Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
ОТЧЕТ о горном туристском походе четвёртой категории сложности в районе Центрального Кавказа
ОТЧЕТ
о горном туристском походе четвертой, категории сложности проходившем с 30.07.89 по.13.08.89 в районе Центрального Кавказа.
Руководитель группы: Пашкова С.А.
I. Справочные сведения о группе и маршруте.
Вид туризма - горный.
Категория сложности - четвертая.
Район похода - Центральный Кавказ: Дигория, Караугом.
Время проведения - с 30 июля по 13 августа 1989 г.
Пройденная нитка маршрута: т/б"Дзинага" - а/л "Раймази" - пер. Мосота -/2А/- л. Зопхито - пер. МИЭТ /1А/ - р. Домба - р. Киртыш - л. Таймази Ю. - пер. Таймази Восточный /2Б/ - поляна Таймази - пер. Авсанау /1А/ - л. Бартуй - пер.Электрон /2А/ - л. Харисдор - пер. Фастаг + пер. Бориса Гельфгата /2Б/ - Караутомское плато - Пер. Купол Воологаты + пер. Воологата /2Б/ - поляна микелай - т/б "Дзинага"
Пройдены перевалы:
Мосота
2А
3450
миэт
1А
3280
Таймази Вост.
2Б
3300
Авсанау
1А
2900
Электрон
2А
3400
Фастаг +
2А
3640
Б.Гельфгата
2Б
4000
Купол Воологаты
2Б
4100
Протяженность маршрута - 157 км.
Продолжительность похода - 15 дней.
Организатор похода - Клуб Туристов ЛГУ.
СОСТАВ ГРУППЫ
№.
Ф.И.О.
Год рожд.
Домашний адрес
Место работы
Предпох. опыт
Обяз. в группе
I
Пашкова Светлана Александровна
1962
ул.Верейская д.35,кв.10
ЦНИИ "ШП"
5гУ Кав. ЗгР Кав. 5лУ Саян
Руководитель
2
Волкова Елена Игоревна
1969
ул.Восстания д.3/5,кв.14
ЛГУ Физ/ф
ЗгУ Кав. ЗлУ Арм.
Медик
3
Драчев Дмитрий Игоревич
1965
9 линия ВО д. 54,ку.44
ДПШ-1 препо-дават.
ЗгУ Кав. ЗлУ Арм. 1гР Фаны
4
Егорова Татьяна Анатольевна
1968
ул.Марата д.19,кв.5
лгми студ.
ЗгУ Кав. 4лУ Кольский п-ов
Начпрод
5
Кузнецова Марина Николаевна
1964
ул.Тележная д.З,кв.З
ЗгУ Кав. 2лУ Кар.
Начфин
6
Малихин Юрий Ефимович
1949
ул.Тельмана д.42,кв.20
завод Морион инж.
ЗгУ Кав. 5пУ Саян 2пР
7
Пшеничников Владимир Павлович
1966
6 линия ВО д. 17,кв.53
ВСЕГЕИ техник
ЗгУ Кав. 5лУ
Фотограф
8
Шабанов Сергей Викторович
1967
Наб.реки Мойки д.35,кв.4
ЛГУ Физ/ф студ.
ЗгУ Кав. 2лУ 1лР Кар.
Ремонтник
2. Справочные сведения о районе похода.
Дигория-Караугом, район Центрального Кавказа, расположенный между долиной реки Черек Балкарский и Цейским ущельем. На север от ГКХ ответвляется крупный отрог - Суганские Альпы. Здесь много перевалов, преимущественно до 2Б к.с, что позволяет удобно спланировать акклиматизационные выходы или кольца. От ГКХ этот отрог отделяет долина р.Харес. "Изюминкой" района является Караугомское плато и спускающийся с него Караугомский ледник.
Район весьма посещаем туристами и альпинистами, благодаря удобным подъездам и наличию двух альплагерей. Наиболее целесообразным представляется проведение походов III-V к.с., т.к. "единичкам" и "двойкам" приходится довольствоваться лишь посещением отрогов.
