Петроградский Клуб Туристов

ОТЧЕТ

О горном походе первой категории сложности в районе Джунгарского Алатау

Июль-август 1994

Руководитель: Гришина Н.В.

Адрес: ул.Буренина 1-2-145

Телефон: 225-75-16

Санкт-Петербург 1994 г.

Общие сведения о районе.

Джунгарский Алатау на юго-востоке Казахстана и располагается между Балхаш-Алакульской котловиной и Илийской впадиной. Состоит из двух четко выраженных, параллельных друг другу хребтов Северного Центрального (СЦХ) и Южного Центрального (ЮЦХ), их протяженность в широтном направлении достигает 400 км. СЦХ и ЮЦХ соединены между собой Коксу-Борталинской перемычкой, вдоль которой проходит граница с Китаем. На западе через Коржун-Коринскую перемычку СЦХ стыкуется с хребтом Каратау, имеющим самостоятельное значение.

Средняя высота гор осевой части СЦХ – 4000м. Седловины главного хребта лежат ниже соседних вершин всего на 200-300м. Высочайшая вершина СЦХ, как и всего Джунгарского Алатау, - пик Семенова-Тянь-Шанского – 4662м. Снеговая линия гор, примыкающих к СЦХ и хр. Каратау, расположена на высоте 3400-3800м., и зависит от экспозиции склонов. Один из значительных районов оледенения находится в верховьях р.Коры. Преобладающий тип ледников – долинные и каровые. Иногда встречаются висячие ледники и ледники плоских вершин.

Средняя высота гор ЮЦХ – 3770м. Наивысшая точка ЮЦХ – пик Панфилова (Ормекши) – 4359,8м.

Климат Джунгарского Алатау в целом резко континентальный, горный и для различных частей района различный. Так верховья рек Кора и Караарык и долина реки Казан отличаются сравнительно низкой и резкоменяющейся температурой воздуха. На южных склонах ЮЦХ теплее, а на северных склонах СЦХ погода более стабильна. Самым теплым временем года в Джунгарском Алатау является вторая половина июля – начало августа. Основная масса осадков приходится на май и конец августа.

В природном отношении Джунгарский Алатау чрезвычайно своеобразен. Он как бы служит барьером, разделяющим горы Средней Азии и западносибирские хребты. На северных склонах выражен “сибирский” облик климата, растительности и животного мира. Южным склонам свойственны “среднеазиатские” черты, роднящие их с Тянь-Шанем и Памиро-Алаем.

Наиболее освоенными туристами районами Джунгарского Алатау являются западная часть СЦХ и хр. Каратау. Здесь можно проложить маршруты 1-4 категории сложности.

Заезд в район был осуществлен при помощи поездов:

  1. Санкт-Петербург – Алма-Ата;
  2. Алма-Ата – Талды-Курган;

и занял 4,5 суток.

Второй поезд – это всего два прицепных вагона, которые на станции Рукдик-Коксу отцепляются и дальше тянутся тепловозом до Талды-Кургана. Выходить на станции Карабулак, а потом до г.Текели можно добраться рейсовым автобусом.

Из Алма-Аты до текели можно добраться, используя варианты:

  1. Автобус Алма-Ата – Текели;
  2. Самолет Алма-Ата – Талды-Курган + автобус Талды-Курган – Текели

Но они значительно дороже.

Стоимость билетов на поезда и самолеты для граждан России на 35-40% выше, чем для граждан Казахстана.

Маршрут пройден на дровах, что рационально для походов 1-2 категории в этом районе.

График движения

Дата Дни пути Участок от – до Протяженность(км) Чистое ход.вр. Характер пути, способ преодоления Метеоусловия
21.07 1 Старая авт-я г.Текели – ст.Рудник

От авт.остановка – до ключа

От ключа – до перевального взлета

Перевальный взлет

Спуск с перевала

От спуска с пер. – до впадения левого притока в р.Шимбулак

16


1,5


12


0,2

0,4

7,5




0:20


2:50


0:45

0:30

2:35

Автобус


Грунтовая дорога

Дорога по склону


Травянистый склон 20 гр
Травянистый склон 25-30
Правый, левый берег реки

Солнечно
22.07 2 От впадения левого притока – до источника “Теплый ключ”

