LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



рассвет
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Полярный Урал 2003

Отчет о пешем походе 1 к.с. по Полярному Уралу совершенному в августе 2003 года.

Состав группы:

Ульяненков Максим 1975

Слепицкий Андрей 1977

Ульяненков Денис 1982

Самойлова Елена 1982

Нитка маршрута:

ст.Полярный Урал - р.Собь - пер.Собский (н/к) - р.Макар-Рузь - р.Кузь-Ты-Вис - пер.Кузь-Ты (н/к) - р.Елец – пер.? (н/к) - р.Яй-Ю (р.Еджид-Шор) - пер.? (н/к) - р.Изъякырью - р.Бол.Хараматалоу - пер.Хара-Маталоу (н/к) - р.Янас-Шор - р.Харута - р.Бабья-Вож - ур.Вылыс-Хановей - ст.Елецкая

Общая идея похода.

Общая идея похода состояла в том, чтобы познакомиться с новым для нас районом Полярного Урала, дойти до доминирующей вершины этого района г.Пайер и по возможности взойти на нее. При этом хотелось как можно меньше ходить по голой тундре, а больше по горам, пусть даже невысоким.

Варианты начала и окончания в Елецком не рассматривались по причине как раз большого количества (как минимум 2 туда и 2 обратно) дней хождения по голой тундре.

Таким образом была спланирована нитка: ст.Полярный Урал - р.Собь - пер.Собский - р.Макар-Рузь - р.Кузь-Ты-Вис - пер.Макар-Рузь - в. 1053 - р.Изъякырью - р.Бол.Хараматалоу - пер.Арка-Маталоу - р.Вон-Кур-Юган - р.Харута-Шор - р.Харута - пер.Седло - оз.Кечь-Пель-Ты - г.Пайер (радиально) - р.Пра.Кечь-Пель - ст.Елецкая.

Как вариант при плохой погоде рассматривалось достижение Б.Хараматалоу не через Кузь-Ты-Вис и Изъякырью, а более часто используемым туристами вариантом через р.Степь-Рузь.

При особо удачном начале и хорошей погоде рассматривался также вариант переваливания с Бол.Хараматалоу в верховья р.Бур-Хойла и далее через пер.Азиопа (Блюхера) на р.Харута-Шор и далее по плану.

Информация и подготовка.

Когда я начал подготовку к походу, то с удивлением обнаружил, что в Интернете очень мало отчетов о пеших походах по Полярному Уралу. Лыжных и водных достаточно, а пеших очень мало. Одной из главных причин написания этого отчета как раз было желание немного уменьшить этот пробел.

При планировании использовалась статья Константина Бекетова "Южная часть Полярного Урала (обзор туристических возможностей)" http://www.tag.spb.ru/tourism/ural.html, а также указанные ниже три отчета. Правда много полезной для себя информации из них вытащить не удалось, т.к. или маршрут плохо стыковался с нашей ниткой или отчет носит больше эмоциональный характер, с малым количеством технических подробностей.

Отчет о походе 4 к.с. под руководством Степочкина в 1994 году http://www.tourism.ru/docs/report/foot/1/2/40/, отчет Константина Шемяка о походе в 2001 году http://www.saunalahti.fi/~shemyak/hiking/polar-ural.html и отчет Сани Серкова от походе 2002 года http://sanya-serkov.narod.ru/2002pural/index.html.

В отчетах по Полярному Уралу наблюдаются некоторые разночтения по названию перевалов. Например, из долины Ельца в долину Кузь-Ты-Вис ведут два перевала: один низкий (около 500 метров) от истоков самого Ельца и второй, высокий (свыше 900 метров) от левого притока Ельца. В разных отчетах они называются по-разному. Мы решили, что низкий называется Кузь-Ты-Вис, а высокий Макар-Рузь, хотя в некоторых источниках они названы наоборот.

Отдельное спасибо Алексею Жиделеву за разъяснения по наличию дорог между пос.Елецкий и ГУХ.

Карты Полярного Урала мы использовали с сайта http://polarural.narod.ru .

Нитка маршрута по дням

День Маршрут Км Погодные условия
0 ст.Полярный Урал - р.Собь 7 Переменная облачность.
1 р.Собь - пер.Собский (н/к) - р.Макар-Рузь - р.Кузь-Ты-Вис 20 Переменная облачность.
2 р.Кузь-Ты-Вис - пер.Кузь-Ты (н/к) - р.Елец – пер.? (н/к) - р.Яй-Ю (р.Еджид-Шор) - пер.? (н/к) - р.Изъякырью 17 Утром пасмурно, небольшой дождь. Вечером переменная облачность.
3 р.Изъякырью - р.Бол.Хараматалоу 18 Солнечно, переменная облачность.
4 р.Бол.Хараматалоу 12 Утром пасмурно, днем и вечером низкая облачность, дождь, сильный ветер.
5 Дневка по погодным условиям.   Низкая облачность, дождь и сильный ветер.
6 Дневка по погодным условиям.   Низкая облачность, дождь и сильный ветер.
7 р.Бол.Хараматалоу - пер.Хара-Маталоу (н/к) - р.Янас-Шор - р.Харута 17 Сильный ветер. Утром пасмурно. Днем и вечером переменная облачность.
8 р.Харута - р.Бабья-Вож - ур.Вылыс-Хановей 25 Солнечно, переменная облачность.
  ур.Вылыс-Хановей - ст.Елецкая 1 Переменная облачность.
  Итого: 117  

 

Описание по дням

День 0–й: ст.Полярный Урал - р.Собь

Около в 18-30 по московскому времени вылезли из поезда Москва - Лабытнанги на станции Полярный Урал (98-й км). Выгружались в темпе, так как поезд стоит одну минуту - зря спешили, он простоял все пять. Станция представляет жалкое зрелище: несколько разрушенных бараков, нечто напоминающее жилой дом, мужики, бегающие вдоль поезда покупающие у проводников водку.

Переходим на местное (астрономически) время +2 часа к Москве, т.к. гораздо лучше, если темнеть начинает в двенадцать ночи, а не в десять. Теперь у нас 20-30. Далее везде в отчете время местное (астрономически), Мск + 2 часа.

Сразу идем по рельсам до столба "Европа-Азия", который нашли справа от пути, где-то метров через 400-500 после станции, если идти по ходу нашего поезда. Банальное фото на фоне столба.

Сегодня до конца дня хотелось бы пройти километров 7 и встать на ночевку уже там, где долина Соби сужается, сжатая хребтами. Начинаем подниматься по Соби, пытаясь при этом перейти на ее правый (здесь и далее орографически) высокий берег, т.к. по нему выше по течению проходит дорога от поселка Полярный (110 км) до рудника на плато Енга-Ю, которой мы собирались воспользоваться. Немного плутаем между озерков и рукавов реки. Один из рукавов переходим по камням, не замочив ног, но главный рукав все же пришлось бродить.

Еще поднимаемся вдоль Соби без дороги. Погода начинает портиться. Со стороны Пайпудынского хребта идет огромный темный фронт. Постепенно темнеет. Мы уже вошли в сужение долины реки и решаем остановится, так как может начаться дождь и опасаемся выше по реке не найти нормальных мест для стоянок. Время около 23.

Ветер свежий и он усиливается. Аккуратно обкладываем юбку камнями.

Итого за день: пройдено 7 км, чистое ходовое время примерно 2 часа.

