Московский Городской Центральный Туристский Клуб
СТК “Спартак”
Отчет
О горном путешествии пятой категории сложности
по Матчинскому горному узлу,
совершенном группой туристов МГУ
в августе 1996 года.
Маршрутная книжка № 142-25/3-501
Руководитель А. О. Новик
Домашний адрес: г. Москва, Сева-
стопольский пр-т, д. 48, к. 5, кв. 348
МКК СТК “Спартак”, рассмотрев отчетные материалы по походу, считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю _________ категорией сложности.
МОСКВА-1996
Маршрут похода.
Подъезд:
г. Москва - г. Канибадам - киш. Ворух
Активная часть маршрута:
Киш. Ворух - р. Каравшин - лед. Ак-Су - пер. Суфтаир (2Б, 4800, первопрохождение) - лед. Суфтаир - пер. Бухарский (2Б, 4450, первопрохождение) - лед. Зап. Водиф - пик Пирамидальный (3А, 5509, радиально) - пер. Вадиф Зап. (3А, 4670) - лед. Асан-Усан - р. Кара-Су - р. Джаупая - пер. Верх. Джаупайский (1А, 3850) - лед. Тамынген - пер. Снежный + в. Узловая + пер. Каратура (3А, 5117) - лед. Каратура - р. Минг-Теке - пер. Киндык (н/к, 2740) - р. Джиптык - пер. Джиптык (1А, 3810) - р. Кшемыш - киш. Ворух
Отъезд:
Киш. Ворух - г. Исфара - г. Канибадам - г. Ташкент - г. Москва.
Протяженность маршрута: 183 км.
Продолжительность: 20 ходовых дней.
Количество пройденных перевалов и вершин: восемь.
Из них: н/к - 1
1А - 2
2Б - 2
3А - 3
Маршрутная книжка № 142-25/3-501 выдана 19 июля 1996 года СТК “Спартак”.
Список пройденных перевалов.
Наименование перевала (вершины) |
Категория сложности |
|
|
“Перечень” |
Реально |
Суфтаир |
не классиф. |
2Б |
Бухарский |
не классиф. |
2Б |
(Пирамидальный) |
не классиф. |
3А |
Зап. Вадиф |
3А |
3А |
Верх. Джаупайский |
1А |
1А |
Снежный+Каратура |
2Б* |
3А |
Киндык |
н/к |
н/к |
Джиптык |
1А |
1А |
Состав группы.
№ |
Фамилия, Имя, Отчество |
Год рождения |
Место работы |
Обязанности в группе |
Туристский опыт |
Домашний адрес |
1 |
Новик Александр Олегович |
1974 |
студент МГУ, 5 курс |
руководитель |
5ГУ-Памир 4ГР-Алтай |
г. Москва, Севастопольский пр-т, д. 48, к. 2, кв. 348, т. 332-28-08 |
2 |
Лекай Сергей Павлович |
1974 |
студент РГАФК 5 курс |
завхоз |
4ГУ-Алтай |
г. Москва, Бескудниковский б-р, д.8, к. 3, кв. 51, т. 488-07-21 |
3 |
Аверьянов Дмитрий Владимирович |
1975 |
студент МАИ 4 курс |
медик |
4ГУ-Алтай 1ГР Зап. Кавказ |
г. Москва, ул. Туристская, д. 25, к.2, кв. 339, т. 948-44-87 |
4 |
Зотова Наталья Александровна |
1974 |
студентка МПГУ 5 курс |
фотограф |
4ГУ-Алтай |
г. Москва, Севастопольский пр-т, д. 48, к. 2, кв. 348, т. 332-28-08 |
5 |
Фишкис Леонид Викторович |
1974 |
студент МГУ 5 курс |
реммастер |
4ГУ-Алтай |
г. Москва, ул. Затонная, д.8, к.2, кв.46, т. 114-54-64 |
6 |
Винокуров Алексей Борисович |
1972 |
работник МП |
отв. за снаряжение |
3ГУ- Ц. Кавказ |
г. Москва, ул. М. Тухачевского, д. 37, к. 2, кв. 377 |
Сведения о районе путешествия
Матчинский горный узел (Матча) относится к системе гор Памиро-Алая и находится на территории юго-западной части Киргизии и северной части Таджикистана. Северная часть Матчи граничит с Ферганской долиной, южная - с Алайской долиной.
Матчинским горным узлом называется место, где смыкаются три хребта: Алайский, Зеравшанский и Туркестанский, составляющие основной горный рельеф этого района. Высшая точка Матчи - пик Скалистый высотой 5621 м. Кроме него здесь имеется несколько десятков пятитысячников со значительным оледенением.
Снеговая линия в ущельях северной экспозиции расположена на высоте около 3600 м, а на южной стороне - 4000 м.
На высотах до 3500 м. в ущельях встречаются тополь, береза, арча. На склонах гор растут арча, шиповник, барбарис, встречаются заросли облепихи. Выше границы леса обширные пространства занимают альпийские луга с многоцветным покровом.
Разнообразен и богат животный мир района. По-рассказам местных жителей в горах водится волк, рысь, реже медведь. Зимой встречается снежный барс.
Погода обычно устойчивая, осадков выпадает мало. На высотах свыше 3000 м. лето прохладное, средняя температура июля 15-18°С. Благоприятный климат Матчи, обилие рек, разнообразие горного рельефа, большое число перевалов комбинированного ледово-скального характера, наличие доступных для восхождений вершин, а также простые подъезды делают район весьма привлекательным для туристских путешествий.
Пешеходную часть маршрута удобно начинать и заканчивать в одном из высокогорных кишлаков Ферганской долины: Сох, Ворух, Катран, которые имеют постоянное автобусное сообщение с г. Исфара. Подъезд к ним от станции Канибадам занимает несколько часов. От каждого из этих кишлаков на попутных машинах можно проехать выше в горы на 15-35 км.
