LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

отчет о пешеходном походе 5 категории сложности по Приполярному Уралу

Отчет
о пешеходном походе 5 к.сл.
по Приполярному Уралу
1999 г.

Маршрут: база Желанная - пер.Голубые Озера - в.Народа - р.Манарага - пер.Двойной - р.Лимбеко-Ю - пер.Юас-Нырд - оз.Падежа-Ты - руч.Хоршор - пер.Рихтера - р.Нидысей - пер.Лун-Вож - р.Падежа-Вож - пер.Олений - руч.Олений - р.Манарага - пер.Голубые Надежды - р.Народа - пер.Прямой Косью - в.Югра - пер.Кривой Косью - пер.Манси - р.Косью - р.Ломесь-Вож - пер.Оленеводов - р.Хобе-Ю - пер.западнее в.Бол.Чендер - р.Народа - пер.Некрещенный - р.Сюразь-Рузь - база Желанная - оз.Грубе-Пенди-Ты - пер.через хр.Малды-Нырд - р.Лимбеко-Ю - сплав по рекам Лимбеко-Ю и Кожим - ст.Кожим-Рудник


26 июня.

Выезд из Санкт-Петербурга поездом Санкт-Петербург-Воркута в 8.30 утра. Несмотря на то,что билеты покупались за месяц до выезда, купить билеты непосредственно до Инты не удалось. То ли они вообще не поступают в продажу, то ли мгновенно скупаются спекулянтами, но при изобилии мест до Котласа, мест до Инты не оказалось. Едем, имея билеты до Котласа. Из крупных станций проезжаем в 15 часов Бабаево, 18 часов - Череповец, 21 час - Вологду. Весь день стоит редкостная жара.


27 июня.

В 9-35 утра прибыли в Котлас Южный. Стоянка около часа. Свободно и без очереди берем билеты до Инты в новый 17 вагон, который, впрочем, цепляют за бывшим нашим 6-ым. Около 19 часов проезжаем Ухту и Сосногорск. Стало немного прохладней, но все равно жарко, солнечно и безоблачно.


28 июня.

В 4-35 прибыли в Инту. После 30-ти градусной жары и безоблачного неба Санкт-Петербурга попадаем под моросящий из низко висящих туч дождик.Температура градуса три-четыре выше нуля. Машина ждет у вокзала. Грузимся и в пять утра выезжаем в сторону базы Желанная. Дорога идет по редкому еловому лесу,болотистым кустарникам и полянам.На пол-пути до реки Кожим лес кончается, дорога выходит на плоскогорье и после брода через реку Большая Бетью идет почти прямо на юг, восточнее невысокого,вытянутого по меридиану хребта Яренеймусюр. На плато много нестаявшего снега, иногда колея уходит глубоко в сугроб и машина начинает буксовать. Перед Кожимом снова начинается лес. Дорога до автомобильного брода через Кожим заняла 3,5 часа. На берегу Кожима делаем остановку чтобы размяться и согреться. За Кожимом видна северная оконечность хребта Малды-Нырд.

Еще в Инте нам сообщили, что из-за начавшегося таяния снега в горах уровень воды в реках вообще и в Кожиме в частности высок и проехать до Желанной вряд ли удастся. Однако на месте выясняется что резкое падение температуры за последний день привело к спаду воды и после получасового размышления на берегу машина въезжает в воду. (Размышлял, естественно, шофер, а не машина). Переезд проходит благополучно, хотя в кузов заплескивает вода. Остается только позавидовать способности вездеходов плавать.

За Кожимом дорога огибает с северо-востока оконечность хребта Малды-Нырд и входит в долину левого притока Кожима - реки Балбан-Ю. Вскоре зона леса оказывается позади и в полдень мы прибываем на базу Желанная.

База - довольно большой поселок из примерно трех десятков разнообразных строений расположенных на правом берегу реки Балбан-Ю в том месте где река вытекает из озера Большое Балбан-ты. Над базой на склонах горы Баркова (1321 м) видны штольни и отвалы породы - там добывают горный хрусталь.Погода изменилась к лучшему - облака разошлись, солнечно, тепло и, что осбенно приятно, - ни единого комара.

Договариваемся с начальником базы о размещении заброски. Оставляем все снаряжение для сплава, продукты на четыре дня и разные мелочи из личных запасов. Поскольку время еще есть, а переход на первый день запланирован большой принимается решение о выходе на маршрут вместо запланированной ночевки на базе.

В 15.40 выходим по дороге, идущей от базы на юг вдоль восточного берега озера Большое Балбанты. База вскоре скрывается за холмом.

Дорога плохая,много грязи и огромных луж. Озеро покрыто льдом, местами поверх льда разливы выступившей через трещины воды. За озером красиво смотрится пологий хребет Малды-Нырд, весь в пятнах снежников.Через два километра озеро заканчивается. Дорога делается еще хуже, иногда, в особо болотистых местах, это просто несколько параллельных следов от вездеходов, заполненных водой. Когда дорога подходит близко к реке, видно что Балбанью течет медленно, т.к.уклон долины очень невелик. Ширина реки метров двадцать.

Через час движения впереди уже видна вершина Старуха-из и угадывается расположенный перед ней широкий проход в долину ручья Сюразь-Рузь. Дорога становится чуть посуше. Долина постепенно поворачивает вправо и открывается прекрасный вид на массивный каменный шатер - высочайшую вершину Урала гору Народа. Поднимаемся на невысокий взлет за которым лежит озеро Малое Балбан-ты. На широкой плоской равнине видны несколько то ли сарайчиков, то ли шалашей - стойбище манси. Хозяев нигде не видно,но на всякий случай проходим еще полкилометра вперед и встаем на первую ночевку на берегу Малого Балбан-ты. Солнце зашло за хребет Малды-Нырд и сразу стало холодно.

Всего за первый ходовой день за 2 часа 05 минут чистого ходового времени пройдено 8 километров. Ночью ясно, ветра почти нет.


29 июня.

Утро ясное, прохладный ветерок. Вышли от места ночевки в 9.25. Обошли с востока озеро Малое Балбанты. За озером плавный подъем на невысокую ступень дна долины. Дорога отходит влево по ходу от реки. Вышло солнце и поскольку комаров по-прежнему нет, вокруг очень красиво. Набор высоты почти незаметен.

Через два перехода подошли к второй ступени долины. Она выше первой, но не намного. Слева открывается широкая седловина перевала Старухино седло. После полудня колея подходит к реке.Впереди уже хорошо виден поворот долины к западу, левее Народы виден глубокий провал перевала Голубые озера. Дорога уходит под наледь и снова появляется уже на левом берегу. Видно что она уходит на высокий левый берег, срезая поворот долины.

Переходим реку Балбанью. В этом месте она разливается на два основных русла с мелкими протоками между ними. Переправа в основном по льду и немного по камням там где есть открытая вода. На левом берегу снова выходим к колее и по ней доходим до поворота реки и дороги на запад. С этого места открывается вид на мощный цирк в районе перевала Кар-Кар (самого перевала не видно) и на долину озер Верхние Балбан-ты с перевалом Голубые озера.

После поворота за 45 минут спускаемся к реке и переходим по камням на правый берег. Река в месте перехода сужается до 10-12 метров,течение бурное,но мелко и переход несложен. Встаем лагерем на широкой сухой поляне. Прямо на юг - перевал Кар-Кар. На западе хорошо видна широкая пологая седловина перевала Лимбеко. До него не больше 1,5 км и метров 100 набора высоты.

Всего во второй ходовой день за 3 часа 10 минут чистого ходового времени пройдено 9 километров.


30 июня.

