LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



портрет лыж
Автор: Вячеслав Завьялов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Отчет о велосипедном походе I к.с. (с элементами IV) по северной части Полярного Урала

Отчет о велосипедном походе I к.с. (с элементами IV)
по северной части Полярного Урала,
совершенном в июле-августе 2003 г
командой "Бивак-Экстрим"

маршрут:

ст.110-й км - р.Пайпудына - руч.Золотой - пер. - р.Лонготъеган - пер. - р.Немуръеган - р.Сядотаяха - пер. - р.Гэна-Хадата - р.Хадата - база Хадата (рад.) - руч.Ворга-Шор - пер. - р.Нгодяяха - оз.Бол.Щучье - р.Щучья - пер. - р.Гердизшор - р.Щучья - фактория Лаборовая - "Бованенковская дорога" - ст.Обская - ст.Лабытнанги

протяженность - 382 км

продолжительность - 7 дней

состав группы

  • Гуревич И.
  • Бекетов К.
  • Милькин П.
  • Кутищев А.
  • Каменцев М.

Снаряжение

Велосипеды - горные, разные модели Marin и один - Wheeler 1900. Часть велосипедов предоставлена велоцентром "Бивак", вся техника прошла предпоходную подготовку в велоцентре. Для перевозки груза использовались титановые велобагажники.

Велорюкзаки - производства фирмы "Пик 99", модель Trek 85, с лямкам для переноски на плечах.

Палатки - производства фирмы Normal, модели "Буран" и "Отшельник".

Для приготовления пищи использовались газовые горелки (2 шт). Ориентирование на маршруте - с применением GPS EtrexVenture.

Подробнее о перечисленном снаряжении можно прочесть на сайте www.activeinfo.spb.ru

Особенности маршрута

Маршрут проходил по северной части Полярного Урала, севернее ж/д ветки Сейда-Лабытнанги. Обычно здесь проводят пешие, водные и лыжные походы. Для велопутешествия район несколько необычный. Однако, наличие старых вездеходных дорог в горной части и применение надежных горных велосипедов делают такой поход возможным.

Наш маршрут состоял из двух частей: горной и "условно равнинной". Горная часть включала в себя участок от станции "110-й км" до среднего течения р.Щучьей, участок от фактории Лаборовая до финиша в городе Лабытнанги можно назвать равнинным, основная часть пути здесь проходила по хорошей грунтовой дороге, проложенной на стыке восточных предгорий Урала и тундры полуострова Ямал. Дорога эта тянется в основном в безлесной увалистой полосе.

Характерная особенность Полярного Урала - глубокое расчленение хребта поперечными долинами. Поэтому все перевалы на нашем маршруте невысокие, набор и сброс высоты относительно небольшой. Именно через такие сквозные долины проложены дороги в этом районе. Нам сопутствовала сухая солнечная погода, поэтому проходимость дорог в горной части оказалась сверх ожиданий хорошей: грязь практически отсутствовала, высохли болота. Только участок от верхнего течения Щучьей до фактории Лаборовой оказался непроезжим, здесь пришлось в течение 2 дней передвигаться преимущественно пешком.

Основным препятствием на маршруте явились броды. Благодаря сухой погоде броды были неглубокие, за исключением брода через реку Щучью перед факторий Лаборовой, где с трудом удалось найти место для переправы по грудь. Все остальные водные преграды сложности не представляли.

Техническое описание

понятия "левый" и "правый" используются в орографическом смысле, если отдельно не указано обратное

27 июля 2003

Маршрут начинается на станции "110-й км", на старых картах она обозначена как "106-й км" или как пос.Полярный. Прибыли на ст."110-й км" около 17 часов по московскому времени (поезд опаздал, и достаточно сильно, более чем на час), выехали от станции около 18 часов. От поселка в долину Бол.Пайпудыны ведет хорошая грунтовая дорога. Вскоре за поселком дорога приводит к броду через Пайпудыну, мост разрушен. Брод чуть выше колена (у нас было очень сухое лето), ширина реки примерно 50 метров, течение стремительное (фото 1).

После брода дорога по прежнему хорошая, но периодически встречаются размытые ручьями участки, которые приходится переходить пешком. Долина Большой Пайпудыны широкая, дно плоское. Встречаются отдельные лиственницы. В районе впадения руч.Дьявольский справа от дороги остатки буровой. Затем дорога ухушается, начинаются большие пересохшие лужи. Дорога приводит к броду через Большую Пайпудыну - брод глубже колена, течение слабое, ширина около 50 метров. На левом берегу хорошее место для стоянки, разбиваем лагерь. ечером переменная облачность, красивый закат, горы в рваных облаках (фото 2).

