Ленинградский областной совет по туризму и экскурсиям ЛОС ДФСО профсоюзов.

ОТЧЁТ
о горном туристском походе
третьей категории сложности,
совершённом в районе центрального Кавказа
с 1 по 13 августа 1988 г.

Маршрутная книжка №35/88
Руководитель группы: Пашкова С.А.
Адрес руководителя: Ленинград, ул.Верейская, д.35, кв.10

МКК ЛОС ДФСО профсоюзов рассмотрела отчёт и считает, что маршрут соответствует третьей категории сложности и может быть зачтён всем участникам и руководителю.

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Группа туристов Ленинградского Государственного университета в период с 1 августа по 13 августа 1988 г. прошла горный поход третьей категории сложности в районе Приэльбрусья и Центрального Кавказа по маршруту:

пос.В.Баксан - р.Сылтрансу - оз.Сылтранкёль - пер.Сылтран - р.Кыртык - р.Адыр-су - пер.Местийский(2А) - Южн.Местийские ночевки - пер.Башиль(2А) - лед.Дзинал - лед.Твибер - лед.Китлод - пер.Семи - пер.Цаннер Н.(2А) - лед.Безенги - пер.МВТУ Ю.(2А) - лед.Дых-Котю-Бугай - р.Дых-су - т/б Голубые озера(приют) - пос.В.Балкария.

 

Протяженность маршрута : 165 км

Количество дней : 13

Дневок : 1

Список участников:

 
Ф.И.О.год рожд. адресобязанности
Пашкова Светлана Александровна 1962Верейская, 35-10руководитель
Волкова Елена Игоревна 1968Восстания д.3/5, кв.14начфин
Егорова Татьяна Анатольевна 1968Марата, 19-15начпрод
Захаренко Нина Эдуардовна 1966Железноводская, 48-5врач
Малихин Юрий Ефимович 1950Тельмана, 42-20завснар, фотограф
Пшеничников Владимир Павлович 1966-фотограф
Сокол Игорь Витальевич 1965г.Пушкин, бульв. Киквидзе, д.14/13, кв.54 
Шабанов Сергей Викторович 1967наб. Мойки, д.35, кв.4ремонтник

 

2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Подъезды и подходы

Из Ленинграда группа подъезжала до г. Минеральные Воды скорым поездом №21 Ленинград - Кисловодск. Отправление из Ленинграда в 18.08, ежедневно. От ж/д вокзала до автовокзала можно добраться на городском автобусе, идущем до аэропорта. Если поезд опаздывает не слишком сильно, можно успеть уехать в 10.50 на автобусе до Терскола. Билет стоит 3 р. 20 коп. + 70 коп. за багаж. Автобусы ходят через 1,5-2 часа.

Обратные билеты на поезд можно заказать из Ленинграда, но только из конечного пункта - г. Кисловодска. Поезд №22. Отправление из Кисловодска в 18 часов. Стоимость билетов на поезд с учетом комиссионного сбора: 21р. 50коп., столько же стоит и билет из Ленинграда.

До Кисловодска из Верхней Балкарии можно добраться так: автобусом В.Балкария - Нальчик (ходит с интервалом 1 - 1,8 часа до 5-6 часов вечера). В Нальчике следует на городском транспорте перебраться на другой автовокзал, откуда можно уехать либо прямым автобусом на Кисловодск, либо на транзитном автобусе до Мин.Вод, либо на автобусе до Пятигорска, откуда электричкой до Кисловодска.

 

Техническое описание маршрута

 

Перевал Сылтран (1А, 3050)

Чтобы попасть на тропу, ведущую к перевалу Сылтран, необходимо, перейдя мост через реку Баксан, двигаться к северной окраине пос. Верхний Баксан. Отсюда начинается серпантин старой автодороги. Река остается справа по ходу глубоко в каньоне. Дорога кончается приблизительно через 50 минут, дальнейшее движение происходит по тропе, выход на которую с дороги помечен туром. Здесь тропа входит в лес, но воды по-прежнему нет. Выйдя из леса и преодолев крутой травянистый взлет, тропа выводит к реке. От поселка - 3 перехода по 45 минут.

