Тернопольский мото-туристический клуб “Колобок ”

ОТЧЕТ о мотопоходе 5 к.с. по Карпатам, совершённом с 21.07 по 11.08.95 г.

Маршрутная книжка 02/95

Руководитель: Мартынюк Р.Ю.

Адрес: Украина, Тернополь, Шептицкого 7а кв.2

 

Справочные данные:

Маршрут: Тернополь – Умань – Одесса – Каховка – Камянка Днепровская – Запорожье – Кривой Рог – Одесса – Белгород Днестровский – Кучурган (Р-84) – Балта – Тульчын – Новоднестровск – Бричень (Молдова) – Сторожинец – с. Шепит – с. Н.Яловец – В.Ясенов – с.Чорна Тиса – с.Лапухов – с.Колочава – Тернополь.

Длина маршрута 3000 км.

Экипаж № мот. Фамилия, имя Год рож. Тур. опыт. Обязанности
1 41-70 Мартынюк Роман 1970 4р. 5у руководитель
2 02-63 Гороховский Виталий 1971 техник
3   Гороховская Лариса 1972 повар
4 14-02 Кельнер Ярослав 1974 завхоз
5 08-01 Стареправо Павел 1976 штурман
6   Мурынка Андрей 1972 медик

Техническое описание:

0 день

Еще вчера с Одессы приехали три человека, чтобы встретить зарубежных гостей на первый в Украине международный слет байкеров который состоится в Одессе. Моя задача вместе с ними доехать до Мостыска встретить группы и довести их в Одессу. Главная проблема найти бензин. Ситуация с бензином в Украине, как в фильме “Безумный Макс – 2”. Уже к 5 вечера английский трицикл, поляки, бельгийцы, голландцы и ещё куча народа, были расположены в кемпинге, в 10км от Тернополя. Целую ночь горел асфальт. Группа поляков (10 человек) выпила несколько ящиков водки, а одесситы убили мотор старого “Днепра”.

1 день

Колона мотоциклистов растянулась на три километра. (фото1) Витя Гороховский, наш техник, повел колону, а я с одесситом курировали зад, что бы помочь тем, кто отстал. Сразу сказались огромные проблемы:

а) Все группы привыкли двигаться с разными скоростями. Так для бельгийской группы крейсерская скорость 130-140км в час, а для нас 80-90км в час, но вот ремонт дороги, скорость бельгийцев падает до 10 км в час, а мы движемся бес изменений скорости.

б) Все заграничные гости не могли двигаться более 2 часов под ряд.

в) Нам подходит любой бензин, иномарки детонировали на 95.

г) У нас вся кухня и продовольствие с собой, а другие рассчитывали на общепит. Это привило к тому, что с огромными трудностями за весь световой день, а это 12 ходовых часов мы еле добрались к Гайсыну. За день проехали 350 км.

2 день

От Умани все группы двигались отдельно, что упростило движение. (фото2) К обеду были в Одессе. Цель пляж Аркадия. Долго колесили по городу, пока не попали в дом отдыха, что 2 км от пляжа. Там строился палаточный город, где за 5 долларов с человека досталось место и нам. Все гости были распределены на четыре касты. Первые “почетные гости” - председатели клубов. Вторые “гости” - все иностранцы. Третьи “свои” - одесситы с клуба “Стрейнжерс”. Четвертая “остальные” - те, кто приехал на неприлично дешёвых мотоциклах… За день проехали 360км.

3 день

Утром все выехали на площадку, что над пляжем. Там была попытка провести соревнования “Типа”, (фото3) но Явы и Чезеты всё выигрывали и соревнования за неинтересностью были прекращены.

После рок-концерта все поехали в “кабак”, где пили до утра. Нашей группе не до питья, мы как скорая помощь помогали польским друзьям после всего выпитого…

4 день

Пока все спали до 12 часов, мы сварили на шмеле украинский борщ в эмалированном ведре, одолженном на неработающей кухне. Запах залез всем в желудки и все сразу проснулись. С иностранных палаток первыми вылетели украинские “ночные мотыльки”, привезенные на работу ещё вчера вечером. Борща хватило покормить “бедных” поляков, пожилую пару англичан на трицикле, они никогда не ели борщ, и поесть самим. (фото4) После обеда Влад Литвинов, организатор слёта, провёл сборы своего международного клуба, где побывали и мы. Стоял вопрос поездки в Крым. Мы сразу отказались из следующих причин:

А) Проблема с бензином не гарантировала сроки возвращения, а у нас ведь спортивный поход.

Б) В тот момент Украина с Россией стояла за шаг от военного конфликта за Крым.

В) В то время в Крыму были зафиксированы неоднократные случаи заболевания холерой.

