поле ледника. Крутизна осыпи неравномерна, в переделах 30 - 35 градусов, протяженность ее до 300 метров. Выпавший снег связал осыпь от подвижек, но значительно усложнил спуск по скользким камням.

Фото 16.
Южный осыпной склон пер. Москвич 1Б с пологой
части ледника Л. Юнгур.

Спустились с седловины на верхнее пологое поле ледника Л. Юнгур за 22 мин. Подошли к озерцу под перевальным взлетом, где и пообедали.

Рекомендация по прохождению связки перевалов Орбита 1Б - Москвич 1Б. Начинать захождение в ранние утренние часы. При переходе между перевалами держаться на безопасном расстоянии от лавиноопасных западных склонов отрога. Спускаться по осыпи с пер. Москвич 1Б желательн

Погода устойчивая, светит яркое солнце. После обеда в связках начали движение по закрытому леднику на пер. Молодых 2А. Снег глубокий, но маршрут протроплен второй группой КрасГУ, ушедшей на перевал чуть раньше.

Подход под взлетную часть занял два перехода (42 мин). Вначале прошли склон крутизной 10-15°. По мере продвижения к перевалу крутизна возросла до 25-30°. После чего пошла более пологая часть маршрут (ок.15°), крутизна которой постепенно возросла и перешла во взлетную часть перевала. Взлетная часть также заснежена, крутизна ее 30-40°.

В туре записка второй группы КрасГУ, зашедшей на полчаса раньше.

Перевал Молодых 2А

Находится в западной части Северо-Чуйского хребта.

Связывает с северо-запада долину реки Лев. Юнгур и долину левого притока реки Лев.Юнгур с юго-востока.

Экспозиция северо-запад - юго-восток.

Категория сложности 2А

Высота н.у.м. 3070 м.

Характер перевала снежно-ледово-осыпной

Подъем по взлетной северо-западной части осуществлен за 15 мин.

Спуск до пологой части ледника занял 33 минуты.

Полное время прохождения перевала 59 мин.

Маршрут под пер. Молодых 2А пролегает через ступень юго-восточного крыла ледника Л. Юнгур, крутизной 25-30° и через его верхнее поле.

Подход под перевал с нижнего поля ледника Л. Юнгур и подъем на седловину осуществлен за 57 минут.

Фото 17.
Путь подъема на пер. Молодых 2А Хорошо видны
следы предыдущей группы
(снимок сделан после взлета на верхнее
юго-восточное поле ледника).

Северо-западный склон перевала представляет собой широкий ледовый участок, покрытый снегом. Крутизна взлетной части около 40°, протяженность 100-120 метров.

Поднимались на седловину перевала с одновременной страховкой по снежному склону, в котором предыдущей группой были набиты ступени.

Фото 18. На пер. Молодых 2 А.

Перевальная седловина широкая скальная с мульдой, в которой находится озерцо площадью до 10 м2.

Фото 19.
Маршрут спуска с пер. Молодых 2А
(съемка с поперечной морены).

Спуск на юго-восток начинается по узкому кулуару, с двух сторон ограниченному скальными стенками и забитому снегом, крутизна склона доходит до 40-45°. В верхней части его ширина около 2-х метров, затем кулуар выходит из скального коридора на участок шириной до 20-ти метров. Здесь он покрыт средней осыпью и частично засыпан снегом.

Пройдя осыпной участок, продолжили спуск по снегу до поперечных морен.

Спуск занял 33 мин.

Рекомендация по прохождению. При прохождении юго-восточного кулуара проявить повышенное внимание к камнеопасности.

Фото 20. Пер. Зелинского 2Б.

От Морен хорошо просматривается маршрут на пер. Зеленского 2Б (фото 20).

Спустившись в цирк, на боковой морене выбрали место для ночёвки.

Чистое ходовое время: 4 ч, 33 мин.

Пройдено 5 км.

09.07.06 (восьмой день)

Участок пути: пер. Горьковский 2Б - слияние рек Левой и Правой Камрю.

Вышли в 05 ч, 44 мин.