Полезная информация: столб "Европа-Азия" находится справа от ж/д путей по направлению в Лабытнанги, примерно метров через 500 от станции. От столба целесообразно быстрее переходить на правый высокий берег Соби и дальше двигаться по нему, не приближаясь вплотную к руслу реки.

День 1-й: р.Собь - пер.Собский (н/к) - р.Макар-Рузь - р.Кузь-Ты-Вис

Погода с утра, вопреки вчерашним опасениям, очень даже ничего, где-то тучки, где-то голубое небо. Горы видно хорошо.

Около 11 выходим. Начинаем идти вдоль реки. Где-то здесь мы должны выйти на дорогу, идущую с Полярного. Найти ее должно быть несложно, в этом месте горы близко подходят к реке и расстояние между рекой и склоном не более 200 метров, на которых и может проходить эта дорога. Действительно через 5-10 минут выходим на дорогу, идущую в стороне от реки. По дороге идти несколько удобнее. Вскоре пересекаем единственный существенный приток Соби, который без проблем переходим вброд. Делаем привал.

Продолжаем движение и почти сразу же переходим еще один приток, немного меньше первого. Несколько сот метров он течет прямо по дороге, что затрудняет движение по ней. Далее встречались только небольшие ручьи часто текущие прямо по дороге. Дорога идет сильно выше реки, поэтому, когда решаем сделать привал, озеро в верховьях Соби существенно ниже нас и спускаться к нему за водой лень.

Дальше дорога начинает подниматься на перевал, который уже близко и даже виден склон горы по ту сторону перевала. Траву под ногами меняют камни. Подъем не крутой и не долгий.. На перевале тура нет. Перевал, если это можно так назвать, индустриальный, вездеходы ездят по нему на рудник на Енга-Ю почти каждый день. Спуск к озеру в верховьях Макар-Рузя по этой же дороге никаких сложностей не вызывает. Бросаем рюкзаки на травянистой полянке у озера и останавливаемся на перекус. Мы прошли первый перевал на Полярном Урале!

Здесь же, у озера, находим оленьи рога, правда не очень кондиционные, поэтому желания взять их ни у кого не возникает. Пока мы перекусываем, к нам со стороны Макар-Рузя приближается вездеход. Останавливаться он не стал, а проехал мимо по дороге на перевал в направлении Полярного.

Сегодня у нас есть выбор варианта маршрута. Собирались в случае плохой погоды идти по дороге вниз по Макар-Рузю, потом на Степь-Рузь и дальше на Бол.Хара-Маталоу. В общем, добраться до Хара-Маталоу по более простому и описанному во многих отчетах варианту пути. А если погода будет хорошая, немного поэкспериментировать: свернуть с Макар-Рузя на ручей Кузь-Ты-Вис и далее подняться на высокий перевал Макар-Рузь, с него на вершину 1053 с которой спуститься в верховья реки Изъякырью (крупного притока Бол.Хара-Маталоу) по которой и дойти до Хара-Маталоу. В этом случае мы существенно выигрываем в интересности маршрута, а также немного в километраже. Кроме этого, мы выйдем на Хара-Маталоу существенно выше по течению, что тем более полезно, что дальше нам подниматься в ее верховья.

Погода сегодня хорошая, как и общее настроение, поэтому решаем пойти на Кузь-Ты-Вис.

Выпив ледяной водицы из озера, все немного замерзли. Быстро одеваем рюкзаки и идем по дороге по левому берегу Макар-Рузя. Вскоре доходим до конструкции, которая напоминает сгоревшую машину. Здесь начинается ответвление дороги на плато Енга-Ю. Эта дорога местами поднимается под совершенно фантастическим углом! Посмотреть бы как по ней что-то ездит!

А мы решаем, что пора бродить Макар-Рузь. Глубина маленькая, но вода ледяная, поэтому стараемся по возможности идти по выступающим из воды камням и лишь иногда опускать ноги в воду.

Дальше уже без дороги немного поднимаемся на отрог, срезая при этом угол, образованный слиянием Макар-Рузя и Кузь-Ты-Вис. Вскоре выходим к реке, прямо к небольшому водопадику и внушительных размеров снежнику. Река в этом месте очень узкая с мощной струей. На километровке вдоль Кузь-Ты-Вис показана дорога, но в этом месте долина настолько узкая и затертая каменистыми склонами, что становится понятно, что дороги здесь быть просто не может. Отсюда хорошо видны строения рудника на краю плато Енга-Ю.

Нафотографировавшись и отдохнув, идем дальше. Поднимаемся по левому берегу реки. Идти нелегко, средних размеров курумник и чувствительный подъем делают свое дело. Вскоре мы уже поднимаемся довольно высоко над долиной Макар-Рузя. Решаем дойти до двух озер Кузь-Ты и где-то на них остановиться на ночевку.

Долина реки существенно расширяется, и мы выходим к озеру. Точнее сказать, это не озеро, а просто очень сильное расширение реки. Вода в этом месте течет так бодро, что называть это озером как-то неправильно. На берегу каменистые россыпи перемежаются с заболоченными участками. Найти сухое и ровное место для палатки было непросто. Ставим палатку в крошечной впадинке - здесь будет меньше ветра. Спать придется с уклоном. Время 18 часов.

Готовим чай на горелке, ужин будем делать позже. После все разбредаются по интересам. Андрей пошел с фотоаппаратом наверх поснимать, а остальные трое остались отдыхать в лагере.

Вскоре Лена прибежала к палатке и сказала, что видела оленя, но он ушел вверх на снежник. Она ходила в шлепанцах, поэтому погоня была невозможна. Мы втроем быстро натягиваем ботинки и идем на тот снежник, куда ушел олень. Поднявшись наверх, я вижу, как из ближайшей ложбинки выходит олень и медленно удаляется от нас. Жаль, что у нас не было фотоаппарата! Видимо, это был домашний олень, потерявший свое стадо - у животного на шее была красная ленточка, да и нас он не особенно боялся. Лена пошла дальше за оленем, а мы с Денисом возвратились к палатке. Скоро Лена вернулась и рассказала, что ей удалось опять найти этого оленя, и он подпустил ее достаточно близко, на расстояние около 15 метров.

Как выяснилось во время погони за оленем, дорога по Кузь-Ты-Вис все же есть, но она идет совсем не так, как обозначено на карте. Дорога приходит с небольшого перевала на левом склоне долины идет перпендикулярно руслу реки и пересекает ее чуть ниже нижнего озера Кузь-Ты, и дальше идет по правому берегу параллельно реке. По этой дороге, видимо давно никто не ездит, она еле заметная и смысла пользоваться ей я не вижу.

Стандартно в 21 начали готовить ужин, поужинали, и, расписав традиционную пулю, легли спать около 24.

Итого за день: пройдено 20 км, чистое ходовое время примерно 5 часов.

Полезная информация: прохождение Собского перевала по дороге никаких сложностей не представляет. Гораздо тяжелее подъем до озер Кузь-Ты по ручью Кузь-Ты-Вис. Чуть выше места впадения Кузь-Ты-Вис в Макар-Рузь идет ответвление дороги на плато Енга-Ю к работающему руднику. На дорогу по Кузь-Ты-Вис, обозначенную на карте рассчитывать не стоит. Долина Кузь-Ты-Вис очень красивая - рекомендуем.