График движения
День пути |
Дата |
Участок пути |
Расстояние км. |
Время движения |
Характер пути |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
28.07 |
Конец автодороги-устье р. Джаупая |
14 |
5.30 |
Тропа |
2 |
29.07 |
Вынужденная дневка |
|
|
|
3 |
30.07 |
п/п-морена лед. Ак-Су |
13 |
7.00 |
Тропа, морена |
4 |
31.07 |
п/п-верховья лед. Ак-Су |
12.5 |
5.00 |
Морена, снег |
5 |
01.08 |
п/п-пер. Суфтаир-лед. Суфтаир |
6 |
6.30 |
Снег, скалы, лед |
6 |
02.08 |
п/п-пер. Бухарский-ледник |
3.5 |
4.00 |
Снег, осыпь, лед |
7 |
03.08 |
п/п-верховья лед. Зап. Водиф (лагерь) |
10 |
5.00 |
Морена, снег, лед |
8 |
04.08 |
п/п-пик Пирамидальный-предвершина |
2 |
9.30 |
Лед, снег |
9 |
05.08 |
п/п-лагерь на лед. Зап. Водиф |
2.5 |
4.00 |
Лед, снег |
10 |
06.08 |
п/п-пер. Зап. Вадиф-зап. ветвь лед. Асан-Усан |
2.5 |
6.00 |
Снег, осыпь, лед |
11 |
07.08 |
п/п-лед. Асан-Усан-устье р. Джаупая |
22.5 |
6.30 |
Снег, осыпь, морена, тропа |
12 |
08.08 |
Дневка |
|
|
|
13 |
09.08 |
п/п-пер. Верх. Джаупайский-р. Тамынген |
12.5 |
7.00 |
Тропа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
14 |
10.08 |
п/п-подножие ледопада лед. Тамынген |
8 |
3.30 |
Тропа, морена, лед |
15 |
11.08 |
п/п-вост. ветвь лед. Тамынген |
5 |
4.00 |
Осыпь, лед, снег |
16 |
12.08 |
п/п-пер. Снежный-в. Узловая-пер. Каратура-верх. лед. Каратура |
6 |
6.00 |
Снег, осыпь, лед, скалы |
17 |
13.08 |
Отсидка |
|
|
|
18 |
14.08 |
Отсидка |
|
|
|
19 |
15.08 |
Отсидка |
|
|
|
20 |
16.08 |
п/п-морена лед. Каратура |
5.5 |
2.00 |
Снег, морена |
21 |
17.08 |
п/п-р. Минг-Теке-устье р. Мынтеке |
6.5 |
3.00 |
Морена, тропа |
22 |
18.08 |
п/п-пер. Киндык-р. Джиптык |
12.5 |
4.00 |
Тропа |
23 |
19.08 |
п/п-летовка под подъемом на пер. Джиптык |
11.5 |
3.00 |
Тропа |
24 |
20.08 |
п/п-пер. Джиптык-ферма с/с “Ворух” |
9 |
4.30 |
Тропа |
25 |
21.08 |
п/п-кишлак Ворух |
18 |
4.30 |
Тропа |
Техническое описание маршрута
27 июля- Около 14.00 выгрузились из поезда Москва-Андижан на станции Канибадам. Прямо на станции арендовали две легковые машины такси и через полтора часа были в кишлаке Ворух (с остановкой на шашлык в г. Исфара).
В Ворухе местные жители предлагают на ишаках забросить грузы чуть ли не до ледника и требуют по 150 т.р. за одно животное (учитывая, что стартовый вес рюкзаков порядка 50 кг, требуется по ишаку на каждый рюкзак), что нам оказалось не по зубам. Договориться о машине не получилось и, попив чайку, взвалили рюкзаки на спину и по дороге направились в сторону р. Каравшин. По мосту перешли через р. Кшемыш и через 30 минут вышли к правому берегу р. Каравшин, где и вознамерились заночевать. Надо сказать, что река с первого взгляда поражает воображение своей потрясающе грязной водой. Залюбовавшись этой красотой забыли про оставленные рюкзаки, чем тут же воспользовались местные детишки и стащили у нас лыжные палки, пришлось возвращать с помощью местного взрослого населения.
Не успели открыть рюкзаки, как явился местный, с которым говорили на счет транспорта. После нашего ухода он договорился с водителем ЗИЛ-130, который за 350 т.р. готов был закинуть нас на 30 км. вверх по Каравшину. Взглянули на часы: 20.30, уже начинало темнеть, но решив, что лучше плохо ехать сегодня, чем хорошо идти завтра покидали в кузов рюкзаки, покрепче вцепились в борт ЗИЛа и поехали. На выезде из Таджикистана в Киргизию-шлагбаум и кордон лесника. Разбуженный старый киргиз сначала вообще пускать не хотел, твердя про какое-то разрешение со штампом и предлагал утром ехать за ним в Баткен. Мы сунули ему маршрутную книжку, он долго ее изучал, но продолжал бубнить про разрешение. В конце концов проблема была разрешена посредством 15 т.р. и мы отправились дальше.
Сказать, что ехать ночью по пробитой месяц назад горной дороге на грузовике значит получить массу впечатлений - не сказать ничего. Частенько хотелось быть не в кузове, а где-нибудь подальше. Но тем не менее, проехав порядка 32-х километров в 24.00 выгрузились в лагере строителей дороги на правом берегу р. Каравшин в 3 км. от впадения р. Ртачашма. Высота 1500 м, очень тепло, спали без палаток под исключительно звездным небом.
28 июля - Выход в 8.00. За 30 минут дошли до конца дороги, далее шла набитая скотопрогонная тропа. Перешли в этом месте по мосту на левый берег и через 10 минут дошли до места впадения ручья стекающего с пер. Упоным.
С этого места до впадения р. Ртачашма один переход 40 мин. Солнце уже основательно припекает и, пройдя еще один переход до слияния рек Каравшина и Джиптыка, в 11.30 падаем в абрикосовом садике, обедаем и “плющимся” до 16.00.
Вышли в четыре дня, когда жара немного спала. Через 50 минут тропа переходит на правый берег р. Каравшин. После моста тропа круто забирается на правый борт ущелья и идет высоко над рекой, пересекая многочисленные осыпи, где следует соблюдать осторожность. Через час, обойдя прижимы, тропа спускается к реке. В19.00 становимся на ночевку в месте впадения в Каравшин предпоследнего правобережного ручья перед устьем р. Джаупая. Ориентиром здесь служит вбитый рядом с тропой деревянный столб. Отсюда хороший вид на стрелку, где сливаются три реки, образуюшие р.Каравшин (Ф.1). Спустившись от столба вниз к реке ставим палатки на травяных площадках, чистую воду нужно брать из ручья.