Облачно, видимость хорошая, тепло. За 30 мин подошли к перевальному взлёту. Надели системы, разобрали снаряжение и начали подъём, вначале по глубокому снегу, перешедшему затем в фирн, а потом в натечный лёд. Организовали станцию и начали навешивать перила. Так как лёд сверху был покрыт смерзшейся коркой снега, то приходилось более тщательно готовить места для точек страховки. Подъем занял 4 ч, 30 мин.

Фото 21. Съемка со станции 5.

Основное внимание уделялось безопасности. Много времени потребовалось для организации страховки на последнем участке, так как пришлось наращивать верёвку до базы 6. На этом отрезке сложно организовать точки страховки - в натечном льду много камней, а скалы легко разрушаются (Фото 21).

Еще до похода, после изучения снимков, взятых из Internet, планировалось осуществлять спуск по юго-восточной части с полки, уходя по скалам вправо, а затем вниз. На месте же, оценив маршрут, стали спускаться вдоль левой скалы с уходом в левый кулуар.

Во время провешивания последней верёвки погода резко испортилась, пошёл обильный снег.

Перевал Нижегородский (Горьковский) 2Б

Находится в южном отроге центральной части Северо-Чуйского хребта.

Связывает долину реки Лев. Юнгур с долиной р. Пр. Камрю.

Экспозиция: северо-запад - юго-восток.

Характер перевала скально-ледовый.

Категория сложности 2Б.

Определяющая сторона северо-западная.

Высота н.у.м. 3250.

Перевал пройден с северо-запада на юго-восток группой туристов КрасГУ 09.07.2006 года под руководством Вячеслава Попова.

Время подъема 4 ч, 30 мин.

Время спуска 1ч, 30 минут.

Полное время прохождения 6 ч, 20 мин.

Фото.22.
Панорама западной части цирка.
Точка съемки морена перед пер. Молодых 2А.

Прохождение перевала Нижегородский (Горьковский) 2Б.

Западный кулуар перевала ограничен высокими скальными стенками. В нижней части его ширина составляет 40-50 метров, в средней части он сужается до 12 - 15-ти метров и поворачивает на 15-20° влево (по ходу). Дно кулуара почти на всем протяжении имеет в своей плоскости слабый наклон к правому борту, поэтому камни со скал и снег в верхней и средней части сходят по центру, а в нижней маршрут "простреливается" у правого борта.

При прохождении северо-западной стороны перевала было провешено 4 перильные веревки. Исходя из особенностей рельефа ЛП, промежуточные станции 2 и 3 наиболее безопасны, а станция 4 защищена от камнепадов и схода снега (фото 23).

Первый участник без рюкзака с нижней страховкой через ледобуры проходил до намеченного пункта, организовывал крепление перил и провешивал накопительную петлю на скалы или ледобуры. Второй участник снимал промежуточные точки страховки, заносил веревку и вдвоем они продолжали провешивание перил. Остальные участники поднимались по перилам до организованной станции и втягивали рюкзак ведущего.

Фото. 23.
Северо-западная сторона
перевала Нижегородский 2Б
(Горьковский 2Б).
Снимок с ледника Лев. Юнгур.

Участок 1 - 2 - снежный склон крутизной 30° - 40°, протяженностью 50 метров.

Участок 2 - 3 - натечный лед крутизной 50°, протяженностью 45 метров.

Участок 3 - 4 - натечный лед крутизной 50°, протяженностью 40 метров.

Участок 4 - 5 - 50 метров натечного льда крутизной 50°.

Участок 5 - 6 - натечный лед с камнями крутизной 50°, протяженностью 15, в верхней части 7 метров непрочных скал, в конце крутизной до 60°.

Фото 24.
Седловина перевала Нижегородский (Горьковский).

Седловина перевала гребневая, шириной около 6-ти метров. На узких площадках могут разместиться 3-4 человека (фото 24). Тур мы не обнаружили, выложили его под скалой в северной части седловины.