День 2-й: р.Кузь-Ты-Вис - пер.Кузь-Ты (н/к) - р.Елец – пер.? (н/к) - р.Яй-Ю (р.Еджид-Шор) - пер.? (н/к) - р.Изъякырью

Ночью шел дождь, но его кроме меня, кажется, никто не слышал. Погода испортилась. Утром низкая облачность, того и гляди пойдет дождь.

Идти через перевал Макар-Рузь, видимо, не стоит. Он высокий и совсем закрыт облаками, и к тому же нам нужен не сам перевал, а вершина 1053, то есть придется подниматься еще выше. С вершины надо иметь хороший обзор, так как нужно спуститься с нее в нужную ложбину, чтобы выйти в верховья Изъякырью, а не Степь-Рузя. Никаких описаний этого варианта у нас нет, неизвестно что нас там ожидает, поэтому идти туда в плохую погоду с тяжелыми (пока еще) рюкзаками не хочется.

Удачно, что отсюда мы можем выйти к Изъякырью более простым, правда и более длинным путем, обойдя массив горы 1053 с севера и с запада по верховьям Ельца и притоку Яй-Ю через перевал Кузь-Ты и еще два других, названия которых мы не знаем. Впрочем, они носят локальный характер, и, скорее, всего не имеют названия.

Выходим. Идем по тому же левому берегу, существенно выше реки, постепенно срезая угол к перевалу на р.Елец, с еле заметным подъемом. Участки с травой и мхом заболочены, и идти по ним менее удобно, чем по твердым камням, поэтому стараемся идти по каменным россыпям.

Через 15 минут начинает накрапывать дождик, мы останавливаемся и надеваем средства защиты. Я натянул на рюкзак, свежекупленную "шкуру" черного цвета. Вся эта конструкция тут же получает прозвище "гробик". Идем дальше, дождик, то не надолго прекращается, то опять начинает сыпать.

За ригелем, хорошо заметным с нашей стоянки, оказывается самое верхнее озеро на Кузь-Ты-Вис. Дальше река течет прямо с перевала Макар-Рузь с весьма внушительным падением. А мы, обогнув небольшой отрог и повернув направо по ходу движения, сразу выходим на перевал Кузь-Ты. Народ даже несколько разочарован: "И это перевал?!".

Немного спускаемся и переходим на левый берег Ельца, который здесь еще совсем маленький ручеек. Стараемся идти выше реки, чтобы избежать мокрых участков. Вскоре выходим на небольшое ровное возвышение с остатками строения. Видимо здесь была база геологов. Отсюда идет хорошая дорога вниз по Ельцу. Конечно, и на ней встречаются заболоченные места, а иногда вода течет прямо по дороге, но идти все равно удобно. Доходим до безымянного ручья, вытекающего из ущелья и приваливаем. Сначала подумали, что это приток Ельца, текущий с другой стороны перевала Макар-Рузь, но потом, сориентировавшись, поняли, что это не так и до того притока мы еще не дошли. С места нашей ночевки до сюда примерно 1 час 20 минут чистого времени.

Продолжаем путь по дороге. Скорость довольно хорошая. Главное преимущество движения по дороге, что на ней нет зарослей ивы. Эти заросли, почти в рост человека, представляют здесь, на Полярном Урале, одно из самых противных препятствий. Пробираться через них очень трудно, к тому же ива, как правило, растет в низинах около воды, и пробираясь через нее можно окунуть ногу по колено, а то и глубже.

Подходим к стрелке Ельца и притока, текущего с перевала Макар-Рузь. Нам нужен следующий левый приток Ельца, поднявшись по нему, мы сможем перевалить в верховья Яй-Ю. Здесь долина реки существенно расширяется. Мы решаем оставить дорогу, идущую вдоль реки, срезать угол и выйти нужный приток несколько выше места впадения в Елец. Сразу же начинаются заросли ивняка…

Немного поборовшись с кустами, выходим к притоку с Макар-Рузя. Погода к этому времени уже улучшилась и кое-где даже видны просветы голубого неба. Эй, если бы знать что так оно и будет, можно было бы не заниматься этими обходами, а идти, как планировали через вершину 1056. Переходим ручей по камням и поднимаемся на высокий противоположный берег. Стрелка между этими притоками внизу представляет собой довольно ровное плато из мелких камушков, по которому весьма удобно идти. Счастье длилось недолго. Снова начинается мокрая почва и местами заросли ивки. Пересекаем дорогу, идущую вроде бы в нужном направлении и сразу же выходим на берег "нашего" притока. Привал. От места предыдущего привала шли около 1 часа.

Пока не совсем понятно, где нужный перевал, и я поднимаюсь на небольшое возвышение, закрывающее обзор, чтобы осмотреться. Все становится понятно. Виден перевал. Видно, что дорога, которую мы только что пересекли, идет куда-то туда и по ней стоит пойти. Если посмотреть назад в долину Ельца, то хорошо видно дорогу, пересекающую отрог между Ельцом и Лек-Вожем и поднимающуюся дальше по склону горы Шлем по направлению к станции Полярный Урал. В месте пересечения этой дорогой Ельца она раздваивается на две, одна идет вдоль Ельца в его верховья (по ней мы шли ранее), а вторая идет вдоль "нашего" притока видимо, на тот перевал, куда мы и направляемся.

Надеваем рюкзаки, выходим обратно на дорогу. Дорога идет существенно выше русла по правому берегу ручья. Идти по ней не очень легко. Чувствуется подъем. Дорога часто идет по мокрым местам, по высокой траве и ивке, что существенно уменьшает скорость движения. Проходим небольшое озеро в верховьях, и примерно через час от места привала выходим на заболоченную седловину перевала, на которой есть маленькое озерцо.

Спуск довольно крутой. Через 10 минут выходим к живописным каменным выходам. Останавливаемся на привал пофотографировать. Чувствуется усталость от подъема по заболоченной дороге.

Отсюда открывается отличный вид на отрог горы Степ-Рузь. Ниже суженье Еджид-Шора (так называется на 2-км карте приток Яй-Ю, безымянный на километровке) с весьма крутыми бортами, и сомнительно, чтобы там смогла пройти дорога, обозначенная на карте (если только прямо по руслу реки). "Наша" дорога круто спускается к реке как раз выше этого ущелья и дальше идет вверх вдоль Еджид-Шора, как и показано на карте.

Немного передохнув, продолжаем спуск. Еще 5-10 минут и спускаемся почти к реке. Опять сбрасываем рюкзаки и уже делаем перекус – заслужили. Рядом место стоянки оленеводов: ровная площадка, немного досок, полозья от нарт.

Сегодня пока все складывается достаточно оптимистично. Погода улучшается на глазах, идем вроде тоже неплохо, из 3 перевалов на сегодня 2 уже пройдены. Дорога есть и нам с ней по пути :)

Дальше идем по дороге по правому берегу Еджид-Шора. Примерно через 2 километра дорога переходит на другой берег и постепенно уходит от реки, поднимаясь на борт долины. Продолжаем идти по дороге. Брод простой - при некотором везении можно даже не замочить ног. Там, где дорога начинает подъем на перевал, делаем привал. Шли около 40 минут.

Поднимаемся на перевал по дороге каждый в своем темпе, но сильно растянуться не успеваем. На поверку оказывается, что это еще не перевал. Просто дорога, немного срезав угол, верхом обошла участок с ущельем. Но все равно большая часть подъема позади. Приваливаем. Подъем занял 15-20 минут.

