LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



зимние тренировки на скалах
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

ОТЧЕТ горном туристском путешествии второй категории сложности по Высокому Алаю, совершённом с 21 по 30 июля 1985 года.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.А. Жданова.










О Т Ч Е Т
о горном туристском путешествии второй категории сложности по Высокому Алаю, совершённом с 21 по 30 июля 1985 года.





Маршрутная книжка №
Руководитель группы: Гудков М.Г. Адрес руководителя: Ленинград,
ул. Дыбенко д 38 кв. 252
телефон: 584-76-93.

Маршрутно-квалификационная комиссия ЛГУ им. А.А. Жданова рассмотрела отчёт и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут имеет вторую категорию сложности. Отчёт использовать в библиотеке МКК ЛГУ.




Председатель МКК ________________/Распопов В./











Ленинград 1985 год.






Краткие сведения о путешествии.

Маршрут группы: пос.Хаит - р.Юж.Тутэк - р.Моло - пер.Моло (IA)- пер.Айланыш (1A) - пер.Чон-минбулак (1Б рад.) -р.Карагаушхана - пер.Карагаушхана (1Б) - лед.Арчабаши - к.Зардалы - пос.Кан - пос.Сох. Протяженность маршрута: 125км Продолжительность: 10 дней.

СПИСОК ГРУППЫ.


п/п

Ф. И. О.

Домашний адрес

Туристкий опыт

Обязанности в группе

1.

Гудков Михаил Геннадьевич

ул.Дыбенко д.38 кв.252

3У Кавказ 1р Кавказ

Руководитель

2.

Ваньков Александр Борисович

ул.Ленсовета д.76 кв.121

1У Кавказ

Завхоз

3.

Макарычев Юрий Анатольевич

Ботаническая дом 66/2

1У Кавказ

Ремонтник

4.

Афанасьев Сергей Борисович

ул.Васенко дом 3 кв.16

 

 

5.

Москаленко Ирина Юрьевна

пр.Солидарности д.8,кор.4,кв.164

1У Кавказ

 

6.

Москаленко Елена ЮрьеЕна

 

1У Кавказ

Начпрод

7.

Разумова Светлана Владимировна

Ботаническая Д.66/3

1У Кавказ

Финансист

8.

Кох Дарья Борисовна

ул.Победы дом 4 кв.204

1У Кавказ

 

9.

Дворжецкая Анна Борисовна

Пулковское шоссе д.9,кор.1,кв.271

1У Кавказ

Врач

10.

Крылова Ольга Геннадьевна

ал.ПолиКарпова д.3,кор.1,кв.287

-

-

11.

Винокурова Алла Игоревна

ул. М.Тореза д.23, кв.6

-

Фотограф





ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

День пути

Дата

Участок пути

Протяженность (км)

Метео-условия

Средство передвижения

1.

21.07.

п.Хаит - р.Юж.Тутэк

8

ясно

пешком

2.

22.07.

р.Юж.Тутэк - мост

6

"

"

3.

23.07

мост - р.Моло

7

"

"

4.

24.07

пер.Моло

15.5

"

"

5.

25.07

радиальный выход

14x1/2 =7

"

"

6.

26.07

пер.Айланыш

15

"

"

7.

27.07

пер.Чон-минбулак (рад.)

16х2 =8

"

"

8.

28.07

пе р.Карагаушхана лед.Арчабаши

18x5

"

"

9.

29.07

ле д.Арчабаши-к.Зардалы

20

"

"

10.

30.07

к.Зардалы-п.Кан

20

"

пешком

п.Кан п.Сох

-

"

машина

Всего пешком 140 км, в т.ч. зачетных - 125 км






 

Специальное личное и групповое снаряжение.

Наименование

Количество

1. Групповое

диам 10 веревка 40м

2

крючья ледовые

5

карабины

15

кошки

2

диам 8 веревка 40м

1

бензин

13 л

2. Личное

ледоруб

1

каска

1

обвязка

1

очки солн.

1





ПОДЪЕЗД.

Группа подъезжала из Душанбе. Из-за непредвиденных сложностей мы вместо одного запланированного дня добирались трое суток.
Самолеты в Джиргиталь и Гарм (откуда на попутной машине можно уже доехать до Хаита - 40 км) не летели из-за непогоды. До Хаита I раз в сутки ходит "козел" на 6 мест, но как нетрудно догадаться, на него трудно расчитывать из-за обилия желающих местных жителей.
Группа металась в поисках попутной машины, но запрашивали 300 руб. за группу 10 человек. От этого головы помутились и был сделан ряд ошибок, По слухам из других мелких городов около Душанбе будто бы ходят автобусы в Хаит. В результате чего, группа зря съездила в город Курган-Тюбе и обратно. На третий день 4-х человек удалось поместить в "козел". Остальные двумя группами по 3 человека уехали на "Жигулях" за 15руб/4чел.


