Велопоход по льду Байкала

7-22 марта 2007

Маршрут: С-Байкальск - Байкальское - м.Котельниковский - м.Болсодей(западный берег) - м.Кабаний(восточный берег) - зимник(Байкальское-УстьБаргузин) - о-ва Лохматые(Чивыркуйский залив) - Змеиная бухта - Монахово - м.Нижнее Изголовье Св.Носа - м.Хобой(о.Ольхон) - ур.Сасы - Хужир - Семь Сосен - пр.Ольхонские Ворота - м.Саган-Зоба - м.Дыроватый - б.Песчаная - м.Нижние Хомуты - Голоустное - Б.Коты – Листвянка

Состав группы

  1. Андрей Копытин, руководитель экспедиции
  2. Дмитрий Макаров-Землянский.

Схема маршрута

северная часть южная часть

7 марта

на поезде Москва-Тында мы прибыли на начальную точку маршрута - город Северобайкальск.

Докупив продукты(следующий магазин предполагался только через 7 дней пути в Хужире), двинулись пока по дороге, до большого села Байкальского. По пути перевалили небольшой перевал через хребтик подходящий вплотную к Байкалу. Погода отличная, ясно, с перевала открываются отличные виды на озеро и окружающие горы.

В Байкальском без труда находим гостеприимный дом местного краеведа Фёдора Шубина, который нас уже поджидает(спасибо Стасу из Братска за совет). Здесь мы первый раз пробуем знаменитого байкальского омуля.

8 марта

посетив примечательное место рядом с селом - высокий мыс Лударский (на его вершине выхожу на связь, дальше её уже долго не будет), выходим на лёд. Снега здесь не очень много - 5-10 см, но ехать без дороги тяжело. Поручив Диме узнать у рыбаков про правильную дорогу, сделал ошибку - надо было дознание провести самому, в результате мы поехали не по "основной" а по второстепенной полузанесённой, потеряв на этом полдня. Дальше ориентировался сам, Дима мог что-то сказать только если нужная точка была занесена в ГПС Confused Но нет как говорится худа без добра - зато проехали рядом с известной скалой Красный Яр, здесь в распадке наблюдали "горную" - локальные потоки холодного воздуха, спускающегося с гор и создающие около берега мощные вихри, которые захватывают снег образуя характерные белые "столбы".

К вечеру были на Котельниковском, в бинокль посмотрели на пансионат, стоящий на горячих источниках, подъезжать не стали. Местный водитель рассказал что Чивыркуйский зимник начинается примерно посередине участка Байкальское-Котельниковский и обрадовал что дальше на юг мы не проедем(из-за снега). Объехав мыс, нашли зимовье (карта не соврала!), остановились на ночлег.

9 марта

Утром облака в горах рассеялись и открылась потрясающая панорама заснеженных пиков района горы Черского - немного напомнила мне Центральный Кавказ.

Ничего подобного мы больше на БАйкале не видели. За Котелком снега заметно прибавилось, всё чаще приходилось идти пешком. На одном участке длиной около 5 км ехали по заметённой колее с очень жёстким настом, почему снег "окаменел" именно в колее, осталось для меня загадкой.

Примерно через 10км пришлось полностью спешиться. К сожалению подтвердилась информация о труднопроходимости из-за обильных снегопадов в этом году участка Котлы-мыс Коса, и мы приняли решение перейти на запасной вариант - вернуться обратно к Котлам и продолжить движение на юг по Чивыркуйскому зимнику. Далее произошла просто мистика (теперь я верю про Бурхана - духа Байкала) - как только мы об этом порешили, вдали показалась точка, достаю бинокль - мчится уазик (надо заметить что в этих местах машины проходят в среднем раз в неделю, рыбаки ездят вдоль берега). Подъезжает-спрашивают типа это зимник на Чивыркуй? Мы так и припухли, объясняем что зимник отвернул к восточному берегу уже км как 30-40 назад... Осознав свою промашку и легко загрузив нас, вместо того чтобы попылить обратно, водила, воодушевлённый диминым гпсом, решает рвануть напрямки по целине к восточному берегу, а это почти 40км! (снег до 30см, наст, торосы..., всё пох). 1-е, неспортивное, пересечение Байкала на шальном УАЗе(я и раньше относился с симпатией к этим машинам-трудягам но теперь просто лублу их) оставило пожалуй самое сильное впечатление похода, ибо это было реально зимнее байкал-трофи. Так мы попали на Чивыркуйский зимник. Ночевали в палатке, отъехав метров 200 от дороги.

10 марта

Катим по зимнику. Машин немного, но раскатано почти везде до голого льда, ветерок попутный, поэтому разгоняемся спокойно до 25-30.

