вид на восток с вершины Скальная Южная

Отчет о пешеходном походе II к.сл. по Хибинским тундрам

ст.Имандра - ущ.Крест - ущ.Аку-Аку - пер.Юмьекорр - пер.Западный Арсеньева - в.Юдычвумчорр - пер.Восточный Петрелиуса - Южный Рисчорр - каньон Водопадный - отрог Рестинюн через в.Намуайв до пер.Намуайв - пер.Седло Валлепахка - пер.Обманный - пер.Центральный Лявочорр - пер.Северный Чорргор - ст.Имандра

Описание дается для достаточно жаркого начала июля, снега относительно этого времени года мало (зима малоснежная), однако в августе его значительно меньше.

С железнодорожной станции Имандра (на ней останавливаются далеко не все поезда, идущие по мурманской ветке) идти на север по дороге, идущей на юг. В месте, где дорога сворачивает к востоку, свернуть вправо на небольшую ЛЭП и идти по тропе вдоль нее идти до выхода на дорогу. Можно было продолжать движение по дороге, но при этом получается небольшой крюк. Далее по дороге на юго-запад к навесному мостику через реку Гольцовку рядом с железнодорожным мостом. За мостом дорога продолжается в направлении на юго-восток. Пройдя по дороге большую ЛЭП и оставляя слева небольшое озерцо, выходим к ручью - первому явному за всю дорогу. Этот ручей ведет к щели Крест. От станции около 1 часа 15 минут.

Щель Крест (каньон, 1А) расположена в северной части северо-западного отрога вершины Хибинпахкчорр и соединяет первый нижний левый приток Гольцовки и ее второй левый нижний приток.
Перейдя по дороге ручей, ведущей к щели, сначала по его правому по ходу берегу, а затем левому по ходу поднимаемся вверх по среднепроходимому лесу. На левом по ходу берегу ручья следы старых (зимних?) стоянок, тропа читается только местами. Щель представляется вначале широким понижением в гребне отрога, однако заход в нее происходит по крутому левому по ходу склону, так как вдоль ручья очень труднопроходимое криволесье. В начале каньона небольшое озеро, обходимое по берегу справа. От дороги около получаса. За первым озером по крупным осыпям выходим ко второму, которое обходится по крутому мелкооыпому с выходами скал левому по ходу берегу. Вскоре третье озерцо в большом сужении со снежником, спускающимся прямо в него. Обход справа сначала 3 м вверх по вертикальному простому внутреннему углу, а далее по полке борта каньона. Это озерцо можно обойти и слева, но в этом случае предстоит очень большой подъем. Вскоре после третьего озерца каньон раздваивается, обе части его в конечном итоге выводят в гребень отрога Хибинпахкчорра. Если идти по левому по ходу каньону, то вскоре в сужении до 3 м четвертое озерцо, которое обходится по покрытому мхом правому склону с выходом на плато отрога. Отсюда видны перевал Седло Хибинпахкчорр и щель Аку-Аку, прорезающая этот же отрог. Прохождение каньона занимает от 30 до 50 минут.

Щель Аку-Аку (каньон, н/к) прорезает северо-западные и западные отроги вершины Хибинпахкчорр и соединяет второй левый нижний приток Гольцовки и безымянный ручей южнее Юмъекорруая.
От окончания щели Крест по поросшему мхом плато идти на юг к началу щели Аку-Аку около 15 минут. По Аку-Аку идет хорошая заметная тропа. Постепенно стены расщелины повышаются, она пересекает несколько взлетов и спусков. Через 30 минут движения путь перегораживает озеро, обход по небольшой полке слева (без рюкзаков!) или по крутому склону слева выше полки. На другой стороне озера есть стоянка, вскоре после нее в ращелину слева втекает ручей. По левому, затем правому, а в конце снова левому берегу ручья по тропе вниз к месту его впадения в ручей Юмъекорруай - месту, называемому "Звездочкой". От озера около 45 минут. В Звездочке по обоим берегам Юмъекорруая стоянки, но с дровами напряженно - чувствуется популярность.