Дальше дорога довольно резко спускается к ручью и дальше идет вверх вдоль него с небольшим набором высоты. Нам не хочется терять высоту, и мы некоторое время идем выше дороги, но вскоре опять на нее выходим. Перевала как такового нет. Есть достаточно ровное пространство с озерами и ручейками. Только по направлению течения ручьев можно определить: перевалили или нет. Есть желание назвать этот перевал Плоский.

Этот участок слишком условно показан на километровке, там совсем не обозначены озера и маленькие притоки. Зато на "двушке" все оказывается на удивление правильно.

Проходим несколько небольших озер. Наконец по течению ручьев, становится понятно: перевалили. Внизу, слева по ходу движения, уже видна достаточно большая долина (это Изъякырью), дорога пока идет существенно выше ее, вдоль склона горы. Выходим к очередному озеру и решаем здесь остановится на ночь. План на сегодня выполнен, место для палаток хорошее, вода рядом. Над противоположным берегом озера круто возвышаются склоны горы Степ-Рузь - доминирующей вершины этого района. От последнего привала шли около 1 часа.

Андрей отважился немного помыться в озерке. Я не стал, озеро мелкое и заходить в воду неудобно.

До ужина еще оставалось около часу. Мы за это время от противоположного берега озера поднялись до верха большого снежника, лежащего на склоне Степ-Рузь и скатились с него. Когда уже спустились в лагерь, поняли, что надо было добежать до вершины – оставалось всего ничего.

Итого за день: пройдено 17 км, чистое ходовое время примерно 5 часов 20 минут.

Полезная информация: никаких особенных трудностей, все перевалы низкие и проходятся легко в любую погоду. Движение по дорогам существенно ускоряет движение, особенно там, где растут заросли ивы. Увиденная хорошая дорога через г.Шлем в верховья Ельца и Еджид-Шора, позволяет при необходимости быстро дойти сюда сразу со станции Полярный Урал минуя долины рек Собь, Макар-Рузь и Кузь-Ты-Вис (если вам они не интересны). Особенно красив вид на гору Степ-Рузь и ущелье ручья Еджид-Шор со спуска с перевала от реки Елец. От места нашей стоянки можно быстро сбегать в радиалку на вершину горы Степ-Рузь.

День 3-й: р.Изъякырью - р.Бол.Хараматалоу

Проснулись, позавтракали, выходим. Погода неплохая, где-то серая облачность, где-то голубое небо. Иногда выглядывает солнце.

Движемся по дороге, которая идет без существенных подъемов и спусков, сильно правее и намного выше основной долины, вдоль склона горы Степь-Рузь (как и показано на 2-х километровой карте). Здесь качество дороги очень хорошее, она почти везде твердая и сухая. Проходим еще несколько небольших озер. На одном из них наблюдали большую стаю уток, с поразительным упорством летающую кругами по периметру озера.

Далее дорога постепенно спускается к руслу Изъякырью и достаточно близко подходит к нему у впадения первого (по километровке, т.к. на двушке притоков обозначено больше) правого притока. Приток переходим по камням и делаем привал. От места стоянки шли около 1 часа.

Далее продолжаем идти по дороге по правому берегу реки. Вскоре на противоположном склоне долины видим ответвление дороги, ведущее, судя по 2-км карте и здравому смыслу, на Ворга-Шор и далее на Степь-Рузь. Долина становится более заболоченной и скорость движения несколько падает.

Дорога начинает подниматься вверх, срезая поворот реки около в.614. На повороте река течет в небольшом ущелье, так что этот маневр вполне оправдан. Подниматься сложно, так как заболоченность местности с подъемом не уменьшается, а наоборот увеличивается. Поднимаемся и переваливаем через небольшой отрожек. Погода улучшилась, почти везде голубое небо с белыми облаками. С высокого места открывается очень красивый вид на долину Изъякырью. Долина реки зеленая, с выступающими каменными выходами причудливых очертаний. Внизу видно ущелье, в котором течет следующий правый приток реки.

Спуск крутой, сухой и каменистый. В месте впадения притока дорога опять вплотную подходит к руслу Изъякырью. Через приток переправляемся без проблем по камням. Приваливаем. Шли 1 час 10 минут.

После привала продолжаем движение по дороге вдоль Изъякырью. Дорога опять постепенно забирается на борт долины и идет на удалении от русла. Она несколько срезает изгиб реки и пересекает маленький приток, необозначенный на километровке. Становится более сыро. Со склонов стекают маленькие ручейки, заболачивая местность. Кое-где вода течет прямо по дороге. Река огибает в.556 на противоположном берегу, здесь река течет в сужении. Почти доходим до живописной группы каменных выходов чуть выше дороги и делаем привал на сухой и ровной полянке с морошкой. Ручеек течет рядом. Перекус. Ходовое время около 1 часа.

Решили срезать стрелку между Изъякырью и Бол.Хараматалоу через понижение в отроге чуть дальше (по ходу нашего движения) в.551. Понижение хорошо заметно. С учетом того, что дорога идет выше русла, то набор высоты получится совсем небольшой, около 100 метров.

Начинаем подъем. Сначала поднимаемся по дороге, но она вскоре теряется. Стараемся идти ближе к камням, там суше и нет зарослей ивы, через которые очень сложно пробираться. На гребне отрога слева по ходу движения видны причудливые каменные фигурки, очень напоминающие силуэты людей. Из-за этого сложно избавится от ощущения, что за нами кто-то наблюдает.

К сожалению полностью зарослей ивы избежать невозможно, приходится продираться через них. Вскоре выходим на условный перевал около очередных каменных выходов, которых на отроге очень много. Сбрасываем рюкзаки - привал. Очень красиво. Впереди, за невысоким отрогом, виден массивный склон горы Пайта-Нел. Фотографируем. Подъем с места перекуса занял около 20 минут.

Спускаемся. Сначала спуск очень пологий и сухой. Вскоре под ногами опять начинает чавкать и появляются ненавистные заросли ивы. Продираться через них очень сложно, тем более что под ногами часто текут ручьи. Изрядно побродив в зарослях, выходим на небольшую полянку слева по ходу движения и делаем привал. На полянке много морошки и есть чуть-чуть голубики.

После привала пытаемся выйти к каменному возвышению слева. Еще минут 5 ивняка и болота, и вот мы уже выходим на твердую и сухую поверхность. Стараемся обходить каменистое возвышение по краю, идя по камням. Затем режем угол немного налево, приближаясь к круто спадающему вниз ручью. Тут идти полегче, воды под ногами почти нет, заросли ивки не сплошные, поэтому вполне удается маневрировать по свободному пространству между ними.

Выходим на берег ручья. Тут ивы уже совсем нет. Спускаться вдоль ручья удобно. Вскоре выходим на приятную зеленую полянку с каменными выходами, после которой уклон становится еще более крутым. Отсюда открывается красивый вид на долину Хараматалоу. Приваливаем и фотографируем. До этого места от условного перевала около 1 часа, при этом основное время занимает муторное продирание через заросли ивы. Возможно, мы выбрали не оптимальный вариант спуска. Может быть, было бы проще пойти влево траверсом от перевала и потом выходить к этому ручью справа от каменного возвышения. Спуск там более крутой, поэтому, возможно, там меньше заболоченность местности и меньше зарослей ивняка.