Подъезды с севера весьма удобны: поезд или самолет до г. Минеральные Воды, откуда часто ходят рейсовые автобусы до г. Орджоникидзе или прямой поезд /самолет/ до Орджоникидзе. Далее: рейсовый автобус до пос. Дзинага / 7 ч 20 мин и 15 ч 30 мин /. Автобус сперва заезжает в пос. Стур-Дигора, расположенный на р.Харес, а потом возвращается в пос.Дзинага, стоящий на правом берегу р. Караугомдон. Стоимость билета I р. 75 коп., багажа - 70 коп. Выше Стур-Дигоры дорога продолжается до коша, стоящего у начала разливов р. Харес, но подъехать реально лишь до а/л "Таймази".
С южной стороны подъезды менее удобны, т.к. населенные пункты довольно далеко от ГКХ, но встречаются геологические партии, например в дол. р.Зопхитури /ищут золото/
Погода в районе часто портится и это следует особо учитывать при планировании запасных дней. Часты вечерние дожди.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
Дата
Участок пути
км
Время в пути
Чистое время
Характер пути
Погода
I
30.07
Пос. Стур-Дигора -- а/л "Таймази" заброска
9.0
11.00 - 16.00
4 ч
Грунтовая дорога
солнечно
2
31.07.89
Лев. берег р.Харес - кош (р.Урсдон) - кош на р.Гурамидон - л.Мосота
20,7
8.20 - 17.30
1 ч 25 + 1 ч 35
Грунтовая дорога; тропа, переправы через притоки р.Харес (мостки вброд), конечные морены ледника
переменная облачность
3
1.08.89
л.Мосота - пер..Мосота (2А, 3450) - верховья л. Зопхито
7,2
13.30 -18.00
3 ч + 1 ч
Открытый и закрытый ледник перила через бергшрунд (30м) Разрушенные скалы, закрытый ледник. При переходе со скал на ледн. - попеременная страховка
Тропа по гребню морены Закрытый ледникЗакрытый ледник, тропа по средиекаменистой осыпи
переменная облачностьтуман
8
6.08.89
Поляна Таймази дневка
—
—
—
—
солнечно
9
7.08.89
Поляна Таймази -р.Гебидон - пер. Авсанау /IA/ пер. - л.Бартуй - озеро на п.морене
14,4
9.00 - 18.00
8,5 ч 1 ч 20'
ТропаСредняя и крупная осыпь открытый ледник
солнечнолегкая облачность
10
8.08.89
Озеро - пер.Электрон* /2А/ перевал - р. Фастагдон
9,0
8.20 - 16.00
1,5 ч 1 ч 50'
Открытый и закрытый ледн., средняя осыпьОткрытый ледник, тропа
переменная облачность
II
9.08.89
Р.Фастагдон - лед. Харисбок - пер. Фастаг /2А/
6,3
9.00 - 16.00
2 ч 20'
Средняя осыпь, закрытый ледник
облачность, туманпеременная облачность
перевал - нижнее плато л.З.Караутом
2 ч
Скалы (спуск дюльферем) снежник
12
10.08.89
Нижнее плато - начало подъема по кулуару Подъем под бергшрунд, подъем по скалам
2,7
8.20 -16.00
0,5 ч 2,5 ч
Закрытый ледник фирн
солнечно
Подъем от скал до председловины
40 мин
скалы (перильная страховка)
13
11.08
Председловина - пер. Б.Гельфгата
13,5
7.20 - 17.00
40 мин
Закрытый ледник
солнечно
Перевал - плато
40 мин
Закрытый ледник (дюльфер 100 м)
Движение по плато до пер.Купол Воологаты
4 ч
Закрытый ледник
14
12.08
Снежная яма - пер.Купол Воологаты + пер. Воологата/2Б/
2,7
12.00 - 17.00
3 ч
Закрытый ледник
снег, гроза, утром - туман
15
13.08
Пер. Воологата Лож.- поляна Микелая
16,2
9.00 - 19.00
3,5 ч
Скальный кулуар, снежник, открытый ледник
солнечно
Поляна Микелая - Райская поляна
1 ч
Среднекаменистая морена, тропа по морене
16
14.08
Райская поляна - т/б "Дзинага"
10,8
7.00 - 9.30
Тропа
солнечно
х Группа не стала переправляться по ледн. из-за болезни участницы (вставал вопрос о спуске вниз по тропе правого берега р.Зопхитури)
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Перевал Мосота /2А, 3450/
Перевал расположен в ГКХ и ведет из долины р. Харес на лед. Зопхито.
