Отчет

о пешем туристическом походе

первой категории сложности

по маршруту:

г. Н.Новгород – г. Краснодар – г. Майкоп –

г. Дагомыс – пос. Лазаревское – г. Н.Новгород.

совершенной группой выпускников и учащихся

МОУ средней общеобразовательной школы № 7

имени Героя России Анатолия Александровича Крупинова,

г. Городец Нижегородской области.

В период с 15 по 29 июля 2009 г.

Маршрутная книжка № 03-09

Руководитель похода: Ларионов Олег Станиславович,

Г. Городец Нижегородской области,

ул. Л.Чайкиной, 5. 89030569646,

Larionovos.66@mail.ru

Содержание: 

1. Проводящая организация

2. Основная идея путешествия, цели и задачи

3. Таблица общих сведений о походе

4. Район пешей части похода.

5. Подробная нитка  маршрута.

6. Состав группы.

7. Подъезд и отъезд.

8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

9. Изменения маршрута и их причины..

10. Техническое описание пешей части маршрута.  

11. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

12. Перечень наиболее интересных объектов на маршруте .

13. Дополнительные сведения о походе.

14. Стоимость участия в походе.

15. Итоги, выводы, рекомендации .

16. Приложения.

Дневник похода.

1.     Проводящая организация:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя России Анатолия Александровича Крупинова, г. Городец Нижегородской области, ул. Фурманова, 13, тел: 8(83161)90742.

2. Основная идея путешествия, цели и задачи

Основная идея похода – переход через Кавказский хребет, восхождение на одну из вершин горной группы Лагонакского нагорья Западного Кавказа.

Цели и задачи:

Образовательные: закрепление у участников туристического кружка навыков пешего туризма в экстремальных условиях длительного похода:

Воспитательные: подготовка к походу, правильный выбор снаряжения и раскладки питания; ориентирование в незнакомой местности по карте, компасу; правильное построение взаимоотношений в автономно существующей группе; распределение  обязанностей в группе, дисциплина и самодисциплина; самостоятельное приготовление пищи, личная гигиена в походе.

Спортивные: ознакомление с правильной техникой преодоления различных препятствий; тренировка физической силы и выносливости; тактически правильное распределение физической нагрузки.

3. Таблица общих сведений о походе:

Вид туризма

Категория сложности похода

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

Пеший с элементами горного

 1 к.с.

15  дней

7  дней

15.07.09 – 29.07.09

4. Район пешей части похода:

Западный Кавказ, Краснодарский край, респ. Адыгея, Лагонакское нагорье, массив горы Фишт.

Географическое положение: Северная часть Республики Адыгея – равнина, южная – предгорья и горы Большого Кавказа. Около 40 % территории занимают леса. Наиболее распространены широколиственные (бук, дуб, граб, клён). Климат республики характеризуется как умеренно тёплый, со средней температурой января −2 °C, июля +22 °C. Осадков около 700 мм в год. Основные реки: Кубань, Лаба, Белая. Адыгея богата лесными ресурсами, занимающими до трети её территории. Из полезных ископаемых имеются запасы природного газа, строительных материалов (гравий, песок, глина, известняк), в горной части республики — небольшие месторождения золота, рудных материалов.

История: Адыги — древний коренной народ Северо-Западного Кавказа. Самоназвание народа — адыгэ, наиболее распространенное иноназвание — черкесы (circassians). Как черкесы адыги известны с 13 века. Предками адыгов считаются меоты, синды, ахеи, зихи, касоги, керкеты, проживавшие на Северо-Западном Кавказе и Черноморском побережье Кавказа. Северо-Западный Кавказ, на территории которого расположена Республика Адыгея, заселен человеком в глубокой древности — около 500 тыс. лет назад, о чём свидетельствуют археологические находки в горной части республики. В Майкопском районе расположена Абадзехская палеолитическая стоянка. В качестве мирового культурного наследия также известны дольмены – мегалиты (каменные погребальные сооружения). В мире насчитывается всего несколько очагов дольменной культуры: Россия (Адыгея), Франция, Испания и др.

Адыгея — индустриально-аграрная республика, с хорошо развитыми отраслями промышленности: пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, машиностроением и металлообработкой. Столица Адыгеи – Майкоп был основан в 1857 году в качестве военной крепости. В 2009 году его численность составила 154,6 тыс. человек. 5 октября 1990 года провозглашена Адыгейская АССР, с 24 марта 1992 года — Республика Адыгея.

Население - 442,7 тыс. чел. (2006), городское - 52,6 % (2006). Плотность населения - 56,8 чел./км² (2006). В республике проживают представители более 80 национальностей. Адыги (черкесы) проживают, в основном, в 44 аулах, а также некоторых других крупных населенных пунктах. Остальное население в сельской местности проживает в станицах, хуторах, селах и поселках.

Кавказский государственный природный биосферный заповедник, по территории которого проходила большая часть нашего маршрута, расположен на северном и южном склонах Западного Кавказа. Заповедником эта территория объявлена 12 мая 1924 года. Являясь вторым по величине в Европе, заповедник занимает земли Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики РФ, вплотную примыкает к государственной границе с Абхазией. Общая площадь заповедника — 280 335 га, в декабре 1999 года был включен в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

В заповеднике обитает 89 видов млекопитающих, 248 — птиц, в том числе 112 гнездящихся, 15 видов пресмыкающихся, 9 — земноводных, 21 — рыб, 1 — круглоротых, более 100 видов моллюсков и около 10 000 видов насекомых. Каждое пятое растение заповедника является эндемиком или реликтом.

5. Подробная нитка пешей части маршрута

С. Гузерипль – приют «Партизанская поляна» - верховье р. Армянки – перевал Гузерипль (2027 м) – перевал Армянский (1866 м) – приют Фишт – (радиально – г. Оштен (2804 м) н.к.) – перевал Белореченский (1782 м) – перевал Черкесский (1838 м) – приют Бабук-Аул – с. Солохаул.

6.Состав группы:

Ф.И.О.

