Отчет о велосипедном походе II к.с.
по Южной Карелии

маршрут:

ст.Питкяранта - пос.Койриноя - р.Сюскюяйоки - вдп. Юканкоски на р.Кулисмайоки - пос.Импилахти - р.Пукемонйоки - пос.Ляскеля - пос.Алатту - пос.Суйстамо - оз.Толвоярви - пос.Вегарус - оз. - пос.Салмиярви (нежил.) - пос.Настейнъярви - пос.Турханваара - пос.Суоярви - пос.Лоймола - р.Уксунйоки - пос.Леппясюрья - р.Янисъйоки - пос.Харлу - г.Сортавала

протяженность - 570 км

продолжительность - 6 дней

состав группы

  • Бекетов К.
  • Корешонков П.

  • 27.05

    До Питкяранты от СПб добирались поездом с Московского вокзала. Поезд приходит в Питкяранту в 11-30 утра. Заехали в магазин, докупили продукты, выехали из города по асфальтированной трассе на Сортавалу. Через 9 км слева от шоссе, сразу за автобусной остановкой, отворачивает лесная дорога, по которой 200 м до вдп на р.Койриноя (фото 1). Водопад находится ниже моста на лесной дороге, прямо к нему можно подъехать на велосипеде. Высота вдп - метра 4. При необходимости неподалеку можно заночевать в сосновом лесу, на правом берегу реки.

    Дальше едем до развилки за пос.Койриноя: прямо уходит Сортавальское шоссе, направо - дорога на Суоярви. Поворачиваем направо. Через несколько км (асфальт) еще одна развилка, слева монумент "Крест Скорби" (фото 2). Правая п/х дорога уходит на Петрозаводск, а левая - на Суоярви (грунтовка). По этой дороге через 4 км подъезжаем к дачному пос. на берегу р.Сюскюяйоки, выше порога. От Питкяранты 22 км.

    Оставив велосипеды в лесу на берегу реки ниже садоводства, совершили пешую экскурсию на пороги. В 1 км ниже садоводства находится порог с выходами скал и высоким сливом (фото 3, фото 4), выше и ниже по течению - сплошные шиверы.

    Вернувшись к велосипедам, продолжили путь в направлении Суоярви, через 2 км поворот налево - лесная дорога, эту развилку местные жители называют "10-й километр". Дорога хорошего качества через 1 км пересекает реку Сюскюяйоки, проходит мимо отдельного дома и затем через залесенные холмы приводит к мосту через р.Кулисмайоки. Перед началом длинного очень приятного спуска к мосту, справа по ходу, братская могила и в лесу за ней - высокая скала.

    После моста через Кулисмайоки дорога поднимается на поле. Здесь свернули вправо к вдп Юканкоски. Дорога к водопаду пересекает поле, затем около 2 км лесом. Встречаются лужи, грязь. Перед вдп старое поле, развилка - надо свернуть направо. В этом месте уже хорошо слышен шум водопада.

    Водопад Юканкоски расположен на р.Кулисмайоки, имеет высоту около 12 метров (фото 5). Река делится на 2 протоки большим островом; основная протока правая, к которой и приводит дорога и тропа. Левая протока менее водная, но зато водопад падает там более отвесно (фото 6). Прямо над верхним бьефом водопада раньше был мост; старая финская дорога, сильно заросшая, прослеживается на острове и поныне.

    От водопада вернулись к полю, и продолжили путь в направлении пос.Леппясилта, где вышли на шоссе Сортавала-Питкяранта. На шоссе асфальтовое покрытие.

    По шоссе доехали до отворота к мосту через р.Хихнийоки, переехали реку и сразу после моста свернули вправо на слабую лесную дорогу. Эта дорога ведет к каскаду водопадов на р.Пукемонйоки. От моста через Хихнийоки около 1 км по лесной дороге, а затем по тропе по полю, попадаются заболоченные участки. В конце поля тропа кончается, надо пройти еще 200 м через лес на шум падающей воды. В этом месте Пукемонйоки прорывает скалистую гряду, образуя целый каскад и некоторое подобие каньона (фото 7, фото 8, фото 9). Перепад высот в каскаде - около 30 метров. Для того, чтобы заночевать возле воды, пришлось переправиться на противоположный берег с вещами. Велосипеды оставили недоходя реки. На левом (ор.) берегу удалось найти ровную площадку. Над лагерем возвышаются высокие скалы, с вершины которых можно увидеть Ладогу.