Продолжаем спуск. Крутизна склона существенная, но идти просто: под ногами трава и ровные и устойчивые камни. Часть спуска проходим по снежнику. Уже рядом дорога вдоль Хараматалоу. Но выйти на нее удается только продравшись через 15 метров сплошных зарослей ивняка выше человеческого роста! Таких, что когда в них идешь, ничего кроме веток и листьев не видно. Делаем привал, так последние 15 метров всех изрядно вымотали! Спускались 10 минут.

Мы на Хараматалоу, и пока даже опережаем составленный в Москве график движения! Еще только 17 часов, а погода совсем разгулялась: везде голубое небо и даже облаков почти не видно. Пока есть погода и силы можно сегодня еще немного пройти. Идем по дороге, по левому берегу Бол.Хараматалоу. Доходим до притока (на 2-км карте он называется Ивтысьшор). Дорога ныряет в воду, а мы долго бродим по зарослям в поисках мест, где можно переправится по камням. Приток впадает несколькими рукавами, все берега которых в ненавистных кущах ивняка. В конце концов, мы переправляемся. Решаем, что пора ставить лагерь, но местность вокруг очень неровная, заросшая ивой и заболоченная. Еще чуть-чуть проходим по дороге и слева видим отличную поляну, сухую и ровную. Здесь будем ночевать. От привала шли около 20 минут.

Судя по найденным здесь газовому баллону, кучке сухих веток и сломанным полозьям нарт, это место пользуется популярностью.

Ужинать еще рано. Решаем сделать чай на костре, благо хорошие сухие дрова лежат рядом. Андрей порубил поломанные полозья нарт, и единственный раз в этом походе мы вскипятили чай на костре.

Позже, воспользовавшись хорошей погодой, почти все окунулись в Хараматалоу, чтобы смыть с себя походную грязь.

Вечером мы в первый раз в этом походе приняли по 50 грамм, отмечая достижение реки Бол.Хараматалоу, к тому же с некоторым опережением графика. Видимо поспешили…

Итого за день: пройдено 18 км, чистое ходовое время около 5 часов.

Полезная информация: по правому берегу Изъякырью идет хорошая дорога. При необходимости с нее можно свернуть на ответвление на Степь-Рузь. Если надо выйти на Бол.Хараматалоу, то наш вариант срезки угла слияния двух рек, весьма выигрышный, но при спуске, чтобы избежать свидания с обширными зарослями ивки, видимо, надо сначала лучше уйти траверсом влево, а потом уже спускаться. Долина Изъякырью очень красивая: зеленые борта долины часто прорезают живописные каменные выходы причудливых очертаний.

День 4 –й: р.Бол.Хараматалоу

Выходим около 11. К сожалению, от вчерашней погоды на небе мало что осталось. Кругом пасмурно, а снизу, по Хараматалоу, на нас идет целый фронт темно-серого неба.

Сначала идем по дороге, которая, впрочем, довольно скоро уходит вверх на отрог. Видимо, эта та дорога, которая обозначена на километровке, как идущая вдоль притока Хараматалоу на одноименный перевал. Мы идем по малозаметному вездеходному следу, который практически сразу теряется. Пересекаем небольшой приток. Дальше по нашему берегу реки идет прижим. Очень не хочется обходить его поверху, т.к. там полно зарослей ивняка, но другого выхода нет. Продираемся сквозь заросли, но как только становится возможно, спускаемся ближе к руслу - здесь по камням идти несколько проще, но вскоре опять уходим выше на склон. Проходим поворот реки, немного срезая угол. Еще немного проходим и делаем привал примерно напротив того места, где в Хараматалоу впадает ручей, вытекающий из озера Пайта-Ты. Шли около 1 часа.

Отсюда видно дорогу на противоположном берегу реки, которая выше места привала пересекает реку и переходит на наш левый берег.

Дорога хорошо заметна по белой пушистой траве и выглядит как отмаркированная самой природой. Вскоре после выхода с места привала выходим на нее. Идти по дороге немного удобнее, чем просто по тундре. Но все равно скорость нашего передвижения не очень высока, так как дорога довольно сильно заболочена, особенно в тех многочисленных местах, где ее пересекают ручьи и просто ложбинки. Погода ухудшается, темно-серый фронт постепенно догоняет нас. Видимость падает. Вскоре пересекаем довольно существенный ручей. Погода окончательно портится, начинает идти дождь, сильный ветер дует в спину. Бросаем рюкзаки примерно через 1 час после прошлого привала. Принимаем меры защиты от дождя. Пьем горячий чай из термоса, который сейчас очень кстати.

После привала продолжаем идти по дороге вдоль реки в стороне от ее русла. Через некоторое время река входит в ущелье (никак не обозначенное на 1 км карте) и обход на нашему берегу возможен только существенно выше русла. Дорога туда и идет.

Начинаем подъем. Дорога наверх плоха тем, что вода стекает вниз прямо по ней, как по канаве. Наличие этого необозначенного ущелья и плохая видимость порождают сомненья в правильности нашего пути. Поднимаемся наверх отрога, отсюда более-менее хорошо видна следующая часть нашего пути выше по Хараматалоу. Видна дорога, отходящая от нашей и идущая наверх, примерно так, как обозначено на 2 км карте (по карте она идет на перевал Хараматалоу). Идентифицируем свое местоположение и решаем, что ущелье просто не обозначено (потом заметили - на 2 км карте оно все же обозначено). Спускаемся до ручья и развилки дорог.

Дождь и ветер усиливаются. Становится довольно холодно. Решаем сделать перекус с горячим чаем. Надо только найти закрытое от ветра место и растянуть тент.

Впереди небольшой отрог. Надеемся найти за ним место для перекуса. Идем по дороге, которая огибает отрог. Зайдя за отрог, понимаем, что он не дает хорошей защиты от ветра. Надо искать каменные выходы и прятаться за ними. Выше по отрогу видна хорошая каменная стенка, но подниматься туда неохота, поэтому идем дальше, попутно подыскивая место для перекуса.

Поднимаемся немного выше от русла реки, ближе к камням - защите от ветра и потенциальному месту привала. Ветер усиливается.

Есть неплохие ровные места для палаток. С учетом того, что мы немного опережали график, ночевка здесь не скажется негативно на дальнейшем прохождении маршрута. Решаем встать здесь - в месте разветвления реки на две струи, на перевалы Арка-Маталоу и Хараматалоу. Чуть выше, видна развилка дорог на эти два перевала. С последнего привала шли 1 час 20 минут. Сейчас только 15 часов, если бы не непогода вполне успели бы пройти перевал.

Палатку ставим к ветру тамбуром и очень тщательно закладываем камнями юбку и все колья.

Пока делаем чай, погода еще ухудшается. Все, теперь мы сидим в облаке. Гор в направлении перевала не видно, как, впрочем, и противоположного склона долины реки. Встали мы однозначно вовремя. Ветер такой, что вода перемещается не сверху вниз, а вдоль поверхности земли.

Так в палатке мы и провели остаток дня. Такая погода редко проходит быстро, так что морально готовимся к завтрашней дневке.

Вечером над противоположным крутым склоном долины на несколько минут немного раздувает облака. На улице за счет шквального ветра и высокой влажности очень холодно.

Итого за день: пройдено 12 км, чистое ходовое время примерно 3 часа 20 минут.

Полезная информация: по левому берегу Хараматалоу почти везде есть вездеходные следы.

