LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Оз. Цевло – р.Цевла – оз. Полисто – р. Полисть (до Бракловиц)

Оз. Цевло – р.Цевла – оз. Полисто – р. Полисть (до Бракловиц)

(май 2003г.)

Давно смотрел я на карту Новгородской области, где недалеко от Старой Руссы течет река Полисть, часто пересекаемая голубыми засечками и думал, что за фигня.

Д. Шварц (цитата из отчета).

Маршрут пройден группой “Московские мизантропы” в составе четырех человек на байдарках Тритон – “Нева-2” и “Вуокса-2” за пять полных ходовых дня плюс дни стапеля и антистапеля.

Маршрут представляет несомненный интерес на майские праздники, когда озера уже вскрылись ото льда, а уровень воды еще относительно высок. Обычно народ ходит на нижний порожистый участок (от Карабинец или Переезда), но, если у вас есть более 2-х свободных дней и вам хотелось бы разнообразить свои впечатления, можно начать маршрут от поселка Цевло (ударение на последнем слоге) на одноименном озере. Во-первых, здесь можно насладиться одиночеством и абсолютно глухими местами, а во-вторых, неопытные участники могут приобрести некоторые навыки управления судном.

Идеальным судном для прохождения маршрута представляется байдарка, лучше КНБ. “Таймень” или “Салют” будут с вечно драной шкурой, для катамарана места будет маловато, а для каяков маршрут слишком неинтересен. Вероятно, хорошим вариантом также будет “Ласточка”.

Заброска. Можно забрасываться двумя путями. Поездом Москва-Псков до станции Дно, от Дна на кукушке до ст.Сущево (Бежаницы) – мы добирались так, и этот путь представляется наиболее простым. Второй вариант – из Москвы до Новосокольников, и оттуда на кукушке опять до Сущево – этот путь менее удобен, так как собака из Новосокольников идет вечером.

От Сущево до поселка Цевло ходит автобус, но если будет возможность, а скорее всего она будет, лучше уехать на машине. В мае 2003г. две машины встали нам в 500руб. Экономия времени, с учетом того, что нас подвезли к самой воде, получилась 2-3часа, что крайне важно, как будет показано в дальнейшем.

Около поселка оз.Цевло имеет высокий берег, под которым на обширной плоской площадке удобно собрать суда. Озеро – очень красивое, по крайней мере, в хорошую погоду. Выход из него находится в восточной части, мы его нашли не сразу, поскольку берега сильно заросли. Почти сразу протока раздваивается, налево уходит р.Цевла (ударение на первый слог), направо – канал-спрямление. Вам – туда. Не пытайтесь выйти из озера по Цевле или нарисованными на карте протоками из оз.Деревенец – северного плеса оз.Цевло. Местные говорят, что пройти там давно уже невозможно. Внешний вид проток не дает возможности усомниться в их словах. Спрямление заканчивается оз.Зерявское. В юго-восточной его части имеется паршивая-препаршивая стоянка, мы там обедали. Просто дерьмо. Если день клонится к вечеру (а он может клониться, если вы пользовались автобусом, тормозили на стапеле) надо останавливаться на ночевку в этом дерьме, так как далее по Цевле не будет ни одной стоянки вплоть до падения в оз.Полисто (ударение на последний слог).

Цевла течет среди болот, места абсолютно дикие. Видели здорового черного кабана. Встать там совершенно негде – сплошной бурелом, либо болотный кочкарник, иногда с гарями. Завалов, тем не менее, нет. Вообще. Что странно. Перед самым впадением в озеро на правом берегу есть небольшой песчаный пляж, там же впадает протока. Очень удобный выход, но вдали видна деревня (может быть, нежилая) и мало дров. Приплыли мы туда с последними лучами солнца.

Об оз.Полисто можно сказать, что оно охренительно большое. Видели лебедей. Когда мы с утра вышли с его южного берега, ветра почти не было. Когда мы достигли северного, ветер уже был, были волны, и даже с барашками. Как вы можете догадаться жопа поджидала нас аккурат в середине водоема. Байдарки сильно гнуло, волны заплескивали на юбки. Выход из озера ищется неочевидно, то есть не с первого раза. С первого раза за выход мы приняли колею грузовика, который, видимо, заехал в свое время, чтобы сбросить лодку.

Из озера вытекает собственно р.Полисть (ударение на последнем слоге). Вплоть до слияния с Шиповской канавой, по берегам тянуться такие же “бедленды”, как и на р.Цевле. Постепенно берега поднимаются, становятся суше. Приблизительно в двух часах хода от озера – деревня Ухошино. Мы там обедали, так как там наиболее удобный в окрестностях выход (на мостках). Деревня как ни странно жилая – населена странными людьми (ходят с ружьями, городской говор, моторы Хонда на лодках) – предположительно браконьерами. Один из них рассказал, что несколько лет назад участвовал в работах по поиску и спасению перевернувшихся байдарок на оз.Полисто. Их перевернуло в свежий ветер, экипажи выплыли, а барахло – нет. Местные на моторках нашли обе байдарки, торчавшие свечкой, вытащили их, а горемык снабдили телагами и какой-то жратвой. Вообще, надо сказать, туристы здесь бывают довольно редко – раз в несколько лет.

