ОТЧЕТ
о туристском путешествии II категории сложности
по Баргузинскому хребту (Бурятия)

31 июля -16 августа 1998 г.

Руководитель - Полосаткин С.В.

Новосибирск

Нитка маршрута: пос. Кичера - о.п.423 км - р. В. Ангара - р.Укшихта - водорадел между притоками Укшихты - р. Берия - пер.Берия(1А) - подъем на вершину 2654м - р.Илокалуй - р.Богодикта - р.Светлая - р.Улуг - пер.Улуг - оз.Иркана

Состав группы:

Полосаткин Сергей Викторович руководитель 1973 ул. Д. Ковальчук, 268/2, кв.66, т.26-60-67
Кузьмин Андрей Павлович рем. мастер видеооператор 1973 Красный пр-т, 186, кв.99, т. 16-65-44
Кузьминых Роман Евгеньевич фотограф 1978 ул. Флотская, 24, кв.30
Волкова Елена Васильевна врач 1979 ул. Широкая, 127, кв.191
Сапунов Виталий Сергеевич завхоз 1980 ул. Линейная, 45/1, кв.100
Францева Наталья Владимировна   1973 ул. Д. Ковальчук, 396/1, т.28-70-99

Техническое описание:

Дата время   Участок пути Характер препятствий Погодные условия
3.08 6.00-9.00 20 км пос. Кичера - о.п.423 км дорога пасмурно, туман
9.00-11.00 5 км о.п.423 км - р. Верхняя Ангара труднопроходимый лес пасмурно
11.00-13.00   переправа р. В. Ангара ширина реки 100 м, глубина больше 2 м, температура воды 12-15 градусов; переправа на лодке за 3 рейса
14.00-18.00 6 км р. В. Ангара-р.Укшихта болото, выше по долине Укшихты-лес с участками бурелома облачно
4.08 8.30-16.30 8 км подъем по р.Укшихта движение по лесу без троп пасмурно, после обеда-дождь
5.08 8.00-9.30 2 км подъем по р.Укшихта до слияния двух притоков лес, на реке - прижимы пасмурно, утром-туман
6.08 9.30-12.30 3 км р.Укшихта-водораздел между притоками Укшихты движение по тропе; тропа сначала выходит на террасу направом берегу Укшихты, затем пересекает правый приток и поднимается на водораздел между притоками; на гребне-сплошные заросли стланника, тропа теряется облачно
14.30-17.30 3 км подъем по водоразделу подъем по камням, крутизна 20 , затем по плоскому водоразделу, заросли низкого стланника и березки Миттендорфа пасмурно, временами - дождь
7.08     полудневка   дождь, туман,

видимость 100м

15.00-17.00 2 км водорадел между притоками Укшихты - р. Берия подъем по широкому гребню (камни, мох), затем траверсом склона без потери высоты в долину р. Берия туман, плохая видимость
8.08 7.00-8.30 1.5 км подъем на пер.Берия(1А) камни, крутизна склона 20 пасмурно
8.30-12.30 1.5 км подъем на вершину 2654м подъем по гребню с северной стороны, камни. Крутизна 20-40градусов, много живых камней туман, на спуске-дождь
12.30-14.30 1 км спуск с перевального взлета камни, крутизна 30 дождь
14.30-17.30 6 км спуск по притоку Илокалуя мох, камни дождь
9.08 9.30-12.30 5 км спуск в долину Илокалуя тропа-по левому берегу притока через заросли стланника туман, облачно
14.30-18.30 6 км спуск по Илокалую до бр.1 лес, тропа временами теряется на участках гарей солнечно
10.08 8.00-12.00 11 км спуск по Илокалую бр.1-бр.3 тропа проходит по террасам по левому берегу, иногда теряется; на реке-прижимы солнечно
14.00-16.30 9 км спуск по Илокалую бр.3-бр.5 хорошая тропа по долине
16.30-17.30   переправа через Илокалуй(бр.5) брод-перед устьем притока, ширина реки 20-25 м, глубина ок. 1 м, необходима страховка

