вид на восток с вершины Скальная Южная Автор: Константин Бекетов
Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
Отчет о водном походе 2 к.сл. по р.КеретьРайон проведения маршрута:ст.Лоухи- оз.Петриярви- р.Кереть- Белое
море - ст.Чупа - ст.Лоухи (Базовая длина - 130 км, II к.с. с элементами
IV категории сложности)
Маршрут проходил по северо-восточной части Карелии (восточная окраина
Северного озерного края и Прибеломорская низменность). Климат: длинная, относительно
мягкая зима, короткое - со средины июля по конец августа - лето с неустойчивой
погодой(частые дожди, похолодания, сильные ветры). Средняя температура летом
- +15 +18. Реки - горнотаёжного типа, весенний паводок проходит в конце апреля
- начале мая. Растительность - характерная для хвойнолесной, таежной зоны, преобладают
сосновые леса.
Характеристика маршрута:р.Кереть относится к рекам горно-таежного типа, относительно многоводна
и широка, уровень воды меняется не так резко, как у других карельских рек за
счет большого аккумулятора воды, как озеро Кереть, из которого она вытекает.
Маршрут представлен цепью озер и ламбин, соединенных между собой порожистыми
участками реки. Берега болотистые, нередко встречаются скальные выходы. Растительность
- сосна, ель, встречаются лиственные породы(береза, осина). Много грибов, морошки,
черники, голубики. В реке есть щука, окунь, язь, лещ, сорога, плотва, семга
[рыбная ловля запрещена!], в море - треска, камбала . (необходим спиннинг, желательна
сеть). Животный мир разнообразен, встречаются змеи.
При движении по морю следует учитывать приливные и отливные течения:
1)прилив - с 3.00 до 9.00 и с 15.00 до 21.00, максимальная скорость прилива
- с 3 до 6 и с 15 до 18ч. 2)отлив - с 9.00 до 15.00 и с 21.00 до 3.00, максимальная
скорость - с 9 до 12 и с 21 до 0ч.
Пути выезда с маршрута: 1)Непосредственно
из поселка Чупа - а\м или автобус до ст.Чупа - поезд 2)от пос.Кереть в устье
реки - а\м или катер до пос.Чупа или до пос. Чкаловский, а оттуда а\м или катер
до Чупы Возможности экстренного окончания похода: 1)От восточной оконечности
оз.Варламовское - 0,3-0,5км до автострады Мурманск-С.Петербург - а\м до ст.Лоухи
2)От лугов на правом берегу оз.Новодеревенское - 4км по проселочной дороге до
автострады 3)От автомобильного моста (в конце п."Сухой") - а\м до ст.Лоухи 4)От
ж\д моста - ст.Кереть(1,5км) - пригородный поезд до ст.Лоухи или до ст.Чупа
(ходит 1 раз в день) 5)От автомобильного моста (в конце п."Варакский") - а\м
до пос.Чупа; в противоположную сторону - пос.Плотина, где возможно приобретение
продовольствия 6)От автомобильного моста (в конце п."Кулановский") - а\м до
пос.Чкаловский
Пороги
(всего - 30 порогов и шивер):
1)Авто-мост
2) ж/д мост
3)небольшой глубокий
перекат, просматривается насквозь с воды
4)глубокая шивера,
длиной около 150м с небольшим кол-вом камней в русле
5)п."Щелевой" - слив 0,5м между двумя
валунами, вход в порог от правого берега, сразу
после слива - высокие стоячие волны
------- Порог Щелевой III к.с.
6)п."Кривой"("Дрова") - S-образный,
длиной около 300м, в двух местах на левом берегу
навалены боны с прижимом к ним - необходим маневр
с пере- сечением основной струи и уходом от прижима
7)короткий порог
с С-образным проходом между камнями, вход в порог - от
центра по направлению к правому берегу, затем - резкий
поворот налево - струя меняет направление под прямым углом
8)п."Керчуг" - длина - примерно 100м,
перепад уровня воды - около 1м, просматривается
с воды, движение по основной струе - порог Керчуг (III к.с.)