От пос. Стур-Дигора, куда доезжаем на автобусе, двигаемся сперва по дороге /до коша/, а потом по хорошо набитой тропе по левому берегу р. Харес. До коша - примерно 5,5 ч хода, но это по жаре и в начале маршрута. На поляне Таймази была оставлена заброска.
От коша тропа спускается вниз к разливам р. Харес. Берег реки представляет собой сильно заболоченный луг и тропа здесь проходит по границе этого луга и осыпного склона долины. Через 30 мин тропа выводит к верхнему кошу /фото 2/. Около коша переправа через р.Гурамидон /приток р. Харес/. Она здесь разделена на несколько небольших рукавов, через часть из них есть клади, некоторые переходим вброд. От переправы - 3 - 3,5 часа до закрытой части лед. Мосота. Сперва по берегу реки / фото 3/, потом по конечным моренам ледника, с выходом на открытую часть ледника и переходом на его правый борт. На желтых поверхностных моренах легко построить ночевки.
От морен 20 мин до закрытой части лед. Мосота. Отсюда 2 перехода по 1 часу до верхнего бергшрунда. Первый переход по плавной дуге слева направо /по ходу/ с последующим поворотом снова влево - в обход выходов льда в нижней части подъема и левобережных трещин. Далее подъем серпантином, переходя закрытые трещины под бергшрунд, закрытый прочным снежным мостом.
Выше бергшрунда - крутой участок около 20 м 35°. Организуем перила 30 м на ледорубе.
От бергшрунда 20 мин движения серпантином до седловины. Перед перевалом - снежная яма, в которой можно поставить 4-5 палаток. Седловина - скально -осыпная, тур в центре.
Спуск плотной группой по очень разрушенным скалам. При переходе со скал на ледник необходимо сразу связаться, т.к. там рантклюфт и несколько трещин. Спуск по снегу 30-35° с попеременной страховкой приблизительно 60 м /фото 4, 5/. Далее до верхнего ледопада - закрытый ледник 10-20°. Ледопад проходится по центру ледника.
По пологой части ледника доходим до скального острова. В верхней его части много разработанных площадок. Слева скальный остров обтекает ручей /в осыпном кулуаре/. Справа - спуск около 20 м по крутому снегу, а далее по разрушенным скалам, крутизной до 15°. Местами легкое лазание. Последний крутой участок скал проходится дюльфером. На скалах оставлено 2 крюка. Дюльфер 40 м. Внизу скал - рантклюфт и довольно глубокие трещины. Здесь было провешено 5 м перил для удобного выхода из рантклюфта. /Спуск по скалам - фото 6/.
Далее некрутой ледник, постепенно становящийся открытым. В месте слияния ледников Зопхито и Зопхито Восточный по языку ледника Зопхито Восточный можно перейти на левый берег реки Зопхито, что позволит избежать переправы через реку. Из-за болезни участницы группа была вынужденаепуститься на луга на правом берегу реки Зопхитури.
Переправиться через реку можно в районе разливов, рано утром. От фермы на правом берегу вниз идет дорога.
Перевал МИЭТ /1А, 3280/
Перевал расположен в южном отроге ГКХ и ведет из долины реки Зопхитури в долину реки Домба.
