Отчет

о горном походе IV категории сложности   по Алтаю (Северо-Чуйский хребет), совершенном

группой туристов СТК «Вестра» г. Москвы  с 9 по 29 июля 2005 года

руководитель Гладилин Сергей Александрович 

glad@westra.ru

 

 

Москва, 2005



Введение

Паспорт похода

1.   Нитка маршрута 

г. Горно-Алтайск – пос. Чибит – пер. Орой (н/к) – р. Шавла – оз. Нижнее  Шавлинское – пер. Орбита (1Б, 3000 м)+перевал Москвич (1Б, 3075м) – пер.  Молодых (2А, 3070 м) – пер. Туманный Восточный (2А, 3150 м) – пер. Мечта (2Б,  3300 м) – вершина Мечта (2А* рад., 3530 м) – пер. Абыл-Оюк (1Б*, 3220 м) – пер.  Надежда (2Б, 3300 м) – пер. Тамма (2Б, 3400)+перевал Физкультурник (2Б, 3450 м) –  а/л Актру – в. Караташ (2А рад., 3355 м) – пос. Курай – г. Горно-Алтайск.

 

Протяженность похода – 19 дней  Пройдено 158 км.

Пройдено локальных препятствий:

перевал н/к      – 1

связка перевалов 1Б+1Б    – 1

перевал 1Б*     – 1

перевалов 2А    – 2

вершина 2А    – 1

вершина 2А*    – 1

перевалов 2Б    – 2

связка перевалов 2Б+2Б   – 1

всего      – 10

 

2.   Состав группы 

1    Гладилин Сергей Vг.у. (С. Памир), III г.р. (Тянь-Шань) руководитель

 2    Попова Екатерина

IIIг.у. (Фанскме горы)

врач

 3    Аристов Андрей 

IIIг.у. (Фанскме горы)

экспедитор

 4    Сидоренко Станислав 

III г.у. (Тянь-Шань)

казначей

 5    Гладилина Елена 

III г.у. (Тянь-Шань)

летописец

 6    Акимов Антон 

III г.у. (Алмай), I с эл. II г.р. (Кавказ)

завхоз

 7    Усачев Михаил 

III г.у. (Кавказ)

снаряженец

 8    Безкоровайная Галина

II с эл. III (Кавказ)

фотограф

 

Заезд и выезд из района, особенности организации похода

Для заезда в поселок Чибит и выезда с «перевалки» (местом между а/л Актру и  поселком Курай, где дорога переходит р. Актру) мы пользовались услугами фирмы  «Бийск–Алтай-Тур».  О  заезде  в  Чибит  мы  договорились  с  ними  заранее  по  электронной  почте. Что же касается выезда, то машину мы заказали, нходясь в а/л Актру, звонком по  спутниковому телефону без обычной в таких случаях предоплаты, просто дав устное  обещание, что не воспользуемся для отъезда другим транспортом. 

Часть  группы  летела  в  Барнаул  самолетом,  часть  ехала  поездом.  Хотим  предупредить, что выезд из Барнаула должен быть запланирован ранним утром, чтобы  попасть в Чибит засветло. Поэтому, хотя наш поезд шел до Бийска, мы решили выходить  в Барнауле, т.к. перед перегоном Барнаул–Бийск у поезда стоянка в несколько часов.

Тем не менее, различные организационные накладки привели к тому, что мы  попали в Чибит уже в темноте, что привело нас к необходимости ночевать рядом с  поселком. Рекомендуем избегать таких ночевок.

Для обеспечения собственной безопасности мы страховались в фирме «Югория» и  арендовали спутниковый телефон фирмы Thuraya. 

 

Техническое описание маршрута и дневник похода

День 1, 10 июля

Проснулись в 6:40. В результате разведки выяснили, что рядом с Чибитом  существует три моста через Чую. Мост, находящийся в самом Чибите, для переправы  пригоден мало, так как на нем почти полностью отсутствует настил. Существует мост  расположенный ниже по течению от Чибита (рядом с турбазой), но он очень не удобен,  так как сначала надо идти вниз по течению от Чибита, а потом подниматься вверх, к тому  же местные говорят, что на противоположном берегу отсутствует тропа.

