Лоция р.Волма

автор Корабельников Игорь Вадимович

Сокращения: ПП - пик паводка

верхний участок

Суда собрали на левом берегу перед мостом. Чуть раньше нас стартовали еще 2 группы (14 человек с "Тайменями" и 10 человек с катамараном-2, катамараном-4 и 2-мя "Катранами".

Река уходит под дамбу автодороги через 3 трубы большого диаметра (затоплены). Из под дамбы - высокий слив с пенным котлом, "блюдце", далее - шивера на крутом правом повороте. На всем протяжении шиверы (около 100 м сплава) арками нависают деревья, что сильно затрудняет работу гребцов на судах с высокой осадкой. Далее следует серия коротких завалов через каждые 30-50 м. Характер реки на этом участке - сплошные притопленные шиверы, ощущается постоянный уклон. На шиверистом фоне много завалов (через каждые 100-200 м, преимущественно на поворотах). Больше половины из них требуют обноса. Излучины мелкие (радиусом 50-70 м). Местность заболоченная, крайне много снега для этого времени года (по северным склонам глубина сне га достигает 1 м). Средняя ширина разработанной долины между коренными берегами 150-200 м. Лес - смешанный, очень глухой и заваленный. Стоянки не удобные. На описанном участке - 2-3 потенциально возможных стоянки (с воды практически не различимы). Возможность маневра на реке сильно ограничена. Рекомендуется идти с интервалом в 30 секунд, т. к, места зачаливания не могут вместить одновременно более 1-2 судов и строго локализованы. Группа в 14 человек оказалась не подготовлена ни технически, ни тактически, и после 2-х часов сплава, изобилующего оверкилями байдарок, сошла с дистации.

Препятствие N1

Через 3 часа сплава и обносов на левом повороте реки выделяется шивера с сильным прижимом к завалу в первой трети русла справа. Правый берег - обрывистый. Бревно с левого берега образует с завалом косые ворота. Наблюдались неоднократные кили судов следующей группы в 10 человек (в т.ч. катамарана водоизмещением до 2 м3). Рекомендуется страховка с левого берега.

Далее, до Лагеря 2. характер реки прежний. Мелкие петли на реке. Ходовое время ок.1 часа. В этом месте - наиболее спокойная струя. Встать можно толь ко на слегка заболоченном плесе левого берега. Следующий участок начинается прямым участком быстротока 150-200 м. далее уклон увеличивается и становится ощутимым. Сплошной шиверистый фон, русло петляет в узком коридоре зарослей. Торчащие на 1/2 - 2/3 ширины и нависающие арками деревья требуют высокоманевренного прохождения. Рекомендуется выдерживать интервал движения. Попадаются отдельные крупные валуны, островки и большие бревна на уровне уреза воды. Катамараны достаточного водоизмещения и высокой осадки возможно перевалить с наплава, выйдя на бревно.

Препятствие N2. "Западня".

Шиверистая петля с валунами на входе и уклоном 5-7 м/км. Сложная чалка справа перед завалом (обязательна). Одно место для зачаливания. Рекомендуется страховка. Секундное промедление шедших впереди наших каякеров привело к совместному оверкилю. Одно из весел ушло в завал. Следует отметить, что обозначенные на рис. 2 "завал" и "бревно" опасны для жизни. Русло узкое, глубина большая. Справа - хорошее место для стоянки или короткой остановки - невысокий плоский берег с ельником. Слева - обрыв.

Перед преп. N2 мы встретили еще одну группу из Москвы на спортивных 2-х местных байдарках. Они успешно преодолели описанный участок, хотя он отнял у них на сутки больше времени, чем у нас. Эта группа была на Волме в предыдущем 1996 году, в ЗП, характерный для типичной весны, и в этот раз со вершенно не узнавала реку, ставшую гораздо труднее для прохождения.

Следующий за препятствием N2 участок имеет характер предыдущего. Перед отметкой N3 по карте, слева впадает ручей шириной 2-3 м, круто падающий со склона и выполаживающийся при впадении (с воды почти не виден).