Возраст (лет)

Место работы, учебы

Обязанность в группе

Участие в походах – год, вид, район

1

Ларионов Олег Станиславович

43

Преподаватель-организатор ОБЖ МОУ с.о.ш. № 7

Руководитель

2006 г. – 3-дневный пеший, р. Узола,

2007 г. – 5-дневный пеший, р. Лух

2008 г. – 6-дневный водный, р. Керженец

2009 г. – 3-дневный пеший, р. Узола

Не учтенные:

1991 г. – 8-дневный пеший, Алтай

1993 г. – 6-дневный пеший, Алтай

2

Агапитов Иван Николаевич

19

студент 3-го курса НГТУ

Зам. руководителя

ПВД

2008 – 3-дневный, р.Лух

3

Махиня Екатерина Андреевна

18

Студент нижегородского медицинского колледжа

Зам. по снаряжению, медик

2008 г. – 6-дневный водный, р. Керженец

4

Забаранков Иван Алексеевич

16

Учащийся 11 «А» класса МОУ сош № 7

Костровой, обустройство лагеря

2008 г. – 6-дневный водный, р. Керженец

5

Козулин Антон Алексеевич

15

Учащийся 11 «А» класса МОУ сош № 7

Костровой, уборка лагеря

2008 г. – 6-дневный водный, р. Керженец

6

Сдобина Ольга Олеговна

16

Учащаяся 11 «А» класса МОУ сош № 7

Повар,

2006 г. – 3-дневный пеший, р. Узола,

2008 г. – 6-дневный водный, р. Керженец

7

Махиня Мария Андреевна

15

Студент нижегородского медицинского колледжа

Повар, летописец, фотограф.

2006 г. – 3-дневный пеший, р. Узола,

2008 г. – 6-дневный водный, р. Керженец

8

Боброва Валерия Олеговна

14

Учащийся 9 «А» класса МОУ сош № 7

Фотограф, культмассовик

2009 г. – 3-дневный пеший, р. Узола

9

Ларионов Александр Олегович

13

Учащийся 8 «А» класса МОУ сош № 7

Помощник кострового

2006 г. – 3-дневный пеший, р. Узола,

2008 г. – 6-дневный водный, р. Керженец

2009 г. – 3-дневный пеший, р. Узола

7. Подъезд и отъезд:

Подъезд:

Из Городца выехали в 15.00. Встретились на остановке «Республиканская» и на рейсовом автобусе № 101 доехали до г. Заволжья. Далее – электричкой на 15.55 поехали в Н.Новгород. Отправляемся поездом № 87 «Горький-Адлер» (билеты покупать заранее, за 45 суток!) до станции Краснодар-I, время отправления от Нижнего Новгорода – 18.30. Прибытие в Краснодар ночью, в 03.15. Далее автобусом от автовокзала, который расположен сразу напротив железнодорожного, до г. Майкоп. Автобусы отправляются через каждые 30-40 мин (расписание смотри в приложении). Мы уехали на 06.55. время в дороге – около 2-х часов. Далее, до пос. Гузерипль можно добраться или на рейсовом автобусе, которые ходят, к сожалению, редко, 3-4 раза в сутки, или на такси, которые берут 1500 рублей и отвезут на 5-7 км выше от Гузерипля по дороге на Партизанскую поляну. Ехать на такси около 1.40.

Отъезд:

От пос. Солохаул на автобусе до г. Дагомыс (расписание смотри в приложении) ехать примерно 1.30, далее – от автовокзала до д/ж вокзала – пешком примерно 10-15 мин. Здесь по желанию можно сразу уехать домой, можно остановиться на пляже, отдохнуть после похода, покупаться, позагорать. Мы остановились у ст. Волхонская, примерно в 1 км от общего пляжа, на берегу моря. Через 3 дня добрались на электричке (расписание смотри в приложении) до ст. Лазаревская, сели на поезд № 88 «Адлер-Горький» в 17.20 (правда, поезд опоздал почти на 40 мин.) и через 37 часов прибыли в Н.Новгород в 8.10. Далее – электричкой на 9.10 до г. Заволжья (ехали 1.40), и рейсовым автобусом № 101 – до г. Городца.

8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

1 ходовой день: пос. Гузерипль – т/б Партизанская поляна – р.Армянка – т/б Партизанская поляна или до пос.  Гузерипль и автотранспортом в Майкоп.

2 ходовой день: до пер. Гузерипль –  т/б Партизанская поляна или пос.  Гузерипль и автотранспортом в Майкоп. От пер.Армянский - до т/б «Фишт», где есть радиостанция.

3 ходовой день: радиальный выход на Оштен - до т/б «Фишт», где есть радиостанция.

4 ходовой день: от пер. Белореченский до пер. Черкесский – до турбазы «Фишт», а от «Веселого» спуска до ур. «Холодный родник» - до т/б "Бабукаул".

5 ходовой день: ур. «Холодный родник» - т/б «Бабукаул» –  до т/б «Бабукаул» или до пос. Солохаул.

6 день: не ходовой - до пос. Солохаул.

7 ходовой день: - до пос. Солохаул.

9. Изменения пешей части маршрута и их причины

Дни пути

Дата

Запланированный маршрут

Изменения

Причины изменений

1.

17.07

Приют «Партизанская поляна» - р. Армянка

Пришлось идти почти от самого Гузерипля, т.е. почти на 10 км больше.

Таксист отказался везти до приюта, так как «Очень плохая дорога».

2.

18.07

Р. Армянка – пер. Гузерипль – пер. Армянский – приют «Фишт»

Нет

 

3.

19.07.

Радиальный выход на г. Оштен

Немного (метров 150 по вертикали) не дошли до вершины.

Резкое ухудшение метеоусловий – туман, дождь.

4.

20.07.

Приют «Фишт» - пер. Белореченский – стойбище пастухов перед перевалом Черкесским

Прошли больше запланированного – через пер. Черкесский, спустились по «Веселому спуску» до поляны «Холодный родник».

Во-первых – не очень понравились пастушьи балаганы, а во-вторых – просто не устали.

5.

21.07

Пер. Черкесский – приют «Бабук-аул»

Прошли больше запланированного – вышли за пределы заповедника до ручья Монетная Щель.

То же самое – просто были силы идти дальше и надоели егерские проверки.

6.

22.07.

Приют «Бабук-аул» - слияние р. Шахе и Бзыч

День отдыха.

Почему бы не отдохнуть,  раз уж мы два дня перевыполняли план.

7.

23.07.

Слияние р.Шахе и Бзыч – пос. Солохаул.

Прошли на 5 км больше.

Ручей Монетный находится на 5 км дальше от Солохаула, чем слияние р.Шахе и Бзыч.

10. Техническое описание пешей части похода

Дни пути

Дата

Участок дневного перехода

расстояние, в км

ходовое время, ч

Метеоусловия

1.

17.07

Пос. Гузерипль - урочище «Партизанская поляна» - р. Армянка.

15

5,5

Небольшая облачность, t+25…+30, ветер слабый

Начали пеший маршрут в 11:40 примерно в км 5 выше пос. Гузерипль. Шли по строящейся асфальтированной дороге все время вверх. В 13:40 вышли к турбазе «Партизанская поляна», от которой открывается красивый пейзаж на г. Оштен, Ногай-Кошки, Фишт. Дошли до начала пешей туристической тропы, прошли около 500 м, встали на ночлег. Тропу пропустить трудно – она очень натоптана, даже наезжена, хотя маркировок здесь еще нет.