I день. 21.07.85 г. пос.Хаит-р.Юж.Тутак.

Разумнее всего эту часть пути проехать на машине. Вечерняя машина, как правило, едет от пос. Хаит на ферму, расположенную в низовьях р.Юж.Тутэк.
Иначе: пройденных км - 8, ходовых часов - 3. Идти по дороге левому берегу р.Яркич.
В низовьях р.Юж.Тутэк тропа ведет по правому берегу сначала невысоко над рекой, потом иногда выше, обходя уступ.


П день. 22.07.85 г. р.Юж.Тутэк до моста.

От ночевок в нижнем течении р.Юж.Тутэк тропа идет по правому берегу до моста. Тропа хорошо пробитая и потеряться можно только в месте Епадения крупного правого притока, сразу перед мостом. Тропа в этом месте идет у самой реки.
В этом году весенним паводком мост снесло. И его построили пастухи незадолго до нашего прихода. Река здесь очень сильная и переправляться вброд очень сложно. Лучше узнать о наличии мостов в Хаите и может быть выбрать другой подход.
Кстати, нам тоже хотелось идти от Хаита сразу вверх по р.Бегиссия и потом по р.Карагаушхане, но там за последние несколько лет совсем нет мостов.
Все это вместе с подъездом из Душанбе навело нас на мысль, что лучше и начинать и кончать на севере, в Ферганской долине.
После моста тропа вплоть до пер.Зап.Тутэк (2А) ведет левым берегом реки Юж.Тутэк. Надо сказать, что в этой части маршрута группа двигалась очень медленно (с дневным отдыхом от жары), поэтому оценивать время по нам не стоит.
На реке появились снежные мосты. Через 3-4 часа после моста есть над чем подумать. Старая (уже плохо заметная тропа) идет вдоль берега, а новая круто серпантином уходит вверх на травянистый склон. Это обход сыпучего крутого оврага, который обвалил старую тропу. Дополнительный набор высоты над рекой составляет 200-250 м.
Тропа спускается к.Юж.Тутэку через 1,5 часа пути у впадения левого притока. В этом году там был еще кош. Но это не река Мо-ло. Перепрыгнув эту реку по камням через час подходим к р.Моло У её впадения и заночевали.


IV день. 24.07.85 г. пер.Моло 1A ( )

Тропа сначала идет по левому берегу р.Моло до впадения крупного левого притока (1 переход от места ночевки), В верховьях этого притока красивый цирк. Затем по камням перешли на правый берег и круто поднялись на травянистый склон (1 переход). Еще через переход снова спускаемся к ручью (выше коша, откуда нам принесли баранье мясо). Потом еще 2 перехода (по 40 мин.) чуть выше ручья (по правому берегу). Тут снова надо подумать. Прямо видно седло из мелкой осыпи. Может быть это тоже перевал. Но мы пошли налево по бараньей тропе. От чабанов мы узнали, что овец гонят из Зардалы-пер.Карагаушхана - пер.Айланыш (Бараний) -пер. Моло. Отсюда до седловины I час. Седловина осыпная, пологая. На спуске прямо вниз висит снежный карниз, По снежнику траверсируем влево на осыпь и дальше по тропе. Спуск очевидный по дну долины по тропе до зеленых ровных площадок (2 часа). Отсюда видно, что тропа не уходит дальше вниз к р.Бегиссия, а переходит по снежному мосту на левый берег у коша и дальше, траверсируя травянистый склон, идет на пологий травянистый перевал через отрог. По-видимому этот путь на р.Карагаушхану имеет меньше колебаний высоты и поэтому более логичен, По низу обойти отрог нельзя из-за отсутствия мостов на р.Бегиссия.
Еще через переход мы перешли вброд (по колено) левый приток. Ещё через 40 мин, второй левый приток и встали на ночевку.
Пришло время сказать о наших картах. Они требовали исключительного творческого подхода первооткрывателя. Карта из отчета Михайлова Б.А. просто никуда не годится, о ней нечего и говорить Карта Кузнецова Б.М. лучше, но за пер.Моло она кончается, а карта Высокого Алая там ещё не начинается. Мы оказались между И вот проявляя тонкий рюх и учитывая тонкие намеки торной бараньей тропы, мы пришли к выводу, что нам придется брать ещё один незапланированный перевал Айланыш (что в переводе означает Овечий, а в классификаторе Бараний 1A).
В результате вышеперечисленных сложностей подъезда, маршрута, учитывая слабый женский состав группы, а также сроки поджимавшие руководителя, мы подумали и решили не идти запланированным маршрутом, а воспользоваться запасным вариантом.