Восточная сторона перевала в верхней части скальная. Склон спускается уступами крутизной до 70°. В правой части с седловины хорошо видна широкая наклонная полка, крутизной 25-30° (фото 25).

Фото 25.
Спуск с седловины на восток.
Фото. 26.
Вид с первой станции (начало осыпного кулуара).
Седловина скрыта перегибом.

В средней части спуска по левому борту начинается кулуар, более защищенный от камнепадов, чем скальный склон (фото 27).

Фото 27.
Второй участок спуска. Съемка с первой станции

Дальнейший спуск после первой станции проходил в узком скальном кулуаре по мелкой осыпи крутизной до 40°, затем спуск на 50 метров в расширяющемся кулуаре по снежному склону крутизной 35° до пологой части ледника.

На спуске провешены две перильные веревки 40 и 50 метров.

Фото 28.
Юго-восточная сторона перевала
(снимок после спуска на ледник. Идет обильный снег)

Рекомендация по прохождению.

Проходить перевал в ранние утренние часы.

Для наиболее эффективного преодоления препятствия необходимы:

из группового специального снаряжения 3 основные веревки по 50-60 метров, 5-6 ледобуров 3-4 скальных крюка; из личного специального снаряжения 2 ледобура, жумар.

Недалеко от конца кулуара склон выполаживается. В двухстах метрах от спуска на ровной площадке пообедали. Затем в связках прошли закрытый участок ледника. Снег не прекращался. После спуска с ледника на конечную морену он перешел в дождь. С морены ещё видны пер. Туманные и пер. Нижегородский 2Б (Фото 29).

Фото 29. Пер. Туманные и Нижегородский. Фото 30. Озера под пер. Цветной 1Б.
Фото 31. Слияние рек Правой и Левой Камрю.

На морене сняли системы и спустились к правому озеру (Фото 30). От озера вначале шли по морене, потом по скалам и по "зелёнке". Отсюда хорошо просматривается долина р. Пр. Камрю. После двух переходов (1 ч, 07 мин) вышли к слиянию рек Левой и Правой Камрю. Разбили лагерь на стрелке в зоне леса (Фото 31).

Чистое ходовое время: 8 ч 45 мин.

Пройдено 5 км.

Перевал Горьковский 2Б в перечне категорированных препятствий отсутствует. Это название перевала было взято с фото на сайте Ивана Щербакова ( http://www.sibadi.omsk.ru/tourism/altai95/ivan_ser/index_5.htm ). Поиск других отчетов с описанием перевала в Internet также не принес результатов. Были получены лишь сопутствующие фотографии из отчета Николая Евстафьева. ( http://www.mountain.ru/expeditions/altay/evstafiev98/zelinskogo-kamriu.htm ). Помогли и наши снимки видеоэкспедиции 2002 года, когда мы проходили перевал Туманный Северный (Восточный) 2А.

Во время прохождения перевала следов пребывания на нем туристских групп не обнаружено. По возвращению из похода в турклуб города Нижний Новгород (бывший Горький) был направлен запрос. Поскольку ответа не последовало, считаем, что нашей группой совершено первопрохождение. На перевал составлен паспорт и ему дано название Нижегородский, категория сложности 2Б.

10.07.06 (девятый день)

Участок пути: слияние Левой и Правой Камрю - ледник под пер. Сюрприз.

Вышли в 12 ч, 35 мин.

От места ночёвки сразу стали набирать высоту, забирая влево (по ходу), поближе к скалам. Через 20 мин. вышли на скалы над водопадом р. Лев. Камрю.

Фото 32. Долина р. Лев. Камрю (вид на север). Фото 33. Водопад в верховьях р. Лев. Камрю.

Через два коротких перехода вышли в широкую долину (Фото 32), где перешли на левый берег. Здесь можно идти по камням и островкам руслом реки, или по луговинам.

После перекуса у водопада через 15 мин. вышли к языку ледника и оборудовали стоянку под "бараньими лбами" (Фото 34).

Чистое ходовое время: 2 ч.

Пройдено 5 км.

11.07.06 (десятый день)

Участок пути: пер. Сюрприз 2Б - пер. Абыл-Оюк 1Б - оз. Шавлинское.