на правой стороне в месте переправы-хорошая охотничья изба

11.08 8.00-12.30 8 км бр.5-р.Богодикта (бр.8) от избы тропа идет по заболоченной долине, временами теряется, далее-вдоль берега Илокалуя солнечно
14.30-16.00 9 км р.Богодикта-р.Светлая в долине Светлой тропа теряется, движение по труднопроходимому лесу
12.08     дневка
13.08 8.00-12.00   переправа через Светлую переправа-в районе первого правого прижима ниже впадения р. Улуг. Ширина реки 25-30м, глубина больше 2м; переправа на лодке за 4 рейса солнечно
12.00-14.30 5 км подъем по р.Улуг тропа по левому берегу реки
14.30-20.00 30 км р.Улуг-пер.Улуг-оз.Иркана движение по автозимнику

ДНЕВНИК туристского похода по Баргузинскому хребту (Бурятия)

ПРЕДИСЛОВИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ

Полосаткин: Идея похода на Баргузинский хребет возникла в марте 1997 года, когда, сидя на мысе Котельниковском, мы любовались возвышающимися на противоположной стороне Байкала заснеженными горами. Позже я услышал рассказ об удивительно красивом озере Фролиха, в котором водится знаменитый реликтовый голец Давочан. Увы, следующей зимой попасть туда не удалось, поэтому к лету решение было твердым - только на Баргузин. Маршрут родился, когда показал мне на карте остров Ярки - двадцатикилометровую косу, отделяющую устье Верхней Ангары от Байкала. Итак, план был таков: начать маршрут в долине Верхней Ангары возле горячего источника - Дзелинды, по реке Укшихта подняться на хребет и взойти на пик 2654 м - высшую точку севера Баргузинского хребта. Затем перевалить на озеро Фролиху, пройти по берегу Байкала и через остров Ярки выйти в Нижнеангарск. Нам предстояло три больших переправы - через Верхнюю Ангару в начале маршрута, и две - через Байкальские протоки, отделяющие остров Ярки, в конце. После долгих размышлений, проверок и поисков, отвергнув несколько проектов (например, строительство плота из надувных шаров или презервативов), я купил китайскую надувную лодку из ПВХ. Лодка весила три килограмма, брала на борт трех человек, что позволяло нам преодолеть любую водную преграду. Увы, пройти маршрут полностью не удалось. Когда мы перевалили хребет и вышли к Илокалую, наше отставание от графика составляло больше двух дней. Поэтому нам пришлось, смирив гордыню, спуститься по Илокалую и выйти к озеру Иркана, где наш маршрут и закончился. Мы поднялись на пик 2654 м, озеро Фролиха и остров Ярки остались непройденными.

1 АВГУСТА, 2АВГУСТА.1998г.

Сапунов: Наше путешествие началось в ночь с 31 июля на 1-ое августа. На наиболее подходящий поезд (Москва-Тында) билетов нам так взять не удалось, пришлось ехать на поезде Горький-Лена, который отходил на 15 минут позже. Примерно сутки эти два поезда шли один за другим. Но после этого поезд, на котором мы ехали, стал отставать, и в Лену поезда прибыли с промежутком в 1,5 часа. К нашей радости, в Лене у поезда Москва-Тында нашли какую-то неисправность, и поэтому мы не только догнали этот поезд, но и успели купить на него билеты. На нем к 2-м часам ночи 3-го числа доехали до станции Кичера, где вылезли, поскольку на нужной нам станции 423 км поезд не останавливается.

3 АВГУСТА. ПОНЕДЕЛЬНИК. 1998г.

Сапунов: Переночевали мы на вокзале, в 7-50 местного времени сели на пригородный поезд и проехали одну остановку. С этого момента и начался поход. За две ходки по заболоченному лесу мы подошли к реке Верхняя Ангара, через которую нам предстояло переправиться. Переправа нам представлялась следующим образом: после первого переплытия реки у нас оказывается веревка, перетянутая через реку. Но на самом деле во время осуществления этого плана веревка запуталась и превратилась в "бороду". Поэтому, чтобы не переправляться весь оставшийся день, было решено: несколько человек переплывут вплавь. Естественно, их рюкзаки и одежду перевезли в лодке. Сначала переплыл Андрей, затем Сергей и я. К моменту нашего переплытия через реку на той стороне уже горел костер, на котором мы отогрелись и пообедали. На обед была лапша с рыбой и чай. Потом после обеда еще одну ходку мы сделали по болоту. Затем на нашем пути стало попадаться все больше и больше поваленных деревьев. Затем мы вышли на погоревший лес. Он представляет из себя сплошные ряды засохших и обгоревших деревьев, многие из которых еще и повалены. Вся дальнейшая ходьба представляла собой сплошное прыгание с дерево на дерево. Я постепенно натер себе ноги новыми ботинками, к тому же мне показалось весьма тяжким прыгать по деревьям как какой-то сайгак. И видимо поэтому я постепенно отстал от нашей прыгающей группы. К вечеру это отставание вылилось в 1 час времени. К вечеру нас окончательно сожрали комары, и мы представляли из себя чередование розового и красного цветов. Поужинали мы гречкой с тушенкой + чай, после чего и завалились спать.