5 день

Мы отбываем первыми. Дальше наш путь идет через Николаев и Каховку. Очень жарко. Дальше едим Р-71, вдоль каховского моря. Дорога очень плохая. Вечером останавливаемся в знакомых в Запорожье. За день проехали 520 км.

6 день

В Кривой Рог через Никополь, дальше Новый Буг, Вознесенск по одесской объездной в Овидеополь от туда в Белгород Днестровский. Дороги всякие в основном в ужасном состоянии. За день проехали 530 км.

7 день

Кучурган это граница с Преднестровьям. Кругом автоматчики. Дорога Р-84 местами сильно разбитая, а между с. Стратиевка и Чечельник твердого покрытия нет вовсе (фото5). От туда Крыжополь, Ямполь, Могилёв Подольский, Новоднестровск. За день проехали 490 км.

8 день

В Окнице пересекли границу с Молдовой. Проехав немного по Молдове, опять выезжаем в Украину, проезжаем Черновцы и Сторожинец. За Берегометом сворачиваем на дорогу Р-150. через 10 км заканчивается асфальт и начинается “гравийка”. Дорога без луж серпантинного типа. Перевал Шудрин (фото6) на высоте 1000 метров. Водоразделов несколько и через 3 км начинается спуск. Дорога, как и на подъем гравийная в очень хорошем состоянии. В с.Русская асфальт который заканчивается в с.Шепит. Выехав за деревню останавливаемся на ночь. За день проехали 235 км. В этот день мотоциклы настраиваются на бездорожье.

9 день

На перевал Джоголь 4 км подъема уклоном 20-25%. Дорога крупный гравий. Мотоциклы разгоняем на первой передаче до 40 км в час, главное не остановится. Пока первый мотоцикл не выехал, другой не начинает старт. (фото7) На большой скорости очень опасно упасть. Мотоцикл при полностью открытой заслонке иногда переходит в “Расколбас” заднего колеса. Сразу сбрасываем газ и по заднему тормозу, а за секунду опять газ до отказа. Ехать с пассажиром не возможно, не хватает двигателя. Несколько раз, где ровнее останавливаемся, двигатели сильно перегреты. Спуск серпантинного типа уклоны до 30%, разъехаться с Уралом тянущим лес на перевал не возможно, очень узко, попадается много бродов с твёрдым дном глубиной 0,5 метра. (фото8) В Нижнем Яловце поворачиваем в сторону границы с Румынией и доезжаем до погранзаставы. (фото9) Там удается найти бензин. До с.Голошино глубокая колея с жижей. Дальше сплошная деревня. В с. Устереки поворачиваем до с.Криворовня где выезжаем на Р-135. За световой день проехали 80км.

10 день

До Ворохты асфальт дальше сворачиваем с.Вороненко. По деревне гравиевая дорога. Потом дорога идет вдоль железной дороги. Потом железная дорога уходит в туннель, а мы поднимаемся по лесной дороге. Сухо, дорога проходимая, но есть очень крутой кусочек. (Фото10) Спуск с перевала круче до 25%. Через 3км попадаем в с. Лазещина. В Ясынях асфальт. Поворачиваем в с. Чёрная Тиса. За селом пропускной пункт. (Фото11) Только маршрутная книжка даёт возможность проехать. До начала подъема на перевал дорога с большими лужами, но твёрдая. Подъем на перевал серпантинного типа с уклоном до 20%. Через 500 метров начинаются гнилые мосты, (фото12) Из многих брёвен безопасны только два, где одно. Мосты недалеко один от друга. Решаем, разгрузится, и подстраховать один одного. На перевале стоит дом. Несколько метров выше родник. Возле родника ставим палатки. За день проехали 65 км.

11 день

В выходной день носим груз с перевала до начала железной дороги, это 3 км по тракторной дороге и кусок по речке. Там изба и живут люди у них, и оставляем вещи.

