LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



хребет Бакты
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Паводковые притоки Оки, Д.Шварц, дополнения В.Завьялова

Паводковые притоки Оки.
Обзор.

Дима Шварц (2795489, shvarts@mccme.ru)
с дополнениями и исправлениями
Славы Завьялова.
Версия 5. 17.03.2003

   В тексте описаны некоторые притоки Оки от Калуги до Коломны. Половодье в этом регионе начинается примерно в начале апреля и длится две недели. Большая часть описываемых рек проходима только в этот период, но некоторые можно идти даже летом, хотя удовольствие, конечно, не то. Реки отличаются большими уклонами (до 4-5м/км) на большой длине (так, длина интересного участка Скниги около 40км), тогда как интересные для сплава участки других рек Подмосковья сравнительно коротки. Препятствия, как и полагается на паводковой реке - заломы, завалы и прижимы. Струя может быть очень мощной, но все же больших валов и бочек на этих реках нет. Основную трудность представляет преодоление сложных деревянных конструкций, где прохождение должно быть выверено с точностью до гребка.
   По малой воде часто открываются техногенные препятствия - строительный мусор в русле, остатки плотин. Обычно они проходимы, а иногда очень приятны, но малейшая неосторожность может привести к серьезной аварии.
   К недостаткам района следует отнести раннее половодье (начало апреля) и, в связи с этим, неустойчивую погоду, большое количество снега в течение сплавного сезона и не очень удобную (по сравнению с другими популярными подмосковными речками) заброску.

Суда, снаряжение,...

   Для сплава пригодны любые малые суда. На Тайменях лучше воздержаться от верховьев маленьких речек. Из снаряжения обязательны каска, спасжилет и гидрокостюм. Столь же необходимо иметь запасные весла, спасконцы, обвязку и емкости непотопляемости на судах.

Подготовка участников.

   Для отправляющиеся на подобные реки в первый раз, замечу, что несмотря на официальную IКС, по сложности они эквивалентны карельским тройкам и существенно опаснее. Кроме того, опыт Карелии здесь практически бесполезен. В качестве примера могу привести собственный результат (6 килей за поход). Также можно почитать дневники по Вашане, Выпрейке, Большой Сестре и многочисленные тексты по в общем аналогичной Льняной у Мошкова.
   Категорийность, указанная в таблице - авторская. Как и в стандартной, рекомендуется не повышать сложность рек более, чем на один пункт за раз. Вкратце, А соответствует Истре, Б - Волгуще, В - Большой Сестре, Г - Выпрейке. Подробности в тексте Категорийность подмосковных паводковых рек. Знак вопроса после буквы означает, что сложность оценивалась только или почти только по формальным данным.
   С точки зрения автора, опыт прохождения равнинных речек с точки зрения хождения по подмосковным паводковым заменяет А, Карельских двоек-троек - А+, отягощаемый излишней уверенностью в своих силах, валдайских шиверистых без особых завалов (типа Шегринки) - Б, с завалами (Льняная или Волма в хорошую воду - Г), опыт Кунянки, Щеберехи итд совершенно достаточен для любых выходов. О серьезных азиатских реках я и не говорю.

Обозначения, ссылки и другая информация.

   Указанный в тексте километраж получен Славой Завьяловым с помощью карты и циркуля раствором 2мм без учета коэффициента извилистости. Поэтому (и не только) не стоит рассчитывать ходовое время, деля число километров на 5-6-7км/ч. На более мелких и завалистых реках скорость уменьшится до 1-2км/ч.
   Площади водосборов измерены Славой Завьяловым по карте с помощью клетчатой бумаги. Как показывает практика, в пик половодья проходима почти любая обозначенная на карте речка. Впрочем, проблемы тут могут возникнуть не из-за недостатка воды, а из-за огромного количества завалов (маленькие речки, естественно, завалены больше). Для некоторой гарантии возможности сплава необходима площадь водосбора 30км^2. Мощные участки рек начинаются с площади водосбора 50-60км^2. Для хождения летом необходимо как минимум 250-300км^2.
   В половодье приустьевые участки рек подтоплены Окой на несколько метров. Как правило, в это время асфальтированные дороги уже высохли, на грунтовках неглубокая грязь или лед, вне дорог можно встретить все, что угодно от высохшего поля до снега по пояс. Могут возникнуть проблемы с переходом притоков (даже тех, в которых летом воды по щиколотку). Один из способов выброски - сплав по Оке. Средняя скорость в половодье - не менее 10км/ч.

