LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Река Поньгома

Река Поньгома

(оз. Лулло - оз. Поньгома - Белое море - ж/д ст. Кузема)

Некоторые пояснения

Приведено описание маршрута для группы из 6 человек (3 байдарки) с небольшим опытом. При описании порогов сохранена нумерация порогов отчета №1994 ЦМТБ, и очень хорошего описания группы из МГУ под руководством А.М. Афиногенова. Ввиду того, что со времени написания вышеуказанных описаний прошло уже много лет, они существенно устарели. Поэтому возникла необходимость создать новое техническое описание маршрута с учетом произошедших за последние годы изменений (в основном антропогенного характера). Все цены, расписания и прочие данные даны по состоянию на лето 2002 года.

Краткое описание маршрута

Протяженность маршрута - 115 км.

Время - около двух недель (с дорогой и днёвками).

Категория сложности - II.

Дорога туда: поездом до ст. Кемь. (Есть несколько поездов из Москвы, поезда из Санкт-Петербурга, Вологды, Минска и другие). Далее - заброска на автомобиле. Звонить заранее в г. Кемь Воробьеву Вячеславу по тел. 2-09-36 (автоматическая связь отсутствует, надо заказывать междугородний разговор по тел. 8-13, 8-15, 8-16 (если вы из Москвы)). Стоимость заброски - 2000 руб. на шестерых. Вас встретят прямо у вагона и сразу погрузят в крытый грузовичок.

Дорога обратно (от ст. Кузема): на станции останавливается всего несколько поездов, причем многие - не ежедневно:

№11 	Мурманск - Санкт-Петербург 		20-32 		ежедневно;
№173 	Мурманск - Вологда			06-00		ежедневно;
№181	Мурманск - Москва			07-17		по нечетным;
№345	Мурманск - Адлер			21-43		по нечетным.

На самом деле стоянки поездов могут появляться или отменяться в зависимости от причуд ж/д чиновников, поэтому самый надежный способ уехать - это добраться до Кеми либо № 931 Мурманск - С.-Пб. ("веселый") 11-35 по четным, либо пригородным поездом в 17-53. Следует заметить, что оба этих состава останавливаются перед мостом через Поньгому на левом берегу около семафора (никакой платформы нет).

Аварийные варианты схода с маршрута:
1. Автомобильное шоссе М-18 Москва - Мурманск - после оз. Волина Ламбина
2. Автомобильная дорога, пересекающая Роман-порог. По ней до Куземы около 20 км.
3. Железная дорога Москва - Мурманск.
4. Можно не плыть по морю, а дойти от дер. Поньгома до Куземы по дороге, пересекающей реку перед порогом "Морской".

Существует еще несколько вариантов сплава по реке Поньгома:
I. При плохой погоде можно не плавать по морю, а сойти у моста в дер. Поньгома (до или после порога "Морской"). До Куземы - 9 км по дороге.
II. Оз. Топозеро - оз. Левицкое - оз. Поньгома-… В этом случае Вам надо ехать на поезде до ст. Лоухи, далее машиной до поселка Кестеньга. Протяженность маршрута увеличивается до 237 км. Заброска в Лоухах - (8)-814-39-22182, Юрий Михайлович.
III. От пос. Шомба вверх по реке Шомба до оз. Лулло. Длина маршрута возрастает на 12-13 км (около одного ходового дня). IV. Если у группы оформлено разрешение на въезд в погранзону, то маршрут можно начать от оз. Шомбозеро, что увеличивает его протяженность на 25-40 км.
V. Можно заброситься сразу на оз. Поньгома, что сократит поход на 1 день.
VI. И, наконец, совсем уж короткий вариант: можно совершить 3-4-хдневный поход от автомобильной трассы Москва - Мурманск.

О реке

Техническое время приведено при не очень быстром темпе сплава с учетом осмотров при очень высоком уровне воды (первая половина июня). Следует отметить, что Поньгома - река с очень малым водосбросом. Поэтому даже при высокой воде на выходе каждого порога очень мелко, часты проводки. По этой же причине пороги кат. сл. Iа-Iб доставляют хлопот не меньше, чем даже "тройки". При низком уровне воды река представляет собой длинную череду мелких и очень мелких перекатов и порогов, что в конце концов может плохо сказаться на техническом состоянии Вашего плавсредства.