Подъем в 6 утра. Ветрено, небольшие облака. В половине восьмого утра выходим вниз по правому берегу Балбан-Ю. Со стороны цирка Кар-Кар течет довольно бурный ручей, переходим его по камням и идем в сторону правого истока Балбан-Ю, который вытекает из озер Верхние Балбан-ты. При повороте поднимаемся вверх по склону, траверсируя большой пологий снежник. Дальше идем на юг без набора высоты обходя справа по ходу первое озеро. Озеро наполовину подо льдом. Взлет между первым и вторым озером весь покрыт снегом. Начинается редкий дождь.

Перешли на правый берег ручья, соединяющего озера. Поднялись ко второму озеру. Движение по крупной морене и снегу. Затем длинный траверс над вторым озером с выходом на перевальный взлет.Подъем на перевал по снегу 20-25°, перепад высот от второго озера 120 - 140 метров. Всего переход от места ночевки до перевальной седловины потребовал 2 часа 15 минут чистого ходового времени.

Перевальная седловина широкая, есть тур. Прямо на юге - вытянутое Голубое озеро, за ним массив Народы, слева от него плато Руин. За Народой в просветах видно солнце, но с севера подходит сплошной дождевой фронт на редкость мрачного черно-фиолетового цвета.

За полчаса спускаемся по пологой крупной морене и снегу к берегу озера. Оно действительно голубое хотя и покрыто льдом. У западной оконечности озера в северо-восточном цирке Народы полоса огромных каменных глыб под которыми можно укрыться от дождя.Забираемся под скалы и, пережидая очень холодный ливень, готовим обед.

Дождь шел около двух часов. В 14.30 продолжили движение. Пересекли снежное болото и начали подъем по крутой черной осыпи без снега, забирая влево по ходу, чтобы выйти на юго-восточные склоны Народы. Вершины не видно,она закрыта плотным облаком. Постепенно набирая высоту, переходим через скальное ребро, затем поднимаемся вдоль узкого длинного и крутого снежника.Низко над головой быстро несутся рваные серые облака, ветер дует с севера и вершина прикрывает нас. После перехода через ребро слева внизу открывается вид на плато Руин. Перед самой вершиной крутизна склона доходит до 30° К 19-ти часам в густом облаке выходим к туру на вершине горы Народа. Сильный ветер, холодный дождь, видимость метров 20.

Спускаться начали прямо на север по осыпи крутизной 20-25°. Через 10 минут вышли из облака. Еще через 10 минут над нами прошла четкая граница дождевого фронта. Облака ушли за Народу, небо расчистилось, открылся широкий вид на северную часть Приполярного Урала. После выхода на плато остановились на перекус.

В 20.45 продолжаем движение через плато. Длинный траверс пологого снежного склона, затем чередование совершенно плоских участков с короткими пологими спусками. Пересекли участок "снежного болота"с талой водой под рыхлым снегом. Вышли к краю плато над южным цирком перевала Кар-Кар. Дальнейший путь по краю плато за перевал и над северным цирком Кар-Кара до пологого гребня плавно спускающегося к северному берегу озера в цирке. За спиной остается вершина Народы. Спуск приводит в цирк забитый снегом. Солнце уже зашло, но снег держит плохо, несколько шагов и проваливаемся по колено. После выхода на морены идти становится легче, а ниже начинаются широкие проталины по которым мы спускаемся прямо к своему лагерю. Время 01.40, но светло.

Всего за третий ходовой день за 8 часов 35 минут чистого ходового времени пройдено 18 километров.


1 июля.

Подъем в 9 утра. Погода ясная, солнечно, ветер. Комаров нет. От лагеря идем в обход озера по южному местами заболоченному берегу. Подъем на перевал Лимбеко занял 40 минут. Путь идет по ровной тундре, неширокой полосе средней осыпи, и короткому снежнику 15° крутизны. Седловина очень широкая, есть тур. С перевала на востоке видна долина Балбан-Ю и две параллельных долины ведущих к перевалам Кар-Кар и Голубые озера. На запад открывается вид на широкое холмистое плато с истоками реки Лимбеко-Ю.

Спуск с перевала по пологим осыпям с пятнами снежников за полчаса приводит к сухой ровной площадке на левом берегу реки. На юго-востоке хорошо виден скальный цирк вершины 1306,8. Длинный пологий осыпной холм, расположенный ближе к нам и правее, закрывает плато перевала Двойной. Здесь приходится остановиться и заняться ремонтом вышедшего из строя ботинка. Пока ремонтник пытается вернуть на место напрочь оторвавшуюся подошву,часть группы (6 человек) отправляется на радиально-кольцевой выход на перевал Двойной.

С названием и положением этого перевала связана известная путаница. При движении со стороны реки Манарага ущелье ее правого притока в верхней части разделяется надвое, отчего перевалом Двойной именуют то одну то другую седловину,а иногда и обе сразу. На самом деле перевал Двойной - это левая по ходу более высокая седловина, ведущая на плато с которого возможен спуск как на северо-восток в истоки Лимбеко-Ю, так и на запад в верховья Падежа-вож. Правая низкая седловина - это вполне самостоятельный перевал Зиг-заг, соединяющий долины Манараги и Лимбеко-Ю самым коротким и простым путем.

Подъем к перевалу Зиг-заг от места остановки группы идет по пологой широкой долине, покрытой снегом. Самого перевала не видно, впереди по ходу долину закрывает отрог хребта. Снег рыхлый, идти тяжело. Река Лимбеко-Ю имеет ширину 5-6 метров и быстро бежит в заболоченных берегах,выше по долине полностью покрытых снегом. Перевальная седловина открывается после крутого поворота на 90° вправо по ходу за 15 минут до выхода к перевальному туру. Весь переход занял 1 час 45 минут, причем раскисший снег сильно замедлял движение.

Перевальная седловина широкая, есть тур,видимость сильно ограничена на востоке - крутым поворотом долины истока Лимбеко-Ю к северу, на западе не менее крутым поворотом узкой долины притока Манараги к югу. Спуск на запад гораздо круче восточного склона. Прямо под седловиной - небольшое озеро покрытое льдом.Спускаемся по морене, обходя озеро справа по ходу. Ниже озера,придерживаясь правого склона выходим к площадкам над слиянием двух истоков правого притока Манараги. Отсюда хорошо просматривается узкое, круто падающее вниз ущелье притока и далекий лес в долине Манараги. Жарко, безоблачно, ветра нет.

Начало подъема к перевалу Двойной идет по средней осыпи крутизной 20-25°,но через 30 минут проходим перегиб и выходим на расширяющийся и выполаживающийся склон, через километр переходящий в ровное широкое плато слегка наклоненное к востоку. Хорошо видна вершина Народы.

Продолжение движения на север приводит к крутому обрыву плато, которое надо обойти повернув влево по ходу и спускаться плавно поворачивая по часовой стрелке, с тем чтобы в результате оказаться прямо под обрывом. Спуск пологий, не круче 15°. Затем участок совершенно ровного плато под скальными сбросами с тремя красивыми голубыми озерами.За третьим озером начинается длинный пологий спуск в долину Лимбеко-Ю. Очень сыро, множество ручьев,местами сплошное болото. Вышли к снежному мосту через реку и перейдя на правый берег попали в колею собственных утренних следов. По ним быстро сбежали к месту стоянки. Весь спуск с плато перевала Двойной занял 1 час 20 минут.

После отдыха и перекуса переправляемся на левый берег Лимбеко-Ю. Для переправы используем бахиллы, которые перебрасываем через реку. В дальнейшем при переправах этот способ использовался много раз. К сожалению, бахиллы имелись только одни. Наличие еще одной пары сократило бы время переправы вдвое. Солнце зашло и сразу стало очень холодно.

