LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



хребет Бакты
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Архыз-2003

Клуб туристов МИИГАиК

ОТЧЕТ

о горном походе первой с элементами третьей категории сложности
по Западному Кавказу (Архыз, хребты Абишира-Ахуба, Аркасара, Габулу),
совершенном с 23 апреля по 7 мая 2003 года по маршруту:

аул Архыз - р. Архыз - заброска на р. Мал. Дукка - каньон р. Речепста - пер. Речепста-Пхия (1А, 2800) - р. Пхия - траверс г. Закзан-Сырт (3097) по восточному и северному гребням (2А, п/п) - р. Пхия - пер. Ю. Пхия (н/к, 2260) - р. Мал. Дукка - р. Бол. Дукка - пер. Аюлю (1А, 2880) - р. Белая - р. Псыш - аул Архыз

Продолжительность активной части: 9 дней

Протяженность активной части маршрута: 92 км

Руководитель группы - Овчинников Илья Львович (142290, г. Пущино Московской обл., В-27-40; тел. (0967)73-47-49 (р); e-mail: ilya@psn.ru)

Состав группы

Фамилия, имя, отчество Год рожд. Туристкая подготовка Обязанности в группе
1 Овчинников Илья Львович 1971 5ГУ (Кодар), 2 с эл. 4 ГР (Алтай),
3ГР (Джунгарский Алатау),
2ГР (Зап. Кавказ, весной)
руководитель,
ответственный за аптечку,
фотограф
2 Брехова Екатерина Владимировна 1980 4ГУ (Домбай), 3ГУ (Центр. Кавказ),
2 с эл. 4 ГУ (Алтай),
1ПР (Владимирская обл., в ноябре)
завхоз
3 Кулаков Евгений Вениаминович 1972 3ГУ (Джунгарский Алатау),
1ГУ (Зап. Кавказ, весной)
ответственный за общение с
местными жителями и властями
4 Иванов Игорь Александрович 1972 2ПУ (Полярный Урал) ответственный за дневник,
ремонтник
5 Трегубов Иван Игоревич 1984 1ПУ (Псковская обл., в ноябре) финансист

График движения

Дата участок маршрута характер пути км ходовое время метеоусловия
23-25.04 Москва - Черкесск поезд


25.04 Черкесск - Зеленчукская - Архыз автобус, автомобиль

дождь
26.04 Архыз - устье Дукки - кош;
относим заброску на Малую Дукку
автомобиль, пешком по заснеженной дороге 8 (14) 4
идет мокрый снег
27.04 р. Речепста заснеженная дорога, каньон 9 8 утром ясно, во второй половине дня - переменная облачность
28.04 пер. Речепста-Пхия (1А, 2800) снег, тропежка 20 см 12 11
29.04 вдоль р. Пхия лес, снег, тропежка 6 4,5 ясно
30.04 подход к г. Закзан-Сырт снег, тропежка, склон до 35° 6 7 утром ясно, во второй половине дня - переменная облачность, изредка снег
1.05 восхождение на г. Закзан-Сырт подход - тропежка по снегу; подъем - снежно-скальный гребень;
спуск - снег 35-80°
2 15 ясно
2.05 спуск к р. Пхия - пер. Южн. Пхия - р. Мал. Дукка снег, тропежка 10 8 утром ясно, во второй половине дня - переменная облачность
3.05 р. Бол. Дукка - подход под пер. Аюлю тропа, снег 12 6 переменная облачность, изредка моросит дождь
4.05 пер. Аюлю - р. Белая - р. Псыш снег, тропа, дорога 25 10
ясно
5.05 м. н. - Архыз - Невинномысск - Кавказская дорога, автомобиль, поезд 2 0,5
6-7.05 Кавказская - Москва поезд



Введение

Основной целью пройденного похода было знакомство с малопосещаемым районом верховьев р. Пхии (г. Закзан-Сырт и перевалы вокруг него). Единственными источниками информации по этому узлу была статья Алексея Коваленко "Забытые горы вблизи Архыза" и топографическая карта масштаба 1:100000.

