р.Чульча

Оз. Итыкуль - р.Чульча - р.Чулышман - оз.Телецкое (н. - с нижн. ущельем - VI к.с.).

Протяженность сплава 200-220 км, протяженность пешей части 84 км, продолжительность сплава 20-24 дня, сезонность: июнь - август.

Чульча - правый приток Чулышмана, средний уклон 10 м/км, среднегодовой расход в устье - 36 м3/с.

Дорога к началу сплава начинается в г.Кызыле, отсюда летают самолеты на Кызыл - Мажалык, где надо искать попутную машину, в направлении пос.Кара-Холь через пос.Кызыл-Тайга. В пос.Кара-Холь есть почта, магазины. Здесь можно договориться о дальнейшей заброске на машине до оз.Кара-Холь (длина его 12 км). Тропа идет вдоль западного берега озера - пеший переход около 9 часов до устья р.Манагы, где есть несколько домов. Дальше путь идет вверх по Манагы (около 10 км - транспортная дорога) до перевала Пограничный через Шапшальский хребет, затем вниз к реке Кумый и озеру Иты-Куль. Тропа все время идет по верховым болотам, заросшим карликовой березой, и ивой. Из озера Иты-Куль начинается Чульча.

Первым серьезным препятствием на реке является Иты-Кульский каскад, начинающийся практически от истока, насчитывающий 9 препятствий и заканчивающийся после впадения справа ручья. Дальше 10 км спокойной воды, затем после шиверистого участка за устьем правого притока - реки Продан - начинается Проданский каньон длиной 1,5 км. Возможен обнос судов по правому берегу. Ширина реки в каньоне доходит до 2 м, в нем есть водопад высотой 10 м.

За Проданским каньоном 15 км быстротока, затем участок шивер и за устьем правого притока - р.Сайгоныш - начало Сайгонышского каньона длиной 4 км с порогами и мощными шиверами. Тропа для обноса вещей проходит высоко над рекой вдоль правого берега.

Через 1,5 км несложных шивер начинается очередной каньон - Андусу, длиной 1,5 км. Ориентиром его начала является отвесная скальная стенка правого берега. Препятствия: пороги и шиверы средней сложности.

Четвертый каньон - Контюкшу - начинается за устьем одноименного левого притока. Длина ущелья 1 км, просмотр препятствий - по левому берегу. Высоко над рекой по правому берегу есть тропа для обноса, по которой можно обнести и следующее препятствие - Большой прорыв, длиной 13 км, являющееся основным препятствием маршрута (из проходимых). Средний уклон в {Прорыве} - 18 м/км. Препятствия очень сложные и мощные, их необходимо разведать (в случае прохождения), общее число препятствий в {Прорыве} достигает 30.

От конца {Большого прорыва} 4 км до каньона {Щель} длиной 1 км. Ориентиром его является вертикальная скальная стенка у правого берега, следа у берега в воде - огромная глыба. Ширина реки в {Щели} доходит до 2-х м, каньон непроходим. Очень сложный обнос по высокому левому берегу. Следующее серьезное препятствие - Саразюкский мини-каньон длиной 400 м - начинается за устьем правого притока реки Саразюк (водопад). Дальше чувствуется подпор воды - впереди большая шивера длиной 400 м с возможным обносом по тропе правого берега. Уклон в препятствии большой, в русле много обломков скал, вода с громадной скоростью бросается от одного берега к другому, вода вспененная, поток пульсирующий, зачалиться негде, вероятность безаварийного сплава мала.

Дальше 7 км спокойной воды, затем после поворота реки вправо виден срез воды и дальний левый берег. Это начало Большого Чульчинского водопада длиной 250 м и высотой 250 м. Обнос по правому берегу. За ним идет участок малых водопадов и порогов практически до устья Чульчи. Следует иметь в виду, что в Чульче, в отличие от других рек, совсем нет рыбы. Сплав по Чулышману до приюта {Чулышман} на Телецком озере - 48 км без препятствий занимает 6-8 часов чистого времени.

По Телецкому озеру ходит теплоход - {Пионер Алтая} до турбазы {Золотое озеро}, откуда на автобусе или попутном автотранспорте можно доехать до пос.Турочак, который находится на реке Бис и связан водным транспортом с г.Бийск.