стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина

Пешеходный поход по Китойским и Тункинским гольцам

совершенный в период с 29 июля по 11 августа 2007 года

Нитка маршрута: прииск Самарта – р. Лев. Самарта – п. Озерный (2А) – р. Арлык-Гол – п. Банзарова (1Б) – р. Барун-Оспа – р. Зун-Оспа – п. Травянистый (н/к) – озеро Ильчир – п. Ильчирский (н/к) – р. Хуша-Гол – р. Горлык-Гол – р. Луговой – п. ИЗТМ (2Б) – 21 левый приток Китоя – р. Китой – р. Ара-Ошей – р. Яман-Гол – п. Обзорный (н/к) – р. Нарин-Гол – р. Шумак – п. Шумак (1А) – р. Эхе-Гер – р. Хубуты – пос. Нилова Пустынь.

Состав группы: Букреев С.Н., Тютюнов А.П., Каладжян А.А., Тютюнов А.А.

Схема маршрута:карта

Вот и Иркутск. Не привычно быстро доехали. Встречает Андрюха! И водитель, с которым договорились заранее о заброске. Дорога на Слюдянку, заклеенные лейкопластырем машины, гладь Байкала, Култук и дорога уходящая куда-то в туманную даль, зажатую горами. Поход начался. Микроавтобус гонит прорезая густую темноту, летят часы, а горизонт трескается во всю ширь молниями…