К достоинствам маршрута можно причислить:
Туристов на Поньгоме немного; местное население - очень редко и попадается только после трассы Москва - Мурманск (рыбаки).
Ягоды - черника, морошка, брусника.
Грибов много, особенно в дождливые годы.
Рыбалка - неплохая на озерах в начале маршрута, но потом очень плохая.
Стоянки - частые и хорошо оборудованные.
Маршрут очень разнообразен: небольшие красивые озера, удобные волоки, река с большим количеством порогов и короткий переход по морю.

Лоция

Оз. Лулло - оз. Вотина - оз. Цеппи - волок №1 - оз. Кивиярви - волок №2 - оз. Поньгома - р. Поньгома - оз. Номоозеро - р. Поньгома - оз. Кокорино - р. Поньгома - оз. Вокшозеро - оз. Волина Ламбина - р. Поньгома - оз. Бол. Рогозеро - оз. Мал. Рогозеро - р. Поньгома - Белое море - дер. Кузема.

Оз. Лулло - оз. Поньгома (16 км, 7,5 часа)

Вас повезут по трассе Кемь - Калевала чуть больше часа, затем около поселка Шомба вы свернете на лесовозную дорогу, по которой еще около 45 минут (всего - 90 км, 2 часа). Высадят Вас на ЮВ берегу оз. Лулло около "Базы отдыха", где стоят несколько сараев и легковых машин плюс несколько рыбаков (на карте - летний домик).

По оз. Лулло 40 мин на СЗ до поворота за мыс (3 км), затем на ССВ еще 20 мин (1 км). Протока из оз. Вотина находится с трудом из-за большого количества камышей. Заметить ее можно только за 100 м.

По протоке - около часа (подъем 1,5 км). Ширина протоки 3-4 м, глубина от 10 до 80 см. проводка начинается через 150-200 м. Через 150 м проводки - остатки 1-й плотины. Сразу - 2-я плотина. Через 100 м после нее уже можно идти на веслах, включая прохождение 3-й плотины. Иначе - проводка, местами по пояс в воде. В самом конце протоки, уже перед самым оз. Вотина через реку переброшен недавно построенный автомобильный мост на высоте всего нескольких десятков см от воды. Проплывать под ним надо слева от центральной опоры, как можно ближе к ней. Но при этом все равно придется ложится с головой на дно байдарки и, с силой отталкиваясь от бревен, прижимать ее к воде. В этой протоке очень много непуганой рыбы, особенно щук. Если есть время - имеет смысл устроить здесь рыбалку.

По оз. Вотина 5 км на С (около часа). На правом по ходу берегу на первом мысе - хорошо оборудованная стоянка. Протока из оз. Цеппи еще больше заросла камышом, чем предыдущая, и даже находясь в 1 (одном) метре от нее мы ее еще не видели.

По протоке - 10 мин (0,5 км) на веслах против течения. Глубоко. Ширина 5 м. В середине протоки - остатки старого автомобильного моста.

По оз. Цеппи - около получаса (2,5 км). За последним слева по ходу мысом озера, за 700 м до протоки из оз. Кивиярви на левом берегу стоит летний домик. Волок в оз. Кивиярви - в 500 м на ССЗ от домика. Волок с воды плохо виден, лучше выйти и пройти по берегу.

Волок №1. По утоптанной тропе 150 метров вверх и 250 вниз через гору. В конце тропа сыровата.1,5 часа.

150-200 м восточнее есть старый волок. Тропа намного сырее, особенно в конце.

Другой вариант волока - доплыть до угла оз. Цеппи к протоке. По протоке подняться на веслах 100-150 м (глубоко) до старой песчаной дороги. Волок на правом по ходу берегу. Надо отойти по дороге 50 метров и повернуть налево на тропинку, идущую вдоль дороги. По времени этот вариант не отличается от вышеуказанного, он без подъема и спуска, но намного сырее.