Через 0,5 км движения по левому берегу вышли к колее,еще через 1,5 км к мощному левому притоку, текущему с перевала Двойной. Ширинапритока 25 метров, глубина до метра. Переправа с использованием бахил; Володя Столяров в высоких рыбацких сапогах переносит их обратно для нового использования. Делаем еще один переход. Река течет в широкой болотистой равнине. Один за другим переходим мелкие ручьи, текущие с левого склона.Идем по колее.Место для ночевки нашли в 50 метрах справа от дороги за полосой кустарника на берегу реки.Температура падает ниже нуля, ясно, слабый ветер.

Всего за четвертый ходовой день за 7 часов 40 минут чистого ходового времени пройдено 16 километров.


2 июля.

Утром легкая облачность, тепло. День ознаменовался появлением комаров. Начался массовый вылет голодных кровососущих. Начинаем движение с выхода на траверс левого склона долины.В попытке наверстать отставание от графика принимается решение пересечь хребет Юас-нырд и выйти к озеру Падежа-вож.

В хребте Юас-нырд на широте южной оконечности озера Падежа-вож имеется хорошо выраженный перевал. Сведений о его прохождении у нас не имелось. Перевал, условно названный нами по хребту - Юас-нырд, несложен для прохождения.

Траверс хребта постепенно становится круче, появляются узкие кулуары, забитые снегом. Для пересечения их приходится выбивать ступени. Правильнее было бы пройти по долине под перевал,а затем повернуть на 90° влево и подниматься на перевал по осыпи и снегу до 25°.На траверс ушло больше времени и сил. В конечном счете мы вышли на хребет в 300-ах метрах южнее и немного выше широкого перевального плато. Весь подъем занял 2,5 часа.

Перевал - широкое заболоченное плато с пятнами тающего снега. Тучи комаров. С западного края плато хорошо видно озеро Падежа-ты. Спуск к нему положе подъема и перепад высот меньше. До ручья Падежа-вож, немного выше его впадения в озеро спускались 1час 20 минут. Ручей шире, чем Лимбеко-Ю, но гораздо мельче. Перешли на левый берег и остановились на обед.

В 17 часов продолжаем движение. Вдоль западного берега озера идет очень плохая тропа. Озеро почти полностью подо льдом. Вскоре тропа переходит в вездеходную колею. В средней части озера на мысу стоит балок с трубой (следовательно, с печкой) возле него видны трое местных рыбаков. За час проходим все озеро и от северного конца поворачиваем на запад. Долина ручья Хор-шор оказывается совсем рядом.

Идем вверх по долине Хор-шора по правому берегу. Ручей глубоко внизу в узком каньоне. Долина пологая,снега нет,трава,камни.За два перехода проходим примерно пол-пути до ледника Рихтера. Вышли на плато напротив устья ручья Воейкова. На западе виден мрачный цирк с круто падающим ледником подрезанным двумя мощными бергшрундами. Перевал 2А-2Б к.с.ведет из этого цирка через г.Лимбока в долину Левого Нидысея. Встаем на ночевку. Вечером пасмурно, тепло и тихо.

Всего за пятый ходовой день за 6 часов 15 минут чистого ходового времени пройдено 11 километров.


3 июля.

Ночью идет дождь, но к утру прекращается. Подъем в 6.45. Сплошная облачность. Продолжаем движение вверх по долине. Пологий набор высоты по камням, снежникам и мху. Цирк Воейкова остается позади. Широкий вид вниз по долине, вверху долина наоборот резко сужается и поворачивает вправо по ходу. Перевал не виден. Облачность поднимается на уровень вершин окружающих хребтов.

Продолжаем движение. Чем выше - тем больше снега и меньше осыпей и травы.Через два часа движения от места ночевки вышли в цирк перевала Рихтера. Условное название перевала дано нашей группой по леднику Рихтера, расположенному под перевалом на восточном склоне цирка.

В цирке под перевальной седловиной расположено озеро талой воды в снежных берегах. Перевал выглядит как небольшое понижение в ровном плато. Подъем идет по крутому 25-30° снегу до половины высоты, считая от уровня озера в цирке. Затем длинный язык разрушенных скал, бергшрунд и последний участок - 120-150 метров 45°-го фирна до гребня. На гребне - карниз. Сложность перевала - 2А к.сл. Опыт движения по снегу, который к этому времени у нас уже накопился (траверсы крутых фирновых кулуаров на Народе и Юас-нырде) настоятельно требовал найти более простой путь. К этому времени уже совершенно ясна стала главная ошибка в подготовке похода - отсутствие кошек на всех участников.

Севернее перевала крутизна склонов цирка значительно уменьшается. Повернули прямо на север и начали подъем на плато по средней осыпи крутизной 20° Перевал при этом остается почти за спиной. Благодаря южной экспозиции склон почти лишен снега, поэтому за час легко поднимаемся на плато,а затем, повернув влево, за полчаса выходим на перевал. Четкая неширокая седловина, на запад некрутой но длинный спуск к озеру в истоках Левого Нидысея. Сложили перевальный тур. Облака разошлись, солнечно.

В 13 часов начинаем спуск с перевала. Сразу начинаем забирать влево по ходу, спускаясь к озеру. Выходим на крутой склон из крупной осыпи, ниже которого видна широкая пологая полка покрытая снегом. Спускаемся на нее. До озера еще метров 200 по высоте.Идем над озером на юг.

Напротив за озером и к югу от него красивые скальные стены. Пейзаж напоминает Кавказ и только виднеющаяся на севере болотистая, покрытая редколесьем долина Левого Нидысея напоминает о Приполярном Урале. Напротив южной оконечности озера отвесная скальная стена ведет к глубокой седловине перевала 3А к.сл., ведущего в истоки Капкан-вожа. Этот перевал еще ждет своих первопроходцев.

Продолжая движение над озером,вышли к кулуару, ведущему к седловине, условно названной нами перевалом Лунвож. Подъем к перевалу идет по длинной крутой бесснежной осыпи.Много живых камней.За полтора часа поднимаемся на хребет немного левее самой низкой точки,
поворачиваем к югу и выходим на перевал.

С перевала на юго-востоке видно большое безымяное озеро лежащее в обширном цирке одного из левых притоков Падежа-вожа. На юго-западе стоит красивая скальная вершина 1598,1 на ней видна трига. На север хребет расширяется и переходит в плато. Складываем на седловине тур.

Спуск с перевала к озеру идет по осыпи и длинным снежникам. Спускаемся держа направление на восточный конец озера. Вокруг озера ровное, но заболоченное место, с трудом находим место для лагеря. Спуск занял 50 минут.

Всего за шестой ходовой день за 7 часов 40 минут чистого ходового времени пройдено 11 километров.


4 июля.

Подъем в 8 утра. Жарко, солнечно,высокие перистые облака. Перешли по камням речку, вытекающую из озера. Спуск правым берегом до перегиба устьевой ступени. Основная долина Падежа-вожа ниже метров на 150. Траверсируя со спуском крупный снежник выходим в основную долину в карман между правым по ходу склоном и высокой мореной. Прошли небольшое красивое озеро. Перешли через морену,вышли к реке между двумя озерами. Перешли на правый берег, ширина реки 10 метров, глубина 0,6, течение слабое.

Подъем на перевал по очень пологому травянисто-осыпному склону, в конце снежник 15°, 70 метров. В 12 часов вышли на перевал. Вид на юг ограничен большим цирком с озером, окруженным высокими скальными стенами. Озеро подо льдом, весь цирк забит снегом. В дальнем левом углу цирка угадывается узкий проход в долину ручья Олений. Тур на перевале полуразрушен.