12 день

По водоразделу идет старая дорога. На ней колеи, с водой которые никогда не высыхают, глубиной более 1 метра. Едем по следу тягача, (фото13) это параллельный спуск в 300 метрах от старой дороги. Мотоцикл двигается вниз по колее. Уклон до 20%. Переднее колесо забило грязью и каждые 10 метров оно становится лыжей, и постоянно приходится его чистить. Но через 400 метров огромная, а главное очень вязкая лужа. На ней не большой поворот, где тягач гусеницами выбил эту яму. Объехать нет ни какой возможности. На препятствие тратим 2 часа. Дальше уклон местами до30%. Только дорога выровнялась сразу лужа. На первый километр тратим пол дня. Этот участок заканчивается бродом шириной 5 метров с очень крутыми берегами, высота 1метр, уклон 50-60% и глубиной около 1,5 метра. Нам точно не пройти по следам тягача. И не надо. Следы тягача через 70 метров уходят в речку. По берегу дальше двигаемся, (фото14) . Переехав час по речке, оказываемся не старой узкоколейке, с которой сняли рейсы, а шпалы остались. Они на столько прогнили, что под ногой проваливаются. Но рядом все заболочено, много родников, которые стекают к речке. Мотоциклы десять метров едут, и два метра мы их просто перетягиваем. Так за 2 часа прошли 4 мотоциклами 100 метров. Дальше речка расходится то на несколько русел, нам остаётся двигаться по старому руслу. Есть огромная вероятность пробить картер, по этому подстраховываем друг друга. К вечеру добрались к хутору из 3 хат, (фото15) В двух уже никто не живёт, а в одной живёт семья. К ближайшей деревни 15 км по узкоколейке или 25 км той дорогой, что мы ехали. Рядом с домом ставим палатки. За день проехали 2км 900 метров.

13 день

Утром в 7 часов рядом проходит узкоколейный грузовой поезд. Мы с машинистом договариваемся, что на обратном пути он заберёт наши вещи до станции Усть Турбат. Через час возвращается поезд груженый лесом. Мы вместе с вещами отправляем одного человека.

Дальше наш путь по железной дороге, (фото16) Есть места, где движение между рельсами не вызывает никаких проблем, но там, где не давно поменяли шпалы двигаться на мотоцикле не возможно. На скорости можно сильно упасть, а медленно мотоцикл застригает между шпал. На таких участках мотоцикл ведем в руках с включённым двигателем и выжатым сцеплением. В час удается пройти таким способом до 3км. Но самая большая проблема это стрелки. Проблема в том, что такой кусок нельзя пройти рядом с путями, с откоса сразу идет ров, с него потом очень трудно вытянуть мотоцикл. На станции Турбат в домике был мужик. При виде нас он не знает, что сказать от удивления. Он лишь предупреждает, что в 18 часов будет идти поезд нам на встречу за лесом. Но 17 часам мы уже были на станции Усть Турбат. Проехав до с.Лапухов ставим палатки. За день проехали 16км.

14 день

До деревни Комсомольск асфальт, по деревни болото. За селом мост через реку Тересва. Дальше тракторная дорога. По ней 2 км (фото17) до подъема. Вправо серпантинный подъем, но мы выбираем экстремальный путь с уклоном до 50% и длиной 4 км, и глубокой колеей… Ориентирование очень простое – вдоль линии электропередач. (Фото18) Первых сто метров и несколько падений говорят, что с грузом дальше не возможно. Подъем нарастает плавно и не заметно. Хорошо видно, что здесь никогда никто не ездил. Дорогу сделал бульдозер, а вода промыла колеи. Без толчка с заде страховщиков начать движение почти не возможно. Делимся по трое на мотоцикл, перегоняя их по 100-150 метров. Через 4 часа преодолели первый километр. Каждый рулил собственный мотоцикл, а потом помогал товарищу. Но дальше договорились, что руководитель будет у руля мотоцикла, а остальные как страховщики. Также две группы объединились в одну, но одни страхуют в одном месте, а другие через 10 метров. (Фото19) К 16 часам усталость огромная. У некоторых от напряжения судорога ноги, кто-то подвернул ногу, ушибы и падения не счет. А уклон всё круче, а колея всё глубже. Как отдых сумка в 50кг на двоих и вперед - отдыхать. (Фото20) В какой то момент приходит второе дыхание. Все шутят, взбодрились, орём на весь лес для концентрации воли. (Фото21) Так держимся пока не доезжаем до 400 метровой стены с уклоном 50% и колеей местами по пояс. Первое, что приходит в голову – это нам не проехать. За одну секунду пропадают всё силы. Мы с горестью и молча смотрим, друг на друга, никто не заныл, и не выдал ни звука!!! Принимаем единственно правильное решение, ставить палатки тем более уже 7 часов вечера. Утро – вечера мудренее. За день проехали 3км 50 метров. Еще вечером сделали разведку: если дождя не будет, есть шанс.