По оз. Кивиярви - около 1, 5 км (15 мин) на С. На ЮВ озера виднеются хорошие пляжи, но мест для стоянки на них нет. Есть два хороших места на восточном берегу озера: на 250 и 600 м севернее самого большого пляжа на ЮВ озера. Волок начинается примерно в 400 м севернее мыса на левом берегу восточной части озера. Около него часто лежат рыбацкие лодки.

Волок №2.

Сначала очень сырая тропа плавно поднимается в северном направлении, пересекает очень хорошую грунтовую дорогу. Далее тропа переходит в автомобильную дорогу, спускающуюся вниз, и выводит к рыбацкому домику на южном берегу озера Поньгома. Всего около 800 м, 1,5-2 часа.

Если есть время, то можно посетить живописное оз. Вуаръярви. На нем хорошая рыбалка. Для этого надо сделать волок, начало которого находится на северном берегу западной части оз. Кивиярви. Вверх в гору около 200 м до лесовозной дороги. Далее - 200 м вниз к озеру. Всего - 0,5 км, 1,5 часа. До протоки в оз. Поньгома - 1,5 км. Начало протоки в заливе у восточного берега, сразу за мысом, напротив гряды у левого берега. На каменном мысу на севере оз. Вуаръярви - отличное место для стоянки.

Протока в оз. Поньгома глубокая (около 1 м), ширина 2-3 м, длина - 1,5 км ( 2 часа). Два обноса (сначала два моста, потом еще один). Протока выходит на южный берег оз. Поньгома на 1 км западнее окончания волока из оз. Кивиярви.

Оз. Поньгома - плотина №1 (7 км, 1,5 часа)

По оз. Поньгома сначала идти на север, за мысом повернуть на восток. За поворотом - три острова. Первый из них надо оплывать слева. На нем - хорошая стоянка. После островов надо плыть на ЮВ вдоль правого берега и после нескольких ламбин (есть стоянки на левом берегу) появится выход из озера.

На Поньгоме на острове Иван Шаншари - отличная стоянка - крюк несколько км.

Плотина №1 - оз. Вокшозеро (20 км, 7-8 часов)

Плотина №1. Сходу. Простой слив около полуметра. Через 200 м

Порог №1 (Категория сложности - Iа, длина - 50-70м). Сходу. Правый поворот. Камень в середине. После порога на высоком скалистом берегу - хорошая стоянка. Через 15 минут сплава

Порог №2 (Iа, 50 м). Сходу. Мелко. Через 100 м

Порог №3 (Iа, 50 м). Сходу. Перед порогом много камней. Мелкий заход справа от большого камня посреди струи. Слив между камней под автомобильным мостом. Через 100 м

Порог №4 (Iб, 100-150 м). При желании можно осмотреть. Небыстрый, узкий. Начало - левее центра. В середине порога - ряж. Перед поворотом реки влево уходить под правый берег, дальше по струе. Через 5 мин

Порог №5 (Iб, 100 м). Сходу. Мелковатый. Через 10 мин

Порог №6 (Iб, 200 м). Сходу. Мелкий небыстрый порог шиверистого типа. Сразу

Порог №7 (Iб, 100 м). Сходу. Мощнее и глубже предыдущих. Струи чистые, зигзаги из стороны в сторону. Через 10 мин

Оз. Номоозеро - оз. Кокорино (1 час)

Оз. Номоозеро. 4,5 км на ЮВВ, около 40 мин. На правом берегу три мыса, на всех есть стоянки (на ближайшей, самой лучшей, мало дров).

Плотина №2. Сходу. Простой короткий чистый слив. Через 50 м

Порог №8 (Iа, 50 м). Сходу. Идти лучше по одному. Мелкая шивера с камнями. Через 200 м

Порог №9 (Iб, 250 м). Можно осмотреть. Шиверистого типа, много камней. Сначала прямую часть идти по узкой струе, прижимаясь к левому берегу. Затем поворот вправо и выход влево. Через 10 мин

Оз. Кокорино - оз. Вокшозеро (4 часа)

Оз. Кокорино. По озеру 20 мин (2 км). На левом берегу в середине озера есть стоянка. Стоянка есть также в самом конце озера, уже за протокой.Мыс посередине озера обходить слева. На нем - действующее старообрядческое кладбище. 700 м далее по тропинке - ранее нежилая дер. Кокорино. С 1993 года в ней летом, а иногда даже зимой, опять живут потомки древнего рода Рудометовых - в основном, пенсионеры и дети. В деревне несколько домов, баня, два автомобиля и даже баскетбольное кольцо. В 10 км южнее - также вновь жилая дер. Рудометово.