В целом, участок от Ухошино до Бычково наименее интересен. Спрямления русла, стародонья, завалы. Пороги “Серболовские бугры”, о которых пишет Г.Я. Рыжавский, нами не найдены. Перед Бычково – порог (старая мельничная плотина). Посередине – чистый слив, справа – извилистая канализация. Кататься можно и там, и там, но особого интереса там нет. На левом берегу у нас была третья ночевка. Место явно посещаемо аборигенами и, вообще, не самое приятное.

Участок с порогами и перекатами начинается от Карабинца, где было много народа, становящегося на воду. Отсюда же начинается дорога по левому берегу, на которую очень часто нанизаны деревни. Дорога вас будет сопровождать до самого конца, но, справедливости ради, надо отметить, что ее не слышно, деревни почти не попадаются на глаза, аборигенов почти нет, а те, что есть – дружелюбны. В селе Белибелка – плотина старой ГЭС. Обнос неудобен – через насыпь.

Типичные препятствия – перекаты небольшой протяженности с камнями и валами до полуметра. Чем ниже по течению, перекаты становятся протяженнее и мощнее. Там где на карте нарисовано много синих засечек и написано пороги (после Мал. и Бол. Шелудково и напротив дер.Рукаты) – там они и есть. Все они представляют собой естественные препятствия с остатками мельничных плотин и, как правило, приурочены к деревням, или деревни приурочены к ним. На упомянутых участках перекаты сливаются практически в одну шиверу. Лучший участок на реке: большая скорость течения, русло узкое, с разбоями, стоячие валы до 70см, высоченные обрывы из красной глины (суглинка) – реально красные, огромные валуны в русле. Места для стоянок есть, красивые и достаточно уединенные.

Дальше порогов становится меньше. Самый крупный из них – напротив села Святогорша. В районе Трохово – Ширяево на правом берегу отличное место для стоянки. Рядом большой холм – хороший вид на долину с извилистым руслом, старицами, перекатами и междуречье с разбросанными валунами.

И, наконец, самый мощный порог у дер.Бракловицы, за мостом – мощные косые валы, бочка внизу. Протяженность порога – метров сорок. Единственное препятствие на реке, которое можно назвать полноценным порогом (тянет, наверное, на 3-ю КС). Несмотря на скорость и мощь, слив чистый, и порог особой сложности не представляет – просто приятно. Прокатились по два раза, на втором разу с Вуоксы даже сорвало фартук.

Выброска из Бракловиц автобусом до Старой Руссы.

Резюме.

  1. Речка очень хороша. КС что-то типа 2-х. Огромное удовольствие доставляет порожистый участок, особенно в “каньоне” с двадцатипятиметровыми красными обрывами. Впечатляет быстрина, освещенная красноватым светом.
  2. Интересен верхний отрезок пути. Полная глушь, кабаны, лебеди, бобры, красивые озера.
  3. Минусы: есть участки с плохими стоянками или их отсутствием, около деревень местные часто натягивают тросы паромных переправ на уровне вашей шеи, в сезон могут быть сложности с выездом из Старой Руссы. Поезд один и билетов может просто не быть, как не было их у нас, а так как на собаку мы опоздали – пришлось договариваться с проводниками и ехать в тамбуре. Помимо нас в вагон-ресторан вписалась группа из 17-ти человек.
  4. Если вы приехали на оз.Цевло, а оно подо льдом, есть запасной вариант. Возвращайтесь в Сущево, садитесь в собаку на Дно. Доезжаете до Дедовичей и идете по Шелони (какие-то порожки там есть, в Порхове древняя крепость (14-16вв.)). Однако, в наш год несмотря на то, что озера Валдая (Ужин, Валдай, Русское) еще не вскрылись на Цевло и Полисто не было никаких следов льда.
  5. Погода. Первые два дня был конкретный дубень. Первый день – дубень с солнцем, второй – дубень без солнца. Ночью и утром был очень конкретный минус. В последующие дни температура колебалась около 10 градусов тепла. Пару дней проглядывало солнце, остальное время было пасмурно, периодически шел дождь, в том числе очень сильный.
  6. Генрих Яковлевич Рыжавский – редкостный м…к и верить ему надо с очень большой осторожностью, сложность делить на два, а расстояния умножать на три.

Экипажи: Нева-2 – Леонов Лев

Иксанова Елена

Вуокса-2 – Лунин Владимир

Мартынов Алексей

На вопросы ответим по mail'у: lenalevw@mtu-net.ru




   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;