4 АВГУСТА. ВТОРНИК.1998г.

Кузьмин: Проснулись рано, было довольно тепло, но солнца не было. На небе стояли белые кучерявые облачка. Весело жужжали комарики, улыбалась тайга (чем?). После молочного супа начали подниматься по Укшихте, пока не встали на обед. Обед состоял из картофеля и тушенки (чтобы не повторяться про еду, скажу, что на ужин было лапша алфавитная с рыбой). Из множества интересных и невероятных событий, произошедших после обеда, отмечу лишь два самых запоминающихся: 1. Лена упала в Укшихту, вследствие чего промокла. 2. Пошел дождь, вследствие чего промокла вся группа. После ужина мы легли спать! Это поставило венец дню, прошедшему под знаком Труда, во имя Труда и для него же...

5 АВГУСТА. СРЕДА. 1998г.

Полосаткин: Вышли в 8 утра. Во время дежурства и завтрака не было комаров, и поэтому жизнь казалась не такой уж плохой. Комары появились во время первой ходки, чем существенно омрачили наше существование. Две ходки мы шли вверх по узкой долине Укшихты, временами карабкаясь по прижимам. Потом вдруг нам встретилась хорошая тропа, которая сразу же полезла наверх, недолго шла по террасе, затем спустилась вниз, пересекла приток Укшихты и опять полезла вверх. Наверху, на гребешке, на нашем пути встали заросли стланника. Через ходку тропа благополучно потерялась, и мы стали рубиться как придется. Шли очень медленно, с большим трудом. При этом народ требовал воды, которой на гребне не было. Поэтому, когда нам встретилась какая-то грязная лужа, мы сразу выпали в осадок и стали обедать. Собственно, было уже 12 часов. После обеда - еще один мучительный рывок - и мы вышли на камни. По курумнику идти стало гораздо легче. Правда, все вокруг затянуло туманом, и в один момент мы были вынуждены закрыться полиэтиленками и переждать дождь. Зато когда ветер разогнал туман, мы обнаружили великолепную картину. За нами расстилалась панорама с верхней Ангарой и Кичерой на заднем плане, а впереди - какие-то огромные горы. Здесь я окончательно убедился, что мы поднимались именно по Укшихте, и сумел определить, где мы находимся. Наконец, мы вылезли на отрожек и пошли по нему. Теперь наша задача перевалить в верховья Берии, не зарюхаться в скалы и попытаться подняться на вершину (которой мы пока не видим). Встали лагерем на границе стланника. Здесь как раз расположена болотина и течет речка (а вернее множество ручьев). По дороге Андрей и Виталя собрали целую гору грибов (подосиновиков и подозрительных маслят), и теперь мы их варим. Виталя натер ноги и сильно страдает. Кстати, сегодня вторая подряд полудневка - встали в 16-30. Завтра на вершину.

6 АВГУСТА. ЧЕТВЕРГ. 1998г.