Вечером оказывается, что у одного из участников температура 38.0 и неприятные ощущения в верхних дыхательных путях. После обсуждения сложившейся ситуации было принято решение на следующий день сделать дневку. Больному прописывается ампиокс через каждые пять часов и полоскания горла фурацилином или йодом.
29 июля- Дневку посвящаем формированию и закладыванию заброски. Прячем ее в сыпухе на правом берегу ручья, забравшись на склон на 80 м.
30 июля- Первым делом померили пациенту температуру - в норме. Собираем рюкзаки и в 8.00 выходим на маршрут. За переход 40 мин. доходим до развалин после впадения р. Джаупая. Через 20 мин. тропа спускается к мосту через Каравшин, далее по левому берегу еще около часа ходьбы до киргизского коша, где отдыхаем и угощаемся местными деликатесами. После ходьбы по жаре айран великолепен. После коша идем еще два перехода и в13.20 становимся на обед на альпинистских стоянках.
Уходим с обеда в 14.30 и через 2 часа 30 мин. ходового времени подходим к взлету на морену лед. Ак-Су (Ф.2), по пути приходится обходить по воде прижим в месте разлива реки, но по жаре это просто в удовольствие. Подниматься на морену следует вдоль реки, которая образует в этом месте бурный ревущий поток. Подъем по курумнику и очень живой осыпи до верха морены, затем следует пересечь морену к правому борту. Необходимо держать направление на стекающий с правобережных скал ручеек. На крайней правобережной морене, напротив ручейка, есть сланцевые площадки, где можно установить 2-3 палатки. Ниже имеется маленькое ледниковое озеро, которое нужно поискать среди нагромождения гребешков морены. Кроме этих площадок мест для ночевки нет на протяжении нескольких километров. От подножия морены до площадок 2.5 часа ходового времени.
Памятка: Морены лед. Ак-Су представляют собой хаотическое нагромождение гребешков и глубоких провалов между ними (Ф.3), поэтому подъем на морену лед. Ак-Су вдоль левого берега р. Каравшин и траверс на правобережную морену физически тяжелы. Если подниматься по тропе, идущей по правому берегу р. Каравшин, то эта тропа, показанная на карте, поднимается по моренному взлету и далее по правобережной морене ведет вверх по леднику. Однако придется выбирать между более легким подъемом на ледник и посещением киргизского коша, что представляет интерес в этнографическом плане. Мы выбрали второй вариант, о чем в последствии не жалели.
31 июля- Выходим в 8.30. Тропа, маркированная турами, идет по правобережной морене лед. Ак-Су, то поднимаясь на очередной моренный гребень, то ныряя в провалы между ними. Тропа малозаметная, часто теряется. Напротив вершины 4839 м. она теряется окончательно. За 3 часа ходового времени дошли до конца морены, в километре от начала подъема на перевал Рассини. Пока варится обед, любуемся великолепным видом верховьев ледника Ак-Су, острыми гранитными вершинами во главе с пиком 5009 м. (Ф.4)
Перевал Суфтаир 2Б, 4800 м. (первопрохождение)
Нашей первоначальной целью являлся пер. Вост. Вадиф 2Б. Однако, чтобы попасть на лед. Суфтаир нам пришлось бы, пройдя перевал, либо обходить гребень, разделяющий ледники Суфтаир и Вост. Водиф, либо искать в нем проход. К тому же пер. Вост. Вадиф объективно опасен, ледник под поясом скал изрезан следами недавно сошедших камнепадов. В западной части лед. Ак-Су, в самых верховья видна снежно-ледовая седловина, которая, по нашему мнению, должна выводить непосредственно на лед. Суфтаир. Подъем на нее, по нашим оценкам не сложнее 2А к.с. Обсудив обстановку приняли решение идти на неизвестный перевал.
После обеда затопали на запад. Ледник открыт еще на протяжении полутора километров. Идем по ровному леднику, крутизной 10-15°, местами приходится перелезать через неширокие моренные гребешки. Через час пути ледник закрылся. Связываемся и идем дальше, держа направление на правую (по ходу) часть ледопада, за которым находится перевал. Крутизна склона увеличивается до 20-25°. Снег плотный, ступени выбиваются с трудом. В 18.00 становимся на ночевку у подножия ледопада. Время движения от морены 2 часа чистого времени.
1 августа- Выход в 7.30. Первая ступень ледопада обходится справа (по ходу) около скал по плотному снежному склону крутизной 30° (Ф.5). Движение в связках. Пройдя взлет следует двигаться по правому снежному гребешку в направлении второй ступени ледопада (Ф.6), которая обходится с левой стороны (по ходу). Далее пологий склон выводит к подножию перевального взлета. От места ночевки до перевального взлета 2 часа 30 мин. ходового времени с набором высоты 200 м.
Перевальный взлет представляет собой 300 метровый снежный склон крутизной 40°, а последние 20 м. крутизна увеличивается до 45°. У подножия- бергшрунд, который переходится по мосту. Идем в связках на три такта. Ступени выбиваются с трудом в плотном снегу, но зато держат надежно. В полдень мы на перевале. Первым делом смотрим вниз на другую сторону. Спуск многообещающий: двухметровая отвесная скальная стенка, переходящая в крутой ледовый кулуар. Кулуар просматривается на 40 метров, затем сворачивает влево за скальный выступ. Тура на перевале нет. Перевал называем Суфтаир. Категорию сложности оцениваем как 2Б. Альтиметр показывает высоту 4800 м. Тур сложили на скалах в южной части седловины.
Пока готовим чай, поднимается холодный ветер и, наскоро перекусив, мы устремляемся вниз. Очищаем седловину от особенно “живых” камней, тем самым уменьшив опасность камнепада по кулуару. Закрепляем петлю на здоровом камне посреди седловины, одеваем кошки и начинаем спуск. Пройдя скальную стенку спускаешься по ледовому кулуару крутизной в верхней части до 60°. Во время спуска участников на седловине следует соблюдать осторожность, поскольку от сброшенных камней в кулуаре укрыться некуда, да и просто не успеешь. Пройдя ниже скального выступа, где кулуар переходит в снежно-ледовый склон крутизной 40°, уходим траверсом влево (орогр.) (Ф.8). Под скалой на самовывинчивающимся ледобуре закрепляем вторую веревку, которая выводит на выполаживание. В связках по закрытому ровному лед. Суфтаир за полчаса доходим до мульды с правого борта ледника, где заканчивается отрог, делящий верховья лед. Суфтаир на две ветви. Здесь встаем на ночевку. Вечером любуемся панорамой пика Пирамидальный в лучах заходящего солнца (Ф.10).