Справочные сведения о районе очень подробно приведены в книге Н. Д. Бондарева "Архыз. Большая Лаба." (М., Издатель И. В. Балабанов, 2002) и повторять их в отчете вряд ли целесообразно.

Приведенные в отчете географические координаты измерены бытовым GPS-приемником Garmin eTrex и могут содержать погрешность до 100 м (5" по долготе, 3" по широте).

Подъезд к району

Из Москвы выехали поездом N°56 Москва-Нальчик (прицепной вагон до Джегуты). Билет в плацкартный вагон стоит 605 рублей. В Черкесск поезд прибыл в 7:00. Моросит мелкий дождик. Не успели мы выйти из поезда, как на нас набросились местные таксисты, готовые везти куда угодно, но за сумасшедшие деньги (до Архыза с группы 2500 руб.). С трудом объяснив им, что денег у нас мало и нам сначала нужно оформить погранпропуск, а потом уже куда-то ехать, перебазировались на автовокзал, который находится в 100 м от железнодорожного. Я и Катя идем в погранотряд, Женя, Игорь и Ваня остаются на вокзале выяснять возможности общественного транспорта и отбиваться от таксистов. До погранотряда пешком минут 15-20 (с учетом расспросов местных жителей). На территорию отряда нас не пускают. Дежурный по КПП берет наши документы (заявление с указанием сроков и маршрута, список группы с паспортными данными в трех экземплярах, копии паспортов и сами паспорта) и говорит, что нужно подойти после 9:00. Погода улучшилась, идем отправлять телеграммы, звонить домой и покупать недостающее. К 10 возвращаемся в погранотряд. Дежурный говорит, что пропуск нам выписали, но начальник штаба еще не подошел и подписать его некому, нужно ждать.

Пока мы отправляли телеграммы, к нам подошел водитель и предложил отвезти в Архыз за 1500 руб., а после непродолжительной торговли согласился на 1200. Оказалось, что это водитель подвозил Катину группу в Хурзук в позапрошлом году. Сидим возле погранотряда, говорим за жизнь со старшиной - дежурным по КПП и с водителем. Наконец к часу дня пропуск готов. Но наши паспорта остались в глубинах погранотряда, а с часу до двух все ушли обедать. Приходится ждать до двух. Наконец все документы у нас. Едем обратно на вокзал.

У части группы, которая оставалась на вокзале, возникли неприятности с милицией. Денег, правда, не вымогают, но грозят задержать до утра. Кроме того, оказывается, что водитель, с которым мы договорились, не входит в "мафию", работающую на вокзале. И, наконец, билет на автобус до Зеленчукской стоит всего 50 руб. Решаем ехать на автобусе, покупаем билеты. Таксисты наконец оставляют нас в покое. В 15:30 отправляемся.

В Зеленчукскую приехали в 17:00, как раз к закрытию автостанции. Дождь. Почти сразу договорились с водителем "копейки" с прицепом за 300 руб.

В Архызе дождь. Ясно, что нужно здесь ночевать. Я иду знакомиться со спасателями, Женя - искать транспорт на завтра. В результате Женя познакомился с Шамилем Тоторкуловым - директором ИЧП "Тотур-Шамиль". Шамиль тут же договаривается с администрацией турбазы о нашем размещении на ночь и обещает помочь с транспортом до Дукки. Говорит, что может огранизовать и встречу группы в Черкесске вдвое дешевле, чем просят черкесские таксисты. Его телефон 2-52-17.

На турбазе за ночь просят 100 руб. с человека. Договариваемся на 300 руб. за 4-местную комнату (без постельного белья). Располагаемся, готовим ужин и пытаемся съесть все, что осталось несъеденным в поезде вместе с купленными в Черкесске овощами (нельзя сказать, что нам это удалось).