Самый удобный для переправы мост расположен выше по течению от Чибита.  Местные жители нам сказали, что после землетрясения 2003 года настил на нем  отсутствует, но на деле оказалось, что мост вполне пригоден для переправы (сравнение  фотографий моста до землетрясения и после показали, что состояние моста осталось  прежним). Мост находится рядом с впадением р. Орой в Чую  (фото 1). К нему ведет  грунтовая дорога, идущая по высокой террасе правого берега Чуи. Непостредственно к  мосту от нее есть отворот, плавно переходящий в тропу. Переправа через мост требует  осторожности. Т.к. у нас тяжелые рюкзаки, а настил моста не закреплен за каркас,  принимаем решение организовать перила (фото 2).

Необходимо отметить, что еще один, четвертый по счету, мост имеется в районе  впадения р. Машей в Чую. От него, насколько нам известно, имеется набитая конная  тропа к перевалу Орой. 

В 12:00 перешли мост и начали движение к перевалу Орой. От моста до перевала 

на всем пути идет хорошо набитая тропа. Сначала тропа идет перпендикулярно Чуе,  удаляясь от нее, и через десять минут проходит мимо коша. Еще через десять минут тропа  упирается в другую, идущую параллельно берегу Чуи. На этой развилке необходимо  повернуть налево. Здесь находится хорошее место для стоянки – если переходить мост  вечером, то лучше всего стоять здесь. Далее тропа серпантином лезет на крутой высокий  борт долины. Еще через 50 минут чистого ходового времени выходим в висячую долинку  р. Орой – к следующей хорошей стоянке (под 1–2 палатки) и воде. На всем прошедшем 50  минутном переходе воды не было. 

Идет дождь, поэтому встаем здесь на обед. Через два часа дождь закончился и в 

16:40    продолжаем    движение.    Теперь    тропа    идет    по    пологой    лесистой,    местами  заболоченной долине, попадаются места для стоянок. В 18:00 через 55 минут чистого  ходового времени ставим лагерь.

За день пройдено 12 километров.


День 2, 11 июля

Проснулись в 6:40, позавтракали и вышли 8:26. Через 50 минут чистого ходового  времени вышли из зоны леса. Здесь много ровных площадок, но, по нашим наблюдениям,  нет воды. Слева по ходу приходит грунтовая дорога на перевал Орой из долины Машей,  по которой сюда обычно поднимаются с лошадьми.

В 10:20 вышли на перевал Орой. Необходимо обратить внимание, что обозначенная  на топографической карте-двухкилометровке седловина в северном углу плато Ештыкол  не является перевалом Орой, он находится в западном углу этого плато. 

Седловина перевала широкая, заболоченная (фото 3). С перевала вышли в 10:55.  Идем по тропе вниз по течению р. Ештыкол. Сначала она идет по левому берегу, затем  переходит на правый, затем опять на левый. Через 2 часа 10 минут чистого ходового  времени подходим к первой после перевала хорошей стоянке в лесу (до этого можно было  организовать стоянку в широкой долине р. Ештыкол, но там не было дров). На дереве  прибит указатель «Шавла 5». 

Обедаем и в 15:30 продолжаем движение. Переходим по мосту р. Шабага, на обоих  берегах которой есть стоянки. Через 1 час 10 минут чистого ходового времени подходим к  р. Шавла. К самому слиянию рек Шабага и Шавла спускаться не надо. Не доходя до него,  тропа поворачивает налево и идет по заболоченной низменности параллельно реке Шавла.  Перед этим поворотом тропы есть хорошая хорошая стоянка на берегу р. Шабага. В 18:00  встаем на ней лагерем.

За день пройдено 20 километров.

День 3, 12 июля

  Проснулись в 5:30, вышли 7:30. Движемся по тропе вверх по течению р. Шавла.  За 2 часа чистого ходового времени выходим к небольшому мутному озеру. Во время  перехода каждые 15-20 минут попадаются небольшие площадки под стоянки на 1-2  палатки (наш год достаточно сухой, вероятно, что в другой год часть этих площадок могут  быть заболочены). Еще через 2 часа чистого ходового времени выходим к нижнему  Шавлинскому озеру.

На озере есть баня, так же у хозяина бани можно купить пиво, водку, сигареты и  шоколадки. Баня стоит 100 рублей с человека на полтора часа. Проходим по берегу места  впадения в озеро орографически правого притока, где организуем лагерь. Здесь много  стоянок, но найти свободную не так просто. Баня находится примерно посередине между  притоком и нижней оконечностью озера. Устраиваем полудневку и идем в баню. О бане  лучше договариваться заранее, так как она может быть занята, как это и произошло в  нашем случае. Мы договорились с другими группам и парились вместе с ними. 