Прииск Самарта: Дорога до прииска Самарта от поселка Монды грунтовая проходима для легковых машин и микроавтобусов. На километре 23 есть очень вкусная позная. После Ильчирских озер дорога идет правым бортом широкой долины реки Самарта и упирается в шлагбаум прииска Самарта фото1, фото2. Пропуск на территорию прииска довольно строгий. Нас держали часа полтора пока охрана созванивалась с начальством, уточняла, куда и зачем мы идем, переписывала паспортные данные и, в конце концов, пропустили. Видимо туристы тут не редкость. Далее дорога идет правым бортом реки Самарта и уходит в верховья правого притока на перевал к р. Амбарта-Гол и по ней можно забрасываться на реку Урик. Однако группу с машиной врятли пропустят через прииск, но есть возможность нанять машину с прииска. Не думаю, что могут возникнуть проблемы с проходом через прииск Самарта, но вообщем, можно обойти охраняемую зону прииска по левому борту долины реки Самарта. Река Самарта, в районе прииска Самарта, не широкая и довольно легко бродится фото3 (верховья р. Самарта).
Река Левая Самарта: В верховья реки ведет довольно хорошая грунтовая дорога, которая несколько раз пересекает реку (брод не сложный, примерно покалено) фото4. За километр до последнего (первого) левого притока дорога проходит заброшенный и разрушенный поселок, пересекает реку, идет левым берегом и кончается, когда долина реки круто поворачивает на север. Далее удобней двигаться левым берегом обходя озера и далее до истока идет довольно плавный подъем фото5. Зона леса кончается в районе второго левого притока, однако, дрова можно насобирать в районе заброшенного поселка, а так же есть разрушенные строения возле первого левого притока и, напротив (на берегу) нижнего озера.
Перевал Озерный (2А): Север-Юг. Группа прошла перевал из верховий р. Лев. Самарта в верховья р. Арлык-Гол. В верховьях реки Левая Самарта в сторону реки Арлык-Гол просматриваются две вообщем равноценные перевальные седловины фото6, однако, левая кажется логичней. Под перевальным взлетом большое плоское, заболоченное пространство, поросшее травой. Ставить лагерь тут негде, но немногим ниже можно найти неплохие площадки под палатку. Северный склон перевала крупная и средняя каменная осыпь, местами есть выходы скал. Подъем занял 1 час. Ширина гребня около метра. По гребню можно легко дойти до правой седловины и дальше выйти на вершину (технически не сложно). Левая часть гребня через метров 100 упирается в небольшую скальную вершину (жандарм), впрочем, он легко обходится по склону слева. Разведка гребня показала, что наиболее простой спуск в сторону реки Арлык-Гол от левой перевальной седловины. Тут тура не обнаружено, хотя была найдена консервная банка фото7, фото8, фото9 (виды с перевала в сторону р. Арлык-Гол). Спуск в сторону реки Арлык-Гол сложный, начинается осыпью, местами небольшие скалки. Начинаем вешать веревку прямо с гребня. Крепим петлей за скальные выступы фото10 (вторая веревка). На спуск ушло 3 веревки по 60 метров. Промежуточно есть хорошие площадки, на которых можно накопить группу без страховки. Последняя веревка вниз по скально-осыпному кулуару и далее еще метров 150 средней каменной осыпи до травы фото11. Тут на большом камне сложен тур. Немногим ниже есть неплохие места под палатку. Дров в окрестности нет и до зоны леса километра 3-4 вниз по долине реки Арлык-Гол. Верховья реки Арлык-Гол замыкаются мощным цирком фото6a. В сторону реки Самарта наиболее легкий путь через перевал Озерный (2А). Хотя должно быть в правом склоне перед вершиной 2812 имеются более простые перевалы. Верховья реки Арлык-Гол напротив перевалов Банзарова и Озерный имеют довольно сложный рельеф. Тут река распадается на несколько ручьев и образует 2 больших озера. Выше есть еще большое озеро, которое со всех сторон закрыто каменистыми склонами. На северо-запад.
Перевал Банзарова (1Б): Север-Юг. Довольно простой перевал, который, похоже, проходим для лошадей. Западный склон средняя каменная осыпь с травянистыми участками до половины подъема фото8. Седловина, широкий метра в 3 гребень. Справа небольшой бугор, на котором расположен тур, также есть тур и на перевальной седловине. Сняли записку группы туристов г. Запорожья записка1. Поднялись в 9 часов утра (время подъема 45 минут), все в тумане, гребень до вершины Банзарова полностью не просматривается, но вероятно, он прост для прохождения. На юг гребень вначале широкий, простой, а затем становится острым и сложным для прохождения. Спуск в сторону реки Барун-Оспа проще некуда (время спуска 40 минут). Вначале довольно быстро проходится зигзагом по мелкой каменной осыпи, а затем, уйдя влево за скальный мысок можно спускаться по мелкой осыпи до травы фото12.
Река Барун-Оспа: Вытекает из-под вершины Банзарова, далее под склонами красивой скальной вершины фото13 на правом берегу находится большое озеро. Ниже начинается небольшой каньон, который можно полностью обойти по левому берегу или в середине каньона перейти направый берег и спуститься по нему, однако далее придется опять уйти на левый берег и по нему спускаться до верхнего вытянутого озера. Тут на левом склоне, напротив первого правого притока, есть несколько кедров и сухих поваленных деревьев, а до следующих дров придется идти довольно долго фото14. Далее вдоль вытянутых озер шли по левому берегу возле воды. Мягкий мох и кочкарник, отсутствие троп. За нижним вытянутым озером небольшой бугорок и за ним начинается зона леса. Далее мы перешли реку вброд на правый берег. Река уже довольно мощная (вероятно из-за вчерашних дождей, дождь лил всю ночь и с перерывами день, группа отсиживалась в верховье реки Арлык-Гол) и бродить ее в любом месте не хочется. Бродим в удачном месте, где река разбивается на две протоки, брод по колено. Далее, чтобы пройти в верховья реки Зун-Оспа, срезав угол, необходимо найти тропу, которая огибает разделяющий реки хребет. Путь по лесу без тропы будет очень трудным. Для того чтобы найти тропу, нужно уйти на правый берег, отойти от воды не меньше чем на 100 метров и начинать огибать хребет, и в начале поворота реки вправо искать тропку, которая тут отмечена турами. Тропа довольно хорошая, не теряется, идет огибая хребет и выводит на вездеходку идущую по левому берегу реки Зун-Оспа. Тут в лесу возле реки Зун-Оспа водники устраивают стапель фото15 (вид в верховья).