Дневник + техническое описание маршрута

26 апреля.

С утра выпал снег. Зарегистрировались у спасателей, позвонили домой. Игорь купил банку грибов в заброску. Договорились оставить "цивильные" вещи на турбазе (за 50 руб.). В 11:00 выехали на УАЗе вверх по Архызу.

Дорога оказалась в хорошем состоянии, до Дукки доехали без проблем - ни разу не застряли. Однако, передний привод включить пришлось, на легковушке в это время не проехать.

Водитель сказал, что 2 км выше по Архызу есть домик, в котором можно заночевать, есть печка, спички, дрова - и можно пользоваться без проблем. Так же вверх по Дукке 2.5 км фургончик, а еще выше - разрушенная ферма; там тоже можно заночевать. Наличие печки на ферме тоже упоминалось.

Поднялись по Архызу 2 км - с левой стороны обнаружили домик Решили остановиться в нем. Комфорт. Пообедали, оставили Женю готовить ужин и пошли относить заброску. Идем по дороге, засыпанной мокрым снегом. Заброску оставили на левом берегу Малой Дукки в 1 км выше фермы под огромным камнем. К домику вернулись к 18:00.


Кош возле устья Речепсты
(43°33'46'' с.ш., 41°06'37'' в.д.)

Обедаем в коше

27 апреля. Каньон Речепсты

С утра - ясное небо! Выход в 8:30. Двигались по левому берегу Репчесты по частично засыпанной снегом дороге. За 35 мин дошли до ручья, текущего с перевала Пхия.

Далее ходка вдоль Репчесты до каньона по левому берегу. По летней тропе, траверсирующей склон загеданского хребта, не пошли - там много снега, тропежки и может быть лавиноопасно. Попытались пройти по заросшему сосной склону каньона. Прошли час на высоте 100 м от реки. Склон каньона стал слишком крут, появились скальные выходы.

Решили спуститься на дно каньона (две веревки по 45° снежно-кустарниковому склону. Последний (руководитель) спустился в 3 такта. По-видимому, было целесообразно идти по дну каньона с самого начала. Река в каньоне большей частью закрыта снежными мостами. Регулярно переходим по снежным мостам с одного берега каньона на другой, обходя скальные прижимы. Тропежка требует в некоторых местах особой осторожности.

Каньон заканчивается около поворота реки. Из каньона вышли в 15:30. Техническая сложность этого участка сопоставима с перевалом 1Б. Просмотр склонов Загеданского хребта с борта каньона показал, что решение не ходить летней тропой было правильно. Далее шли 1.5 часа по левому берегу Речепсты. Тропежка 10-20 см. Плавный набор высоты. Встали в 17:00 вблизи ручья, текущего с Абишира-Ахубы. Высота 2230. Погода: облачность 40%, время от времени слегка идет снег, слабый ветер. Выравниваем площадку на пологом снежном склоне в месте, защищенном от возможных лавин c хребта Абишира-Ахуба долинами ручьев.


Ручей, текущий с перевала Пхия и Речепсты (с места их слияния)

Каньон Речепсты

Идем по дну каньона

Каньон сверху

28 апреля. Перевал Речепста-Пхия (1А, 2800)

Подъем в 5:00. Выход в 7:00. Идем по левому берегу Речпесты траверсом склона на высоте метров 100 от ручья. Крутизна склона 10-15°. Иногда участки плотного наста, иногда проваливаемся выше колена. В 12:00 прошли мимо коша. Идется тяжело - еще не акклиматизировались. К 13:00 вышли к впадению ручья, текущего с перевала Ацгара. Далее попадаем в восточный цирк перевала Репчеста-Пхия. Слева свисают карнизы. Идем по повышениям рельефа так, чтобы понижения слева защищали от возможных обвалов карнизов. Выход на перевал левее карнизов по 20° снежному склону. Поскольку состояние противоположного склона неизвестно, первый выходит на перевал со страховкой и убеждается в отсутствии карнизов в сторону Пхии. Тура не обнаружено и сложить его не из чего. Идем на вершинку 2850 - 15 минут по пологому травянисто-снежному гребню. С вершинки - замечательная панорама.