За день пройдено 12 километров.

День 4, 13 июля. Организация заброски.

Подъем дежурных в 7:00. За 1 час 40 минут чистого ходового времени по тропе  вдоль Нижнего Шавлинского озера, а затем вдоль реки Шавла подошли к Верхнему  Шавлинскому озеру. Озеро обходим слева по ходу по крупному курумнику. Движение  осложнено необходимостью все время выбирать путь в каменном лабиринте. Затем  курумник заканчивается и движемся по набитой тропе, поднимающейся по орографически  правому берегу долины. Немного не доходя до места впадения реки с перевала Абыл- Оюк, тропа круто поворачивает влево по ходу и поднимается в лоб на крутой травянистый  склон. В этом месте организуем перекус.

После перекуса часть группы движется вверх по тропе с заброской, которую  организуем рядом с озером под ледником, стекающим с перевалов Абыл-Оюк и Мечта.  Одновременно с этим другая часть группы организует разведку пути к перевалу Орбита.

После организации заброски переходим ближе к орографически левому борту  долины (через рукава речки перебрались по камням). Бивак организуем у окончания  гребня левобережной морены ледника, ведущей к перевалу Орбита (в некоторых отчетах  эта морена называется Великой Китайской Стеной). 

За день пройдено 14 километров. 

День 5, 14 июля.  

Перевал Орбита (1Б, 3000 м) – перевал Москвич (1Б, 3075м)

Подъем в 5:00, выход в 7:00. Движемся по тропинке, идущей по гребню  левобережной морены ледника, стекающего с перевала Зелинского. Через два перехода по  45 минут тропа с боковой морены переходит на покровную. Путь промаркирован турами.  Начинается мелкий дождик. Еще через полчаса выходим на открытый ледник под  перевалом Орбита. В этот момент дождь значительно усиливается. Ставим палатку и  пережидаем дождь в ней (в течение 2 часов). Еще за два перехода по пологому открытому,  местами зачехленному леднику (фото 4), а затем по крутой средней и мелкой осыпи  (движение плотной группой) поднимаемся на перевал Орбита.  На перевале были в 12:40. 

Спуск с перевала начали в 14:00. Склон имеет крутизну 25–30°, под тонком слоем  снега на протяжении примерно 40 метров имеется выход льда. Спускаемся в связках,  кошках.  Ледовый  участок  преодолеваем,  используя  страховку  через  «скользящий»  ледобур. 

От подножия перевала Орбита путь до перевала Москвич занимает около 50 минут.  Движемся по закрытому леднику (фото 5), обходя крупные трещины. На перевале были в  15:20.

Спуск с перевала по средней и мелкой осыпи (фото 6) занимает около получаса 

(движение  плотной  группой).  Сразу  после  спуска  организуем  ночевку  на  орографически  правом берегу ледника под перевалом Москвич.

За день пройдено 8 километров.

День 6, 15 июля. Перевал Молодых (2А, 3070 м)

Подъем в 5:00, выход в 7:46. Ночью шел дождь, с утра было ясно, но пока 

собирались – опять оказались в тумане. Подход по перевал занял около полутора часов  (фото  7,  закрытый  ледник,  связки).    Подъем  на  перевальный  взлет (фирн  крутизной  20– 25°,  местами  до  30°)  осуществляли  в  кошках  в  связках  с  одновременной  страховкой  (держась   так,   чтобы   связки   не   находились   друг   над   другом,   местами   переходя   на  движение на 3 такта). Подъем занял около получаса. На перевал вышли в 11:00.

Спуск с перевала по крутому снежно-ледовому кулуару начинаем с петли,  завязанной за стационарный шлямбурный крюк. После 1 веревки спуска кулуар сливается  с другим (приходящим слева) и поворачивает. Возможна камнеопасность из этого левого  притока. На слиянии кулуаров организуем станцию на ледобурах и вешаем вторую  веревку (сдергиваем с использованием ледовой проушины). Третью веревку организуем  через скальный выступ на левом борту кулуара. Дальше продолжаем спуск по осыпному  кулуару. Вид перевала со стороны спуска – на фото 8.

В 13:00 окончательно закончили спуск и организовали обед на моренном гребне.  После обеда еще за 30 минут спустились до конца морены.Здесь построили площадки под  палатки и организовали ночевку.

За день пройдено 4,5 километра.