Перевал Юмъекорр (н/к) соединят ручей Юмъекорруай и левый приток ручья Меридианального. Представляет собой глубокую треугольную щель южнее вершины Хибинпахкчорр.
От Звездочки вверх по пологой тропе правого по ходу берега Юмъекорруая, перейдя выше зоны леса на левый берег выйти к перевальному взлету. По тропе и осыпям крутизной до 25° вверх в перевальную щель и по ней выйти к туру, расположенному ближе к ручью Меридианальный. От начала взлета около 20-30 минут. С перевала возможен подъем на вершину Хибинпахкчорр по тропе в мелких осыпях с крайнего восточного конца перевальной трещины, технически несложный. Спуск с перевала по тропе и осыпям крутизной до 30° вдоль ручейка, далее по пологой тропе вдоль правого берега притока ручья Меридионального. От перевала до границы зоны леса около 1 часа. Для движения в верховья ручья Мерииданальный чуть ниже границы зоны леса нужно свернуть с тропы вправо и по мелколесью средней проходимости двигаться по склону отрога на восток к ручью Меидианальный. По дороге есть небольшое озерцо. До ручья около 40 минут. По ручью по тропе правого по ходу берега вверх 25 минут до стоянки.

Перевал Западный Арсеньева (1А) соединяет самый южный исток ручья Меридианального и ручей Чильмана (приток Малой Белой). Представляет собой небольшую щель юго-восточнее вершины Юмъечорр.
От стоянки на левом орографически берегу Меридианального ручья до границы зоны леса около 10 минут и еще около 35 минут до сужения реки между склонами вершин Ферсмана (с большой скальной стеной) и Юмъечорра. Здесь есть площадки для палаток, дров нет. По тропе правого,  а после поворота левого по ходу берега ручья 1 час вверх под перевальный взлет. Подъем вначале по снежнику крутизной около 20° по руслу ручья, затем влево по мелким осыпям и разрушенным скалам крутизной до 40° в направлении перевальной седловины. От низа около 40 минут. С перевала можно взойти на вершину Юмъечорр (н/к). С перевала вверх по крупным осыпям стенки трещины, затем по пологим мелким осыпям и скалкам правее основного хребта (слева скальные обрывы) на вершину Юмъечорр. От перевала около 10 минут. На вершине погнутая металлическая трига и табличка, установленная в честь 50-летия победы в 1995 году. Спуск по пути подъема. С перевала Западный Арсеньева вниз по осыпному кулуару, крутому снежнику и осыпям крутизной до 45° вниз до выполаживания (около 30 минут). Далее по осыпи крутизной около 20° 10 минут вниз до ручья. По тропе правого берега, затем мхам левого борта долины, затем по тропе вдоль левого берега ручья около 1 часа 15 миут до границы зоны леса. Здесь есть стоянки. Далее по тропе левого берега еще около 1 часа до реки Малая Белая (в конце свернуть влево на тропу в верховья Малой Белой). Вдоль Малой Белой по правому орографически берегу реки идет дорога. По дороге 30 минут вверх до ручья Ферсмана. Ручей можно перейти по бревну чуть ниже дороги. Около дороги стоянки на левом и правом берегах ручья.