9)при выходе из Варламовского
озера - мелкая изогнутая шивера с обилием камней
12)п."Белый Клык" - высокая скорость
течения, обилие камней в русле, в самом конце
порога - два неглубоких валуна в основной
струе (обход справа)>>Порог Белый Клык (III к.с.) (Средняя ступень
)
Схема порога
Белый Клык
13)п."Мураш"
- выделяются две ступени с отстойником между
ними: а)1-ая ступень - короткий бурный
участок с сильным течением (перепад уровня
воды - 2м на протяжении 50м) б)2-ая
- Г-образный участок с бурным течением, много
крупных бочек, стоячих волн, в конце порога
, по центру в основной струе - два "сухих"
камня, замаскированные стоячими волнами, с
воды не видны! Необходим просмотр порога и
выставление сигнальщиков.
Схема порога Мураш
(III к.с.)
1-ая ступень Мураша
2-ая ступень Мураша
3-я ступень
Мураша (панорама)
14)п."Сухой" - длинная(до 1,5км), мелкая шивера
с небольшим течением и обилием неглубоко сидящих камней
15)Автомобильный
мост - (дороги Мурманск - Москва) Проход под центральным
пролётом
16)Железнодорожный мост (проход
по центру )
17)п."Кривой-2" - длина - около 1км,
река разделена на несколько проток островами, на
протяжении порога много поворотов, требуется неоднократно
пересекать основную струю, по большой воде возможно
прохождение "сходу"
Схема порога Кривой-2
18)п."Долгий"
- длина - примерно 4км, начало порога - водослив
высотой до двух метров с неглубоким камнем внизу,
далее - почти непрерывная шивера, местами мелководная,
основная струя постоянно смещается от берега к берегу
Порог Долгий
19)п."Варакский"
- вход представляет собой прямой глубокий участок
реки с быстрым течением и небольшим кол-вом камней
в русле, далее река разбивается на два рукава, правый
рукав мелководен, непроходим, левый разбивается
большими валунами на несколько небольших струй,
проход - в основной слив около острова (косой слив
высотой около 1,5-2м) - "сухой" камень - подводный
камень - направление потока - линия движения Далее
- неглубокий участок реки с большим кол-вом камней
и быстрым течением В конце порога - автомобильный
мост, просмотр порога с левого берега, байдарки
обносятся(возможна обводка по правому рукаву)
20)п."Карежка" -
короткая шивера, просматривается насквозь, основная струя
переходит от правого берега к левому
21)п."Краснобыстрый"("Кривая Быстрица")
- представляет собой два коротких крутых слива на
расстоянии 30-40м, расположенных перпендикулярно
друг другу, просмотр с левого берега
22)короткая,
просматриваемая, кривая шивера на р.Кереть
23)небольшая шивера,
проход сходу
24)п."Масляный" - вход - сильная струя
со стоячими волнами и бочками, далее - неглубокая,
относительно гладкая плита, есть проход около правого
берега, сразу за ним - "шкуродер"---> порог Масляный (III
к.с.)
25)небыстрая шивера,
проход сходу
26)п."Павловский" - по типу длинной шиверы
с несильным течением
27)п."Колупаевский"("Кулановский") - длина
до 1,5км, вода быстрая, сильная проход - по основной струе
28)п."Медвежий" - вода разбивается нагромождением
камней на два слива: правый - неглубокий, с острыми камнями
на дне, проходим при большом уровне воды; левый - узкий,
достаточно глубокий, сразу после него основная струя резко
уходит к правому берегу
29)п."Кривой" - начинается почти сразу же после
п."Медвежий" , представляет собой длинный участок реки
с сильным течением, большим кол-вом камней, с тремя-четырьмя
поворотами русла, проходится по основной струе
30)п."Запорный"("Морской") - длина -
от 0,9 до 1,2 км(в зависимости от прилива\отлива)
с перепадом уровня воды около 15м, представляет
собой прямой участок реки с мощным течением, обилием
камней в русле, просмотр с левого берега, возможно
выставление сигнальщиков. Перед порогом реку перегораживают
сети рыболовецкой бригады, обнос по левому берегу
или бабло , мы платили 50р на 10 человек , т.е по
5р с носу как в автобусе