День 7, 16 июля. Перевал Туманный Восточный (2А, 3150 м)

С утра погода была ясная, но после первого перехода к перевалу Туманный  Восточный (фото 9, закрытый ледник, связки) все закрыло туманом. Установили палатку  и в течение 1 часа 10 минут ждали улучшения. Затем погода улучшилась и мы  продолжили движение на перевал. Двигались одновременно в связках, кошках. Взлет  представляет собой широкий снежно-ледовый склон крутизной до 30–35º (фото 10).  Большой бергшрунд  обошли слева по ходу. В верхней части перевального взлета  организовали страховку через «скользящие» ледобуры. Вышли на перевал к 11:00.

Спуск по крутому снежному кулуару осуществляем по перилам, закрепленным за  скалы левого борта кулуара. Всего организовали 100 метров перил. Последний спускался  на три такта с нижней страховкой без рюкзака. Вид на перевал со стороны спуска  представлен на фото 11.

Далее спускаемся по закрытому леднику (связки) и по морене. К 14:40 вышли к  небольшому озерцу под ледником с перевала Красавица, где и организовали обед. Отсюда  хорошо  виден  перевал  Цветной  (фото  12),  прохождение  которого,  видимо  очень  трудоемко и, возможно, камнеопасно.

После обеда за два перехода по замечательным зеленым склонам левого берега  р. Правая Камрю спустились  до слияния с Левой Камрю. Здесь организовали ночевку.  Место слияния очень неровное и болотистое, поэтому поиск места под палатки занял  много времени. Заночевали на узкой полосе меду речками там, где они уже текут рядом  параллельно. Доходить до самой стрелки нет необходимости.

За день пройдено 10 километров.

День 8, 17 июля. Подход под перевал Мечта

Вышли в 9:00. Ночью шел дождь, трава очень мокрая – сразу после начала  движения промочили ноги. Двигались по орографически правому берегу долины по  высоким террасам, т.к. река местами уходит в каньон. Так увлеклись, что, выйдя на  морену, также начали лезть вверх, в результате чего в какой-то момент пришлось  спускаться к реке по неприятному среднему курумнику. Вероятно, путь вдоль реки для  обхода морены был бы проще. Перед подъемом на ледник организовали обед.

После обеда поднялись на ледник и заночевали на его левом (орографически) борту  на покровной морене.

За день пройдено 11 километров.

День 9, 18 июля. Отсидка

С  утра  ледник  весь  в  тумане.  В  течение  дня  видимость  несколько  раз  кратковременно улучшалась, но принципиального улучшения погоды не наблюдалось. 

День 10, 19 июля. 

Перевал Мечта (2Б, 3300 м) – вершина Мечта (2А*, 3530 м)

Подъем в 3:00, выход в 5:20. По закрытому леднику в связках подошли под  перевальный взлет (фото 13). Подъем по крутому снежному кулуару, ведущему на  перевал, осуществляли в связках до места его поворота налево по ходу (фото 14). Немного  выше поворота были организованы 3 веревки перил, закрепленные за скалы правого по  ходу борта кулуара. На перевал вышли в 9:20. 

Оставив рюкзаки, в 10:00 отправились на радиальное восхождение на вершину  Мечта – фото 15.  Путь до вершины занял 2ч 15мин. ЧХВ. Путь идет по снежно-ледовому  гребню с карнизами. В последней части гребень становится скально-осыпным (фото 16).  Двигались  в  связках  с  одновременной  страховкой,  несколько  раз  использовали  одновременную  страховку  через  «скользящий»  ледобур.  На  скалах  использовалась  попеременная страховка через выступы. 

Вершина является хорошей обзорной точкой. Спуск с вершины занял немного  меньше времени, чем подъем. На последнем участке для ускорения спуска организовали  перила (последний – на три тракта без промежуточных крючьев).

Спуск с перевала начали в 15:00. Первую веревку продернули через петлю,  организованную  на  скальном  выступе.  Вторую  веревку  закрепили  на  ледобуре  (сдергивание через ледовую проушину). В конце второй веревки пересекли линию отрыва  лавины и вышли на голый лед. По нему спуск с небольшим траверсом влево по ходу  движения до выполаживания и далее – прямо вниз. 