Возвращение назад к месту стоянки
15 6:00



4:00
Левый, правый берег переправа в брод Солнечно
23.07 3

От места ночевки – до сужения ущелья

От сужения ущелья – до широкой ее части

От широкой части – до дороги

От дороги – до поворота реки на север

4


2,5


3,6


8

1:50


2:10

1:35


0:35

Левый берег переправа по бревну прав.берег
травян. склон до 35 гр

овечьи тропы

машина

Солнечно
24.07 4 Дневка       Солнечно
25.07 5

От места ночевки – до водораздельного хребта

По отрогу – до поворота к перевалу н/к

Подъем на пер.Койтас (1А, 3250)

Спуск с перевала

От спуска с перевала – до места ночевки

4,8



3,7


2,2


0,2

4,8

1:20



1:15


0:55


0:25

0:50

Правым берегом



Дорога по отрогу


Средняя осыпь 20 гр

Снежник 25 гр

Трав.-осып.ск. 15-20 гр

Солнечно
26.07 6 От места ночевки – до перевального взлета

Перевальный взлет перевала МГУ (1Б, 3320)

Спуск с перевала

От спуска с пер. – до пер.взлета пер.Тюйте

Перевальный взлет пер.Тюйте (1А, 3250)

Спуск с перевала

От спуска с перевала – до зеленых полян

2,6




0,2


0,15


2,5


0,2


0,5

2,4

1:05


0:15


0:25

0:20


0:15


0:15

0:50
Морена, открытый ледник

Осыпь 25 гр


Сн.склон 35гр дюльфер 50м
Открытый ледник


Осыпь 20 гр


Ледник 25-30 гр

морена
Солнечно
27.07 7 От места ночевки – до каньона

От каньона – до моста на реке Кора

От моста - до водопада

От водопада до впадения ручья Бурного
3,2

3,0

7,2

10,8

1:00

0:50

2:20

3:00

Травян.-осып.скл. 30гр.

Травян.склон 5 гр

Грунтовая дорога

-“”-

Пасмурно

Мелкий дождь

Солнечно
28.07 8 Дневка       Туман, дождь
29.07 9 Радиальный выход на вершину Асылбай 3587, 1А 7,2 9:50   1-я пол.ясно2-я дождь, гоза
30.07 10 Движение по ущелью реки Кора 22 6:00 Грунтовая дорога Солнечно
31.07 11 Движение по ущелью реки Кора – г.Текели 16 4:50 Грунтовая дорога Солнечно

Всего 162 км, из них 138,5 км пешком.

Перевал Шертыбай (н/к, 2500)

Начало маршрута из города Текели. Он расположен у истоков реки Каратал, которой образуется из слияния трех рек Кора, Чиже и Текелинка. В верховье р.Текелинка расположены шахты по добыче полиметаллов. Добраться в верховье р.Текелинка можно рейсовым автобусом №1 от старой автостанции до ст.Рудник. Несмотря на сложности, вызванные снятием с линии рейсовых автобусов из-за отсутствия горючего, группа уже не первым, как планировалось, переполненным автобусом добралась до до начала пешей части маршрута.

От автобусной остановки вверх по ущелью идет грунтовая дорога (Ф1), оставшаяся от буровых работ, проводимых на хребте.

Дорога идет правым (здесь и далее орографически) берегом реки. В верхней части русла реки сооружены селезащитные плотины. В 20 мин ходу от остановки находится источник с ключевой водой. В районе седьмой селезащинтой плотины дорога переходит на правый склон ущелья и крутым серпантином (Ф2) поднимается до средней части склона, а затем идет с небольшим набором высоты и только в конце ущелья круто поднимается на хребет.

В двух местах на склоне есть вода.

1-е там, где дорога серпантином поднимается на склон, вода вытекает из старой штольни, она не пригодна для питья.

2-е (Ф3), где дорога идет по средней части склона, от ключа у русла реки 1 час 50 мин ходу. Здесь вода чистая, она течет сверху из ключей, находящихся в верхней части хребта.

От ручья по дороге дошли до того места, где дорога поворачивает круто налево, а мы, используя овечьи тропы, перешли на склон хребта, замыкающий ущелье (Ф4), и оказались примерно на середине подъема перевального взлета. Травянистый склон перевального взлета группа преодолела за 45 мин.

По гребню хр.Шертыбай идет дорога, она начинается у устья реки Чиже и, петляя по хребту, приводит к телевышке и далее к пастбищам в долине реки Косу.

С перевала (хр.Шертыбай) открывается вид на СЦХ и хр.Каратау, примыкающий к СЦХ (Ф6).

Спуск с перевала по травянистому склону крутизной 25-30 град с участками арчи занял 30 мин (Ф7,Ф8).