В Чивыркуйском заливе, безусловно, самое красивое место это острова Лохматые, северные части которых покрыты огромными сосульками и наплесками, посетили несколько карстово-прибойных пещер, заехав в них по льду до 20-30 метров - впечатляет. Искупались в горячих источниках в бухте Змеиной.



Доехали по льду до Монахово, здесь зимник выходит на дорогу по берегу. Собирались заночевать в лесу но местный рыбацкий кордон не позволил нам этого сделать, а точнее его хозяин - страстный рыбак Володя. Удивительно гостеприимный народ сибиряки.

От Монахово к югу появляется уверенный Мегафон.

11 марта

В 15 км от Монахово, проехав через небольшой перевал, вышли опять на лёд, теперь это уже Баргузинский залив, зимник уходит налево на Баргузин а наш путь лежит вдоль ю-в берега Святого Носа, на его Нижнее Изголовье(так называется южный мыс полуострова).

Снега 5 см, слабо накатанная колея, и на том спасибо. В 5км видим на берегу приземистое зимовье, с печкой, солью, котелком, погрызенными мышами макаронами - всё как положено(странно, а рыбаки нам грили что нацисты(работники национального парка) все сожгли?). Дальше рыбацкая колея начинает петлять по торосистому полю и уходит в сторону, движемся по целине в км от берега, в основном пешком. Справа, на Святом Носу весьма живописный хребет с распадками, в которых кое-где чётко видны лавинные желоба.


Не доходя 10км южного мыса у берега встали на ночёвку на льду. Не смотря на причитания Зямы, разгрёб на берегу снег и сделал площадку для костра. Мегафон ещё берёт если метров 20 забраться на обрыв.

12 марта

Этот день начался великолепной солнечной погодой, которая нас сопровождала далее до конца похода. Надо было решать как дальше идти - рядом с берегом, где нет торосов но довольно много снега, или прорывться через торосы в надежде выйти на чистый лёд. Для этого мы забрались повыше и с помощью бинокля наметили путь по 2-му варианту. В 3 км от берега уже вполне неплохо можно было ехать. Чем ближе мы продвигались к Южному Изголовью тем круче и скалистее становился берег и тем больше торосов. Достигнув мыса, попали просто в царство льда - зелёные, голубые, аквамариновые льдины тут и там взгромоздившись друг на друга создавали довольно мощные я бы сказал "кучи", самые большие из тех что мы встретили на Байкале.

Именно из байкальских, ибо на Ладоге у Коневца и на Финском заливе у Краснофлотского мыса я встречал больше.

Здесь же остановились на обед, соорудив из тонких плоских льдин экран от ветра для газовой горелки (обед у нас обычно состоял из супа быстрого приготовления с сухарями или хлебцами и чая с печеньем/конфетами).

Дальше наш путь лежал опять на западный берег Байкала, а точнее на северную оконечность Ольхона - мыс Хобой. Несмотря на то что до него было 50 км, этот 30-метровый утёс в морозной дымке был хорошо различим.

Началось наше второе Пересечение Байкала, экстрима в котором, по правде говоря, не было никакого, ибо ни зияющих становых трещин, ни тем более пропарин которыми нас пугали мы здесь не увидели(как и на всём маршруте), а 1,5-км глубина озера совсем не впечатляет под монотонным 1,5-метровым льдом. Вспомнилась родная Ладога, безусловно более интересная в плане разнообразия ледовой обстановки=>количества адреналина.

Хотя по времени можно было ехать и дальше, я уговорил Диму встать на ночёвку в эдаком символическом месте - точно середине промежутка Св.Нос-Ольхон, в 25км от обоих берегов. Избыток светового времени использовали с толком - учитывая усиливающийся "верховик" (холодный северный ветер), за небольшими торосегами соорудили стенку из снежных кирпичей, нарезав их ножом и топориком из фирна.

Шикарная звёздная ночь, погромыхивающий лёд и крепкий мороз дополнили картину этой романтической ночёвки. Ибо димин сувенирный термометр оказался фуфлом, крепкость мороза я определял по поведению своих гидравлических тормозов: ниже -25* ручки начинали ощутимо "тупить".

13 марта

Перед Хобоем, чтобы подойти к скалам, пришлось 500 метров пробиваться сквозь сплошные торосы. Больше ничем это место не запомнилось. Обогнув мыс, мы очутились в Малом Море, на льду сразу появился сплошной 5-7см слой свежего снега, поэтому мы стали придерживаться автомобильных следов(сюда на уазиках возят туристов из Хужира). Потыкавшись в неприятные поля заснеженного колобовника, взяли мористее и выехали на слабонакатанный зимник Онгурен-Хужир.