Исток р. Поньгома - сразу за стоянкой на левом берегу (крутой разворот влево) - плохо заметен с воды. Далее - два переката, небольшая ламбина (стоянка на левом берегу), поворот направо (на всем протяжении протоки в русле много подводных камней). Следует отметить, что на протяжении всего последующего участка вплоть до оз. Вокшозеро встать на стоянку негде. Через 10 мин после истока и через 150 м после ламбины

Порог №10 (Iб, 100 м). Лучше осмотреть. Заметно мощнее предыдущих. Вход и начало довольно просты. На выходе надо последовательно обойти три камня (слева-справа-слева) и не влететь в большой валун поперек струи сразу после порога (обходить справа, мало расстояния для маневра). Через 15 мин

Порог №11 (Iа, 50 м). Сходу. Легкий, скорее перекат.

Далее в течение 15 мин перекаты и острова. Затем крупный правый приток р. Кадиречка (на параметрах реки почти не сказывается). Через 15 мин

Порог №12 (Iа, 50 м). Сходу. Небыстрый, несложный. Через 10 мин (4 переката)

Порог №13 (Iб, 70 м). Лучше осмотреть. Два довольно резких поворота, камень на выходе. Через 5 мин (3 переката)

Порог №14 (Iб, 50 м). Лучше осмотреть. Правая струя чище, но на выходе много камней. Слева проще. Через 5 мин

Порог №15 (Iб, 50 м). Сходу. Заход слева, затем поворот направо. Глубоко Через 5 мин

Порог №16 (Iа, 70 м). Сходу. У порога остров. Идти вплотную к левому берегу. Много камней. Через 5 мин

Оз. Вокшозеро - порог №17 (8 км, 1,5-2 часа)

Оз. Вокшозеро одно из самых живописных на реке. На озере много стоянок с банями и пляжами, поэтому походить его напрямик смысла не имеет. На выходе в озеро на правом берегу - две хорошие стоянки. Много стоянок в СЗ части озера и на берегу, и на островах. Самая отличная - в западной части самого крупного острова (крюк 4 км). На юге острова есть хороший рыбацкий домик, в котором тоже можно переночевать. При желании можно сделать крюк в 15 км и доплыть до озера Сухое, на котором также имеются редко посещаемые стоянки на каменных мысах.

По озеру - около 40 мин на СВВ до протоки в залив, на левом берегу которой - нежилая дер. Вокшозеро (остатки двух домов, хотя видно, что место часто посещается). Перед мысом с деревней - большое количество редко накиданных валунов. Далее - еще 10 мин в том же направлении до протоки в оз. Волина Ламбина. На южном берегу этой части озера есть стоянка. По протоке - 5 мин (перекат).

По оз. Волина Ламбина - 20 мин на СВ и В. На озере есть стоянки. Особенно хороша на левом берегу, примерно посередине. На выходе из озера - отмель, камни.

Порог №17 - оз. Бол. Рогозеро (10 км, 9 часов)

Порог №17 (IIа, 300 м). Можно сходу. Длинная, глубокая шивера. Сначала - по прямой, мелкую грядку сразу после входа проходить посередине, далее повороты налево и направо. На выходе - грядка (обходить слева). Через 3 мин

Порог №18 (IIб, 400 м). 1-я часть (200-250 м). Сходу. Четыре гряды (стояки 0,5-0,7 м). Далее - короткая пауза у острова (остров большой и как таковой не воспринимается, находится около левого берега). 2-я часть (150-200 м). Лучше осмотреть. После паузы резко уходить вправо. На повороте уходить из основной струи к правому берегу. После поворота реки влево - вернуться в центр. Через 100-150 м