Перевал Бухарский 2Б, 4450 м. (первопрохождение)
2 августа- В этот день было решено сделать полудневку, поскольку за предыдущие дни группа устала, а намеченное прохождение пер. Самаркандский не представляло сложности. С места ночевки вышли в 14.00 за переход прошли полтора километра вниз по лед. Суфтаир. Ледник закрытый, пологий. Снега много, мокрый, рыхлый. Проваливались иногда выше колена. Зачастую под снегом оказывалась вода, так что наши ботинки “Кофлах” были хоть отжимай. Со средней части ледника пер. Самаркандский не просматривается, зато напротив нас видна широкая осыпная седловина неизвестного перевала, а справа еще одна (Ф.12). Посовещавшись, решили перевалить хребет через неизвестную седловину, напротив нас. Повернули под прямым углом от прежнего курса и пошли к правому борту ледника, перепрыгивая через многочисленные ручьи, и то и дело проваливаясь в снежную кашу. Перед выходом на начало взлета перевала - мощный ранклюфт, который обходится выше у правого (по ходу) края осыпного склона. Сорок минут подъема по скально-осыпному склону крутизной 30-35°, и мы на перевале. Перевал назвали Бухарский, 2Б к.с. высота 4450 м. Тур сложили в центре седловины на большом камне. Спуск, как и в первом случае оказался не столь простым.
Западный склон пер. Бухарский представляет собой 200 метровый снежно-ледовый склон крутизной 40-45°, а в верхней части, около скального выхода, крутизна увеличивается до 55-60° (Ф.13). Участки открытого льда в верхней части склона по мере спуска сменяются глубоким снегом, в который иногда проваливались по пояс.
Первую веревку закрепляем на двух скальных крюках. Спуск начинаем слева (по ходу) от скалы в центре седловины по крутому ледовому склону. В конце второй веревки (~80 м. от седловины) следует уйти ближе к правым (по ходу) скалам, где образуется снежно-ледовый кулуар. Дальнейший спуск по этому кулуару до выполаживания ледника. На ночевку встали уже в сумерках, затратив на спуск с перевала 2 часа 30 мин. Спуск же со второй, увиденной нами седловины, на взгляд значительно проще 1А-1Б к.с.
3 августа- Вышли в 8.00. Идем по открытому, слегка присыпанному снегом безымянному леднику, в нижней части заваленному камнями. Через 50 мин. выходим на конечную морену, где в конце концов можем одеть трекинговые ботинки взамен надоевших тяжелых “Кофлахов”. Еще полчаса ходу и спускаемся на морену лед. Зап. Водиф. Здесь открывается великолепный вид на верховья ледника с пиком Пирамидальный во главе. Отсюда 2 часа ходу до конца морены ледника, немного не доходя до подножия ледопада (Ф.14). Здесь обедаем.
После обеда проходим ледопад, обходя основную рвань по левой (орогр.) стороне ледника. Иногда приходится преодолевать внушительные трещины по хлипким снежным мостикам, где идем с попеременной страховкой. Пройдя основные разломы, следует пересечь ледник к противоположному правому борту, поскольку по левому путь преграждают несколько больших последних разломов ледопада. Выходим на ровное верхнее плато ледника и встаем на ночевку невдалеке от ледового склона пика Пирамидальный. На подъем от места обеда до лагеря потратили 1.5 часа ходового времени.
Пик Пирамидальный 5509 м. (радиально)
4 августа- Выходим на восхождение в 5.00, едва забрезжил рассвет. Прямо от лагеря начинаем подъем по ледовому склону, крутизной 35-40°. Рюкзаки у нас минимального веса; с собой взяли лишь примус, 1 палатку (на всякий случай) и специальное снаряжение, рассчитывая вернуться в лагерь в этот же день. Движемся без навешивания перил, на три такта, используя клюв ледоруба (Ф.16). Здесь очень хорошо зарекомендовали себя пластиковые ботинки в сочетании с кошками типа “Foot Fangs”, они значительно облегчают преодоление ледовых препятствий. Примерно через 25 минут подходим к первому бергшрунду, который почти полностью забит снегом. В левой его части имеется ледовый балкон, где могут разместиться одна-две палатки. Склон несколько выполаживается до 35°. Лед покрыт слоем снега, который ранним утром подмерз и замечательно держит кошки. Так как преодоление ледового взлета второго бергшрунда не представляется целесообразным, хотя проход там очевиден, уходим в снежный кулуар под скальным отрогом, слева (по ходу) от ледовой рвани. В кулуаре довольно круто, свыше 45°, но подмерзший снег держит хорошо. Кулуар заканчивается, и вскоре мы выходим на предвершинное плечо гребня. Высота порядка 5300 м. Время около 11.00. По высоте набрали около 1300 метров до вершины остается около 200 метров. От резкого набора высоты у большинства из нас наступил острый приступ горной болезни. Перекусив и отдохнув, продолжаем восхождение, оставив на предвершине все ненужную на заключительном этапе аммуницию, включая и фотоаппараты.
От скальных выходов на предвершине начинаем подъем, траверсируя склон в направлении скал отрога, формирующих правый (по ходу) борт нашего ледового склона (Ф.17). Снег наверху еще не успел раскиснуть, однако, от небольшого скального островка до скал отрога приходится повесить одну веревку по крутому 50° заглянцованному льду. Траверсируя сколон по веревке, выходим на разрушенные скалы отрога. По которым еще 30 метров, и мы на вершине. Движение от предвершины заняло 1.5 часа. Однако приступы сильной головной боли и другие признаки горной болезни не дают долго любоваться видами, скорее вниз. Вниз вешаем 3 веревки, используя самовыкручивающийся ледобур. Еще через 1.5 часа спускаемся обратно на предвершину. Время уже около 15.00. Начинаем спуск по пути подъема, однако снег уже сильно раскис, происходит несколько срывов (сорвавшиеся зарубались ~ через 1 м. после падения). Ввиду явной опасности дальнейшего движения, решаем прекратить спуск и снова поднимаемся на предвершину. Нам предстояла ночевка в одной палатке и без спальников. Учитывая теплый климат здешних гор, за последствия такой ночевки можно не опасаться. На предвершине есть ровный снежный участок, где можно с трудом уместить одну палатку.