Основные промежуточные пункты заброски и выброски.

   Калуга. Автобусы и электрички из Москвы. Автовокзал в 15 минутах ходьбы от ст. Калуга-1. Ст. Калуга-2 далеко от автовокзала и города.
   Тула. Автобусы и электрички из Москвы.
   Серпухов. Электрички и автобусы из Москвы.
   Заокский. Электрички из Москвы (ст. Тарусская).
   Алексин. Местные поезда из Калуги и Тулы, автобусы из Москвы, Заокского, Калуги и Тулы.
   Таруса. Автобусы до Серпухова.
   Кашира, Ожерелье, Узуново, Голутвин. Электрички из Москвы.

Проходимость автомобильных дорог.

   Магистральные дороги: Москва - Калуга (М3), Москва - Тула (М2, новая трасса), Москва - Тамбов (М6) удобны для автостопа. Автобусов на них немного - дальние из Москвы. При этом все автобусы в Тулу и Алексин идут по старой тульской трассе (в отличие от машин), даже автобусы Заокский - Алексин, хотя там есть и прямая дорога. На старой тульской трассе есть и довольно активное локальное движение, так что подъехать автостопом на небольшое расстояние по ней можно.
   Много машин и автобусов на дороге Калуга - Тула (Р132), ходят автобусы и по дороге Таруса - Серпухов, а вот на Р115 на участке Кашира - Пахомово рейсовое сообщение только от Каширы до д. Иваньково. Далее дорога пустынна.
   Расписания локальных автобусов можно найти на сайтах
[*] http://www.mccme.ru/~kondr/ -- Страничка Володи Кондратьева
[**] http://mosobltrans.newmail.ru/ -- Автобусы в Подмосковье
или в отчетах по конкретным рекам. В хитросплетениях автобусов разобраться непросто, если какие-то возможности в тексте пропущены - поделитесь опытом.

Правые притоки от Калуги до Алексина.

   Видимо, (вместе с речками из следующего раздела) наиболее спортивно-интересная часть района. Увы, заброска и выброска займут не менее 5 часов каждая, что много для двухдневного похода. Однако большие уклоны, лесистость и малонаселенность территории жалко не использовать, если есть несколько дней в начале апреля.
   Основным способом заброски служит автодорога Калуга - Тула (Р132). Пройдя от нее несколько километров, можно попасть на Ужердь, Дугну и Крушму.
   Из Алексина можно заброситься на пару одноименных притоков Крушмы или к ее среднему течению. Туда же можно попасть от ближних к Алексину станций ж/д Тула - Алексин.

    Ужердь
       Забрасываться можно в разные точки реки по грунтовкам от Р132, например по дороге Песочня - Кременево (8км от Р132). Выброска возможна от устья (2.5км до Р132 по дороге) или от моста Р132 (4 км выше устья).
       Данных о прохождении реки нет.

    Участок от моста Песочня-Кременево до устья:
    длина 19
    перепад высот 63
    средний уклон 3.3
    площади водосбора в начале/конце 36/137
    категорийность Г?

    Дугна
       Можно начать сплав от сразу от моста Р132, можно пешком забраться на несколько километров выше. Выброска -- от устья (пос. Дугна, 10км до Р132, 15км до ст. Ферзиково ж/д Калуга-Тула; есть автобусы на Ферзиково, возможно, на Калугу или Тулу).
       Около поселка Дугна на карте трехкилометровое расширение реки до 20м. То ли правда, то ли глюк, то ли водохранилище. Проверьте свою удачу.
       Данных о прохождении реки нет.

    Участок от моста Р132 до устья:
    длина 11
    перепад высот 55
    средний уклон 5.0
    площади водосбора в начале/конце 124/202
    категорийность Г-Д?

    Крушма
       Река сливается из двух составляющих с одинаковыми названиями и примерно равными площадями водосбора. Вариантов заброски/выброски много: кроме Р132 есть множество других асфальтовых дорог с автобусным сообщением [*] и ж/д Тула-Алексин. Выброска -- 10км по Оке до Алексина.
       В [1] описывается участок от моста через Левую Крушму у деревни Вишневая в 2км выше слияния с правой Крушмой до устья. Река течет в красивых дубовых лесах, завалов практически нет.