Порог №19 ("У гранитной скалы") (IIа, 50 м). Лучше осмотреть, особенно заход, хотя и выход непрост. Через порог когда-то был переброшен мост, но дорога находится в отличном состоянии, по ней чуть менее километра до автомобильной трассы Москва - Мурманск. Перед порогом на высоком правом берегу - неплохая стоянка с баней. Мелкий поворот влево, затем мелкий заход, в котором нужно идти слева от двух последовательно торчащих из воды камней. Далее слив около 1 м чуть правее центра. Далее - лавирование между камней. Через 100 м

Порог №20 (Iб, 100 м). Сходу. Первый слив проходить у левого берега. Большой камень тоже лучше оплывать слева - там глубже. Через 5 мин

Порог №21 (Iб, 200 м). Сходу. Идти по одному. Прямо перед порогом упавшее дерево перегородило практически всю реку (небольшой проход вплотную к левому берегу), и за ним не видно самого порога. Шиверистого типа. Выход - левее центра. Очень мелко. Через 100 м

Мост автомобильной трассы Москва - Мурманск. Под мостом река сильно замусорена металлоломом. Через 6 мин

Порог №22 (Iб, 100-150 м). Сходу. Над порогом реку пересекает ЛЭП. Шивера с поворотом налево. На выходе - мелко. Через 300 м

Порог №23 ("Падун") (IIIа, 50 м). Осмотр обязателен. Можно поставить сигнальщика. Проходится чисто, полными экипажами. Заход по центру (камни). Далее - два слива примерно по метру каждый. Первый - вал через плиту - проходить по центру (не пытайтесь идти левее). Затем - уход влево. Второй - через 4 м - проще, затем уход вправо, далее - по струе. Перед и за порогом на левом берегу - хорошие стоянки. Через 10 мин

Порог №24 ("Стол") (IIIб, 20-25 м). Осмотр обязателен. Можно устроить страховку. При малой воде непроходим. Обнос по левому берегу 10 м. Общий перепад - около 2 м. Заходить лучше медленно и правее центра (камни). Сначала - косой крученый вал между камней. Затем нужно очень резко уходить влево, т.к. через 5 м - большая гряда (можно не успеть…) - и второй слив в 0,5 м. Можно зайти в порог у самого берега - рулежка проще, но мельче. Также можно на КНБ или "Щуке" пройти порог по обливной плите у левого берега (3-5 см воды) с ударом кормой о камень сразу за плитой (уходить правее). Сразу за порогом - отличное место стоянки. Через 5 мин

Порог №25 ("Кособокий") (IIIа, 500 м). При низкой воде включает в себя пороги №№26-27, длина - около 1,5 км. 1-я часть (200-250 м). Можно сходу, а можно осмотреть по правому берегу. Глубокая шивера с отдельными малозаметными подводными камнями. Сложный фарватер. В конце через порог перекинуто упавшее дерево, под которым можно пройти правее центра. Далее - мелковатая пауза. 2-я часть (150 м). Требуется осмотр (также по правому берегу). В начале - хороший косой слив у плиты на левом повороте реки. Глубоко. Линия движения проще, малозаметных камней нет. 3-я часть (150 м). Сходу. Мелко, в струе много камней. В основном - вдоль правого берега. Через 150 м

Порог №26 (Iб, 150 м). Сходу. Хорошо просматривается с воды. Глубокая шивера. Через 200 м

Порог №27 (Iа, 100 м). Сходу. Мелкая небыстрая шивера.

Через 35 мин начинается дельта (острова, протоки).

Оз. Бол. Рогозеро - порог №28 (4 км, 1 час)

Оз. Бол. Рогозеро, наверное, самое красивое и впечатляющее на Поньгоме. Живописные островки и песчаные отмели создают уют и состояние умиротворения. На озере отличная стоянка с баней (за дровами придется ходить далеко) на большой песчаной косе левого берега напротив устья реки (крюк ок. 2 км). Со стоянки азимут на протоку - 210°. Для выхода в оз. Мал. Рогозеро держаться правого берега, от устья до истока около 0,5 км. Небольшой островок перед протокой лучше обходить слева (справа - продирание через траву только при высокой воде).