5 августа- Утром просыпаемся отдохнувшими и здоровыми. Любуемся замечательным видом в сторону Ферганской долины, пиком Асан-Усан, который сейчас далеко внизу под нами.
Решаем спуститься для разведки нового маршрута по западному гребню пика Пирамидальный. Этот маршрут мы предварительно рассматривали как основной для восхождения, однако на месте путь с юга произвел на нас более благоприятное впечатление.
Начинаем спуск на три такта, по снежному склону крутизной 45-50°. Вскоре склон выполаживается до 30-35°; идем спиной к склону, соблюдая осторожность. Крутизна склона вновь увеличивается, подходим к перегибу, за которым не видно, что находится внизу. Закрепляем перила и один человек уходит вниз, однако вскоре оказывается, что выбранный путь выводит прямо на северную стену пика Пирамидальный (километровый отвес). Уходим траверсом влево на одну веревку, откуда вновь начинаем спуск прямо вниз. Перегиб оказывается гиганским ледовым козырьком во всю длину склона (Ф.18). Козырек имеет 6-7 метровую стенку с отрицательным наклоном - дюльфер в свободном пространстве. Сразу под козырьком - бергшрунд, от которого еще одна веревка перил. Далее склон выполаживается, продолжаем движение в связках по подмерзшему снегу, обходя нижний бергшрунд. Вскоре спускаемся на широкую седловину в западном гребне вершины. Становится видно, что ледовый козырек, представляющий основное техническое препятствие при восхождении по этому маршруту, может быть преодолен в его правой части (при положении лицом к склону) по заглянцованному льду крутизной ~70° 15-20 метров. С седловины спускаемся к лагерю, обходя справа участок растресканного открытого льда. Еще немного и мы в лагере. Спуск с предвершины до седловины занял 3.5 часа. С седловины до лагеря 40 минут.
Это восхождение по-видимому впервые включено нами в нитку туристского маршрута. Вообще, вершина посещается редко - северная стена очень сложна и протяженна, маршруты с юга требуют предварительного прохождения одного из перевалов Туркестанского хребта и среди альпинистов не популярны.
Альпинистская классификация обоих маршрутов 3А-3Б к.с. в зависимости от состояния снежного покрова. Маршрут по западному, разведанный нами ранее, по-видимому, никому не был известен, как мы заключили из разговоров с местными альпинистами, хотя он обладает рядом преимуществ по-сравнению с южным, главное из которых - значительно меньшая его протяженность. Идею прохождения этого маршрута нам подсказал Отто Чхетиани. Южный маршрут тоже имеет свое существееное преимущество перед западным - при восхождении по нему, солнце встает прямо из-за пика Пирамидальный и очень долго не освещает ледово-снежный склон, благодаря чему смерзшийся снежный покров надежно держит кошки вплоть до полудня.
Южный и западный маршруты на пик Пирамидальный могут быть рекомендованы для включения в нитки туристских маршрутов 5-6 к.с. Только, видимо, стоит заранее планировать ночевку на предвершинном плече и брать с собой необходимое для ночевки сняряжение. Тогда, при увеличении веса рюкзаков, появится необходимость в перильной страховке практически по всей длине склона. Надежность и безопасность восхождения от этого, безусловно, возрастут.
Перевал Зап. Вадиф 3А, 4670м.
6 августа- От лагеря на плато ледника Зап. Водиф начинаем подъем на хорошо видную скально-осыпную седловину пер. Зап. Вадиф (Ф.15). Оптимальной является левая по ходу седловина. От легеря до начала взлета один 45-ти минутный переход. Далее подъем по осыпному склону, крутизной 25-30°, высотой 200 м. занял меньше часа. На перевале площадки под палатки, открытой воды нет, тур в центре седловины .
Начинаем спуск от левых по ходу скал, навесив петлю на один из характерных скальных выступов (Ф.20). По крутому снежно-ледовому склону 45° три веревки до 1-го бергшрунда (Ф.22). После бергшрунда движение в связках по более пологому сильно разорванному склону. Примерно через 50 метров подходим ко второму грандиозному бергшрунду (Ф.23), однако, чуть левее по ходу он засыпан и преодолевается в связках с попеременной страховкой. Почти сразу за бергшрундом крутизна склона увеличивается до 40°, появляются участки открытого льда. Навешиваем еще 2 веревки перил. Погода сильно ухудшается, идет мокрый снег, туман. На три такта доходим до крутого ледового участка, недалеко от скального выхода. Это место в солнечную погоду, видимо, очень камнеопасно; нужно соблюдать осторожность. Слева подходит кулуар, яляющийся мусоросборником всего склона. Даже в пасмурную погоду по нему то и дело проходят небольшие локальные камнепады. Здесь еще одна веревка по крутому ледовому склону, через бергшрунд. В верхней части - почти отвес. После бергшрунда склон окончательно выполаживается до 20°. Сбегаем на верхнее плато западного притока лед. Асан-Усан. Спуск с перевала занял около 5 часов.
При прохождении перевала очень важно придерживаться компромиса между технически сложной правой частью и камнеопасной левой частью склона. Если двигаться так, как описано в отчете Г. Г. Пирогова, то это приведет к неоправданной технической сложности. При спуске оптимальный путь просматривается, однако, при подъеме его можно сразу не заметить. Нужно не спешить лезть на перевальный склон, а пройти выше по леднику и подниматься по кратчайшему безопасному пути. Перевал очень красив и интересен, требует гибкого владения туристской тактикой и техникой (Ф.24).
7 августа- Ночью снег прекратился, через некоторое время вызвездило. Вышли в 10.00. Ледник закрытый, идем в связках, крутизна склона 10-15°, местами встречаются небольшие участки крутизной свыше 20°. По свежевыпавшему снегу замечательно “глиссируется”. За час “проглиссировали” до боковой морены. Еще за полчаса по осыпи с местами проглядывающимися пучками травы спустились до основного тела лед. Асан-Усан, где пришлось перелезать через внушительный ранклюфт, по дну которого с ревом мчится водный поток. При выходе на ледник два метра льда. Пришлось применить такой устаревший в наше время прием, как вырубание ступеней.