После выхода к воде – 1 час - тропа идёт по средней осыпи, тропа помечена турами. Перед крутой ступенью древней морены на левом берегу Сылтрансу на зелёных площадках есть ночёвки (не очень хорошие).

После подъёма на крутую ступень тропа, помеченная турами, идет вдоль русла реки, которая здесь уходит под камни. До озера - 1,5 часа хода.

На берегу озера много хороших стоянок. Вода - в озере или в ручье, текущем с перевала Сылтран.

Тропа на перевал идет вдоль русла ручья и за 45 минут выводит к перевалу.

Перевальная седловина широкая и ровная. Есть разработанные площадки для палаток, вода - с вышележащих снежников. Тур - в центре седловины: большая куча камней.

Спуск с перевала по мелкой и средней живой осыпи вдоль ручья, стекающего с седловины на север. До зелёных площадок у разлива ручья - 35 минут.

Далее тропа через некоторое время втягивается в прижим. Надо вовремя перейти на левый берег Мукала, т.к. правобережная тропа вскоре упирается в обрыв и приходится возвращаться до того места, где можно перейти реку по камням. Настоящая же тропа, идя по левому берегу, спускается по зарослям рододендронов (довольно чахлым), обходя скальный прижим, в который устремляется река. 30 - 40 минут.

Здесь река широко разливается на множества рукавов и тропа по камням снова переходит на правый берег. Место перехода помечено турами. Хорошо набитая тропа, идущая по правому берегу через 20 минут снова переходит на левый берег по мосту возле коша. Здесь начинается автомобильная дорога. Через 10 минут движения по дороге - переправа по камням через левый приток Кыртыка. По дороге 5 переходов по 40-45 минут до В.Баксана. Река внизу, но иногда встречаются ручьи. Вдоль дороги - луга; внизу просматривается тропа, идущая берегом реки.

В долине р. Баксан можно заночевать в устье Адыр-су. Здесь находится перевалочная база а/л Джайлык и разрешена установка палаток.

 

Перевал Местийский (2А, 3860)

Перевал расположен в ГКХ между вершинами Уллу-тау Вост. и Сарыкол-баши. Соединяет ледник Адыр-су и Вост. ветвь лед.Лекзыр.

До а/л Уллу-тау идет асфальтированная дорога, выше лагеря (2400) начинается тропа, ведущая к Местийской хижине, от которой и начинается, собственно, подъём на перевал.

Сперва хорошо набитая тропа идет по старым зелёным моренам (2 перехода по 40-50 минут), затем следует подняться на ножевую морену ледника Адыр-су. (Плохо заметная трона траверсом поднимается на морену по средней осыпи.) По верхней кромке морены идет тропа. По ней 2 перехода по 40 минут, далее надо спуститься на ледник, закрытый в этом месте моренным чехлом. Ещё один переход (40-45 мин) через моренные валы и открытую часть языка ледника. Нунатак "Кит" обходится слева по ходу. Сама хижина остается внизу - сзади.

На границе снега надеваем кошки и поднимаемся правее двух скальных выходов по ступеням, набитым предыдущей группой. Выйдя справа налево к верхней части правого (меньшего) скального выхода, связываемся в связки. 25-30 минут. Крутизна от 25 до 30°. Дальнейшее движение влево-вверх, заворачивая плавно вправо на пологое (до 15°) снежное плато, 40 минут. С плато виден следующий взлёт 25-30°. Направление движения - правее скальных выступов. Ещё 40 минут хода занимает подъём на этот взлет и переход по пологому плато под следующий взлёт примерно той же крутизны. Это еще не перевал. Вид на перевал открывается после подъёма на этот последний взлет. Небольшой пологий участок приводит к предперевальному взлёту крутизной 30-35° и протяжённостью около 20 метров.

Перевальная седловина - снежная, справа висит карниз. При выходе на перевал - большой бергшрунд, преодолеваемый по снежному мосту; попеременная страховка. Перевальная седловина прорезана трещинами, поэтому не рекомендуется развязывать связки. Тур - справа на скалах.