По оз. Мал. Рогозеро - 3 км на ЮЮВ, берега заболочены и непригодны для стоянок. Исток р. Поньгома обнаруживается без труда.

Порог №28 - Роман-порог (порог №42) (13 км, 4 часа)

Весь этот участок реки изобилует мелкими порожками и перекатами, река сильно петляет, берега болотистые, мест для стоянок почти нет. Может возникнуть небольшая путаница с порогами и перекатами.

Порог №28 (Iб, 100 м). Лучше осмотреть. Поворот влево, камни в струе, прижимы. Большой камень посередине лучше обходить справа (сложнее, но безопаснее). Далее - гряда - прижиматься к правому берегу. Через 15 мин перекат, через 400 м - еще один перекат. Еще через 250 м

Порог №29 (Iб, 150 м). Сходу. Левая протока у острова. Подходить правее центра, заход - слева, далее - чуть левее центра. Сразу за ним

Порог №30 (Iб, 100 м). Сходу. Мощный чистый слив, камней в струе нет. Сразу

Порог №30а (Iа, 100 м). Сходу. Можно порваться. Порожек-слив у правого берега. Грядку на выходе обходить слева. За поворотом

Перекат (заход у правого берега). За ним на высоком правом берегу отличная стоянка с баней. Сразу

Порог №31 (Iа, 100 м). Сходу. Левая протока у острова. Через 10-15 мин

Порог №32 (Iб, 100 м). Сходу. Поваленное дерево обходить справа, впритирку к нему. Через 5 мин Мелкий перекат. Еще через 150 м

Порог №33 (Iб, 150-200 м). Сходу. Через 150 м

Порог №33а (Iб, 100 м). Сходу. Мелко.

В течение 10 мин перекат, "каменные лбы", далее - довольно мощный перекат, на выходе из которого уходить под самый правый берег. Затем

Порог №34 (Iа, 100 м). Сходу. После резкого поворота вправо

Порог №35 (Iб, 150 м). Сходу. В русле много камней. Через 150 м

Порог №36 (Iб, 150 м). Сходу. Поворот направо-налево. Сразу за ним

Порог №37 (Iб, 100 м). Сходу. Мощнее предыдущих, особенно в конце. Через 30 мин (два переката)

Порог №38 (Iб, 150 м). Желателен осмотр. Резкий поворот влево. В основной струе есть камни. Через 10 мин перекат. Сразу за ним

Порог №39 (Iа, 100 м). Сходу. Медленный. На левом берегу - стоянка. Через 5 мин

Порог №39а (Iб, 100 м). Сходу. Довольно мощный. Еще через 5 мин

Порог №40 (Iб, 150 м). Сходу. Средней мощности. У двух островов. Через 15 мин (два маленьких переката)

Порог №41 (Iб, 250 м). Сходу. Длинная мелкая шивера. Много камней в русле. Через 10 мин сплава

Роман-порог - порог №55 (16 км, 9 часов)

На высоком левом берегу отличная стоянка с баней и тарзанкой (под ней довольно мелко), но мало дров. Через 250 м

Порог №42 ("Роман-порог") (IIIб, 450 м, перепад - 5-7 м). Осмотр по левому берегу. Даже при высокой воде мелок для неразгруженных "Тайменей". В начале порога сохранились остатки моста и по хорошей дороге, пересекающей реку можно (по левому берегу) дойти до дер. Кузема (20 км). По этой же дороге (повернув направо через 500 м) можно дойти до стоянки сразу после Роман-порога (стоянка хуже предыдущей, берега очень высокие). Заход - чуть левее центра, далее - непростой вираж направо от ледолома. Далее опять уходить чуть левее (несколько небольших сливов). Сразу после моста можно причалить к левому берегу для продолжения осмотра. Следующие 200 м - опять сливы через гряды камней (для прохождения первого уходить к левому берегу, далее - ближе к центру). На повороте реки влево - две довольно мощные обходимые бочки, перед которыми - узкий фарватер. Легко сесть на камни. Далее - резкий уход под правый берег. Следующие 150 м - выходная шивера, как всегда очень мелкая. Через 5 мин