Продолжаем движение, траверсируя крутые снежные склоны слева по ходу над озером. Поверх льда на полметра воды,снег обрывается прямо в воду, съехать туда очень не хочется, поэтому забираем чуть выше и по разрушенным скалам переходим к бурному ручью вытекающему из южного конца озера.

От ручья видно, что за проходом в скалах лежит еще один цирк с озером, также подо льдом, но с более пологими берегами. Обходим его слева по ходу по осыпи и снегу. За озером открывается долина Оленьего ручья.Спускаемся с крутого вала конечной морены. Снега сразу делается гораздо меньше. В 15 часов встаем на обед. Хорошо виден густой лес в долине Манараги.

В 17 часов продолжаем движение.Через 10 минут появляется слабая тропа, но через 15 минут исчезает. Это, кстати, очень характерное явление для района - слабо выраженные тропы исчезающие и появляющиеся в самых неожиданных местах. Снега не стало вовсе, начался редкий лес.

Справа по ходу остается долина крупного правого притока ручья Олений, в верховьях которого находится перевал Спартак. Отходим от ручья влево через густой лес, срезая угол, выходим в долину Манараги. Ровное, безлесое, заболоченное плато.Не дойдя до реки,выходим на тропу.Поворачиваем налево - вверх по течению и по тропе доходим до леса. Жарко, много комаров.

Через полчаса движения по лесу выходим на границу зоны леса. Впереди хорошо виден крутой поворот долины вправо, прямо по ходу видно ущелье ведущее к перевалам Зиг-заг и Двойной.Еще час пути и тропа выходит к мощному потоку правого притока Манараги. Приток шириной метров 12-15, но глубина больше метра и скорость течения очень большая. Оставляем переправу на утро. Встаем на ночевку на берегу притока.

Всего за седьмой ходовой день за 6 часов 30 минут чистого ходового времени пройдено 15 километров.


5 июля.

Подъем в 6 утра.Уровень воды немного упал. Для переправы натянули перила и благополучно перебрались на левый берег. Идем по зарослям кустарника и травянистым участкам. Через 40 минут - следующий приток из ущелья перевала Двойной. Сам перевал из долины не виден. Ширина притока - метров 30, но мелкий, по колено. Перешли вброд. Пошел дождь, остановились переждать непогоду.

В 14 часов дождь прекратился,облака поднялись на уровень вершин, вылетели полчища комаров. Идем вверх по долине истока Манараги к перевалу Голубые Надежды. Долина круто поворачивает к югу. Перешли вброд ручей текущий из цирка Кар-Кар, за ним еще один поменьше перешли по камням. Кончилась полоса кустарников. Долина заболочена, снежники, мелкие ручьи. Чем ближе к перевалу, тем больше снега

Подъем на первую ступень к перевалу занял 1,5 часа.Первая треть пути - снег, осыпь до 20°. Придерживаемся левого по ходу края склона. Затем крутой скользкий снежный склон крутизной 25-30° до полосы осыпи под скалами левого по ходу края цирка. Повесили одну веревку перил. Выше идем вдоль снега по живой осыпи и разрушенным скалам до 35° выходя немного выше уровня верхнего цирка. Затем траверс вправо по полкам в скалах до озера под перевалом.

Верхний цирк весь покрыт снегом, озеро подо льдом. Холодно, облачность на уровне перевала, иногда моросит мелкий дождь.

Полчаса на траверс левого по ходу берега озера с постепенным набором высоты и выходом на длинный осыпной язык, тянущийся прямо с перевальной седловины. По осыпи 15-25° за 40 минут выходим на седло к туру. Пошел дождь, поэтому на перевале не задерживаемся.

Спуск с перевала идет по пологим осыпям и снежникам, а затем по длинному гребню срединной морены плавно поворачивающей вправо. От поворота хорошо виден снежный кулуар, ведущий в верхний цирк перевала Кривой Косью. За час вышли к площадкам на берегу истока реки Народа рядом с ущельем перевала Югра. Ставим лагерь на сыром мху. Через просветы в облаках пробивается солнце, над долиной Народы встает великолепная радуга. Впрочем,дождь продолжается, а ночью к нему добавляется сильный ветер. Палатки трещат, дуги гнутся, но выдерживают.

Всего за восьмой ходовой день за 7 часов 10 минут чистого ходового времени пройдено 9 километров.


6 июля.

Утром холодно,дождь. В 11 часов, воспользовавшись перерывом в дожде, выходим в сторону перевала Кривой Косью. Из цирка перевала Югра вытекает бурный поток шириной 15 и глубиной до 0,5 метра. Переходим вброд. Первый участок подъема к перевалу - по снегу постепенно увеличивающейся до 15° крутизны. Вышли к выступающей из склона скале и небольшой осыпи. Выше крутизна снега резко увеличивается. Склон скользкий и снизу окаймлен выступающими камнями,поэтому первый участник поднимается в кошках и вешает веревку на скальном крюке на скальном выступе, нависающем над снежным склоном.

После выхода на скалы поднимаемся по крутому участку склона (до 40°) по полкам в скалах до перегиба,за которым начинается длинный участок мертвой средней осыпи, переходящей в пологий снежный склон. Справа по ходу склон обрывается в цирк перевала Югра,которого не видно из-за тумана,слева в облака уходят крутые склоны от которых видна только подошва. Подъем до выхода в цирк занял 2 часа.

Цирк перевала Кривой Косью весьма обширен, но из-за дождя и мокрого снега перевала не видно. Идем по компасу до озера, покрытого рыхлым льдом в берегах из талого снега. В ожидании видимости садимся под тент.

Через три часа становится ясно, что сегодня перевала мы не увидим. Выходим в обратный путь по своим следам. Густой туман, моросящий дождь. От конца скал повесили две веревки, спортивный спуск, последний в кошках и с ледорубом аккуратно сошел на три такта. В лагерь вернулись в 20 часов. Облачность чуть выше места стоянки, внизу в долине на склонах видны солнечные просветы. Холодно и целый день - ни одного комара!

Всего в девятый ходовой день во время радиального выхода за 5 часов 00 минут чистого ходового времени пройдено 2 километра.


7 июля.

Утром ясно и солнечно. В 9 утра выходим вниз по долине реки Народа. Озеро чуть ниже цирка Югра обходим слева по ходу. В прозрачной воде видны резвящиеся хариусы. Ниже озера по камням перешли широко разлившуюся реку.

Дальше идем вниз по правому берегу. Очень пологий спуск по осыпи, снегу и травянистым участкам. За час дошли до широкой долины ручья Манси-Ньер. В долину выходим траверсом правого по ходу склона. За 2,5 часа от места ночевки дошли до бурного потока текущего из цирка перевала Прямой Косью. Здесь оставляем рюкзаки и идем в радиалку на перевал Прямой Косью.

Начало подъема по осыпи с пятнами снега вдоль ручья по левому берегу. За полчаса вышли на перегиб склона за которым открылся длинный цирк. На противоположном склон - красивая скальная седловина,слева от которой возвышается башня вершины Манси-Ньер.Как выяснилось значительно позже, это и есть перевал Прямой Косью. Поскольку в перечне перевалов среднегорья указана сложность 1А, мы приняли за перевал расположенную правее по ходу значительно более высокую,но простую для прохождения седловину.

Для выхода на нее начинаем траверсировать северный берег длинного и узкого озера примерно до уровня перемычки между ним и следующим озерцом. Затем поворачиваем вправо по ходу, оставив озера за спиной и поднимаемся в маленький висячий цирк с озером. Место очень красивое, хорошие площадки для стоянки. Останавливаемся на обед. Прохладно, солнце в дымке, комаров немного.