Удивительно, что морена лед. Асан-Усан представляет собой ровное, как аэродром пространство из сланцевой плитки. Какой это контраст с соседним ущельем Ак-Су.
По этому полю, с легкими рюкзаками бежим не останавливаясь. Иногда тормозим только для того, чтобы перевести дух, да полюбоваться на неприступные стены Асан-Усана (Ф.28) и Аксу. Набитая тропа идет по крайней правобережной морене ледника, а в дальнейшем по правому берегу р. Кара-Су. В 13.30 встали на обед в арчевых зарослях в километре ниже морены ледника. После обеда бежим вниз и через 2 часа 30 мин. мы около устья р. Джаупая. Проходим сто метров вверх по реке и в 17.30 разбиваем лагерь на левом берегу. На следующий день у нас запланирована дневка.
8 августа- На дневке бежим за заброской, да едим абрикосы, за которыми Сергей сбегал в садик на слиянии Каравшина и Джиптыка.
Перевал Верх. Джаупайский 1А, 3850 м.
9 августа- Идем по тропе вверх по р. Джаупая. Тропа идет по левому (орогр.) берегу 200 м, а напротив первого коша по мосту переходит на правый. Местные пастухи приглашают внутрь отведать айрана и поговорить, что мы охотно делаем. Покушав лепешек и вдоволь напившись, продолжаем путь. Через полтора часа доходим до поворота на пер. Верх. Джаупайский, где тоже посещаем кош. После такого количества съеденных местных яств, пройдя один переход в направлении перевала, становится ясно, что необходим минимум часовой привал. Падаем около родника, который оказался последним, дальше воды не было до р. Тамынген.
Уходим с привала в 14.30. Тропа поднимается по дну безводной долины и через 40 мин. от места привала выводит выше границы леса к боковому отрогу, который образует с хребтом, ограничивающим левый борт долины, узкий непроходимый каньон. Поэтому, чтобы попасть на пер. Верх. Джаупайский необходимо сначала по тропе подняться на перемычку в боковом отроге до куда час пути.
С перемычки открывается вид на основную седловину. Подъем на нее идет по тропе по границе белой и красной сыпухи. От бокового отрога до седловины перевала чуть более часа пути.
Выходим на перевал в 18.30 и, поскольку времени до темноты остается мало, не останавливаясь идем вниз. Спуск идет по тропе по дну безводной долины. Иногда параллельно идут две тропы по камням (для подъема) и по мелкой сыпухе (для спуска). По сыпухе, а затем по тропе за час спускаемся к р. Тамынген, траверсируем склон вправо (5 мин.) и встаем на ночевку около чистого ручейка. Палатки ставим уже в темноте. На прохождение перевала от устья р. Джаупая до р. Тамынген нам потребовалось 7 часов ходового времени.
10 августа- На этот день планы небольшие - дойти до ледопада лед. Тамынген. С выходом не торопились, через десять минут дошли до коша, где встретили уже знакомого киргиза, пришлось бросать рюкзаки не успев их надеть. Отведали жареного мяса яков и в 12.00 отправились в путь. Тропа идет по левому берегу р. Тамынген и через 2 часа выводит к морене ледника. За полчаса поднимаемся на верх морены по камням и средней осыпи. Ледник Тамынген открыт сверху до низу, практически не заморенен (Ф.29). Ледник не крутой 15-20°, сильно протаявший, то и дело приходится перепрыгивать через ручейки. Идем по центральной части ледника, ближе к правому борту. Через час выходим на морену, в месте, где начинается подъем на перевалы Гранитный и Черный. Здесь встаем на ночевку.
Перевал Снежный + в. Узловая + пер. Каратура
11 августа- Подъем на террасу восточной ветви лед. Тамынген, откуда начинается подъем на перевал Снежный, можно осуществлять либо в лоб по конгломератно-осыпному склону правого борта ущелья, вдоль низвергающегося водопада, либо подниматься по первому (с низу) правому рукаву лед. Тамынген с прохождением пер. Черный 1Б и выходом на верхнее плато террасы, ледопад также проходится по левому (орогр.) борту, но такой путь очень длинен и долог. Мы выбрали первый вариант.
Выходим в 8.00 и начинаем подъем по снежному склону, через 40 метров выходим на сыпуху и продолжаем движение по ней, держа направление на верхнюю часть водопада. Подъем на террасу восточной ветви лед. Тамынген занимает час ходового времени. Отсюда открывается замечательный вид на Туркестанский хребет во главе с пиком 5209 м. С этого места виден ледопад восточной ветви ледника. До подножия ледопада еще час пути. По описаниям ледопад обходится по сыпухе левого борта. однако для этого пришлось бы заложить внушительный крюк. Посовещавшись решили пройти ледопад в лоб, тем более, что путь движения просматривался. Снизу видно, что ледник сильно разломан по центру, правый (орогр.) борт в нижней части тоже непроходим. По левому борту можно подняться выше середины ледопада, но дальше тоже начинаются разломы. В серединной части ледопада видны две ледовые полки, по которым можно было бы перейти с левого борта на правый, который к тому моменту выполаживался и по снежному склону которого можно пройти оставшуюся часть ледопада.
В кошках начинаем подъем на три такта по ледовому склону левого борта крутизной до 40°. Движение в связках, с попеременной страховкой в опасных местах. Поднимаемся до первого ледового моста, но мост ненадежный, местами с разломами. Решаем идти ко второму мосту, тем более ледовый склон позволял это сделать, лишь уже при выходе ко второму мосту пришлось преодолеть невысокую ледовую стенку высотой 2 м. и крутизной 70°. Выше левый борт пересекает ряд мощных разломов. Траверсируем ледник по мосту к правому борту. Приходится перепрыгивать несколько глубоких трещин, где применяем попеременную страховку. Далее по снежному склону выходим на плато выше ледопада, прохождение которого заняло около часа чистого времени. Здесь дует холодный порывистый ветер. Далее в связках движемся по центру ледника (10-15°) трещин нет. Еще через час выходим на выполаживание ледника напротив пер. Черный. Ветра нет и мы решаем разбить лагерь здесь, а не выходить под взлет пер. Снежный до куда 50 мин. ходьбы. Оставшуюся часть дня отдыхаем.