V день. 25.07.85 г. радиальный выход.

Мы намеревались подняться на пер.3 Яшилькуль. Взяли с собой все веревки, карабины, крючья и каски. Пошли вверх по ручью последнему из тех, что перешли вечером. Но т.к. у нас не было никаких сведений об этом перевале (включая и карту), то мы вылезли по пологой мелкой, потом крупной сыпухе на отрог. Эта, показавшиеся нам наиболее логичная седловина обрывалась с другой стороны отвесной стенкой. Там мы увидели хороший пологий ледник (местами закрытый), текущий слева. Он стекая с пологого снежного плато, по-видимому, это был ледник Яшилькуль.
Логически размыслив мы высчислили, что это мог быть скорее Есего пер. Яшилькуль, а Зап.Яшилькуль находится западнее. Но твердо этого утверждать нельзя, не посмотрев карту. Мы видели отличную карту у москвичей уже потом. Там было все правильно и пер. Моло и пер.Бараний. Они сказали, что эта карта есть в Московском клубе туристов. Но вот какой из Яшилькулей мы видели, я не обратил внимания.

 

VI день. 26.07.85 г. пер.Айланыш (IA м)

От места ночевки перевал хорошо виден и идется прямо вдоль ручья или по тропе, которая здесь петляет из-за захода в кош. До седловины 2 часа. Седловина травянисто-осыпная.
На спуске опять снежник не успел растаять. Потом тропа крутым серпантином по травянистому склону падает к реке, текущий из под того Яшилькуля, который мы видели (1,5 часа).
По снежному мосту переходим на другой берег и через полчаса выходим на р.Карагаушхана. Тропа идет правым берегом в разрушенных скалах и через 20 мин, переходим по снежному мосту на левый берег. Тут я вам хочу дать совет. Если не уверен за прочность снежного моста, то повесь веревку. В доказательство этой истины руководитель, стуча ледорубом о тонкий край моста, обрушил в бурлящую реку кусок в несколько тонн, на котором отояла одна из его ног. Благодаря способности позаимствованной у Мюнхаузена, он Вытащил себя за волосы на оставшуюся часть моста. После этого тропа пошла левым берегом и через час привела нас к кошу, где нас угостили арбузом, помидорами и большим тазом с мясом. Мы спрятали скромность и съели всё, что было у чабанов, потому что за ними всё равно завтра прилетал вертолет из Башкена, на котором при желании могли бы улететь и мы. Ещё через полчаса ходу мы остановились на ночевку на мягких травянистых площадках с озерцами теплой воды, не доходя до впадения ручья, текущего с пер.Чон-минбулак.


VII день. 27.07.85 г. пер.Чон-минбулак (радиально)

Часов в 8 мы встали и пошли по левому склону реки. Из-за обилия ручьев этот травянистый склон превратился в болото. Через 500 м перепрыгнули по камням довольно крупный левый приток и вышли на пологое дно долины Чон-минбулака, поросшее маленькой мягкой травой.
Без тропы по траве дошли до камней. Здесь тропа появилась и приблизилась к реке.
Дальше, как всегда, на крупных сыпухах тропа терялась и появлялась на мелких. Часа через 2,5 направо (по ходу) отходит цирк. Идем прямо. Появились красивые ледопады и крупные снежники. Через 2 часа выходим на ледник перевала. Обход открытого льда справа по пологому снегу. До перевала 1 час. Трещин нет.
Седловина снежная. Тур на осыпи слева (севернее) Красивый вид. Спуск прямо вниз плох из-за карниза. Обошли слева по снегу.
Так как мы опять тащили на себе Есе снаряжение, то захотелось его как-нибудь применить. Выбрали, спустившись влево с перевала 300 м, ледовый склон 20-30°, повесили там перила на ледобурax и дюльфер вниз.
Успокоив себя таким образом, пошли обратно и спустились до лагеря за 2,5 часа.