Вышли в 5 ч, 34 мин.

От языка ледника перешли на его левый борт. По краю закрытого ледника шли в связках. За 40 мин. подошли под перевальный взлёт (Фото 36). Отсюда хорошо виден путь подъема на перевал Весенний 2А (Фото 37). Осыпь на склоне засыпана снегом, поэтому мы довольно быстро (за 26 мин) поднялись на седловину. Тур не обнаружили, он или засыпан снегом, или разрушен землетрясением 2003 г. Выложили новый тур. После осмотра пути спуска остановились на менее опасном варианте.

Перевал Сюрприз 2Б

Находится в юго-восточном отроге центральной части Северо-Чуйского хребта.

Связывает долину реки р. Лев. Камрю с долиной р. Прав. Карагем.

Экспозиция: юго-запад - северо-восток.

Характер перевала скально-осыпной.

Категория сложности 2Б.

Определяющая сторона северо-восточная.

Высота н.у.м. 3300.

Время подъема 26 мин.

Время спуска 2 ч, 38 мин.

Полное время прохождения 3 ч, 05 мин.

Фото 34.
Вид на перевал со стоянки,
расположенной недалеко от начала
ледника. Лев. Камрю.

Подошли к перевалу от стоянки по левому борту ледника. Юго-западная сторона перевала представляет собой широкий осыпной склон, неравномерно покрытый снегом (фото 35). Средняя крутизна склона составляет 35°. По бортам и в центре выступают невысокие скалы, по которым можно передвигаться, если подвижная осыпь не засыпана снегом. Снежный покров значительно упрощает захождение.

Название перевала Сюрприз 2Б возможно возникло потому, что он имеет выраженную седловину и находится рядом с перевалом Весенний 2А (примерно в 200-х метрах). Перевал Весенний 2А расположен правее в широкой седловине без выраженных ориентиров (Фото. 36). Поэтому туристы иногда ошибочно заходят на перевал Сюрприз, с которого на северо-восток открывается впечатляющая картина.

Группа начала подъем на перевал правым бортом склона, затем в середине подъема перешла к скалам левого борта начинающегося кулуара.

Фото. 35.
Юго-западная сторона перевала.
Снимок сделан от начала подъема.
Фото. 36.
Перевал Весенний 2А.
Снимок сделан от взлетной части пер. Сюрприз 2Б
Фото 37.
Седловина и полка. Снимок сделан от скального выступа.

Перевальная седловина перевала широкая (Фото 37). С нее хорошо просматривается камнеопасный кулуар на северо-восточном склоне. Его крутизна составляет примерно 60° и длинна около 100 метров. Он прямой и сужается в нижней части, поэтому мы предположили, что спускаться по нему опасно. Очевидный путь спуска подсказывают старые крючья и несколько петель, завязанных на скальном выступе, находящемся в 20-ти метрах от седловины на северо-западе (фото 38).

Фото 38.
Участок 1 - 2 - наклонная осыпная полка,
ведущая к скальному выступу,
на котором навязаны несколько петель,
и часть спуска к станции 3
(фото с седловины перевала).
Фото 39.
Участок 2 - 3. Снимок со станции 3 вверх.

Перила на участке 1 - 2 закрепили за старые "морковки", предварительно забив их в другие места (фото 38).

Участок 2 - 3 камнеопасен (Фото 39). При спуске задетые камни летят в короткий кулуар перед станцией 3. В этом месте был перебит нижний конец основной веревки.

Со станции 4 спустились двумя связками с одновременной страховкой. Фирн крепкий, поэтому шли в три такта (фото 40).

Фото 40.
Участок 3 - 4.
Снимок со станции 3 вниз.
Группа спускается со станции 4 по фирновому склону
крутизной в 60°.
Фото 41.
Маршрут спуска с северо-восточного склона.
Снимок с пер. Абыл-Аюк 1Б.

Участок 1 - 2 - осыпная наклонная полка длиной 15 метров. Перед скалой небольшая площадка, с которой удобно осуществлять спуск (фото 38).