Порог №43 (IIа, 300 м). Сходу. Очень живописный. Глубоко, прямые струи практически без камней, большие валы - стояки 0,6-0,7 м. Сразу за порогом идут перекаты и далее после небольшой паузы

Порог №44 (IIа, 100 м). Сходу. Расположен сразу за поворотом налево. На левом берегу - место стоянки. Мощный чистый слив. Через 5 мин

Порог №45 ("Корней-порог") (IIIа, 70 м). Осмотр по правому берегу (можно встать на стоянку). 1-я часть (20-30 м). Проходима для байдарок только при очень высоком уровне воды. Заходить около камня за 10 м до порога, затем - во второй слева язык с касанием камня на входе. Далее - мощный поток через нагромождение валунов. Отсутствие свободы маневра, мощный слив. После паузы 7-8 м 2-я часть. Мощнейший слив (1,5-2 м) по гранитной плите. Слева - глубже, но камни в струе, бочка в конце слива. У левого берега - скалы. В центре - каменный зуб, мешающий простому прохождению слива. Через 50 м - выходная шивера 100-150 м. Весь порог можно провести байдарку по правой протоке как до второй части (и пройти только слив) так и порог полностью. Через 10 мин

Порог №46 (Iб, 300 м). Сходу. Глубокая шивера. Сразу за поворотом

Порог №47 (IIб, 350 м). 1-я часть (100 м). Сходу. Несложная шивера. 2-я часть (250 м). Лучше осмотреть по левому берегу. Слив в середине и довольно мощная шивера. Сразу

Порог №48 (Iб, 100 м). Сходу. Короткая шивера-слив. Через 5 мин

Порог №49 (Iа, 100 м). Сходу. Поход на №48. Плита в центре Через 15 мин

Крупный правый приток р. Егут. Река становится шире в три раза. Следующие 30 мин - 3-4 переката. Далее

Порог №50 (Iб, 70 м). Сходу. Довольно мощный, глубоко. Повороты вправо и влево. Через 200 м

Порог №51 (Iа, 100 м). Сходу. Мелкая шивера. Сразу за ним

Порог №52 (Iб, 1000 м). Сходу. Длинная цепочка из десятка шивер. Слабое течение. В середине порога на левом берегу можно встать на стоянку. Через 30 мин

Разрушенная переправа через реку (мощные бетонные кольца). От нее по тропинке на левом берегу - 5 км до дер. Кузема. Через 15 мин

Порог №53 (IIа, 150 м). Сходу. Протока справа от острова кажется проще, но в конце несколько грядок полностью перегораживают русло. Слева - сильное течение, зигзаг вправо-влево, далее на повороте вправо - небольшой прижим к левому берегу. На выходе - мелко. Через 5-10 мин остатки лесобиржи у левого берега. Еще через 5 мин

Порог №54 (IIа, 400 м). 1-я часть (100 м). Сходу. Мелкая шивера с крупными камнями. 2-я часть (100 м). Сходу. Шивера с бочкой в конце. После паузы, в которой можно пристать к левому берегу для осмотра, 3-я часть (100 м). Осмотр обязателен. Заход - по центру или левее центра. Мощный слив в центре. Выход - правее мелководных плит. Можно пройти вдоль правого берега по мелкой протоке. За порогом на правом берегу - место стоянки. Сразу за левым поворотом

Порог №55 - выход в Белое море (10 км, 4 часа)

Порог №55 (Iб, 100 м). Можно сходу. Похож на предыдущий, но проще. Струи между плитами, выход у каменного островка. Через 5 мин (остров)

Порог №56 (IIа, 150 м). Можно сходу. Довольно сложный, но больше похож на "единичку". Левая протока глубокая, правая - мелкая. Косой слив, камни в струе. Через 200 м стоянка на правом берегу. Сразу за ней