Кузьминых: Сегодняшнюю ночь шел дождь. В результате этого промокла вся окружающая территория (и даже палатка). Дрова также не стали исключением. Хорошо, что часть дров была собрана в кучу и накрыта полиэтиленом (по совету Сергея). Т.к. продолжалось мое дежурство, то пришлось вылезать в сырость и дождь и разводить костер. Дело это (как окозалось) довольно утомительное. Когда сверху идет дождь, а с гор дует холодный и сильный ветер, то начавший было разгораться костер затухает. Промаявшись около часа и израсходовав 3!!! таблетки горючего, я наконец достиг желаемого результата, и костер мало-помалу начал разгораться. Но тут возникло еще одно препятствие: вынутые из-под полиэтилена дрова (представлявшие собой трухлявые куски) моментально сырели, и, после того как я их запихивал в костер, долго сохли, для чего требовалось поддерживать сильный огонь, поддувая хобой. В конце концов завтрак был готов (в 9 часов). На завтрак был геркулес. После завтрака, т.к. дождь продолжался, было решено переждать в палатке. Кроме того, видимость была плохой из-за густого тумана, который закрыл все окрестности. Через несколько часов туман рассеялся, и мы решили двигаться. Собравшись, мы решили перекусить. Съев по "куску" (кавычки нарочно, т.к. мне кажется, что такие куски вместо обеда ничего не значат) мы отправились (13-50). Путь пролегал наверх. Сделав несколько переходов, мы перекусили и выпили "Zuko", которое, как оказалось, Сергей нес в своем рюкзаке, никому не сказав об этом. Внезапно пошел дождь, и все вокруг затянул туман. Переждав дождь, мы двинулись дальше. Теперь на нашем пути лежали нагромождения валунов. Пройдя валуны, мы очутились возле речки. Т.к. окрестности опять затянуло туманом, было решено остановиться на ночлег. Отсутствие дров вынудило обойтись на ужин кусками сыра, колбасы, сала, банкой шпротов, печеньем и разведенным "Zuko". После ужина каждый занялся своими делами. Наташа с Леной ушли прогуляться, а мы лежали в палатке, истребляя комаров. На завтра запланирована вершина. Ура!

7 АВГУСТА. ПЯТНИЦА. 1998г.

Волкова: Всю ночь дул ветер... В темноте казалось, что Нечто Большое и Серое, прогуливаясь в ночи по долине, случайно набрело на нашу палатку, и теперь, просто из любопытства ли, иль играя, пыталось сковырнуть полиэтилен длинным ногтем и добраться до содержимого. Мрачные мысли, а впрочем, также хорошо и спиться под тихий говор дождя и шум ветра. Утром шли по долине - вся испещрена серебристыми ручейками; даже под камнями нередко слышишь, что и там бежит быстрая вода. По долине мы вышли к хребту Нашей Горки, и выбрав Удобный Путь, поднялись на него. Туман чуть рассеялся, и по разные стороны хребта мы увидели разные картины: слева - Высокие Черные Гордые Скалы, справа - Тихая Мирная Зеленая Долина с рекой Берией и с изумрудно-голубыми Далями, где (вероятно) всходило Солнце (Солнце... Солнце? А что это такое? Ах, да! Солнце!). Увы, нам было налево. Но сперва мы сбегали и покорили Вершину. Рюкзаки оставили на хребте, взяли только обвязки, веревки и пр. Шли по хребту - по куруму, и проваливали туда ноги, и сыпали камни. На вершине до нас кто-то уже побывал (предположительно геодезическая служба) и забыл там топор и др. непонятные и странные (но, наверное, очень нужные) вещи. С вершины мы ничего не увидели (туман), да к тому же начал моросить дождь (Бр-р!). Спуск был тяжелым и долгим. Ходьба по мокрым камням временами сменялась полетом над ними. А потом пошел Дождь! (он и сейчас идет) А потом пошли и мы. Шли по долине, мимо озер, то по куруму, то по мху, шли чтобы идти, чтобы хоть чуть согреться. Дойдя до Удобного места, где можно было поставить палатку и поужинав лапшой, брошенной в чуть теплую воду (ВЕДЬ ДОЖДЬ ВСЕ ЕЩЕ ИДЕТ!), стали решать куда и как идти дальше. Что придумали - не знаю (да и утро вечера мудренее). Буду и я спать. До свидания.

8 АВГУСТА. СУББОТА. 1998г.