Спустившись с перевала попадаем в сухое в верхней части русло одного из левых притоков реки Шимбулак. Используя овечьи тропы, правым склоном долины доходим до дороги, которая раньше использовалась при лесозаготовках. Дорога вдоль русла сохранилась частично, основная ее часть размыта весенними паводками.

Двигаясь по руслу реки (Ф9) перебирались то на правый, то на левый берег, используя оставшиеся кусочки дороги. Переправа не вызвала затруднений, так как воды немного. После впадения в этот приток первого из трех ручьев, текущих в отщелках правого склона, по левому берегу появляется тропа. По ней проходя через небольшие участки зарослей и в одном месте средней осыпи выходим к месту впадения притока в р.Шимбулак. Здесь на мысочке удобное место для стоянки, которое используется рыбаками. В реке водится форель. Ущелье, приближаясь к месту соединения с р.Шимбулак, значительно сужается. На протяжении 5-8 км до впадения мест для стоянок нет из-за крутых склонов ущелья. На преодоление участка пути от спуска с перевала до впадения в р.Шимбулак потребовалось 2 часа 35 мин.

Долина реки Шимбулак

В связи с выходом из предолагаемого графика движения из-за потери времени, возникшей при выезде на ст. Рудник и проявлением горной болезни у участников был изменен маршрут.

Радиальный выход к источнику “Теплый ключ” – сероводородный источник с температурой воды 24 град, который находится в 2 км. Выше слияния рек Ойсаз и Шимбулак. Он расположен на левом склоне р.Ойсаз примерно в 10-15м выше русла реки. Рядом с источником сделаны две бетонные ванны, которые можно наполнять водой из источника. Для принятия сероводородных ванн группа и осуществила этот радиальный выход (Ф10).

Движение к источнику по д.р.Шимбулак позволило успешно провести занятия по водным переправам. Преодоление горной речки способом “стенкой” на обратном пути уже не вызывало замедления движения группы.

От места ночевки у впадения левого притока в р.Шимбулак вначале левым берегом, а затем переправляясь 5 раз то на правый, то на левый берег, обходя скальные прижимы, группа вышла на тропу правого склона, которая поднимаясь на хребет и привела к источникам на р.Ойсаз. На всех участках прохождения по левому берегу есть тропа, которая идет рядом с руслом реки и два несложных скальных участка. По правому берегу тропа идет по склону на 30-40м выше русла реки и в местах скальных прижимов спускается к ней. Хребет Шопобай, разделяющий долины рек Ойсаз и Шимбулак в районе их слияния, имеет небольшую высоту и преодоление его по хорошей тропе травянистого склона не вызывает затруднений.

На следующий день после радиального выхода группа двигалась вверх по реке Шимбулак. Примерно в 1,5км от места ночевки пройдя по левому берегу, используя лежащее бревно, группа переправилась на правый берег. Здесь идет тропа среди участков осыпи и высокой травы (Ф11) по пологому берегу. Примерно через 7-8км ущелье сужается, берег становится крутосклонным, заваленным крупными валунами (Ф12). Еще раз попробовали двигаться левым берегом, обольстившись переходом на него через очередное бревно, но проковырялись среди крупных валунов, не пройдя и километра, снова уже по камням переправились на правый берег. Дальнейшее движение все время правым берегом, поднявшись на склон, т.к. движение вдоль русла затруднено из-за крупных валунов и скальных прижимов. По крутому склону местами до 35 град среди высокой травы и отдельно стоящих елей, группа, преодолевая дрожь в ногах, медленно продвигалась вперед. Исчезнувшая тропа в месте сужения ущелья снова появилась примерно через 4км. Затратив на этом участке 3 часа 10 мин, вышли к тому месту, где ущелье переходит в широкую долину, в изобилии снабженную овечьими тропами. Используя их, через 35 мин подошли к дороге, идущей с перевала Кызылауз (н/к, 2500). Предполагая здесь остановиться на ночлег, но услышав гул машины, решили попытать счастья. Оно нам улыбнулось и ма, радостные, в сильной тряске преодолели 8 км пути, сидя в кузове машины. На участке, который проехали на машине, идет дорога по правому берегу реки Шимбулак. Эта дорога идет из г.Текели по долинам рек Чиже, далее Ойсаз, через перевал Кызылауз (н/к), долину реки Шимбулак, перевал Такжел (н/к), долину р.Тентексай к перевалу Кумбель. Она используется для завоза чабанов с отарами на летние пастбища. Через р.Шимбулак в месте ее поворота на север есть металлический мост, где группа и распрощалась с водителями машины.