Препятствие N3. "Застава".

Сразу за местом впадения ручья - плоская терраса левого берега, высотой около 5 м . Река делает петлеобразный правый поворот, заваленный в 2-х местах (было найдено потерянное в прел. N2 весло), и через 30-40 м от последнего завала - широкий мощный метровый слив через гигантское бревно, лежащее целиком под водой через все русло. Зачаливание в левый улов через 50 м после слива. Каяки донесли по правому берегу через овраг с валунами до места старта, обозначенного на рис. 3. Катамаранам этот путь проделать не удалось из-за сильнопересеченной местности и отвесного спуска к воде. При шлось пропиливать проход через верх "террасы" левого берега (обозначено: "обнос" на рис. 3). Далее характер реки - шиверистый без завалов. Правый коренной берег отступает на 100-150 м.

Препятствие N4. Порог "Сальто".

Струя внезапно выносит под правый берег. Слева на 1/3 русла на повороте торчит бревно в полуметре над водой. Поворот - менее 90 градусов. Нависающее справа в метре над водой разветвленное дерево требует очень быстрого и сильного маневра телемарком влево под берег. Под висящим деревом - 3 мощных (1м) бочки без промежутков, через все русло. Препятствие возникает неожиданно. Бочки видны только после обхода бревна левого берега, когда маневр телемарком становится невозможен.

Результат недостаточного маневра: оверкиль каяка-разведчика и катамарана-2 (водоизмещение 1,2 м3) через борт полулагом (зацеп правого гребца за дерево над первой бочкой). Страховка с левого берега после порога. Струя мощная, глубина по центру русла - 2-2,5 м. Порог опасен для жизни (в ПП). В шедшей за нами группе москвичей на спортивных байдарках также произошел оверкиль, не обошлось без легких ранений.

Далее, за несколькими поворотами - серия завалов. Среди них - препятствие N5, аналогичное порогу "Сальто", но послабее. Река делает относительно широкую и плавную излучину вправо. По правому берегу - пологие полукруглые террасы в 4 яруса: 2 верхних - лесные. 2-й нижний удобен для стоянки (Лагерь 3). Очень красивое место. Сразу после Лагеря 3 река меандром уходит в обрывистую теснину.. Течение сильное, ощутимый уклон. В З-м повороте меандра - завал. Далее, на 0,5 км участке - 2 завала и одно наплавное бревно, еще через 50 м - брод и низкий мостик из двух бревен с поручнем. Брод образует глубокие улова - единственно возможные места чалки перед мостом . Просвет под мостом в высокую воду составляет 50-70 см. После моста справа впадает ручей шириной 1,5 м. От брода и моста до впадения р. Колпинки около 3 км (1 час хода). На этом участке - быстроток, кое-где на поворотах - змейки, 3 завала (обнос). Недалеко перед впадением Колпинки - торчащее справа бревно, оставляющее проход не более 3 м.

средний и нижний участки

После впадения Колпинки русло Волмы становится шире, просматривается 200-300 м быстротока. Завалы встречаются до д. Волма, но крайне редко. В описанный ПП шиверы притоплены. Характер реки - быстроток, змейки. Через 2 часа сплава показалась д. Волма, где сделали двухчасовую остановку. Еще 1 час сплава до д. Низовка. Самая красивая природа - на участке от д. Волма до впадения р. Черной. Завалов практически нет. От ручья Огородик до д. Вороново течение спокойное, быстроток только на отдельных участках. Возможно, по малой воде это перекаты. Через 3 часа 45 мин сплава - стоянка в 3 км до д. Вороново. Перед стоянкой - последний сплошной завал. От д. Вороново до д. Заволонье ок. 50 мин сплава. После д. Заволонье, перед впадением р. Воробушки - препятствие N6 - порожек с высотой слива 0.7 м и 150-200 м шивера с крупными валунами. От д. Заволонье до д. Жерновка приблизительно 30 мин сплава. Река широкая, течение спокойное, препятствий нет.