Францева: Ура, ура, ура сегодня не было дождя, и даже изредка выглядывало солнышко. После двух дней сухомятки утром удалось вскипятить чай и по-человечески заварить лапшу б/п. Затем все дружно двинулись по направлению к речке Илокалуй, вдоль которой и прошагали около 12-14 км (это если по прямой), а если с учетом петляния тропинки, то и больше. Идти по тропинке сплошное удовольствие, хотя мы ее периодически теряли, но после тщательных поисков ее удавалось найти. По дороге нам встретились два притока, которые мы переходили вброд. Самой сложной была первая переправа, когда приходилось перебираться по поваленному дереву через бурлящую речку, и все это Андрей запечатлел на пленку. Но самым запоминающимся событием этого дня был обед. Остановились в очень живописном месте, да еще впридачу с большой поляной голубики, вся группа быстренько разбрелась в разные стороны и в ожидании обеда наедалась голубики до отвала. А у Лены возникла мысль сварить компот, с которым произошла своя история. Дело в том, что чай уже успели заварить, и голубику пришлось бросать в чай. В итоге у нас получилось новое блюдо - чай с голубикой, и это было вкусно. И еще одно достоинство этого обеда - это отсутствие комаров, которые появились к ужину. На ужин был рис с тушенкой. После чего все улеглись спать, но в отличие от всех других вечеров, когда все ложились и засыпали, сегодня на людей нашло желание поговорить. Очень надеюсь, что завтра тоже не будет дождя.

9 АВГУСТА. ВОСКРЕСЕНИЕ. 1998г.

Сапунов: Подъем для меня, как всегда, начался с художественной лепки - заклеивания порядка 10 мозолей, натертых новыми ботинками. На завтрак был дядюшка Ben с тушенкой. Вышли приблизительно в 8-00. Тропа постоянно разветвлялась, затем какие-то тропки сходились и т.д. и т.п. Но все они были весьма ущербны, поэтому скорость нашего продвижения была малой. Мы постоянно лезли то вверх, то вниз, т.к. по берегу было много прижимов. В итоге до обеда прошли всего около 5 км. На обед мы встали полпервого. Надо сказать, что практически все это время светило солнце. Оно лишь изредка скрывалось за небольшими облаками. Так что к обеду мы подошли с хорошим настроением. Большинство народа занялось просушкой сырых вещей. Я же на обеде занимался перераспределением снаряги и продуктов. Народ кричит, что осталась куча конфет и кураги, которую мы однозначно не успеем съесть, если не будем поглощать эти вкусности более эффективно. Обед продолжался около двух часов. Примерно через одну послеобеденную ходку мы нашли вполне приличную тропу. Серега, который шел первым, обозвал эту тропу "high way" и рванул по ней со спринтерской скоростью и выносливостью стайера. В итоге мы дошли до переправы через реку Илокалуй за три послеобеденные ходки. Переправа происходила следующим образом: сначала Серега с Андреем с рюкзаками и веревкой перешли на тот берег, где ее и закрепили. Затем, надев обвязки, они вернулись назад и помогли переправиться девушкам. Андрей шел с Натальей, Серега шел с Леной. Затем, когда они переправились, настала наша с Ромой очередь. Я через проводник закрепился на веревке, Рома проделал это, обвязавшись концом веревки, после чего мы кое-как переправились (подробности есть на видеопленке). После переправы через первый рукав реки (то, что он первый и не один, выяснилось позднее) пришлось переправляться через второй, который был менее бурным, поэтому мы обошлись без веревки. Во время переправы через второй Лена немного вынужденно искупалась. После всех этих переправ мы увидели совсем новую избу, срубленную не более двух лет назад. Мы уж было хотели переночевать в этой избе, но когда мы в нее зашли, выяснилось, что в окне нет стекла. Также разубедило нас в ней спать и то обстоятельство, что комаров в ней даже больше чем на улице. Так что было решено спать в палатке. Примерно пол-девятого Рома с Леной отправились ловить рыбу и даже преуспели в этом, поймав одного хариуса. Выяснилось, что хариусы клюют только на бабочек, а бабочек было найдено всего три. В конце концов, немного просушившись, все отправились спать.