Верховья Речепсты от места ночевки 27.04

Среднее течение Речепсты от места ночевки 27.04

Перевал Речепста-Пхия (седловина справа) и участок Загеданского хребта восточнее перевала.

Круговая панорама с Загеданского хребта (координаты точки съемки: 43°36'51'' с.ш., 41°02'44'' в.д., высота 2855 м)

Просматриваем дальнейший маршрут и выходим обратно на перевал. Спуск с перевала начали в 16:00 по широкому снежному кулуару (крутизна в верхней части 25°, ниже - 15°). Начали спускаться прусским шагом. Пройдя 150 м и убедившись что выкат хороший, камней нет, решаем съехать с перевала на 5-ой точке. При этом первый спустил небольшую лавинку из 10-сантиметрового слоя свежего (выпал за день до нас) снега, который лежал на более плотном покрытом ледяной коркой насте. Далее съезжаем по следу этой лавинки. За час сбросили 400 м. Далее идем по пологой снежной долине, забирая влево. Через 30 минут подошли к кошу. Далее уходим 300 м влево вниз и спускаемся в долину ручья - притока Пхии. В 18:30 подходим к лесу. Есть приемлемое место для ночевки, однако остановка на на ночлег поддержки не встретила. Спускаемся по левому борту ручья. Однако, вскоре склоны ручья становятся крутыми, уходим влево от ручья на 50 м. В 19:20 встаем на ночевку в пихтовом лесу в 100 м от ручья.


Группа на перевале Речепста-Пхия

Спуск с перевала Речепста-Пхия по следу лавинки

Перевал Речепста-Пхия с юга

Лагерь в пихтовом лесу

29 апреля

Полудневка. Подъем в 8:00. В 11:00 ходили разведать спуск. Обнаружили, что до тропы, идущей по правому берегу Пхии, осталось 10 минут. В 12:30 вышли. По лесу спускаемся до тропы, далее по тропе в сторону перевала Пхия. Тропа хорошо набита, но кое-где засыпана снегом. В 13:00 подошли к слиянию левого и правого истоков Пхии, тропа уходит вверх. Далее пытаемся идти вдоль реки, но через 20 минут выходим на крутые глинистые склоны. Осмотрев путь, решаем переправиться на левый берег Пхии. Переправа по бревну. Повесили перила (первый и последний - без рюкзаков). Далее поднимаемся над рекой метров на 50 и идем по пихтовому лесу траверсом склона с плавным набором высоты. Большей частью снег плотный, но временами тропежка по колено. Через 2 часа пихтовый лес сменяется березовым и становятся видны истоки р. Пхия. Спускаемся к реке и у последних берез встаем на ночевку (в 16:50). Впереди открывается живописный вид на перевал.

Пихтовый лес в дольне Пхии

Переправа через Пхию

Закзан-Сырт с места ночевки 29.04.

30 апреля

Вышли в 8:45. Идем 1 час по плотному снегу вдоль Пхии. Далее начинаем постепенно набирать высоту в направлении седловины между хребтом Аркасара и отрогом, имеющего форму скирды. В основном движение по снежному склону крутизной 15-20°. Пересекаем несколько кулуаров, на южных склонах которых снега нет - трава и рододендроны. К 13:00 вышли на высоту 2500 м. Дальнейший путь до седловины пересекает пологую впадину с глубоким снегом. Пересекаем старые лавинные конусы, однако свежих лавин здесь нет. В 16:00 встали на седловине между хр. Аркасара и "скирдой". Надвигаются облака. По кулуарам с хребта Аркасара постоянно сходят лавины, однако их путь весьма удален от пути, пройденного нами. Погода: утром ясно. Днем облачность до 50%, временами падают отдельные снежинки.