Спуск начинается вправо-вниз по снегу крутизной 25°. Далее следует траверсировать крутой (до 35°) снежник, идущий из-под скал вершины, и выйти на правобережную морену в самой верхней её части. По гребню морены идет тропа, выводящая к южным Местийским ночёвкам. Ниже на морену вылезти трудно, слишком круты конгломератные склоны. Спуск по морене занимает около 2 часов.

Возможен другой вариант спуска: не траверсируя крутой снежник, спускаться прямо вниз, правее ледопада по снежному языку, крутизной до 35° на протяжении 40 - 50 м, а далее крутизной около 25 градусов, параллельно морене с выходом на тропу в самой нижней части морены.

Местийские ночевки представляют собой группу площадок на гребне морены и в ее кармане. Вода - на скалах справа. Отсюда хорошо виден перевал Башиль и путь к нему.

 

Перевал Башиль (2А, 3640)

Перевал расположен в южном отроге ГКХ - хребте Светгар, между вершинами Башиль-тау и Тот-тау. Соединяет восточную ветвь ледника Лекзыр и лед. Зап. Ласхедар.

Путь на перевал в хорошую погоду полностью просматривается с южных Местийских ночевок. Перевал - самая низкая и широкая снежная седловина. Путь к нему пролегает почти по прямой, соединяющей Местийские ночёвки и сам перевал, и отклоняется от этой прямой только для обхода ледниковых впадин. Движение к перевалу заняло 3 перехода по 40 минут. Перед самым перевалом - 50-метровый фирновый взлет до 20°

Перевал целиком снежный, тур - справа на скалах, в начале острого скального гребня.

Спуск надо начинать влево под скалами, по снегу крутизной 25 – 30 градусов с выходом на большое снежное плато. Верхняя ступень ледопада при этом остаётся справа по ходу. Снежное плато следует пересечь слева направо, но только после выхода на пологую часть, иначе можно оказаться в ледопаде.

В правом нижнем углу плато на разрушенных скалах начинается тропа, круто спускающаяся по скальным полочкам с цветущими альпийскими лугами. До тропы на скалах от перевала около 1 часа (при движении по левой части ледника).

Через 30 минут движения тропа теряется перед большим осыпным кулуаром. Справа в скалах видна седловина и к ней ведёт слабо выраженная тропа, но там спуска нет!

Спуск идет слева от размытого кулуара по гребню его правого склона. Тропа слабо выражена, но помечена турами. На морене есть площадки под палатки. В районе площадок мы потеряли тропу и стали спускаться влево по направлению к леднику. Перед самым выходом на пологую часть ледника выходим к скальному кулуару 2,5 м высотой и крутизной 36 – 40 градусов. Рюкзаки спускаем на верёвке, участники - с гимнастической страховкой. Ледник в этой части покрыт мощным моренным чехлом, движемся по его правой стороне, перейдя ледник чуть выше слияния с лед. Асмаши по большому ледовому мосту. На левой морене - стоянки и вода в камнях. Спуск около 6 часов.

Дальнейший спуск идет по тропе, проходящей по левобережной морене ледника Дзинал. Тропа помечена турами, но местами малозаметна в камнях. Уходить на ледник не следует, т.к. тропа везде идет по морене, а ледник в центре разорван трещинами. Спуск от оконечности ледника идет по крутому конгломератному склону, который выводит к хорошим площадкам у слияния рек Твибер и Китлод. Через Твибер протянут подвесной мост, по которому ходят группы планового маршрута. Тропа от моста вниз маркирована краской и турами. Спуск занимает около двух часов.

 

Пер. Семи + пер. Н. Цаннер (2А, 3850 и 3900)

Подход к перевалу Семи начинается вдоль правого берега реки Китлод. Проход вдоль реки помечен турами, но тропа не просматривается. Осыпной кулуар крутизной, местами, до 30 градусов выводит на травянистые террасы, по которым идет тропа. (На тропу можно выйти, не спускаясь к самому слиянию рек, а пройдя траверсом над конгломератным склоном оконечности ледника Твибер). До террасы от слияния рек 30-40 мин. Далее тропа постепенно втягивается в лиственное криволесье, вскоре за которым есть места для ночевок (Нижние Китлодские ночевки, высота 2400). До них - 40 мин.