Время движения:

От места ночевки – до сужения ущелья 1 час 50 мин

От сужения ущелья – до широкой части долины 3 час 10 мин

От широкой части долины – до дороги 35 мин

------------------

5 час 35 мин

Перевал Койтас (1А, 3250)

От места ночевки у резкого поворота р.Шимбулак на север двигались правым берегом, взяв с собой дрова к месту соединения хр. Койтас с хр. Каратау (Ф13). Через 1 час 20 мин дошли до отрога, который является водоразделом между реками Ойсаз и шимбулак и плавно присоединяется к хр. Койтас (Ф13). Хр. Койтас тянется параллельно хр. Каратау, а в верхней части почти под прямым углом присоединяется к хребту. Перемычка, соединяющая хребты имеет три понижения (Ф14, Ф15), все они удобны для преодоления хребта. Левое по ходу ведет к перевалу н/к, а среднее и правое к перевалам сложностью 1А. По водораздельному отрогу идет дорога, которая ведет к перевалу н/к. Используя ее через 1 час 15 мин доходим до места поворота дороги к перевалу н/к. Обход небольшой вершины (Ф15) и подъем на перевал по осыпному склону крутизной 1515-20 град занял 55 мин.

Перевал – осыпной гребень с небольшим снежником в сторону долины р.Койтас (Ф16). Спуск с перевала по снежнику 200м крутизной 25 град к правому склону долины занял 25 мин (Ф17).

Далее, траверсируя правый склон долины с плавным набором высоты, поднимаемся во второй отщелок от соединения хребтов Койтас и Каратау, затратив на этот участок 50 мин (Ф25).

Время прохождения перевала:

От места ночевки – до водораздельного отрога 1 час 20 мин

По отрогу до поворота дороги 25 мин

Обход вершины и подъем на перевал 55 мин

Спуск с перевала 25 мин

Траверс правого склона 50 мин

---------------------

3 часа 55 мин

Перевал МГУ (1Б, 3320)

При подготовке маршрута были использованы карты и перечень обозначения перевалов из отчета центрального клуба VIII-416/92 руководитель Владимиров. На месте выяснилось, что перевал обозначенный на карте №53 (Тюйте 1А) не соответствует действительности и значительно превышает указанную сложность перевала.

С южной стороны хребта Каратау, перевал обозначенный на карте №53 – осыпной склон крутизной до 30 град (Ф18), а с севера снежный до 70-80 град крутизны (Ф19).

Было принято решение преодоления хр. Каратау с использованием перевала в боковом отроге, с которого просматривался достаточно безопасный путь в д.р.Тюйте.

От места ночевки у небольшого озерца под левым склоном отрога сначала по старой серединной морене, потом по небольшому открытому леднику под перевальный взлет (Ф18, Ф19) переход занял 1 час 5 мин. Подъем на перевал по средней и крупной осыпи крутизною до 25 град занял 15 мин. (Ф21). Перевал снежный гребень, тур слева в скальной части гребня. С перевала снята записка клуба туристов МГУ 1986г. В классификаторе перечня высокогорных перевалов этот перевал не указан, поэтому называли его МГУ. Спуск с перевала по снежному склону крутизной 35-40 град 150-200м (Ф22). В верхней части есть две небольшие трещины. Спуск с использованием дюльфера занял 25 мин.

Время прохождения перевала:

От озера до перевального взлета 1 час 05 мин

Перевальный взлет 15 мин

Спуск с перевала 25 мин

-------------------

1 час 45 мин

Перевал Тюйте (Озерный) (1А*, 3250)

Как выяснилось из перевальной записки, перевал, обозначенный на карте рядом с вершиной 3448,8, и есть перевал Тюйте. В записке москвичей, снятой с предыдущего перевала, указывалось направление движения к перевалу Озерный. Позднее разговаривая с местным старожилом Бацких В.А. выяснили, что Озерный это второе название перевала Тюйте. Озерный потому, что с двух сторон перевала есть озера. Два в верхнем большое (Ф24) и маленькое ниже со стороны д.р.Койтас, и три небольших озера со стороны р.Тюйте (Ф26). Река Тюйте тоже имеет второе название, на картах она обозначена как Текенбулак.

От спуска с перевала МГУ, обходя с левой стороны озеро (Ф24) и пересекая открытый ледник, через 20 мин подходим под перевальный взлет.

Перевальный взлет средняя осыпь крутизной 20 град с небольшим снежником в средней части, его преодолели за 15 мин.

Седловина осыпная, на которуюнаплывает ледник со стороны р.Тюйте.