Панорама (~200°) с места ночевки 30.04-1.05.

1 мая. Траверс г. Закзан-Сырт (3097, 2А)

Подъем в 4:00, в 6:00 вышли. Идем траверсом снежного склона (10-20°) к восточному гребню Закзан-Сырта. Несмотря на то, что склон еще не освещен Солнцем, тропежка почти по колено. За час подошли к гребню. Одеваем системы, связываемся. По 40° снежному склону выходим на гребень (20 м, страховка через ледоруб). Южная сторона гребня скально-травянистая, свободна от снега. Северная заснежена, но карнизов нет. Склоны имеют крутизну около 45°. Идем по гребню в связках, страховка одновременная через выступы. Крутизна 20-40°. Через 250 м скальная "ступенька", которую обходим справа, по снегу (40°), попеременная страховка через скальные выступы - 40 м. Дальнейшее движение - по южному склону, метрах в 15 ниже гребня - сильно разрушенные скалы крутизной до 50°. Станции на петлях вокруг скальных выступов. Промежуточные точки - выступы, в одном месте закладка. Всего повесили три 50-метровых веревки. В середине третьей веревки 5-7 метров нужно пройти по узкой полочке под 60° скалой; здесь следует положить закладку. Далее, преодолев двухметровый 60° снежный склон, вышли на пологий (30°) снежный гребень. По нему 70 м до вершины. На вершину вышли в 15:00. Тура нет, сложили свой. Фотографируемся, перекусываем.


Готовимся к восхождению на Закзан-Сырт

Выход на гребень по снежному склону

Идем по скальному гребню

Первая станция на скальном выступе
     
Вторая веревка перил

Вид с вершины на восточный гребень (наш путь подъема)

Группа на вершине

Вид с вершины на юг

Круговая панорама с вершины Закзан-Сырт (3097 м, 43°32'35'' с.ш., 41°01'37'' в.д.)

Спуск начали в 16:00 по западному склону северного гребня. Начало спуска - снежный склон 45° (20 м), далее наискось вниз по 35° снежному склону Поскольку ниже скальные выходы, а под снегом встречаются лед и скалы, идем с попеременной страховкой через ледоруб. Снег липкий, кошки забиваются. В 18:00 вышли на седловину. Карниза нет, но первые 7-10 м спуска - отвес. Три участника спустились на 50 м дюльфером с верхней страховкой, последний - дюльфером по двойной веревке. Станция - петля на скальном выступе. Однако, сдернуть веревку не удалось. Поднялся обратно на седловину, обнаружил, что узел веревки вмерз в фирн. Вывел узел на пару метров вниз, и спустился обратно. После этого веревку удалось продернуть, но, увы, узел на конце развязать забыли и он заклинился наверху. Поскольку уже начинало темнеть, а снятие веревки в сложившейся ситуации требовало подъема на седловину по снежной стенке с нижней страховкой, решаем оставить одну из веревок на седловине. Дальнейший спуск проходил следующим образом: два человека спускаются по закрепленной на ледорубе со снежной лопатой веревке. Другие два - в три такта с попеременной страховкой (первый - через ледоруб, последний - через ледоруб с лопатой. После второй (считая от седловины) веревки уходим влево, чтобы обойти скалы. После третьей веревки склон выполаживается до 35°. Дальше спускаемся "прусским шагом". В 21:30 встретили Ваню, который вышел нам навстречу с котелком борща. В 22:00 вернулись к нашей палатке.