Продолжаем движение в 15 часов. Примерно 50 метров по высоте набираем по пологому снежному склону. Выше идет широкий крутой снежный склон, окаймленый слева по ходу полосой разрушенных скал и осыпи. Подниматься можно по снегу и по сыпухе, крутизна 30°, расстояние до перегиба метров 200.

За перегибом пологий подъем по корытообразной ложбине со снегом на дне, длинной, но пологой, по которой за пол-часа выходим на ровное плато размером с футбольное поле,покрытое мхом.Перейдя через него оказываемся на седловине над цирком перевала Кривой Косью. Прямо внизу - озеро до которого нам удалось дойти вчера. Слева и на сто метров ниже - седловина Кривого Косью,до нее около километра. Подъем от места обеда занял ровно один час.

От седловины траверсируя осыпной склон переходим на хребет слева и вдоль хребта выходим к перевальному туру. С перевала на западе виден длинный пологий подъем к перевалу Прямой Косью, на востоке - Народа, на севере короткий крутой гребень идет к вершине Югра. В 17 часов начинаем восхождение на вершину.

Перед началом подъема прошли еще один тур.Три четверти пути к вершине технически несложны, но круто,затем имеется участок более сложный с легким лазаньем по простым скалам на коротких участках. На восток гребень обрывается отвесными стенами цирка ледника Югра, на запад склоны положе (45°). Ветра нет, сплошная облачность, много комаров. В 18.00 вышли на вершину.

Спуск с вершины по пути подъема занял 50 минут. От перевального тура траверсом крупной осыпи за 40 минут выходим на седло перевала Прямой Косью. Есть тур. Спуск с перевала начинается прямо от тура в узкую щель и первые 20 метров идет по отвесной стенке, дальнейший спуск не просматривается. Сложность перевала не менее 2 Б к.сл. Однако путь через седловину обнаруженную нашей группой имеет сложность 1 А, и может использоваться как в качестве запасного варианта, так и самостоятельно в качестве пути из верховьев Косью в долину Народы или к перевалу Хобе.

Траверс с перевала Прямой Косью на гребень в котором расположен перевал Кривой Косью идет по осыпи крутизной до 25° и занял 25 минут. Вышли на гребень южнее и выше перевала и еще за 20 минут перешли на седловину,которую можно назвать перевалом Ложный Косью.Смысл названия в том, что спуск с этой седловины приводит не в Косью,а в истоки Народы.

На плато остановились на короткий перекус.Затем по пути подъема вернулись к озеру в висячем цирке,а от него спустились к большому озеру в восточном цирке Манси-Ньера. Периодически идет мелкий дождь, двигаться вдоль уреза воды оказалось неожиданно трудно, камни скользкие, как будто намыленные. Проще двигаться там где есть пятна снега.

В полночь спустились к рюкзакам,перешли по снежному мосту поток из цирка Манси-ньера и спустились по склону ближе к ручью Манси-шор. Дождь перестал, вылетели комары. Особенно неприятно то, что во время ужина они быстро покрывают собой миску с супом. Зачем суп кровососам?

Всего за десятый ходовой день за 2 часа 05 минут чистого ходового времени пройдено 4 километра и в радиальном выходе за 7 часов 40 минут чистого ходового времени пройдено 10 километров.


8 июля.

Ночью время от времени идет дождь. Утром выясняется,что Валерий Алексеевич Гудимов не может продолжать поход и хочет вернуться на базу Желанная. Организуем сопровождение из двух человек которые провожают уходящего через плато Руин и перевал Голубые озера до дороги в долине Балбанты. Остальные участники отдыхают. Погода плохая, шквалистый ветер, периодически проходят короткие,но мощные дожди. Днем в облаках видны просветы,но вечером все заволакивает мрачными дождевыми тучами.


9 июля.

Утром сильный ветер, облачно, солнце в просветах. Комаров нет - верный признак скорого ухудшения погоды. Выходим вверх по левому берегу Манси-шора. Пологий подъем, осыпи, снежники,заболоченные участки. Через 25 минут переходим по камням довольно сильный ручей. Справа по ходу видны характерные трапециевидные вершины. Через полтора часа после выхода переходим текущий из глубокого кулуара ручей. Это путь подъема на плато Манси к перевалам ЛПИ, Верхний Косью и Манси. Температура быстро падает, дождь, сплошная облачность.

Выходим вверх по кулуару. Почти сразу входим в сплошную облачность. Подъем вдоль ручья 20-25°. Дошли до оконечности снежника из-под которого вырывается ручей. Идет ледяная крупа, видимость практически ноль.Укрылись под тент в надежде дождаться хоть какого-то прояснения. Заодно пообедали. Через три часа повернули назад в долину Манси-шора. Вечером идет мелкий снег,иногда переходящий в дождь. Небо затянуто удивительно унылой серой мглой.

Всего за двенадцатый ходовой день за 1 час 15 минут чистого ходового времени пройдено 4 километра и в радиальном выходе за 1 час чистого ходового времени пройдено 2 километра.


10 июля.

Подъем в 6 утра. Идет мелкий густой снег, туман, видимости нет. Перенесли подъем на 8 часов. После второго подъема и завтрака выходим в сторону перевала Манси. Немного проясняется, на несколько минут даже выглядывает солнце, но снова скрывается в тучах. За 50 минут поднимаемся по кулуару до места вчерашней отсидки. Сыплет ледяная крупа, но видимость удовлетворительная. Продолжаем подъем по пологому кулуару, дно которого покрыто снегом. За два часа поднимаемся на плато. Пейзаж напоминает Полярный Урал зимой - все покрыто свежим снегом,задувает сильная поземка. От выхода из кулуара до перевального тура оказалось метров 200. Спуск не просматривается из-за пурги, приходится выждать небольшого прояснения.

В 13.15 начали спуск. Крутизна 30-35°,обмерзшие разрушенные скалы. Идем очень медленно. Полукруглые стены цирка сходятся, образуя широкий кулуар, который в свою очередь переходит в узкую щель. В месте перехода кулуар образует перегиб за которым спуск продолжается по скальным полкам. Крутизна этого участка 40-50°. Вешаем перила на скальных крючьях - 100 метров до выхода на расширение кулуара. Оставили петлю и крюк.

После расширения спуск по снежнику 300 метров, 25°. Снег свежий ступени держат хорошо. Под кулуаром снежник перекрывает всю долину, но правее по ходу, не доходя до дна, можно перейти на зеленые склоны, которые впрочем тоже покрыты свежевыпавшим снегом. Повернули к северу и спустились в место где из-под мощного снежника вырывается один из истоков реки Косью.

Еще один переход вниз по левому берегу реки. После небольшого пологого участка река уходит в глубокий овраг, который обходится сверху по пологим травянистым полкам. Затем долина резко расширяется, выходим на пологий берег реки и встаем на ночевку.

Всего за тринадцатый ходовой день за 5 час 25 минут чистого ходового времени пройдено 4 километра.


11 июля.

Утром морозец, все покрыто слоем свежевыпавшего снега, низкая сплошная облачность. Выходим по левому борту долины. Пологий спуск, мягкий мох, рыхлый мокрый снег. Справа остается каньон, ведущий к перевалам Прямой и Кривой Косью, где-то за ним должна быть гора Югра, но из-за тумана и низкой облачности ее не видно. Выходим в широкую долину Косью, плавно поворачивая налево к западу. Проходим несколько маленьких живописных озер.

После поворота смещаемся ближе к реке. Широкая долина покрыта холмами 10-15 метров высотой,стараемся идти вдоль гребней. Спустились ниже снеговой линии. Хребты закрыты сплошной облачностью,но лес внизу хорошо виден.

Ручей, текущий из глубокой долины ведущей к перевалу ЛПИ, переходим по камням, его ширина метров восемь. Затем последовательно переходим еще три ручья. Спускаемся к самой реке, проходим вдоль воды метров 300 и поднимаемся на береговую террасу.