Спуск с перевала сначала на северо-запад в направлении перевала Дождливый, а затем на северо-восток, выбирая более пологую часть ледника, занял 15 мин (Ф27). Спуск до зеленых полян правого склона долины ниже конечной морены занял 50 мин. Спуск до р.Кора все время правым берегом р.Тюйте по травянисто-осыпному склону чуть выше русла реки. Долина р.Тюйте имеет ступенчатый характер. Три верхние ступени травянистые, а последующие из средних и крупных осыпей. Через 1 час движения от места ночевки р.Тюйте переходит в непроходимый каньон (Ф31). Примерно от начала каньона среди осыпи и травянистых участков просматривается тропа, которая ниже каньона, уже на травянистом склоне хорошо видна и не единственна. По ним доходим до дороги, идущей по левому берегу р.Кора (Ф30). Далее по дороге вниз по течению до моста через р.Кора (Ф32). От каньона до моста 35 мин.

Время прохождения перевала:

От спуска с перевала МГУ на перевал 35 мин

Спуск по леднику 25 мин

Спуск до р.Кора 1 час 35 мин

---------------------

2 часа 35 мин

Долина реки Кора

Ущелье реки очень живописное место (Ф32). Примерно в 0,5 км от слияния рек Тюйте (Текенбулак) и Кора расположен мост, по нему группа переправилась на правый берег. По правому берегу идет дорога, которая только в конце ущелья, через 56 км, переходит на левый берег. В ущелье находится красивый водопад высотой 25м. От моста до него 1 час 40 мин. В районе водопада много малины и горной ягоды.

От водопада до места впадения в реку Кора ее левых притоков Асылбая и Бурного 3 часа. В этом районе у группы было запланировано восхождение на вершину Асылбай 3587м. Переправа через реку Кора по навесному мосту в районе впадения р.Асылбай. Подъем к вершине осуществляли по ущелью ручья Бурного. Ущелье имеет три ступени.

Первая – крутой до 35 град склон с зарослями арчи, малины, золотого корня и участками крупной и средней осыпи (Ф33). На этом участке группа поднималась по левому склону выше русла. Движение вдоль русла невозможно из-за скальных прижимов. Первая ступень приводит к живописной получаше, обрамленной скальным гребнем. Основание ее покрыто зеленым ковром. В центре получаши скальный лоб, от которого по обе стороны через понижения и небольшие снежники, стекает вода. На преодоление этого участка затрачено 3 часа.

Через левое (по ходу) понижение (Ф34), проходя по осыпному склону крутизной 35 град, поднимаемся на вторую ступень за 45 мин. Это тоже получаша, но менее живописная, чем первая (Ф35). Здесь правым берегом, а затем по осыпному и несложному скальному участкам правого склона, попадаем на третью ступень.

Третья ступень – открытый ледник крутизной 20-25 град. По нему подошли к гребню ведущему к вершине. Гребень – соединение скального и снежного участков. Скальная часть со стороны р.Асылбай, а снежная – ручья Бурного. Поднимались по снежному участкугребня, но не дойдя до вершины примерно 100м повернули назад из-за приближающегося грозового облака. Подъем на 3-ю ступень и гребень вершины занял 1 час 10 мин, а спуск до 2-ой ступени 30 мин. От 2-ой ступени до р.Кора спустились за 4 часа.

Неудача восхождения на вершину скрасилась впечатлением от встреч с медвежонком на второй ступени и маралом в зоне леса у реки Кора.

Оставшиеся 36 км дороги по ущелью преодолели за 10,5 часов. В 25 км от г.Текели по ущелью стоят пасеки, но мед дорогой.

 

фотографии
01.jpg
01.jpg
02.jpg
02.jpg
03.jpg
03.jpg
04.jpg
04.jpg
05.jpg
05.jpg
06.jpg
06.jpg
07.jpg
07.jpg
08.jpg
08.jpg
09.jpg
09.jpg
10.jpg
10.jpg
11.jpg
11.jpg
12.jpg
12.jpg
13.jpg
13.jpg
14.jpg
14.jpg
15.jpg
15.jpg
16.jpg
16.jpg
17.jpg
17.jpg
18.jpg
18.jpg
19.jpg
19.jpg
20.jpg
20.jpg
21.jpg
21.jpg
22.jpg
22.jpg
23.jpg
23.jpg
24.jpg
24.jpg
25.jpg
25.jpg
26.jpg
26.jpg
27.jpg
27.jpg
28.jpg
28.jpg
29.jpg
29.jpg
30.jpg
30.jpg
31.jpg
31.jpg
32.jpg
32.jpg
33.jpg
33.jpg
34.jpg
34.jpg
35.jpg
35.jpg