Еще один переход - до начала языка ледника с выходом на правобережную морену ледника Китлод. Четкой тропы по морене нет, только изредка встречаются туры. С морены, в том месте, где она полого сливается с ледником, надо перейти на пологий открытый ледник, по которому 20 мин. до начала зоны трещин нижней ступени ледопада. От слияния рек 4 перехода.

Далее возможны два пути - лавируя между трещин ледопада, и - по правому берегу ледника. Мы прошли вторым путем.

Чуть ниже начала зоны трещин слева по ходу видны выходы бараньих лбов с широким осыпным кулуаром между ними. Подъем проходит по руслу ручья, текущего со снежников, расположенных выше бараньих лбов. Двигаться вдоль русла по крупным камням легче, чем по плотно слежавшейся осыпи на склонах кулуара. Подъем занимает 1 час.

Тропа над бараньими лбами выводит к ночевкам перед второй ступенью ледопада (Средние Китлодские ночевки).

Отсюда видна вторая ступень ледопада, подход к которой проходит по относительно спокойной части ледника.

Дальнейший путь снова возможен двумя путями: по леднику и по осыпям правого борта.

Классические описания рекомендуют (правда для снежных лет) двигаться по рантклюфту правого борта, но нам не представился возможным такой путь. В рантклюфте - непрочные и сильно разорванные снежные мосты, к тому же со скал довольно часто идут камни.

Второй вариант пути предполагает подъем по осыпному кулуару с ручьем. Набор высоты около 400 м. Устье ручья прикрыто снежным мостом лавинного происхождения. В нижней части ручья снова движемся по крупным камням. Крутизна до 35 градусов, 40-50 метров. Этот участок преодолевается по одному из-за опасности камнепада. Далее путь выполаживается до 25 градусов и выводит направо в широкий цирк с наклонным снежником, который траверсируем, ориентируясь на верхнюю часть черной сланцевой осыпи, замыкающей цирк. Уклон 10-20 градусов. Подъем на осыпь траверсом слева направо. Внизу видны Верхние Китлодские ночевки, на которые спускаемся по мягкой мелкой осыпи. От Средних ночевок - 3 часа.

Перевал Семи находится в хребте Нашкодра между вершинами Тихтинген и Ойя и соединяет ледники Китлод и Цаннер.

От Верхних Китлодских ночевок в хорошую погоду хорошо видна седловина перевала Семи. Перевал представляет собой широкое снежное понижение в юго-западной части скального контрфорса вершины Тихтинген. Двигаться на перевал следует по широкой левой дуге, стараясь держаться дна пологой котловины, ведущей к предперевальному взлету. Не следует уходить вправо (по ходу), т.к. там ледник разорван трещинами. Перед самым перевалом - короткий фирновый взлет. Время движения от Верхних ночёвок - 2,5 часа.

Седловина перевала снежная. Тур слева на скалах вершины Тихтинген.

Спуск с перевала влево вдоль ГКХ, не уходя вправо-вниз. Через 1 час движения попадаем на Цаннерские ночевки - конечные выходы боковой морены. Места для 2-3 палаток.

Направление движения от Цаннерских ночевок - на черные выходы между Средним и Нижним Цаннерами.

Перевал Нижний Цаннер расположен в ГКХ между вершинами 4025 и Ляльвер. Соединяет ледники Цаннер и Безенги.

Движение к перевалу происходит по широкой левой дуге, огибая слева выпуклую среднюю часть цирка перевала Цаннер. От Цаннерских ночевок 1 переход 40 мин. Далее подъём слева направо на взлет крутизной до 30 градусов и выход в широкий предперевальный цирк пер. Н. Цаннер. Внимание! Закрытые трещины! 1 час движения до предперевального взлёта.

Перевальный взлет крутизной 40 градусов в нижней части и высотой 55 - 60 м. В самом низу - бергшрунд, преодолеваемый по снежному мосту. Взлет - снежно-ледовый; перильная страховка на ледовом крюке. 1 веревка 40 м, выше - 3-4 м крутого (30-35 градусов) склона, а далее к седловине выполаживается. Этот путь ведет не в самую нижнюю точку перевала, а на скалы слева по ходу.