Порог №57 ("Мостовой") (IIб, 500 м). 1-я часть (100-150 м). Осмотр обязателен (по левому берегу). Вираж по дуге вдоль левого берега (ширина струи 2-4 м). Мелко, течение сильное. На левом берегу - остатки моста, снесенного с Роман-порога. В конце два слива средней мощности. После второго - поворот вправо на 90° и сразу - влево также на 90°. 2-я часть (350-400 м). Осмотр малополезен. Длинная, широкая, каменистая и очень мелкая шивера, много вариантов. Вначале - правее центра, далее - к центру и уход под левый берег. Выход - чуть правее. В конце порога реку пересекает ЛЭП. Через 200 м

Железнодорожный мост (и еще одна ЛЭП). Под ним

Порог №58 (IIа, 250-300 м). Сходу. Все видно с воды. Длинный глубокий слив под самым мостом (камней нет). Далее поворот под правый берег, мелкий выход. Через 5-10 мин - хорошая стоянка с дровами на несильно заметном каменном выступе и через 100 м

Порог №59 (Iа, 100 м). Сходу. Глубокая шивера. Еще через 5 мин

Порог №60 (Iа, 100 м). Сходу. Также глубокая шивера, хорошо просматриваемая с воды. Сразу

Порог №61 (IIа, 200-250 м). Можно сходу. Справа - остров. Вход глубокий, затем короткая пауза. Сложный выход по струе: центр-право-лево. В конце мелко. Через 20 мин (перекат)

Порог №62 (Iа, 100 м). Сходу. Глубокий, небыстрый. Сразу за ним

Порог №63 (Iб, 100 м). Сходу. Сложный фарватер. Глубоко. Через 5 мин

Порог №64 (IIа, 150 м). Лучше осмотреть. Заход по струе почти поперек реки, поворот направо, далее - бочка на еще одном повороте вправо (у плиты). Далее - вправо. Затем вираж мимо "каменного лба" у правого берега, выход - по центру. Неглубоко. За порогом на правом берегу начинается большая деревня Поньгома. Через 200 м - ЛЭП, большой добротный автомобильный мост: на деревянные опоры уложены платформы от ж/д вагонов. Перед мостом - небольшие остатки старого деревянного моста. Через 100 м

Порог №65 ("Морской") (IIа, 100 м). Очень красив: расположен в скальной расщелине. Осмотр обязателен. Сначала - 15-метровый живописный пологий слив, состоящий из двух частей (падение 1,5-2 м). Косая бочка в конце. Глубоко. Чисто. После 50-метровой паузы две мелковатые выходные шиверы (держаться правого берега).

После перекатов - выход в Белое море. Их прохождение и длина сильно зависит от фазы прилива-отлива (от 100 м до 1км).

Выход в Белое море - устье р. Березовая (7 км, 1-3 часа)

Прохождение морского участка сильно зависит от погоды и от той же фазы прилива-отлива. Лучше заранее запастись пресной водой.

Время максимума прилива можно оценить заранее. Максимум прилива должен быть через 2 и 12+2 часа после кульминации (наивысшей точки) луны. Сайт для расчета восходов и заходов Солнца и Луны: http://www.astro.tomsk.ru/calc. Координаты устья Поньгомы - 65,4° с.ш. 34,4° в.д. (учитывайте летнее время). Советуем сверить время на месте по заходу Солнца.

Держаться левого по ходу берега. Длинный узкий остров в губе Домашняя обходить лучше слева, что невозможно при отливе. На море зыбь даже при полном отсутствии ветра.

Выгрузится можно практически в любой точке южного берега губы - вдоль всего берега разложены рыбацкие лодки и катера, от которых ведут многочисленные тропинки к дороге в дер. Кузема.

Самый выгодный вариант - у самого входа в устье реки Березовая, чуть дальше уходящей прямо в море "железной дороги". У небольшого поворота налево - характерное грязноватое место сборов. По тропе около 500 м до грунтовой дороги, по ней - направо до перекрестка с основательной почти прямой дороги (бывшая ж/д ветка). По ней до деревни чуть более км. Через 100 м после выхода из леса - дорога налево, по которой еще метров 600 до станции. Всего - 2,5 - 4 км (в зависимости от места выгрузки).

В дер. Кузема есть несколько магазинов, работающих до 18-00, и построенная в 1995 году пекарня, на самом деле - тоже продуктовый магазин, до 21-00. Цены - чуть выше московских.





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;