15 день

Утром решили пока есть силы выгонять мотоциклы, а вещи по не многу потом вынесем. Сам подъем начинается с поворота и поперечной колеи. (Фото22) Засыпать её смысла нет, из-за валунов, быстро нельзя, это гарантированное падение. Через 25 метров от старта очень неприятных 2 метра скалы уклоном 60-65%. Первый мотоцикл переезжает этот участок своим ходом, и дальше толкаем втроем, через 50 метров подхватывает другая группа пока нога не спотыкается, мотоцикл уходит в колею. Отдохнули и опять такой же марш бросок. (Фото23) Через 1,5 часа первый мотоцикл почти на перевале. Там его от дороги отделяет лужа с метровой глубиной. Хотя деревня рядом и пастухи – пацаны на перевале оставляем мотоцикл очень спокойно, через эту лужу не утонув - мотоцикл не украсть. Второй гоним 638 Яву. Она немного мощней 634 Явы. Удается своим ходом проехать на 20 метров больше, фактически первая группа осталась бес работы. Эх, ещё б с 20 лошадей что б нам был этот подъем… Второй мотоцикл выгнали за час. Действительно вокруг первого собралось куча деревенской молодёжи. Шутя, просим “посторожить”. Третий шёл очень трудно. У всех ведущие звездочки на 14 зубов, а здесь 15 зубов. Разница ощутимая. Когда к 16 часам выгнали четвёртый мотоцикл и пообедали пошёл сильный дождь. На сумки сил уже не осталось. Через “не могу” вытащили к вечеру сумки и стали ставить палатки.

За день прошли 850 метров. (фото24)

16 день

Не привязывая груз, пробуем проехать наполненную до краев водой лужу. С права от лужи идет тропинка-уступ шириной 30 см, а ещё правее откос высотой более 3 метров. Значит только по тропинке. В одного мотоцикла немного шире дуги. Он соскочил заднем колесом и ушёл под воду . С воды только седло но переднее колесо на тропинке. Пришлось технику хорошо окунутся. (Фото25) Спуск с перевала серпантинного типа глина, гравий. Потом Межгорье, Долина, Тернополь. За день проехали 350 км.

Итого, выводы, рекомендации:

Поход можно охарактеризовать, как сложный в сфере доставания бензина. Эта проблема была во всех регионах Украины. В связи с этим каждый мотоцикл был перегружен на 40кг, а это 50% всего веса груза.

Вливание нашей группы в зарубежные считаю ошибкой. Во первых у нас разный подход и опыт путешествий, а во вторых разная техника.

Посещение мотто-слётов ничего не дает, сильно регламентируя график движения по строкам выезда. Поход становится с двумя целями, как с двумя “зайцами”.

Считаю, что принятое решение не менять маршрут, и не ехать в Крым было правильным.

Поход имел первопрохождение на мотоцикле перевала Прислоп по линии электропередач в западном направлении.

Самый сложный и момент был в конце 15 дня.

Весь маршрут был пройден всеми участниками.

фотографии
фото Р.Мартынюк
Явы наши – Хонды заморские (перед разделением групп)
фото Р.Мартынюк
Встреча цивилизаций (колона из групп разных стран)
фото Р.Мартынюк
С новыми друзьями (Одесса, пляж Аркадия)
фото Р.Мартынюк
Побеждать всегда нельзя – потеряешь соперника
фото Р.Мартынюк
Без бездорожья жить не можем. ( Около с. Чечельник)
фото Р.Мартынюк
Пока первый не выехал, второй не стартует! (Пер. Джоголь)
фото Р.Мартынюк
Были цветочки, а теперь ягодки (Перевал Шудрин)
фото Р.Мартынюк
Медленно, медленно, чтоб не попала вода (р. Белый Черемош)
фото Р.Мартынюк
Шаг от Румынии. (Самая южная точка Ивано-Франковской обл.)
фото Р.Мартынюк
Если коней мало, мы впряжемся сами! ( пер. с. Вороненко)
фото Р.Мартынюк
Дорога?.. Направление! ( Начало спуска к речке Турбат)
фото Р.Мартынюк
Маршрутная книга – пропуск в заповедники. (С. Черная Тиса)
фото Р.Мартынюк
Только с подстраховкой! (через речку Черная Тиса).
фото Р.Мартынюк
По узкоколейке (Возле станции Турбат)
фото Р.Мартынюк
… а лучшей дороги нет! (По берегу речки Турбат)
фото Р.Мартынюк
Неужели здесь живут люди?! (15 км до ближайших людей)
фото Р.Мартынюк
Здесь бывают только трактора и мы (Начало перевала Прислоп)
фото Р.Мартынюк
Дальше с грузом не пойдем! (Подъем на пер. Прислоп)
фото Р.Мартынюк
И так целый день… ( Подъем на пер. Прислоп)
фото Р.Мартынюк
Процесс отдыха (там же)
фото Р.Мартынюк
Он узнаваем даже со спины… (Байкер – он и в походе байкер)
фото Р.Мартынюк
Мазохизм – или поход пятой категории ( таких 400 метров)
фото Р.Мартынюк
Глазам страшно, а руки делают. (Борьба с перевалом Прислоп)
фото Р.Мартынюк
Главное не смотреть вниз! (Вид с перевала)
фото Р.Мартынюк
После выталкивания мотоцикла из лужи (техник «Горох»)