 

2.

18.07

Р. Армянка – перевал Гузерипль – пер. Армянский - турбаза «Фишт»

12

7,5

Утром t+8, туман, дождь, после 10 часов – облачно, t+20…+25, вечером ясно.

Утром дождь, гроза, пережидали, поэтому вышли поздно, в 11:00, пошли по очень каменистой тропе (сбиться просто не возможно), перешли два  небольших ручья, встали на небольшой привал у р. Армянка. Долее пошли не по основной тропе, которая спускается вниз, а вверх по склону в сторону перевала Узуруб. Дойдя до почти горизонтальной тропы, уходящей вправо по траверсу и оставив справа сзади гору Абадзеш (которую почти не видно) пошли по тропе, держа направление на перевал Гузерипль. Наконец-то наладилась погода, и мы наблюдали самые красивые пейзажи за все время похода. Много времени тратили на фотосъемку. Через 3-4 км тропа стала разветвлятся, мы спустились на основную, хорошо промаркированную, но изрядно разбитую конными группами тропу. В 15:30 (через 4 часа после выхода) встали на обед возле одного из многочисленных ручьев. Дров здесь уже не было, готовили на газовой горелке. В 16:45 пошли дальше, начался подъем на перевал Гузерипль, довольно трудный для нашей группы, впервые попавшей в горную местность. Шли, считая шаги – 200 шагов – 5 мин. отдыха. В 17:30  (через 6 часов) вышли на пер. Гузерипль, с которого виден Фишт, Оштен, пер. Белореченский, Армянский, г. Бзыш. Тропа от пер. Гузерипль до пер. Армянский без крутых спусков и подъемов, идти легко, мы шли около 1:30, почти без передыхов. С перевала уже видно турбазу «Фишт». Спуск с перевала довольно крутой, но с пологими участками, так что спустились без проблем, вошли в красивую буковую рощу и в 20:40 (через 7,5 часов ходового времени), перейдя по мосту через речку Белую, вышли на турбазу.

 

3.

19.07.

Радиальный выход налегке на гору Оштен.

14

7

Утром t+10, ясно, с 13 часов – резко усиливается облачность, дождь, гроза. Вечером – ясно.

Проспали, поэтому вышли поздно – в 10:15. Сначала шли вверх вдоль р. Белой, но скоро тропа пошла вверх. Подъем не очень крутой, но затяжной, к тому же было жарко, поэтому поднимались довольно долго. Шли по 15-20 мин, отдыхали по 5-7 мин. На перевал вышли в 12:05. До перевала было только два мелких ручья, а на самом перевале воды не было совсем. Обед готовили из снега на газовой горелке. Долго готовили обед и фотографировались у памятников погибшим в 1942 г. Вышли в 14:40. Прямо с перевала на Оштен идет вполне заметная тропа, но потом она стала забирать очень вправо, и мы пошли наверх, ориентируясь по каменным пирамидкам-вешкам. Подъем довольно крутой, градусов 40-45, местами попадаются каменистые осыпи, одну из которых пришлось обходить. До первых скальных выступов дошли в 15:15. Скалы только снизу кажутся неприступными, но их везде можно обойти, никакого специального снаряжения не требуется, кроме лыжных палок. В 15:45 началась гроза, пошел мелкий дождь, пришлось повернуть вниз. Спускались по тому же пути, что и поднялись, идти под мелким дождем неприятно, зато не жарко. Спустились на турбазу в 18:45.

 

4.

20.07.

Приют «Фишт» - пер. Белоре-ченский – пер. Черкесский – поляна «Холодный родник»

18

7 (+большой привал на обед)

Утром t+10, ясно, с 12 часов – облачность, дождь почти до 15 часов. Вечером – ясно, +18. Ночью дождь.

Вышли в 9:00, сразу начался крутой подъем на Белореченский перевал. Жарко, душно, поэтому шли медленно и трудно, ритм движения – 15-20 мин хода – 5 мин. отдыха. В 11:30 вышли на перевал, далее тропа с небольшими спусками и подъемами, идти стало гораздо легче. Долина между перевалами Белореченским и Черкесским довольно живописная, каменистые альпийские луга, стада коров, но всего два пригодных для питья ручья. В 12:25 встали на обед, опять готовили на газу. Пошел сильный дождь, мы переждали его под полиэтиленовой пленкой, в 13:40 пошли дальше. Подъем на Черкесский перевал почти не заметили – настолько он пологий. Прямо перед перевалом, не доходя метров 400 – пастушье стойбище, где можно переночевать, купить свежего молока или сыра. Мы первоначально планировали остановиться здесь на ночлег, но не стали останавливаться, пошли дальше. Вышли на Черкесский перевал в 14:50, немного отдохнули, пошли дальше. Сначала спуск был очень удобный – пологий, по хорошей тропе, среди букового леса. Но через 2,5-3,0 км начался «Веселый спуск» - крутая, размытая тропа, со множеством каменей и торчащих корней от огромных деревьев – буков и грабов. Ритм спуска: 30 мин идем, 5-7 мин отдых. Очень устали. В 18:45 наконец-то вышли на поляну «Холодный родник», и, хотя это запрещено правилами заповедника, встали на привал.

 

5.

21.07

Поляна «Холодный родник» - турбаза «Бабук-аул» - место впадения ручья Монетная Щель в р. Шахе.

17

8 (+большой привал на обед)

Утром t+17, ясно, днем t+25-28, ясно, жарко, вечером + 18.

Вышли опять поздно – в 11:25. Продолжили «Веселый спуск», но через 30 мин. хода он закончился, тропа вышла на проселочную дорогу, далее спусков и подъемов практически не было. Мы переоделись в более легкую одежду, в 13:15 перешли по подвесному мосту через р.Шахе (это в 3-х км от «Холодного родника»), дальше шли по нормальной дороге, в 14:20 подошли на турбазу «Бабук-аул», пообедали, в 16:10 пошли дальше. Стало жарко, уставали быстрее, ритм движения: 35-40 мин. ходу, 10 мин. привал. Дорога идет вдоль р. Шахе, по её левому берегу, фактически это – карниз над крутым обрывом, весьма живописно, но после нескольких часов утомляет однообразие и нет места для привала. В 18:40 вышли из заповедника, в 19:30 дошли до ручья Монетная Щель, сошли с основной дороги, спустились к реке Шахе, нашли хорошее место прямо на берегу, разбили лагерь.

 

6.

22.07.

День отдыха

0

0

Утром t+ 20, весь день ясно, t+28-30, вечером +22

7.

23.07.

Слияние р.Шахе и ручья Монетная щель – пос. Солохаул.