Участок 2 - 3- уступчатые скалы протяженностью 45 метров, крутизной 50 - 70°, в конце короткий заснеженный кулуар, в который сыплются камни, задетые при спуске и сдергивании веревки. Поэтому станция 3 организована под скалой, защищающей от камней (фото 39).

Участок 3 - 4 - снежный кулуар крутизной 50-55°, протяженностью около 50-ти метров до рандклюфта со снежными пробками (фото 40) .

Участок 4 - 5 - фирновый склон крутизной 60°, протяженностью около 120 метров.

Фото 42.
Вид на северо-восточный склон отрога.
Снято с центральной части ледника.

Рекомендация по прохождению. Иметь достаточное количество расходной веревки. На спуске максимально использовать скалы в качестве прикрытия от камнепадов.

Спустившись с перевала, отдохнули и в связках направились в сторону пер. Абыл-Оюк 1Б. К перевальному взлету подошли за 45 мин.

Ложе кулуара забито снегом, в котором предыдущая группа оставила ступени. Это обстоятельство позволило быстро подняться на седловину перевала.

Перевал Абыл-Оюк 1Б

Находится в центральной части Северо-Чуйского хребта.

Связывает с юга долину реки Карагем, с севера Шавлинские озера.

Ориентация: северо-запад - юго-восток.

Категория сложности 1Б.

Высота н.у.м. 3220 м.

Характер перевала снежно-осыпной.

Подъём по взлётной юго-восточной части осуществлен за 18 мин.

Спуск с перевала занял 38 мин.

Полное время прохождения 1ч,12 мин.

Фото 43. Подход к перевалу Абыл-Оюк
(снимок сделан в средней части ледника).
Фото 44. Группа на пер. Абыл-Оюк 1Б

Юго-восточная сторона перевала состоит из кулуара протяженностью 120 - 150 метров и крутизной 30-35°. Седловина представляет собой ровную площадку, обрамленную скальными массивами.

С перевала спустились по осыпи, крутизной 30-35°, местами засыпанной снегом. Двигались в связке до пологого ледника.

Фото 45.
Северо-западный склон перевала Абыл-Оюк 1Б

На перевальную седловину поднялись за 18 мин. Отсюда хорошо виден перевал Сюрприз и Весенний, в западном направлении перевал Орбита.

Начали спускаться вначале по глубокому снегу, а затем по подвижной осыпи. Осыпь засыпана снегом, что сделало спуск более безопасным. Пройдя ещё один переход, остановились на обед у моренного озерца. За озерцом начинается набитая тропа.

После обеда пошел дождь и не прекращался во время перехода до Верхне - Шавлинского озера. Отдохнули недалеко от места истока р. Шавла, и по знакомой тропе ещё за один переход подошли к нашей старой стоянке. Дождь прекратился.

Чистое ходовое время: 7 ч, 12 мин.

Пройдено 10 км.

12.07.06 (одиннадцатый день)

Участок пути: озеро Шавлинское - р. Шавла - р. Шабага.

Вышли в 9 ч, 06 мин.

По проторенной тропе дошли до конца Верхнего Шавлинского озера, откуда из-под завала вытекает р. Шавла. Далее шли по разбитой конной тропе. Из-за дождей она местами стала труднопроходимой. От конца озера за 26 мин. подошли к слиянию Лев. и Пр. Шавлы. Пройдя ещё 1 ч, 10 мин, на оборудованной стоянке остановились на обед. После обеда продолжили путь вдоль р. Шавла. Пройдя ещё два перехода, вышли к правому притоку р. Шабага. Здесь оборудовано несколько стоянок.

Ходовое время: 4 ч 17 мин.

Пройдено 24 км.

13.07.06 (двенадцатый день)

Участок пути: р . Шабага - плато Ештык-Коль - пер. Орой (н/к) - р. Орой - р. Чуя.

Вышли в 7 ч, 44 мин.