Спуск с Закзан-Сырта по северному гребню

Спуск с перемычки по снежному отвесу

2 мая. Перевал Ю. Пхия (н/к, 2260)

Вдоль "скирды" спустились по снежному склону (10-25°) в долину Пхии и прошли по ней вниз до начала березового криволесья (1.5 часа). Река под снегом. Перешли по снежному мосту на правый берег и начали траверсировать заросший березами склон долины, постепенно набирая высоту. Через полтора часа отрог заканчивается, поворачиваем на восток и продолжаем траверс склона. Еще через час выходим в долину ручья - притока Пхии. Самого ручья не видно -- все под снегом. Идем вверх по долине (на юг). Поднявшись метров на 100 выходим на водораздел Пхии и Архыза, который условно можно назвать перевалом. Далее практически не теряя высоты пересекаем снежное поле и подходим к долине ручья (левого истока Архыза). На левом берегу долины снег стаял, спускаемся метров 20 по траве. На правом берегу наоборот снега много и в 20 м над ручьем висит метровый карниз. Поднимаемся метров на 50, обходим карниз и выходим на водораздел Архыза и Малой Дукки. Спуск по заснеженному кулуару (20-25°). Спустившись на 150 метров, оказываемся возле ручья. Еще метров через 50 кулуар становится круче, выходим на его левый борт, в сосновый лес. Вскоре находим тропу, по которой спускаемся к Малой Дукке и идем вниз, к заброске, где в 19:00 встаем на ночлег. Медведи заброску не съели, устраиваем праздничный ужин.

3 мая

По дороге вдоль Малой Дукки дошли до моста через нее, перешли по мосту далее по дороге левым берегом Большой Дукки. Кое-где догора засыпана снегом. Через полтора часа дорога кончается, дальше тропа, засыпанная снегом. Идем по свежим следам - незадолго до нас здесь прошли минимум две группы. Вскоре переходим на правый берег Большой Дукки. Встречаем группу из Воронежа - три человека готовят обед, двое ушли вверх на разведку. Устраиваем перекус всесте. Вскоре подходят разведчики воронежцев, говорят, что следы идут до самого перевала Аюлю - вчера здесь шла группа из Ростова.

Дальнейший путь идет траверсом снежного склона (до 25°). Внизу остаются замерзшие озера (к ним спускаться не стоит, иначе придется постоянно идти вверх-вниз). Временами накрапывает дождь. По кулуарам скального склона хребта Аркасара (правый борт долины) постоянно сходят лавины. Через час долина расширяется. Продолжаем идти по следам ростовчан, но снег проваливается. Еще через час поднимаемся на ровную площадку, на которой снега нет и встаем на ночевку. Высота 2700 м, до перевала еще около 2 км.

4 мая. Перевал Аюлю (1А, 2880)

Подъем в 4:30. Вышли в 7:00. За час поднялись на перевал. Тур на перевале украшен железным ломом (в 1989 году была железная труба - и не лень людям приносить). Спуск с перевала по некрутому (10-25°) снежному склону, вдоль следов предыдущих групп. Солнце печет нещадно. За час сбегаем до берез. Дальше снег чередуется с камнями и рододендронами. Еще через полчаса подходим к стоянке ростовчан в пихтовом лесу. Ростовчане угощают нас чаем, мы их - халвой. За стоянкой ростовчан еще полкилометра идем по березовому криволесью. Дальше пихтовый лес, в котором необходимо найти тропу - Белая течет в каньоне. Находим ее метрах в 50 выше. По тропе за полтора часа спускаемся к Псышу и останавливаемся обедать. Купаемся. На другом берегу протоки стоят отдыхающие с автомобилем. Чтобы попасть на дорогу, нужно переправиться через протоку, а потом обратно (уже по дороге). Мы предпочли пройти 2 км по лесу вдоль протоки (кое-где тропа, кое-гда она теряется) и выйти на дорогу ниже. По дороге за час доходим до Габулу-Чата, еще за полтора часа до Софийской поляны, на которой проходят международный (СНГ) соревнования школьников по ТГТ. Отмечаемся у спасателей, пьем айран. Вставать в столь многолюдном месте не хочется, идем дальше. На ночь встаем не доходя 2 км до Архыза, в пихтовом лесу на берегу Псыша чуть выше устья Кизгыча.