9

3

Утром t+ 20, весь день ясно, t+28-32, вечером +25-26 (на море)

Вышли в 7:50, вышли на дорогу, пошли по направлению к Солохаулу. В 8:30 переправились через р. Бзыч по подвесному мосту, через час подошли к пос. Бзогу, в 11:05 пришли в Солохаул. В 11:55 сели в автобус.

   

ИТОГО:

85

   

11. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

  I. Передвижение в тумане и в условиях ограниченной видимости. Несмотря на то, что маршрут хорошо промаркирован (от одной маркировки видны две последующие), в условиях ограниченной видимости, когда они не видны можно сбиться с пути, так как тропинок здесь много.

 II. Потенциально опасно передвижение по рыхлому снегу на плато из-за возможности поскользнуться и упасть.

 III. Переход от перевала Черкесский до поляны «Холодный родник», называемый у туристов "веселым спуском". Представляет собой затяжной (около 4-х км) спуск по каменистой и грунтовой лесной тропе крутизной до 30О.

12. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте.

1.       Перевал Гузерипль расположен между массивом горы Оштен и горой Гузерипль на высоте 2027 метров над уровнем моря. В окрестностях перевала раскинулись альпийские луга и открывается великолепная панорама Кавказских гор: хребта Каменное Море, гор Фишт, Оштен и других.


2.       Во время Великой Отечественной войны в этом районе проходила линия обороны Кавказа, о чем свидетельствуют многочисленные памятники, установленные на перевалах.


3.      Горный массив Фишт в западной части Главного Кавказского хребта образован тремя вершинами: Фишт (2853.9 метра), Пшехо-Су (2743 метра), Оштен (2804 метра). На горах Фишт и Пшехо-Су находятся самые западные ледники Кавказа. Наиболее крупный из них спускается с северного склона горы Фишт. Его площадь достигает примерно одного квадратного километра. Много мелких карстовых и ледниково-карстовых озер, самое крупное из которых – Псенодах. На склонах гор произрастает около 540 видов растений, 120 из которых характерны только для районов Кавказа.


4.      Южный склон Фишта представляет собой почти отвесную каменную стену высотой в некоторых местах до 500 м. По легенде, именной к этой скале был прикован Прометей, а красноватые пятна на скалах – следы его крови и ржавчина от оков. У основания этой стены расположена большая пещера Исмаила.


5.      От Бабук-аула до  Солохаула дорога петляет по левому берегу реки Шахе, по узкому скальному карнизу, козырьком нависающему над водой. Густые самшитовые заросли придают дороге сказочный вид. Местами на отдельных участках дорога становится влажной - почти повсеместно со скалистых стен горных ущелий сочится вода. Добавляют интереса подвесные мостики через бурные речки и ручьи.

13. Дополнительные сведения о походе.


Вещи личного снаряжения:

Посуда: чашка, ложка, кружка, нож

Туалетные принадлежности:

  1. мыло хозяйственное и туалетное
  2. зубная щетка, паста
  3. полотенце, мочалка
  4. туалетная бумага
  5. носовой платок

Одежда:

  1. кепка-бейсболка или панама
  2. шапочка теплая шерстяная
  3. куртка-ветровка непромокаемая
  4. теплая кофта или свитер
  5. теплые штаны
  6. сменное нижнее белье (2 шт)
  7. носки х/б (4 пары)
  8. носки шерстяные (2 пары)
  9. купальный костюм
  10. культурная одежда (минимум!)
  11. обувь сменная (2 пары – для маршрута

и для поезда или пляжа)

Еда:

  1. Картофель – 2-3 шт
  2. Хлеб – 1 булка в сухарях

Разное:

  1. спички (в гидроизоляции)
  2. Фотоаппарат
  3. сотовый телефон
  4. фонарик
  5. средство от комаров
  6. иголки, нитки
  7. часы
  8. спальный мешок
  9. коврик
  10. лыжная палка
  11. компас
  12. темные очки

Групповое снаряжение:

1.      палатки – одна двухместная, две трехместные

2.      котелки – один 8-литровый, два 5-литровых

3.      половник

4.      карты местности

5.      веревка 30 м.

6.      ремнабор – иголки, нитки, проволока медная, лента киперная, резинка бельевая, шило, изолента, скотч, набор заплаток, булавки, запасные детали дуг для палаток – 2 шт.

7.      аптечка (состав смотри ниже)

8.      газовая горелка и газовые баллоны -2 шт по 200 мл.

9.      спички в гидроизоляции

10.  полиэтилен 2 х 4 м.

11.  топорик, ножовка

Состав аптечки:


1.      термометр,

2.      жгут резиновый,

3.      ножницы,

4.      сода питьевая,

5.      пи­петка,

6.      глазные капли,

7.      сердечные средства – валидол,

8.      болеутоляющие – анальгин, пенталгин

9.      желудочные – но-шпа, левомицитин, Гастал, активированный уголь – 5 пачек,

10.  перевязочные (вата – 1 уп., лейкопластырь – 10 пачек плоских, 2 рулонных, бинты – 12 марлевых, 2 эластичных, 2 сетчатых)

11.  антисептические (йод – 1 шт., зеленка – 1 шт., перекись водорода – 3 шт).

12.  марганцовка

13.  жаропонижающие (аспирин – 2 уп., парацетомол – 2 уп, антигриппин – 3 уп)

14.  согревающая мазь – капсикам, фастум-гель

15.  спирт нашатырный


Список продуктов:


Крупы: рис – 5 кг (много, остался)

            гречка – 4 кг

овсяная «Геркулес» - 2 кг

ячневая – 2 кг

Макароны – 5 кг (много, остались)

Пюре сухое б/п – 0,5 кг

Сгущенка – 23 банки – 6,5 кг

Консервы рыбные (сайра в масле) – 8 банок – 1,5 кг

Тушенка – 26 банок – 8 кг

Сахар – 3 кг (не хватило)

Соль – 1 кг (не хватило)

Конфеты карамель – 3 кг

Печенье, пряники – 5 кг

Хлеб – 5 булок черного – 5 кг

            5 батонов – 5 кг

            Чай – 1 кг

Кофе растворимый – 1 кг

Суп в пачках б/п – 20 пачек – 2,5 кг

Сухофрукты – 1 кг

Кисель – 6 пачек – 0,5 кг

Молоко сухое – 1 кг


Меню: согласовано с СЭС Городецкого района, копия прилагается.

Весовые нагрузки:

Личное снаряжение – 6,5 кг  х 9 = 58,5 кг

Групповое снаряжение – 22 кг

Продукты на 8 дней – 44 кг

ИТОГО                     - 124, 5 кг,   на мальчиков – от 12 до 18 кг,

         на девочек – от 10 до 16 кг,                          

                                                        на взрослых – 25-28 кг

Расписание движения автобусов от Нижнего Солох-Аула на Дагомыс:

№108

6:45

№158

6:10

Дагомыс

8:15

Сочи

15:40

 

11:55

 

19:50

 

14:05

   
 

16:40

   
 

19:05

   
 

22:10

   

Расписание движения автобусов от автовокзала "Краснодар-1" на Майкоп

Маршрут

Регуляр-
ность

Длина пути,км

Отправл.