10 АВГУСТА. ПОНЕДЕЛЬНИК. 1998г. Кузьмин:

Встав утром и поев пойманного с вечера 9-го Романом хариуса, мы отправились в путь. Нам предстояло пройти около 11 км и 5 бродов. Дорога проходилась прекрасно, т.к. была в наличии хорошо набитая тропинка. Пообедали после 4-го брода и попили компотик (спасибо Лене и Наташе) с голубикой. Оставалось лишь перейти один брод - через речку Светлая. Подошли мы к ней, но не тут то было. Течение быстрое, камни, воды много (не замеряли, но наверняка выше груди в неглубоких местах). Всю вторую половину дня провозились, бегая вдоль реки и обдумывая место и способ переправы. Было выдвинуто много идей, некоторые оригинальные даже. Об их исполнении завтра наверняка напишет Сергей. А теперь - спать! Завтра рано вставать.

11 АВГУСТА. ВТОРНИК. 1998г.

Полосаткин: Встали в 7 утра, позавтракали и занялись лесопавалом - стали рубить огромную (в обхват) сосну. Рубили аж до 11 - елочка все не хотела падать. Когда же она упала, мы могли несколько секунд наслаждаться видом плавно уплывающей елочки. Увы! Переправа не получилась. Но мы не стали сдаваться и выработали новый, еще более изощренный план переправы. По новому плану Андрей должен был переплыть реку вплавь с веревкой, а потом мы бы натянули перила и переехали. Каждому участнику была уготована важная роль в этой операции. Андрей должен был плыть, я - бежать по берегу с веревкой, Рома - ловить меня, Виталя - вылавливать Андрея в случае неудачи, а Лена с Наташей останавливать мой забег восторженными криками в случае достижения Андреем противоположного берега. Проведенные три попытки успехом, увы, не увенчались. Андрей не смог преодолеть быстрину и его прибило к нашему берегу. После третьей попытки он был уже синий от холода и продолжать купание ему ни капли не хотелось, да и не стоило дальше рисковать. Ситуация складывалась очень печальная (а можно сказать - критическая). Поразмышляв во время обеда, мы выработали концепцию дальнейших действий. Было решено - идти вниз по Светлой, пытаться найти брод, а если это не удастся (в чем я почти не сомневался) - спускаться по Светлой до Верхней Ангары. Недостатки этого плана были следующие: 1. На пути по Светлой предстоит переправа через Илокалуй, далеко не очевидная. 2. На Светлой могут быть прижимы. 3. Не очень оптимальный (реальный?) расчет - 8 км в день без тропы - давал 5 дней пути до железной дороги (и опоздание на 2-3 дня), но альтернативой могло быть лишь ожидание вертолета. С тяжелыми мыслями мы двинулись вниз по Светлой. Пройдя около 30 мин. мы обнаружили место, где реку можно переплыть на лодке. На участке приблизительно 100 м река течет спокойно, без бурунов, а ее ширина 20-30м. Поэтому мы решили остановиться, сходить вниз на разведку без рюкзаков (до устья Илокалуя) и подготовить переправу. К Илокалую ходил я и Андрей. Светлая на этом участке очень красива, течет ровно, с одной стороны - прижимы. Если мы захотим переправиться где-то ниже нашей стоянки, то эти прижимы будут мешать нам вернуться обратно, к Улугу. На месте нашей планируемой переправы тоже прижим, не длинный - метров 200, но как его проходить - не очень понятно, в общем, перспективы у нас не самые радужные. Завтра посмотрим, как у нас сложиться жизнь.

12 АВГУСТА. СРЕДА. 1998г.