Всего  спуск  потребовал  около  300  метров  перил.  Путь  спуска  с  перевала  представлен на фото 17. По имеющимся у нас описаниям, в определенные годы как  подъем на перевал, так и спуск с него могут быть лавиноопасными. Несмотря на  достаточное количество снега, подъем в наш год лавинной опасности не представлял. Что  касается спуска, то под ним находится огромный лавинный конус, так что весной, по- видимому, перевал действительно опасен. В нашем случае в большей части кулуара  лавина уже давно сошла, оставив на склоне голый лед. Оставшиеся участки снега,  ограниченные снизу линией отрыва (через которую мы перебирались) имеют небольшой  размер (протяженность участка между выходами льда – около 40 метров)  и, по-видимому,  не  представляют  особой  опасности  при  движении  по  перилам,  закрепленным  на  ледобурах.  На всякий случай в этом месте мы двигались строго вниз и стремились  преодолеть данный участок с максимальной скоростью.

Далее спускались в связках с одновременной страховкой до открытой части  ледника. Панорама цирка перевалов Мечта и Абыл-Оюк с севера представлена на фото 18.

Спустившись к месту заброски, организовали лагерь на орографически левом  берегу озера, около которого оставили заброску.

За день пройдено 6,5 километров.

День 11, 20 июля

Дневка. Часть группы отправилась на Нижнее Шавлинское озеро париться в бане.  Остальные предпочли отдохнуть без бани, но зато и без утомительного путешествия до  озера и обратно. 

День 12, 21 июля. Перевал Абыл-Оюк (1Б*, 3220 м)

Выход в 8:00. За три 45-минутных перехода по зеленой долине, а затем по  открытому  леднику  подошли  под  взлет  перевала  Абыл-Оюк.  Подъем  на  перевал  осуществляли по средней осыпи, местами – по снежным выходам, до поворота кулуара  направо по ходу (фото 19). По имеющимся у нас описаниям, кулуар за поворотом обычно  снежный, но из-за жаркой погоды в этом году снега нет и кулуар конгломератно-осыпной,  в нем много живых камней и легко разрушающихся остатков скал, что приводит к  серьезной камнеопасности. В центральной части кулуара имеются к тому же остатки  плотного снега, для пересечения которых требуются кошки. Оптимальный подъем – по  орографически правому борту кулуара, но даже он очень трудозатратный. На перевал  вышли только к 13:00. 

Спуск с перевала в наш год представляет собой крутой снежный кулуар с хорошим  выкатом, поэтому спускались глиссером (фото 20). Далее двигались по правому борту  ледника и к 15:30 спустились на морену. Спустившись с нее в зеленую долину, перешли  по камням ручей, образующий исток р. Абыл-Оюк и поднялись на морену под ледник с  перевала Надежда. Путь от привала на морене под перевалом Абыл-Оюк занял около  полутора часов.

За день пройдено 6,5 километров.

День 13, 22 июля. Перевал Надежда (2Б, 3300 м)

Общий подъем в 3:00, выход в 5:10. За 20 минут подошли к леднику. По леднику 

(сначала открытому, затем закрытому – движение в связках) за 3 часа 30 минут подошли  под взлет пер. Надежда (фото 21). Движение осложнялось тропежкой, зачастую по колено.  Подъем на перевал не представляет технической сложности – двигались в связках с  одновременной страховкой, тропежка. Преодоление взлета заняло 30 минут. На перевал  вышли к 10:00.

На перевале организовали часовой обед. Начало спуска – 11:00.  

В соответствии с имеющимися у нас описаниями, с перевала можно спускаться двумя  путями.  Наиболее  часто  использующийся  для  подъема  путь  по  скальному   контрофорсу,  спускающемуся  с  небольшой  вершинки  восточнее  перевала,  требует  преодоления скально-осыпного гребня, причем при подъеме на нем нужна гимнастическая  страховка. По-видимому, на спуске здесь нам пришлось бы организовывать перила.  Альтернативный путь – по снежно-ледовому склону непосредственно с перевала – более  трудоемок для подъема, так как перегорожен двумя бергшрундами, и требует организации  большего количества перил. Однако именно его мы сочли благоприятным для спуска  ввиду отсутствия камнеопасности и лучшей снежно-ледовой подготовки группы, чем  скальной. 

Спуск потребовал организации около 500 метров перил по снежно-ледовому  рельефу (больше, чем мы ожидали) и занял около 6 часов. Последний спускался на три  такта без промежуточных точек (на снегу), или организовывалось продергивание веревки  с использованием ледовой проушины (на льду). Оба бергшрунда оказались забиты снегом.  Верхний преодолели дюльфером (фото 22, сдергивание с использованием ледовой  проушины), нижний перешли по снежной пробке. Путь спуска с перевала представлен на  фото 23.