Приб.

Ст-ть

Краснодар — Майкоп

ежедневно

143

06:31, 07:20, 08:40, 10:02, 11:03, 12:02, 13:19, 14:46, 15:36, 16:58, 18:01, 19:00

09:15, 10:01, 11:58, 12:42, 13:43, 14:42, 15:59, 17:26, 18:16, 19:43, 21:03, 21:40

118.50

Афипсип — Майкоп

ежедневно

-

08:04, 16:05

10:39, 18:40

-

Геленджик — Майкоп

ежедневно

-

13:50, 20:34

16:38, 23:20

-

Расписание движения пригородных электропоездов по ст. Лазаревская

Сообщение

Прибытие

Стоянка (мин)

Прибытие

на конечный

пункт

Туапсе - Адлер

05–33

1

07-48

Туапсе – Сочи

09-07

2

10-37

Туапсе – Сочи

13-52

1

15-24

Туапсе -  Адлер

18-38

2

20-48

Туапсе -  Сочи

-

-

-

Туапсе - Лазаревская

-

-

21-24

На Сочи (Адлер) скоростные пригородные поезда

Туапсе -  Адлер

07-28

1

09-18

Майкоп - Адлер

09-59

2

12-03

Краснодар - Адлер

10-59

1

12-52

Туапсе -  Адлер

-

-

-

Туапсе -  Сочи

-

-

-

Из Сочи (Адлера) пригородные поезда на Туапсе

Лазаревская  - Туапсе

06-27

1

07-23

Адлер – Туапсе

08-13

7

09-08

Сочи - Туапсе

13-05

1

14-04

Сочи -  Туапсе

17-47

1

18-45

Адлер -  Туапсе

20-51

1

21-47

Сочи -  Туапсе

-

-

 

Из Сочи (Адлера) скоростные пригородные поезда до Туапсе

Адлер -  Туапсе

16-08

 

16-52

Сочи  - Туапсе

-

   

Скоростной пригородный поезд до Краснодара через Горячий Ключ

Адлер - Краснодар

16-43

1

20-40

Из Адлера скоростные пригородные поезда до Белореченска (Майкопа) через Туапсе

Адлер -  Туапсе

-

   

Адлер  - Майкоп

18-39

2

22-43

14. Стоимость участия в походе.

Стоимость средств передвижения (в расчете на 1 человека)

Маршрут переезда (средство передвижения)

в рублях

Н.Новгород–Краснодар ( № 87, пассажирский, плацкартный, включая сборы)

1750

Городец - Заволжье (автобус)

20

Заволжье – Н.Новгород (электропоезд)

65

Краснодар – Майкоп (автобус), включая багаж и страх. Сбор

185

Майкоп – Гузерипль (такси) (1/9 от 3000 общей суммы за 9 человек)

333

Солох-Аул – Дагомыс (автобус)

25

Дагомыс  – Волконская (электропоезд)

24

Волконская – Лазаревская (электропоезд )

8

Лазаревская – Н.Новгород  (№ 88 пассажирский, плацкартный, включая сборы)

2250

Н.Новгород – Зволжье (электропоезд)

65

Заволжье – Городец (автобус)

20

И Т О Г О :

4745

Стоимость услуг заповедника (в расчете на 1 человека)

1.      Нахождение в заповеднике один день – 100 р. со взрослого, 50 р. с ребенка до 14 лет

2.      Ночевка на турбазе «Фишт» в своих палатках - 80 р. со взрослого и с ребенка.

3.      Ночевка на турбазе «Бабук-аул» в своих палатках - 100 р. со взрослого и с ребенка.

На питание, аптечку, снаряжение:  - 500 р.

15. Итоги, выводы, рекомендации 

Запланированный маршрут пройден полностью. Поставленная цель в плане восхождения на г. Оштен выполнена не полностью в связи с ухудшением погодных условий.

 Образовательные и воспитательные цели и задачи, поставленные перед походом, полностью выполнены.

16.  Рекомендации:

1.      узнавать заранее о расценках заповедника;

2.      билеты на обратный выезд покупать заранее;

3.      планировать дополнительные дневки для восхождения на горные вершины на случай непогоды;

4.      иметь газовую горелку для приготовления пищи в районах, где нет дров и полиэтиленовую пленку, чтоб быстро прятаться от дождя;

5.      желательно наличие альпенштоков или лыжных палок у всех участников – очень помогают при движении по склонам.

6.      при движении детской группой заранее планировать и желательно строго выполнять режим питания.

7.      Если планировать отдых на море в палатках, то 2-х суток вполне хватит.

16. Приложения.

1.      Дневник похода

2.      Приказ по школе «О разрешении многодневного туристического похода».

3.      Приказ по школе «О внесении изменений» в предыдущий приказ.

4.      Согласование с Городецкой СЭС.

5.      Согласование с управлением образования Городецкого района.

6.      Меню на пеший этап похода.

7.      Схема Краснодарского края и респ. Адыгея, где проходили основные этапы похода.

8.      Схема центра г. Краснодара.

9.      Схема г. Майкоп.

10.  Билеты на поезда, электропоезда.

11.  Входные билеты в заповедник.

12.  Маршрутная книжка.

Дневник похода.

(составитель – Махиня Мария, редактирование – Ларионов О.С.)

15 июля

В 18.30 сели в поезд Нижний Новгород – Адлер (вагон № 2). Отправились точно по расписанию.

16 июля

День в дороге. Проехали ст. Рязань, Мичуринская, Грязи, Россош. Было очень жарко. Проезжали места, где вообще все картофельные поля стояли желтые. А вечером очень пахло горелым зерном и на горизонте виднелось красное зарево – наверное, горели поля.

17 июля

В 3:35 приехали в Краснодар, расположились на полу, до 06.50 ждали автобус до Майкопа. Стоимость – 189 р. с багажом.

До Майкопа ехали примерно два с половиной часа. В 9:00 мы прибыли в Майкоп на автостанцию.

Зарегистрировались в МЧС, штаб которого расположен на окраине Майкопа, в Глухом переулке (название очень соответствует), в 10:00 выехали на двух машинах (Волгах) до Партизанской поляны. Сторговались за 1500 за машину, т.е. всего 3000 р. Дорога очень красивая, отличная по качеству, таксист по дороге рассказал много интересного, но высадил нас раньше оговоренного места под предлогом, что «плохая дорога». Но «плохая дорога» скоро кончилась, дальше пошел отличный новый асфальт. Как мы потом узнали, эту дорогу тянут через горы, к Красной поляне и хотят закончить до Олимпиады-2014.