Верховья ручья - притока Пхии и водораздел Пхия-Архыз

Загедан и долина Пхии с перевала Юж. Пхия

Перевал Пхия с перевала Юж. Пхия

Дольни Архыза и хребет Абишира-Ахуба с перевала Юж. Пхия

Долина Дукки с перевала Юж. Пхия

Группа на перевале Юж. Пхия

Сосновый лес на спуске к малой Дукке

Вехровья Малой Дукки

Малая Дукка

Наша заброска цела!

Верховья Большой Дукки

Хребет Аркасара с места ночевки 3.05.
В центре - перевал Дукка.

Перевал Аюлю со стороны Дукки

Перевал Олений со стороны Дукки

Вид с перевала Аюлю на юг

Группа на перевале Аюлю

Начало спуска с перевала Аюлю

Большой Зеленчук выше Архыза

5 мая

В Архыз пришли к 11 часам. Забираем наши вещи, оставленные на турбазе; заходим к начальнику ПСО, сообщаем, что у нас все в порядке. На почте выходной. Ближайший автобус - в 14:30 до Кисловодска. На автобусной остановке стоит "газель", водитель которой предлагает довезти до Невинномысска за 1500 руб.; сторговались за 1200 руб.

С билетами до Москвы в Невинномысске проблема. Есть только купейные на поезд в 0 часов. Решаем ехать в Кавказскую электричкой 20:19. Однако там то же самое. Ждать до утра электричку в Тихорецкую и Ростов совсем не хочется, так что берем за 1100 руб. билеты в купейный вагон и в 2:39 садимся в поезд до Москвы.

Выводы и рекомендации

Маршрут пройден в условиях многоснежной весны. В день нашего приезда выпало около 10 см снега. Еще столько же - и лавиная опасность стала бы высокой, нужно было бы в течение 2-3 дней ждать схода лавин. Однако во время всего походя погода оставалась хорошей. Самопроизвольно лавины сходили только по кулуарам скальных склонов, куда нет никакой нужды ходить. Также лавина была спущена нами на спуске с перевала Речепста-Пхия на склоне крутизной около 15°. Самопроизвольно она бы на этом склоне не сошла, двигалась медленно, размер комьев в конусе выноса - полметра, комья мягкие.

Район Закзан-Сырта представляет большой интерес для походов 3-4 к/с. Перевалы через хребет Аркасара как севернее, так и южнее вершины, имеют сложность 2А-2Б. На топографической карте масштаба 1:100000 седловина к югу от Закзан-Сырта показана без скал - это не соответствует действительности. Весной на большинстве седловин карнизы на восточную сторону, поэтому путь через вершину по восточному гребню безпаснее, чем через седловины. Западные склоны более пологие. Летом все перевалы станут скальными.

Использование общественного транспорта для заезды и выезда из района оправдано только в случае очень напряженной финансовой ситуации (что, впрочем, для студенческих групп скорее правило). Использование такси может сэкономить день-два.

Для оформления погранпропусков необходимы следующие документы:

  1. заявление на имя командира в/ч 2011 полковника Фархутдинова Н. Г. с указанием сроков похода и маршрута;
  2. список группы (ФИО, дата рождения, место жительства, паспортные данные) в трех экземплярах;
  3. ксерокопии паспортов (страницы с ФИО, фотографией, и местом жительства).
Телефон погранотряда -- (87822)5-63-40, 5-19-04. Мы высылали списки группы и копии паспортов факсом за две недели до выезда. Ускорило ли это процедуру - неясно; готовый пропуск нас в отряде не ждали оформление заняло полдня. Водители такси предлагали оформить пропуск за полчаса, но дйствительно их связи позволяют ускорить оформление -- вопрос.


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;