Скалистые мысы Ольхона, которые взахлёб нахваливали путеводители, после Севера не впечатлили, зато неплоха оказалась туристская стоянка с отличным видом около урочища Сасы, где мы и остановились на ночёвку, где ввиду нарастающего дубака и в ознаменование достижения Ольхона была почата бутылочка Русского бальзама. Эта ночь, пожалуй, была самой холодной за весь поход.

14 марта

В этот день мы первый раз не использовали газовую горелку (и первый раз платили за ночлег) ибо утром готовили на костре а к обеду были уже в Хужире -"столице" Ольхона,где остановились в знаменитой "усадьбе Никиты Бончарова" - своего рода местной достопримечательности, частной турбазе созданной в виде усадьбы с уютными, оригинальной архитектуры деревянными домиками-номерами, обставленными нарочито грубо но со вкусом сделанной деревянной мебелью(даже люстра из дерева). В общем мне понравилось.



15 марта

Полуднёвка. Закупаем продукты, общаемся с туристами живущими на турбазе, после обеда стартуем, пробуем катить дальше по Малому Морю, зимника нет, только бестолковые рыбацкие колеи идущие в основном поперёк нужного направления. Пытаясь найти "хороший" лёд идём зигзагами, но обстановка везде примерно одна и та же, поэтому сворачиваем к берегу и в районе бурятской деревни Ялга выходим на грейдер Хужир-МРС. Места пустынные, бесснежные, очень похожие на степной Крым, к вечеру задул холодный встречный ветер, поэтому решаем до МРС сегодня не ломиться и останавливаемся на ночёвку перед подъёмом на перевал, в домике бурятов-скотоводов с романтическим названием Семь Сосен, знакомимся с местным бытом и культурой так сказать.

Ольхон меня разочаровал, в противоположность ожиданиям, он оказался наименее интересным местом в нашей экспедиции.

16 марта

По грейдеру, не доезжая МРС, сворачиваем направо по указателю "ледовая переправа"(она связывает Ольхон с Большой землёй и проложена в этом году в 5 км западнее паромной переправы), выехав на лёд, сворачиваем прямо на Сахюрту чтобы отметиться у спасателей ну и как обычно Дима пытает местные магазины насчёт мегафоновских карточек.

Из Сахюрты, проехав ещё 5 км по проливу, попадаем опять на байкальские просторы, опять на поворотном мысу встречают нас мощные гряды искрящихся под мартовским солнцем голубых торосов.

Снег практически пропал, задул попутный ветер(далее до конца похода он был всегда попутным), в общем условия для езды стали просто идеальными. Берега - суровые безлесные склоны, в распадках периодически видны добротные зимовья или вагончики с печкой. Весьма живописен контраст голубоватого ровного зеркального льда и буро-коричневых мрачных скал.

На их фоне контрастно выделяется мыс Орсо белого цвета сложенный известняком. Над крутыми склонами располагается Тажеранская горная степь (Малая Монголия) - место проведения бурятских национальных игрищ. Этот участок побережья до мыса Бора-Елга с уютными бухтами и скалистыми мысами мне здорово напомнил побережье Японского моря на Дальнем Востоке. В районе бухты Ая встретили деда-путешественника из Шушенского, уже третью неделю шлёпает из Култука на лыжах-пешком на север. На ночёвку остановились в бухте Бирхин, на оборудованной турстоянке в лиственничной роще.



Этот день был пожалуй самый-самый во всём походе...

17 марта

Проехав 5 км от места ночёвки мы очутились в чрезвычайно живописном месте - священный мыс Саган-Зоба реально впечатляет, огромный утёс - скальная стена из мрамора желтовато-белого цвета с гротами скованными прозрачным льдом, рядом небольшая бухта с галечным пляжем. Где-то на нём есть наскальные рисунки.



Дальше до Бугульдейки простирается довольно ровная береговая линия, склоны гор кое-где прорезают пади, как-то довольно резко заканчивается лиственница, появляются сосновые боры и берёзовые рощи. За мысом Бора-Елга у берега, полосой до 2-3км шириной появился снег, взяли мористее. В районе Бугульдейки наблюдали четвёрку англичан про которых потом вещали НОВОСТИ НТВ: http://news.ntv.ru/106728/

За Бугульдейкой Приморский хребет вплотную подходит к Байкалу и характер берегов меняется, начинается Прибайкальский национальный парк, на первом же кордоне этого парка, около скалы Дыроватой, мы остановились на ночёвку.

18 марта

После Дыроватой(в мысу действительно сквозная дырка, а точнее арка) начинается довольно накатанные автомото следы (жители кордона периодически катаются в Голоустное), иногда теряющиеся в прибрежных торосах. До бухты Песчаной живописное изрезанное побережье со множеством уютных бухт и песчаных пляжей. В некоторых бухтах виднеются дома - это кордоны нац.парка.