    всего за день пройдено 55 км (+ радиальные пешие выходы)

    28.05

    От места ночевки на Пукемонйоки вернулись на шоссе Сортавала-Питкяранта. Шоссе пересекает несколько высоких гряд, следуют затяжные подъемы и спуски (фото 10). По асфальту доехали до пос.Ляскеля, где полюбовались водосбросом на реке Янисъйоки (впрочем, вода была малая, фото 11) и посетили магазин.

    Дальнейший путь - по грунтовой дороге в направлении пос.Алатту, на север. Примерно на середине пути до Алатту возле дороги сохранился довоенный финский указатель (фото 12). В Алатту короткий участок асфальтового покрытия, затем после ж/д переезда - снова грунтовка. На участке от Алатту до Суйстамо рельеф метност сильно пересеченный. В пос.Суйстамо, на горе возле восстановленной церкви - развилка, свернули влево, на север, в направлении пос. Соанлахти. Через несколько км слева видна гладь озера Янисъярви, свернули по полевой дороге к нему, на берегу обед, напротив обозначенного на карте острова Ламассари. Озеро Янисъярви (фото 13) известно тем, что это - самый крупный в Европе метеоритный кратер (!).

    После обеда вернулись на основную дорогу, через 2 км свернули вправо на лесную дорогу на северо-восток. Дорога эта в районе пересечения р.Вельяканйоки приводит на вырубки и в значительной степени теряется. Участок около 1 км сильно завален остатками вывоза леса и зарос. Наконец, выезжаем на новую большую дорогу, по ней вправо. Дорога идет по сплошным вырубкам, только еще начинающим зарастать. По этой большой широкой дороге через 12 км вызжаем на дорогу Райконкоски-Толваярви. Это плотная грунтовка, машины ездят не часто. По мере продвижения на север дорога постепенно ухудшается. На участке после озера Куйкоярви (справа) дорога очень каменистая, через болота перекинута старая гать. На последнем километре перед бывшей деревней Толваярви путь улучшается, на развилке дорог указатель национального парка (фото 14). Развилку проезжаем прямо. Влево дорога уходит к госгранице, а вправо - через 1 км домик егеря на берегу озера. Проехав место бывшей деревни (полностью разрушена), подъехали к дамбе через озеро Толваярви. Далее дорога идет по моренным грядам (фото 19) и искусcтвенным каменным насыпям (фото 17, фото 18), пересекая многочисленные озера. Места весьма живописные (фото 15, фото 16). Проехав вторую по счету дамбу, сразу за ней остановились на ночлег на подготовленной стоянке нац.парка.

    всего за день пройдено 120 км

    29.05

    Осмотрев пресловутые красоты ландшафта Толваярви, двинулись на восток в направлении пос.Вегарус. После последней дамбы (через оз.Ала-Толваярви), на которой деревянный мост в аварийном состоянии, дорога резко ухудшается. Часто путь преграждают большие глубокие лужи (фото 20).Дорога улучшается после озера Хиетаярви (справа), а после Ягляярви (слева по ходу) выезжаем на крупную лесовозную дорогу, ведущую как раз в Вегарус.

    Вегарус - относительно крупный поселок лесорубов. Имеется 2 магазина. В центре поселка - мост через порожистую реку Айттойоки. За мостом поворачиваем влево (вправо - дорога в Суоярви), на лесовозную дорогу в северо-западном направлении. Вскоре миновали реку Вегарусйоки по новому мосту. Постепенно, после нескольких отворотов на вырубки, дорога хиреет. Надо отметить, что на этом участке местность не слишком сходится со своим изображением на карте, так что ориентироваться тяжело. В общих чертах дорога идет вдоль реки Куккаусйоки, но не подходит близко к ее берегу. Сама река Куккаусйоки, в тех местах, где мы ее видели - достаточно многоводная (в конце мая); это почти постоянная шивера, без плесов. Возможно, река интересна для сплава, если придумать способ на нее заброситься.

    Дорога после моста через Куккаусйоки становится заболоченной, в понижениях - местами заросшей. На возвышенных местах дорога сухая, песчаная. Перед озером Ваксаусъярви несколько особо глубоких луж-ручьев, с трудом преодолеваемых (фото 21).

    На берегу озера Ваксаусъярви развалины сезонного поселка лесорубов (справа п/х), чуть дальше на дороге самодельный указатель рыбаков на их стоянку - "бивак ПТО". Что это означает, мы так и не поняли, но зато с комфортом переночевали на обородуванной стоянке на берегу озера (кострище, навес, стол, песчаный пляж).