Вершина Юдычвумчорр (1200) по юго-западному гребню (н/к) и далее траверс до перевала Ферсмана со спуском по ручью Ферсмана (1А). Началом и концом выхода является пересечение ручья Ферсмана с дорогой в долине Малой Белой.
На вершину Юдычвумчорр ведет пологий травянисто-осыпной гребень. По тропе правого по ходу берегу ручья Фермсмана вверх 10 минут от дороги, затем свернуть через лес вправо к отрогу. Через 5 минут выходим из зоны леса и по пологому, поросшему мхами, а в верхней части осыпному,  гребню вверх 1 час до выполаживания. Далее, пройдя небольшой осыпной горизонтальный участок, подняться на небольшой осыпной взлет, далее по более пологой части обойти справа два незначительных возвышения и выйти к пологому взлету на основное плато Юдычвумчорра. Путь по пологой части очень удобен - это горизонтальные скальные выходы. Выйдя на плато, идти к большому камню на нем. На камне табличка о 25-летии Апатит. Около камня есть тур. От камня иди в сторону небольшого возвышения, на котором установена погнутая металлическая трига. От начала пологих участков 1-1,5 часа. От вершины идти по плато с небольшим понижением в сторону трещины перевала Орлиный. Спуск на него по крупной осыпи крутизной 45°, 20 м. В трещине перевала лежит снег. С перевала подъем сначала по осыпи крутизной около 35°, затем по пологим осыпям выйти на гребень, ведущий к перевалу и вершине Ферсмана. Спуск на перевал происходит в верхней части по осыпному, крутизной 35° склону, затем по осыпным участкам крутизной до 45° левой по ходу части скальной ступени, затем пологим траверсом вправо выход на седловину перевала Ферсмана. От вершины Юдычвумчорр 1,5 часа. На перевале есть площадки для палаток. С перевала спуск в долину ручья Ферсмана по простым скалам в правой части седловины, затем по осыпям и снежникам русла ручья до выхода в широкую часть долины в районе подножия перевала Восточный Арсеньева. Отсюда по тропе левого берега реки вниз. От перевала до ночевок около 2 часов. На ручье Ферсмана в зоне леса есть стоянки на обоих берегах, по обоим берегам идут хорошие тропы.

Перевал Восточный Петрелиуса (1А). Расположен между вершинами Петрелиуса и Поачвумчорр и соединяет реку Малую Белую с ручьем Петрелиуса (притоком Кунийок).
От стоянок на ручье Ферсмана вверх по дороге долины реки Малая Белая. Через 25 минут последние стоянки в зоне леса, вскоре дорога выходит из леса и через 30 минут после стоянок выводит к Малой Белой чуть выше большого озера и здесь заканчивается. Здесь рядом есть стоянки, с дровами очень напряженно (на них расчитывать нельзя). Отсюда, не переходя реку, идти по тропе вдоль ее левого по ходу берега в сторону широкой классической седловины - перевала Восточный Петрелиуса. Под стеной вершины Петрелиуса около озерца ночевки, от большого озера 1 час. От озера до начала перевального взлета 5 минут. По крутым (до 40°) осыпям, с выходами скал в верхней части, по заметным тропам, вверх на перевальную седловину.   От начала взлета 20-30 минут. На перевале тур. С перевала можно подняться на вершину Петрелиуса (н/к - 1А). С перевала прямо вверх по крутой средней подвижной осыпи крутизной 40-45° 250 м правее скальных выходов на седловинку между стеной Петрелиуса и отколом-жандармом. Отсюда хороший вид на верхнюю часть стены Петрелиуса. Далее по пологим черепитчатым скалам крутизной около 30° вверх 100 м на плато Петрелиуса и по нему на север. Высшая точка плато находится практически у верха северной стены Петрелиуса. От перевала около получаса. Спуск по пути подъема, но надо внимательно выходить на гребень к перевалу Восточный Петрелиуса - он зажат между скал. С перевала Восточный Петрелиуса спуск по осыпям крутизной до 35° левее ручья, а затем по пологим снежникам на геологическую дорогу. От перевала около 30 минут. Далее вниз по левой дороге (дороги соединяются, но левая легче и короче). Дорога идет значительно выше ручья Петрелиуса. Около места ее поворота вокруг отрога Поачвумчорр в верховья Кунийок, от нее влево отходит хорошо натоптанная тропа. От начала дороги около 2 часов. По тропе за 15 минут выходим на хорошие стоянки в лесу на левом берегу Кунийок. Здесь можно перейти Кунийок вброд и выйти на дорогу, соединяющую базу КСС с Кировском. По дороге 30 минут вниз мимо бывшего рудника и места атомного взрыва, перейдя заключенную в трубы Рисйок, выйти к уходящей вправо дороге по долине Рисйок.