День 5 –й. Дневка.

Улучшения погоды, как и ожидалось, не произошло. Прикидываем, сколько дней мы можем здесь сидеть без риска опоздать на работу.

Сам по себе дождь не очень сильный. Это, в общем-то, даже не дождь, а морось. Но когда эта морось сопровождается шквальным ветром, то ей-богу, лучше бы просто шел дождь. Горы в стороне перевала закрыты. Ждем.

Весь день играем в преферанс, спим, готовим еду, снова играем, снова едим. Особенно напрягает необходимость время от времени вылезать на улицу…

День 6 –й. Дневка.

Ночью с 5 до 8 вместо привычной мороси полил ливень. Про ветер даже не пишу, он есть всегда и очень сильный.

Новый день не принес желаемого улучшения погоды.

Единственным развлечением была встреченная группа москвичей-водников из 5 человек. Они спустились с перевала Арка-Маталоу. При этом ветер все время дул им в лицо! Запомнилась их фраза: "Кажется это надолго!". Глядя на небо, даже не верится, что здесь тоже когда-то бывает голубое небо.

Прикидываем, что при такой погоде не стоит пытаться идти на Пайер, а надо просто выходить. Самый простой путь выхода это через перевал Хараматалоу на Янас-Шор. От места слияния Яныс-Шора и Харуты идет хорошая прямая дорога до Елецкого. Если не будет неприятных сюрпризов, за два дня это все можно пройти.

Вечером после 21 погода немного улучшилась. Совершенно пропала морось и облачность стала более высокой, так что даже немного открылись верховья Хараматалоу. Внизу по реке на нас идет черный фронт. Решили не выходить. Сборы забрали бы какое-то время, а в 23 уже видно достаточно плохо даже в ясную погоду.

День 7 –й: р.Бол.Хараматалоу - пер.Хара-Маталоу (н/к) - р.Янас-Шор - р.Харута

Ночью дождя не было, но ветер был самый сильный за эти три дня. Я всерьез обдумывал перспективу остаться без палатки…

В 7-30 Андрей разбудил нас. Мороси не было, только очень сильный ветер. Горы видно. Решили выходить. Так как были не уверены в том, что это улучшение не носит локальный характер, решили не идти по направлению к Пайеру через перевал Арка-Маталоу, а выходить в населенку через перевал Хараматалоу. К тому же судя по карте, он немного поближе и более очевидный, так что в случае резкого ухудшения погоды найти его будет проще.

Собираемся и около 8-30 без завтрака выходим. Главное успеть перевалить в Европу. Все оделись потеплее, т.к. ветер очень сильный. Хорошо, что он дует в спину, а не в лицо!

С места стоянки не спускаемся к реке на дорогу, т.к. не хочется терять высоту, а идем траверсом, срезая угол реки. Через 15 минут выходим на берег Хараматалоу, уже выше развилки. Дальше идти по этому берегу неудобно, поэтому переходим по камням реку и поднимаемся на дорогу, идущую правому берегу реки по террасе в стороне от русла. Дорога хорошо видна, но местами сильно заболочена.

Бросаем взгляд назад, вниз по Хараматалоу – там видна гора с крутыми склонами и плоской вершиной. Это Пайта-Нел.

Скоро переходим небольшой приток. Огибаем отрог и поднимаемся с заболоченной дороги влево к каменным выходам, где гораздо суше. Скоро видим перевальное озеро Монта-Лор, сам перевал и дорогу на противоположном склоне, ведущую с перевала на приток Хараматалоу. Спускаемся на перевал, где опять выходим на дорогу. Со стороны Азии подъема на перевал как такового нет, перевальная точка выглядит как завершение плато.

От места стоянки до перевала шли 1 час 20 минут.

Ветер очень сильный, меня чуть не сдуло с крутого склона в сторону Европы! Спуск по дороге, крутой, но короткий. Спускаемся до воды и делаем привал. Спуск занял 10 минут.

Продолжаем движение по дороге. Она разветвляется и идет и по нашему, левому, и по правому берегу Янас-Шора. Идем по левому берегу, так как переходить реку неохота, да и дорога с этой стороны реки идет выше над руслом и поэтому более сухая.

После притока, текущего из ярковыраженного понижения между Янаскей и Монтанел, основная дорога, как и показано на 2 км карте переходит на противоположный берег и далее огибает Янаскей со стороны тундры. По нашему берегу от нее отходит ответвление, по которому мы и продолжаем идти. Дорога уходит в сторону от реки, и начинает немного огибать отрог. Выходим к плотным зарослям кустов вдоль дороги. Здесь приваливаем, так как кусты худо-бедно защищают от ветра. Заросли кустов "ходят" под сильным ветром, из-за чего кажется, что склон горы дышит как живой. Шли около 40 минут.

Отсюда хорошо видно тундру и дорогу, поднимающуюся на бугор, предположительно уже за Харутой. Это, видимо и есть прямая дорога до Елецкого, про которую мне рассказывал Алексей Жиделев.

Идем дальше и почти сразу же сходим с дороги, которая уходит от реки, и пойдет, скорее всего, параллельно ГУХ. Без дороги идти заметно хуже. Сначала еще ничего – часто попадаются сухие участки без растительности, но по мере приближения к месту впадения в Янас-Шор левого притока, становится более заболочено, больше зарослей ивы. Как выяснилось позже, пересечение низины этого притока, было за сегодняшний день самым неприятным участком.

После брода через приток делаем привал.

Дальше идти становится несколько легче, за счет возможности обходить труднопроходимые заросли стороной. Стараемся идти по сухим участкам. Время от времени попадаются какие-то еле заметные тропки, видимо звериные. На противоположном берегу Янас-Шора, ближе к слиянию с Харутой уже виден парковый лиственничный лес. Впереди, примерно напротив места впадения следующего правого притока видим одинокую лиственницу и дорогу, поднимающуюся на невысокий холмик. Корректируем свое направление так, чтобы выйти на эту дорогу.

Выходим на дорогу, что существенно упрощает движение, так как отсутствует необходимость продираться сквозь кусты. Дорога хорошо наезженная, поэтому в понижениях на ней скапливается много воды. Но все равно после кустов, хождение по дороге очень приятно. Скоро выходим к Харуте. Брод не сложный, воды в самом глубоком месте меньше чем по колено, но она очень холодная. Переходим реку и ищем место для лагеря.

Ставим палатку слева по ходу движения на небольшой ровной и твердой площадке около камней. Здесь, наверное, встают оленеводы, когда бывают в этих местах. Время 13-00. От места ночевки чистого ходового времени около 4 часов.

Палатку ставим все вместе, так как ветер очень сильный. Радует только, что он довольно ровный, без порывов, каким был в предыдущие дни. За последние три дня все уже устали от постоянных громыханий палаточного тента, а тут в палатке почти тишина.

Небо постепенно начинает светлеть и кое-где появляется голубой цвет. Готовим еду, так мы сегодня еще ничего не ели. После еды кто-то спит, кто-то просто отдыхает.