За день пройдено 30,5 км (за 3 часа общего движения, от ст."110-й км")

28 июля 2003

Утром пасмурно, туман. Продолжаем движение по грунтовой дороге, ведущей от ст."110-й км" к заброшенному руднику Харбей. От брода через Б.Пайпудыну до сохранившегося (!) деревянного моста через руч.Золотой дорога сухая, каменистая. Перед мостом сворачиваем налево на вездеходный след. Плохая дорога, заросшая кустами, через 1 км уходит в русло ручья Золотого, переходим его и движемся несколько сот метров практически по воде, по руслу, пешком. Наконец выходим на более набитую дорогу, - этот отворот мы напрасно проигнорировали в районе нашей стоянки (на броде через Пайпудыну). Надо было там сразу свернуть, не совершая круг по долине ручья Золотого.

После этого брода дорога пересекает заболоченный участок, где часть пути пришлось идти пешком. Слева по ходу остаются верховья Пайпудыны, через которые можно перейти в долину Бол.Усы. Обозначенную на карте дорогу, идущую через этот водораздел и далее с Усы на Хадату, обнаружить не удалось (лишь слабые вездеходные следы в русле Пайпудыны), поэтому решили воспользоваться вторым вариантом дороги на Хадату - через Лонготъеган.

В начале затяжного подъема на перевал в долину Лонготъегана дорога становится сухой. Подъем приводит на обширное перевальное плато (фото 3), в начале спуска в долину Лонготъегана слева от дороги повстречалось стойбище оленеводов-коми (фото 4). Путь вниз с перевала состоит из двух затяжных спусков, правым бортом долины. Долина широкая, с плоским дном (фото 5). Дорога переходит на левый берег (есть продолжение дороги и на правом берегу, но она сильно заболочена). На левом берегу дорога раздваивается: левый отворот ведет круто вверх к остаткам буровой на плече горы, а основная дорога также круто взбирается на водораздельный с долиной Немуръегана гребень в нескольких км ниже по течению.

Подъем на перевал Лонготъеган-Немуръеган крутой, на велосипеде не заехать, приходится идти пешком. Перепад более 200 метров. Спуск к Немуръегану длинный, почти весь проезжается на велосипеде за исключением одного каменистого участка. Справа от дороги - забитый снегом каньон.

Дорога приводит к руслу Немуръегана чуть выше впадения р.Сядотаяха, справа остатки геологической базы. Брод через реку по колено, ширина 30 метров (фото 6). Ночлег на левом берегу Немуръегана.

За день пройдено 42 км.

29 июля 2003

Солнечно, жарко. Движение по дороге правым берегом р.Сядотаяха в направлении перевала в р.Гэна-Хадата (фото 7). Подъем пологий, почти незаметный. Перевал представляет собой сквозную долину, на седле - озеро (фото 8). В долине правого притока Гена-Хадаты за перевалом встречаются лиственничные перелески, в основном лес растет по бортам долины. Спуск в долину Гена-Хадаты плавный, перед бродом через основную реку - брод через правый приток. Оба брода несложны.

Вниз по Гена-Хадате дорога идет левым берегом, потом переходит на правый и через 1 км опять возвращается на левый. На дороге есть заболоченные участки в зоне кустов. Брод через Хадату шириной более 50 метров, по колено или чуть выше. От брода вверх по долине открывается вид на альпийский рельеф в истоках Хадаты (фото 9).

Вверх по Хадате дорога очень хорошего качества, левым бортом долины. После пересечения руч.Ворга-Шор развилка: направо по ходу - на перевал в Нгодяяху, вперед - к базе Хадата. Здесь оставили рюкзаки и налегке совершили радиальный выход к базе и озеру Хадата-Юган-Лор.

Дорога к базе в нескольких местах завалена камнями (конусы выноса ручьев), перед базой заболоченный участок. Сама база представляет собой 5 домов, внешне хорошо сохранившихся (фото 10), но внутри нет ни одного жилого помещения, все разгромлено. В настоящее время база не эксплуатируется. Озеро Хадата-Юган-Лор окружено ывсокими вершинами альпийского облика (фото 11).