Перевал Южный Рисчорр (н/к) и траверс отрогов к озеру Академическое. Перевал Южный Рисчорр расположен между вершиной Каскаснюнчорр и плато Кукисвумчорр и соединяет долины Рисйок и Каскаснюнйок. Озеро Академическое находится в цирке под плато Кукисвумчорр.
От дороги в долине Кунийок вверх по крутой дороге в долине Рисйок. Вскоре (примерно через 5-10 минут) вправо уходит тропа, приводящая к стоянкам у водопада на Рисйок. Это место очень красиво. Вскоре тропа снова выводит на дорогу. По дороге далее вверх 10 минут до хороших стоянок на противоположном берегу и еще около 30 минут до разрушенного домика и месте слияния истоков Рисйок. Далее по дороге левого, затем правого по ходу берегу около 1 часа под перевальный взлет. Перевал представляет собой широкую классическую седловину. По пологим осыпям крутизной до 30° вверх на перевальную седловину. На перевале памятники Кирову и погибшему Северодвинскому туристу. С перевала вниз по мелкой осыпи и пологому снежнику 100 м до пологой части. По ней выйти к двум мелким озерцам. От перевала 10 минут. Ниже ручей с перевала уходит в каньон, который надо обходить. Для выхода к озеру Академическому надо сразу же от озер уходит вправо траверсом отрогов плато Кукисвумчорр без набора высоты. При переходе ручья, вытекающего из первого цирка плато Кукисвумчорр, предстоит значительные спуск с подъем. Далее по пологим склонам выйти к озеру Академическому, расположеному во втором большом цирке плато Кукисвумчорр. От озер под перевалом Южный Рисчорр чуть более часа. На озере много стоянок, дров нет.

Каньон Водопадный (1А) и долина реки Тульйок. Каньон Водопадный является второй от плато Кукисвумчорра спусковой долиной с отрога Рыпнецк.
От озера Академическое вверх чуть левее скал цирка вверх по крутым осыпям на отрог Рыпнецк. По отрогу идет дорога. От озера около 30 минут. С отрога по простым осыпям и пологим снежникам спуск в пологую часть второй от плато долины выше каньона Водопадный. Далее сначала по пологим осыпям правее ручья, далее по более крутым осыпям спуск вниз-вправо к наиболее крутой части. По крутым (около 45°) и местами мокрым подвижным осыпям правее скал и крутого снежника вниз 250 м в пологую широкую часть долины. Следует соблюдать осторожность, так как осыпи местами лежат на скалах и проходят над скальными выходами. От дороги около 30-40 минут. Далее по тропе правого берега ручья выход на тропу в долине Тульйок. По тропе вниз по долине Тульйок. В зоне леса много оборудованных стоянок. Последние стоянки находятся у начала вездеходной дороги. От конца каньона 2-2,5 часа. Далее до устья Каксканюнйок оборудованных стоянок нет, очень много комаров. Далее вниз сначала 2 часа по хорошей дороге, далее 1 час по дороге, проходящей по болоту, саму калею приходится обходить по сильно заболоченному лесу. По окончании болота начинается хороший сосновый лес, по нему полчаса до выхода дороги к Тульйок. По хорошей тропе левого берега реки Тульйок 10 минут до устья Каскаснюнйок. На тропе есть две хорошие стоянки. Около устья можно перейти Каскаснюнйок вброд (глубина 0,7 м, течение 2,5-3 м/с). На другом берегу реки поваленный лес.