В 17 вечера пора решать, что делать дальше. Есть вариант сесть на поезд уже завтра. Но тогда придется и сегодня остаток дня и завтра утром сильно напрягаться, т.к. два поезда в нужном направлении, отходят от Елецкого в 12 и 14 соответственно. Правда это по Москве, т.е. по нашему, это в 14 и 16. Значит, нам надо быть в Елецком завтра не позже 16. Да и в 16 идет не прямой поезд до Москвы, а Лабытнанги – Воркута, а значит придется пересаживаться и довольно долго торчать на совершенно непривлекательной станции Сейда. Большинством голосов решаем, что из-за одного дня не стоит излишне спешить - пусть все идет нормальным темпом.

В результате, сегодня мы больше никуда не идем. Завтра нормальный ходовой день, дойдем до Елецкого и встанем недалеко от поселка. Послезавтра бродим Елец и приходим в поселок еще утром, так чтобы было время на покупку продуктов и звонок в Москву. Гарантированно успеваем на поезд Лабытнанги - Москва, который отправляется около 12 часов по московскому времени.

Сегодня до ужина еще есть время, и я выхожу побродить по окрестностям. Справа от дороги, по которой мы завтра пойдем в Елецкий, расположена небольшая каменистая возвышенность. Поднимаюсь на нее. Вид потрясающий. Огромная ровная поверхность, из которой вырастают горы, просто завораживает! Видимо это и есть "очарование тундры"! Погода уже достаточно улучшилась, так что хорошо видны все окружающие горы. На противоположном берегу Харуты у слияния с Янас-Шором видны красивые скальные выходы и замечательный парковый лес.

На этой возвышенности останавливаются оленеводы. Здесь много хвороста, лежат брошенные полозья от нарт и еще разные предметы их быта. Жаль, что не встретили самих оленеводов, на Приполярном Урале гостевание в чуме всем очень понравилось!

Итого за день: пройдено 17 км, чистое ходовое время около 4 часов.

Полезная информация: перевал Хараматалоу никакой сложности не представляет. В верховьях Янас-Шора по правому (а кое-где и по левому) берегу есть хорошая дорога, которая затем раздваивается и уходит от реки. Одна дорога уходит по левому берегу мимо ЯнасКей, скорее всего вдоль ГУХ в верховья Ельца, а вторая тоже вдоль ГУХ, но уже в другую сторону. Ближе к месту слияния Янас-Шора с Харутой, если идти дальше от реки по правому берегу, можно выйти на дорогу, идущую, скорее всего из верховий Вон-Кур-Югана и выходящую к Харуте в месте слияния с Янас-Шором. На левом берегу Харуты есть две хорошие дороги: одна ориентировочно идет параллельно Харуте по увалу Качамыльк и, далее, наверное, на Правый КечьПель, вторая, на Елецкий, оставляя слева (по ходу движения) высоту 324.

День 8 –й: р.Харута - р.Бабья-Вож - ур.Вылыс-Хановей

Утром вокруг голубое небо. Природа словно издевается над нами. Пока готовится завтрак, рассматриваем вариант возвращения к горам. В принципе, мы успеваем дойти до Пайера, и даже может быть взойти на него, но впритык. Если будут какие-то существенные незапланированные трудности, то можем опоздать на работу. Все это в совокупности с тем, что мы все-таки уже настроились на легкую дорогу домой, берет верх над желанием постоять на Пайере.

Выходим и идем по тракторной дороге. Дорога немного поднимается на возвышенность. Здесь она довольно сухая и идти легко и удобно. Лишь изредка, в низинах, попадаются заболоченные участки. С подъема хорошо видна панорама всего Полярного Урала. Вершина Пайера отсюда не видна, ее загораживает в.1095, но хорошо видно ребро с перевалом Седло. Через некоторое время из-за в.1095 выглядывает и вершина Пайера. Через 1 час после выхода делаем привал. Слева оживляет пейзаж каменная ступенька в.324, обрывающаяся в нашу сторону отвесным склоном.

Еще около 1 часа идем до р.Бабья-Вож. Причем, мы сначала переходим какой-то ее рукав или отдельный ручей, после чего и делаем очередной привал, а еще через 10 минут хода переходим основное русло. В месте брода, вода в реке течет достаточно причудливо, настолько, что если быть не очень внимательным, может показаться, что она течет в обратную сторону.

В низине дорога похуже. Через 30 минут переходим ручей, текущий уже не в Харуту, а в Ворга-Шор. Здесь решаем опять привалить и сделать перекус, так как не уверены в том, что сможем где-то в пределах часа хода найти хорошую проточную воду. По нашим прикидкам, мы как раз прошли примерно половину расстояния до Елецкого.

Продолжаем путь. Дорога становится существенно мокрее. Часто приходится (если не хочешь залить воду в ботинки) лавировать по кочкам и кустам в поисках места прохода через очередной заболоченный участок. Примерно через 1 час чистого времени переходим грязный, в какой-то оранжевой тине, заболоченный ручей. Хорошо, что мы сделали перекус раньше! Здесь делаем привал.

Дальше идем по дороге еще один примерно часовой переход.

С возвышенности, на которую мы поднялись, виден Елецкий. Он уже достаточно близко, не более 5 километров. Виден практически весь участок железной дороги от Елецкого до станции Полярный Урал. По железке неспеша едет поезд. Судя по времени, это, наверное, Воркута - Лабытнанги. Все это очень напоминает игрушечную детскую железную дорогу с маленькими вагончиками и паровозиками!

Возвышенность сухая и хочется встать здесь на ночевку, к тому же здесь начинают появляться участки воды, которую в принципе можно пить. Правда, найти нормальный подход к воде не удалось, и в результате мы идем дальше.

Примерно через 50 минут подходим к довольно большому участку открытой воды. Видимо, в большую воду, это протока, но сейчас вода почти стоячая и мутностью напоминает воду из какой-нибудь речушки в Подмосковье. Встаем на берегу этой протоки, на сухом берегу, справа от дороги по ходу нашего движения. Ветер слабый, но его вполне достаточно, чтобы мешать насекомым.

Переводим время обратно на московское, чтобы было проще ориентироваться на поезд.

Последний вечер на Полярном Урале. Ночи уже достаточно темные, но из-за того, что мы стоим в открытой тундре, вечером светлее, чем обычно. Над Елецким красивый красный закат.

Итого за день: пройдено 25 км, чистое ходовое время около 6 часов.

Полезная информация: от места слияния Харуты и Янас-Шора к Елецкому ведет хорошая и довольно прямая дорога. Видимо, это наиболее быстрый подход к горам от ст.Елецкая. Первую половину (по ходу нашего движения) дорога в основном хорошая и сухая, а потом становится более мокрой, часто приходится пересекать заболоченные участки в низинах. Во время пересечения урочища Вылыс-Хановей найти хорошую воду для питья очень проблематично.

Отъезд: ур.Вылыс-Хановей - ст.Елецкая

Встаем около 6 уже по московскому времени. Пока мы быстро собираемся, вода для чая самостоятельно закипает на горелке.

За 10 минут доходим до рукава Ельца. Знали бы раньше, дошли бы сюда вчера, чтобы пить хорошую воду. Бродим. Еще через несколько минут выходим собственно на берег Ельца. Река довольно широкая, но мелкая, так что брод сложности не представляет. В месте брода посередине реки есть каменистая коса. От брода до станции Елецкая около 10 минут хода.

Основные выводы и рекомендации.

Маршрут.

Считаю, что маршрут был построен достаточно удачно. Постепенно увеличение сложности от начала к концу, достижение идеологической цели похода г.Пайер и быстрый выход.