Седловина - скально-осыпная с туром в средней части. Спуск справа налево в направлении черной сланцевой осыпи, пересекая перевальный цирк. Движение в связках. Осыпь лежит на боковых трещинах ледника и развязываться здесь не стоит. Под слоем осыпи - лед! Дальнейшее движение снова по снегу в направлении скальных выходов слева, по которым проходит тропа, требующая осторожного передвижения и снова выводящая к закрытому леднику. Движение связками по леднику до выхода на левобережную серо-жёлтую осыпь. Тропа по мелкой осыпи выводит к разрушенный скалам и упирается в крутой кулуар. Спускаться по кулуару не надо, тропа идет по внешней стороне разрушенных скал, составляющих правый борт кулуара. Тропа на скалах выводит к нижней части кулуара. Дно его осыпное и, перейдя кулуар, можно спуститься по ссыпному склону вниз, на боковую морену западной ветви ледника Безенги.

Дальнейший спуск происходит по мелкоосыпной левобережной морене с выходом на пологий открытый ледник. Направление движения к левому повороту ледника. Здесь надо вовремя пересечь основной долинный язык лед. Безенги, не входя в зону трещин левого борта. В хорошую погоду это не представляет трудности.

По правобережной морене долинного языка идет тропа, выходящая к ручью вдоль скального выхода (скальный выход справа огибает мощный ледопад восточной ветви ледника). Переправившись через ручей по камням, выходим на тропу, идущую по центру скального выхода. Тропа выходит к ночевкам в кармане правой морены, около небольшого озера. Спуск с перевала - 3,5 часа.

 

Перевал МВТУ Южный (2А, 4250)

Подъем на перевал начинается от ночевок на берегу озерца в кармане правой морены ледника Безенги, над водопадом. По гребню ножевой морены идет хорошая тропа к хижине а/л "Безенги" - Баранкошу. Через 40 минут тропа резко поднимается вверх в обход скал, в которые упирается гребень морены. Еще через 30 минут - площадки у хижины. Пройдя мимо нее, выходим на склон правого борта долины, по которому идет тропа, ведущая в цирк перевала Дыхни-Ауш. Тропа идет по снежным склонам левее ледопада восточной ветви ледника Безенги. Местами попадаются небольшие трещины, которые легко перешагиваются. Постоянно забирая влево, преодолеваем короткий снежный взлет и попадаем в цирк, ведущий к перевалу МВТУ. Цирк перевала Дыхни-Ауш остаётся правее и ниже.

Дальнейшее движение - в связках в направлении левых скальных ворот. Крутизна подъёма незначительна, трещин мало. Пройдя скальные ворота, попадаем в цирк перевалов МВТУ и Камнепадный. Прямо от скальных ворот начинается спуск вправо-вниз с пер. Камнепадный (2Б), ледопад. Огибаем начало спуска с пер. Камнепадный широкой дугой и, подойдя под склон противоположного борта ледопада, начинаем подъём по снежному склону, крутизной 25-30 градусов в направлении перевала МВТУ Южный. Седловина перевала выражена очень слабо. Подниматься следует, постепенно забирая влево в направлении желтой осыпи.

Время подъёма от Баранкоша до скальных ворот - 3 часа, от скальных ворот до перевала - 1 час.

Седловина перевала - скально-осыпная, тур в средней её части.

Спуск с перевала по крутой тропе. Много живых камней. Внизу, под разрушенными скалами - снежный склон с бергшрундом.

Не доходя до конца скал, выходим вправо на снежный силон, траверсируя который, обходим бергшрунд справа. Выйдя на пологую часть закрытого ледника, пересекаем его по диагонали влево и выходим на боковую морену. Здесь имеются удобные площадки для ночевки. Дальнейший спуск по левой стороне долины приводит по морене и разрушенным скалам к снежному склону (30 градусов, 100 м) с бергшрундом посередине. Через бергшрунд имеется снежный мост.

Перильная страховка от верхней части склона до нижнего края бергшрунда. 1 веревка 50 м, закрепляется на ледорубах. Дальнейший спуск по закрытому, а потом по открытому леднику не представляет сложностей и проходит вдоль левого борта долины. Поднимаемся на высокую морену левого борта. На террасе у начала морены есть площадки для 6-7 палаток, но вода далеко, приходится топить снег.