Фактически пеший этап начался в 11.40. Дорога медленно, но верно шла на подъем, и с непривычки было довольно тяжело. Шли по 30 мин, с 15-минутными перерывами. В 13:42 вышли на «Партизанскую поляну» - оборудованную турбазу, где нам предлагали остаться на ночь, но мы отказались, так как планировали дойти до р. Армянки. Кстати, от турбазы открываются прекрасные панорамы на Оштен, Фишт, Нагай-Кошки.

Всего прошли примерно 15 км, (ходовое время около 5,5 часов) дошли до окончания асфальтированной части дороги, нашли начало тропы, очень натоптанной, прошли по ней метров 500 и встали в 18:50 у ручья. Сварили борщ и чай.

Трудно искать дрова – все  сырое и основательно «зачищено» туристами. К тому же начался дождь. Ужин приготовили только в 20:00.

Здесь очень много мышей (потом оказалось - как и везде) – они наглые и не пуганные. Все продукты, которые могут стать их добычей (крупы, хлеб) подвесили на веревке, натянутой между деревьями – пригодились взятые из дома прищепки. Отбой в 21:35.

18 июля

Подъем в 06:00, пасмурно, t°+10.

Дежурные с трудом развели костер, сварили рисовую кашу на сгущенке. Пока позавтракали, время уже 08:30, и опять пошел дождь. Решили переждать в палатках. Дождь постепенно превратился в грозу, посверкало и погремело не слабо.

В 10:00 дождь утих, (но не перестал) мы решили  собираться. Тут обнаружилась маленькая (примерно 2 см в диаметре) неприятность – мыши все-таки пытались добраться до продуктов и прогрызли в одном из рюкзаков аккуратный вход. Хозяйка рюкзака очень ругалась.

В 11:00 вышли. Тропа очень грязная, местами превращающаяся в ручей. Перешли несколько ручьев, речку Армянка, встали возле нее на привал. И вот…первый подъем. Грязный, сырой, крутой, с травой выше головы. Но наши мучения были оправданы – поднявшись в 13:10 на склон, мы увидели солнце и потрясающий вид на Оштен, перевал Гузерипль, далекие голубые горы Большого Кавказа. Тропа идет по траверсу некрутого зеленого склона, что позволяет наблюдать, пожалуй, самые красивые пейзажи этого похода.

15:30 – встали на обед, который готовили первый раз на газовой горелке, так как вышли в зону альпийских лугов, дров нет вообще. Горелка себя оправдала – немного долго (5-литровый котелок закипает за 25-30 мин), но аккуратно, чисто и… изящно! Пока обедали, мимо прошли навстречу две группы: одна на 8 лошадях (вот почему все тропы разбиты и «заминированы»), другая пешком, сказали, что идут с турбазы «Фишт», и что там вчера было около 250 человек!

В 16:45 закончили трапезу, пошли дальше. Начался подъем на перевал Гузерипль, довольно крутой, ритм движения: 200 шагов – 5 минут отдыха.

 На перевал вышли в 17:30, немного отдохнули, полюбовались панорамой Фишта и в 17:40 продолжили путь. Дальше тропа шла почти горизонтально, с небольшим уклоном и на Армянский перевал зашли без особого напряга в 19:00. С перевала вдали внизу видно турбазу «Фишт». Спуск по довольно крутой тропе (мы еще не знали, что нас ждет «веселый спуск»), через красивую буковую рощу.

В 20:40 пришли на турбазу. Уже темнело, мы быстро разбили лагерь, приготовили еду на общественном очаге. Кроме нас здесь еще человек 20 туристов. Смотритель Сан Саныч встретил нас гостеприимно.

На турбазе есть «магазин», в который все завозят на лошадях или вертолетом, поэтому цены соответствующие, примерно, как в г. Анадыре. Дети на радостях набрали шоколадок и… семечек. Из удобств – есть радиостанция (можно бесплатно послать две телеграммы), общественный очаг под большим, но протекающим как решето, брезентовым тентом, две «столовые» в виде брезентовых же армейских палаток, баня, в которую очередь надо занимать, наверное, с Нового года и два туалета с жутким запахом хлорки. Еще есть два коттеджа, но проживание в них дорогое (хотя мы не приценивались). Самое неприятное – полное отсутствие дров, причем категорически запрещено заготавливать дрова из живых деревьев, поэтому сушняк приходится добывать очень далеко с великим трудом.

Нам повезло – на общественном очаге большая группа готовила себе еду в больших ведрах, поэтому мы «присоседили» наши котелки рядом и довольно быстро сварили ужин, при этом прокоптились, как копченые колбасы. Ужинали уже в темноте в большой армейской палатке при свете фонариков.

В темноте видели кучу зеленых и желтых светлячков и огромное количество звезд.

В 23:00 – отбой.

19 июля

Дежурные с позором проспали – якобы не сработал будильник, поэтому подъем – в 8:00. Отправили телеграммы в школу и в центр туризма, и стали готовиться к радиальному выходу.

Вышли поздно – в 10:15. Взяли только два рюкзака с едой, газовой горелкой, двумя ковриками и запасной одеждой. Подъем на перевал затяжной и довольно трудный, часто отдыхали. Было жарко, хотелось пить, а ручьев по дороге было всего два.

В 12:05 вышли на Фишт–Оштенский перевал. На перевале несколько памятников погибшим в 1942-43 годах советским воинам и казакам и много выложенных из камней названий городов. Мы тоже выложили «ГОРОДЕЦ».

Стали готовить обед. Воды там не было, поэтому стали топить снег. Суп из БП-шек получился довольно мутноватый, но мы ели. В это время набежала тучка, пошел дождь из редких, но очень крупных капель, но мы ели! Дождь усиливался, но мы все равно ели.

После обеда немного отдохнули, в 14:30 оставили рюкзаки, дальше пошли только с «альпенштоками» - лыжными палками, которые, кстати, ОЧЕНЬ пригодились. На гору, прямо с перевала шла тропка, но постепенно она «рассосалась» в траве, дальше пошли вешки – пирамидки из камней. Подъем довольно крутой, но благодаря азарту и адреналину мы почти не уставали. Лишь из соображений безопасности поднимались с интервалами: шли метров 50-60, отдых 1-2 мин. Дошли до первых скал в 15:15. Скалы только снизу кажутся неприступными, а вблизи – ничего особенного, их везде можно обойти по травке. Единственно, чего реально опасались – каменистые осыпи. Из-за одной такой «сыпухи» пришлось идти в обход метров 150.