К сожалению, полностью пройти его нам не удалось по причине того, что было маловато запасных дней, а ходить в совсем плохую погоду мы оказались морально не готовы. Также оказал свое влияние тот факт, что непогода застигла нас в практически единственном месте на нашей нитке, где можно было легко и логично срезать часть маршрута и выйти в населенку.

Группам, которые идут от ст. Полярный Урал до Бол.Хараматалоу, хочу порекомендовать вместо часто используемого варианта Собь - Макар-Рузь - Степь-Рузь - Бол.Хараматалоу идти так, как мы Собь - Макар-Рузь - Кузь-Ты-Вис - Изъякырью - Бол.Хараматалоу. Этот вариант предположительно гораздо интереснее и даже выгодней по километражу, особенно если вам надо потом подниматься в верховья по Бол.Хараматалоу.

Если же вы хотите съэкономить 1 ходовой день или просто долина Соби и Кузь-Ты-Вис не представляют для вас интереса, то до верховий р. Елец от ст.Полярный Урал можно легко дойти по дороге, идущей через г.Шлем и пересекающей р.Лек-Вож.

Подъезды.

Вариант подъезда, я считаю, мы выбрали удачно, т.к. в обратный поезд гораздо проще сесть на крупной остановке в поселке Елецкий, нежели с маленького полустанка Полярный Урал (98 км), как могло бы быть, если бы мы проходили маршрут в обратном направлении.

Для тех, кто еще не знает или сомневается, разъясняю по поводу станции Полярный Урал. Такая станция есть, но ее нет в каталоге остановок РЖД и до нее нельзя купить билет. Но поезд Москва – Лабытнанги (а соответственно и Лабытнанги – Москва) на ней останавливается. Так что надо смело брать билет до следующей станции Полярный (110 км), а сходить чуть раньше. Проехать там невозможно, т.к. после развилки на Лабытнанги, поезд едет с мизерной скоростью. В районе станции Полярный Урал, поезд из голой тундры въезжает в узкий проход между хребтами.

Реки.

Все реки, которые мы переходили на маршруте, без проблем переходились вброд. Правда, насколько я понимаю, у нас была низкая вода. Большинство рек мы бродили ближе к верховьям, где они легко переходятся.

Карты.

Мы использовали два набора карт один масштаба 1:100000 (далее 1км) второй (взятый на всякий случай) 1:200000 (далее 2км). Оба этих комплекта взяты с сайта о Полярном Урале (http://polarural.narod.ru), за что отдельное спасибо его редактору Юрию Щеглову. Как показала практика, лучше иметь оба комплекта.

На картах 1км почти все показанные дороги, на местности отсутствуют! Все дороги, показанные на картах 2км (разумеется, в пределах района нашего похода) присутствуют на местности, т.е. этой карте в плане дорог вполне можно доверять! Еще есть хорошие дороги, не показанные не на одном из этих комплектов карт.

Если вы специально не планируете ходить по бездорожью J , то знание и использование дорог вдоль рек и не только, позволяет сильно облегчить и ускорить передвижение, т.к. в невысокой "зеленой" части Полярного Урала большую проблему представляют заросли ивки.

На картах масштаба 2км, как это не удивительно, более точно показаны мелкие притоки и небольшие озера. На 1км многие мелкие притоки или вообще отсутствуют, либо изображены просто как ложбины без воды. Это конечно не критично, но всегда приятно ходить по более точным картам, особенно в условиях плохой видимости.

Единственное преимущество карт 1км над 2км в детализации рельефа, что объясняется горизонталями через 20 м, а не через 40 как на 2 км. Для нас дополнительные ориентиры по небольшим возвышениям оказались совсем не лишними, хотя конечно решающего значения они не имеют.

Снаряжение.

Для приготовления пищи, мы использовали газ. Газ брали из расчета 1 маленький баллон (230г) на 4 человек на день. Этого количества гарантированно (и даже с запасом) хватает для приготовления 2 горячих блюд и 2-3 раз чай за день при условии, что вы не топите снег, и все ваши блюда не требуют долгой варки.

В принципе, по этому району возможно ходить без газа. Но в этом случае готовить придется либо на кустах ивы и карликовой березы, которые есть не везде, либо на каких-либо деревяшках, оставшихся от стоянок геологов и оленеводов. При хождении без газа, горячее питание может носить не регулярный характер и ставит группу в сильную зависимость от наличия топлива. Я без газа в этот район не пошел бы, но я знаю, что подобные энтузиасты встречаются J

Как это не удивительно, мне удалось проходить в ботинках весь поход с относительно сухими ногами. Это возможно при наличии хороших высоких ботинок, а также при не очень большом количестве осадков. Если бы неделю шел дождь, о сухих ногах можно было бы забыть.

Собираясь на Полярный Урал, стоит обратить особое внимание на ветроустойчивость палаток. Все наши стоянки были на достаточно открытых местах. При этом несколько дней подряд дул очень сильный, временами шквальный ветер. Мы использовали Hobbit Space4 Double Exp. Ее трудно отнести к палаткам с повышенной ветроустойчивостью. Тем не менее, несмотря на свои 135 см высоты, она стойко вынесла все превратности погоды. Главным образом, за счет хороших материалов, высокого качества пошива, наличия юбки и удачной установки.

С водой на Полярном Урале проблем нет, пожалуй, за исключением урочища Вылыс-Хановей, где найти хорошую проточную воду было затруднительно.

Прочее

Насекомых у нас на маршруте было мало, что частично объясняется тем, что уже был август, когда их количество начинает уменьшаться, а также тем, что в течение нескольких дней дул очень сильный ветер.

Всем путешественникам в августе рекомендуем переходить на местное (астрономически) время: Москва + 2 часа. В августе ночью уже есть несколько темных часов, во время которых довольно плохо видно. Если вы останетесь на московском времени, то уже около 21-22 становится некомфортно. Гораздо удобнее, если темное время начинается примерно в 23-24 часа. Хотя конечно это удобство зависит от стиля хождения.

фотографии
01.jpg
У столба "Европа-Азия"
02.jpg
Река Собь недалеко от станции "Полярный Урал"
03.jpg
Долина реки Собь. Вид на в.903
04.jpg
Озеро в верховьях реки Собь. Впереди перевал Собский.
05.jpg
Озеро в верховьях реки Макар-Рузь. Вид с перевала Собский.
06.jpg
Дорога на плато Енга-Ю.
07.jpg
Водопадик на реке Кузь-Ты-Вис
08.jpg
Вид со склона долины Кузь-Ты-Вис (впереди в.1276)
09.jpg
Озера Кузь-Ты. Вид со склона долины Кузь-Ты-Вис
10.jpg
Река Еджид-Шор
11.jpg
Верховья реки Еджид-Шор. Вид на гору Степ-Рузь
12.jpg
Вид в долину Изъякырью со склона горы Степ-Рузь
13.jpg
Долина реки Изъякырью (слева в.556)
14.jpg
Спуск к реке Бол.Хараматалоу
15.jpg
Верховья реки Бол.Хараматалоу. Слева гора Пайта-Нел
16.jpg
Верховья реки Бол.Хараматалоу. Дорога к перевалу Хараматалоу
17.jpg
Река Харута в месте впадения в нее Янас-Шора
18.jpg
Тундра. "Ступенька" в.324
19.jpg
Вид из тундры на массив г.Пайер
20.jpg
Брод через р.Елец
21.jpg
На станации Елецкая

 


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;