Еще за полтора часа ЧХВ спустились с ледника и подошли к озеру, где заночевали.  За день пройдено 9 километров.

День 14, 23 июля. Подход под пер. Тамма

Подъем дежурных в 6:00, выход в 8:30. Движемся вниз по долине через огромную  концевую  морену  ледника,  стекающего  с  перевала  Надежда,  и  спускаемся  в  замечательный зеленый карман левобережной морены ледника Маашей. Пересекаем эту  морену и выходим к самому леднику. Подъем на ледник Маашей затруднен ранклюфтом,  отделяющим его от левобережной морены. Для его преодоления пришлось одеть кошки. 

Ледник Маашей в этой части совершенно не захламлен моренными отложениями и  очень красив. Выше места слияния с ледником, стекающим с пика Маашей, ледник  становится зачехленным. В месте слияния находится большая покровная морена. Здесь  организуем обед (13:00). 

В  14:30  продолжаем  движение.  Через  два  перехода  доходим  до  ступени,  перегораживающей долину. В ее верхней части ледник разделен на две части скальным островом. Остров обходим по справа по ходу. Ледник здесь становится закрытым,  поэтому связываемся. Еще два перехода занимает подъем на ступень и переход к  выполаживанию ледника недалеко от взлета пер. Тамма. Здесь в 18:00 организуем  ночевку.

За день пройдено 10 километров.

День 15, 24 июля. 

Перевал Тамма (2Б, 3400)– перевал Физкультурник (2Б, 3450 м)

Общий подъем в 4:00. Выход в 6:30. Перевал Тамма представляет собой огромную  ярко выраженную седловину (фото 24), на подъеме к которой необходимо преодолеть  ледопад (фото 25). 

Подъем осуществляем в связках, выбирая путь между ледовыми сбросами. Когда  крутизна склона начинает составлять около 25°, организуем перила, т.к. местами под  тонким слоем снега имеются выходы жесткого льда. Вторая веревка выводит нас к  горбику голого льда. Над ним имеется широкая полка, ведущая направо, над которой  нависает снежно-ледовый сброс. Из предосторожности не организуем здесь станцию, а  просто наращиваем лидеру веревку, давая ему возможность пройти по полке и обойти  сброс справа. Здесь организуем сбор группы. Путь на седловину преграждает большой  бергшрунд, переходимый по снежным мостам с преодолением небольшой снежно- ледовой стенки в конце (высотой примерно 2 м)  (фото 26). Всего для подъема на перевал  навешено около 270 метров перил. 

В 10:45 собрались на огромной снежной седловине. Тура не нашли.  Организовали  часовой привал. 

К перевалу Физкультурник вышли в 11:45. Движемся в связках. Оставляя пик  Тамма по левую руку, обходим его траверсом на восток. За 1 переход пересекаем Юго- Западный гребень пика Тамма и выходим на гребень, спускающийся с пика Тамма на юг.  На восток с этого гребня свисают снежные карнизы.  Подойдя ближе к скальной стене  пика Тамма, перебираемся с гребня на небольшое снежно-ледовое плато (фото 27),  примыкающее к юго-восточному гребню и расположенное значительно выше остального  ледника,  а  с  него –  на  сам  юго-восточный  гребень,  в  котором  и  расположен  пер. Физкультурник. 

В юго-восточном гребне имеется целый набор седловин, из которых на имеющейся  у нас схеме-хребтовке (приложение 2) обозначены только две. Ближайшая к пику Тамма  седловина в гребне имеет тур, записка в котором гласит, что это перевал ТПИ(2Б-3А).  Спуск с него на ледник Большой Актру Правый – крутой, скальный и сверху целиком не  просматривается.

Седловина перевала Физкультурник, описанная в имеющемся у нас отчете,  находится несколько дальше от пика Тамма в северо-восточном углу плато. Выходим на  нее в 13:30. Тур есть, но записки не нашли. Перевал имеет также вторую седловину,  выводящую на основную часть ледника (не на описываемое плато) и находящуюся на  юго-восток от нашей. Седловины разделены вершинкой, осыпной с северо-запада и  скальной с юго-востока. Пути спуска с седловин в сторону лед. Большой Актру Правый  сходятся  после  первой  веревки.  Вероятно,  юго-восточная  седловина  может  быть  использована для попадания на юго-восточную ветвь ледника Левый Карагем. Еще далее  на юго-восток в гребне имеется четвертая седловина (вид с ледника Правый Большой  Актру – на фото 28, 29).