Тропа на левом берегу реки Зопхитури приводит к заброшенной штольне на склоне. От штольни идет тропа по зеленому гребешку , поросшему рододендронами. Тропа теряется в гребнях зеленых морен. Подъем под ледник, спускающийся с перевала, - по руслу ручья, заваленного скальными обломками. Идти надо придерживаясь правого склона. В средней части перевального взлета крутизна около 30°. Перевальная седловина - осыпная.
Спуск по некрутому снежнику до черных осыпей с разработанными на них ночевками; далее 1 час движемся по пологим скалам в обход каньона. Местами встречаются туры. По снежнику, крутизной 15-20° спускаемся к реке, целиком закрытой лавинными мостами. Придерживаясь правого берега доходим до следующего каньона /фото 10, 11/. Каньон обходится справа по бараньим лбам. В верхней части лбов прекрасные ночевки на альпийских лугах. Тропа по бараньим лбам через час приводит к узкой наклонной щели высотой 3-4 метра. Рюкзаки спускаем на веревке /фото 12/. Сами спускаемся свободным лазанием. После наклонной щели тропа траверсирует травянистый склон /30 мин/ и спускается к реке. Еще через 30 мин выходим к дороге, спускающейся к броду через реку Домба. Выше дороги /ПО течению/ , там, где река выходит из зеленого ущелья наведена переправа из бревен, но она - до первого серьезного дождя.
Перевал Таймази Восточный /2Б, 3300/
Перевал расположен в ГКХ и соединяет ледники Южный и Западный Таймази.
От базы геологов у слияния рек Домба и Киртыш идет дорога. В одном месте она основательно размыта правым притоком р. Киртыш. Переправляемся по остаткам лавинного конуса. У следующего правого притока дорога кончается. Переправа через приток - по камням. На берегу притока есть нарзан. Переправившись через приток, важно не потерять тропу, т.к. тогда придется петлять по старым зеленым моренам. Через 1,5 часа тропа выводит к обширному травянистому полю у языка лед. Киртыш. Отсюда, в обход зеленого отрожка с красноватымии выходами скал, поднимаемся на старую морену с разрушенным скальным выходом. Наверху есть несколько площадок под палатки.
От скального выхода - по старым зеленым моренам выходим к крутой левобережной морене лед. Ю. Таймази. Местами крутизна достигает 40°. Морена ножевая. Через 2 часа после скального выхода морена выводит на ледник Ю. Таймази несколько выше языка. Здесь связываемся и за 30 мин по закрытому пологому леднику доходим до начала ледопада. Ледопад проходится по снежным мостам. Проход хороший, лишь в одном месте понадобилась попеременная страховка. Осыпной кулуар справа по ходу, идущий в скальном выходе, ограничивающем ледопад, вопреки рекомендациям некоторых отчетов, не представляется нам возможным путем подъема. Проход в ледопаде вполне удовлетворителен даже в такой малоснежный год, каким был 1989, а по кулуару непрерывно летят камни!
В самой верхней, части ледопада, непосредственно перед выходом на предперевальное плато, пришлось преодолеть длинную закрытую трещину. Страховка через ледобур в нижней части и через ледоруб после прохождения трещины.
Верхний цирк представляет собой довольно ровное снежное плато, вплотную примыкающее к мало выделяющимся с этой стороны вершинам. Перевал Таймази Восточный примыкает справа по ходу к вершине Таймази Главная. Перевал узнается по его характерной форме /узкая, наклоненная влево щель/.
Переход к осыпному перевальному взлету от верхнего плато по крутому снежному ребру-надуву, заканчивающемуся рантклюфтом со слабым снежным мостом. Перила 25 м через ледоруб и выступ на скалах.
Седловина перевала узкая, скально-осыпная. Тур справа по ходу на скалах.
Спуск по рыхлой осыпи 5 м на снежную подушку, за которой - снежное "болото", которое обходится справа. Верхний ледопад обходится под скалами левого борта долины. Страховка в верхней части через ледобур /фото 17/, далее через ледорубы. Пять веревок перил средней крутизны 30°. Перед самым выходом на нижнюю пологую часть ледника пришлось повесить дюльфер 15 м в огромный бергшрунд /фото 16/.