    [1] http://www.marathon.ru/~vadim/Krushma/krushma.html

       Участки:
    1. Левая Крушма от моста Р132 до слияния с Правой Крушмой.
    2. Правая Крушма от моста автодороги Алексин - Тула до слияния с Левой Крушмой.
    3. Крушма от слияния составляющих до устья.
    участок 1. 2. 3.
    длина 19 15 25
    перепад высот 38 41 38
    средний уклон 2.0 2.7 1.5
    площади водосбора в начале/конце 30/143 40/130 273/402
    категорийность В? В? Б

Левые притоки от Калуги до Тарусы.

  К этим речкам целиком и полностью относятся слова предыдущего раздела. Калужка, Комола и Мышега доступны благодаря ж/д Калуга-1 - Алексин, а Калужка и Дряща -- благодаря автодороге Калуга - Таруса.
  Также возможна заброска на Дрящу через Серпухов и Тарусу. Может быть, так быстрее.
  Таруса не отличается большим уклоном, зато она проходима все лето.

    Калужка
       Заброситься/выброситься можно почти из любого места: вдоль реки идет автодорога Калуга-Таруса. В самые верховья можно заброситься от пл. 193км ж/д Калуга-1 - Алексин (2км). Выброска -- от устья на калужском городском транспорте (6км до ст. Калуга-1).
       На реке ежегодно (в первые или вторые выходные апреля) калужские водники проводят соревнования по ТВТ.

       Участок от моста автотрассы Калуга-Таруса до устья:
    длина 23
    перепад высот 71
    средний уклон 3.1
    площади водосбора в начале/конце 70/256
    категорийность Г?

    Комола
       Заброска: деревня Пышково или мост дороги Ферзиково - Кольцово (есть автобусы, [*]). В любом случае около 7 км от Ферзиково. Выброска по Оке до поселка Дугна.
       Данных о прохождении реки нет.

       Участок от моста дороги Ферзиково - Кольцово до устья:
    длина 6
    перепад высот 52
    средний уклон 8.6
    площади водосбора в начале/конце 36/80
    категорийность Г-Д?

    Мышега
       Заброска по автодороге Калуга-Таруса или по ж/д Калуга-1 - Алексин (3км от станции Ферзиково по дороге) ко впадению Мышенки. Промежуточная заброска/выброска -- на станции 217км и Средняя той же ж/д. Выброска -- от устья, из города Алексин.
       Данных о прохождении реки нет.

       Участок от впадения Мышенки до устья:
    длина 28
    перепад высот 69
    средний уклон 2.5
    площади водосбора в начале/конце 56/252
    категорийность В-Г?

    Дряща
       Заброска по автодороге Калуга - Таруса. Если у моста речка покажется непригодной для сплава, можно пройти пару километров вниз по течению до правого притока. Выброска - около 20км по Оке до Тарусы. Ближе расположены Алекино (10км, автобусы в Тарусу) и Велегож (15км, автобусы в Заокский) [*].
       Данных о прохождении реки нет.

       Участок от правого притока (из Петрищево) до устья:
    длина 14
    перепад высот 70
    средний уклон 5.0
    площади водосбора в начале/конце 36/105
    категорийность Г?

    Таруса
       В самые верховья можно заброситься пешком от ж/д Калуга-1 - Алексин (от станции 185км до д. Осипово 7км). От д. Сугоново (22км по асфальтированной дороге от Ферзиково, ходит автобус [*]) можно сплавляться и летом. За 6 км до Сугуново дорога пересекает ручей Черный Омут - в паводок можно начать с него. Дорога Таруса - Лопатино - Кресты - Роща пересекает реку два раза. По ней ходят автобусы [*]. К верховьям подходит дорога от ст. Кульнево Калужской ж/д. Выброска из Тарусы.
       Согласно [1] от Сугуново до Исаково (36км до устья) река спокойна, встречаются несколько завалов. От Исаково до Лопатино (18км до устья) серия мощных перекатов, ниже перекаты послабее, но река не успокаивается почти до устья.
       [1] и [2] - описание и дневник апрельского похода 2002г. Таруса пройдена на участке от Сугуново до устья по низкому паводку.    Участки:
    1. д. Осипово - д. Сугоново
    2. д. Сугоново - д. Лопатино
    3. д. Лопатино - Таруса
    участок 1. 2. 3.
    длина 26 44 18
    перепад высот 26 38 18
    средний уклон 1.0 0.9 1.0
    площади водосбора в начале/конце 44/249 340/700 700/813
    категорийность А+? A+ A+

[1] http://www.bon.ru/RECHKI/tarusa.html
[2] http://www.bon.ru/OTHER_RESOURCES/RECHKI/tarusa_lelk.html

Правые притоки от Алексина до Серпухова.