Перед Песчаной небольшой высокий мыс сложенный из огромных скал-камней, напомнивший мне долину Привидений на Демерджи в Крыму. С вершины мыса открылся замечательный вид на окрестные скалистые вершины и склоны Приморского хребта.

Погодные условия в последние дни установились благоприятные - попутный ветерок, ослепительное весеннее солнце, т-ра днём -5-10, ночью -10-15.

Нагрузка на глаза серьёзная, без солецезащитных очков ехать невозможно, особенно во второй половине дня когда солнце жарит точно навстречу и сверху и снизу, отражаясь ото льда.

В районе мысов Верхние и Средние Хомуты бухт нет, ехать можно вдоль самого берега, на склонах тут и там торчат эффектные скалы-останцы, на Средних Хомутах на одной из береговых вершин, над ущельем, рассматриваю в бинокль огромную пещеру-грот, в таких местах хорошо делать полуднёвки. Здесь же симпатичный домик кордона, живущая в нём егерша уже про нас знает...

На ночёвку становимся в распадке с хорошими дровами перед мысом Нижние Хомуты, времени до темноты ещё много - совершаю небольшое восхождение на ближайший хребтик со скалистым гребнем, откуда в бинокль рассматриваю скованный льдом Байкал и виднеющиеся на юге стену Хамар-Дабана.

19 марта

После Хомутов мы ехали не торопясь - благодаря хорошим погодным и дорожным образовался значительный запас по времени.

Пробираясь по береговой грунтовке сквозь мычащее рогатое стадо, мы въехали в крупном село Голоустное (необычно: коров здесь пасут круглый год, причём иногда с пастбища на пастбище перегоняют по льду Байкала). Отметившись у МЧС, точнее передав им записочку через соседку (спасателей, как обычно, на месте не было), посетили местную пекарню, о которой Дима мечтал второй день.

В Голоустном хорошая связь МТС, пообщались с ребятами которые следили за нашей экспедицией из Москвы, Братска, Иркутска ну и Питера конечно!

У мыса Кадильного встретили внушительную колонну на снегоходах в сопровождении нескольких джипов, а в нескольких км сзади пыхтели пара антарктических вездеходов!

Решили остановиться в Больших Котах, посетить музей морской биостанции Иркутского университета, но оказалось что он открыт только летом, поэтому пришлось ограничиться рассказами местных жителей.

20 марта

Последний день ледовой части маршрута. Большие Коты провожают нас туманом, слоями поднимающимся над крутыми берегами залива.

По ледяной дороге ехать надоело, сворачиваем в сторону открытого озера чтобы последний раз насладиться ледовой "целиной". Немного грустно - вот и заканчивается зимний велосезон 2006/2007.

Вот и Листвянка - здесь мы окончательно выходим на берег и покидаем Байкал. Посёлок встречает нас сувенирным базаром, идёт бойкая торговля поделками из сибирских минералов - чароита, лазурита, нефрита; особенно популярны фигурки Бархана - духа Байкала в виде старичка-истукана. Весь посёлок живёт исключительно за счёт туризма, на каждом шагу кафэшки, гостиницы в одной из них мы и тормознулись. После обеда посетили Байкальский музей, ИМЦ СО РАН http://www.museum.ru/M1924 , пообщались с научными работниками музея, исключительно доброжелательные люди, предоставили в наше распоряжение комп с инетом; музей небольшой но очень интересный, есть и "живой уголок" с байкальскими рыбами и даже с тюленем.

Позвонил в КСО - сообщил об окончании похода.

21 марта

Вообще-то мы планировали из Листвянки до Иркутска добираться на автобусе, но по причине опережения графика похода поехали своим ходом и не пожалели. Несмотря на советы бывалых (типа неинтересная трасса с трафиком) дорога очень понравилась - сначала исток Ангары, потом живописные подъёмы-спуски, слева сквозь сосновые боры видна Ангара и её крутой левый берег...



А настоящее открытием для меня оказался огромный этно-архитектурный музей Тальцы под открытым небом на берегу Ангары, рассказывать о нём здесь не буду, кто будет в тех местах или Иркутске рекомендую обязательно посетить! http://www.museum.ru/M1851

На ночёвку остановились на опушке соснового бора не доезжая примерно 10 км до Иркутска.

22 марта

Прибытие в столицу Сибири, осмотр города, посещение областного художественного музея, отправка снаряжения багажом по ж/д, ночуем в уютном хостеле (спасибо Павлу Арсентьеву(Polkan) за бронь хостела и ценные советы). На следующий день утром самолёт на Москву. Всё.

текст и фото: Андрей Копытин ©