Шли вверх до 15:45, и поднялись на высоту, как мы предположили, 2650 метров. Началась сильная облачность, и, что самое неприятное – гроза. В горах гремит не сверху, а где-то сбоку, что весьма необычно, и… страшновато. Тучи были не сплошные, а с довольно большими разрывами, через которые иногда даже промелькивало солнце. Но все равно – безопасность дороже, и мы, скрепя сердце, решили повернуть назад. Очень жалели, что не добрались до самой вершины, а так хотелось L!

Спустились к месту, где обедали (на перевал), немного отдохнули и пошли дальше вниз. Двигались быстро, без привалов, шел дождь – мелкий, противный, зато было не жарко.

В 18:45 мы дошли до нашей турбазы. В 22:30 легли спать.

20 июля.

Встали в 6:00, чтобы выйти пораньше. Утром t+10, но солнечно, на небе – ни облачка!

Отрабатывали проживание на турбазе общественно-полезным трудом (в целях экономии финансов). Думали, дрова будем пилить, а оказалось, все очень просто – пололи траву вокруг одного из коттеджей. Быстро все сделали, собрались, сфотографировались с рюкзаками на фоне приюта «Фишт» и в 9:00 вышли. Сразу начался довольно крутой подъем на Белореченский перевал. Шли медленно, ритм движения: 20 мин хода, 5 мин отдыха. Через 40 мин вышли на очень красивое место, откуда видна пещера «Исмаила» у подножия каменной стены южного склона Фишта, жаль, что не успели туда сходить – можно было бы сделать «радиалку» от приюта.

Еще через час, в 10:40 – привал у небольшого ручья с чистой холодной, и, как всегда, вкусной водой. В это время нас обогнала группа из 16 школьников из Майкопа. Мы с ними познакомились еще в приюте, они каждый год ходят по этому маршруту, иногда несколько раз. Идут не в пример нам очень резво.

В 11:30 вышли на перевал Белореченский, дальше пошли по живописной долине с классическими альпийскими лугами - коровами, лошадьми и пастухами, хоть рекламу «Milki way» снимай!

В 12:25 – дошли до второго ручья и встали на обед. Пока обедали (до 13:10), нас накрыло облако, над Фиштом загремело и стало видно и слышно приближающийся дождь. Как мы не торопились, он все-таки нас накрыл! Мы быстро залезли под полиэтиленовую пленку и стали ждать, пока успокоится дождь, доедая обед. Было видно, как по стене Фишта зашумели многочисленные водопады, а ручеек стал мутный и шумный. Вскоре дождь успокоился, но так и не прекратился, потихоньку накрапывал почти до самого вечера.

В 14:25 – вышли на стойбище пастухов, где много коней, пастухов и «балаганов» - сооружений из досок и рубероида. Название, видимо, образовано от «бунгало», хотя на бунгало совсем не похоже. По плану, здесь мы должны были остановиться на ночлег, но мы еще не устали, да и внешний (и внутренний) вид этих балаганов не внушал доверия, поэтому пошли дальше.

В 14:50 – вышли на перевал Черкесский. Он не очень высокий. Двинулись дальше вниз. Нас обогнала колонна из десяти коней под седлами. Дальше дорога шла только вниз. Сначала спуск был очень удобный, по лесной тропе, где много поворотов и ручьев. Все это время шел дождь, но зато было не жарко и идти было легко.

В 15:30 встретили двух туристов с альпинистским снаряжением, они сказали, что начинается «веселый спуск» и «скоро (!) будет хорошая поляна с водой».

Спуск был очень «веселый» – крутой, размытый, со множеством каменей и торчащих отовсюду корней. При этом не попадалось просто ровной полянки, чтоб хотя бы нормально отдохнуть. Ритм спуска: 30 мин идем, 5-7 мин отдых. Шли долго, народ устал, проголодался, началось ворчание и рычание. Для предотвращения голодного бунта пришлось пожертвовать конфетками и подкармливать всех на каждом привале.

В 18:45 мы наконец-то вышли на поляну, она называется «Холодный родник» (кстати, он вовсе не холодный и очень маленький!), встали на привал. Очень устали, по примерным подсчетам мы сегодня прошли около 17 км – почти двухдневную норму (да к тому же полдня под дождем)! Место здесь хорошее, есть дрова, столик, место для костра и довольно красиво. Приготовили много рисовой каши на сгущенке и съели почти всю! Вечером посидели у костра – очень удобное место между двумя большими валунами, посушили обувь, одежду и в 22:30 – 23:00 постепенно угомонились.

Кстати, здесь появилась связь – «Мегафон».

…ночью опять шел дождь…   

21 июля.

Утром тепло – t +18, и солнечно. Дежурные встали пораньше – в 6:50, начали готовить завтрак, остальные отсыпались. Позавтракали, не спеша собрались, вышли в 11:25. Через 30 мин спуск закончился, началась дорога – настоящая, для машин. Мы сделали привал – переодеваемся в более чистую и легкую одежду, т.к. дальше уже не предполагалось кустов и высокой травы.

Пока переодевались, видели целое стадо то ли домашних, то ли диких поросят. Их было много – несколько больших и куча маленьких – черных, розовых и пятнистых, они рылись в куче мусора и совсем не были похожи на опасных диких животных.

В 12:30 встретили возле пасеки очередных егерей, опять очень злых, которые нас чуть не оштрафовали, за то, что мы ночевали не на турбазе, а в неустановленном месте (оказывается, у «Холодного родника» нельзя ночевать).

В 13:15 подошли к переправе через р. Шахе. Подвесной мост был довольно шатким, но вполне надежным. Переходили по двое: мальчик и девочка, грудные и поясные пряжки на рюкзаках расстегнуты.

В 14:20 вышли на турбазу «Бабук-аул», долго готовили обед, так как в округе не было сухих дров, а заготовленные заранее нам использовать не разрешили. 16:10 – вышли дальше. Ритм движения – 40 мин ходу, 10 мин привал. Периодически по дороге проезжают машины, в основном УАЗ-ики. Один такой УАЗ-ик даже предложил подвезти нас до Солохаула «всего за 3000 рублей». Это почти 300р за км. Мы гордо отказались, так как с финансами уже ощущался напряг.

Дорога идет по карнизу крутого склона, довольно живописная, но очень грязная. Приходится то и дело обходить лужи, а иногда просто не обращать на них внимания. По склону стекают многочисленные ручейки, жарко и душно.

В 18:40 вышли на кордон заповедника. Очередная проверка, к счастью, последняя. Показали пропуска, пошли дальше. В 19:30 дошли до ручья Монетная Щель, сошли с основной дороги, спустились к реке Шахе, нашли хорошее место, разбили лагерь, стали готовить ужин. Наконец-то вволю накупались в речке, вода в которой на удивление теплая. Поужинали уже в темноте. Долго сидели у костра, так как решили остановиться здесь и отдохнуть весь следующий день. Здесь появился уже и «Билайн».