   Удобную заброску обеспечивает ж/д Москва - Тула и старая и новая тульские трассы. Выброска с этого куста рек (Вашана, Выпрейка, Скнижка, Скнига) - по Оке до Тарусы или Серпухова.

    Вашана
       Заброска в верховья до ст. Ясногорск Тульской ж/д (300м до реки). Можно начать и с ее притока Вашанки (2.5км от ст. 153км). Средний (проходимый и летом) участок начинается от моста старой тульской трассы после впадения Сулемы. В низовьях реку пересекают еще две трассы, по которым можно уехать в Алексин или Заокский. От устья можно плыть по Оке до Тарусы (22км), можно попробовать уехать в Алексин.
       Недостаток реки - полное отсутствие стоянок в верхней части. Верховья реки существенно круче, чем низовья. Недоходя д. Вашана, вроде бы, большой участок завалов. Зато по словам местных, река то ли не замерзает, то ли что, но льда на ней в половодье не бывает (в отличие, например, от Скниги). В интернете есть тексты [1] и [2], оба - впечатления от верхней части реки и имеют только развлекательную ценность. [3] - описание нижней части реки (от Р143) в августе.
      Река очень популярна, в апреле тульские водники устраивают на ней соревнования по ТВТ.

    [1] А.Савватеев: http://slazav.chat.ru/vash99as.htm, http://www.lib.ru/TURIZM/washana.txt
    [2] Д.Шварц: http://slazav.chat.ru/vash99ds.htm
    [3] В.Завьялов: http://slazav.chat.ru/vash01.htm

      Участки:
    1. Ясногорск - устье Вашанки
    2. Устье Вашанки - мост старой тульской трассы
    3. мост старой тульской трассы - устье
    участок 1. 2. 3.
    длина 10 9 39
    перепад высот 28 12 50
    средний уклон 2.8 1.3 1.3
    площади водосбора в начале/конце 51/132 252/374 374/631
    категорийность В+ Б Б

    Выпрейка
       Начало сплава - мост старой тульской трассы. До него можно добраться от ст. Тарусская на автобусах, идущих по оной трассе (их расписание согласовано с утренними электричками) или на такси. Можно также дойти пешком от ст. Пахомово (9км) выйти на трассу от пл. 132км (2км) и оставшиеся 12км проехать на автобусе, а можно и воспользоваться автобусами Москва - Алексин или Москва - Тула. В низовьях реку пересекает дорога Алексин - Заокский. Выброска - 10км вниз по Оке до Тарусы.
       За последние несколько лет река стала очень популярна. Есть подробные описания - [1], [2] и [3]. Авторы (А. Тонис и В. Завьялов и О. Волков) рекой очень довольны. Выделяются самое мощное из известных препятствий района - Гатницкий порог и непроходимая плотина в Масолово с удобными для катания валами.

    [1] http://slazav.chat.ru/vypr99.htm, http://www.lib.ru/TURIZM/wyprejka.txt
    [2] http://slazav.chat.ru/vypr01.htm

    [3] http://slazav.chat.ru/vypr01ov.htm

       Участок от д. Ненашево до устья:
    длина 25
    перепад высот 80
    средний уклон 3.2
    площади водосбора в начале/конце 55/196
    категорийность Г

    Скнижка
       Забрасываться можно к самым верховьям - мосту старой Тульской трассы или д. Немцово чуть ниже. Обе эти точки в ~5км от пл. 132км. Вам решать, компенсирует ли большой уклон (~6м/км) маловодье (пл. водосбора 11км^2 у моста) и возможную необходимость 2км волока по/вдоль замерзшего водохранилища. Более надежно начать от д. Нечаево, до которой 7км от Заокского. Есть автобусы [*]. Для выброски можно использовать дорогу Заокский - Музей Поленово, идущую вдоль низовьев. По ней ходят автобусы [*]. Можно также переплыть Оку и выйти на дорогу Таруса - Серпухов (2км) или плыть вниз по Оке до ж/д моста (25км).
       Отчет [1] описывает участок реки от места примерно в 2км ниже Нечаево до устья. Речка менее мощная и разнообразная, чем Выпрейка, однако более техничная (уже струя, меньше уловов). На всем ее протяжении по берегам замечательные хвойные леса. Из необычных препятствий - проходимая размытая плотина в Нечаевском и 2-3км каньон ниже Страхово, где основным препятствием становятся поганки. В начале деревни Страхово - непроходимая плотина.