Вернувшись к оставленным вещам, продолжили движение по маршруту, начали подъем на перевал в долину р.Нгодяяха. Подъем пологий, дорога переходит с берега на берег. Перевал - широкое плато, с озерами. В районе перевальных озер - заболоченный участок, который преодолевается пешком. В долине Нгодяяхи дорога улучшается, спуск пологий и очень затяжной (фото 12). В среднем течении Нгодяяхи дорога начинает взбираться на левый борт, набирая высоту обратно до уровня перевала. В этом месте дорога плохая, приходится идти пешком. После того, как дорога переваливает отрог, опять начинается проезжий участок - спуск к району слияния Нгодяяхи, Малой и Большой Щуьих. На развилке "Щучьи озера-Лаборовая" остатки геологической базы (постройки не сохранились), возле базы встаем на ночлег на берегу Нгодяяхи, перед будущим бродом через нее на пути в Лаборовую.

За день пройдено 54 км + 10 км радиальный выход к базе Хадата.

30 июля 2003

Солнечная жаркая погода. Радиальный выход к озеру Большое Щучье. От места ночлега возле брода через р.Нгодяяха движение по сухой вездеходной дороге к озеру, вверх по долине р.Бол.Щучья. На пути брод через Мал.Щучью - очень длинный (река разбивается на большое количество рукавов), глубиной в среднем по колено. Вода ощутимо холодная.

Через 6 км от лагеря дорога приводит на берег озера (фото 13). В этом месте на берегу полуразрушенный балок. Дорога тут же переходит реку Бол.Щучью в истоке из озера (брод 50 метров выше колена, вода очень холодная, течение слабое), далее дорога тянется северо-восточным берегом озера и дальше уходит на север на выход из гор.

От брода, оставив велосипеды, совершили радиальный выход на вершину к востоку от истока Щучьей. Подъем вначале в зоне кустов, потом по каменистой тундре, крутизна склона до 25 гр., перепад высот до выхода на пологое вершинное плато - 350 метров. С бровки вершинного плато открывается прекрасный вид на озеро Щучье, похожее на фьорд (фото 14).

По плато достигли вершины, на западе хорошо видны горы осевой линии Уральского хребта, с многочисленными снежниками и небольшими ледниками (фото 15), а на востоке пологие увалы уходят в направлении полуострова Ямал и материковой тундры (фото 16). Долиной небольшого ручья спустились обратно к озеру примерно в 500 метрах от истока реки, по дороге вернулись к велосипедам. Вдоль берега озера много кустов (топливо), есть хорошие стоянки. Рядом с холодным Щучьим - небольшое теплое озеро.

Вернувшись в лагерь и собрав вещи, после обеда начали движение по вездеходной дороге в Лаборовую, до которой более 60 км. Первые километры дорога достаточно хорошая, но потом начинаются протяженные заболоченные участки, приходится идти пешком (фото 17). В долине Щучьей на левом борту растет лиственничный лес, на дне долины - кусты. Ниже по течению лиственница появляется и на правом борту долины. Дорога поворачивает вправо, срезая через восточные предгорные холмы большую излучину реки. Подъем к перевалу через цепочку холмов пологий, но дорога здесь совсем плохая, это несколько параллельных вездеходных следов в сильно заболоченной тундре. Очень много комаров и мошки, что слегка компенсиуется наличием морошки. Не дойдя до перевала в долину ручья Гердизшор около 3 км, встали на ночлег на сухом бугре возле маленького ручья.

За день пройдено 24 км + 12 км радиальный выход.

31 июля 2003

Легкая облачность. Продолжаем движение пешком. Преодолев перевал, представляющий собой каменистое плато (фото 18), спустились в долину руч.Гердизшор (фото 19). Ниже пересечения с дорогой ручей уходит в каньон (фото 20). Дорога обходит каньон поверху правым берегом. С этой точки впервые увидели предгорную равнину на востоке, куда лежит наш дальнейший путь.

Движение по прежнему пешком, очень незначительные отрезки удается проехать. Дорога заболочена. При выходе на равнину около дороги много озер, редкий лиственничный лес. Миновали несколько стойбищ оленеводов. С последних холмов уже можно различить постройки фактории лаборовая, до которой напрямик около 20 км.