12 августа- Выходим в 9.00. Поднимаемся по снежно-ледовому склону правого борта ледника около скального отрога. Крутизна склона до 30°. Через 50 мин. выходим на верхнее плато ледника к началу подъема на пер. Снежный. На перевал ведет склон из мелкой живой осыпи крутизной 30° и высотой 200 м. Время подъема на перевал 40 мин.
Седловина перевала Снежный представляет собой ровную площадку, выстланную сланцевой плиткой. Площадка имеет длину порядка 100 м. при ширине около 50 м. Здесь можно поставить палатки, но постоянно дует сильный пронизывающий ветер. Тура на перевале мы не обнаружили. Давление падает уже вторые сутки, и в конце концов погода портится: со стороны Зеравшанского хребта небо затягивается грозными кучевыми облаками. Недолго отдыхаем и идем на вершину.
На вершину Узловая ведет пологий осыпной склон, через некоторое время переходящий в снежный. Время подъема на вершину с перевала 40 мин. с набором высоты 100 м. Ветра практически нет. С вершины открывается удивительный вид на окрестные горы: пики Гранитный, Архар, Туркестанский хребет, по красоте превосходящий вид с пика Пирамидальный (Ф.32, 33). На востоке виден Высокий Алай, в ясную же погоду наверняка просматривается Памир. В восточной части лед. Каратура виден ледовый склон пер. Толстого. Это наш следующий перевал. Погода не балует, солнце все реже проглядывает из-за туч. Уже видна, приближающаяся со стороны Зеравшана стена дождя. Наскоро фотографируемся и бежим вниз. Быстро спускаемся по сыпухе юго-восточного гребня вершины, которая быстро заканчивается и переходит в острый скальный гребень. Дальше вешаем перила по снежно-ледовому склону слева от гребня. Веревку закрепляем на скалах. Крутизна склона на этом участка порядка 45°, первые метры спускаемся по глубокому нанесенному снегу, ниже участки открытого льда. 50 метровой веревки как раз хватает, далее снова выходим на гребень и по скалам и осыпи спускаемся до снежной площадки. Рядом на скалах нашли оставленную кем-то петлю. Отсюда до пологого участка гребня еще около 30 м. по высоте. Склон снежный, лишь в нижней части есть лед. От снежной площадки траверсом спускаемся на верхнюю границу сыпухи. Идем в кошках сначала на три такта, а внизу на льду спиной к склону. При отсутствии снега на этом участке необходимы перила. На сыпухе снимаем кошки и через 10 мин. по пологому снежно-осыпному гребню спускаемся на пер. Каратура. На седловине имеются площадки под палатки, еще поражает количество оставленного здесь туристского мусора. Погода портится окончательно, начинается снег; быстрее начинаем спускаться.
Северный склон пер. Каратура представляет собой 450 метровый снежно-скально-ледовый склон, крутизной до 45°. Характер склона неблагоприятный: небольшой слой раскисшего снега, постепенно твердеющего с глубиной, до льда не докопаться. Веревку можно закрепить лишь с помощью “креста” из ледорубов, да и то склон на длину ледоруба практически не пробивается, сдергивание “креста” в таких условиях проблематично. Учитывая высокую степень подготовки участников и хорошее снаряжение, приняли решение спускаться на три такта.
Начинаем спуск в направлении на правый край виднеющейся внизу скальной “лапы”, до которой 150 м. по высоте. Идем очень медленно, старательно выбивая ступени и надежно страхуясь ледорубом. Через час выходим на верхнюю границу “лапы”, немного спускаемся до удобной скальной полочки. Отсюда видны два пути; первый-это классический путь подъема на перевал, вдоль границы снега и скал. В данных условиях этот путь был бы очень долог и опасен: ледовый склон покрыт рыхлым снегом, около скал полоса ненадежного рыхлого льда. Второй путь-по уходящему вглубь “лапы” скально-осыпному кулуару. Выбираем второй вариант, тем более, что идущий снег и сырость значительно уменьшили вероятность камнепадов по кулуару. Пока размышляли над спуском, налетело облако и видимости не стало. Дождавшись, когда восстановилась видимость, начали спуск. Быстро спускаемся по сыпухе до тех пор пока кулуар не обрывается вниз отвесными скальными сбросами. Внизу просматривается ледник, отрезанный от основного тела лед. Каратура нижним отрогом скальной “лапы”. В верхней части ледника виден большой камень с плоской вершиной, на котором могла бы расположиться вся команда с рюкзаками. До этого камня как раз хватает 50 метровой веревки. Спускаемся дюльфером по скальным отвесам, и вот мы на камне. Далее вниз ведет 200 метровый снежный склон 45°, выводящий на выполаживание лед. Каратура. Характер склона такой же, как и наверху. Медленно идем вниз на три такта, в нижней части склона переходим бергшрунд по снежному мосту и выходим на пологий ледник, где ставим палатки. Холодно: дует сильный ветер, идет снег. Спуск с в. Узловая на лед. Каратура занял более 5 часов чистого времени.
Справка: Связка перевалов Снежный + Каратура впервые пройдена в 1978 году в направлении с востока на запад и классифицирована первопроходителями как 3А к.с. Через год, группа, совершившая повторное прохождение связки тоже в направлении восток-запад, оценила связку как 2Б к.с, рекомендовав ее как препятствие для походов четвертой категории сложности.
При подготовки путешествия мы не нашли сведений о прохождении перевалов Снежный+Каратура в направлении с запада на восток, и пройдя связку в этом направлении можем вынести собственную оценку сложности этого участка маршрута. Действительно отрезок от подъема на пер. Снежный до седловины пер. Каратура не представляет технической сложности. Здесь все зависит от физической подготовки группы и предварительной акклиматизации. На спуске же по северному склону пер. Каратура мы столкнулись с ситуацией, когда в отсутствии надежного закрепления веревок движение по перилам было бы более опасным, хотя и более быстрым, чем движение в связках. Здесь высокая степень личной подготовки каждого участника явилась решающим фактором для успешного прохождения перевала. В условиях августа 1996 года мы классифицируем связку пер. Снежный + в. Узловая + пер. Каратура не ниже 3А к.с. Однако мы допускаем, что в другой обстановке, когда на склоне будет много снега, либо наоборот он будет ледовым, прохождение перевала может значительно упроститься, хотя на провешивание склона по классическому маршруту потребовалось бы не менее восьми 50 метровых веревок.