Еще час идем вдоль левого берега до последнего левого ручья перед Ломесь-вожем. Ручей маленький, два шага шириной. Готовим обед на костре.

После обеда входим в лес. Бурелом, кустарник, овраги. Река остается далеко справа, выходим на водораздел и спускаемся в долину ручья Ломесь-вож. В долине широкое безлесое пространство, по гребню правого берега идет довольно приличная тропа, которая почти сразу пропадает. Идем вверх по долине по таким же буеракам и оврагам как и в долине Косью. Моросит дождь.

Через полтора часа после выхода к Ломесь-вожу выходим из зоны леса. В кустах опять попадается тропа. Виден конец долины- пологие осыпи, длинные снежники. Подходим к старой пологой морене. Долина четко разделяется на две части. Переходим по камням реку, текущую с востока и поворачиваем на юг вправо по ходу. Пологий подъем. Озеро в истоках Ломесь-вожа оказывается совсем рядом. На берегу хорошие площадки для стоянок. Встаем на ночевку. Вечером пасмурно с просветами. Ночью мороз.

Всего за четырнадцатый ходовой день за 5 час 50 минут чистого ходового времени пройдено 16 километров.


12 июля.

Утром облачно, ветра нет, дождя тоже нет. От стоянки выходим, обходя озеро слева по ходу. Склон порос кустарником, подо мхом разбросаны валуны и камни. Начали подъем на плато выйдя к большому озеру -последнему в цепочке перед крутым скальным ригелем. Выход на плато занял полтора часа, вначале подъем крут, но в верхней части выполаживается. После выхода на плато на юго-востоке виден перевал Оленеводов, лишь немного превышающий уровень плато и расположенный за ним склон долины верховьев реки Хобе-Ю.

Остановились у небольшого озерца на краю плато, оставили рюкзаки и пошли в радиальный выход в истоки Ломесь-вожа. Подъем в верхний цирк занял 1 час 20 минут.

Вначале по каменистым россыпям и снежникам поднимаемся в широкий проход между вершиной слева по ходу и краем ригеля справа. Снежный склон ведет на перемычку, похожую на перевал за которой расположено большое озеро наполовину покрытое льдом. Закладываем длинный траверс по снежному склону над озером. Южнее озера подъем к следующему, самому верхнему озеру в каскаде. Здесь все покрыто снегом, озеро полностью подо льдом. От южной оконечности направо уходит довольно пологий склон к перевалу Новый. Прямо на юге виден крутой снежный кулуар-нижняя часть перевала Свердлова. Сама седловина скрыта за ребром и от озера не просматривается.

Погода быстро портится, облака затягивают вершины, начинает моросить дождь. Возвращаемся на плато и забираемся под тент на обед. Дождь переходит в проливной ливень. Отсиживаемся под тентом до 17 часов.

Дождь стал слабее. Выходим в сторону перевала. Через 45 минут доходим до начала спуска. Мокрые камни скользят как намыленные, движемся очень медленно. Нижний край облачности практически на уровне перевала, верховья Хобе-Ю не видно. В тумане просматривается озеро справа, озеро прямо внизу и озеро левее по ходу, самое нижнее. Забираем по ходу влево и выходим к третьему озеру и началу вытекающей из него речки. Видно большое озеро внизу и поворот долины Хобе-Ю на юго-восток.

Спуск к большому озеру занял полчаса. Полого, мох, кустарник. По берегу озера - каменистые россыпи. 40 минут идем вдоль него, на мокрых камнях очень медленно, на травянистых участках побыстрее. За озером невысокий вал ограничивающий видимость вперед по долине. После перехода через него видно следующее озеро. Не доходя до него встаем на ночевку на левом берегу реки Хобе-Ю. Моросит дождь.

Всего за пятнадцатый ходовой день за 4 часа 35 минут чистого ходового времени пройдено 8 километров и в радиальном выходе за 2 часа 30 минут чистого ходового времени пройдено 8 километров.


13 июля.

Утром голубое небо и солнце! Массовая просушка вещей во время завтрака. Внизу в долине снова появляются облака, но все успевает высохнуть. В 9 утра выходим вниз по левому берегу Хобе-Ю. Озеро обходим по берегу по крупной осыпи. По сухим камням идется быстро. Через полчаса вышли к реке ниже озера. Появились тучи комаров, тепло, ветра нет.

В 10 часов дошли до крупного ручья, текущего с перевала Хобе. Ширина метров 5, перешли по камням. Берег покрыт травой, уклон долины очень небольшой. На гребне невысокой боковой морены обнаружилась старая тропа, примерно полчаса идем очень быстро. Затем тропа теряется на заболоченном лугу, справа хорошо видна широкая долина Ошко-вожа.

За болотом снова находим тропу и идем по ней до самой границы леса. В 12 часов дня входим в лес. Тропа сразу пропадает. В лесу темпы движения сразу снижаются, много валежника, кусты, заболоченные поляны, и прочие канавы и овраги. Через два часа выходим на широкую луговину по которой вдоль реки идет автомобильная колея. Справа-сзади хорошо видна вершина Тендер-из.

По колее идем примерно километр, после чего она сворачивает в реку и переходит на правый берег. Потратили полчаса на разведку, но выяснили что чуть дальше дорога возвращается обратно на левый берег. Поднялись на крутой берег, прошли метров 200 над прижимом и вышли на вполне приличную полевую дорогу. По ней 500 метров до Базового ручья.

Хорошая дорога переходит Базовый ручей и уходит вниз по долине Хобе-Ю. Возвращаемся от ручья на 100 метров назад и сворачиваем на север по старой, заросшей местами дороге вдоль Базового ручья. Через 20 минут хода по ней выходим к бывшей базе Хобе-Ю. Один дом в приличном состоянии, есть печка, нары на 10 человек. Остальные строения полуразрушены. Остановились на обед.

В 17 часов продолжаем движение. Идет редкий дождь, но тучи комаров продолжают свое кровавое дело. Через 200 метров от базы перешли вброд Базовый ручей - 15 метров, глубина до 0,5 метра. Затем пологий набор высоты и резкий спуск к ручью Листа-пенди-шор. Ручей перешли по камням, чуть дальше еще один ручей. За ним свернули влево. По лесу идет хорошая тропа. Поднимаемся к перевалу западнее вершины Большой Чендер. К 19.30 поднимаемся до границы леса. Перевал - широкое понижение гребня - хорошо виден, до него не более одного перехода. Встаем на ночевку на поляне недалеко от ручья.

Всего за шестнадцатый ходовой день за 6 часов 40 минут чистого ходового времени пройдено 19 километров.


14 июля.

Утром солнечно, легкие кучевые облака. До перевального плато 40 минут по пологому травянистому склону. С плато видна Народа и долина одноименной реки.

Оставляем на плато рюкзаки и совершаем радиальный выход на вершину горы Большой Чендер.Сначала - подъем на предвершинное плато правее вершины по ходу по осыпям и поросшим мхом склонам крутизной до 25°. Вершина - холм из крупных скальных глыб метров на 100 выше плато. На вершине стоит трига. На западе хорошо видны вершины ГВХ, на востоке за долиной Народы расстилается бескрайнее море тайги. Комары летают даже над вершиной. Подъем занял 1 час, спуск по пути подъема - 45 минут.

В 11.50 выходим вниз с перевала к реке Народа. Спуск очень пологий, идем левее русла ручья текущего из-под вершины Большой Чендер. Мох, россыпи камней, затем полосы низкорослого кустарника. Держим направление на одинокую ель на гребне перед ручьем Близнецы. За гребнем - глубокий овраг с ручьем. Дальше начинается лес.