После перехода по мосту через р. Ильтускан крутой набор высоты, тропа обходит скалы и выходит ко второму притоку, где есть хорошее место для стоянки. По наторенной тропе, за 1ч, 15 мин вышли к стрелке р. Шабага и р. Ештык-Коль. После отдыха пошли по хорошей тропе, которая перешла в заболоченную дорогу. Через 1 ч, 09 мин вышли на широкую седловину пер. Орой. За 15 мин спустились с перевала к границе леса и расположились на обед.

После обеда погода испортилась. До самого вечера шёл дождь, кое-где выпал крупный град. К р. Чуя спускаться не стали, так как там нет места под палатку и нет чистой воды, а остановились на последней полке.

Чистое ходовое время: 3 ч, 44 мин.

Пройдено 17 км.

14.07.06 (тринадцатый день)

Участок пути: р. Чуя - п. Чибит.

Весь день солнечно. До обеда занимались просушкой снаряжения. Вышли в 13 ч, 44 мин. Перейдя мост через р. Чуя, поднявшись из каньона на плато и вышли на дорогу.

В пос. Чибит нужно было прийти к 16-ти часам, поэтому свободное время посвятили осмотру порога Малыш. В Чибите нас уже ждал автобус.

Чистое ходовое время: 1ч.

Пройдено 5 км.

III. Дополнительные сведения о походе

1. Итоги и выводы

Первоначально заявленный график движения по маршруту был изменен из-за погодных условий, однако эти изменения не повлияли категорию сложности похода. В целом набор препятствий, продолжительность и активная часть маршрута позволяют классифицировать его как горный поход четвертой категории сложности.

У нас есть основание считать, что группой совершено первопрохождение пер. Горьковский 2Б. На перевал составлен паспорт и ему дано название Нижегородский, категория сложности 2Б (см. техническое описание маршрута).

Проведенный в начале мая тренировочный поход по Восточному Саяну (в районе вершины Мунку-Сардык), а также специальная предпоходная физическая и техническая подготовка, позволили достигнуть хорошей слаженности в действиях группы при использовании технических средств индивидуальной и групповой страховки. Данный факт положительно отразился на безопасности и эффективности преодоления препятствий.

Личное и групповое снаряжение было подобрано правильно и в достаточном количестве.

Следует отметить особенности питания в данном походе. C согласия всех участников, рацион был составлен из лактовегетарианских продуктов. В походе проверены новые рецепты блюд быстрого приготовления и специальные энергетические добавки.

За время похода использовано 1 л газа, обеспечившего трехразовое горячее питание в зоне оледенения в течение 7-ми дней. Для приготовления продуктов достаточно было только нагреть или вскипятить воду.

Новый подход к питанию в походе значительно экономил время, обеспечивал своевременное восстановление сил и повышал работоспособность. В результате выбранной концепции питания отпала необходимость в дежурствах.

По опросам участников за весь поход ни у кого не возникло чувство голода, лишь присутствовал здоровый аппетит. В последний день был использован носимый резервный запас продуктов.

Описание примененной методики питания в походе можно найти в Internet по адресу: http://poxod.ru/material/economy/index.html

2. Список литературы

1. Сухачев В.М. Отчет о горном туристском путешествии четвертой категории сложности по Алтаю, совершенному с 30 июня по 13 июля 1991 г. Библиотека Красноярской краевой федерации спортивного туризма.

2. Суханов А.П. Отчет о горном туристском путешествии третьей категории сложности по Северо-Чуйскому хребту, совершенному с 8-го по 28 июля 2002 г. Библиотека Красноярской краевой федерации спортивного туризма.

3. Юрьев В. Алтай 2000. Отчет. http://lib.ru/TURIZM/iourine/altai2k/contents.htm

4. Отчета Николая Евстафьева. http://www.mountain.ru/expeditions/altay/evstafiev98/zelinskogo-kamriu.htm

5. Евстафьев Н. Алтай. Хребты Северо-Чуйские и Катуньские белки. Отчет. 1998 г.

http://www.mountain.ru/world_mounts/altai/2000/evstafiev98/

4. Отчет Ивана Щербакова http://www.sibadi.omsk.ru/tourism/altai95/ivan_ser/index_5.htm .