    [1] http://slazav.chat.ru/skni01.htm
    [2] http://www.marathon.ru/~vadim/Sknizhka/sknizhka2k.html

       Участок от д. Нечаево до устья:
    длина 19
    перепад высот 55
    средний уклон 2.9
    площади водосбора в начале/конце 60/154
    категорийность В+

    Скнига
       Самая верхняя точка с удобной заброской - д. Дмитревское в 8км от ст. Пахомово. Есть автобусы [2]. Вообще, река течет не более, чем в 8 км от ж/д Москва - Тула, так что заброситься или выброситься можно куда/откуда угодно. И дорожка найдется. Особо отмечу дер. Русятино (автобусы от Заокского, [*]) и мост новой тульской трассы. От последнего можно сплавляться и летом. Выброска от устья - 2км по Оке до моста и несколько сот метров до ст. Ока (левый берег).
       На первых ~10км нет леса, ниже со стоянками скорее хорошо. Очень красивые места в среднем течении. Много вариантов заброски/выброски в середине. По низкой воде появляются 5 техногенных, но вполне приятных препятствий. Есть тексты по верхнему [2], среднему и нижнему [3] и нижнему [1], [5] течению. Они покрывают всю реку, исключая ~3км участок Ченцово - Дворяниново. [1] и [3] содержат информацию о состоянии реки в межень, [5] - в самом конце весеннего паводка, что эквивалентно сильному дождевому. Еще есть текст [4] про особенности национального туризма А. Захарова...

    [1] Алексей Скрипко: http://www.lib.ru/TURIZM/skniga.txt
    [2] Артем Качуровский: http://www.lib.ru/TURIZM/skniga2.txt
    [3] Дима Шварц: http://slazav.chat.ru/skni99ds.htm, http://www.lib.ru/TURIZM/skniga3.txt
    [4] Леша Захаров: http://slazav.chat.ru/skni99az.htm, http://www.lib.ru/TURIZM/skniga4.txt
    [5] Алексей Мурынов http://murinov.newmail.ru/Turizm/skniga00.htm

       Участки:
    1. д. Дмитревское - мост новой тульской трассы
    2. Мост новой тульской трассы - устье
    участок 1. 2.
    длина 18 22
    перепад высот 33 39
    средний уклон 1.8 1.8
    площади водосбора в начале/конце 86/244 244/380
    категорийность В Б

Правые притоки от Серпухова до Коломны.

   Интерес представляют притоки, образующие Беспуту (три одноименных речки и Сушка), на которые можно более или менее удобно заброситься от Ясногорска. Уклоны тут ~4м/км. Беспута после слияния всех притоков - большая река с малым уклоном. Аналогична по своим свойствам Большая Смедва (с притоком Малая Смедва), но ее верховья куда менее круты. Более спортивен, хотя и короток ее левый приток Любинка. Недостаток этих рек (кроме Любинки) - отсутствие лесов в верхнем и среднем течении. Интересен, хотя и труднодоступен левый приток Беспуты Восьма. Мутенка коротка, но уклон очень велик. (~5.5м/км) Осетр спортивной ценности не представляет (А+), но знаменит разными авариями, происходившими на нем. Можете проверить свою удачу...

    Восьма
       Заброска - автобус от Каширы до Иванькова [1], [*], далее 12км по Р115 до моста у д. Климовское пешком или на нанятой машине. От устья 1км до дороги Иваньково - Кашира. От д. Восемское в 2.5км выше устья 2.5км до Иваньково.
       По верхнему и среднему течению есть текст А. Тониса [1] с исчерпывающей информацией. Можно продолжить поход по Беспуте (12км, ~1м/км) и Оке (15км) до Каширы.