От бергшрунда двигаемся в связках по направлению к правому борту долины. Отсюда в хорошую погоду хорошо видны верхние ночевки, т.н. "Верхняя поляна Таймази".
Спуск к перемычке между ледниками Западный и Восточный Таймази, на которой и расположены ночевки, проходит по снежнику крутизной 30° и протяженностью около 100 м. НЕ разгоняться - внизу камни! Справа, с пологих бараньих лбов возможен камнепад.
Далее пересекаем обширный лавинный мост, покрывающий исток реки и оказываемся на уровне ночевок. Дальнейший спуск вниз проходит по тропе, которую надо найти на одном из зеленых моренных валов, спускающихся от ледника Восточный Таймази. Вдоль ручья, спускающегося к реке Харес идет тропа. Недалеко от впадения в реку Харес тропа переходит на правый берег ручья по мостику из досок. Переправа вброд здесь уже затруднительна.
Перевал Авсанау /IА, 2900/
Перевал расположен в северном отроге ГКХ и ведет из долины реки Гебидон на ледник Бартуй.
Хорошо набитая тропа от поляны Таймази поднимается по правому берегу реки Гебидон. Через 1,5 часа тропа выводит из леса к пологой ступени с ручьем, за которой следует крутой каменистый взлет, поросший рододендроном. За взлетом открывается следующая - весьма обширная - пологая травянистая ступень. Через 1,5 часа начинается крутой подъем на моренный вал, подпирающий предперевальный цирк с озерами. Тропа на седловину поднимается в правой по ходу части цирка, но выход на перевал возможен практически в любом месте, с дальнейшим прохождением по гребню.
Седловина травянисто-осыпная, почти под самым склоном ГКХ. Тур в центре.
Спуск по тропе, серпантином спускающейся к боковым моренам ледника Бартуй. При дальнейшем движении в сторону перевала Электрон возникает необходимость пересечь боковые конгломератные морены ледника, которые в месте выхода тропы имеют высоту до 15 м /в сторону ледника//фото 19/. Спуститься на ледник, покрытый моренным чехлом, лучше, пройдя вверх по гребню морены, где высота ее понижается.
Перевал Электрон /2А, 3400/
Перевал расположен в северном отроге ГКХ и соединяет ледники Западный и Восточный Цагардор.
От озера в кармане правобережной морены ледника Бартуй /фото 20/ поднимаемся по правой морене ледника Цагардор Западный. Морена среднекаменистая, местами встречаются туры. С морены переходим на открытый ледник крутизной до 25°. На границе открытой и закрытой части ледника лежит огромный камень, возле которого связываемся и надеваем кошки. Оставляя справа по ходу зону трещин поднимаемся на небольшую, 10-15 м ступень, крутизной 25° и выходим к пред-перевальному взлету, разрезанному бергшрундом.
Для облегчения преодоления последнего перед бергшрундом участка подъема, крутизна которого в самом верху достигает 30-35° провешиваем около 15 м перил. Слева по ходу от бершрунда тянется ледовый склон, покрытый средних размеров живой осыпью. Движение в связках до более плотной осыпи. Далее двигаемся плотной группой из-за камнеопасности склонов. В верхней части кулуар разделяется на две части выходом сильно разрушенных скал - двигаемся по осыпи правого борта кулуара. Возможен подъем по скалам /легкое лазание/.
Седловина перевала скальная, довольно узкая. Тур справа на скалах.
Спуск по средней осыпи на ледник Цагардор Восточный. Спускаемся по леднику, придерживаясь левого борта. Справа и по центру - зона трещин. Нижняя часть ледника открытая, засыпанная моренным чехлом желтого цвета. Дальнейший спуск проходит по плохо заметной тропе, идущей вдоль ручья, впадающего в реку Фастагдон. /Спуск с перевала Электрон фото 22/. Спуск от перевала до хорошо разработанных ночевок на берегу реки Фастагдон /фото 23/ занимает 2 часа.