Траверс отрога Рестинюн через вершину Намуайв до перевала Намуайв (н/к)
От устья Каскаснюнйока по поваленному лесу идти на северо восток и выйти на дорогу, идущую вдоль реки. По дороге на юг в сторону отрога Партомпорр. В месте, где дорога сворачивает влево, лесом выйти к склонам отрога Партомпорр и вдоль них по среднепроходимому лесу на восток-северо-восток идти к реке Мальвальтайок. До реки от устья Каскаснюнйок около 2 часов хода. Река легко переходится вброд и, сохраняя примерно то же направление, по легкому лесу выйти на дорогу на юго-западном берегу озера Вернее Ньюръявр. От реки Мальвальтайок 20 минут. Пройдя немного по дороге и перейдя вброд реки Ньюръяврйок, по среднепроходимому лесу выйти на отрог, спускающийся с отрога Рестинюн. Отрог порос труднопроходимым мелколесьем. В верхней части соседнего справа отрога идет дорога, которая далее идет по отрогу Рестинюн. До седловины отрога с дорогой около 1,5-2 часов от озера. Отсюда и далее открываются хорошие виды на Умбозеро и Ловозерские тундры. По дороге, идущей правой по ходу стороной отрога, выйти на плато вершины Намуайв, и по поросшему мхом плато и пологим осыпям спуск на дорогу, идущую через перевал Намуайв. Под перевалом Намуайв озеро. По дороге спуститься в долину Кальйок в район того места, где дорога, идущая по Кальйок, идет по реке. Далее вверх по долине Кальйок можно идти по руслу (много раз переходя протоки) или по левому по ходу берегу (вскоре появляется тропа). Выйдя на дорогу, по ней выходим к соженной геологической вышке и соженной избушке. Здесь есть стоянки.

Перевал Седло Валлепахка - вершина Валлепахка - перевал Обманный (траверс, н/к). Перевалы Седло Валлепахка и Обманный расположены в массиве Валлепахка первый восточнее, а второй западнее вершины.
От соженной избушки, перейти вброд реку Кальйок, идти по забирающейся вверх дороге. Дорога через 30 минут приводит на седловину перевала Валлепахка. Со стороны долины Кальйок под перевалом геологическая вышка, тектонические разломы. Подъем на перевал в лоб непосредственно из долины Кальока достаточно неприятный. На север с перевала спускаются пологие, поросшие мхом склоны. Дорога далее ведет почти на вершину Валлепахка. Свенув с нее, выйти к туру на вершине. От перевала около 30 минут. С вершины вниз сначала по пологой, а затем по средней крутизны осыпи на седловину перевала Обманный. С севера перевал выглядит классической седовиной в скальном цирке, к перевалу ведут некрутые осыпи, под перевалом 2 озера. На юг с перевала уходит узкий каньон с 2 озерцами. Для спуска с перевала идти по тропе без потери высоты вправо на вездеходную дорогу. По вездеходной дороге вниз на дорогу по долине Кальйок. От перевала 10 минут. Ручей с перевала Обманный впадает в Кальйок против крупного правого притока из цирка Лявочорра. Далее вниз по долине Кальйок к сгоревшей избе.