Река Зун-Оспа: Дорога идущая по левому берегу реки Зун-Оспа вскоре после захода в лес (если идти из верховья) начинает теряться в болоте. Продолжаем движение вверх по реке по безлесому (лес есть на склоне) левому берегу по следам от машины фото16. Далее вблизи слияния правого и левого истоков машина, похоже, идет прямо по руслу, переезжая с берега на берег. Мы идем вдоль берега, забирая влево, иногда переходя реку вброд (тут уже брод простой не выше колена). Движемся далее в направлении горы, расположенной между правым и левым истоками, оставляя ручей слева, упираемся в хорошую грунтовую дорогу. Эта дорога идет с перевала Оспин-Дабан (н/к), вдоль левого истока реки Зун-Оспа и уходит в верховья правого истока реки Зун-Оспа (изначально с реки Китой по дороге можно заехать в верховья реки Саган-Сайр и далее через перевал Оспин-Дабан (н/к), проехать в верховья реки Онот). Движемся по дороге в верховья правого истока реки Зун-Оспа. Дорога то и дело пересекает ручей с берега на берег (брод не выше колена), вскоре долина расширяется, лес стоит только по бортам, слева по ходу водопадом впадает приток с Оспинского хребта. Прошли по дороге небольшой бугор и выходим к притоку, который течет в каньоне с перевала Травянистый (н/к) фото17. Тут стоят два новых домика фото18. Далее дорога идет в верховья ручья, в восточную часть северного цирка вершины 3134 фото20 (перевал параллельный перевалу Оспа-Дабан (1Б)) и далее ее собираются пробить через перевал Травянистый (н/к). Вокруг замечательные виды ржавых скалистых гор, в контраст к которым, выступают зеленые склоны фото19 (южные склоны вершины Оспин-Улан-Сардык 3110 (2Б)).
Перевал Травянистый (н/к): Запад-Восток. Подъем на перевал начинается от домиков по ручью, который течет в довольно тесном каньоне, в конце каньона не крутой подъем на травянистое, местами заболоченное плато. Спуск с перевала в сторону реки Ильчир простой. Пройдя перевальное плато, мы начинаем забирать вправо и немного траверся склон, пройдя небольшой отрожек, начинаем спускаться прямо к озеру Ильчир фото21. В округе дров нет, однако, если повезет, по берегам озера можно насобирать занесенные сюда дрова.
Перевал Ильчирский (н/к): Север-Юг. Через перевал пробита дорога фото22 (подъем на перевал Власова 1Б). На перевале есть тур, из которого сняли записку группы туристов г. Запорожья записка2. От места ночевки на берегу озера Ильчир до перевальной седловины час ходу. Далее еще минут 15 спускаться с перевала по дороге. Внизу стоит домик, машина и трактор. В домике жили рабочие, добывающие нефрит (бурят, китаец и русский). Дорога идет далее вниз вдоль реки Хуша-Гол, спускается с моренного вала, пересекает ручей, уходя на левый берег. Река набирает мощь и уходит в довольно глубокий каньон. Тут дорога раздваивается. Одна дорога продолжает идти по левому берегу реки Хуша-Гол, поворачивая влево, уходя вниз по левому берегу реки Горлык-Гол. Другая дорога пересекает реку Хуша-Гол (брод простой) идет вдоль нее по правому берегу и, поворачивая вправо, уходит в верховья реки Горлык-Гол к перевалу Горлык-Дабан (н/к).
Хребет Сухэ-Батор: Водораздел между долинами рек Горлык-Гол и Китой. Весьма своеобразен фото23 (вид с севера на центральную часть). Отличается сложными скальными перевалами в центральной и восточной части. Цирк окружающий озеро фото24 в верховья ручья, который является 4 правым притоком реки Горлык-Гол (следующий за ручьем Луговой). Верховья ручья Луговой фото35.
Перевал ИЗТМ (2Б): Запад-Восток. Группа прошла перевал из верховья правого притока ручья Луговой в верховья правого истока 21 левого притока реки Китой (левый приток реки Китой перед ручьем Каскадный). В долине ручья Луговой дрова только до конца подъема на ригель от реки Горлык-Гол. Подниматься к перевалу следует по правому берегу ручья. Под перевалом довольно симпатичная висячая долина, где удобно стоять лагерем. Западный склон перевала крупная и средняя каменная осыпь фото25 (вид с запада). Подъем на перевальную седловину от висячей долины занял полтора часа. Гребень широкий с резко обрывающимся восточным склоном. По гребню можно легко выйти (туда обратно меньше часа ходу) на северную вершину фото26. С северной вершины просняли перевалы от озера. Один ведет на  8 правый приток реки Горлык-Гол (правый приток перед ручьем Озерный), другой на правый исток 21 левого притока реки Китой фото27, фото28, фото29. Сняли записку первозаходцев, которые назвали перевал в честь Иркутского завода тяжелого машиностроения, однако перевал похоже ходили и еще записка3. Спуск с перевала в сторону правого истока 21 левого притока реки Китой сложный. Вначале метров 60 можно спускаться ногами, средняя каменная осыпь фото30. Далее вешаем веревку (два крюка, петлю повесить негде) около 50 метров до полки, на которой можно накопить свободно группу в человек 6-7 фото31. Далее еще 60 метров спуску дюльфером (веревку крепим за два крюка) фото32. Далее спуск по камням около 100 метров фото33 до начала серии скальных сбросов, где вешаем еще веревку 60 метров. Затем еще 150 метров спуску по мелкой и средней каменной осыпи до ручья фото34. Время спуска с перевала 6 часов (полтора часа сидели на полке пережидали дождь с градом). Тут можно поставить лагерь. Отсюда на реку Горлык-Гол также можно пройти перевалами на озеро (на 4 правый приток реки Горлык-Гол) фото36 и на 8 правый приток реки Горлык-Гол фото37. До зоны леса далеко (два часа ходу), она начинается при спуске с ригеля к реке Китой. Спуск с ригеля к реке Китой: довольно крутое русло ручья с крупными камнями.
Река Китой: Мощная сплавная река на этом участке четверка. До каньона Верхние Щеки идем левым берегом. На этом участке удачных мест для наведения переправы нет. В начале каньона Верхние Щеки перед порогом “Винт” есть “Щель” – сужение русла до двух метров фото38. В этом месте, можно переправиться на правый берег, однако идти далее до устья реки Ара-Ошей проще по левому берегу. По левому берегу до впадения левого притока идет сносная тропа, а далее она теряется и нужно идти вдалеке от реки по тайге. Для прохождения всего этого участка потребуется не меньше 4 часов. Перед впадением реки Ара-Ошей переправляемся через реку Китой. Первый бродит с командной страховкой с шестом и рюкзаком фото40. Под правым берегом глубина достигает 1.3 метра, с учетом течения и парусящей веревки устоять, чтобы не смыло, довольно тяжело, необходима умелая работа шестом. Далее натягиваем перильную веревку (60 метров) фото39 (база на левом берегу) и вброд со страховкой переправляются остальные члены группы фото41, фото42. Вода в Китое на уровне средней. Бродить в этом месте (в нашу воду) стенкой опасно, так как глубина на пределе и стенку может завалить, а далее плыть очень грустно фото43.
р. Ара-Ошей – р. Яман-Гол – п. Обзорный (н/к) – р. Нарин-Гол – р. Шумак – п. Шумак (1А) – р. Эхе-Гер – р. Хубуты – пос. Нилова Пустынь: Река Ара-Ошей в устье довольно мощная (не бродится). Примерно в полукилометре от устья есть единственное удачное место для брода. Река бродится на каменистом перекате. Далее мы шли правым берегом фото44 (вид в сторону реки Китой и хребта Сухэ-Батор) до впадения реки Яман-Гол. За скальными воротами в устье реки Яман-Гол фото45 начинается каньон, который прошли низом фото46, фото47, фото48. Далее от источника шли по тропе то и дело бродя реку и обходя по тропе каньоны. За день от Китоя дошли до перевала Обзорный (н/к) фото49. Перевал Обзорный (н/к) простой часто посещаемый перевал. Сняли две записки записка4 записка5. Далее спустились к реке Нарин-Гол и по ней вышли к реке Шумак, и далее до минеральных источников на Шумаке. Через перевал Шумак (1А) и по реке Эхе-Гер и Хубуты вышли в поселок Нилова Пустынь. Этот участок маршрута пройден за 4 дня (от Китоя) и в описании не нуждается.