Кузьминых: Жизнь сложилась как нельзя лучше. Позавтракав, мы подошли к реке. Мы с Сергеем привязали веревку к лодке, отнесли лодку выше по течению и отчалили. Понесло нас довольно быстро и поначалу чуть-чуть не захлестнуло. Гребли мы в полную силу, но до берега не догребли. Андрей с Виталей и девчонками вытянули нас обратно. Вторая попытка также окончилась неудачей, хотя мы доплыли до берега и уже зацепились за березу. Третья попытка удалась, хотя и с большим трудом. Мы смогли зацепиться за березу, Серега выскочил на берег, продолжая удерживать лодку, а я вытягивал из воды веревку, которую на другом берегу поднимали наши товарищи. В общем, лодку мы вытащили и веревку зацепили, но предстояло самое главное - переправиться на другой берег и перевезти людей и рюкзаки. Зацепивши усом лодку, мы с Сергеем попытались перетянуть ее, как паром. Когда мы в лодке выплыли на быстрину, лодку начало захлестывать, и мы вернулись. Вернувшись на берег, Серега решил переправиться один, т.к. ему казалось, что у лодки будет меньше осадка и ее будет меньше захлестывать. Отчалив от берега, Сергей стал быстро переправляться, но, выйдя на быстрину, лодку захлестнуло, и она перевернулась. Сергей одной рукой зацепился за лодку, а другой за веревку, и стал быстро подтягиваться к берегу. Когда я помог ему вылезти на берег, то у него зуб на зуб не попадал. Я быстро развел костер, и Сергей малость согрелся. Подумав, Сергей решил отделить веревку и поплыть на лодке так, чтобы его вытянули на том берегу. Так и сделали. Пока на том берегу собирались переправляться, я на этом берегу готовился страховать. Переправляться стали без веревки, т.к. она сильно тянула. Сначала Сергей с Андреем переправили мой рюкзак. Без особых проблем потом Виталя с Андреем переправили Лену с рюкзаком, а Наташе они решили показать все прелести водной преграды, и вплыли в буруны. Когда они пристали к берегу, в лодке было пять сантиметров воды. В последнюю ходку переправлялся Сергей с рюкзаком, и в лодке оказалось около десяти сантиметров воды. В общем, переправились все. К этому моменту у нас уже был готов чай, и мы открыли две шоколадки. Перекусив, Сергей стал сдувать лодку, а остальные стали собираться. Я же решил попробовать рыбачить. В силу того, что было мало наживки, я поймал всего одного хариуса, а потом надо было идти. Прокарабкавшись по прижимам, мы дошли до впадения Улуга в Светлую. Пообедав, пошли по тропе вдоль Улуга и вышли на автомобильную дорогу (грунтовку). Пройдя несколько километров по дороге, мы остановились на привал, и в это время из-за холма выехал "Урал". Как оказалось, водитель ехал в Улан-Удэ, а дорогу он выбрал эту, поскольку по ней всего 900 км, а по трассе 2500 км. Еще он сообщил, что до Куморы около 30 км. И мы пошли по дороге... Путь наш длился довольно долго, и к озеру Иркана мы вышли к 21-30. Возле берега стояли рыбаки на "Урале", от которых мы узнали, что они из Нового Уояна, и скоро поедут туда. Рыбаки поделились с нами окунями, и мы сварили отличную уху, хотя она изобиловала чешуей и костями. Поужинав в палатке при свече, мы легли спать.

13,14 АВГУСТА. ЧЕТВЕРГ-ПЯТНИЦА. 1998г.

Волкова: Утром рыбаки (впрочем - браконьеры) довезли нас до Нового Уояна - небольшой поселок (городок?) с невысокими кирпичными домиками и прохладным ж/д вокзалом. В кузове машины было очень пыльно и душно - мы стали приятного серого цвета. На вокзале долго ждать не пришлось - наш поезд до Северобайкальска отправлялся через час. Когда мы приехали, в Северобайкальске были уже сумерки. Оставив рюкзаки на вокзале, мы гуляли по городу под луной и редкими фонарями. Городок небольшой, можно сказать, что весь город - это только одна центральная улица с одинаковыми домами. Впрочем, (из-за скудности освещения, как оказалось утром) он казался довольно уютным. После мы спустились к озеру. Под черным и на удивление звездным небом (было видно даже Млечный Путь) - такая же черная и ясная вода. (А холодная какая! И кому первому пришла мысль искупаться?!) Ночевали на вокзале. Кроме нас там были водники, которые устроили пение(?) под гитару и пляски при свече. Утром я ходила смотреть Восход Солнца - Оно показалось из-за голубых гор, которые сливаются с водами Байкала. (Нигде еще не видела таких толстых и наглых чаек!) Когда вернулась на вокзал, наша группа уже частично проснулась и бродила кто где. Сергей сказал, что наш поезд вечером, поэтому решили весь день провести на Байкале. Остановились мы в небольшом заливчике - и это была настоящая дневка! Мы плавали на лодке, плавали без лодки, загорали и гуляли по окрестностям. Вечером, в поезде мы вслух читали Джека Лондона: "...Прихрамывая, они спускались к речке, и один раз тот, что шел впереди зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность - след долгих лишений. Плечи им оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями..."