LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

По рекам Лидь и Чагоде

По рекам Лидь и Чагоде от Деревни Пелуши до поселка Чагода

Протяженность - 171 километр, число ходовых дней - 8, сезонность - 10 мая-15 сентября, категория сложности - I.
Река Лидь, левый приток Чагоды, берет начало из Пелушского озера, связанного протоками с Мелгозером, Мокозером и Святозером, и впадает в Чагоду на 149-м километре. Длина реки-146 километров. Протекает она среди живописных берегов, покрытых лесами. Русло в основном песчаное, плесы чередуются с каменистыми перекатами. На своем пути Лидь протекает через несколько озер.

Подъехать к началу маршрута можно от станции Ефимовская железнодорожной линии Ленинград-Вологда.

Севернее Ефимовской на берегу старинного Тихвинского канала, между озерами Эглино и Лебедино, возвышается памятник, сложенный из массивных камней. На медной доске надпись: «В память посещений императора Петра Великого между 1712-1716 годами». Петра I привлекала сюда идея создания канала, соединяющего Соминку и Тихвинку, входящего в систему сквозного пути от Волги к Неве.

От станции на попутной машине или автобусе можно доехать до совхоза «Радогоща». Дальше начинается проселок, доступный в распутицу только вездеходам.

Пелуши красиво расположены на перешейке, между Поповским и Пелушским озерами, и выбор места для сборки судов не представляет затруднений.

Пелушское озеро вытянуто с северо-запада на юго-восток на 4,5 километра. В центре оно заметно сужается, образуя как бы два плеса. Западный плес окружен высокими берегами, покрытыми смешанным лесом. Береговая линия изрезана рядом заливов и бухт. Восточный плес более мелководный, с низкими берегами, особенно в районе протоки из Мелгозера. Из северо-западной части плеса берет начало река Лидь. При низкой-воде »ли ограниченном времени- маршрут можно сократить, начав его с Поповского озёра, соединенного короткой протокой с рекой Лидь.

Озеро Поповское - с низкими, болотистыми берегами. Протока в Лидь-в северо-западном углу, за островком, илистая, мелкая, с большим количеством коряг и полуразрушенных заколов. Берега топкие. При низкой воде-обнос слева (350 м). В месте впадения протоки Лидь вьется в низких берегах, обрамленных осокой и тростником. Далее на пути зарастающее озеро; его надо проходить вдоль правого берега.

У деревни Пожарище русло каменистое, начинаются перекаты. Примерно через 2 километра от деревни на пути встречается разрушенная плотина сельской ГЭС. Обнос справа (50 м). Особо трудные мелкие перекаты начинаются в районе деревни Боброзеро. Ниже поселка путь преграждает мощный бревенчатый завал. Обнос судов по правому берегу (40 м) или через завал.

Далее Лидь протекает через небольшое мелкое озеро с низкими берегами, за исключением западного. Исток реки-в южной части озера. Через 2 километра река впадает в Лидское озеро, протянувшееся на 7,5 километра при ширине 600 метров. Берега его пологие, заняты лугами и пашнями, местами заросшие лесом. Озеро неглубокое - до 9 метров, дно песчаное. Для стоянки удобен юго-восточный берег (восточное деревни Пудрино). Здесь хороший песчаный пляж, а за ним смешанный лес, богатый грибами, черникой и брусникой. Исток Лиди-в юго-восточном конце озера. На выходе из озера через реку перекинут мост, а слева-деревня Платониха. Берега низкие. В километре от Платонихи начинаются перекаты.

Перед деревней Тресно на пути стоит вторая плотина демонтированной ГЭС, где суда можно провести, а при высокой воде пройти, но только после осмотра. Ниже плотины берега повышаются, но характер реки тот же-частые перекаты, разделенные плесами. Очень красив участок реки от поселка Лидь до станции Заборье: высокие берега, поросшие смешанными и сосновыми лесами. На этом участке встречаются два моста, под которыми суда надо проводить.

В Заборье удобное место для остановки - на левом берегу, ниже железнодорожного моста. Отсюда идет тропа (вдоль железнодорожного полотна) к центру поселка.

После Заборья на пути встречаются несколько перекатов, шоссейный мост и разрушенная плотина ГЭС. Проводку судов лучше делать через левый ее пролет. Ниже Лидь принимает свой правый приток-речку Белую с исключительно прозрачной, холодной водой. По ней интересно подняться вверх по течению на 1,5-2 километра до разрушенной мельницы, расположенной в очень красивом месте.

Через 4-5 километров от устья Белой надо повергнуть направо в протоку из озера Великого. Вначале она сужается до одного метра, а затем делится на ряд рукавов и исчезает в камыше. Идти лучше в рукав, имеющий наиболее сильное течение. Осложняет прохождение большое количество заколов. Затем протока расширяется и переходит в зарастающее мелкое озеро. Курс следует держать на северо-запад вдоль правого по ходу берега в сторону железнодорожного моста линии Кабожа-Подборовье.Под мостом-узкая, но проходимая протока. Далее она расширяется и приводит в озеро Великое. Для стоянок удобен западный берег, покрытый сосновым и смешанным лесом. Здесь стоит сделать дневку, после чего тем же путем вернуться в Лидь.

После протоки из озера Великого Лидь становится полноводнее, а перекаты более проходимые. Километров через 10 на левом берегу покажутся дома железнодорожного разъезда и поселка Тургошь.

Лидь течет-в высоких красивых берегах с прекраcным -сосновым бором; После моета на •проселочной, дороге на Тургошь идти внимательно, так как поперек русла натянут трос водомерного пункта. Ниже предстоит проводка судов под шоссейным и железнодорожным мостами, а затем обнос справа мощного, завала около низкогабаритного моста (50 м). На этом препятствия на реке Лидь заканчиваются, если не считать короткого переката перед устьем.

Выйдя в Чагоду, следует повернуть налево вниз по течению. Чагода шире Лиди (40 м), по берегам леса чередуются с- полями. После железнодорожного моста в Чагоду впадает ее правый приток-река Песь. От этого места река называется Чагодоща. От устья Лиди до поселка Чагода, где маршрут заканчивается, встречаются 6 перекатов, проходимых по главной струе. Чагода-районный центр Вологодской области. Отсюда до станции Подборовье ежедневно идет поезд, два вагона которого имеют сообщение с Ленинградом. Удобное место для разборки байдарок-на левом берегу, возле пляжа, откуда до железнодорожной станции 500 метров. Магазины, почта: и медпункт имеются в населенных пунктах Радогощь, Лидь, Заборье, Тургошь.

В высокую воду маршрут можно удлинить на 18 километров, начав от Святозера, и через Мокозеро и Мелгозеро выйти в озеро Пелушское. Подъехать можно поездом узкоколейки лесовозной трассы, начало которой - в 1,5 километра от железнодорожной станции Заборье. При этом варианте маршрут будет соответствовать II категории сложности.




   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;