Перевал Центральный Лявочорр (1А) расположен между гребнем Лявочорра и вершиной Цетральный Лявочорр и соединяет долины Кальйока и Северного Лявойока.
От сгоревшей избы в долине Кальйок перейти вброд реку и идти вдоль дороги, идущей здесь прямо по руслу, вверх. По правому по ходу берегу идет тропа, обходя затопленную дорогу. Стоянки есть под седловиной Седла Валлепахка и чуть дальше у поворота реки. Невдалеке от ручья с перевала Обманный дорога уходит от реки, от избушки 1 час хода. Преодолев небольшой взлет, выходит к образованным затором озерам, проходимым по камням, обрамляющим дорогу. В конце плато разуршенные геологические сооружения, за ними дорога переходит на другой берег (можно перейти по камням), еще один взет и обломки сооружений. От ручья под перевалом Обманный 1 час. Далее дорога снова переходит реку, на развилке свернуть влево и мимо бывшего водовода, перейдя реку по большим камням, выйти к вышке и полуразрушенному сараю. Здесь есть стоянки, от ручья под Обманным 2-2,5 часа. Далее по дороге 20 минут под перевальный взлет. Перевал представляет собой широкую глубокую седловину. Отсюда вверх по крутой (до 45°) крупной осыпи, которая вверхней части выполаживается и мельчает, но становится более подвижной. На перевале есть тур в правой по ходу части седловины, расположенный рядом со спусковым кулуаром. От начала взлета 30 минут. С перевала от тура прямо вниз по узкому осыпному кулуару крутизной в средней части до 50°, местами можно двигаться слева по ступенчатым скалам. В нижней части кулуара выйти влево на мелкую осыпь и по ней вниз. Далее по осыпным полям выйти вниз на дно цирка. Со стороны Северного Лявойока кулуар смотрится вторым от монолитной стены вершины Центральный Лявочорр (т.е. вторым слева) в скальном взлете перевала Центральный Лявочорр. По дну цирка выходим на дорогу, ведущую к расположенной левее вышке. По дороге вправо вниз к озеру. От перевала 30-45 минут. Здесь есть стоянки, дрова. Далее по круто уходящей вниз дороге идти к месту слияния истоков реки Северный Лявойок, далее дорога становится положе. Вскоре дорога переходит на правый берег реки, затем снова на левый, потом идет прямо по реке, это место можно обойти по тропе слева. Ниже есть несколько хороших стоянок в лесу. От озера под перевалом 1,5 часа. Отсюда по дороге вниз, а в месте, где она начинает уходит вправо, свернуть влево в лес по по легко проходимому лесу по азимуту выйти к озеру Пайкунъявр (Гольцовое). От стоянок 45 минут. Вдоль берега озера, перейдя реки Северный Лявойок и Лявойок, выйти к "теплым" бродам между озерами Пайкунъявр и Щучье. По нескольким бродам без течения глубиной по колено выйти на дорогу. От места выхода к озеру около получаса. Около озер есть стоянки. Далее по хорошей дороге вверх по долине Кунийок 1,5-2 часа до базы КСС. На базе КСС около домика спасателей через реку перекинут мостик, а на другом берегу есть 2 хорошие стоянки.

Перевал Северный Чорргор (1А) - это узкая трещина между вершинами Путеличорр и Иидичвумчорр. Соединяет долины Кунийок и Гольцовой (Иидичйок).
От стоянок против базы КСС по хорошей тропе выйти к озерам под перевалом (10 минут) и по ней же на первый и второй пологие травянистые взлеты. От стоянок около 45 минут. Далее по увеличивающим крутизну осыпям и по крутому (до 45°) снежнику в верхней части выход на перевал Северный Чорргор. На перевале много табличек, тур около начала спуска в Кунийок. От первых взлетов около 1 часа. Трещина перевала забита снежниками. Пройдя трещину, по осыпям крутизной до 30° вниз к ручью, далее вдоль левого берега ручья и отрогам левого борта вниз. Пройдя вдоль правого берега небольшой каньончик с водопадиками, вниз на хорошую тропу. От перевала 1 час. Далее спуск по тропам левого или правого берега. На левом берегу есть стоянки в верхней части зоны леса, а на правом - в нижней, но хорошо оборудованные. До слияния с ручьем Меридианальный 2 часа. Далее по широкой тропе правого берега Гольцовки вниз 1 час до дороге. По пути есть хорошо оборудованные стоянки. По дороге 15 минут до станции Имандра. В Имандре нет касс, электропоезд в Апатиты ходит только летом и по рабочим дням, однако уехать со станции можно.