На перевале организуем быстрый перекус. Спуск с перевала начали в 14:15.  Первую веревку закрепили за скальный выступ. Ее как раз хватило для преодоления  бергшрунда. Ниже организовали еще 4 веревки перил по снежно-ледовому склону (1 продернули через ледовую проушину, в остальных случаях лидер спускался на 3 такта с  нижней  страховкой  без  промежуточных  крючьев).  Дальше  склон  выполаживается,  поэтому продолжаем движение в связках (трещины!) до выхода на пологую часть  ледника. Отсюда хорошо виден маршрут спуска (фото 28). Спуск занял 2 часа.

В соответствии с заявленным маршрутом, с ледника Правый Большой Актру у нас  планировалось восхождение на пик УПИ. Однако мы не смогли найти склон пика,  соответствующий описанию, поэтому приняли решение от восхождения отказаться и  спуститься за консультацией в альплагерь Актру. Позже выяснилось, что причиной  является неправильное обозначение на нашей схеме-хребтовке (приложение 1) пика УПИ.  Фотография правильной схемы, вывешенной в альплагере, дана в приложении 3.

Ледник Большой Актру Пр. в нижней части разделен хицаном на две части. В  соответствии с имеющимся у нас описанием придерживаемся правого борта (как будет  указано ниже, по-видимому, данный путь не оптимален). К 18:00 доходим до ледопада,  которым оканчивается язык ледника. Единственный просматриваемый путь спуска  отсюда ведет слева от ледопада по крутому скально-осыпному склону хицана. В процессе  спуска дважды применяли гимнастическую страховку, а в нижней части организовали  одну веревку перил для спуска в снежный кулуар (последний слезал без рюкзака с нижней  страховкой).

В процессе спуска наблюдали группу альпинистов, спускающихся по левому борту  левой ветви ледника. По-видимому, именно там и лежит наиболее простой путь спуска с  ледника Большой Актру Пр. (фото 30).

В 20:30 остановились на ночевку на выполаживании осыпи чуть ниже слияния  долин, разделенных хицаном. Отбой в 23:00.

За день пройдено 10,5 километров.

День 16, 25 июля

Подъем дежурных в 7:00, выход в 9:30. За три перехода спустились к альплагерю  Актру. 

Получив консультацию у альпинистов и изучив описания, приняли решение  совершить радиальное восхождение на пик Кара-Таш с ледника Малый Актру по  маршруту 2А к.тр. 

За день пройдено 8 километров.

День 17, 26 июля. Радиальное восхождение на в. Караташ (2А, 3355 м)

Подъем в 4:00, выход в 5:00. Движемся по орографически левому берегу р. Актру  вверх по течению до указателя «лед. Малый Актру», рядом с которым имеется мостик  (2 бревна). Отсюда хорошо виден пик Кара-Таш и нижняя часть ледника Малый Актру, по  которому нам предстоит подниматься (фото 31). Переходим на орографически правый  берег р. Актру и подходим под ледник Малый Актру. Выход на ледник затруднен очень  мягким грунтом перед самым языком ледника, из-за которого мы все значительно  испачкали ботинки и штаны. При выходе на лед надели кошки и организовали связки.  

Лед утром очень жесткий, но язык ледника достаточно полог и позволяет двигаться  без использования ледобурной страховки. Около поворота ледника направо по ходу  делаем первый привал. Вскоре после привала организуем одновременную страховку через  «скользящие» ледобуры. 

Двигаться необходимо в целом по средней части ледника, отклоняясь от нее для  обхода зон трещин. Одна из связок непрерывно использует страховку через «скользящие» буры, но остальные на выполаживаниях переходят просто на одновременное движение  (фото 32).

Верхний ледопад обходим справа по ходу по закрытой части ледника. Выход на  верхнее плато прегражден поперечной трещиной, которую преодолеваем с попеременной  страховкой. С плато открывается вид на вершину Снежная и путь подъема на вершину  Кара-Таш (фото 33). 

Подъем  с  плато  на  вершину  Кара-Таш  проходит  по  мелкой  осыпи  и  не  представляет технической сложности. Вершина является замечательной обзорной точкой.