3. Список группового снаряжения

Наименование снаряжения Количество Вес ед. снаряжения, кг Общий вес, кг
1 Палатка 4-х местная 1 4,5 4,5
2 Газовая горелка, кухня 1 1,2 1,2
3 Газовый баллон 3 0,4 1,2
4 Костровые принадлежности (котлы 2, тросик, крючья, половник) 1 2,2 2,2
5 Топор 1 0,7 0,7
6 Лопатка лавинная 2 0,6 1,2
7 Ремнабор 1 1 1
8 Аптечка 1 1 1
9 Видеокамера, штатив 1 2,8 2,8
10 Фотоаппарат 1 0,7 0,7
11 Компас. Планшет с картами и документацией 2 0,3 0.6
  Специальное      
12 Веревка основная 50 м 1 3,3 3,3
13 Веревка (d=9 мм) 50 м 1 2 2
14 Репшнур (d=7 мм) 60м 1 1,7 1,8
15 Карабины 5 0,08 0,4
16 Оттяжки 4 0,2 0,8
17 Крючья скальные разнопрофильные     1
18 Айсбаль 1 1 1
19 Ледобур 5 0,1 0,5

4. Список личного специального снаряжения

Наименование снаряжения Количество Вес ед. снаряжения, кг Общий вес, кг
1 Ледоруб 1 0,5 0,5
2 Ледобур 2 0,1 0,2
3 Карабин 3 0,08 0,24
4 Страховочная система 1 0,3 0,3
5 Страховочный фал 1 0,3 0,3
6 Спусковое устройство 1    
7 Жумар 1 0,1 0,1
8 Кошки 1 1,0 1,0
9 Каска 1 0,27 0,27
10 Репшнур 2 0,06 0,12
11 Верхонки 1 пара 0,1 0,1

5. Список ремонтного набора

Наименование Количество
1 Пассатижи 1
2 Шило 1
3 Отвертка "минус" 1
4 Надфиль плоский 1
5 Наждачная бумага комплект
6 Оселок абразивный 1
7 Набор иголок 1
8 Проволока стальная тонкая 1 м
9 Нитки х/б разные комплект
10 Нить капроновая 5 м
11 Булавки разные 10
12 Лоскутки брезента, кожи, капрона набор
13 Пуговицы разные 5
14 Шнур капроновый 15 м
15 Киперная лента 5 м
16 Резинка 5 м
17 "Суперклей" 3
18 Водозащитный клей "Квинтол" 1
19 Изолента ПХВ рулон

6. Состав медицинской аптечки

№ п/п Наименование Количество Применялось (Да\Нет)
Перевязочный материал
1 Бинт стерильный 4 Да
2 Вата медицинская гигроскопическая 1 пакет Да
3 Салфетки Активтекс (набор) 8 Да
4 Лейкопластырь бактерицидный 10 Да
5 Бинт трубчатый №3 2 Нет
6 Лейкопластырь 2 х 500 см 1 рулон Да
Медикаменты
7 Перекись водорода 1 флакон Да
8 Йод 1 леккер Нет
9 Раствор аммиака водный 10% 1 флакон Нет
10 Кардиамин 1 флакон Нет
11 Валидол 1 ст. Нет
12 Экстракт валерианы в таблетках 5 ст. Нет
13 Имодиум 2 ст. Нет
14 Кофицил 1 ст. Нет
15 Но-Шпа 1 ст. Да
16 Стрептоцид 5 пакетов Да
17 Левомицетин 1 ст. Нет
18 Глазные капли Альбуцид 2 ст. Да
19 Новокаин 1 ст. Нет
20 Кетанов 1 ст. Нет
21 Пантенол 1 баллон Да
22 Паста Лассара 1 флакон Да
23 Экстракт элеутерококка 2 флакона Да
24 Комплевит 2 ст. Да
25 Шприц 10мл 2 шт. Нет
26 Ножницы 1 Да

Вес медицинской аптечки 1 кг