VIII день, 28.07.85 г. пер.Карагаушхана (1Б 390 Зм)

Баранья тропа переходила р.Карагаушхану по снежному мосту и, затем поднималась, траверсируя крутой осыпной берег реки. Посмотрев на крутизну обрыва и оценив, что при падении попадаешь прямо в реку, решили пройти по следующему снежному мосту и вылезать прямо вверх по крутому травянистому склону (до 50 ). В результате чего, повесили 1 веревку (40 м) и поднялись по ней на жумаре (I час). Через переход попали в цирк. Прямо цирк заканчивается скальной стеной. Единственный ход - по ручью направо по ходу. Тропа переходит ручей прямо напротив кулуара подъема Нам же пришлось подняться выше, где был снежный мост, а потом огибать травянистый бугор. Тропа, по-прежнему, хорошо набита. Серпантином быстро набирает Еысоту. За 2 часа со дна цирка поднимаемся до первых снежников в кулуаре подъема. Еще через 1,5 часа выходим на перевал по краю скал и льда, по снегу.
Перевал представляет собой большое снежное плато. Долго искали тур на этом краю плато, а он оказался на осыпи слева (по ходу) на том (ближе к р.Арчабаши) краю плато.
На спуске закрытый ледник, есть трещины. Движение в связках.
Первый переход по пологому (10°) снегу, переходящему в открытый лед.
Впереди виден ледопад. Обходили его справа Там на осыпи стоят туры. Дальше сложный участок. На краю ледопада резко 20м вправо и крутой спуск ( без веревки) по разрушенным скалам (50 м). Потом крутой, постепенно выполаживающийся снежник. Выходим на ревную часть ледника Арчабаши (2 перехода от седловины).
Хорошо заметна срединная морена, по ней идет тропа, которая потом прижимается к самому правому борту долины и так спускается, до конца ледника 1,5. По самому концу ледника, в сложных моренных нагромождениях тропа переходит на левый берег долины и спускается с ледника. Там мы и заночевали. С седловины шли часов 8.


IX день. 29.07 85 г, ледник Арчабаши - к.Зардалы.

Спуск все время по левому берегу Арчабаши. Около получаса пути еще есть вода, потом тропа идет много выше реки по сыпухе у самых скал.
В течении 1,5 часов нет воды. Была сильная жара и нам очень хотелось пить. Потом перешли реку, впадающую слева, и сразу попали на горячие источники. Температура воды в 10 ваннах различная от 70° до 20°. Есть пещера-сауна со страшно горячей водой.
Много местного и туристкого народа. Отсюда тропа уже очень хорошая. 1 переход до железных источников. Еще полчаса до речки с черной водой, Еытекающей из очень живописного ущелья.
Мост находится в 300 м от впадения её в Арчабаши Еще 2 часа до первого нашего абрикосового дерева. Потом тропа идет метров на 150-200 выше реки по крутому осыпному склону и сразу, как склон кончается, перед нами открылась райская долина - плоская, как стол, с садами.
Еще за полчаса мы прошли уже по дороге полузаброшенный кишлак, перешли по мосту р.Ак-терек. Потом еще полчаса и мы в абрикосовом саду к.Зардалы. Ночевали прямо между абрикосовых деревьев. Местные жители доброжелательны и сами угощают.
Из кишлака в принципе можно уехать на машине, но она идет не прямо вниз по реке (там каньон), а через 2 перевала и поэтому получается не быстрее.


X день. 30.07 85 г. к.Зардалы - п.Сох

Группа шла пешком через каньон. Тропа начинается прямо за кишлаком. Здесь она переходит по мосту на левую строну каньона, а через 2 км мост на правую сторону. Через 8 км тропа переходит в дорогу. От этого места до Кана 12 км, Здесь мы встретили легковую машину, на которой отправили сначала в Кан наши рюкзаки, а потом, вернувшись, она забрала несколько участников.
Из Кана доехали до развилки Сох-Баткен (4 км от Соха) на грузовике (по 2 руб. с 1 чел.) Заночевали в яблоневом саду. На утро хозяин был рад и не ругался.

Схема 1

ОТЪЕЗД.

Схема 2
Утром пешком по дороге 4 км до автобусной остановки.
Автобус Сох-Риштан потом Риштан-Фергана. Из Ферганы можно улететь самолетом в Ленинград или поездом из Маргелана: Андижан-Москва, Андижан-Ташкент, Ташкент-Ленинград.


ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Подъезжать и отъезжать лучше с севера, На все время нужен бензин. Дров нигде нет. Наша группа ходила в 1,5 - 2 раза медленнее средней группы. Это надо учитывать, если смотреть на наше время.
На юге вообще лучше далеко не спускаться, так как обычно не известно наличие мостов. Карту нужно брать хорошую Погода у нас была отличная и теплая. Сразу после ледопада с пер. Карагаушхана налево виден подъем на седловину 2А-2Б, не указанную в карте. Конечно, не известно, каков спуск в долину р.Яшиль-куль.

ФОТОГРАФИИ


Комментарии: Ваш комментарий:
2009-07-17 07:00:06 | Акылбек | E-Mail
Привет. Вы сможите мне отправит фотки село Зардалы. Я из Зардалы.



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;