Спуск с перевала занял 4 часа.

 

Спуск в поселок Верхняя Балкария.

От ночевок у начала морены на спуске с пер. МВТУ движемся по гребню морены по крутой тропе. Постепенно она становится положе. Слева, в кармане морены - небольшое озерцо-лужа, площадки. Через 1 час тропа выводит к отличным зеленым полянам недалеко от впадения ручья, текущего с ледника Крумкод. Далее тропа продолжает идти по гребню морены до впадения ручья. Здесь находится довольно большое озеро, запертое между скалами левого борта долины и мореной. Спуск сюда занимает еще полчаса. Здесь тропа кончается и дальнейший путь проходит по открытой и части ледника Дых-Котю-Бугай. Немного не доходя до места впадения ледника Айлама следует перебраться через центральную морену ледника Дых-Котю-Бугай и дальше спускаться вдоль правого борта долина. От выхода на ледник до слияния с ледником Айлама - 2 часа.

После пересечения ледника Айлама, выходим на правую боковую морену долины реки Дых-су и через 1,5 часа выходим к берегу реки в 1,5-2 км ниже языка ледника, здесь есть площадки для палаток. Дальнейший спуск вдоль берега реки по тропе, местами теряющейся в камнях. Следует придерживаться берега реки и не пытаться искать тропу выше по склону - там ее нет. Спуск по тропе до моста около турбазы "Голубые озёра" занял 6 часов. Далее от т/б до посёлка В. Балкария идет автомобильная дорога. До посёлка 18 км. Примерно в 6-8 км выше поселка - граница Государственного Верхне-Балкарского заповедника. Спуск до поселка от т/б занял 3 часа.

Из В. Балкарии ходит автобус в Нальчик с интервалом 1,5 часа.

Из Нальчика можно добраться до Минеральных Вод, Кисловодска, Пятигорска междугородными автобусами.

 

Список фотографий:

  1. Пос. В.Баксан. Начало подъема к пер.Сылтран.
  2. Подъем к оз. Сылтранкёль
  3. Вид на пер. Сылтран (1А, 3050)
  4. Спуск с перевала. Переправа через Мукал
  5. Подъем на устьевую ступень р.Адыр-Су
  6. Перевал Местийский и нунатак Кит от а/л Уллу-Тау
  7. Вид на пер. Местийский с лед. Адыр-Су
  8. Подъем на пер. Местийский
  9. Преодоление бергшрунда по снежному мосту
  10. Группа на пер. Местийский – 2А
  11. Спуск с пер. Местийский
  12. Спуск с пер. Местийский
  13. Верхняя часть подъема на пер. Местийский
  14. Начало спуска с пер. Местийский
  15. Вариант спуска по леднику (справа – морена с тропой)
  16. Вид на пер. Башиль с Южных Местийских ночевок
  17. Группа на пер. Башиль (2А, 3640)
  18. Седловина пер.Башиль
  19. Обход первой ступени Китлодского ледопада
  20. Обход второй ступени Китлодского ледопада
  21. Вид на пер.Семи с Верхних Китлодских ночевок
  22. Ночевка под пер.Семи на л.Цаннер
  23. Группа на пути к пер. Н.Цаннер
  24. Вид на пер. Цаннер с пер. Семи
  25. Перевальный взлет пер.Н.Цаннер
  26. Группа на пер.Н.Цаннер (2А, 3900)
  27. Седловина пер.Цаннер
  28. Спуск по скалам
  29. Спуск с пер. Н.Цаннер (вид с лед. Безенги)
  30. Подъем на морену лед. Безенги
  31. Группа на морене лед. Безенги
  32. Группа на перевале МВТУ Ю.
  33. Путь спуска с перевала МВТУ Ю.
  34. Подъем в цирк перевалов МВТУ С. и Ю.
  35. Седловина пер. МВТУ Ю. (2А, 4250)
  36. Спуск с пер. МВТУ Ю.
  37. Спуск на лед. Дых-Котю-Бугай (Дых-Су)
  38. Ночевки на морене лед. Дых-Котю-Бугай