Перевалы Фастаг + Б. ГельФгата /2Б, 3640, 4000/
Перевал Фастаг.
Через реку Фастагдон переправляемся по камням и по моренному валу на правом берегу реки за один переход достигаем основания ледника Харисбок. Связываемся и надеваем кошки.
Нижняя зона трещин преодолевается вдоль левого борта ледника по фирновому склону, крутизна которого на участке протяженность около 15 м достигала 35°. Здесь пригодился бы фирновый крюк./фото 25/. Далее по более пологой части ледника двигаемся связками по направлению к правому борту. В средней части подъема - длинный бергшрунд с ненадежным снежным мостом. Применяем попеременную страховку. Внимание, возможен камнепад со скал левого борта! От бергшрунда сворачиваем налево к скалам, вдоль которых и продолжаем дальнейший подъем до самой седловины.
Седловина перевала - скально-осыпной гребень с глубоким снежным рвом вдоль него.
Перевал Б. Гельфгата.
С седловины перевала Фастаг, не спускаясь вниз, траверсируем снежный склон, выводящий на снежную седловину справа по ходу, расположенную в отрожке, разделяющем ледник Западный Караутом и спуск с перевала Фастаг. С хребтика хорошо видны два пути подъема на перевал Гельфгата ЗА к.с. - по верхнему ледопаду ледника Западный Караугом и 2Б к.с. - слева от скального выхода, примыкающего к правой /ор./ части ледопада /фото 27/. Сам перевал, расположенный в северном ребре вершины Бурджула, виден за отрогом, разделяющим Западный и Центральный ледники Караугом /фото 29/.
Спуск с отрожка происходит по разрушенному кулуару, ведущему на снежник, спускающийся на нижнее плато ледника Западный Караугом /фото 28/. Спуск: 1 веревка перил 50 м на скальных крючьях. Снежник крутизной 30°. Пересекаем нижнее плато по направлению к его правому борту, лавируя между трещинами. Вдоль правого борта поднимаемся к характерному фирновому конусу в нижней части подъема на перевал /фото 30/. По фирновому склону крутизной 30-35° поднимаемся до бергшрунда, пересекающего весь склон. Слева по ходу бергшрунд разрушен. Отсюда провешиваем перила на двух ледобурах и скальном крюке до скал, ограничивающих подъем слева по ходу./фото 31/. По скалам провешиваются перила на скальных крючьях /фото 32/. Лазание средней сложности. От верхней части скал двигаемся плавной дугой слева-направо по фирновому склону, выводящему к председловине перевала Б. Гельфгата /фото 29, 30/. Подниматься по кулуару следует ранним утром, т.к. он обстреливается камнями с черной треугольной вершины справа по ходу. У основания этой вершины есть площадки для палаток с небольшой ветрозащитной стенкой. Дальнейший подъем на перевал сложностей не представляет. Движение в связках вдоль отрога, отделяющего Ц. и 3. Караугомские ледники. Перевальный взлет снежный около 40 м, в нижней части засыпанный снегом бергшрунд.
Седловина перевала снежно-осыпная /фото 35/ с характерным "пальцем" в центре, под которым и находится тур.
Спуск: 1 веревка перил на ледобуре 50 м. по направлению к левому скальному выходу /фото 36, 37/, оттуда траверсом вправо-вниз к правым скалам, которые в нижней своей части соединяются с бергшрундом. Высота верхней, стенки бергшрунда 3-4 м, нижней - 1,5-2 м. Ниже бергшрунда склон быстро выполаживается от 25° до 5-10°. По плато двигаемся до основания отрога ВЦСПС и легко находим проход в верхней части Караугомского ледопада, начинающегося у основания отрога ВЦСПС. Прохождение зоны трещин не потребовало особой страховки и заняло 30 минут.