    [1] http://slazav.chat.ru/vosm99at.htm, http://www.lib.ru/TURIZM/wosxma.txt

       Участок от д. Климовское до устья:
    длина 20
    перепад высот 65
    средний уклон 3.3
    площади водосбора в начале/конце 45/217
    категорийность Г

    Беспута
       Сливается из четырех составляющих: трех Беспут и Сушки (а на гидрографической карте Моск. губернии 1926г. и Сушка называется Безпутой). Все составляющие примерно одинаковы, заброситься на них можно из Ясногорска (12-20км), на все, кроме Левой Беспуты - на автобусе [*]. Правая Беспута перекрыта плотиной в 2км ниже моста трассы Ясногорск - Мордвес. Длина водохранилища около километра, поэтому имеет смысл начинать от плотины.
       Также интересен и приток Беспуты - Апрань. На нее можно заброситься от дороги Мордвес - Ясногорск (2км пешком вдоль притока от Спицино). Можно сплавиться и по 4.5 последним километрам притока Апрани - Пранки.
       В нескольких местах Беспуту пересекают дороги, их полезность неизвестна. Надежнее идти до моста дороги Иваньково - Кашира и уехать автобусом в Каширу [*]. Можно продолжить поход до устья (13км) и по Оке до Каширы (еще 15).
       Нижний участок реки от дер. Михайловка (~34км до устья) до конца в межень описан в [1]. Локальные маленькие порожки, проходимые даже Тайменями. Заброска на машине от Ясногорска, выброска по Оке.
       [2] описывает неудачную попытку сплава по правой Беспуте от плотины у дер. Мокрый Корь. Информации немного.

    [1] http://www.bon.ru/RECHKI/besputa.html
    [2] http://www.bon.ru/RECHKI/prav_besputa.html

       Участки:
    1. Левая Беспута от Тунаевки до слияния со Средней Беспутой.
    2. Средняя Беспута от последней на карте плотины до слияния с Левой Беспутой.
    3. Сушка от моста дороги Ясногорск - Мордвес до впадения в Беспуту.
    4. Пр.Беспута от плотины в 2км от д. Мокрый Корь до слияния с остальными Беспутами.
    5. Апрань от моста дороги Ясногорск - Мордвес до впадения в Беспуту.
    6. Беспута от слияния всех составляющих до устья.
    участок 1. 2. 3. 4. 5. 6.
    длина 7 10 7 4 15 46
    перепад высот 44 50 28 16 42 42
    средний уклон 6.3 5.0 4.0 4.0 2.8 0.9
    водосб. в нач./кон. 34/61 32/77 80/110 67/92 61/183 345/1006
    категорийность Г? Г? Г? Г? В-Г? Б

    Большая Смедва.
       Начать сплав можно от моста ж/д Ожерелье - Узловая-1 (электричка от Ожерелья до пл. 137км и 2км пешком). Ниже реку пересекает М6 (Москва - Тамбов). Можно также начать поход и по реке малая Смедва от моста М6. Следующая удобная точка заброски - мост ж/д Москва - Узуново неподалеку от ст. Топканово. Отсюда можно сплавляться и летом. В низовьях реку в нескольких местах пересекают асфальтированные дороги. От д. Емельяново в 5км выше устья ходят автобусы в Каширу. От устья 4км до г. Озеры, откуда можно уехать в Коломну автобусом [*] или электричкой. Можно закончить маршрут и в 6км ранее, у моста в дер. Емельяновка, откуда ходят автобусы в Каширу. Под мостом через Оку, сразу после устья Б.С. при среднем паводке образуется порог.
       По сведениям группы, проходившей маршрут в меженную воду от Топканово до устья Малой Песочни (примерно половина нижнего участка), недалеко от начала слив, при попытке прохождения которого был угроблен Таймень, далее стоячая вода и завалы. Словом, врядли можно рекомендовать летний сплав.

       [1] описывает участкок моста в пос. Маслово до дер. Емельяновка в пик паводка. По сложности напоминает Малую Истру, но гораздо красивее. Единственное нетривиальное препятствие - техногенный слив чуть ниже Бутьково со сложной лавировкой за ним.