Спуск с вершины производился по пути подъема. Кошки хорошо держали на  подтаявшем льду, поэтому «скользящие» буры  применялись не так часто, как на подъеме. 

Вернулись в лагерь к 17:00. 

За день пройдено 8 километров.

День 18, 27 июля

Дневка. Откисаем после восхождения.

День 19, 28 июля

Т.к. у Гали болит нога, отправляем гонцов вниз по течению р. Актру до моста, по  которому  дорога  переходит  на  правый  берег.  Это  место,  называемое  у  местных  «перевалка» – окончание нормальной дороги, приходящей снизу, выше него поднимается  мало машин, в основном – «буханки», «козлы», «Камазы» и «Уралы». Но машины,  желающей забрать нас из альплагеря, там не оказывается, поэтому гонцы вынуждены  вернуться. Собрав рюкзаки, мы отправляемся иуда все вместе и организуем там ночевку.  На утро по спутниковому телефону заказываем в «Биалтуре» машину до Горно-Алтайска.

За день пройдено 8 километров.

Заключение

Поход получился динамичным, насыщенным и понравился всем участникам.  Длинные заход в район и выход из него позволили набрать существенную часть  необходимого для заявленной категории сложности километража за небольшое число  дней, а остальные дни посвятить преодолению интересных локальных препятствий. 

Северо-Чуйский хребет нам понравился необычным сочетанием лесистых зеленых  долин и крупных узлов оледенения, таких как Маашей–Актру. 


Фотоальбом

Фото 1.  Мост через Чую, расположенный около впадения р. Орой в р. Чую

Фото 2. Для организации переправы было решено применить перильную веревку, т.к.  настил не закреплен на каркасе моста

Фото 3. Седловина пер. Орой 

Фото 4. Цирк пер. Орбита

Фото 5. Вид на пер. Москвич с пер. Орбита

Фото 6. Пер. Москвич с юга

Фото 7. Пер. Молодых с запада

Фото 8. Пер. Молодых с востока

Фото 9. Панорама цирка перевалов Туманных. Стрелками без подписей обозначены  вероятные седловины перевалов (слева направо) Туманный Северный, Туманный  Центральный, Туманный Западный. Туманный Центральный и Туманный Западный, по  нашим наблюдениям, могут быть камнеопасны. 

Фото 10. Пер. Туманный Восточный с запада, путь нашего подъема

Фото 11. Пер. Туманный Восточный с востока

Фото 12. Вид на пер. Цветной

Фото 13. Цирк пер. Мечта

Фото 14. Взлет пер. Мечта

Фото 15. Начало подъема на гребень в. Мечта с пер. Мечта

Фото 16. Скальный участок гребня около в. Мечта

Фото 17. Путь спуска с пер. Мечта

Фото 18. Панорама цирка перевалов Мечта и Абыл-Оюк 

Фото 19. Пер. Абыл-Оюк с севера

Фото 20. Пер. Абыл-Оюк с юга

Фото 21. Пер. Надежда с юга

Фото 22. Преодоление бергшрунда на спуске с пер. Надежда

Фото 23. Пер. Надежда с севера. Путь нашего спуска

Фото 24. Пер. Тамма с севера

Фото 25. Путь нашего подъема по ледопаду пер. Тамма

Фото 26. Преодоление бергшрунда при подъеме на пер. Тамма

Фото 27. Подход к пер. Физкультурник. Группа движется по южному гребню пика Тамма (скальная стена которого видна слева), впереди  виден Юго-Восточный гребень, в котором находятся пер. ТПИ и пер. Физкультурник. Высоко поднятое (почти до уровня юго-восточного  гребня) снежно-ледовое плато отделено от значительно более низкого тела ледника Лев. Карагем скальной ступенью.

Фото 28. Вид на пер. Физкультурник с лед. Большой Актру Правый, путь нашего спуска. Стрелками обозначены другие седловины – пер.  ТПИ (правая стрелка), юго-восточная седловина пер. Физкультурник (средняя) и седловина, названная в тексте «четвертой» (левая стрелка)

Фото 29. Группа альпинистов спускается  с седловины, по-видимому, параллельной  перевалу Физкультурник (названной в тексте «четвертой»)

Фото 30. Вид снизу на лед. Большой Актру Правый

Фото 31. Пик Кара-Таш и лед. Малый Актру, по которому идет наш путь подъема

Фото 32. На подъеме по лед. Малый Актру

Фото 33. Панорама верхнего плато лед. Малый Актру

 

карта 1

карта 2