К вечеру дошли до характерной точки, где дорога вплотную подходит к берегу учьей (которая теперь протекает справа от нас, описав огромную излучину). Река здесь спокойная и глубокая, вдоль нее растет высокий лиственничный лес (фото 21). Слева от дороги в этом месте крупное озеро, так что дорога проходит по перешейку.

Ночлег на берегу Щучьей.

За день пройден 31 км, практически все - пешком.

01 августа 2003

Солнечно. Продолжаем движение по дороге к фактории Лаборовая. Дорога становится гораздо суше, местами можно ехать на велосипеде. До брода через Щучью около 7 км. Брод нетривиальный: в первом же месте, где вездеходный след уходил под воду глубина оказалась выше человеческого роста. Пришлось идти вниз по течению около 2 км, прежде чем удалось найти место, где река широко разливалась. Здесь перешли реку, максимаьная глубина - по грудь (фото 22). Этот брод находится несколько ниже по течению, чем постройки Лаборовой (их хорошо видно с реки). Последний километр до поселка - напрямик по болоту.

В поселке около 20 домов, есть магазин. Из Лаборовой начинается хорошая грунтовая дорога на "бованенковскую" трассу. Снова едем на велосипедах, а не они на нас (фото 23). От Лаборовой до трассы 14,5 км, дорога отличная. Вокруг - небольшие холмы и множество озер, голая тундра. В хорошую погоду местность напоминает степи Казахского мелкосопочника.

Железнодорожная ветка в Бованенково - это однопутка (фото 24), которую вот уже 20 лет тянут на газовые месторождения Ямала. К настоящему моменту построено только 260 км дороги. Вдоль трассы проложена автомобильная грунтовая дорога, наш дальнейший путь - по ней, до ст.Лабытнанги. Местами жлезная и автомобильная дороги совмещены (фото 25).

Доехав до моста через все ту же Щучью, встаем на ночлег в лиственничном лесу.

За день пройдено 48,5 км

02 августа 2003

Солнечно. Финальная часть маршрута - выход в Лабытнанги по "бованенковской" дороге. Грунтовая дорога в целом хорошего качества, хотя много каменистых участков. Можно ехать весьма быстро. Машин на дороге очень мало. Дорога преодолевает затяжной, на многие километры, перевал через восточные отроги Урала. высшая точка на этих увалах - всего лишь немногим больше 300 метров над уровнем моря, но даже эта высота позволяет всю втрую часть пути катится под горку. После того, как дорога спускается в Приобскую низину, появляется лиственничный лес.

Дорога приводит на ст.Обская, где находится "бованенковская" трасса стыкуется с дорогой Лабытнанги-Сейда. Здесь начинается асфальт, до Лабытнанги 8 км. Возле дороги стоит указатель с расстояниями до Москвы и пунктов на Ямале (фото 26).

В Лабытнангах приезжаем на вокзал (найти его непросто), поезда идут рано утром. Ночь можно переночевать, договорившись с проводниками стоящих здесь поездов. Именно так мы и поступили.

Поход окончен.




Комментарии: Ваш комментарий:
2005-11-03 18:03:53 | Алексей | E-Mail
Уважаемый Илья, а можно как то увеличить протяженность похода? Сделать какую-нибудь петлю? Да и как с картографическим материалом? Че-то в уме ни как не раскладывается (просто там ни разу не был, плавал только по Соби.
Спасибо.

2006-08-17 11:13:46 | Ваше имя | E-Mail
zdrasvuytye!

Wonderful pictures! Are you trained sportsmen or just adventurous tourists? I would like to do this tour one of these years. can I contact you for more information when I need it and do you have a map with your exact route?

I am 37 years and I live in Belgium with my wife and 2 small children.

Spassiba

Wieland

2008-09-22 12:38:21 | Михаил | E-Mail
Молодцы! Поехать на полярный на велосипеде мне приходило в голову год назад, но вовремя одумался (может зря?). Приятно увидеть, что в голову незнакомым людям приходят такие-же бредовые идеи, да при этом ещё и успешно реализовываются.

2007-05-27 18:46:05 | Артем | E-Mail
Изумительно интересная задумка, отлично, молодцы, даже завидно. Сам я и на велосипеде колесил по Ср. Азии, и пешком ходил по Полярному и Приполярному Уралу, но вот совместить велосипед и Пол. Урал -- в голову не приходило.
Да и выход на Лаборовую, и бованенковская жд -- экзотика та еще...
Спасибо за картинки о очень толковое описание.



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;