    [1] http://slazav.chat.ru/smed01as.htm

       Участки
    1. Мост ж/д Ожерелье - Узловая-1 - мост М6
    2. Мост М6 - мост ж/д Москва - Узуново
    3. Мост ж/д Москва - Узуново - устье
    участок 1. 2. 3.
    длина 9 16 30
    перепад высот 18 28 28
    средний уклон 2.0 1.8 0.93
    площади водосбора в начале/конце 42/92 92/261 261/569
    категорийность Б? Б? Б

    Любинка
       Заброска в верховья Любинки - по асфальтированной дороге от Ожерелья. Ходит автобус [1]. Сплав начинается от деревни Богатищево сразу после впадения Сухой Любинки (10км от станции). Выброска - дойти от устья Любинки до Оки - 6км и уехать сначала в Озеры, потом в Коломну или пройти от устья Любинки 1км и уехать в Каширу. (См. Б. Смедву)
       Отчет [1] описывает участок от с. Воскресенское до дер. Емельяновка (На Б. Смедве, в 1км ниже устья Любинки). Очень красивая и сложная река класса Выпрейки или Скнижки. По берегам по большей части сосновые леса. Недостаток - завалов на километр раза в 2 больше, чем на той же Выпрейке.

    [1] http://slazav.chat.ru/lubi01ds.htm

      Участок от д. Богатищево до устья:
    длина 8.5
    перепад высот 38
    средний уклон 4.5
    площади водосбора в начале/конце 62/89
    категорийность Г

    Мутенка
       Сплав лучше начать у моста М6, до которого можно добраться автостопом или от ст. Кашира и Ожерелье (6 и 9км соответственно). Через 2км - мост М4 (Москва - Воронеж, М4 и М6 разделяются за 2км до мостов). В 2км от устья реку пересекает Р115, а от устья 7км по Оке до Каширы.
       В 500м выше моста Р115 Мутенка перекрыта плотиной, образующей водохранилище длиной 800м. Чуть выше на 1-1.5км вдоль реки тянется д. Корыстово. Словом, несмотря на выдающийся уклон, ценность реки пока не ясна.
       Название реки происходит от слова "омут", что плохо сочетается с малой водностью и большим уклоном.
       Данных о прохождении реки нет.

       Участок от моста М6 до устья:
    длина 9
    перепад высот 50
    средний уклон 5.5
    площади водосбора в начале/конце 36/113
    категорийность Г-Д?

    Осетр
    Есть подробная лоция и техописание в тексте Олега Волкова "Лоции 9 рек Подмосковья 1988-98 г." http://lib.ru/TURIZM/moskwa2.txt

И еще несколько интересных речек.

   Левые притоки Оки от Тарусы до Коломны интереса не представляют. Если исключить совсем маленькие и для сплава вряд ли пригодные, останутся практически не падающие Протва (про Протву и ее притоки см. [1]), Нара (см. [1] и [2]) и Лопасня ([3] и [4]) и очень популярная, но простая Каширка (уклон ~1м/км) (см. ниже). Однако поблизости протекают три речки о которых хотелось бы упомянуть. Именно, Городенка и ее приток Городянка (течет рядом, на карте МО не подписана) и Коломенка. К сожалению, сплавные участки этих рек коротки. Информацию о них можно почерпнуть из текстов Славы Завьялова и Саши Тониса (Городенка-98 [5], Городенка-99, неудачный поход [6],[7], Коломенка [8]).

[1] Валентин Юрин "Паводковые реки Подмосковья и Валдая": http://www.lib.ru/TURIZM/moskwa.txt
[2] Олег Волков "Лоции 9 рек Подмосковья 1988-98 г.": http://www.lib.ru/TURIZM/moskwa2.txt
[3] Олег Бондарев: http://www.lib.ru/TURIZM/lopasnq.txt
[4] Николай Спрингис: http://www.lib.ru/TURIZM/lopasnq2.txt
[5] А.Тонис: http://slazav.chat.ru/goro98at.htm, http://www.lib.ru/TURIZM/gorodenka.txt
[6] А.Тонис: http://slazav.chat.ru/goro99at.htm
[7] В.Завьялов: http://slazav.chat.ru/goro99/index.htm
[8] В.Завьялов, Д.Шварц: http://slazav.chat.ru/kolom99.htm, http://www.lib.ru/TURIZM/kolomenka.txt

    Каширка
       Популярная речка. Течет по населенному району вдоль ж/д, так что забросок/ выбросок предостаточно. Самая верхняя - 2км по путям от ст. Михнево ж/д Москва - Узуново. Неподалеку от устья д. Старая Кашира, откуда ходит автобус до ж/д. По поводу остальных - смотрите карту или читайте в многочисленных отчетах. По низовьям (например от моста ж/д Жилево - Воскресенск) можно ходить и летом но рекомендовать не могу из-за техногенного мусора в реке.