В лесу склон делается гораздо круче. Подлесок практически отсутствует, идти легко. Ручей Близнецы шириной 12-13 метров и глубиной до полуметра переходим вброд. Через 1 км выходим к реке Народа. По берегу - широкие поляны, слева видны заснеженные вершины гор в истоках. На спуск с перевала ушло 2 часа.

Переправа через реку с навеской перил заняла полчаса. Ширина реки метров 25, глубина до метра, течение среднее. На левом берегу остановились на обед.

В 16 часов выходим по левому берегу вниз по течению. Берег покрыт лесом, ни тропы, ни дороги нет. Ломимся через кустарник и поваленные стволы. Народа становится заметно шире, течение бурное. Через час с четвертью вышли в широкую долину левого притока - ручья Карпин-шор. Перешли последовательно несколько мелких ручьев прежде чем добрались до основного русла. Ширина метров 10,глубина 40-45 см, перешли вброд. Течение слабое.

За Карпин-шором вышли на автомобильную колею. Колея сухая, идти легко. Вышли на широкое пространство в долине Северной Народы перед слиянием ее с Народой. Через Народу протянут толстый стальной трос, возможно раньше здесь была переправа. В 19.30 вышли к колее отходящей к северу и повернули вверх по долине Северной Народы.

Через пол-часа дорога подошла к броду. Переходим вброд на левый берег - 30 метров, глубина до полуметра. Через 100 метров дорога снова уходит на левый берег. Встречаем (впервые за поход) трех туристов, идущих навстречу.По их совету остаемся на левом берегу и метров через четыреста сплошного бурелома выходим на плохую колею. По ней идем еще 15 минут после чего вместе с ней переправляемся на правый берег. В этом месте уклон долины стал ощутимым и течение более бурное.

По правому берегу колея превратилась в хорошую лесную дорогу. Солнце зашло, быстро холодает. Полчаса хода - и снова брод на левый берег ширина реки 12 метров, течение быстрое.

Некоторое время пытаемся найти базу Северная Народа, обозначенную на карте, однако находим только останки фундамента и отдельные бревна. Встаем на ночевку на поляне рядом с рекой. Вечер морозный, комары попрятались, небо ясное.

Всего за семнадцатый ходовой день за 8 часов 10 минут чистого ходового времени пройдено 15 километров.


15 июля.

Утром хорошая погода, солнечно. По дороге, идущей по широким полянам за полчаса выходим к границе леса. Справа по ходу остается гора Южное Лезвие. С заметным набором высоты идем по хорошей тропе к перевалу Некрещеный. У ручья текущего с перемычки между вершинами Северное и Южное лезвие тропа переходит на правый берег Амбар-шора. Долина резко сужается, в русле появляются снежники. Седловина перевала не видна очень долго и открывается только после выхода к перевальному взлету.

Подъем на перевал по травянисто-осыпному, затем снежному склону. Крутизна местами до 25°.Перевал - широкое плато, метров через 300 после выхода на него перед началом спуска на север стоит тур. От тура виден широкий пологий спуск на север в долину ручья Сюразь-русь.

Длинный пологий спуск по автомобильной колее. Справа в ручье видны следы промышленной деятельности - какие-то отвалы, ямы и ржавые металлические конструкции. После поворота долины влево на правом по ходу берегу ручья видны домики. Работают бульдозеры. Преодолеваем зону очень грязных глинистых отвалов и глубоких канав. Кругом следы тяжелых самосвалов. Вышли к месту поворота долины вправо и резкому сужению. Борта долины поднимаются высоко, дно плоское галечное, река разбивается на множество рукавов. Дорога идет прямо по реке. Несколько раз переходим с берега на берег, мелко, но вода очень грязная и абсолютно непрозрачная.

В 15 часов, идя по левому берегу подошли к большому чистому ручью впадающему в Сюразь-рузь. Остановились на обед. Погода хорошая, но множество комаров.

В 17 часов продолжаем движение. Буквально через 5 минут переправа на правый берег, река шириной метров 15, но мелко. Затем около километра идем правым берегом и снова вброд переходим на левый. Дорога идет по широкой долине, река остается где-то далеко справа. В 18.30 прошли мимо начала каньона в который уходит Сюразь-рузь. Подъем на водораздел между ним и левым притоком Балбан-Ю совсем незначителен. По хорошей дороге выходим в широкий проход между вершинами Старик и Старуха-из. Прямо напротив - восточные склоны Малды-нырда. Идем по лугам свернув с дороги вправо,чтобы срезав угол оказаться в долине Балбан-Ю. В 20 часов выходим на дорогу ниже озера Малое Балбанты, по которой мы проходили 28 июня.

Еще 2 часа ушло на то, чтобы дойти до базы "Желанная". То ли сил стало меньше, то ли воды больше, но дорога стала явно хуже. Грязь по колено, бесконечные лужи, болотистые участки по которым колеи разбегаются в разные стороны. На базе устраиваемся на ночевку в домике геологов. Погода быстро портится. Около полуночи начинается дождь.

Всего за восемнадцатый ходовой день за 7 часов 45 минут чистого ходового времени пройдено 25 километров.


16 июля.

Утром завтракаем за столом и под крышей. Некоторое время уходит на то, чтобы распределить по рюкзакам заброску, особенно тяжелые и объемные гондолы будущего катамарана. Выходим в 11.30. Через Балбан-ты переправляемся на лодке чуть выше истока Балбан-ю. Во время переправы идет дождь, но вскоре после полудня прекращается.

За час поднимаемся по хорошо набитой тропе к озеру Грубе-пенди-ты. Облака расходятся, солнце печет, комары делают свое кровавое дело. От озера берем вправо по травянистому склону держа направление на нижний край большого снежника. За полчаса поднимаемся подснежник, затем идем вдоль него на север и вскоре поворачиваем налево. За гребнем открывается обширное плато, ограниченное с запада низкой скальной грядой. Минут 15 идем по каменистым россыпям, оставляя слева на холме работающую буровую, затем выходим на протяженный участок болотистого плато тянущийся до самого перевального взлета. Перевальный взлет - некрутой пояс разрушенных скал со снежником высотой над плато метров 30-35. Под взлетом у большого камня сели на обед. Во время обеда начался сильный ливень, но через полтора часа закончился. Облака разошлись, проглянуло солнце.

На подъем на перевал уходит 10 минут. На перевале - плато с озером, на западе видны Восточные Саледы. Поворачиваем к северу и идем по широкому и очень ровному плато. Примерно километр приходится идти по болоту, засыпанному россыпями камней. Прыгаем с камня на камень. Затем камни заканчиваются, остается просто заболоченный луг. Выходим к краю плато над цирком с озером Пальник-ты.

Озеро лежит в круглом цирке метров на 150 ниже плато и покрыто льдом. Вдали в долине видна река Лимбеко-Ю. Начинаем спуск траверсируя склон вправо, обходя сверху крутые снежники. Затем прямо вниз по 30-ти градусной крупной осыпи. Озеро остается далеко слева по ходу, спускаемся к правому истоку ручья Пальник-шор.

Время уже 21 час, однако хочется дойти до реки, поэтому входим в узкую долину ручья. Идем правым берегом. Долина переходит в каньончик, однако пока в русле сохраняются снежники, скальные прижимы обходятся прямо по руслу. В 21.30 начинается дождь, движение замедляется.

Идем вдоль самой воды. Русло ручья изгибается поэтому долина просматривается вперед метров на 200. В конце концов останавливаемся на ночевку на травянистой полке над ручьем. Место плохое, но выбирать не приходится. Лагерь ставим под холодным дождем, который прекращается в полночь.

Всего за девятнадцатый ходовой день за 5 часов 15 минут чистого ходового времени пройдено 10 километров.