Ночью опять гоняли мышей и прислушивались к шуму реки.

22 июля.

Сегодня день отдыха – стирка, купание, загорание и … баня!

Встали в 9:30 – 10:00. Сварили на завтрак овсяную кашу.

Соорудили баню из тента от палатки и полиэтилена. Все попарились, искупались в речке, загорали, некоторые особенно упрямые юноши обгорели на солнце, так как не слушали старших.

На ужин - ячневая каша, которой сварили побольше, чтобы осталось на завтрак, т.к. планируем выйти завтра рано. Но все равно долго сидели у костра, благо с дровами здесь проблем нет. Уже в сумерках пришло два уставших до смерти туриста из Краснодара, которые за один день отмахали столько же, сколько мы – за два, то есть от турбазы «Фишт» до нас.

23 июля.

Подъем в 6:00. Съели кашу, выпили кофе и в 7:50 вышли, как говорится на последний рывок. Шли довольно быстро (не зря отдыхали сутки!), привалы делали редко. Утро солнечное, жаркое, t около +25. Вскоре деревья стали реже, дорога стала открытой, уставать под солнцем стали быстрее. В 8:30 подошли к р. Бзыч, переправились по убийственному подвесному мосту. Через час пришли к маленькому горному поселку Бзогу, и не задерживаясь, пошли дальше.

В 11:05 Пришли в Солох-аул! Нашли возле остановки магазин, дети набрали шоколадок, сока, булочек. В 11:55 сели в забитый битком автобус, ехали около часа стоя или сидя на рюкзаках.

В 13:25 – прибыли в Дагомыс, пешком дошли до ж/д станции (шли около 20 мин), увидели море! Расположились в тени под деревьями около вокзала, сварили на газовой горелке обед (суп и чай), поели, стали ждать электричку. В 16:48 сели в неё, было душно и жарко, и она была забита до отказа – ехали в тамбуре около часа.  Железная дорога идет практически по берегу моря, возле бесконечного каменистого пляжа. 

Вышли на ст. Волконская, по каменистому пляжу отошли подальше, мальчики сходили за водой к ближайшим коттеджам (народ в них по виду весьма «крутой», но по сути очень даже доброжелательный), сварили рисовую кашу-суп на сгущенке. Поели, купались, загорали. Сделали дорожки из камней ко всем палаткам.

22:00 – отбой. Спали прямо под звездами, в спальниках.

24 июля.

Жара!!! Утром уже +28! Сегодня почти все спали на свежем воздухе. С самого утра жарит солнце. Сходили два раза (двумя группами) в поселок Волконку – «в люди», купили немного продуктов – тушенку, хлеб, сахар, печенье.

Все остальное время купались, загорали, мучились от жары. Нашли недалеко, метрах в 50, дерево типа акации, под которым была хоть какая-то тень. Дежурили там по очереди, чтоб никто не занял, но пришел какой-то местный мужичек, сказал «страшным» голосом, что если сидеть под этим деревом, то можно потерять рассудок. Мы не стали спорить, ушли, но потом опять под него залезли – интересно же, но рассудок так никто и не потерял.

25 июля.

Снова жара! К счастью, к обеду на море поднялся небольшой шторм и стало немного посвежее. Видели дельфинов, папуасов, собирали ракушки на берегу. Придумали, что можно плавать и качаться на волнах на ковриках – весь почти день этим и занимались.

После обеда ходили на экскурсию к дольмену. В принципе, интересно, хотя так толком и не понятно, для чего его выдолбили в огромной монолитной скале. Залазили внутрь – ничего особенного не ощутили. По дороге купили ласты и маску, по очереди ныряли, ловили маленьких рапанчиков. Наконец-то придумали вкусный обед из настоящей картошки с настоящей курицей! Кажется, ничего вкуснее в жизни не ели!

Антон где-то умудрился подцепить клеща. Вытащили его, обработали место укуса, операция прошла успешно, больной выжил. Все опять спали на свежем воздухе!

26 июля.

Сегодня мы опять весь день загорали и купались. Ныряли за ракушками и т.д. Нашли жука-носорога, пофоткались с ним и отпустили.

Вода в море очень теплая! Волн практически нет! На небе ни облачка. Ходили смотреть на закат, и весь вечер все вместе у костра перечитывали эти записи в блокноте, смеялись друг над другом и вспоминали наш поход и пройденный путь!

Завтра домой!

К вечеру набежали тучки, а ночью над морем гремело и сверкало, очень далеко, но все равно напрягало – появлялись мысли, а куда, например, эвакуироваться, если начнется шторм?

27 июля.

Проснулись с мыслью, что сегодня мы отправляемся домой!

Встали утром, позавтракали, еще искупались и начали потихоньку собираться: упаковывать рюкзаки, сворачивать палатки, мыть котелки, еще раз все попили чай с оставшимися пряниками.

На прощание еще раз все сфотографировались на фоне моря – редкий кадр, когда мы все вместе!

Наша электричка отправлялась в 13:26, пока мы шли, пошел дождик, Думали, обойдется – ошибались! Пока решали, доставать пленку или нет,  все промокли, а когда достали – почти сразу подошла электричка! Ехали опять в тамбуре, но на этот раз еще и промокшие.

В Лазаревскую приехали довольно рано,  оставалось еще много времени до поезда. Расположились под пешеходным мостом, опять на ковриках, со стороны посмотреть – то ли бомжи, то ли цыгане. Сходили в город, купили еду в дорогу.

В 17:05 вышли на платформу № 1 –их там всего две. Поезд опоздал на 30 минут, поэтому сели в 18.05.

В поезде поужинали овсяной кашей быстрого приготовления (кстати, очень удобный продукт), и довольно рано легли спать!

28 июля.

Обычный день в поезде. Спали, ели, читали и т.д. На ст. Грязи купили очень вкусных жареных судаков – 50 р. штука, и жареную картошку, о-о-очень вкусную, не зря деньги потратили.

29 июля.

Встали в 6:00, покушали, собрались. На станцию Горький поезд прибыл по расписанию, в 7:48. В Нижнем Новгороде на перроне мы еще раз все вместе сфотографировались на фоне поезда, Олю и Леру забрали родители, а мы пошли на вокзал дожидаться электрички. Опять купили в дорогу еду, и, когда сели в электричку, с удовольствием все слопали!

Домой в родной Городец добирались на рейсовом автобусе № 101.

В 10:30 были дома!

Отчет подготовил:

Руководитель похода,

Преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ с.о.ш № 7 г. Городца:                      ________                               Ларионов О.С.

«31» августа 2009 г.