    всего за день пройдено 90 км

    30.05

    Севернее озера Ваксаусъярви дорога пересекает возвышенность (фото 22). Следует серия подъемов и спусков, справа от дороги - высокие скалы. Затем путь преграждают болота, особенно трудно переправиться через несколько ручьев (мосты отсутствуют) (фото 23, фото 24, фото 25). Наконец, стыковка с дорогой Якунваара-Салмиярви, поворачиваем направо, в направлении на заброшенную деревню Салмиярви, на юго-восток. Дорога постепенно улучшается, после лесоразработок тянется отличный грейдер, ехать легко.

    Салмиярви - сплошные развалины, здесь мы пообедали на берегу одноименного озера. Дальнейший путь - по широкой лесовозной дороге на Найстенъярви. По обочинам дороги сложены странные "нео-мегалитические" сооружения из огромных камней (фото 26).

    В Найстенъярви магазин работает до 20 часов. Наше дальнейшее движение - на юг по трассе на Суоярви (грейдер), после деревни Тайвола пересекли р.Тарасйоки (под мостом порог), свернули направо по плотной песчаной дороге и заночевали на южном берегу озера Ала-Тарасъярви.

    всего за день пройдено 105 км

    31.05

    От места ночевки выехали на запад, дорога постепенно ухудшается, после озера Мюрюсъярви следует заболоченный заросший участок, который пришлось идти пешком. Моста на протоке из озера Юлисенъярви нет, реку переходим вброд (фото 27, фото 28). После переправы начнается хорошая лесная дорога, которая вскоре приводит в пос.Турханваара.

    Продолжаем путь на Суоярви, огибая одноименное озеро с запада. На озере прекрасные песчаные пляжи, сосновые боры, высокие берега. На протоке между озерами Салонъярви и Суоярви - порог (фото 29).

    Через пару километров после моста начинается асфальт. Заехали в Суоярви за продуктами, затем продолжили движение на Лоймолу. Первые 10 км от Суоярви - хорошее асфальтовое покрытие, а затем начинается очень разбитые грейдер-"гребенка". Очень неприятный участок. Гредер иногда выравнивают с помощью огромного тяжелого колеса от карьерного самосвала, которое тянут по дороге за трактором (фото 30).

    После Лоймолы дорога менее разбитая, ехать лучше. На участке Лоймола-Райконкоски большие перепады высот, местность холмистая. Доехав до моста через озерную систему в верховьях р.Уксунйоки, сворачиваем вправо с дороги и в нескольких сотнях метров находим хорошую тихую стоянку на берегу.

    всего за день пройдено 109 км

    01.06

    Дальнейшее движение - Леппясюрья-Суйстамо, где мы завершаем огромное кольцо, начатое на второй день пути. Сразу за пос.Леппясюрья, перед ж/д переездом, пограничный пост, у нас проверили паспорта и пропустили. В Суйстамо у знакомой уже церкви замыкаем круг. Участок Суйстамо-Алатту был описан выше.

    В Алатту сворачиваем вправо на дорогу в Хямекоски, затяжной спуск приводит к мосту через реку Янсъйки, выше первой плотины и ГЭС Хямекоски. Совершили небольшую прогулку на плотину и порог.

    Плотина старая, финская, сложена из каменных блоков (фото 31, фото 32). По правому берегу в обход порогов тянется обводной акнал, в нашем случае он был сухой, поскольку ГЭС на реконструкции (фото 33). В основном русле реки скальный каньон с серией порогов (фото 34, фото 35). Здесь мы встретили знакомых каякеров, приехавших потренироваться (фото 36).

    Вернувшись на дорогу, поехали через Харлу в Рауталахти. Дорога идет по сильнопересеченной местности (пересекая отроги "гор Петсиваара"), но в основном все врея вниз - мы сбрасываем высоту к берегу Ладоги. Слева вдоль дороги тянется река Янисйоки с отдельными порогами (фото 37). В Харлу несколько магазинов, привлекает внимание старый финский железнодорожный мост в виде высокой каменной арки.

    Дальнейшее движение по дороге на юг приводит в пос.Рауталахти, где мы вливаемся в асфальтированное шоссе Питкяранта-Сортавала. Поворачиваем по шоссе направо, в Сортавалу. Через несколько км начинается самый красивый участок этой дороги: шоссе прилепилось к береговым скалам залива Хиденселькя. Залив представляет собой фьорд (фото 38, фото 39).

    В конце концов доезжаем до Сортавалы, через час дизель на Кузнечное (отправление 17:15). Вслед нам из городского сквера смотрит суровый рунопевец ... (фото 40)

    всего за день пройдено 91 км

    поход окончен.