17 июля.

Подъем в 9 утра. Один примус вышел из строя, по этому завтрак готовится дольше обычного. Выходим в 11.20. Стоит густой туман, видимость метров 100. Идем по склону вдоль ручья, постепенно поднимаясь над водой. Участки мха сменяются средней осыпью, крутизна склона 25-30°. В 12 часов из тумана появляется первая ель. Ручей остался далеко слева, прошли перегиб склона и вышли на пологий спуск по которому идем на северо-запад в сторону реки Лимбеко-Ю. Редкий еловый лес, мох, очень сыро. Склон скоро переходит в равнину, появляется густой кустарник. Переправляемся вброд через узкую (2 м), но глубокую канаву. Идем по гребню невысокой гряды между двумя болотами в общем направлении на север. Слабый дождь.

В 14 часов вышли на дорогу на правом берегу реки Лимбеко-Ю. Река рядом, ширина ее метров 80, много камней, течение сильное. До 16 часов делаем три перехода по дороге. Как всегда на высоких и сухих местах дорога вполне приличного качества, но в низинах превращается в заполненные водой разбитые колеи. Река отходит от дороги далеко в сторону. В лесу встаем на обед. Дождь перестал, но облачность нависает прямо над долиной. К полчищам комаров добавляется мелкая, но очень невоспитанная мошка. Обед готовим на костре.

С 18 до 19.30 делаем еще два перехода по дороге, затем сворачиваем влево и через 300 метров выходим на берег реки. Ставим лагерь на широкой сухой поляне. Ветра нет, хребты затянуты облаками. Начинаем за готовку материала для постройки катамарана.

Всего за двадцатый ходовой день за 4 часа 40 минут чистого ходового времени пройдено 10 километров.


18 июля.

Подъем в 6 утра. День посвящен строительству катамарана. Облачность поднялась выше хребтов, виден Малды-нырд на востоке и Восточные Саледы на западе. Днем солнце сменяется короткими дождевыми шквалами, однако самые черные дождевые тучи проносит южнее. В 19 часов катамаран готов. Сворачиваем лагерь и в 20 часов отплываем вниз по реке Лимбеко-Ю.

Река оказывается одной сплошной шиверой в которой выделяются 16 отдельных порогов. На всем протяжении сплава до Кожима есть два участка метров по 150 которые с большой натяжкой можно назвать плесами. Все остальное - перекаты и пороги с валами высотой до метра. Температура воздуха около нуля, воды соответственно, так что к моменту выхода в Кожим все были слегка фиолетовые от холода. Стоянка на правом берегу Кожима в полукилометре ниже устья Лимбеко-Ю на поляне под высоким берегом. Разводим большой костер сушимся и греемся.

Всего за двадцатый первый ходовой день за 2 часа 20 минут чистого ходового времени пройдено 16 километров.


19 июля.

Подъем в 8 утра. Пасмурно, +8°, дождя нет. В 11 часов начинаем сплав по реке Кожим. После Лимбеко-Ю никаких сложностей сплав не представляет. Ширина реки метров 100,глубина редко превышает 2 метра, поэтому дно почти всегда видно. За 1 час 20 минут проходим 9 километров. В 11.30 справа остается высокая скала (метров 50). В 12.00 слева остается плоский галечный остров. В 12.20 выходим на правый берег погреться у костра. На этом участке 5 небольших перекатов.

С 13.00 до 15.00 проходим 15 километров. В 14 часов проходим плес Потапова. Здесь Кожим разливается на 150-170 метров, течение слабеет, но вскоре река снова сужается и начинает сильно петлять. Проходим 7 небольших перекатов. На обед встаем к правому берегу. Тропа от воды идет высоко наверх к стоянке рыбаков оборудованной навесом, кострищем и прочими признаками человеческой деятельности. Моросящий с утра дождь прекращается.

С 17.10 до 19.10 проходим 13 километров. Кожим по-прежнему широкая спокойная река. В 17.30 проходим остров покрытый густым лесом. Острова начинают встречаться часто, зато перекатов на участке всего три. Встаем погреться и подсушиться на пологом левом берегу. Облака становятся выше, в дымке видно солнце, появляются просветы голубого неба.

С 20.00 до 22.00 проходим 14 километров. Характер движения тот же. Погода улучшилась, но комаров стало значительно гуще. Даже на середине реки от них нет спасения. Слева по борту видны Западные Саледы и Обе-из. На перекате N 17 плотно садимся на мель и разгружаемся соскакивая за борт и перетаскивая катамаран на руках. В 21.50 минуем устье реки Дурной-ель - три отдельных мелководных рукава. Встаем на ночевку на правом берегу перед началом длинного скального прижима. Рядом ручей, но место не очень удобное - кустарник и не слишком ровно. Ночью идет довольно сильный дождь.

Всего за двадцать второй ходовой день за 7 часов 20 минут чистого ходового времени пройдено 52 километра.


20 июля.

Подъем в 7 утра. Солнце в облаках, тепло. Отплываем в 10.10. С 10.10 до 11.40 проходим 9 километров. Слева хорошо видны Западные Саледы. Часто попадаются острова, иногда по берегам стоят высокие отвесные скалы. Прошли 4 слабых переката. Вообще, после Лимбеко-Ю Кожим кажется рекой для семейного и детского туризма. Временами проходят небольшие дождевые шквалы, но очень непродолжительные. Останавливаемся на правом берегу на галечном пляже размять ноги и отдохнуть.

С 12.10 до 13.40 прошли 8 километров. Кожим часто делает крутые повороты, скорость течения уменьшается, но грести приходится только на плесах, особенно когда ветер встречный. Берега очень живописны. К комарам добавляются слепни кусающие редко, но эффективно. На участке всего 2 несложных переката.

C 14.25 до 15.55 прошли 7 километров. Полчаса выгребаем по широкому плесу против сильного встречного ветра. За поворотом сильное сужение и перекат заканчивающийся проходом вдоль нависающей скалы правого берега. Затем река поворачивает к северу. Въезжаем прямо под черную тучу, дождевой шквал скрывает из виду окрестности, но через 10 минут дождь прекращается, а через 20 выходит солнце, а туча исчезает как будто ее и не было.

С 16.20 до 18.00 прошли 10 километров. Река стала шире, течение медленнее, по берегам смешанный лес. В 17.10 слышим далекий шум поезда. В 17.50 проходим под линией ЛЭП. В 18.00 высаживаемся на правый берег в 500 метрах выше железнодорожного моста на границе леса. Обедаем.

После обеда разбираем катамаран, сушим вещи, собираем рюкзаки. В 22 часа готовим последний ужин. Продукты закончились вместе с маршрутом.

Всего за двадцать третий ходовой день за 6 часов 10 минут чистого ходового времени пройдено 34 километра.


21 июля.
В 0.10 выходим по правому берегу Кожима к железнодорожному мосту, переходим Кожим и по тропе вдоль колеи выходим к разъезду 1952 км. Последний переход - 2 километра, 35 минут чистого ходового времени. Станция закрыта, касса не работает. В 1.30 приходит поезд Воркута-Москва. Сели в общий вагон, заплатили проводникам по 25 рублей до Печоры.

В Печоре в 4.30 утра взяли билеты до Вологды за 101 рубль. В 9 утра проехали Сосногорск и Ухту, в 13.30 - Микунь, в 19 часов проехали Котлас.


22 июля.

В 6 утра вышли в Вологде, осмотрели Вологодский кремль, привокзальный "Гастроном" и через 5 часов после приезда в 10.58 выехали в Санкт-Петербург на поезде Воркута - Санкт-Петербург. Прибытие в Питер в этот же день в 22.48
Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;