Перевал Купол Воологаты /2Б, 4100/
Перевал расположен в северо-восточном углу Караугомского плато и ведет на ледник Сонгути. Прохождение перевала Купол Воологаты в связке с перевалом Воологата /2А, 4000/ позволяет спуститься на ледник Гулар, правый приток ледника Караугом.
По Караугомскому плато необходимо двигаться сперва в направлении характерной треугольной вершины Скатиком, у основания которой следует повернуть влево по ходу. Эта ветвь ледника выводит к перевалу /фото 39/.
Перевал легко узнается по треугольным скальным /ф. 40/ выходам, расположенным друг под другом. В нижней части склона рваный бергшрунд, который мы преодолели в центральной части. Дальнейшим подъем вдоль треугольных скальных выходов, слева от них /по ходу/, с дальнейшим траверсом склона по направлению к снежной яме левее купола. В яме место для трех-четырех палаток. По гребню движение связка по связке: 5 веревок по 50 м. На гребне карниз. Гребень спускается на снежную седловину /фото 41/. Тур на скалах верхнего треугольного выхода.
Спуск начинается по правому склону снежного купола. Склон лавиноопасен. Двигаемся с попеременной страховкой /фото 42/ по направлению к бергшрунду внизу склона. Перед бергшрундом вешаем две веревки перил по 50 м на катапультах из ледорубов. Вдоль бергшрунда двигаемся влево с попеременной страховкой в направлении к отрогу, похожему на застывшую волну /фото 44/, в котором находится перевал Воологата. Бергшрунд, идущий вдоль пути движения, преодолевается по разломам в левой его части. Отсюда до гребня провешиваем 60 м перил на ледобурах, идущих траверсом со спуском к скалистому выходу. В отроге видны несколько понижений. На втором из них мы находим ночевки и следы спуска группы. Спуск по кулуару по веревке, закрепленной на скальном выступе /40 м/. Далее около 100 м по снежнику до нового скального сброса, где провешивается еще 40 м перил, закрепленных на скальных крючьях. Дальнейшее движение по снежному кулуару, с последующим провешиванием двух перильных веревок /50 и 40 м/ в нижней его части. Вторая веревка идет через ледовый желоб. Дальнейшее движение вниз вдоль правого склона кулуара, местами с выходом на скалы правого борта. В нижней части кулуара двигаемся по руслу ручья. Кулуар выводит на ледник Гулар, бергшрунд в нижней части кулуара преодолевается по снежному мосту.
Спуск до поселка Дзинага.
По боковым моренам ледника Гулар выходим к старой зеленой ножевой морене, спускающейся к леднику Караугом. По верху морены идет тропа, которая приводит нас на поляну Микелая.
От поляны пересекаем язык Караугомского ледника перпендикулярно его течению и по боковым моренам за 1 час доходим до Райской поляны. Отсюда снова пересекаем ледник по тропе, помеченной турами и маркировкой краской. Через 2,5 часа тропа приводит в поселок Дзинага. Заночевать здесь можно в 1,5 км ниже на поляне около т/б "Дзинага".
5. Выводы и рекомендации.
Район представляется весьма интересным для походов 4-5 категории сложности. В "тройке" посетить Караугомское плато можно только радиально.
Погода в районе неустойчива и следует иметь запасные дни для маневрирования во времени.
Взятые нами примуса "Огонек" себя не оправдали: внизу они сильно перегревались, а на высотах выше 3800 отказывались работать вовсе, из-за чего мы остались без горячей пищи на перевале Купол Воологаты.
Трижды возникала потребность в фирновом крюке: при подъеме на перевал Фастаг, при спуске с перевала Б. Гельфгата и при спуске по снежно-фирновому кулуару с перевала Воологата Ложная, т.к. состояние склона не позволяло организовать эффективную страховку на ледобуре, а снежный покров в 1989 году был очень невелик и нельзя было воспользоваться ледорубом для закрепления перил.
В Цейском ущелье и в верховьях р.Черек Балкарский - заповедники, и для выхода через эти районы следует запастись соответствующими разрешениями.