13 августа- Ночью порывы ветра достигают штормовой силы. Утром вылезаем из палатки только для того, чтобы откопаться. “Фортамбек” держится достойно, а положение двускатки с каждым часом все более плачевное. Ветер не стихает и днем.
14 августа-Под утро ветер немного стихает, но как становится светло вновь набирает прежнюю силу. О том, чтобы идти не может быть и речи. Тучи с бешеной скоростью несутся по небу, успевая тем не менее высыпать стену снега. Приходится бросить двускатку и вшестером переселиться в “Фортамбек”.
15 августа- Утром в тучах появляются разрывы, иногда видны проблески солнца. Снег сверху почти прекратился, но ветер гонит поземку, метель продолжается. Брошенную палатку занесло уже под конек. Становится ясно, что продолжать запланированный маршрут с выходом на Зеравшанский ледник невозможно, непогода выбила нас далеко из графика. Тем более, что после окончания пурги придется день-два ждать, пока со склонов сойдет снег. Выдвигается множество вариантов концовки похода, но в конце концов все сошлись во мнении, что надо идти вниз, чтобы успеть на поезд. Было решено спуститься до р. Джиптык, далее до р. Каравшин и уйти в Ворух по дороге, по которой месяц назад забросились в район. Однако в дальнейшем обстоятельства заставили нас несколько разнообразить концовку похода.
16 августа- Ночью ветер несколько поутих, утром в тучах многочисленные разрывы, проглядывает солнце. Позавтракали и начали собираться. Более часа откапываем палатку. Глубина снега до 70 сантиметров. Наконец одеваем рюкзаки.
Идем по центру лед. Каратура, на пологих участках снег весь сдуло, идем по открытому льду. В местах где покруче, наоборот снежные заносы, проваливаемся по колено. В месте, где ледник круто поворачивает на север - зона трещин, обходим ее ближе к левому борту и выходим на ровное плато ледника, в нижней части обрывающееся мощным ледопадом. Ледопад проходится около черной скалы, за которой открывается восточная часть лед. Каратура, ведущая к пер. Толстого. Пересекаем ледник к правому борту, держа направление на скалу (Ф.36). Ледник весь засыпан снегом, идем в связках, то и дело проваливаясь в многочисленные трещины. Близко к скале подходить нельзя-камнеопасно. Перепрыгнув несколько трещин средней ширины, по склону 30° спускаемся с месту слияния западной и восточной ветвей лед. Каратура. Через полтора часа от места зимовки добежали до морены, напротив скального останца. Далее спускаемся по левому борту слабо заморененного ледника и через час ставим палатки на левобережной морене, где есть удобные площадки.
17 августа- Начали спускаться по левобережной морене. Примерно через час дошли до места, где морена перешла в конгломератный склон высокой боковой морены лед. Каратура. В этом месте выходим на заморененный ледник и продолжаем спуск по его центральной части, ближе к правому борту. В одном месте приходится преодолевать ледовый разлом, поскольку единственный путь обхода-по сыпухе правого борта, а туда лезть “ломало”. К реке спустились по осыпному склону центральной части морены, и тут же под ледником перешли на правый берег, где судя по карте начиналась тропа, ведущяя к р. Джиптык и дальше к р. Каравшин. Спуск от места ночевки до “зеленки” на правом берегу реки занял порядка двух часов. Пока готовили обед, погода снова испортилась.
На “зеленке” берет начало малозаметная тропа, которая, пересекая осыпные склоны правого борта долины, через час выводит к слиянию рек из нашего и соседнего правого ущелья, дающих начало р. Мынтеке. Здесь, на зеленых лугах, ставим палатки под проливным дождем.
18 августа- От места ночевки начинается набитая тропа, которая, поднимаясь по склону правого берега, выводит на перевал, которые обозначен на наших картах как Киндык, а местные называют это место Куганды. До перевала два часа ходьбы. При подъеме с тропы открывается замечательный вид на лед. Каратура и лед. Мынтеке, поэтому часто останавливаемся фотографировать (ф.39).
На перевале встречаем пастухов, которые рассказали, что несколько лет назад тропа по берегу р. Джиптык обвалилась, и теперь это ущелье непроходимо. Эти сведения подтверждались рассказами пастухов из долины р. Тамынген, а позже мы встретили группу ижевских туристов, которые в прошлом году пытались пройти по р. Джиптык, но вынуждены были вернуться.
Пришлось изменить маршрут и подниматься по долине р. Джиптык, чтобы потом, перевалив через пер. Джиптык, спуститься в киш. Ворух.
Попив чая у пастухов, в течении полутора часов спускаемся к мосту через Джиптык по крутой тропе.
19 августа- По мосту переходим через реку и по правому берегу через 3 ходовых часа подходим к летовке чабанов перед началом подъема на пер. Джиптык. Вечером сидим в летовке и едим мясо только что зарезанного козла. Пошел мокрый снег, быстро укрывший всю долину.
Перевал Джиптык 1А, 3810 м.
20 августа- Утром вылезли из палатки и обомлели: покрытая снегом долина блестела под лучами восходящего солнца, напоминая разве что Крым зимой. Схватились за фотоаппараты, а через час солнце не оставило и следа от этой красоты.
По тропе, идущей вдоль пересохшего ручья, поднимаемся до начала осыпного перевального взлета, до куда 50 мин. ходового времени. Далее тропа серпантином поднимается по сыпухе, пересекая склон от одного края к другому. От начала взлета до перевала час пути.
На перевале нас встречает холодный ветер, поэтому не останавливаясь бежим вниз. Через 40 мин. спускаемся к летовке чабанов, которые, завидя нас на перевале, приготовили к нашему приходу отменный плов. Подкрепившись бежим дальше. Тропа идет по правому берегу ручья и через час пути переходит в дорогу, по которой еще час до фермы сельсовета “Ворух”, где нас ждет знакомый таджик, ушедший из долины р. Джиптык днем раньше. Принесенная им дыня просто великолепна.
21 августа- По проезжей дороге идем вниз к р. Кшемыш. Через 4 часа вошли в кишлак Ворух. На этом участке можно и не топать пешком, а доехать на машине, которые иногда поднимаются вверх за лесом.
Из Воруха на рейсовом автобусе переезжаем в г. Исфару, откуда через Канибадам едем в Ташкент.