2010-02-12 18:51:07 | евгений шилехин | E-Mail
Ходили перевал ИЗТМ в этом же направлении зимой 2004 года. Затянули с подъёмом (тяжёлая тропёжка на перевальный взлёт) на седловине были в пять вечера. В сторону Китоя пробивали снежный карниз.Верёвки крепили на лыжах, но перед самой полкой достаточно круто, снег не лежит, тонкий натечный лёд. На полке были в семь вечера, пришлось заночевать на ней сидя на рюкзаках. Как раз помещается семь человек. Ниже полки одна верёвка по скальному кулуру залитому льдом , ледобур не завернёшь - лёд 1-2 см, щелей под крючья нет или залиты, петли повесить некуда , короче повеселились тогда на славу. На полке оставили крюк. Внизу ещё один скальный сброс.
Когда готовился к походу, информации по перевалу небыло, кроме крестика на карте с литерами 2А. При этом я представлял себе что-то вроде перевала Крупенина (поэтому и пошли на спуск вечером, иначе бы ни за что). Прочёл отчёт и воспоминания нахлынули, до сих пор сомневался тот ли перевал мы прошли , но теперь сомнений нет. Остаётся вопрос кто классифицировал перевал 2-кой А?
За отчёт огромное спасибо!

2010-02-12 22:32:29 | Тютюнов | E-Mail
Судя по петле на седловине, крюку на полке и тому, что не сняли записку, я так и предположил, что перевал скорее всего ходили зимой ;). У нас так случилось, что мы шли перевал на абум, не имея никаких сведений. Должен сказать, я не решился идти перевал после обеда и мы оставили его на утро, переночевав под перевальным взлетом. Поднялись на седловину и сняли записку, в которой перевал категорирован, как 1Б... На седловине в абстрактном месте петля... Начали спускаться ножками и тут стало понятно, что сложность перевала сильно занижена и похоже, что в записке оценен радиальный подъем с простой стороны. Самое важное, что, действительно, негде повесить петлю и нужны крючья, но они у нас были. На полке, где-то час отсиживались, шел дождь с градом. После прохождения перевала оценили его, как 2Б. Это важно отметить, так как большая часть 2А по району намного проще. Общался с иркутскими мужиками. Они, ссылаясь на Стрелюка, все таки, оставили оценку сложности перевала, как 2А и это можно найти на сайте по Тункам.