    [1] Денис Будяк: http://www.lib.ru/TURIZM/kashirka.txt
    [2] Тимофей Костин: http://www.lib.ru/TURIZM/kashirka2.txt

       Участки: 1. от ж/д моста у Михнево до ж/д моста у Колычево
    2. от ж/д моста у Колычево до устья
    участок 1. 2.
    длина 22 27
    перепад высот 28 26
    средний уклон 1.3 0.96
    площади водосбора в начале/конце 84/228 228/651
    категорийность Б Б

Летние перспективы района.

   Увы, остается совсем немного (зато это почти единственные места в Подмосковье, где можно покататься в текущей воде). Именно,
- Крумша от слияния правой и левой Крумши до устья, 25км.
- Низовья Вашаны от моста старой тульской трассы до устья, 40км.
- Скнига от моста новой тульской трассы до устья, 22км.
- Таруса от Сугунова до устья, 62км.
- Большая Смедва от Топканово до устья, 30км.
- Беспута от впадения Сушки до устья, 46км.
- Каширка от Колычево до устья, 27км

   Уклон (в зависимости от реки) от 0.9 до 1.8м/км. Все же я посоветую перед тем как идти, дождаться дождика, а если берете Таймень, большого дождика.

Карты.

   Поскольку не исключена аварийная выброска, лучше иметь двухкилометровку. Из стандартных:

   Листы "Подмосковье"
9 (Калуга): Калужка (часть), Ужредь (часть).
10 (Тула): Калужка (часть), Ужредь (часть), Дугна, Крушма (с притоками), Вашана, Выпрейка, Скнижка, Скнига, Комола, Мышега, Дряща, Таруса, Беспута (верхняя), притоки Беспуты, Восьма, Беспута (нижняя, часть).
11 (Новомосковск): Апрань, Мутенка, Бол.Смедва, Любинка, Каширка (низовья).

   Книжки фабрики Дунаева (в скобках номера страниц)
Московская обл.: Таруса (36, часть), Выпрейка (36, часть), Скнижка (36), Скнига (36-37), Восьма (37), Беспута (нижняя, часть, 37), Мутенка (38), Бол. Смедва (38-39), Любинка (39), Каширка (31,37,38), Коломенка (33,39),Городенка/Городянка (32).
Калужская обл.: Калужка (14), Ужредь (14,22,23), Комола (14), Мышега (14,15), Таруса (14,15), Дугна (15,23), Дряща (15), Крушма (15).
Тульская обл.: Таруса (нижняя часть 4,5), Дряща (4,5), Мышега (4), Комола (4), Дугна (4,9), Крушма (4,5,9,10), Вашана (5,6), Выпрейка (5), Скнижка (5), Скнига (почти вся, 5,6), Беспута (6,7), Восьма (6), Мутенка (7), Бол. Смедва (почти вся, 7).

   Также интересны километровые карты-книжки, выпускаемые совместно фирмами Арбалет и АСТ-Пресс Картография. На них нет сетки и горизонталей, да и вес порядка 0.5кг великоват для похода, но наличествует свежая информация о плотинах, дачных участках итд.

Электрички.

Расписание электричек по направлениям Москва <-> Тула-1, Москва <-> Калуга-1, Москва <-> Узуново можно посмотреть на poez.da.ru или moskva.ruz.net.
   Возможно, более свежую информацию о разных электричках/поездах можно почерпнуть в книге А. Кротова "Все электрички России".

Калуга-1 - Алексин (08.98) 8.00-10.11 12.54-15.00 22.15-0.21
Алексин - Калуга-2 (08.98) 5.27-7.30 11.02-13.13 15.32-17.37

Тула-3 - Алексин (7.95) 7.43-9.41 17.34-19.30 20.00-21.55(летний, В)
Алексин - Тула-3 (11.96) 5.10-7.04 15.26-17.50

Озеры - Голутвин (г. Коломна) (4.97) 5.33-6.47р 6.50-8.11В, 10.40-11.55(ос. назн.) 14.02-15.22 18.35-19.57В 18.45-19.55р, 22.01-23.11(ос. назн.)

Ожерелье - Узловая-1 8.15-11.21(кр. субб.) 9.35-12.42с, 13.57-16.27, 17.22-20.27, 20.43-23.11




   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;